115-ФЗ: какие документы банк может запрашивать у клиентов на законных основаниях
Какие документы требуют банки на основании 115-ФЗ
Банковскую деятельность регулирует огромное число всевозможных законов и подзаконных актов. Один из таких документов – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Во исполнение этого закона и, ссылаясь на его же нормы, банки требуют у клиентов массу разнообразной документации. Клиентам порой кажется, что запрашиваемые данные вообще никак не касаются деятельности банков и не затрагивают интересы государства. Но банкам кажется другое. К примеру, банки, проверяя чистоту сделок, запрашивают документы по стандартным договорам, которые организации заключают уже на протяжении многих лет. По мнению клиентов, такие требования банков, как минимум, являются странными, а, как максимум – противоречат действующему законодательству. В частности, например, в тех случаях, когда запрашиваемая информация составляет охраняемые законом сведения.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, к кого нет времени
1. В настоящее время банки требуют у клиентов массу разнообразной документации, проверяя чистоту сделок.
2. Идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными, требуют Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Положение Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».
3. П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.
4. Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено.
Действительно, порой банки требуют предоставления персональных сведений работников организаций, бухгалтерский баланс, сведения об уплаченных налогах и т.п. Само собой, подобные запросы вызывают у клиентов массу негодования.
Чтобы не быть голословными, приведем образец типичного письма, рассылаемого банками в адрес своих клиентов в целях соблюдения Федерального закона от 07.08.2001 №115:
Как мы видим, перечень документации весьма обширен, а в некоторых случаях он может оказаться еще больше. Причем времени на подготовку и сдачу этих документов дается подчас слишком мало, что обусловливает еще большее недовольство клиентов и их справедливое возмущение.
В связи с этим напрашивается логичный вопрос: имеют ли банки законное право требовать с клиентов все эти документы?
Законны ли требования банков о представлении документации
Как поясняют сами банки, в подобных объемах документы ими запрашиваются не просто так. Это не их личная прихоть, а требования Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов….» и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П «Об идентификации клиентов…».
Эти НПА обязывают кредитные организации идентифицировать не только самого клиента, но и проверять и фиксировать все совершаемые им сделки, которые банкам кажутся подозрительными. И если клиента можно проверить на этапе открытия ему банковского счета, то проверить чистоту сделки банк может только на стадии совершения денежных расчетов.
Что конкретно говорится в данных нормативных документах? Например, ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ гласит, что при проведении идентификации клиента, его представителя, выгодоприобретателя, а также обновлении информации о них банки вправе требовать представления соответствующих документов.
В их перечень входят документы удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (индивидуального предпринимателя). Также банком могут быть запрошены и иные документы, необходимые для исполнения требований законодательства.
А п.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства.
Приложение 2 к Положению Банка России № 499-П содержит подпункты 2.7 – 2.9, которые конкретизируют полномочия кредитных организаций по истребованию документации и сведений от клиентов.
Так, пп. 2.7. устанавливает, что банк вправе требовать от своих клиентов сведения и документы о финансовом положении, включая бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации. При этом кредитная организация в правилах своего внутреннего контроля самостоятельно определяет количество и виды документов, которые она использует в целях определения финансового положения клиента.
В пп. 2.8. указано, что банк может истребовать сведения о деловой репутации клиента и отзывы о нем других организаций, имеющих с ним деловые отношения. Кредитная организация в правилах внутреннего контроля может также самостоятельно определить и иной вид документов, которые могут быть использованы в целях определения деловой репутации клиента.
Наконец, пп.2.9. разрешает истребовать сведения об источниках происхождения денежных средств и иного имущества клиента. Перечень таких сведений опять же не является исчерпывающим.
Анализ Федерального закона от 07.08.2001 №115 и Положения Банка России от 15.10.15 № 499-П позволяет прийти к выводу о том, что право банков на истребование документации вообще практически ничем не ограничено. По крайней мере, законодательство никаких подобных ограничений не содержит, как не содержит и точный список документов, которые должны быть предоставлены по требованию кредитной организации.
Получается, что банки вправе запрашивать абсолютно любую документацию и в любом объеме. Так ли это на самом деле? БУХ.1С попросил прояснить ситуацию руководителя отдела юридического сопровождения профучастников фондового рынка ГК «ФИНАМ» Сергея Володькина.
Какие документы могут запрашивать банки во исполнение требований закона о противодействии легализации преступных доходов?
Любые документы, которые банки пропишут у себя в правилах внутреннего контроля. И обычно это открытый перечень, т.к. изначально невозможно определить полный список документов, который может понадобиться для того, чтобы определить, осуществляется данная операция с целью легализации преступных доходов или нет. Т.е. любые документы, которые могут потребоваться для анализа конкретной операции или деятельности клиента в целом.
Могут ли банки требовать информацию, содержащую личные данные третьих лиц? Например, личные данные сотрудников фирмы-клиента банка?
По закону банки обязаны идентифицировать представителя клиента (включая единоличный исполнительный орган), выгодоприобретателя клиента. А также принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарного владельца. Если это все физические лица (а бенефициарный владелец – это только физлицо), и неважно, являются ли они сотрудниками фирмы или нет, то банки обязаны требовать информацию, содержащую их личные данные.
Какие сроки подачи запрашиваемых банком документов установлены законом?
По некоторым данным сроки установлены, по другим — в нормативке написано, что банки устанавливают их сами. ЦБ считает нормальным сроком 3-7 дней, обычно банки такие сроки и устанавливают. Если банк устанавливает большие сроки, ЦБ считает, что это сделано специально, чтобы помочь клиенту уклониться от процедур Федерального закона от 07.08.2001 №115.
Что будет, если не представить запрашиваемые банком сведения?
Непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований закона, может являться основанием для отказа в проведении операции. Если банк отказал уже два и более раз – он обязан расторгнуть договор и закрыть счет клиента. Организация автоматически попадает в черный список, который ЦБ рассылается по банкам и велика вероятность, что такой организации больше ни один банк счет не откроет.
Также банк может отключить систему дистанционного обслуживания (Интернет-банк). Тогда клиент сможет распоряжаться счетом только посредством подачи бумажных платежек, что не слишком удобно, когда клиент находится, например, во Владивостоке, а банк – в Москве. И даже если клиент принесет такую бумажную платежку, банк всегда сможет воспользоваться правом на отказ в проведении операции.
Итак, получается, банки не только вправе истребовать с клиентов документы, но это является их обязанностью. Если этого не делать, банк могут оштрафовать на значительную сумму. Ответственность банков установлена ст.15.27 КоАП РФ «Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
По данной статье штрафы могут достигать 1 млн рублей, а деятельность банка может приостанавливаться на срок до 90 суток. Как следствие, у кредитного учреждения может быть отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Понятно, что банки пытаются обезопасить себя и стараются досконально проверять совершаемые клиентами расчеты. Выходит, что направление клиентам писем о представлении информации — обычная практика кредитных учреждений, связанная с соблюдением законов РФ и требований Центробанка России.
То, что банки могут истребовать у своих клиентов практически ничем неограниченный объем документов, БУХ.1С подтвердили и в Ассоциации российских банков (АРБ).
Как нам рассказала главный специалист правового департамента АРБ Вероника Кинсбурская, закон не регулирует вопрос о том, какие именно документы и сведения подлежат истребованию у физических и юридических лиц в целях проверки их непричастности к экстремистской деятельности или терроризму. Также закон не определяет порядок проведения кредитными организациями проверок деятельности своих клиентов. Что именно затребовать и как именно проверять клиентов, банк решает самостоятельно:
Точный перечень истребуемых у клиента документов и сведений, порядок проведения проверки клиента, в том числе процедура и сроки представления запрошенных документов в банк, а также порядок фиксирования полученной от клиента информации устанавливаются каждой кредитной организацией самостоятельно. Они прописываются в правилах внутреннего контроля.
Если у банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях отмывания доходов или финансирования терроризма, банк может запросить у клиента подробные сведения о целях деятельности клиента, деловой репутации, целях совершения конкретной операции и источниках происхождения денег.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физлицо, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Но при этом контролю подлежат и все прочие подозрительные операции.
Проверка деятельности клиента и совершаемых им операций может проводиться при наличии у сотрудников банка субъективных подозрений в том, что конкретная операция осуществляется в целях отмывания доходов, или финансирования терроризма. Соответствующее право предоставлено банкам в п. 3 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
В случае непредставления клиентом информации, необходимой для его проверки, банк может заблокировать счет, приостановить расходную операцию, отказаться от заключения договора, или же расторгнуть договор банковского счета (вклада) с таким клиентом.
Страдают во всей этой ситуации, конечно же, добросовестные клиенты, которые ведут торговую или производственную деятельность и никак не связаны с терроризмом и отмыванием денег. Зачастую объем запрашиваемой банком информации оказывается настолько велик, что в назначенные сроки представить документы не получается чисто физически.
Как поступать в подобных ситуациях клиентам банков? Вот такой совет дает генеральный директор консалтингового центра «Профдело» Татьяна Никанорова:
Банки должны принимать соответствующие меры, чтобы предотвратить незаконные операции. Мы понимаем, что для этого они могут запрашивать практически любые документы и в любом количестве. Бухгалтерам известны банки, которые требуют чрезмерно много. Если не представить документы в полном объеме, банк может закрыть расчетный счет. И тут кроется подвох: закрытие счета по такому основанию часто подразумевает повышенный тариф на вывод средств с расчетного счета в другой банк. Это до 10% от суммы. Можно, конечно, жаловаться в ЦБ РФ, а он уже будет определять, правомерен ли был запрос из банка или нет. Моя рекомендация для «белых» фирм: если вы получаете избыточный запрос, срочно выводите из такого банка деньги и открывайте счет в другом месте.
Можно сделать вывод, что клиентам придется исполнять требования банков о представлении документов и информации. И если имеется такая возможность, документы лучше направлять в полном объеме и точно в срок. Если же такая возможность отсутствует, а банк требует все чаще и больше, разумнее не дожидаться закрытия счета и перейти на обслуживание в другую кредитную организацию.
Раскрытие банковской тайны в угоду фискальным интересам государства
Если не хочешь, чтобы враг узнал твою тайну,
не открывай её даже другу.
Всевозможные схемы уклонения от уплаты налогов и попытки незаконного возмещения НДС из бюджета находятся под постоянным пристальным вниманием налоговой службы. При появлении подозрений в недобросовестности, налоговики в обязательном порядке проводят так называемые «встречные проверки» всех контрагентов организации, попавшей в поле интереса фискалов. При проверке они, как правило, запрашивают информацию о хозяйственной деятельности контрагента, месте нахождения его офисов и складов, наличии персонала в штате, уровне заработной платы, наличии основных средств и иные сведения.
Кроме того, при сборе доказательной базы о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды от взаимоотношений с фирмами-однодневками, наметилась тенденция все более активного обращения налоговиков за информацией в банки. Кредитные учреждения регулярно получают требования от налоговых органов о предоставлении следующих документов и сведений о своем клиенте:
- договор банковского счета;
- карточка с образцами подписей и оттиска печати;
- банковское досье клиента;
- сведения об использовании технологии «Клиент-Банк»;
- сведения об IP -адресах, с которых клиентом осуществлялся доступ к системе «Клиент-Банк», а также сведения о MAC -адресах (идентификационные номера сетевых карт компьютеров), которым были сопоставлены IP -адреса;
- документы, содержащие сведения о месте установки автоматизированного рабочего места «Клиент», администраторах системы, контактные телефоны, ФИО лиц, получивших доступ к системе «Клиент-Банк»;
- соглашение об использовании электронной цифровой подписи (ЭЦП), а также полный код ЭЦП должностных лиц организации;
- акты приема-передачи ключей, сертификатов ключей, программных средств;
- доверенности лиц (сотрудников, курьеров и иных лиц), обращавшихся в банк от имени организации.
Насколько законны и обоснованы подобные запросы налоговиков? Не нарушают ли они охраняемую законом банковскую тайну?
Гражданский кодекс РФ гарантирует клиентам банка соблюдение тайны банковского счета и вклада, операций по счету и иных сведений о юридических и физических лицах. Однако, в силу прямого указания законодательства, некоторой информацией кредитные организации все же обязаны делиться. Так, например, согласно пункту 15 статьи 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы вправе получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну в пределах, необходимых для осуществления налогового контроля.
Кроме того, статья 86 Налогового кодекса РФ налагает на банки ряд обязанностей, среди которых:
- уведомление налогового органа об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, а также об изменении реквизитов счета;
- выдача по запросу налогового органа справок о наличии счетов, выписок по операциям на счетах и сведений об остатке денежных средств на них.
Перечень документов, которые могут затребовать налоговики, носит закрытый характер. Ограничены и поводы для направления подобных запросов в банки: проведение у клиента кредитной организации мероприятий налогового контроля, а также вынесение решений о взыскании налога, приостановлении операций по счетам или об отмене приостановления операций по счетам.
Впрочем, у проверяющих есть и еще один «ключик» к банковской тайне, а именно – статья 93.1 Налогового кодекса. Как указали специалисты Минфина в своем письме от 19 мая 2010 г. № 03-02-07/1-243, согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ налоговики вправе запросить любой документ, касающийся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Зачем налоговикам IP ?
Как правило, интересуясь информацией об IP -адресах, сведениями из банковской карточки и документами из персонального дела клиента, налоговики направляют в банк требование о предоставлении документов (информации) именно в порядке, предусмотренном статьей 93.1 НК РФ. Формально нарушений в порядке обращения нет, так как банк, с которым у организации заключен договор банковского счета – такой же контрагент организации, как ее поставщики или покупатели.
Причина повышенного интереса налоговиков к вышеперечисленным сведениям, а особенно IP-адресам очевидна – информация о том, что управление банковскими счетами «однодневок» происходило с IP проверяемого налогоплательщика равносильна тому, что управление такими счетами осуществлялось этим же налогоплательщиком. Как показывает арбитражная практика, совпадение IP-адреса компании и ее контрагента в суде объяснить сложно и это становится 100-процентным аргументом в пользу налогового органа.
В 2011 г. судьи сходились во мнении, что, к примеру, отправка платежных поручений проверяемой компании и ее поставщика с одного IP-адреса свидетельствует о подконтрольности всех денежных потоков самому налогоплательщику (Постановления ФАС Московского округа от 05.03.2011 № КА-А40/140-11-2 и от 28.11.2011 по делу № А40-40756/11-20-176). В 2012 г. мнение судов не изменилось (см. Постановление ФАС Уральского округа от 13.04.2012 № Ф09-2808/12).
Конечно, можно привести аргумент, что IP-адреса совпадали потому, что офисы контрагентов находятся рядом, и партнеры могли самостоятельно подключаться к сети Wi-Fi налогоплательщика и управлять с него своими расчетными счетами. Однако такие аргументы вряд ли найдут поддержку у судей.
В настоящее время налоговики стараются избежать подобных споров и по возможности получают необходимую информацию, обращаясь в правоохранительные органы.
Технология выявления реального адреса по IP весьма проста. Определить привязку IP -адреса можно на общедоступных интернет-ресурсах. Далее направляется запрос провайдеру, который в большинстве случаев направляет официальное подтверждение привязки того или иного IP-адреса к адресу почтовому. С динамическими IP-адресами или с доступом в интернет с мобильных устройств путь к получению информации о реальном адресе чуть более сложен. Для этого проверяющим лишь необходимо узнать в банке точное время входа пользователя в «Клиент-Банк» или время осуществления платежа с точностью до секунды.
То, что банки обладают такой информацией, нет никаких сомнений. Однако на законодательном уровне за банками не закреплена обязанность по фиксированию, обобщению и хранению в течение определенного периода времени базы данных IP -адресов. Центральный Банк РФ с подачи МВД в свое время выступал с инициативой принятия соответствующих поправок в законодательство, однако пока такая мера не введена.
Предоставьте информацию! Оценивать её относимость – не ваше право.
На практике часто встречаются ситуации, когда налоговые органы, прикрываясь статьей 93.1 или 86 НК РФ, просят банк предоставить сведения, касающиеся деятельности одной организации (клиента банка) в связи с проведением мероприятий налогового контроля (например, выездной налоговой проверки) в отношении другой организации, которая клиентом банка не является.
Очевидно, что мероприятия налогового контроля проводятся в отношении лица, которое к банку не имеет никакого отношения. При этом контрольные мероприятия у клиента банка не проводятся. Если банк откажет налоговой в предоставлении сведений, то он рискует (хотя это весьма спорно) быть привлеченным к ответственности по пункту 1 статьи 135.1 НК РФ в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. Если же банк предоставит такие сведения, то он рискует нарушить положения статьи 857 ГК РФ о гарантировании клиенту банка сохранения банковской тайны. Это может повлечь взыскание с банка понесенных клиентом убытков.
Статья 135.1 НК РФ устанавливает ответственность банка за непредставление им справок (выписок) по операциям и счетам в налоговый орган в порядке пункта 2 статьи 86 НК РФ. Это следует из прямого указания, содержащегося в данной норме. Таким образом, к ответственности по вышеназванной статье Налогового кодекса банк может быть привлечен только в случае непредставления им в налоговый орган справок (выписок) по операциям и счетам клиентов банка по мотивированному запросу налогового органа, оформленному согласно статье 86 НК РФ при проведении мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций — клиентов банка.
Если выяснится, что налоговый орган проводит выездную налоговую проверку в отношении одного хозяйствующего субъекта, а запрашивает информацию (именно в порядке пункта 2 статьи 86 НК РФ) в отношении другого хозяйствующего субъекта, то банк не может быть привлечен к ответственности по статье 135.1 НК РФ (Определения ВАС РФ от 18.09.2008 № 10846/08 по делу № А40-48954/07-35-297, и от 17.09.2008 № 10407/08 по делу № А40-48878/07-111-238).
Если же документы у банка истребуются на основании статьи 93.1 НК РФ, тогда инспекторы опять же могут затребовать только сведения, касающиеся непосредственно того клиента кредитной организации, у которого проводится проверка. Это напрямую следует из пункта 1 данной статьи. Однако Федеральная налоговая служба в своем письме от 18 ноября 2011 года № АС-4-2/19341 высказывает позицию, согласно которой пункт 2 статьи 86 НК РФ при запросе сведений у банка не ограничивает налоговиков в истребовании документов у иных лиц, не являющихся проверяемым налогоплательщиком. То есть проведение проверки в отношении одной организации и запрос сведений о другой, равносильно тому, что и в отношении второй организации также проводятся мероприятия налогового контроля. ФНС поясняет, что при таких обстоятельствах налоговые органы, осуществляющие мероприятия налогового контроля в отношении как самого налогоплательщика, так и иных лиц, вправе, руководствуясь пунктом 2 статьи 86 НК РФ, направить запрос в банк в рамках статьи 93.1 кодекса.
Арбитражная практика по этому вопросу идет вразрез с официальным мнением налоговой службы. Примером тому является постановление Президиума ВАС РФ от 18 октября 2011 г. № 5355/11. Судьи ВАС признали, что при отсутствии в запросе сведений о наличии связи между проверяемой организацией и клиентом банка привлечение банка к ответственности за непредоставление документов незаконно.
В другом Постановлении ВАС от 23 июля 2009 г. № 1681/09 судьи также заняли сторону банка, однако поводом для отказа в привлечении к ответственности послужил тот факт, что в качестве мотива направления запроса в банк налоговики указали фактическое отсутствие общества по адресу регистрации. После этого специалисты ФНС, в уже упомянутом письме от 18 ноября 2011 года № АС-4-2/19341 проинструктировали своих коллег, чтобы те формулировали свои запросы правильно и указывали именно то лицо, информация по которому им необходима, и в связи с какими контрольными мероприятиями. Если же проверяющие будут оформлять запросы подобным образом, то останется надеяться, что судебная практика выработает позицию, согласно которой истребование документов у контрагента не является самостоятельным мероприятием контроля и не может служить основанием для истребования документов у банка.
Понятие банковской тайны размывается.
В ряде стран за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, предусмотрена уголовная ответственность.
И на это «святое» в финансовом мире понятие покусились европейцы. «Банковская тайна устарела», — заявил министр финансов Франции Пьер Московичи. Из-за излишней закрытости счетов для налоговых органов страны ЕС недополучают триллион евро бюджетных поступлений, сказал он. Создание общеевропейской системы поддержали практически все ведущие страны Евросоюза. Особняком пока держатся только австрийские власти, считая, что государство не должно «лезть в дела частных вкладчиков» 1 .
Кроме того Минфином также было выпущено еще одно интересное письмо с формулировкой «довести до сведения кредитных организаций» — письмо от 19.09.2011 № 03-08-07/1. В нем сказано, что согласно соответствующим положениям конвенций об избежании двойного налогообложения между Россией и Германией, а также между Россией и Чехией, ФНС России имеет право запрашивать у банков информацию в отношении физических лиц, предоставление которой предусмотрено статьей 86 НК РФ в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, для последующего направления ее, соответственно, чешскому или германскому компетентному органу. Однако формулировки этих международных соглашений, на которые имеется ссылка в вышеупомянутом письме, не позволяют однозначно установить наличие обязанности банка по раскрытию соответствующей информации по запросу налогового органа. При таком подходе Минфина понятие «банковская тайна», сформулированное в статье 857 ГК РФ, фактически корректируется международными налоговыми соглашениями.
Остается лишь констатировать, что понятие банковской тайны постепенно размывается, а приоритет отдается фискальным интересам государства, а не конфиденциальности банковских операций бизнеса и граждан.
Бюро кредитных историй — что это?
Вы подали заявление на оформление кредита, собрали все нужные документы, нашли поручителей… Но получили отказ. В чем дело? Скорее всего, вас подвела кредитная история. Credits.ru выяснили, что знает о заемщиках бюро кредитных историй (БКИ), и можно ли исправить «подмоченную» репутацию.
Мы все под колпаком у БКИ?
За последние десять лет весомая часть взрослых российских граждан (по банковской статистике, свыше 30 млн человек) хотя бы один раз брали кредит или открывали кредитную карту. Если вы входите в их число, ваше персональное досье с вероятностью 99,9% хранится в одном из многочисленных бюро кредитных историй (БКИ). Банки постоянно пополняют существующую базу, передавая в БКИ новые сведения о заемщиках.
Бюро кредитных историй официально действуют в России с 2005 года. Они осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона № 218-ФЗ «О кредитных историях от 30.12.2004.
Кредитное досье заемщика X-Files
Что же скрывает заветная папка кредитного досье? «Секретные материалы» состоят из трех частей.
Титульная часть кредитной истории
В нее включены персональные данные заемщика, по которым его можно идентифицировать.
Для физических лиц — это основные паспортные данные: фамилия-имя-отчество, дата рождения, серия и номер паспорта, адрес, семейное положение и т.п.
Для юридического лица — полное и сокращенное наименование, и все коды государственной регистрации: ИНН, ЕГРН и т. д.
Основная часть кредитной истории
Это самый интересный и полный раздел. Сюда помещается вся информация о ваших прошлых и нынешних кредитных обязательствах, а также сведения о месте работы, уровне заработной платы, и все прочее, что вы сообщали банку при оформлении кредита.
А также то, что банк сумел самостоятельно выяснить о вас с помощью внутренней службы безопасности.
В основной части отражено, какие суммы вы брали, где и когда, на какой срок, под какой процент, насколько четко соблюдали график платежей, погасили ли кредит в срок и в полном объеме.
Если вы сами не брали кредит, но выступали поручителем у родственника или друга, это тоже фиксируется.
Наконец, если вы пользовались в кредит услугами телефонных компаний, или несвоевременно гасите коммунальные платежи, эти сведения тоже могут попасть в основную часть досье.
Дополнительная (закрытая) часть кредитной истории
В нее входит информация об источниках формирования кредитной истории (кредиторах), а также обо всех пользователях, когда-либо обращавшихся к вашему досье.
Кстати, имейте в виду, что кредитная история передается в бюро кредитных историй только при наличии письменного или иным способом документально оформленного согласия заемщика. Поэтому абсолютное большинство банков предусмотрительно включает в кредитный договор пункт о согласии заемщика на передачу его данных в БКИ.
Как обратиться в бюро кредитных историй?
Можно ли «простому смертному» познакомиться со своим кредитным досье? Ответ — да. Для этого необходимы несколько последовательных шагов.
Выясните, в каком из кредитных бюро хранится ваше персональное дело.
Проще всего это сделать через официальный сайт Банка России, перейдя с главной страницы на вкладку «Центральный каталог кредитных историй».
Следуя указаниям системы, нужно будет ввести свои персональные данные и код субъекта кредитной истории — это своего рода «идентификационный чип» для заемщика.
По идее, он присваивается тем банком, который оформил вам кредит, одновременно с подписанием договора. Но если такой код вам не присвоен, или вы его напрочь забыли, не огорчайтесь.
Получить или восстановить его просто: для этого достаточно обратиться в любой банк (хотя лучше всего в тот, где брали кредит) или в любое БКИ, ближайшее к вашему месту жительства. Код бесплатно оформят при предъявлении паспорта. Приятная новость — он является бессрочным, то есть пользоваться им вы сможете неоднократно.
Нанесите визит в БКИ
Итак, вы получили код, ввели его на сайте Банка России и отыскали в Центральном каталоге нужное вам кредитное бюро.
Отправляйтесь туда, опять-таки захватив с собой паспорт: по закону, содержание могут открыть только вам как заемщику или банку-кредитору. Случается, что вы живете в одном городе, а ваше персональное кредитное досье хранится в БКИ в другом городе.
Если у вас нет возможности поехать туда, отправьте в бюро запрос с просьбой переслать данные, предварительно заверив свою подпись у нотариуса.
Имейте в виду, что один раз в год вы имеете право познакомиться со своей кредитной историей совершенно бесплатно — некоторые БКИ скромно умалчивают об этом нюансе.
Также полезно знать, что и при личном обращении, и при письменном запросе информация должна быть предоставлена вам в течение десяти дней.
Проверьте досье
После того, как вам тем или иным способом откроют доступ к досье, тщательно изучите все документы в каждой из трех частей.
Проверьте персональные данные, наименования банков-кредиторов, суммы и сроки кредитов, точность и полноту сведений об их погашении.
Отдельно изучите информацию о поручительствах — здесь бывают неприятные сюрпризы.
Например, бывшая супруга, для который вы стали гарантом платежеспособности, допускала регулярные просрочки или вовсе «раздумала» выплачивать остаток долга; в таком случае вы как поручитель могли оказаться в ответе за чужое легкомыслие.
А можно ли что-то исправить в кредитной истории, если она оказалась «подмоченной», или оспорить факты?
Закон дает заемщику такую возможность. Если вы считаете, что какие-то сведения в досье ошибочны, напишите заявление на имя руководителя БКИ. В течение месяца бюро обязано провести перепроверку информации, которую вы оспариваете. На время проверки, в деле ставится соответствующая пометка. Но кредитную историю исправят только в том случае, если банк-кредитор подтвердит свою ошибку и снимет претензии.
Адреса БКИ в Москве
Учет и контроль: берегитесь мошенников!
Увы, утечка персональных данных, номеров телефонов и адресов из различных коммерческих организаций — печальная реальность.
Однажды вам могут позвонить неизвестные люди и, представившись «сотрудниками Бюро кредитных историй «Пупкин и кредитный консультант» (название обычно произносится неразборчиво), начать вещать о якобы висящем на вас непомерном долге.
У вас сперва в жесткой форме потребуют возврата долга, а затем предложат за определенную плату решить вопрос — «подчистить» кредитное досье.
Не поддавайтесь на провокацию и не паникуйте
Даже если у вас в самом деле есть непогашенные долги, в данном случае вам со 100% вероятностью звонят мошенники.
Дело в том, что любое БКИ — коммерческая организация.
Само по себе оно не является ни надзорным, ни контролирующим органом, и не имеет никаких полномочий для осуществления, к примеру, коллекторской деятельности.
Согласно определению Центробанка, бюро кредитных историй лишь оказывает «услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг».
Более того, все БКИ, зарегистрированные в соответствии с требованиями закона, и ведущие свою деятельность официально, должны быть включены в единый реестр Федеральной службы по финансовым рынкам России (Государственный реестр бюро кредитных историй).
Подведем итоги
Бюро кредитных историй — не злобный монстр, создающий проблемы заемщикам, а удобная справочная система, которая помогает привести в порядок финансовые дела. Воспользоваться услугами этой системы может любой желающий. Если вы регулярно привлекаете заемные средства для решения тех или иных проблем, или выступаете поручителем для родственников или деловых партнеров, как можно скорее оформите код доступа к своему кредитному досье: пригодится.
Банковское досье клиента для налоговой что это
Выписка отражает расходные и приходные операции по счету клиента. Банк обязан хранить выписки в течение 5 лет и предоставлять их клиенту по первому требованию. Получить документ клиент может лично в офисе или, запросив на электронную почту. Способ хранения документа клиент выбирает самостоятельно. На законодательном уровне разрешено хранить информацию в бумажном или электронном виде.
Что такое выписка по банковскому счету
Выписка из банка по счету (bank statement) – документ, предоставляющий сведения о состоянии счета и движении денег на нем. Выписка – это копия записей банка о счете, которая выдается клиенту.
По сути, выписка для юридического лица – это первичный документ для бухгалтерии, выступающим фундаментом для налогового и бухгалтерского учета. Для физического лица это документ для контроля расходных и приходных операций.
Зачем нужна выписка по счету
Открыть счет в банке может не только юридическое, но и физическое лицо. У физического лица все операции по счету также отображаются в выписке, как и для организаций.
Физическим лицам отчет по счету может потребоваться при получении визы или кредита. Изредка документ запрашивается для подтверждения проведенной сделки или платежеспособности.
Статья 9 ФЗ «О бухгалтерском учете» обязывает юридических лиц подтверждать все операции. В законе четко не прописано про банковские выписки, но они подходят, и поэтому компании их запрашивают.
Выписка для юрлица может потребоваться в таких случаях:
- для переговоров с партнерами или инвесторами;
- при составлении бизнес-плана;
- при участии в тендере;
- для получения кредита на развитие бизнеса;
- по запросу из суда, прокуратуры;
- при реорганизации или ликвидации компании.
Способы получения выписки по счету
Ежемесячно в отчетную дату банк направляет отчет по счету клиенту на электронный адрес. Если нужен оригинал, с печатью банка, то получить его можно несколькими способами.
Способы получить выписку есть такие:
Офис банка | Следует предъявить паспорт или доверенность, если документ запрашиваться третьим лицом. Срок выдачи документа не превышает 10 минут. |
Через «Почту России» | Отправить запрос заказным письмом или через форму «обратная связь» на официальном сайте банка. |
По электронной почте | Запросить отчет по счету можно через специалиста онлайн-чат или позвонив по телефону «горячей линии». |
Через смс-сообщение | Вариант подходит, если подключена платная услуга смс-информирования. |
Банкомат | Способ актуален, если у вас есть карта банка, привязанная к счету. |
Устно получить информацию можно через сотрудников службы поддержки.
Обратите внимание! Выписка через банкомат включает не более 10 операций:
Какая информация отражена в выписке
Визуально выписка напоминает таблицу, в которой отражается: дата операции, сумма, назначение транзакции и реквизиты сторон. Утвержденной формы на законодательном уровне нет, поэтому формы выписок в банках могут отличаться друг от друга, но содержимое остается неизменным.
В выписке по расчетному счету должны быть:
- сведения о владельце счета: ФИО, паспортные данные;
- номер расчетного счета, по которому представлены сведения;
- название банка и его реквизиты;
- валюта каждой транзакции;
- общие число транзакций за период (обычно месяц);
- счет отправителя;
- дата и время по каждой операции;
- баланс счета;
- сведения по дебету и кредиту.
Юридическим лицам может потребоваться расширенная выписка. Кроме указанных сведений в ней отражено:
- способ проведения транзакции: через кассу, интернет-банк или банкомат;
- кто является контрагентом: ИП или ООО;
- название товара или услуги, в счет оплаты которой отправлены или зачислены деньги;
- сумма комиссии, которую начислил банк за проведение операции.
Бухгалтер предприятия проверяет выписку в день выдачи. Цель проверки:
- выявление неточностей и ошибок;
- контроль за движением денег по счету;
- создание справочных сведений;
- передача выписки в архив, для хранения.
Сколько хранится выписка по р/с
Согласно ФЗ № 395-1 «О деятельности банков» есть такие требования:
- все расчеты должны быть документированы по нормам ЦБ (статья 31);
- банки должны хранить информацию по всем операциям в течение 5 лет и по запросу предоставлять их (статья 40.1).
Пример! Сидоров Василий февраля 2020 года обратился в Сбербанк и запросил выписку за май последних пяти лет: с 2014 по 2019 года. Специалист Сбербанка отказал в выдаче выписки за 2014 год, поскольку прошло более 5 лет, и она уничтожена. За остальные годы Василий получил отчет по счету.
Бухгалтер или руководитель компании сам решает, сколько хранить выписку, принимая во внимание сферу деятельности. Некоторые крупные компании предпочитаю хранить информацию в течение 10 лет или дольше.
С появлением интернет-банка хранение сведений упрощается.
Электронные выписки
Печатать выписки или можно хранить их в электронном виде? Однозначного ответа до сих пор нет, как и нет закона, который запрещал бы компаниям хранить сведения по счету в электронном виде.
В законе «О Бухгалтерском учете» наоборот указано, что первичные документы можно хранить на компьютере.
Но что лучше: электронная или бумажная выписка? В пользу электронного документа свидетельствуют некоторые тенденции:
- некоторые банки оказывают услуги дистанционно и могут направлять информацию по счету через интернет;
- компаниям с несколькими счетами проще систематизировать информацию и хранить ее на компьютере, чем размножать кипы бумаг в архиве;
- для хранения бумажных отчетов потребуется их сшить и подготовить опись, а электронный документ только сохранить в папке.
Компании, делающие выбор в пользу электронного документооборота, должны помнить о безопасности. Нельзя хранить сведения на сторонних серверах или в облачном хранилище. В этом случае информация может попасть к злоумышленнику. Лучше купить отдельный электронный носитель, на который будет посещен архив.
Где брать выписку, если банк закрыт
Предположим, клиент приобрел машину в 2018 году. В 2019 году налоговая организация попросила отчитаться её и предъявить выписку, подтверждающую происхождение денег. В этот момент клиент может столкнуться с проблемой предъявления выписки, поскольку многие банки обанкротились. Разберем, что делать в такой ситуации и как получить выписку.
Первое, что следует сделать, это узнать, кто назначен временной администрацией. Для этого нужно:
- перейти на официальный сайт Центрального банка;
- войти в раздел «Банковский сектор»;
- выбрать «Ликвидация кредитных организаций.
Откроется список, в котором нужно выбрать наименование банка, где был открыт счет, и посмотреть приказ о назначении временной администрации. После обратиться к ним для получения выписки.
Получить информацию можно через официальный сайт АСВ, в разделе «ликвидация банков».
Важно учитывать, что согласно п.1 ст.189.27 ФЗ-127 от 26.10.2002 г. временная администрация работает 6 месяцев. В некоторых случаях срок может быть продлен до 18 месяцев.
Получить выписку можно у куратора. В отчете на сайте будет указан его телефон и ФИО.
Вот что ответили сотрудник Сбербанка, на вопрос: куда обращаться за выпиской, если банк банкрот и его нет уже несколько лет.