Как размещать данные о вакансиях на портале «Работа в России»
Правительство РФ утвердило правила, по которым работодатели с 1 января 2022 года должны передавать сведения в службу занятости. Рассказываем, на кого распространяется нововведение и даем инструкции работодателям.
Из статьи вы узнаете:
- Какие сведения и когда нужно подавать в службу занятости
- Новые обязанности работодателей
- Как размещать сведения на портале «Работа в России»
- Как могут наказать за невыполнение новых правил
Какие сведения и когда нужно подавать в службу занятости
Сдавать отчеты в службу занятости — не новая обязанность для работодателей. Уже давно следует сдавать отчеты в определенных случаях (п. 2 и п. 3 ст. 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) от 19.04.1991 № 1032-1). Формы представления сведений утверждены приказом Минтруда от 26.01.2022 № 24, они действуют с 11 февраля 2022 года.
О принятии решения о ликвидации организации или прекращении деятельности ИП, сокращении численности или штата работников и возможном расторжении трудовых договоров (приложение № 1).
Если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников
(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)
О введении режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также о приостановке производства (приложение № 2)
(п. 2 ст. 25 Закона о занятости)
Сведения о применении в отношении работодателя процедур банкротства (приложение № 3).
Информация для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов (приложение № 4)
(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)
Информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (приложение № 5)
(п. 3 ст. 25 Закона о занятости)
Новые обязанности работодателей
В конце 2021 года Правительство РФ опубликовало Постановление, а в нем — правила, которые регламентируют, как, когда и какие сведения должен подавать работодатель в службу занятости с 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 30.12.2021 № 2576). Рассмотрим, что изменилось.
Утвердили способы подачи сведений из п. 3 ст. 25 Закона о занятости (см. в таблице) :
- размещать на единой цифровой платформе « Работа в России »;
- представлять непосредственно в службу занятости;
- подавать почтовым отправлением с описью вложения;
- отправлять в виде электронного документа.
Утвердили перечень работодателей, которые обязаны размещать сведения из п. 3 ст. 25 Закона о занятости на портале «Работа в России» и не могут передавать их другими способами:
- работодатели, у которых среднесписочная численность работников за прошлый год превышает 25 человек;
- органы госвласти РФ, госвласти субъектов РФ, местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия;
- юридические лица, в уставном капитале которых есть доля РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
Для работодателей из предыдущего пункта добавили обязанность размещать на портале «Работа в России» новые сведения (п. 3.2 ст. 25 Закона о занятости):
- о потребностях в работниках и об условиях их привлечения;
- наличии свободных рабочих мест и вакантных должностях;
- наличии специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.
Что такое единая цифровая платформа
С 1 июля 2021 года единой цифровой платформой в сфере занятости населения считается портал «Работа в России» (Федеральный Закон от 28.06.2021 № 219 ФЗ). Он — федеральная государственная информационная система (ст. 16.2 Закона о занятости).
Как размещать сведения на портале «Работа в России»
Каждая организация, которая размещает информацию на портале, должна создать «Личный кабинет работодателя». Для этого она может зарегистрироваться непосредственно на сайте «Работа в России» или сделать это через Госуслуги. Воспользуйтесь пошаговой инструкцией для работодателей:
Шаг 1. Зарегистрироваться на портале
В правом углу портала нужно нажать кнопку «Войти и зарегистрироваться». Ввести личные данные: e-mail, фамилию, имя, отчество, придумать пароль. Ниже ввести данные работодателя: ИНН, КПП, ОГРН или ОГРНИП (если есть), наименование организации и полное юридическое наименование организации, для ИП в этой строке указать ФИО.
Если компания зарегистрирована на портале Госуслуг, то на сайте «Работа в России» нужно нажать лишь «Войти через Госуслуги». В личный кабинет сразу загрузятся данные с Госуслуг, которые нужны будут для размещения сведений на платформе.
Шаг 2. Ввести сведения о вакансии
Информацию о свободных рабочих местах и вакантных должностях из п. 3.2 ст. 25 Закона работодатель может опубликовать сам либо обратиться за помощью к кадровому агентству, службе занятости или сотрудникам МФЦ.
Чтобы добавить их самостоятельно, нужно нажать кнопку «Добавить вакансию» и заполнить 10 разделов. В некоторых полях можно выбирать сведения из базы данных, в других — следует вносить самим. Затем нажать кнопку «Сохранить и опубликовать». Вакансии не должны содержать информацию и условия, которые бы дискриминировали работника (п. 6 ст. 25 Закона о занятости).
Для информации о рабочих местах для инвалидов порядок тот же. Дополнительно в разделе «Данные по вакансии» в пункте «Возможность работы для социально незащищенных групп» в виде раскрывающегося списка можно выбрать социально-незащищенные группы, которым будет доступна данная вакансия. Здесь же можно указать, предусматривает ли вакансия трудоустройство инвалидов по квоте или нет.
Вакансия появится в течение одного дня после того, как администраторы портала проверяет введенные данные.
Шаг 3. Работа с соискателями
Искать работников на портале можно несколькими способами:
- Самостоятельно в разделе «Поиск работников»: установить необходимые фильтры и искать среди кандидатов, которые разместили информацию о себе на портале.
- В личном кабинете: смотреть, кто заинтересовался вакансией, знакомиться с резюме кандидата, вести переписку, отправить приглашение на собеседование.
- Воспользоваться бесплатной государственной услугой по подбору сотрудников в разделе личного кабинета «Помощь в подборе сотрудников». В инструкции на портале «Работа в России» подробно описано как ее получить.
Если работодатель принимает человека, которого направила служба занятости, то в течение пяти дней должен сообщить об этом на цифровой платформе (п. 5. ст. 25 Закона о занятости). Пока эта функция на портале недоступна. Отметку нужно сделать в бумажном направлении, которое кандидату выдала служба занятости.
Обязательно ли брать кандидатов с портала «Работа в России»?
Нет. Соискатели, которые откликнулись на вакансию на единой цифровой платформе и на любых других площадках по поиску работы имеют одинаковый шанс трудоустройства (п. 1 ст. 26 Закона о занятости).
Однако, когда работодатель отказывает кандидату от службы занятости, то должен ее уведомить на цифровой платформе о дне проведенных переговоров, о вариантах подходящей работы и причине отказа (п. 5 ст. 25 Закона о занятости)
Шаг 4. Публикация отчетов на едином цифровом портале
Как публиковать сведения из п. 3 ст. 25 Закона РФ служба занятости пояснила в конце января 2022 года. Делать это нужно в пункте меню «Формы отчетности» на вкладке «Заполнение отчетов». Формы отчетности утверждены Приказом Министерства труда и соцзащиты РФ «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» от 26.01.2022 № 24 и размещены на Портале «Работа в России».
После того, как работодатель заполнит все необходимые данные, отчет проверят сотрудники службы центра занятости. Если они найдут недочеты или неточности, то рядом с отчетом отобразится статус «Отправлено на корректировку» и станет доступна кнопка «Отредактировать». Если у ведомства вопросов нет, то появится статус «Принято».
Перед подачей отчета в ваш центр занятости, уточните его требования, так как в каждом регионе правила отличаются: некоторые разрешают не подавать сведения при отсутствии данных, а другие требуют ежемесячно сдавать нуевые отчеты. В то же время, поскольку законом предусмотрено ежемесячное представление сведений, отчеты можно подать с нулевыми показателями и это не будет ошибкой. Центр занятости может принять или отклонить его, если он будет не нужен.
Как могут наказать за невыполнение новых правил
Игнорировать новую обязанность опасно, так как специалисты Роструда могут узнать о вакансиях работодателя через другие платформы. Если работодатель не предоставит эти данные, сделает это несвоевременно, неполно или искаженно, то может получить штраф от 3 000 до 5 000 рублей (ст. 19.7 КоАП).
Ольга Касмынина, ведущий менеджер по кадровому учету
Ирина Алексеенко, специалист по документообороту
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как подать сведения на портал «Работа в России»
Согласно закону «О занятости в РФ» № 1032-1 от 19.04.1991, работодатели обязаны уведомлять службу занятости о ликвидации компании (закрытии ИП), сокращении штата и подавать иные сведения. Также, чтобы не допустить ухудшения ситуации и роста напряженности на рынке труда в условиях коронавирусной пандемии, Минтруд РФ издал 24.03.2020 приказ № 152 о мониторинге случаев высвобождения работников и введения работодателями режима неполной занятости и удаленной работы. Теперь отчитываться работодатели обязаны только электронно через онлайн-форму, размещенную на сайте «Работа в России» — портал подачи сведений о занятости. Как это сделать, расскажем в нашей статье.
Портал «Работа в России»: сбор сведений
Работодатели должны представлять информацию, следуя временным Правилам, утв. Постановлением Правительства 12.04.2020 № 486. Ими подается следующая информация:
- о ликвидации предприятия или прекращении деятельности ИП;
- о сокращении численности, штата работников, и возможном расторжении трудовых договоров,
- иные сведения о занятости (введение режима неполной занятости, временной удаленной работы и т.п.).
Новая форма для подачи сведений включает больший объем сведений, в т. ч. показатели сокращения рабочих часов в связи с принятием мер по нераспространению вирусной инфекции.
Подача сведений на портале «Работа в России» доступна после прохождения регистрации. Каждому работодателю необходимо завести свой «Личный кабинет» для своевременной подачи данных.
Информацию требуется подавать по мере изменения данных не позднее следующего рабочего дня после такого изменения. Если ничего не изменилось, сведения подавать не следует.
Как зарегистрироваться работодателю
Приведем пошаговый алгоритм регистрации работодателями на сайте «Работа в России»:
- Чтобы подать сведения на портал «Работа в России», работодатель должен иметь учетную запись на «Госуслугах». Если таковой у компании нет, сначала придется вносить регистрационные сведения на портале «Госуслуг». Заметим, что юрлицо может создать учетную запись на Госуслугах только из подтвержденной учетной записи физлица – руководителя компании (или иного представителя, имеющего право действовать без доверенности от имени организации), при наличии у него электронной подписи. Нажав на кнопку «Добавить организацию», далее нужно следовать указаниям системы.
- Получив учетную запись юрлица на Госуслугах, нужно: войти на портал «Работа в России», нажать «Войти», затем на странице «Вход для работодателей» выбрать кнопку «Войти через Госуслуги (ЕСИА)». Откроется форма авторизации через Госуслуги для входа на портал «Работа в России». На странице «Войти как» нужно выбрать свою организацию или ИП и войти под своим паролем от Госуслуг.
- Далее откроется форма «Регистрации организации». Нужно выбрать действие: «Присоединиться к головной организации» или «Присоединиться к подразделению».
- Следующий шаг выбор роли — «Владелец».
- После нажатия кнопки «Сохранить» открывается доступ к личному кабинету работодателя.
При возникновении вопросов по регистрации и авторизации компании на портале можно также обратиться к разделу «Помощь и поддержка» или в службу техподдержки.
Как сообщают наши читатели, тем, у кого учетной записи на «Госуслугах» пока нет, местные центры занятости населения могут предоставить обычную форму для заполнения на компьютере. Для этого нужно обратиться по электронному адресу, указанному на сайте соответствующего ЦЗН. Отправлять сведения в таком случае тоже нужно на электронную почту центра. Вероятно, такой порядок возможен лишь временно, пока ведомствами окончательно не утверждены форматы представляемых работодателями сведений, и лучше работодателям все же позаботиться о регистрации на портале «Госуслуг».
Как отправить сведения на портал «Работа в России»
После успешной регистрации работодатель может перейти на страницу подачи сведений:
- нажав на баннер «Оперативный мониторинг занятости» и на кнопку «Подать информацию», или
- перейдя в карточку компании. Для этого следует выбрать: «Меню», «Компания», «Сведения об изменении численности, а также неполной занятости работников в связи с распространением коронавируса».
Откроется форма подачи сведений. Все ее поля обязательны для заполнения. Форма включает:
- общие данные компании (название/ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН, ОКВЭД, адрес),
- сведения об изменении численности и неполной занятости – общая численность, число сотрудников, работающих неполный день, находящихся в простое, в неоплачиваемых отпусках, переведенных на «удаленку» и т.д., а также уволенных и предполагаемых к увольнению (с указанием причин).
Последний шаг для отправки данных — нажать на кнопку внизу страницы «Подать сведения».
Как сдать отчет «Данные о вакансиях» через портал «Работа России»
Работодатели со свободными местами в штатном расписании должны подавать отчет о вакансиях в службу занятости. Все компании и ИП, у которых больше 25 сотрудников, обязаны делать это через портал «Работа России». Расскажем, какие еще отчеты размещать на портале, в какие сроки и в каком порядке.
- Что такое портал «Работа России»
- Кто должен отчитываться на портале «Работа России»
- Какие данные нужно размещать на портале
- Сроки предоставления данных для портала
- Как разместить сведения о вакансиях на портале «Работа России»
- Что будет, если не подать отчет о вакансиях
Отчитайтесь за сотрудников по актуальным формам с проверкой на ошибки
Что такое портал «Работа России»
Портал «Работа России» или trudvsem.ru — это государственная информационная система Роструда. Он помогает соискателям находить работу, а работодателям пополнять штат. Базовые функции портала для работодателей включают:
- размещение вакансий;
- просмотр резюме и услуга подбора сотрудников;
- набор на квотируемые рабочие места;
- отправка отчетов в службу занятости;
- получение субсидий за трудоустройство безработных;
- шаблоны кадровых документов;
- организованный набор иностранных сотрудников.
По сути, это виртуальная приемная ЦЗН и бесплатный госаналог HeadHunter.
С 1 января 2023 года на сайте можно будет формировать, подписывать и хранить договоры ГПХ на выполнение работ и оказание услуг, прохождение практики, стажировки, обучения, авторские договоры. На бумаге их дублировать не нужно.
Кто должен отчитываться на портале «Работа России»
Подавать информацию через госпортал «Работа России» должны все работодатели, у которых выполнено одно из условий (п. 5 Постановления Правительства от 30.12.2021 № 2576):
- организации и ИП со среднесписочной численностью сотрудников за прошлый календарный год более 25 человек и вновь созданные организации с такой численностью;
- органы государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления;
- организации с долей участия РФ, субъекта или муниципалитета; и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
Остальные работодатели тоже имеют право отчитываться через портал, но не обязаны этого делать. Они могут подать все отчеты в службу занятости лично, почтой или в форме электронных документов через интернет.
Какие данные нужно размещать на портале
В службу занятости подавать отчеты следует уже давно, но вот их размещение на портале — новая обязанность. Подать через «Работу России» можно следующие формы:
- данные о вакансиях;
- сведения о ликвидации или сокращении численности;
- информация о профессиональной реабилитации и содействии занятости инвалидов;
- сведения о введении режима неполного рабочего дня, приостановке и об организации дистанционной работы;
- сведения о банкротстве;
- информация о рабочих местах для трудоустройства инвалидов.
Некоторые из них можно не размещать на портале даже тем, кто обязан отчитываться через «Работу России» в соответствии с Законом о занятости и п. 5 Постановления Правительства от 30.12.2021 № 2576. По-прежнему можно сдавать напрямую в ЦЗН отчет о ликвидации и сокращении численности и сведения о введении режима неполного рабочего дня, приостановке и об организации дистанционной работы.
О том, когда и в каком порядке подавать отчеты, написано в Законе о занятости (п. 2, 3 ст. 25 Закона от 19.04.1991 № 1032-1). Формы утверждены Министерством труда в приказах от 26.01.2022 № 24 и от 20.10.2021 № 738н.
Отчитайтесь за организацию быстро и без ошибок во все контролирующие органы через интернет
Сроки предоставления данных для портала
Мы подготовили таблицу, в которой раскрыли вид отчета, причину для его подачи, периодичность и срок.
За два месяца в общем случае
За три месяца при массовом увольнении*
В течение трех рабочих дней **
Для перевода на дистанционную работу строгого срока нет, но подать отчет нужно и при изменении численности дистанционных сотрудников (письмо Минтруда от 08.04.2022 № 14-2/ООГ-2304)
* — критерии массового увольнения установлены п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства от 05.02.1993 N 99. Они также могут быть прописаны в отраслевых или региональных соглашениях.
** — рекомендуем уточнить в своем ЦЗН, не нужно ли подать отчет куда-то еще. Например, в Санкт-Петербурге отчет также подают в районные агентства занятости или в городской Комитет по труду.
Как разместить сведения о вакансиях на портале «Работа России»
В привычном нам понимании отчета «Данные о вакансиях» на портале нет. Работодатель просто должен разместить имеющиеся у него вакансии, заполнив по каждой из них специальную форму на сайте.
Рассмотрим порядок работы с вакансиями на портале пошагово.
Шаг 1. Пройти регистрацию на портале
В первую очередь организации и ИП должны пройти регистрацию на портале. Укажите свои личные данные и сведения о работодателе.
Если у вас уже есть аккаунт на «Госуслугах», можно войти через этот портал. Тогда данные о себе заполнять не придется.
Шаг 2. Заполнить данные о вакансии
Для этого перейдите в меню и выберите раздел «Вакансии компании» → «Добавить вакансию». Сервис поможет заполнить форму правильно: подскажет название профессии по общероссийскому классификатору, даст несколько сфер деятельности на выбор, советы по заполнению полей.
Сдать отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и другие контролирующие органы через интернет — с подсказками и проверкой на ошибки
Данные о вакансии, которые нужно заполнить на портале, соответствуют приложению 9 к приказу Минтруда от 20.10.2021 № 738н. Форма на сайте «Работа России» включает следующие разделы:
- «Основная информация»: название вакансии, профессия, сфера деятельности, регион и адрес. Данные о зарплате можно не указывать.
- «Должностные обязанности» можно заполнить автоматически, если выбрать профстандарт в предыдущем разделе. Если такого нет, заполните его самостоятельно, обозначив основные задачи сотрудника.
- «Требования к кандидату»: опишите основные требования к навыкам, квалификации, опыту работы, образованию, языкам.
- «Ключевые навыки»: выберите навык и уровень владения. Можно выбрать из списка так называемые hard- и soft-skills.
- «Дополнительные требования»: медкнижка, водительские права, сертификаты. Тут же можно составить и разместить тестовое задание.
- «Предварительное видеоинтервью»: добавьте сценарий и получите ответы на свои вопросы еще до собеседования.
- «Данные по вакансии»: график работы, рабочее время, тип занятости, количество рабочих мест, возможности карьерного роста, вредные условия труда, возможность трудоустройства инвалидов.
- «Премии и бонусы»: виды и размеры премий в рублях или процентах, бонусы в виде ДМС, компенсаций питания и занятий спортом, путевок в санатории.
- «Социальный пакет»: переобучение и стипендия, компенсации проезда, предоставление жилья при переезде.
- «Контактные данные» кадровика, который будет обрабатывать вакансию. Достаточно указать ФИО, но если решите раскрыть больше информации, то можете запретить просмотр незарегистрированным пользователям.
Затем нажмите кнопку «Сохранить и опубликовать». Модераторы портала проверят вакансию на корректность и разместят. Обычно это занимает не больше одного рабочего дня.
С 26 апреля 2022 года размещать вакансии можно и на других ресурсах. Обязанность при этом будет считаться выполненной. Вакансии автоматически «подтянутся» на портал, так что работодатель получит отклики и от посетителей сайта, на котором вакансия размещена, и от кандидатов с trudvsem.ru. Перечень таких сайтов будет опубликован на портале «Работа России» (постановление Правительства от 16.04.2022 № 675).
Шаг 3. Работать с откликами
Все отклики будут собираться в личном кабинете. Вы сможете изучить резюме кандидата, ознакомиться с тестовым заданием или видеоинтервью, если они были предусмотрены, и пригласить соискателя на собеседование. Это можно сделать прямо через портал, сообщив адрес в сообщениях или назначив онлайн-встречу.
Шаг 4. Уведомить по итогам собеседования
Сообщить о результатах собеседования можно, отправив уведомление через личный кабинет. Если собеседование вы провели с безработным, которого направила служба занятости, то о приеме или отказе нужно уведомить ЦЗН в течение пяти дней.
Шаг 5. Снять вакансию с публикации
Вакансию нужно обновлять хотя бы раз в месяц, иначе ее снимут с публикации автоматически. Закрыв ставку, не забудьте удалить вакансию самостоятельно, чтобы не получать лишние отклики.
Что будет, если не подать отчет о вакансиях
Если работодатель не опубликует вакансии на портале и не подаст бумажную форму в ЦЗН (если не обязан делать это через портал), государство посчитает, что сотрудники ему не нужны и вакансий нет (п. 29 Правил, утв. постановлением Правительства от 25.08.2015 № 885).
Но мы не рекомендуем скрывать вакансии, даже если вы хотите закрыть их вне конкурса или просто не планировали показывать. Минтруда уже готовит разъяснения, в которых подробнее расскажет про порядок и сроки сдачи отчета. Уже сообщили, что за непредставление сведений на работодателей будет наложена административная ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ:
- штраф на должностное лицо — 300–500 рублей;
- штраф на юридическое лицо — 3000–5000 рублей.
Если вакансии есть, но вы не планируете никого на них приглашать, лучше пересмотреть штатное расписание. Такие рекомендации дали на сайте онлайнинспекция.рф.
Отчитайтесь в ФНС, ПФР, ФСС, ФСРАР, Росстат, РПН и ЦБ РФ в срок и без ошибок по актуальным формам
Сайт «Работа в России» поможет отчитаться о сокращении, ликвидации организации и неполной занятости
Органы службы занятости станут собирать сведения об уволенных по сокращению или в связи с ликвидацией организации, а также информацию о неполной занятости сотрудников через портал "Работа в России". Работодатели теперь будут отчитываться о подобных мероприятиях не письменно, а через личный кабинет на сайте.
Если возникнут трудности с заполнением форм на портале, стоит обратиться в органы службы занятости вашего региона.
Напомним, сведения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работодатель должен направлять не позднее чем за два месяца до их начала. Если сокращение может привести к массовому увольнению, то отчитаться нужно не позднее чем за три месяца. Сообщать о введении режима неполного рабочего времени, приостановке производства необходимо в течение трех рабочих дней после принятия решения.
Если отчет не представить, задержать либо подать неполную или искаженную информацию, работодателям грозит предупреждение или штраф: для должностных лиц — от 300 до 500 руб., для организаций — от 3 до 5 тыс. руб.