Для объектов какой категории разрабатываются технологические нормативы
Статья 23. Технологические нормативы и технические нормативы
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23
1. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
2. Технологические нормативы устанавливаются на основе технологических показателей, не превышающих технологических показателей наилучших доступных технологий, комплексным экологическим разрешением, выдаваемым в соответствии со статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
3. Технологические показатели наилучших доступных технологий устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона не позднее шести месяцев после опубликования или актуализации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 настоящего Федерального закона.
4. Правила разработки технологических нормативов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
5. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам I категории, комплексным экологическим разрешением устанавливаются технологические нормативы на основе технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, установленных Правительством Российской Федерации на основе информационно-технического справочника по наилучшим доступным технологиям в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов с учетом мощности очистных сооружений централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, а также категорий водных объектов или их частей, в которые осуществляется сброс сточных вод.
Правила отнесения водных объектов к категориям водных объектов для целей установления технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов утверждаются Правительством Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5.1. Для объектов централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, отнесенных к объектам II категории, в случае выдачи на них комплексного экологического разрешения в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются технологические нормативы в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 225-ФЗ)
6. В отношении двигателей передвижных источников загрязнения окружающей среды технические нормативы устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Приказ Минприроды России № 89 от 14 февраля 2019 г. Об утверждении Правил разработки технологических нормативов
Правила определяют порядок разработки технологических нормативов в части выбросов, сбросов загрязняющих веществ.
Важное из приказа:
- Технологические нормативы разрабатываются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими или планирующими осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах I категории, а также на объектах II категории, в ходе подготовки заявки на получение комплексного экологического разрешения или заявки на пересмотр комплексного экологического разрешения.
- Технологические нормативы разрабатываются для планируемых к вводу в эксплуатацию и действующих объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
- Величина годового выпуска продукции определяется как показатель максимального объема произведенной продукции на объекте технологического нормирования в течение года за несколько лет, но не более пяти лет, предшествующих году, в котором производятся расчеты технологических нормативов.
Номер опубликования: 0001201904040043
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации: № 54273 от 04 апреля 2019 г.
Новости
КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ МИНПРИРОДЫ РОССИИ ОТ 14.02.2019 N 89 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ»
Источник:http://www.ecoindustry.ru/news
Комментарий ЭКОТИМ на опубликованный 11 апреля в телеграм канале "Зеленый змий" greenserpent отзыв на утвержденный приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89 "Об утверждении Правил разработки технологических нормативов", на наш взгляд, в отдельных местах трактует изменения в сфере нормирования, не уделяя должного внимания сути перехода на НДТ и новое нормирование, и несколько преувеличивает изъяны нового законодательства. Хотя, безусловно, в этом новом законодательстве и присутствуют определенные пробелы.
В отношении технологических нормативов Федеральный закон "Об охране окружающей среды" № 7-ФЗ определяет в общем, что представляют из себя технологические нормативы и как они устанавливаются. Речь идет о том, что в отличии от существующих (санитарно-гигиенических, рыбохозяйственных) нормативов технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом в качестве наилучшей доступной на данный период времени, к единице выпускаемой продукции по такой технологии. Но 7-ФЗ не определяет на какие конкретно вещества (все или только определенные) эти нормативы устанавливаются. В законе идет отсылка к Правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (см. п. 4 ст. 23), т.е. к обсуждаемому приказу.
Смысл реформы нормирования заключается в уделении пристального внимания основным загрязняющим веществам, характерным для конкретной технологии, и ужесточении требований по отношению к ним (в виде, в том числе, непрерывных замеров выбросов этих веществ). При этом опираться при установлении технологических нормативов будут на показатели, определенные для наилучшей доступной технологии (наиболее «чистой» из имеющихся). Такие основные вещества определены в справочниках НДТ, разработанных по отраслям, как маркерные – это вещества, выброс которых для конкретной отрасли критичен. Кроме того, под контролем остаются и опасные вещества (вещества I, II класса опасности).
Остальные же вещества неприоритетны или из-за их незначительного количества, или из-за их непрофильности для данного вида производства, или из-за их низкой токсичности.
Другой вопрос — качество разработки справочников НДТ. В части уже утвержденных справочников НДТ имеются существенные пробелы. Зачастую в них отсутствуют значения технологических показателей, необходимых для установления технологических нормативов и обеспечения работоспособности новой системы нормирования.
Кроме того остается регулирование в сфере санитарно-защитных зон (СЗЗ), установление которой, при необходимости, ни для какой категории объектов никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ. Действующие объекты (в том числе и объекты I категории) должны удостовериться в отсутствии превышения нормативов химического (в том числе) воздействия за контуром по всем выбрасываемым загрязняющим веществам (Постановление Правительства РФ № 222 от 03.03.2018), новые объекты НВОС делают это на этапе проектирования.
Остается также вопрос, что делать предприятиям I категории, для которых не утверждены перечни маркерных веществ в рамках справочников НДТ.
Согласимся, что технологический норматив действительно устанавливается для совокупности источников (по объекту в целом). Но наравне с этим в комплексном экологическом разрешении (КЭР) устанавливаются показатели для контроля технологических нормативов (см. табл. 1.2.2 и 1.3.2 формы КЭР). Они как раз устанавливаются по каждому источнику, исходя из максимально-разового значения.
Кроме того, по веществам I, II класса опасности в части нормирования выбросов остается все как было. Т.е. нормативы как максимальный, так и годовой, устанавливаются по источникам.
Для объектов какой категории разрабатываются технологические нормативы
Правовой EHS консалтинг
Наша работа — Ваше спокойствие в изменчивом мире
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ НДТ (часть 1)
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.07.2018; далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) дает общее представление о том, что такое технологические нормативы и как они устанавливаются. В апреле был конкретизирован порядок разработки технологических нормативов в части выбросов и сбросов загрязняющих веществ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ
В Федеральном законе № 7-ФЗ речь идет о том, что в отличие от существующих нормативов (санитарно-гигиенические, рыбохозяйственные), технологические нормативы привязываются к конкретной технологии, определенной компетентным органом в качестве наилучшей доступной технологии (далее — НДТ) на данный период. При этом Федеральный закон № 7-ФЗ не определяет, для каких именно веществ (для всех или для некоторых) такие нормативы устанавливаются, в этой части идет отсылка к правилам разработки технологических нормативов, которые устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правила разработки технологических нормативов (далее — Правила) утверждены Приказом Минприроды России от 14.02.2019 № 89.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Смысл реформы нормирования заключается в том, чтобы уделить пристальное внимание основным загрязняющим веществам, характерным для конкретной технологии, и ужесточить требования по отношению к ним (в числе таких требований — автоматический контроль выбросов и сбросов). При этом опираться при установлении технологических нормативов необходимо на показатели, определенные для НДТ (наиболее «чистой» технологии из имеющихся). Такие основные вещества определены в отраслевых справочниках НДТ как маркерные — вещества, выброс (сброс) которых для конкретной отрасли критичен.
Также под контролем через контроль соблюдения ПДК остаются вещества I и II классов опасности . Остальные же вещества неприоритетны — по причине их незначительного количества, низкой токсичности или непрофильности для данного вида производства.
Кроме того, необходимость установления санитарно-защитных зон (далее — СЗЗ) ни для какой категории объектов никто не отменял. Если по каким-либо веществам, не попавшим под нормирование выбросов, будет установлено превышение гигиенических нормативов за контуром объекта, то необходимо будет установить СЗЗ и контролировать выброс данного вещества в соответствии с законодательством в сфере СЗЗ.
Итак, Федеральным законом № 7-ФЗ предусмотрено, что технологические нормативы разрабатываются для объектов I категории и устанавливаются комплексным экологическим разрешением (далее — КЭР). Объекты II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующих справочников НДТ, в этом случае владельцев таких объектов тоже затронет расчет технологических нормативов.
Технологические нормативы должны разрабатываться владельцами указанных выше объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), в ходе подготовки заявки на получение КЭР (в последующем также заявки на пересмотр КЭР), и отсутствие правил разработки таких нормативов не позволяло составить заявку на получение КЭР. Утверждение Правил дает возможность отдельным объектам I категории (но не всем!) начать процедуру получения КЭР.
Правилами установлено, что технологические нормативы разрабатываются для объекта НВОС, а также для его частей (далее — объекты технологического нормирования), на которых реализуются или планируется реализация технологических процессов, используется оборудование, применяются технические способы и методы при производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказании услуг, в отношении которых в справочниках НДТ описаны идентичные технологические процессы, оборудование, технические способы и методы, а также установлены технологические показатели НДТ, в т.ч. для выбросов, сбросов.
Отметим, что не все, кто рассчитает технологические показатели, смогут подать заявку на получение КЭР, т.к. не сформирована нормативная база по установлению временно разрешенных выбросов и сбросов: ждем нормативный правовой акт, регламентирующий разработку программы повышения экологической эффективности.
Извлечение из Федерального закона № 7-ФЗ
Статья 23.1. Временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы
1. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов [. ] устанавливаются временно разрешенные выбросы, временно разрешенные сбросы.
2. Установление временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов допускается только при наличии плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности [. ].
Статья 67.1. План мероприятий по охране окружающей среды, программа повышения экологической эффективности
В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности.
Технологические показатели устанавливаются нормативными документами в области охраны окружающей среды, т.е. нормативными правовыми актами Минприроды России, — данное требование заложено в п. 3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ. При этом Правила нормативные документы Минприроды России вообще не упоминают, но упоминают справочники НДТ.
Требования Федерального закона № 7-ФЗ будут исполняться природопользователями путем применения для расчета технологических нормативов технологических показателей из соответствующих нормативных документов Минприроды России — часть из них уже утверждена (далее рассмотрим их подробнее). Остальные хозяйствующие субъекты могут подождать утверждения нормативных документов для своей отрасли или же воспользоваться технологическими показателями из справочников НДТ. Однако, напоминаем, это дело добровольное, т.к. справочники НДТ не являются нормативными правовыми актами.
Полагаем, пока можно подождать актуализации справочников НДТ . Рекомендуем активно участвовать в актуализации тем предприятиям, для отраслей которых технологические показатели по загрязняющим веществам не установлены.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Рекомендация «подождать» подходит не для всех. Последний этап актуализации пройдет в 2024 г., и если справочник для вашей отрасли будет актуализирован на завершающем этапе, то вы рискуете не успеть получить КЭР к 2025 г., если будете ждать выхода актуализированного справочника. Также о возможности/невозможности подождать стоит подумать 300 предприятиям — первопроходцам в получении КЭР.
Надо ли спешить с получением КЭР в остальных случаях, стоит оценить отдельно для каждого объекта НВОС.
Получение КЭР приведет к определенным выгодам при расчете платы за НВОС в части выбросов и сбросов. Плата будет рассчитываться только по веществам, указанным в КЭР (помимо технологических нормативов это еще вещества I и II классов опасности). Подход к расчету платы за выбросы и сбросы при переходе с разре шения на КЭР не изменится. Однако за вещества III и IV классов опасности платить не придется, т.к. нормативы их выброса КЭР не устанавливаются. К тому же плата за выбросы и сбросы в пределах технологических нормативов будет равна нулю.
Стоит учесть, что при актуализации справочников НДТ могут быть актуализированы и технологические показатели (например, стать строже). Если установленные на сегодняшний день технологические показатели вас устраивают, можете пробовать подавать заявку на получение КЭР.
В любом случае, пока законодатель установил действительность имеющихся разрешительных документов до окончания срока их действия и возможность обновления их по старой процедуре, можно наблюдать за развитием взаимоотношений между природопользователями и госорганом, выдающим КЭР.
ПОРЯДОК РАСЧЕТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ
На основании анализа используемых на объекте НВОС технологий, сравнения их с данными отраслевого справочника НДТ выявляются объекты технологического нормирования и определяются удельные значения масс выбросов (сбросов). Удельные значения масс выбросов (сбросов) определяются путем деления годовых валовых выбросов, годовой массы сбросов каждого маркерного вещества на вели чину годового выпуска продукции на объекте технологического нормирования.
Если технологические показатели НДТ установлены в виде удельного значения массы выбросов (сбросов) маркерных веществ на единицу производимой продукции, то технологический норматив определяется умножением рассчитанного удельного показателя на объем производимой продукции, при этом расчетный удельный выброс (сброс) не может превышать технологический пока затель НДТ, в противном случае технологический норматив будет рассчитан путем умножения показателя НДТ на годовой выпуск продукции.
Если технолог ические показатели НТД установлены в виде концентраций маркерных веществ, сравнивать с показателем НДТ нужно максимальную концентрацию загрязняющего вещества:
— для действующих объектов — по результатам инвентаризации или производственного экологического контроля (далее — ПЭК) за последние 5 лет;
— для строящихся объектов — по данным проектной документации на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В случае непревышения максимальной концентрации показателя НДТ технологический норматив определяется через рассчитанный удельный показатель и годовой объем продукции по вышеописанному алгоритму; в случае превышения технологический норматив рассчитывается путем умножения показателя НДТ на годовой объем газовой смеси или годовой расход сточных вод, определяемые согласно программе повышения экологической эффективности.
В полной мере изложенная схема расчета технологических нормативов распространяется на действующие объекты. На планируемых к строительству объектах технологические показатели превышать показатели НДТ не могут, т.е. технологический норматив устанавливается через удельный показатель и годовой объем продукции.
Технологический норматив устанавливается для совокупности источников (по объекту в целом). Наравне с этим в КЭР определяются показатели для контроля соблюдения технологических нормативов (см. табл. 1.2.2 и 1.3.2 формы КЭР) — они как раз устанавливаются по каждому источнику, исходя из максимально разовых значений.
Кроме того, по веществам I и II классов опасности в части нормирования выбросов и сбросов остается все как прежде, т.е. нормативы (и максимальный, и годовой) устанавливаются по источникам.
Отметим, что не для всех областей НДТ перечень веществ, по которым будут устанавливаться технологические нормативы (и нормативы веществ I и II классов опасности), соотносится с перечнем веществ, предусмотренным Правилами со здания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ и (или) сбросов загрязняющих веществ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262.
Например, в отрасли производства неорганических химических веществ (производство хромовых соединений) основное загрязняющее вещество, по которому установлены технологические показатели НДТ, отсутствует в перечне веществ, источники выбросов которых подлежат оборудованию системами автоматического контроля. Видимо, владельцы таких объектов будут контролировать соблюдение технологических нормативов по старинке — выполняя периодические замеры.
Также не установлено, какие нормативы необходимо разрабатывать владельцам объектов , у которых есть маркерные вещества — вещества I или II класса опасности. Полагаем, что технологические, исходя из логики реформы. Но логику правоприменителя мы пока не знаем.
Приняты первые нормативные документы в области охраны окружающей среды в соответствии с п. 3 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ, устанавливающие технологические показатели.
На основании подобных нормативных документов природопользователи могут рассчитать технологические нормативы в соответствии с Правилами и сформировать заявку на получение КЭР. Исключение составляют только владельцы объектов технологического нормирования, технологические показатели которых превышают показатели НДТ, — такие субъекты ждут утверждения правил разработки программы повышения экологической эффективности.
Принятые нормативные документы удобны для природопользователей с точки зрения подсказки — по каким веществам нормировать. Минприроды России в своих приказах переписало технологические показатели из справочников НДТ с корректировкой наименований показателей в соответствии с перечнем загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (далее — Перечень № 1316-р).
В тех отраслях, где нормативные документы в области охраны окружающей среды, устанавливающие технологические показатели, еще не приняты, стоит ознакомиться с их проектами на предмет соответствия справочнику НДТ. Несоответствия принятых приказов в отдельных областях показаны ниже. Последствия таких несоответствий могут выявиться на практике при получении КЭР.
Приказ Минприроды России от 15.03.2019 № 163 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи драгоценных мета ллов «»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 49-2017 «Добыча драгоценных металлов» (далее — ИТС 49-2017).
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 173 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства драгоценных металлов«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 14-2016 «Производство драгоценных металлов» (далее — ИТС 14 2016).
Интересно, что одно и то же загрязняющее вещество из ИТС 49 2017 и ИТС 14-2016 — «взвешенные вещества (код 2902)» — в предыдущем документе установлено как «взвешенные вещества», а в данном Приказе — как «пыль неорганическая с содержанием кремния менее 20 процентов».
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 175 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства твердых и других неорганических химических веществ«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 19-2016 «Производство твердых и других неорганических химических веществ» (далее — ИТС 19-2016). Правда, в данный Приказ не попали технологические показатели выбросов производства солей на основе хлорида натрия (поваренная соль, натрий хлористый технический), т.к. определенные ИТС 19-2016 маркерные вещества, характерные для выбросов данного производства (натрий хлорид и калий хлорид), не содержатся в Перечне № 1316-р. Эти вещества не попадут под нормирование и как вещества I и II классов опасности, т.к. класс их опасности не установлен.
При этом трикальций дифосфат, выделяющийся при переработке апатитового концентрата, для которого ИТС 19-2016 установлен технологический показатель выбросов, включен в перечень технологических показателей как «взвешенные вещества», потому что такого вещества, как трикальций дифосфат. в Перечне № 1316-р тоже нет.
Указанные хлориды тоже выделяются в виде твердых веществ (при сушке готового продукта), очистка выбросов от них производится как от взвешенных веществ. Почему бы не включить их в перечень технологических показателей в виде взвешенных веществ?
А пока производства солей хлорида натрия остаются без технологических показателей, установленных нормативным документом в области охраны окружающей среды, как того требует Федеральный закон № 7-ФЗ.
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 176 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства изделий дальнейшего передела черных металлов«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 27-2017 «Производство изделий дальнейшего передела черных металлов».
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 177 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения железных руд«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 25 2017 «Добыча и обогащение железных руд».
Приказ Минприроды России от 20.03.2019 № 178 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства редких и ред коземельных металлов«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 24-2017 «Производство редких и редкоземельных металлов», однако в части сбросов отсутствует технологический показатель по диоксиду титана, т.к. указанного вещества нет в Перечне № 1316-р.
Приказ Минприроды России от 25.03.2019 № 190 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогаще ния угля «»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 37-2017 «Добыча и обогащение угля» (далее — ИТС 37-2017).
В качестве маркерного вещества отрасли в ИТС 37-2017 определена пыль неорганическая.
В Приказе Минприроды России «пыль неорганическая» заменена на «пыль неорганическая с содержанием кремния менее 20, 20-70, а также более 70 процентов».
Такая формулировка соответствует Перечню № 1316-р, однако в нем подразумевалось, что нормирование пыли неорганической, как и в дальнейшем расчет платы за НВОС, производится в зависимости от содержания диоксида кремния, а не по сумме веществ.
Полагаем, в этом случае Минприроды России имело в виду сумму данных веществ, но при такой формулировке природопользователь вправе рассчитать технологические нормативы отдельно по каждому веществу, т.к. не указано, что показатель определен суммарно по всем веществам.
Приказ Минприроды России от 25.03.2019 № 191 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства стекла«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 5-2015 «Производство стекла».
В Приказе Минприроды России «пыль неорганическая» также заменена на «пыль неорганическая с содержанием кремния менее 20, 20-70, а также более 70 процентов».
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 206 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды Технологические показатели наилучших доступных технологий добычи и обогащения руд цветных металлов«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 23-2017 «Добыча и обогащение руд цветных металлов» (далее — ИТС 23-2017).
Среди технологических показателей ИТС 23-2017 присутствует показатель сброса хрома (IV). Приказ данный показатель не содержит, т.к. он не входит в Перечень № 1316-р.
Документ 10
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 207 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий переработки нефти«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 30-2017 «Переработка нефти».
Документ 11
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 208 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства извести«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 7-2015 «Производство извести». При этом названия отдельных показателей приведены в соответствие с Перечнем № 1316-р. Так, соединения серы заменены на диоксид серы, пыль неорганическая — на пыль неорганическую с содержанием кремния менее 20, 20-70, а также более 70 процентов. Технологический показатель по выбросу С в Приказ не включен.
Документ 12
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 209 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства керамических изделий«»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 4-2015 «Производство керамических изделий» (далее — ИТС 4-2015).
При этом, как и в ИТС 4-2015, технологические показатели установлены только для производства кирпича (для процесса обжига кирпича) и керамической плитки (обжига плитки), для иных отраслей производства керамических изделий технологические показатели Приказом не установлены.
Документ 13
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 N — 210 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства цемента»»
Установленные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 6-2015 «Производство цемента».
Документ 14
Приказ Минприроды России от 02.04.2019 № 211 «Об утверждении нормативного документа в области охраны окружающей среды «Технологические показатели наилучших доступных технологий производства текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)»»
Утвержденные технологические показатели соответствуют показателям из ИТС 39-2017 «Производство текстильных изделий (промывка, отбеливание, мерсеризация, крашение текстильных волокон, отбеливание, крашение текстильной продукции)’ (далее — ИТС 39-2017) за некоторыми исключениями.
В Приказе отсутствует технологический показатель по выбросу гидроксида натрия, который установлен ИТС 39-2017.
Технологический показатель из ИТС 39-2017 углерода оксид (С02) (в этой записи в ИТС 39-2017 уже наблюдается противоречие) в Приказ перешел просто как углерода оксид. Тем не менее в качестве маркерного вещества ИТС 39-2017 определен С02 — диоксид углерода (НДТ 18 ИТС 39-2017), который не входит в Перечень № 1316-р, т.е. не подлежит нормированию.
Возможно, таким образом — уточнением названия вещества — была исправлена ошибка, допущенная в ИТС 39-2017. То, что речь идет именно о названии, а не о разных химических веществах, говорит одинаковое численное значение данного показателя в Приказе и в ИТС 39-2017.
В будущих номерах журнала мы продолжим следить за утверждением технологических показателей для различных отраслей.