Как понять что сотрудник хочет уволиться
Перейти к содержимому

Как понять что сотрудник хочет уволиться

Как распознать, что ваш сотрудник хочет уволиться

Жалоба работника № 1 «Нет единения с коллективом»

В вопросе предсказания скорого увольнения работника невозможно переоценить значение обратной связи от него. В большинстве случаев именно случайные, казалось бы, ничего не значащие фразы могут служить верным индикатором того, что сотрудник подумывает об увольнении. И одна из таких фраз: «Я не чувствую единения с коллегами».

Что под ней подразумевается? Конечно, сотрудники не обязаны дружить между собой все без исключения. Однако, проводя на работе много часов ежедневно, невозможно не узнать коллег получше и наладить добрые взаимоотношения с коллективом.

Если же сотрудник заявляет, что чувствует себя изгоем, это является не только его личной проблемой, но бессознательно влияет и на общую атмосферу в коллективе, а значит, и на качество общей работы.

Здесь важна роль руководителя, который должен задать себе несколько вопросов:

  • Знаете ли вы всех своих сотрудников по именам и в лицо?
  • Знаете ли вы хотя бы приблизительно круг их интересов и то, чем они занимаются в свободное время?
  • Признаете ли вы их заслуги публично?
  • Даете ли обратную связь сотрудникам?

Если на эти вопросы руководитель не может ответить утвердительно, а важный сотрудник заявляет о том, что чувствует себя оторванным от коллектива, следует уделить внимание постановке общей цели для всего коллектива. Это позволит сплотить коллег и снизить желание покинуть компанию.

Что нужно знать работодателю об увольнении, подробно рассказали эксперты «КонсультантПлюс». Если у вас нет доступа к этой системе, получите его бесплатно на пробной основе.

Жалоба работника № 2 «Я выполняю бесполезную работу»

Нередко сотрудник, особенно амбициозный, но вынужденный выполнять «мелкую» работу, может страдать от того, что не делает что-то значимое. Это не позволяет ему гордиться своей работой, получать новые навыки и развиваться. Руководителю следует регулярно напоминать такому сотруднику, почему его работа важна для компании и как она соотносится с глобальными целями.

Неплохо бы поговорить с таким сотрудником и выяснить, к какой работе у него склонность и чем он хотел бы заняться. Возможно, у него есть идеи, которые могли бы способствовать росту организации.

Можно составить план индивидуального развития сотрудника, который позволит, во-первых, мотивировать его, а во-вторых, действительно привести к успеху.

Жалоба работника № 3 «Я не вписываюсь»

На первый взгляд, эта жалоба схожа с первым вариантом. Однако в данном случае речь идет о несоответствии работника корпоративной культуре организации в целом. Культурное соответствие способствует продуктивной работе в команде и гарантирует взаимную поддержку.

Если этого соответствия нет, неизбежно возникают проблемы в коммуникации.

Проще всего отсеивать неподходящих сотрудников еще на этапе собеседования. Но если такой сотрудник уже работает и остро ощущает свое несоответствие, можно попытаться помочь ему, переведя, например, на дистанционный режим работы (если это позволяет характер деятельности).

Жалоба работника № 4 «Меня не ценят по заслугам»

Такая жалоба в большинстве случаев скрывает за собой не недовольство материальным поощрением за труд, а именно недостаток признания.

Руководителю стоит помнить, что признание заслуг и качеств работника не требует усилий или финансовых затрат, но оказывает мощный положительный эффект. Речь идет о мелких жестах — хороший отзыв о работе сотрудника, высказанный на общем собрании, поздравление со значимым событием в жизни и т. д.

Искреннее признание значимости сотрудника со стороны руководителя может стать ключевым фактором его общей удовлетворенности рабочим местом.

Итоги

Чтобы избежать увольнения продуктивных и просто хороших работников, руководителю следует прислушиваться к тому, какие жалобы озвучивает сотрудник. Многие из них являются явным сигналом к будущему увольнению. И задача руководителя — вовремя распознать такие сигналы и принять меры для того, чтобы сохранить лояльность ценного сотрудника к компании.

О нюансах процедуры расторжения трудового договора узнайте в нашей рубрике «Увольнение».

Как понять, что сотрудник хочет уволиться. Объясняет психолог

В эпоху Great Resignation разбираемся с психологом в основных причинах добровольных увольнений, рассказываем о звоночках, которые помогут понять, что сотрудник уйдет, и создаем несколько полезных чек-листов.

Массовые увольнения в Америке начались весной 2021 после активной фазы COVID-19. Вместо того, чтобы возвращаться к полоценному рабочему режиму, сотрудники наоборот стали добровольно уходить с работы. Тенденция получила название «Великое увольнение». На английском возможны два варианта: the Great Resignation и the Big Quit.

По данным исследования Школы менеджмента Слоуна при Массачусетском технологическом институте, только из компаний Culture 500 в период с апреля по сентябрь 2021 уволились 24 миллиона человек. Самый высокий процент увольнений в сфере розничной торговли одеждой — 19% работников, самый низкий в авиалиниях — 2%. Разработка корпоративного ПО — 13%, работа с данными и аналитикой — 9%. Из техподдержки ушло 8% специалистов, такой же процент увольнений у технических гигантов, например, Tesla.

Токсичная культура стала главной причиной увольнений в США в 2021

Как понять, что сотрудник хочет уволиться

Факторов, которые влияют на то, уволится человек или нет, много: от личных обстоятельств до невозможности развиваться или получить повышение, рассказывает Дарья Кочегарова, психолог, которая семь лет работает с выгоранием и дает организационные консультации.

— Не нужно рассчитывать, что коллега будет всем своим видом предупреждать об этом, — говорит она. — Люди очень разные. Чаще всего они боятся, что отношение к ним переменится, если они сообщат о желании уйти. Поэтому сотрудники могут сидеть тихо до последнего, а потом сбежать за две недели.

Есть и сотрудники, которые всегда говорят руководству, что им не нравится. В этом случае, говорит Кочегарова, они сами предупредят о том, что уйдут, если компания не пойдет им навстречу.

Тем не менее, на некоторые изменения в поведении стоит обратить внимание, говорит психолог. Сотрудник, вероятно, собирается уволиться, если он:

  • Заваливает обычные задачи, уклоняется от созвонов, избегает контакта с руководством;
  • Не хочет обсуждать тему своих карьерных перспектив;
  • Часто жалуется. Любой нерешенный конфликт — это негатив. Негатив накапливается, возникает выгорание или желание просто прекратить сотрудничество с этим работодателем. В основном люди уходят из-за конфликтов, которые не решаются, и руководства, которое ничего не делает, чтобы помочь сотруднику;
  • Ходит по собеседованиям, опаздывает, отпрашивается.

Бредовая работа в IT: что это кто выполняет и стоит ли от неё избавляться

— А вот скрининг джоб сайтов и [трудового] законодательства ни о чем не говорит, — продолжает психолог. — Человек может заходить и дорабатывать свое резюме просто потому, что это придает ему уверенности. Микроменеджмент, повышенный контроль за сотрудниками, паранойя и просмотр их браузеров, их активности — это все в пункт «как сделать работу невыносимой».

Почему сотрудники увольняются

Повышенный контроль не единственная проблема. Люди уходят с работы, потому что:

  • Человека не устраивает вознаграждение за труд, ему не хватает денег или его потребности увеличились, а компания не может повысить ему зарплату или повысить;
  • Сотрудник не чувствует важности и смысла в работе. Из-за особенности работы мозга люди не могут долго делать бессмысленные действия или действия, которые приносят только негативные эмоции. Когда количество негатива превысит радость от зарплаты, человек уйдет;
  • Не сложились отношения в коллективе, не получилось завести друзей и товарищей, нет понимания с руководителем;
  • Выгорание на работе, эмоциональное истощение, усталость и апатия;
  • Семейные или личные обстоятельства изменились, а компания не может подстроиться;
  • Человек просто потерял интерес к текущей работе и труду и хочет сменить сферу профессиональной деятельности. Часто это сопряжено с выгоранием;
  • Депрессия.

Как понять, что сотрудник начинает выгорать

По Оксфордскому словарю, выгорание — это состояние крайней усталости или болезни, физической или ментальной, которое вызвано утомлением на работе. В опросе Deloitte 77% опрошенных заявили, что сталкивались с выгоранием сотрудников и коллег на теперешней работе.

Вместе с психологом Bubble составил чек-лист признаков выгорания:

  • Человек становится вялым, равнодушным или наоборот становится очень нервным, суетливым. Злится или обижается по мелочам, становится раздражительным, выходит из себя;
  • Он не хочет общаться с коллегами, избегает любых контактов, совместных обсуждений, мероприятий;
  • Сотрудник начинает относиться к работе спустя рукава, хотя раньше такого не было;
  • Начинает в речи употреблять обобщения: никогда, всегда, все, никто, как всегда, ничего, все;
  • Он становится циничным и равнодушным к проблемам коллег или к результату коллектива;
  • Сотрудник все чаще болеет, берет выходные за свой счет, систематически опаздывает;
  • Человек прокрастинирует, смотрит в одну точку, не может собраться, сидит в гаджете или в пасьянсе, вообще не может вдохновиться на работу, ждет окончания дня.

Что делать если вас закенселили? Советуют рекрутер психолог и психотерапевт

— Для начала нужно понять, что выгорание бывает профессиональное, а бывает эмоциональное, — объясняет Кочегарова. — Они могут быть одновременно, а могут усиливать друг друга. Выгорание — это признак того, что нужно что-то менять в работе или личной жизни. Если этого не делать, то оно может перетечь либо в хроническое состояние, либо в вяло текущую или острую депрессию, из которой выходить будет намного тяжелее.

Каждый человек может подобрать свои способы борьбы с выгоранием, но несколько универсальных советов, говорит психолог, все же есть:

  • Налаженный график работы, когда понятно, где работа, а где отдых. С уходом на удаленку количество случаев депрессии и выгорания увеличилось, так как люди стали работать вообще всегда. Исчез переход с «работаю» на «отдыхаю»;
  • Отдых надо планировать заранее — это помогает не перерабатывать;
  • Полноценный сон, питание, физическая активность, витамины. Не надо рассчитывать, что организм, которому хочется лежать, будет полноценно работать. Тем более, если человек не видит в такой работе смысла или начальник ее не замечает.
  • Эмоциональное восполнение через источники радости: хобби, отношения, массаж или спорт. У каждого они свои.
  • Осмысленность и сфокусированность в работе, отсутствие большого количества отвлекающих факторов. Если работать осмысленно и сосредотачиваться на одной или малом количестве задач, это позволяет мозгам не выкипать.

Для того, чтобы отслеживать эмоциональное состояние коллектива, лучше всего нанять организационного психолога, считает Дарья. HR-специалисты могут быть психологически грамотными, но все равно не заметят того, что видит специалист.

Ошибки руководителей

К выгоранию и увольнению приводят и ошибки руководителей, говорит Кочегарова. Вот топ главных:

  • Руководитель не может четко поставить задачу и распределить обязанности, предполагая, что все сотрудники должны сами делать свою работу. Они-то должны, но невозможно делать все и всегда. Что именно будет делать команда, решает руководитель;
  • Нет системы оценки работы сотрудников. Делаешь много — никто не видит, делаешь мало — тоже никто не видит. Сотрудник видит, что его работа обесценивается, и теряет смысл что-то делать;
  • Нет грамотного способа решения конфликтов. Либо сотрудники сами не умеют разруливать сложившиеся ситуации и начинаются сплетни, интриги, либо руководитель не может выступить медиатором. Когда сотрудники носят в себе много негатива друг к другу, это быстро ведет к выгоранию;
  • Не выстроен процесс работы, постоянно меняются сроки и критерии.

— Чтобы сделать работу токсичной и невыносимой для людей достаточно лишь пары факторов, которые любого человека приведут к выгоранию, даже самого мотивированного, — говорит психолог.

�� полезные цифровые лайфхаки в мини-формате обитают в нашем telegram. постим раз в день, коротко и по делу

Как понять, что сотрудник скоро уволится

Если энергичный и мотивированный сотрудник потерял интерес к работе - вероятно, он скоро уволится

Когда успешный сотрудник заявляет, что хочет уволиться ‒ это всегда неприятная новость. Компания вложилась в обучение сотрудника, все были довольны ‒ и вдруг заявление об увольнении по собственному желанию.

В Массачусетском технологическом институте подсчитали, что поиск и обучение новых сотрудников обходятся в 125‒140% годовой зарплаты.

По нашим подсчётам, увольнение рядового сотрудника стоит две-три зарплаты. Увольнение тимлида или менеджера обходится компании ещё дороже ‒ минимум шесть зарплат сотрудника.

Но потери можно снизить ‒ если вовремя понять, что сотрудник собирается уходить.

Почему увольняются сотрудники

Согласно соцопросам, в России чаще увольняются по следующим причинам:

  • Низкая зарплата ‒ 48,4% опрошенных
  • Отсутствие карьерного роста ‒ 36,5%
  • Жажда перемен и неинтересная работа ‒ 31,9%
  • Конфликт с руководством ‒ 20,4%
  • Чрезмерная загруженность ‒ 18,2%

Немецкий исследовательский институт INNOFACT AG в результате аналогичного исследования получил такие ответы:

  • 67,7% сотрудников уволились из-за того, что им не оплачивали переработку
  • 64,8% не смогли найти общий язык с коллегами
  • 60,3% жаловались на слишком высокие требования руководства и стресс

Компания может потерять опытного сотрудника из-за компрессии зарплат.

Согласно исследованию Korn Ferry Hay Group, зарплата сотрудников на одинаковых должностях в России может отличаться на 83%. Новые сотрудники получают на треть больше «старых».

Почему так происходит? Старые сотрудники никуда не денутся, работают ‒ значит, довольны, а новые на такую зарплату не пойдут.

Причины увольнения могут быть разными. Задача руководителя ‒ исправить ситуацию, если он хочет удержать работника. Но лучше отслеживать текущие проблемы и оперативно их решать.

Как понять, что сотрудник хочет уволиться

Американская бизнес-школа Huntsman school of business по итогам исследования назвала 13 признаков того, что работник решил уволиться:

  1. Продуктивность работы снижается
  2. Хуже взаимодействует с командой
  3. Выполняет только необходимый минимум обязанностей
  4. Не стремится получить одобрение руководителя
  5. Теряет интерес к долгосрочным проектам
  6. Меняется поведение ‒ часто в худшую сторону
  7. Не работает на результат
  8. Не концентрируется на рабочих задачах
  9. Открыто высказывает критику
  10. Выражает недовольство руководством
  11. Работает строго по часам или уходит пораньше
  12. Теряет энтузиазм
  13. Падает интерес к общению с клиентами

Сотруднику чаще звонят на личный телефон. При этом он разговаривает без свидетелей и называет собеседника на «вы». А если сотрудник вдруг поменял стиль одежды на строго официальный и часто отпрашивается в течение рабочего дня ‒ вероятно, он ходит на собеседования.

Другой настораживающий признак ‒ сотрудник обновил резюме и больше времени проводит на рекрутинговых сайтах.

Хуже, если работник при этом пересылает большие объёмы информации по почте, в облако или скачивает на флешку. Он может таким образом попытаться сохранить базу клиентов или другую информацию. А это уже прямое воровство у компании.

Конечно, только по изменению поведения делать выводы нельзя. Причин может быть много. Может быть, сотрудник ходит вовсе не на собеседования. Одевается по-другому, потому что сменил имидж. Но однозначно насторожить руководителя должны снижение интереса к работе и формальный подход к задачам.

Что делать руководителю

Если руководитель заметил, что сотрудник хочет уволиться, пора принимать решение ‒ удерживать сотрудника или подыскивать замену.

Чтобы удержать работника, наиболее эффективны краткосрочные меры:

  • Увеличить зарплату
  • Повысить в должности
  • Заинтересовать новым проектом

Но лучше всего регулярно встречаться с сотрудниками и спрашивать, всё ли в порядке, чем помочь, в чём нуждается работник.

Существует и противоположная точка зрения: если человек решил уйти, он всё равно уйдёт, удерживать его нет смысла. Перед увольнением стоит поговорить с сотрудником о проблемах в работе ‒ это поможет предотвратить новые потери.

Что бы ни решил руководитель, ему необходимо время на обдумывание. И если изменения эффективности работника заметны по отчётам, то изменения в поведении можно увидеть только при ежедневном общении.

Если в команде доверительные отношения, сотруднику нет нужды искать другую работу для решения своей проблемы ‒ всё можно уладить в рабочем порядке. А если принято решение о смене работы, сотрудник позаботится о том, чтобы предупредить заранее и снизить затраты на обучение новичка.

Как понять что сотрудник хочет уволиться

Иногда стоит посмотреть на себя со стороны, чтобы понять, насколько близки вы к увольнению. Трезво оценив себя, вы сможете разобраться в причинах конфликтов в офисе, начать искать другое место работы или по-новому проявить себя на старом.

Вас можно понять: вы оставляете все лучшее себе. Но есть проблема. Если ваши идеи хранятся где-то глубоко в ящике стола, то считайте, что их нет. У вас ноль идей. Если вы не проверяете на деле свои находки, то не можете знать, хороши ли они. К тому же о ваших гениальных планах никто не знает, а значит, безынициативного сотрудника уволят с большим удовольствием, как только найдется подходящая кандидатура на замену.

Банально, но это одна из самых частых причин увольнения. Ваши дела ложатся на плечи коллег, а они не будут долго это терпеть. Настрочат жалобу, подставят вас — что угодно, чтобы вас поскорее уволили.

Постоянный режим «онлайн» в соцсетях — признак того, что или вам скучно, или нет работы. Начальство, заметив эту пагубную привычку, наверняка приглядится к вам повнимательнее. И не факт, что сумеет разглядеть вашу ценность, которая буквально растворяется в твитах, месседжах, репостах и мемчиках. (Признайтесь, эту статью вы тоже читаете в рабочее время?)

Раньше достаточно было не вступать в открытые конфликты, чтобы считаться адекватным человеком. Сейчас неудачно брошенное слово может спровоцировать увольнение даже ценного сотрудника. Если вы не умеете держать себя в руках, у вас не развита эмпатия, вам плевать, какие чувства вы вызываете у коллег, вам наверняка не хватает эмоциональной компетентности. Хорошая новость — это качество можно развить в себе.

Иногда причина увольнения может быть эфемерна, например, потому что сотрудник «не ваш/наш человек». Факты «невашести»/»ненашести» индивидуальны для каждой компании. Но вы можете почувствовать на себе, что не вписываетесь в коллектив: вам не понятны их шутки, вас не зовут на совместные встречи, вы не разделяете ценностей компании, в конце концов. Все это может привести к попытке выжить вас из коллектива, чтобы найти своего по духу коллегу.

Мы уже упомянули об этом, но это важный пункт, поэтому скажем о нем отдельно. Что такое ценности? Это фундамент, на котором строится деятельность компании. Ценности могут быть разными. Например, ваша компания придерживается тренда экологичности, а вы не считаете нужным доносить свой мусор до бака и уж тем более сортировать что-то там. Или же ваша компания действует на рынке агрессивно и нечестно, и вам приходится переступать через себя, чтобы продавать товар. В такой ситуации, если вы не уволитесь сами, то вас рано или поздно «попросят».

Такой сотрудник всегда будет вызывать вопрос: «Я не сливает ли он информацию?» Согласитесь, сложно доверять вам, если по вечерам вы зависаете в баре с другом из конкурирующей фирмы.

В идеальном мире рабочие отношения не смешиваются с личными, но в реальности все не так. Если вы чувствуете неприязнь со стороны шефа, то будьте начеку, возможно, он уже ищет повод вас уволить.

KPI — это ключевые показатели эффективности. Если вы их не знаете, то и не можете оценить результаты своей работы.

То, что своим равнодушием вы убиваете собственную карьеру, — ваше личное дело. Но ведь вы еще наносите ущерб и другим. Вы в конце концов оставите без денег работодателей, а коллег — без хорошо оплачиваемых рабочих мест. Введению KPI яростно сопротивляются во всех компаниях. KPI — это ответственность, а ответственность любят не все.

Курильщик крадет свое и чужое рабочее время, упускает клиентов. Курильщик разносит слухи и сплетни — ведь нужно же о чем-то разговаривать во время курения. Курильщик плохо пахнет и производит не лучшее впечатление на покупателей. В общем, курение — это то, что можно и нужно в компании искоренять. Вопрос лишь в том, какими методами. Наверное, сам факт курения и не станет решающим фактором для увольнения, но вкупе с другими может вполне.

Основатель ГК «АвтоСпецЦентр» и «Ауди Центр Таганка» Владимир Моженков в книге «Бизнес по чуть-чуть» рассказывает о деяниях, за которые он всегда увольняет немедленно. Вот они.

— пьянство или наркомания;

— сокрытие важных данных при приеме на работу;

— разглашение коммерческой тайны конкурентам;

— умышленная порча имущества;

— совершение одной и той же ошибки два раза подряд;

— контакты с организованной преступность (это случается не так редко, как вы думаете);

— совершение противоправных действий за пределами компании;

— невыход на работу без объяснения причин;

— нарушение техники безопасности;

— создание конфликта с потребителем;

— обман руководства, утаивание важной информации;

— невыполнение личных планов три месяца подряд;

— получение денежных вознаграждений от клиента или партнера;

— совершение противоправных действий против сотрудников компании;

— пропуск обучающих занятий три раза подряд;

— демонстративное неисполнение правил компании.

В вашей компании могут быть свои внутренние правила увольнения. Не будет лишним узнать о них подробнее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *