Как распознать, что ваш сотрудник хочет уволиться
Жалоба работника № 1 «Нет единения с коллективом»
В вопросе предсказания скорого увольнения работника невозможно переоценить значение обратной связи от него. В большинстве случаев именно случайные, казалось бы, ничего не значащие фразы могут служить верным индикатором того, что сотрудник подумывает об увольнении. И одна из таких фраз: «Я не чувствую единения с коллегами».
Что под ней подразумевается? Конечно, сотрудники не обязаны дружить между собой все без исключения. Однако, проводя на работе много часов ежедневно, невозможно не узнать коллег получше и наладить добрые взаимоотношения с коллективом.
Если же сотрудник заявляет, что чувствует себя изгоем, это является не только его личной проблемой, но бессознательно влияет и на общую атмосферу в коллективе, а значит, и на качество общей работы.
Здесь важна роль руководителя, который должен задать себе несколько вопросов:
- Знаете ли вы всех своих сотрудников по именам и в лицо?
- Знаете ли вы хотя бы приблизительно круг их интересов и то, чем они занимаются в свободное время?
- Признаете ли вы их заслуги публично?
- Даете ли обратную связь сотрудникам?
Если на эти вопросы руководитель не может ответить утвердительно, а важный сотрудник заявляет о том, что чувствует себя оторванным от коллектива, следует уделить внимание постановке общей цели для всего коллектива. Это позволит сплотить коллег и снизить желание покинуть компанию.
Что нужно знать работодателю об увольнении, подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к этой системе, получите его бесплатно на пробной основе.
Жалоба работника № 2 «Я выполняю бесполезную работу»
Нередко сотрудник, особенно амбициозный, но вынужденный выполнять «мелкую» работу, может страдать от того, что не делает что-то значимое. Это не позволяет ему гордиться своей работой, получать новые навыки и развиваться. Руководителю следует регулярно напоминать такому сотруднику, почему его работа важна для компании и как она соотносится с глобальными целями.
Неплохо бы поговорить с таким сотрудником и выяснить, к какой работе у него склонность и чем он хотел бы заняться. Возможно, у него есть идеи, которые могли бы способствовать росту организации.
Можно составить план индивидуального развития сотрудника, который позволит, во-первых, мотивировать его, а во-вторых, действительно привести к успеху.
Жалоба работника № 3 «Я не вписываюсь»
На первый взгляд, эта жалоба схожа с первым вариантом. Однако в данном случае речь идет о несоответствии работника корпоративной культуре организации в целом. Культурное соответствие способствует продуктивной работе в команде и гарантирует взаимную поддержку.
Если этого соответствия нет, неизбежно возникают проблемы в коммуникации.
Проще всего отсеивать неподходящих сотрудников еще на этапе собеседования. Но если такой сотрудник уже работает и остро ощущает свое несоответствие, можно попытаться помочь ему, переведя, например, на дистанционный режим работы (если это позволяет характер деятельности).
Жалоба работника № 4 «Меня не ценят по заслугам»
Такая жалоба в большинстве случаев скрывает за собой не недовольство материальным поощрением за труд, а именно недостаток признания.
Руководителю стоит помнить, что признание заслуг и качеств работника не требует усилий или финансовых затрат, но оказывает мощный положительный эффект. Речь идет о мелких жестах — хороший отзыв о работе сотрудника, высказанный на общем собрании, поздравление со значимым событием в жизни и т. д.
Искреннее признание значимости сотрудника со стороны руководителя может стать ключевым фактором его общей удовлетворенности рабочим местом.
Итоги
Чтобы избежать увольнения продуктивных и просто хороших работников, руководителю следует прислушиваться к тому, какие жалобы озвучивает сотрудник. Многие из них являются явным сигналом к будущему увольнению. И задача руководителя — вовремя распознать такие сигналы и принять меры для того, чтобы сохранить лояльность ценного сотрудника к компании.
О нюансах процедуры расторжения трудового договора узнайте в нашей рубрике «Увольнение».
Как понять, что сотрудник хочет уволиться. Объясняет психолог
В эпоху Great Resignation разбираемся с психологом в основных причинах добровольных увольнений, рассказываем о звоночках, которые помогут понять, что сотрудник уйдет, и создаем несколько полезных чек-листов.
Массовые увольнения в Америке начались весной 2021 после активной фазы COVID-19. Вместо того, чтобы возвращаться к полоценному рабочему режиму, сотрудники наоборот стали добровольно уходить с работы. Тенденция получила название «Великое увольнение». На английском возможны два варианта: the Great Resignation и the Big Quit.
По данным исследования Школы менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте, только из компаний Culture 500 в период с апреля по сентябрь 2021 уволились 24 миллиона человек. Самый высокий процент увольнений в сфере розничной торговли одеждой — 19% работников, самый низкий в авиалиниях — 2%. Разработка корпоративного ПО — 13%, работа с данными и аналитикой — 9%. Из техподдержки ушло 8% специалистов, такой же процент увольнений у технических гигантов, например, Tesla.
Как понять, что сотрудник хочет уволиться
Факторов, которые влияют на то, уволится человек или нет, много: от личных обстоятельств до невозможности развиваться или получить повышение, рассказывает Дарья Кочегарова, психолог, которая семь лет работает с выгоранием и дает организационные консультации.
— Не нужно рассчитывать, что коллега будет всем своим видом предупреждать об этом, — говорит она. — Люди очень разные. Чаще всего они боятся, что отношение к ним переменится, если они сообщат о желании уйти. Поэтому сотрудники могут сидеть тихо до последнего, а потом сбежать за две недели.
Есть и сотрудники, которые всегда говорят руководству, что им не нравится. В этом случае, говорит Кочегарова, они сами предупредят о том, что уйдут, если компания не пойдет им навстречу.
Тем не менее, на некоторые изменения в поведении стоит обратить внимание, говорит психолог. Сотрудник, вероятно, собирается уволиться, если он:
- Заваливает обычные задачи, уклоняется от созвонов, избегает контакта с руководством;
- Не хочет обсуждать тему своих карьерных перспектив;
- Часто жалуется. Любой нерешенный конфликт — это негатив. Негатив накапливается, возникает выгорание или желание просто прекратить сотрудничество с этим работодателем. В основном люди уходят из-за конфликтов, которые не решаются, и руководства, которое ничего не делает, чтобы помочь сотруднику;
- Ходит по собеседованиям, опаздывает, отпрашивается.
— А вот скрининг джоб сайтов и [трудового] законодательства ни о чем не говорит, — продолжает психолог. — Человек может заходить и дорабатывать свое резюме просто потому, что это придает ему уверенности. Микроменеджмент, повышенный контроль за сотрудниками, паранойя и просмотр их браузеров, их активности — это все в пункт «как сделать работу невыносимой».
Почему сотрудники увольняются
Повышенный контроль не единственная проблема. Люди уходят с работы, потому что:
- Человека не устраивает вознаграждение за труд, ему не хватает денег или его потребности увеличились, а компания не может повысить ему зарплату или повысить;
- Сотрудник не чувствует важности и смысла в работе. Из-за особенности работы мозга люди не могут долго делать бессмысленные действия или действия, которые приносят только негативные эмоции. Когда количество негатива превысит радость от зарплаты, человек уйдет;
- Не сложились отношения в коллективе, не получилось завести друзей и товарищей, нет понимания с руководителем;
- Выгорание на работе, эмоциональное истощение, усталость и апатия;
- Семейные или личные обстоятельства изменились, а компания не может подстроиться;
- Человек просто потерял интерес к текущей работе и труду и хочет сменить сферу профессиональной деятельности. Часто это сопряжено с выгоранием;
- Депрессия.
Как понять, что сотрудник начинает выгорать
По Оксфордскому словарю, выгорание — это состояние крайней усталости или болезни, физической или ментальной, которое вызвано утомлением на работе. В опросе Deloitte 77% опрошенных заявили, что сталкивались с выгоранием сотрудников и коллег на теперешней работе.
Вместе с психологом Bubble составил чек-лист признаков выгорания:
- Человек становится вялым, равнодушным или наоборот становится очень нервным, суетливым. Злится или обижается по мелочам, становится раздражительным, выходит из себя;
- Он не хочет общаться с коллегами, избегает любых контактов, совместных обсуждений, мероприятий;
- Сотрудник начинает относиться к работе спустя рукава, хотя раньше такого не было;
- Начинает в речи употреблять обобщения: никогда, всегда, все, никто, как всегда, ничего, все;
- Он становится циничным и равнодушным к проблемам коллег или к результату коллектива;
- Сотрудник все чаще болеет, берет выходные за свой счет, систематически опаздывает;
- Человек прокрастинирует, смотрит в одну точку, не может собраться, сидит в гаджете или в пасьянсе, вообще не может вдохновиться на работу, ждет окончания дня.
— Для начала нужно понять, что выгорание бывает профессиональное, а бывает эмоциональное, — объясняет Кочегарова. — Они могут быть одновременно, а могут усиливать друг друга. Выгорание — это признак того, что нужно что-то менять в работе или личной жизни. Если этого не делать, то оно может перетечь либо в хроническое состояние, либо в вяло текущую или острую депрессию, из которой выходить будет намного тяжелее.
Каждый человек может подобрать свои способы борьбы с выгоранием, но несколько универсальных советов, говорит психолог, все же есть:
- Налаженный график работы, когда понятно, где работа, а где отдых. С уходом на удаленку количество случаев депрессии и выгорания увеличилось, так как люди стали работать вообще всегда. Исчез переход с «работаю» на «отдыхаю»;
- Отдых надо планировать заранее — это помогает не перерабатывать;
- Полноценный сон, питание, физическая активность, витамины. Не надо рассчитывать, что организм, которому хочется лежать, будет полноценно работать. Тем более, если человек не видит в такой работе смысла или начальник ее не замечает.
- Эмоциональное восполнение через источники радости: хобби, отношения, массаж или спорт. У каждого они свои.
- Осмысленность и сфокусированность в работе, отсутствие большого количества отвлекающих факторов. Если работать осмысленно и сосредотачиваться на одной или малом количестве задач, это позволяет мозгам не выкипать.
Для того, чтобы отслеживать эмоциональное состояние коллектива, лучше всего нанять организационного психолога, считает Дарья. HR-специалисты могут быть психологически грамотными, но все равно не заметят того, что видит специалист.
Ошибки руководителей
К выгоранию и увольнению приводят и ошибки руководителей, говорит Кочегарова. Вот топ главных:
- Руководитель не может четко поставить задачу и распределить обязанности, предполагая, что все сотрудники должны сами делать свою работу. Они-то должны, но невозможно делать все и всегда. Что именно будет делать команда, решает руководитель;
- Нет системы оценки работы сотрудников. Делаешь много — никто не видит, делаешь мало — тоже никто не видит. Сотрудник видит, что его работа обесценивается, и теряет смысл что-то делать;
- Нет грамотного способа решения конфликтов. Либо сотрудники сами не умеют разруливать сложившиеся ситуации и начинаются сплетни, интриги, либо руководитель не может выступить медиатором. Когда сотрудники носят в себе много негатива друг к другу, это быстро ведет к выгоранию;
- Не выстроен процесс работы, постоянно меняются сроки и критерии.
— Чтобы сделать работу токсичной и невыносимой для людей достаточно лишь пары факторов, которые любого человека приведут к выгоранию, даже самого мотивированного, — говорит психолог.
полезные цифровые лайфхаки в мини-формате обитают в нашем telegram. постим раз в день, коротко и по делу
Как понять, что сотрудник скоро уволится
Когда успешный сотрудник заявляет, что хочет уволиться ‒ это всегда неприятная новость. Компания вложилась в обучение сотрудника, все были довольны ‒ и вдруг заявление об увольнении по собственному желанию.
В Массачусетском технологическом институте подсчитали, что поиск и обучение новых сотрудников обходятся в 125‒140% годовой зарплаты.
По нашим подсчётам, увольнение рядового сотрудника стоит две-три зарплаты. Увольнение тимлида или менеджера обходится компании ещё дороже ‒ минимум шесть зарплат сотрудника.
Но потери можно снизить ‒ если вовремя понять, что сотрудник собирается уходить.
Почему увольняются сотрудники
Согласно соцопросам, в России чаще увольняются по следующим причинам:
- Низкая зарплата ‒ 48,4% опрошенных
- Отсутствие карьерного роста ‒ 36,5%
- Жажда перемен и неинтересная работа ‒ 31,9%
- Конфликт с руководством ‒ 20,4%
- Чрезмерная загруженность ‒ 18,2%
Немецкий исследовательский институт INNOFACT AG в результате аналогичного исследования получил такие ответы:
- 67,7% сотрудников уволились из-за того, что им не оплачивали переработку
- 64,8% не смогли найти общий язык с коллегами
- 60,3% жаловались на слишком высокие требования руководства и стресс
Компания может потерять опытного сотрудника из-за компрессии зарплат.
Согласно исследованию Korn Ferry Hay Group, зарплата сотрудников на одинаковых должностях в России может отличаться на 83%. Новые сотрудники получают на треть больше «старых».
Почему так происходит? Старые сотрудники никуда не денутся, работают ‒ значит, довольны, а новые на такую зарплату не пойдут.
Причины увольнения могут быть разными. Задача руководителя ‒ исправить ситуацию, если он хочет удержать работника. Но лучше отслеживать текущие проблемы и оперативно их решать.
Как понять, что сотрудник хочет уволиться
Американская бизнес-школа Huntsman school of business по итогам исследования назвала 13 признаков того, что работник решил уволиться:
- Продуктивность работы снижается
- Хуже взаимодействует с командой
- Выполняет только необходимый минимум обязанностей
- Не стремится получить одобрение руководителя
- Теряет интерес к долгосрочным проектам
- Меняется поведение ‒ часто в худшую сторону
- Не работает на результат
- Не концентрируется на рабочих задачах
- Открыто высказывает критику
- Выражает недовольство руководством
- Работает строго по часам или уходит пораньше
- Теряет энтузиазм
- Падает интерес к общению с клиентами
Сотруднику чаще звонят на личный телефон. При этом он разговаривает без свидетелей и называет собеседника на «вы». А если сотрудник вдруг поменял стиль одежды на строго официальный и часто отпрашивается в течение рабочего дня ‒ вероятно, он ходит на собеседования.
Другой настораживающий признак ‒ сотрудник обновил резюме и больше времени проводит на рекрутинговых сайтах.
Хуже, если работник при этом пересылает большие объёмы информации по почте, в облако или скачивает на флешку. Он может таким образом попытаться сохранить базу клиентов или другую информацию. А это уже прямое воровство у компании.
Конечно, только по изменению поведения делать выводы нельзя. Причин может быть много. Может быть, сотрудник ходит вовсе не на собеседования. Одевается по-другому, потому что сменил имидж. Но однозначно насторожить руководителя должны снижение интереса к работе и формальный подход к задачам.
Что делать руководителю
Если руководитель заметил, что сотрудник хочет уволиться, пора принимать решение ‒ удерживать сотрудника или подыскивать замену.
Чтобы удержать работника, наиболее эффективны краткосрочные меры:
- Увеличить зарплату
- Повысить в должности
- Заинтересовать новым проектом
Но лучше всего регулярно встречаться с сотрудниками и спрашивать, всё ли в порядке, чем помочь, в чём нуждается работник.
Существует и противоположная точка зрения: если человек решил уйти, он всё равно уйдёт, удерживать его нет смысла. Перед увольнением стоит поговорить с сотрудником о проблемах в работе ‒ это поможет предотвратить новые потери.
Что бы ни решил руководитель, ему необходимо время на обдумывание. И если изменения эффективности работника заметны по отчётам, то изменения в поведении можно увидеть только при ежедневном общении.
Если в команде доверительные отношения, сотруднику нет нужды искать другую работу для решения своей проблемы ‒ всё можно уладить в рабочем порядке. А если принято решение о смене работы, сотрудник позаботится о том, чтобы предупредить заранее и снизить затраты на обучение новичка.
Как понять что сотрудник хочет уволиться
Иногда стоит посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, насколько близки вы к увольнению. Трезво оценив себя, вы сможете разобраться в причинах конфликтов в офисе, начать искать другое место работы или по-новому проявить себя на старом.
Вас можно понять: вы оставляете все лучшее себе. Но есть проблема. Если ваши идеи хранятся где-то глубоко в ящике стола, то считайте, что их нет. У вас ноль идей. Если вы не проверяете на деле свои находки, то не можете знать, хороши ли они. К тому же о ваших гениальных планах никто не знает, а значит, безынициативного сотрудника уволят с большим удовольствием, как только найдется подходящая кандидатура на замену.
Банально, но это одна из самых частых причин увольнения. Ваши дела ложатся на плечи коллег, а они не будут долго это терпеть. Настрочат жалобу, подставят вас — что угодно, чтобы вас поскорее уволили.
Постоянный режим «онлайн» в соцсетях — признак того, что или вам скучно, или нет работы. Начальство, заметив эту пагубную привычку, наверняка приглядится к вам повнимательнее. И не факт, что сумеет разглядеть вашу ценность, которая буквально растворяется в твитах, месседжах, репостах и мемчиках. (Признайтесь, эту статью вы тоже читаете в рабочее время?)
Раньше достаточно было не вступать в открытые конфликты, чтобы считаться адекватным человеком. Сейчас неудачно брошенное слово может спровоцировать увольнение даже ценного сотрудника. Если вы не умеете держать себя в руках, у вас не развита эмпатия, вам плевать, какие чувства вы вызываете у коллег, вам наверняка не хватает эмоциональной компетентности. Хорошая новость — это качество можно развить в себе.
Иногда причина увольнения может быть эфемерна, например, потому что сотрудник «не ваш/наш человек». Факты «невашести»/»ненашести» индивидуальны для каждой компании. Но вы можете почувствовать на себе, что не вписываетесь в коллектив: вам не понятны их шутки, вас не зовут на совместные встречи, вы не разделяете ценностей компании, в конце концов. Все это может привести к попытке выжить вас из коллектива, чтобы найти своего по духу коллегу.
Мы уже упомянули об этом, но это важный пункт, поэтому скажем о нем отдельно. Что такое ценности? Это фундамент, на котором строится деятельность компании. Ценности могут быть разными. Например, ваша компания придерживается тренда экологичности, а вы не считаете нужным доносить свой мусор до бака и уж тем более сортировать что-то там. Или же ваша компания действует на рынке агрессивно и нечестно, и вам приходится переступать через себя, чтобы продавать товар. В такой ситуации, если вы не уволитесь сами, то вас рано или поздно «попросят».
Такой сотрудник всегда будет вызывать вопрос: «Я не сливает ли он информацию?» Согласитесь, сложно доверять вам, если по вечерам вы зависаете в баре с другом из конкурирующей фирмы.
В идеальном мире рабочие отношения не смешиваются с личными, но в реальности все не так. Если вы чувствуете неприязнь со стороны шефа, то будьте начеку, возможно, он уже ищет повод вас уволить.
KPI — это ключевые показатели эффективности. Если вы их не знаете, то и не можете оценить результаты своей работы.
То, что своим равнодушием вы убиваете собственную карьеру, — ваше личное дело. Но ведь вы еще наносите ущерб и другим. Вы в конце концов оставите без денег работодателей, а коллег — без хорошо оплачиваемых рабочих мест. Введению KPI яростно сопротивляются во всех компаниях. KPI — это ответственность, а ответственность любят не все.
Курильщик крадет свое и чужое рабочее время, упускает клиентов. Курильщик разносит слухи и сплетни — ведь нужно же о чем-то разговаривать во время курения. Курильщик плохо пахнет и производит не лучшее впечатление на покупателей. В общем, курение — это то, что можно и нужно в компании искоренять. Вопрос лишь в том, какими методами. Наверное, сам факт курения и не станет решающим фактором для увольнения, но вкупе с другими может вполне.
Основатель ГК «АвтоСпецЦентр» и «Ауди Центр Таганка» Владимир Моженков в книге «Бизнес по чуть-чуть» рассказывает о деяниях, за которые он всегда увольняет немедленно. Вот они.
— пьянство или наркомания;
— сокрытие важных данных при приеме на работу;
— разглашение коммерческой тайны конкурентам;
— умышленная порча имущества;
— совершение одной и той же ошибки два раза подряд;
— контакты с организованной преступность (это случается не так редко, как вы думаете);
— совершение противоправных действий за пределами компании;
— невыход на работу без объяснения причин;
— нарушение техники безопасности;
— создание конфликта с потребителем;
— обман руководства, утаивание важной информации;
— невыполнение личных планов три месяца подряд;
— получение денежных вознаграждений от клиента или партнера;
— совершение противоправных действий против сотрудников компании;
— пропуск обучающих занятий три раза подряд;
— демонстративное неисполнение правил компании.
В вашей компании могут быть свои внутренние правила увольнения. Не будет лишним узнать о них подробнее.