Какие правовые последствия
Перейти к содержимому

Какие правовые последствия

Правовые последствия незаконного увольнения с работы

Незаконным расторжением трудового договора признается увольнение сотрудников без правовых оснований либо же увольнение, совершенное с нарушениями самой процедуры. Причины для прекращения трудовых отношений и порядок оформления расторжения договора прописаны в ст. 77–84.1 ТК РФ. Кроме того, также есть дополнительные основания для прекращения трудового договора:

  • с директором по ст. 278 ТК РФ;
  • совместителями (ст. 288 ТК РФ);
  • работниками, нанятыми физлицами (ст. 307 ТК РФ);
  • дистанционными работниками (ст. 312.8 ТК РФ);
  • иностранцами (ст. 327.6 ТК РФ);
  • педагогическими работниками различных категорий (ст. 332, 332.1, 336 ТК РФ);
  • научными работниками различных категорий (ст. 336.1, 336.2, 336.3 ТК РФ);
  • работниками в представительствах России за границей (ст. 341 ТК РФ);
  • работниками религиозной организации (ст. 347 ТК РФ);
  • со спортсменами, тренерами (ст. 348.11, 348.11-1 ТК РФ);
  • помощниками и работниками у нотариусов (ст. 351.4 ТК РФ).

Наличие иных или вымышленных обстоятельств делает увольнение незаконным.

Для того чтобы расторжение трудовых отношений не было признано незаконным, требуется выполнять следующие условия:

  1. Порядок увольнения работника по собственному желанию предусматривает наличие соответствующего заявления. Отсутствие этого документа делает расторжение договора незаконным.
  2. Если принято решение о сокращении штатов, то необходимо, чтобы занимаемые должности действительно были ликвидированы и не восстановлены после ухода сотрудника. К тому же в обязанности работодателя входит заблаговременное предупреждение работников о предстоящем сокращении.
  3. Увольнение в связи с нарушением трудовой дисциплины должно подтверждаться документально: свидетельскими показаниями, заключениями медкомиссий.

Информацию о составлении документов при нарушении трудовой дисциплины см. в материале «Как составить акт об отказе писать объяснительную».

  1. Если расторжение договора происходит в связи с низкой квалификацией сотрудника, не соответствующей занимаемой должности, требуется провести аттестацию.
  2. Увольнение может быть признано незаконным, если при расторжении договора сотруднику не выдали все документы (трудовую книжку, справки по требованию), а также не выплатили причитающиеся суммы в полном объеме.

Существует также и отдельная категория лиц, увольнение которых невозможно при обычных обстоятельствах. Так, сокращению не подлежат беременные женщины, матери-одиночки с детьми до 14 лет (или детьми-инвалидами до 18 лет), женщины с детьми до трех лет либо одинокие родители. Если сотрудник находится в отпуске (в том числе и по уходу за ребенком), увольнение его по инициативе работодателя не допускается, за исключением случаев ликвидации предприятия.

Подробнее о расторжении договоров при ликвидации учреждений см. в материале «Процедура увольнения в связи с ликвидацией организации».

Правовые последствия незаконного увольнения для работодателей могут быть следующими:

  • возмещение среднего заработка работнику за вынужденные прогулы и восстановление его на работе (ст. 234 ТК РФ);
  • компенсация полученного сотрудником морального вреда при обращении незаконно уволенного гражданина в судебные органы;
  • проверка деятельности работодателя органами прокуратуры и трудовой инспекции (ст. 357 ТК РФ).

Кроме того, незаконно уволенного сотрудника требуется восстановить в прежней должности.

Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и прочитайте статью «Правильное увольнение: сверяемся с судебной практикой и рекомендациями Роструда», основанную на последних разъяснениях законодательства.

Восстановление на работе при незаконном увольнении

При незаконном увольнении с работы бывший сотрудник может претендовать на защиту своих прав, возмещение вреда и морального ущерба, а также восстановление на работе.

Разногласия в трудовых отношениях между работниками и работодателями могут рассматриваться в комиссиях по решению трудовых споров и судах.

Срок подачи жалобы в комиссию по трудовым спорам ― 3 месяца с момента нарушения прав работника (ст. 386 ТК РФ). Обращение в судебные органы может состояться в течение 10 дней после вынесения решения комиссии (ст. 390 ТК РФ). Заявление в суд предоставляется возможность подать в срок не позднее месяца со дня увольнения (ст. 392 ТК РФ).

Граждане могут потребовать их восстановления в прежней должности на рабочем месте, если работодатель не предоставит веских причин для совершенного увольнения. Кроме того, судебные органы вправе присудить выплаты в пользу уволенного сотрудника в размере его среднего заработка и потребовать от работодателя компенсации морального вреда.

Итоги

Процедура расторжения трудовых договоров с сотрудниками и причины ее проведения должны строго отвечать нормам ТК РФ. В противном случае незаконное увольнение может послужить основанием для судебного разбирательства между заинтересованными сторонами. При обнаружении вины работодателя ему, возможно, придется выплатить причиненный работнику ущерб, а также стать объектом пристального внимания со стороны органов надзора.

Как признать лицо недостойным наследником и какие правовые последствия это имеет?

Недостойными наследниками признаются граждане, имеющие право на наследство, однако при наличии предусмотренных законом оснований и условий не наследующие или отстраненные от наследования (ст. 1117 ГК РФ).
Рассмотрим категории недостойных наследников, порядок их исключения из состава наследников и последствия такого исключения.

1. Категории недостойных наследников
Российским законодательством предусмотрены следующие категории недостойных наследников.

1.1. Граждане, пытающиеся незаконным путем получить наследство
К таким лицам относятся граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства (абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ).
В данном случае совершение умышленных действий не зависит от мотивов и целей их совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.).
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Указанные выше обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, должны быть подтверждены в судебном порядке — приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы) (абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ; пп. «а» п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9).
Граждане, относящиеся к данной категории, не имеют права наследовать ни по закону, ни по завещанию, за исключением лиц, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество (абз. 1 п. 1 ст. 1117 ГК РФ).

1.2. Родители, лишенные родительских прав
Родители, лишенные родительских прав, не имеют права наследования по закону после детей, в отношении которых они были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства (абз. 2 п. 1 ст. 1117 ГК РФ).

1.3. Граждане, злостно уклоняющиеся от обязанностей по содержанию наследодателя
По требованию заинтересованного лица от наследования по закону можно отстранить через суд граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них по закону обязанностей по содержанию наследодателя. Такие граждане могут быть отстранены от наследования, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям (п. 2 ст. 1117 ГК РФ; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).

2. Порядок исключения недостойных наследников категорий 1.1 и 1.2 из состава наследников
Для исключения наследников категорий 1.1 и 1.2 из состава наследников необходимо представить нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, соответствующий приговор или решение суда, например решение о лишении родительских прав, решение о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы, и т.д. (п. 53 Регламента, утв. Приказом Минюста России от 30.08.2017 N 156).
Нотариус исключит недостойного наследника из состава наследников. При этом вынесение решения суда о признании наследника недостойным не требуется (пп. «б» п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).

3. Порядок исключения недостойных наследников категории 1.3 из состава наследников
Для отстранения от наследования граждан, злостно уклоняющихся от обязанностей по содержанию наследодателя, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте исковое заявление и документы
Истцом может быть любое лицо, заинтересованное в призвании к наследованию или в увеличении причитающейся ему доли наследства, отказополучателем либо лицом, на права и законные интересы которого (например, на право пользования наследуемым жилым помещением) может повлиять переход наследственного имущества (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).
К исковому заявлению потребуется приложить, в частности, следующие документы (ст. 132 ГПК РФ; п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9):
1)уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий иска и приложенных к нему документов, которые у данных лиц отсутствуют;
2)документы, подтверждающие обстоятельства, на которых вы основываете свои требования. К таким документам могут относиться, в частности:
свидетельство о смерти;
документы, подтверждающие юридический статус истца и ответчика как наследников по закону, — свидетельство о рождении, свидетельство о браке и др.;
документы, доказывающие злостное уклонение ответчика от выполнения обязанностей по содержанию наследодателя (в частности, решение суда о взыскании алиментов или об ответственности за их несвоевременную уплату, приговор суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, справка судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам);
3)документ, подтверждающий уплату госпошлины или право на получение льготы по ее уплате, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера госпошлины или об освобождении от ее уплаты.

Шаг 2. Подайте исковое заявление и документы в суд и примите участие в рассмотрении дела
Иск предъявляется в районный суд по месту жительства ответчика (ст. ст. 24, 28 ГПК РФ).
Следует учитывать, что наследника нельзя признать недостойным только за то, что он не общался или не ухаживал за престарелым или больным родственником, не навещал его и т.п. Злостным уклонением от выполнения обязанностей могут признать не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие действительного размера заработка и (или) дохода, смену места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
Злостный характер уклонения в каждом случае определяет суд с учетом продолжительности и причин неуплаты средств. При доказанности факта злостного уклонения ответчика от своих обязанностей суд отстраняет наследника от наследования (п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 9).

Шаг 3. Получите решение суда
После окончания судебного разбирательства получите решение суда. Оно вступит в законную силу по истечении месяца с момента его изготовления в окончательной форме, если не обжаловано в вышестоящий суд (ч. 1 ст. 209, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).

Шаг 4. Представьте решение суда нотариусу
Решение суда о признании наследника недостойным и отстранении от наследования подается нотариусу, в производстве которого находится наследственное дело, после чего нотариус исключит недостойного наследника из состава наследников.

4. Последствия признания наследника недостойным
Часть наследства, которая причиталась бы недостойному наследнику, переходит к наследникам по закону, призванным к наследованию, пропорционально их наследственным долям. Однако если наследодатель завещал все имущество назначенным им наследникам, то часть наследства, причитавшаяся недостойному наследнику, переходит к остальным наследникам по завещанию пропорционально их наследственным долям, если только завещанием не предусмотрено иное распределение этой части наследства (п. 1 ст. 1161 ГК РФ).
Принявший наследство недостойный наследник обязан возвратить все имущество, неосновательно полученное им из состава наследства (п. 3 ст. 1117 ГК РФ).

Материал статьи взят из открытых источников

Остались вопросы к адвокату по данной тематике?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Какие правовые последствия увольнения за прогул?

Ответ:
Последствиями увольнения за прогул являются, например, невозможность воспользоваться неиспользованным отпуском с последующим увольнением, прерывание трудового стажа для начисления процентной надбавки и др.
Увольнение за прогул не является основанием для отказа работнику в заключении трудового договора.

Правовое обоснование:
По письменному заявлению работника неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия) (ст. 127 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 установлено, что с 1 июня 1993 трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (ст. 3 ТК РФ).
В п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъясняется, что под деловыми качествами работника следует, в частности, понимать способности физического лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личностных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной отрасли).

  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Банк предприятий и организаций
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует
  • Главная
  • Трудовой навигатор
  • Новости
  • Памятки
  • Вопросы и ответы
  • Обсуждения
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Статистика
  • О проекте
  • Сообщить о проблеме
  • Электронный инспектор
  • Требования трудового законодательства
  • Досудебное обжалование
  • Банк документов
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Карта сайта
  • Предприятие информирует

Федеральная служба по труду и занятости
Все права на сайт защищены и охраняются
законодательством Российской Федерации

Федеральная служба
по труду и занятости
Все права на сайт защищены
и охраняются законодательством
Российской Федерации

«Довольный Гражданин»

  • vkontakte
  • telegram
  • Одноклассники

Войти через Госуслуги

Вы можете войти на сайт через личный кабинет на портале государственных услуг

Войти на сайт с логином и паролем

Пожаловаться на описание проблемы

РосТруд

  • Главная
  • Электронный инспектор
  • Трудовой навигатор
  • Сообщить о проблеме
  • Предприятие информирует
  • Памятки
  • Дежурный инспектор
  • Обсуждения
  • Банк документов
  • Досудебное обжалование
  • Банк предприятий и организаций
  • Требования трудового законодательства
  • Электронная приемная
  • Общественная оценка
  • Сервисы для граждан предпенсионного возраста
  • Новости
  • Статистика
  • О проекте
  • Официальный сайт Роструда
  • Работа в России
  • Минтруд России
  • Госуслуги
  • Роспотребнадзор
  • Карта сайта

Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»

Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.

1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах

1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.

2. Общие правила

2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обращения, обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.

2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.

2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.

2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.

3. Регистрация пользователей

3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.

3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («никнейм»).

3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.

3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.

3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (https://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи.

4. Публикация обращений

4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.

4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.

4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.

4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:

  • никнейм (в случае, если он не был указан ранее). Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.
  • адрес проживания заявителя (опционально);
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
  • номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (https://rostrud.gov.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
  • электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы;
  • фотография (по желанию Пользователя).

Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.

4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:

  • регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
  • данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
  • сведения о своей должности и периоде работы;
  • сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.

4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:

  • описание ситуации;
  • фотоматериалы.

Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.

Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и не размещаются в публичном доступе, за исключением тех категорий проблем, для которых в автоматических шаблонах обращений в явном виде указано, что материалы подлежат публикации в открытом доступе.

4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и Пользовательским соглашением, а также дает согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2008 № 152-Ф3 «О персональных данных» и Политикой обработки персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.

4.8. На Портале применяется пре-модерация обращений, вопросов и тем обсуждений. Данные виды сообщений публикуются сразу после прохождения процедуры модерации, при условии, что они не нарушают настоящие Правила. Если данные виды сообщений нарушают настоящие Правила, они не допускаются к публикации, и модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.9. На Портале применяется пост-модерация комментариев. Данный вид сообщений публикуется сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.

4.10. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:

  • игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
  • отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
  • экстремизм, дискриминация (во всех формах: расовая, этническая, возрастная, половая, религиозная, социальная и т.д.);
  • коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
  • недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
  • не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
  • не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
  • не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации);
  • не проходят модерацию сообщения, которые содержат персональные данные, в том числе третьих лиц.

4.11. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению/вопросу в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.

Пользовательское соглашение

1. Термины и понятия, используемые в настоящем соглашении

1.1. Основные понятия, используемые в настоящем Пользовательском соглашении, идентичны понятиям, используемым в Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

1.2. В настоящем Пользовательском соглашении используются следующие термины и понятия:

Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.

Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф.

Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.

Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.

Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.

Регистрация – процесс предоставления Пользователем данных для возможности доступа к использованию услуг и сервисов Портала.

Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящего Пользовательского соглашения и Правилам использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».

Основные инструменты – подготовленные Порталом шаблоны, (содержащие информацию из нормативной базы) для автоматической отправки обращений компетентным адресатам, предоставляемые с условием указания Пользователем всех предлагаемых сведений о его проблеме, регулируемой правовым полем, а также соблюдением пункта 3.5 настоящего соглашения.

Проблема – жизненная ситуация, решение которой возможно в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

2. Предмет соглашения

2.1. Предметом настоящего соглашения является регулирование отношений между Пользователем и Порталом.

3. Использование сервисов, представленных на Портале

3.1. При регистрации Пользователь даёт своё согласие на соблюдение всех условий и правил Портала, изложенных ниже.

3.2. Портал предоставляет площадку (веб-страницу) для размещения Пользователем информации о проблеме. Для каждой проблемы предоставляется отдельная веб-страница.

3.3. Вся информация, добавленная Пользователем на его площадку (веб-страницу), предоставляемую Порталом, принадлежит Пользователю.

3.4. Использование Портала должно происходить надлежащим образом. Пользователю запрещается вмешиваться в работу Портала, в его техническую и/или программную часть, пользоваться возможностями Портала в обход предложенного интерфейса.

3.5. Пользователю Портала запрещается использовать нецензурные выражения, оскорбления, порочащие и заведомо ложные/недостоверные материалы (касаемо физических и юридических лиц/государственных органов), призывать к насилию, экстремизму, проявлять признаки какой-либо вражды, ненависти, дискриминации, явно или скрыто осуществлять рекламную и любую иную, не относящуюся к работе Портала деятельность.

3.6. Ответственность за проявление вышеуказанного лежит на Пользователе. Он несет ответственность за распространение сведений, указанных в пункте 3.5 в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.7. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право изменять набор имеющихся услуг и сервисов, а также ограничивать доступ к сведениям о проблемах, заявленных Пользователем, содержащих признаки пункта 3.5 настоящего соглашения.

4. Конфиденциальность и защита персональных данных

4.1. Персональные данные, предоставляемые Пользователем Порталу при регистрации, защищаются, используются и обрабатываются в соответствии с Федеральном законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».

4.2. Цели обработки персональных данных, а также иные вопросы, регламентирующие порядок их обработки, определены в Политике обработки персональных данных.

4.3. Для эффективного использования услуг и сервисов Пользователю необходимо корректно представлять все запрашиваемые персональные данные.

4.4. Администратор и модераторы Портала оставляют за собой право передачи персональных данных Пользователя в компетентные органы (Федеральную службу по труду и занятости и Государственные инспекции труда), если такая передача способствует разрешению проблемы. Пользователь дает согласие на передачу собственных персональных данных третьим лицам в целях проведения социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества сервисов, доступ к которым осуществляется через Портал.

4.5. Пользователь ознакомлен с тем, что в случае не указания никнейма при создании обращения на Портале, его фамилия и имя, заявленные при регистрации, будут отображаться на веб-странице с описанием его проблемы, а поэтому будут доступны неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

4.6. Пользователю следует иметь в виду, что сведения, заявленные в графе «Описание ситуации» отображаются на веб-странице с описанием проблемы Пользователя и будут доступны неопределенному кругу лиц – Пользователям портала. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

4.7. В случае нежелания распространения персональных данных администрация Портала рекомендует избирательно подходить к их размещению в открытом доступе.

4.8. Пользователь предоставляет согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, отдельно от иных согласий на обработку персональных данных.

4.9. В случае если Пользователь не может самостоятельно удалить/отредактировать информацию, содержащую персональные данные, распространение которых нежелательно, он может обратиться в службу поддержки по адресу электронной почты администрации Портала – info@onlineinspector.ru.

5. Порядок работы Портала

5.1. После добавления проблемы Пользователем, она попадает на стадию модерации.

5.2. При наличии условий, указанных в пункте 3.5 настоящего соглашения, а также нарушении правил модерации, модератор оставляет за собой право отказать в опубликовании проблемы и/или отказать в отправке сообщения о проблеме в компетентный орган.

5.3. В случае одобрения опубликования проблемы (при отсутствующем шаблоне автоматической отправки) Пользователю предлагается самостоятельно отправить обращение в компетентный орган, информация о котором представлена на Портале. В случае одобрения сообщения о проблеме модератором (при наличии шаблона автоматической отправки), сообщение о проблеме отправляется в компетентный государственный орган без участия Пользователя.

5.4. В случае автоматической отправки сообщения о проблеме в компетентный орган, ответ на Портале будет размещён автоматически.

5.5. В случае если проблема Пользователя решена, ему предлагается отметить проблему как решённую (самостоятельно или обратившись по адресу электронной почты администрации Портала info@onlineinspector.ru).

6. Стоимость услуг

6.1. Регистрация и использование сервисов и услуг Портала являются безвозмездными.

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее соглашение вступает в силу с момента регистрации Пользователя на Портале и действует вплоть до удаления учётной записи Пользователя.

7.2. Настоящее Соглашение составлено в соответствии с законодательством Российской Федерации и призывает Пользователя использовать сервисы, доступ к которым предоставлен на Портале, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения (далее – Согласие)

Настоящим, я, также именуемый «Субъект персональных данных»/ «Пользователь», свободно, своей волей и в своем интересе, даю в целях исполнения требований ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных», свое согласие Федеральной службе по труду и занятости (ИНН 7710538364, адрес местонахождения: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 40, стр. 16), далее именуемой «Оператор», на обработку персональных данных, разрешенных мной, как Субъектом персональных данных для распространения, а именно:

1. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), информация, внесённая в поле «Описание ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если Пользователь нарушает данный пункт, за публикацию информации несет ответственность сам Пользователь.

Если я указываю в данном поле свои персональные данные, я даю свое согласие на их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

2. Я ознакомлен(-а) и соглашаюсь с тем, что при создании обращения на Портале я указал(-а) в пункте «информация о заявителе» никнейм, который станет публичным.

Если я не указал(-а) никнейм, я даю свое согласие на размещение моих персональных данных – имени и фамилии, в публичном доступе и их раскрытие (предоставление доступа) неопределенному кругу лиц – пользователям Портала.

3. Срок действия настоящего Согласия соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

4. Оператором не осуществляется передача (кроме предоставления доступа) персональных данных неограниченному кругу лиц в рамках данного Согласия.

Обработка персональных данных в рамках настоящего соглашения осуществляется Оператором в целях реализации функциональных возможностей Портала.

5.1. Обработка персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, должна быть прекращена Оператором в любое время по требованию Субъекта персональных данных. Данное требование должно включать в себя фамилию, имя, отчество (при наличии), контактную информацию (номер телефона, адрес электронной почты или почтовый адрес) субъекта персональных данных, а также перечень персональных данных, обработка которых подлежит прекращению.

Указанные в данном требовании персональные данные могут обрабатываться только Оператором, которому оно направлено.

Данное требование может быть направлено на электронную почту Оператора info@onlineinspector.ru.

Прекращение обработки персональных данных, разрешенных Субъектом персональных данных для распространения, влечет за собой удаление из публичного доступа тех обращений Пользователя, в которых эти данные были указаны.

Политика обработки персональных данных

1. Общие положения

1.1. Настоящая Политика в области обработки и защиты персональных данных (далее – Политика) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система):

  • разработана в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – 152-ФЗ), в целях обеспечения реализации требований законодательства РФ в области обработки персональных данных субъектов персональных данных;
  • раскрывает основные категории персональных данных, обрабатываемых на информационном ресурсе «Онлайнинспекция.рф», находящемся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф (далее – Портал), Федеральной службой по труду и занятости (далее – Оператор), цели, категории и принципы обработки Оператором персональных данных, права субъектов персональных данных, а также перечень мер, применяемых Оператором в целях обеспечения безопасности персональных данных при их обработке.

1.2. Основные понятия

Персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

Персональные данные, разрешенные субъектом персональных данных для распространения – персональные данные, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных путем дачи согласия на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

Распространение персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;

Обезличивание персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных;

Информационная система персональных данных – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому лицу или иностранному юридическому лицу.

Cookie — это небольшие файлы данных (обычно содержащие буквы и цифры), которые веб-сайты могут оставлять на компьютере или мобильном устройстве при посещении того или иного сайта или страницы. Файл cookie помогает веб-сайту узнать устройство при следующем посещении. Эту задачу могут также выполнять веб-маяки или другие подобные файлы.

1.3. Права субъектов персональных данных

1.3.1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений об обработке его персональных данных Оператором.

1.3.2. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения, обрабатываемых Оператором персональных данных субъекта персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

1.3.3. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным может быть ограничено в соответствии с федеральными законами, в том числе если:

  • обработка персональных данных, включая персональные данные, полученные в результате оперативно-розыскной, контрразведывательной и разведывательной деятельности, осуществляется в целях обороны страны, безопасности государства и охраны правопорядка;
  • обработка персональных данных осуществляется органами, осуществившими задержание субъекта персональных данных по подозрению в совершении преступления, либо предъявившими субъекту персональных данных обвинение по уголовному делу, либо применившими к субъекту персональных данных меру пресечения до предъявления обвинения, за исключением предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации случаев, если допускается ознакомление подозреваемого или обвиняемого с такими персональными данными;
  • обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма;
  • доступ субъекта персональных данных к его персональным данным нарушает права и законные интересы третьих лиц;
  • обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, в целях обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

1.3.4. Для реализации своих прав и защиты законных интересов субъект персональных данных имеет право обратиться к Оператору. Оператор рассматривает любые обращения и жалобы со стороны субъектов персональных данных, тщательно расследует факты нарушений и принимает все необходимые меры для их немедленного устранения, наказания виновных лиц и урегулирования спорных и конфликтных ситуаций в досудебном порядке.

1.3.5. Субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора путём обращения в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных.

1.3.6. Субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

2. Цели обработки персональных данных

2.1. Цели обработки персональных данных:

  • использование функционала Системы и Портала;
  • направление заявлений, составленных с использованием Системы в государственные органы в рамках полномочий Федеральной службы по труду и занятости и Государственных инспекций труда по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проведение социологических опросов и иных исследований, направленных на повышение качества Системы, доступ к которым осуществляется через Портал;
  • исполнение иных полномочий, возложенных на Оператора.

3. Правовые основания обработки персональных данных

3.1 Политика Оператора в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами Оператора:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
  • Положение о системе электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф», Пользовательское соглашение, Правила использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (утверждены Приказом Роструда № 246 от 30 июня 2016 г.).

4. Обрабатываемые категории персональных данных и источники их поступления

4.1. Оператором обрабатываются следующие категории персональных данных:

4.1.1. Персональные данные пользователей портала, а именно:

  • фотография;
  • фамилия, имя и отчество;
  • телефон;
  • дата рождения;
  • город;
  • электронная почта;
  • адрес проживания;
  • иные данные, указанные Пользователем в соответствующих разделах Портала (в случае, если они относятся к персональным данным);

Оператор применяет технологии cookie, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie»).

4.2. Источники получения персональных данных.

Персональные данные предоставляются лично Пользователем при совершении действий по регистрации в качестве Пользователя в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://онлайнинспекция.рф и при формировании сообщений (обращений, обсуждений, комментариев, вопросов и использования любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой) на Портале.

5. Порядок и условия обработки персональных данных

5.1. Оператор в своей деятельности обеспечивает соблюдение принципов обработки персональных данных, указанных в статье 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

5.2. Обработка персональных данных осуществляется Оператором с использованием средств автоматизации.

5.3. Обработка персональных данных субъектов персональных данных, указанных в п. 4.1 настоящей Политики, осуществляется с согласия указанных лиц в рамках целей, определенных пунктом 2.1 настоящей Политики.

5.4. Оператор не осуществляет трансграничную передачу персональных данных.

5.5. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора поручения обработки персональных данных. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные 152-ФЗ.

5.6. В случае, если Оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет Оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению Оператора, несет ответственность перед Оператором.

6. Сроки обработки (хранения) персональных данных

6.1. Началом срока обработки персональных данных считается момент их получения Оператором.

6.2. Оператор осуществляет хранение персональных данных в форме, позволяющей определить субъект персональных данных, не дольше, чем того требуют цели их обработки.

6.3. Сроки обработки и хранения персональных данных субъектов персональных данных соответствует сроку существования личного кабинета Пользователя.

7. Уточнение, блокирование и уничтожение персональных данных

7.1. Целью уточнения персональных данных, в том числе обновления и изменения, является обеспечение достоверности, полноты и актуальности персональных данных, обрабатываемых Оператором.

7.2. Уточнение персональных данных осуществляется Оператором по собственной инициативе, по требованию субъекта персональных данных или его представителя, по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случаях, когда установлено, что персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными.

7.3. Целью блокирования персональных данных является временное прекращение обработки персональных данных до момента устранения обстоятельств, послуживших основанием для блокирования персональных данных.

7.4. Блокирование персональных данных осуществляется Оператором по требованию субъекта персональных данных или его представителя, а также по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий с ними.

7.5. Уничтожение персональных данных осуществляется Оператором:

  • по достижении цели обработки персональных данных;
  • в случае утраты необходимости в достижении целей обработки персональных данных;
  • в случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных;
  • по требованию субъекта персональных данных или уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных в случае выявления фактов совершения неправомерных действий с персональными данными, когда устранить соответствующие нарушения не представляется возможным.

7.6. При уничтожении материальных носителей персональных данных составляется акт об уничтожении носителей, содержащих персональные данные.

8. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработки

8.1. Оператор при обработке персональных данных принимает все необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

8.2. Обеспечение безопасности персональных данных достигается, в частности:

  • назначением ответственных лиц за организацию обработки персональных данных;
  • назначает лиц, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных;
  • осуществлением внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, внутренним распорядительным документам Оператора;
  • ознакомлением работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации в области персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, внутренних распорядительных документов Оператора в отношении обработки персональных данных, и (или) обучением указанных работников;
  • применением организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, необходимых для выполнения требований к защите персональных данных;
  • учетом машинных носителей персональных данных;
  • обнаружением фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятием мер;
  • восстановлением персональных данных, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним;
  • контролем за принимаемыми мерами по обеспечению безопасности персональных данных.

9. Использование метрических программ

9.1. На Портале может использоваться программное средство сбора метрических данных — «Яндекс.Метрика» (далее – Метрическая программа) — для сбора сведений об использовании сайта, таких как частота посещения сайта пользователями, посещенные страницы и сайты, на которых были пользователи до перехода на данный сайт. Метрическая программа собирает только IP-адреса, назначенные коммуникационному устройству пользователя в день посещения данного сайта, но не имя или другие идентификационные сведения.

9.2. Метрическая программа размещает постоянный cookie-файл в клиентском веб-браузере для идентификации посетителя сайта в качестве уникального пользователя при следующем посещении данного сайта. Этот cookie-файл не может использоваться никем, кроме Метрической программы. Сведения, собранные с помощью cookie-файла, будут передаваться для хранения на серверы Яндекс.

9.3. Условия использования сервиса «Яндекс. Метрика» запрещают передавать идентификационную информацию на серверы Яндекс.

9.4. Сведения, полученные через Метрическую программу, используются только для совершенствования услуг на данном сайте. Сведения, полученные через Метрическую программу, не объединяются и не коррелируются с персональными сведениями посетителей сайта.

9.5. Возможности разработчиков Метрической программы по использованию и передаче третьим лицам сведений, собранных посредством Метрической программы о посещениях пользователей данного сайта, ограничиваются Политикой конфиденциальности Яндекс.

9.6. Пользователь может запретить Метрической программе «узнавать пользователя» при повторных посещениях данного сайта, отключив cookie-файлы Метрической программы в своем браузере или использовать специальные программные средства блокировки действия Метрических программ.

10. Заключительные положения

10.1. Настоящая Политика является внутренним документом Оператора.

10.2. Настоящая Политика подлежит изменению, дополнению в случае появления новых законодательных актов и специальных нормативных документов по обработке и защите персональных данных, но не чаще одного раза в три года.

10.3. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицом, ответственным за организацию обработки персональных данных Оператора.

10.4. Ответственность должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным, за невыполнение требований норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами Оператора.

Ваша сделка окажется недействительной.

. Если вы согласились на нее под влиянием обмана, угроз, насилия либо совершили ее, чтобы только создать видимость или замаскировать другую сделку. И это далеко не полный перечень случаев признания сделок недействительными

Ваша сделка окажется недействительной.

1 сентября 2022 г. вступят в силу изменения, внесенные в ст. 16 Закона о защите прав потребителей. В этой статье появится обширный перечень договорных условий, ущемляющих права потребителей, которые будут считаться ничтожными.

Другое нововведение недавно предложила Общественная палата – совершать сделки с материнским капиталом только с участием нотариуса. Если это предложение примут, то несоблюдение нового правила также повлечет ничтожность сделки.

Что за ничтожные сделки такие? Это один из видов недействительных сделок. Если пока ничего не понятно – не переживайте. Прочитав статью, вы даже сможете поддержать разговор с юристами на эту тему.

Мы решили помочь нашим читателям разобраться, почему сделка может оказаться недействительной и к каким последствиям это приведет.

Недействительные сделки: оспоримые и ничтожные

Недействительными считаются сделки, в которых есть пороки. Список этих пороков установлен в Гражданском кодексе и некоторых федеральных законах, например в Законе о защите прав потребителей. Поэтому не каждая сделка, которая кажется несправедливой, может быть признана недействительной. Например, если вы купили автомобиль, а потом обнаружили, что в другом месте такое же авто стоит дешевле, договор купли-продажи недействительным являться не будет.

В зависимости от порока недействительные сделки делятся на оспоримые и ничтожные. Но на этом их разделение не заканчивается. Такие сделки различаются и по последствиям установления их недействительности.

Для понимания того, что будет написано дальше, важно кое-что уяснить.

  • Сделка – более общее понятие по отношению к договору. Чтобы было проще читать, установим следующее: каждый договор – это сделка, но не каждая сделка – это договор. Купля-продажа – двусторонняя сделка, оформленная договором. А выдача доверенности – односторонняя сделка.
  • Оспоримым или ничтожным может являться отдельное условие договора. Если его убрать, то договор не утратит своей сущности и продолжит действовать (ст. 180 ГК).

Оспоримые сделки

Это сделки, содержащие пороки, которые устанавливаются в суде. Посмотрим на них повнимательнее.

  • Сделка нарушает требования закона, но не посягает на публичные интересы или права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 1 ст. 168 ГК). Это общее основание, по которому сделка может быть признана недействительной. Оно применяется, если в ГК или иных федеральных законах нет специальных оснований, но при этом в сделке имеются существенные пороки. Например, для продажи дома собственник выдал доверенности на двух человек. И оба поверенных его продали. В такой ситуации хронологически вторая сделка будет признана недействительной, хотя специальных оснований для этого нет 1 .
  • Сделка совершена лицом, ограниченным в дееспособности (ст. 176 ГК), или несовершеннолетним лицом в возрасте от 14 до 18 лет без согласия родителей (ст. 175 ГК). Если ребенок умудрился что-то продать, то родитель может попытаться такую сделку оспорить. Чаще эта норма используется не в «быту», а для защиты от махинаций с недвижимостью, собственником которой является несовершеннолетний 2 .
  • Сделка совершена дееспособным гражданином, который не способен был в тот момент понимать значение своих действий (ст. 177 ГК). Если выяснится, что во время совершения сделки у человека имелись признаки психического заболевания, то она может быть признана недействительной 3 .
  • Сделка совершена под влиянием существенного заблуждения или обмана (ст. 178, 179 ГК). На практике эти основания признания сделки недействительной редко разделяют. Они защищают от фатальных последствий тех сделок, которые человек никогда бы не совершил, если бы обладал необходимой информацией. Например, для урегулирования вопросов наследования гражданин выдал доверенность. Но поверенный оказался человеком недобросовестным и решил наследственное имущество продать. Подобные сделки могут быть признаны совершенными под влиянием заблуждения или обмана 4 . Но на практике их редко признают недействительными, так как заблуждение и обман сложно доказать.
  • Сделка совершена под влиянием насилия или угрозы (ст. 179 ГК). Если вас вынудили совершить сделку, то она может быть признана недействительной. Но суд нужно будет убедить в том, что вы пошли на это не по собственной воле. Притом что угрозы и физическое насилие в бытовых условиях обычно не фиксируются, а доказать психологическое насилие очень сложно.

Стороны оспоримой сделки своим последующим поведением могут ее «исцелить». Вернемся к приведенным выше примерам. Так, законные представители несовершеннолетнего вправе одобрить выгодную продажу, которую он инициировал. А наследники могут решить, что лучше продать имущество, чем нести бремя собственности.

Кто вправе требовать признания оспоримой сделки недействительной?

Обратиться в суд с иском о признании оспоримой сделки недействительной может сторона сделки или ее представитель. В суд может обратиться и иное лицо, если сделка повлекла неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК).

То есть гражданин, совершивший сделку, может подать иск о признании ее недействительной и применении последствий недействительности. Ситуация усложняется, когда сделку совершает человек, который не понимает значения своих действий, но не ограничен в дееспособности. В таком случае его родственник не сможет обратиться в суд с иском, если у него нет доверенности от совершившего сделку гражданина. При этом признание лица недееспособным или ограниченно дееспособным требует времени – необходимы проведение психиатрической экспертизы и установление опеки или попечительства.

Каким будет срок исковой давности для оспоримых сделок?

Исковая давность – это срок, в течение которого лицо, чье право нарушено, может обратиться в суд за защитой своих прав (ст. 195 ГК). Для признания судом оспоримых сделок недействительными он составляет один год (п. 2 ст. 181 ГК). Почему такой короткий срок? Гражданское право стремится обеспечить стабильность правоотношений и готово частично пожертвовать правом на защиту стороны, которая вовремя не осознала, что сделка имеет пороки.

Теперь разберемся, как отсчитывается этот срок. Течение срока исковой давности начинается со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (п. 1 ст. 179 ГК), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.

  • Для сделок, совершенных из-за насилия или угрозы, срок исковой давности начинает течь со дня, когда человек перестал испытывать их влияние. Доказать, что сделка была совершена при таких обстоятельствах, бывает сложно. А потому и определить, когда начинает течь срок исковой давности, тоже может быть непросто. В этом случае чем раньше человек обратится в суд, тем больше у него будет шансов на успех.
  • Для остальных оспоримых сделок имеет значение дата, когда сторона сделки узнала о ее пороке. При определении этого момента также нередко возникают трудности. Если есть объективные факты, которые указывают на конкретную дату, когда вы узнали о нарушении своего права, то скорее именно с этой даты начнется течение срока исковой давности. Например, срок может отсчитываться со дня, когда вы получили ответ поверенного о наследстве на ранее высланный ему запрос.

Если с момента совершения сделки прошло меньше года, то срок исковой давности еще не истек. Поэтому не тратьте время на определение начала течения срока. Для суда важно лишь то, что он не пропущен.

Истечение срока исковой давности не лишает возможности подать иск. Суд не может отказать в защите права из-за того, что срок истек, если об этом не заявил ответчик (п. 2 ст. 199 ГК). Поэтому при подаче иска об исковой давности лучше не упоминать, чтобы не подсказать ответчику, что срок может быть пропущен.

Если вы узнали о пороке сделки, но не успели подать иск в течение года – возможно, еще не все потеряно. В случае если вам помешали объективные обстоятельства, связанные с вашей личностью (например, по состоянию здоровья не могли обратиться в суд даже через представителя), то можно подать ходатайство о восстановлении срока исковой давности (ст. 205 ГК). Но есть одно условие: эти обстоятельства должны действовать в последние шесть месяцев срока исковой давности. Суды сейчас лояльно относятся к несущественному пропуску срока и охотно его восстанавливают 5 .

Но в любом случае срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права (п. 2 ст. 195 ГК). И это с учетом момента, когда лицо узнало о пороке сделки, и возможности восстановления срока. Предполагается, что право было нарушено в день заключения сделки с пороком. После истечения 10 лет срок не подлежит восстановлению.

Ничтожные сделки

Это сделки с настолько серьезными пороками, что дальнейшее поведение сторон не может их «исцелить». Такие сделки недействительны по своей природе вне зависимости от признания их таковыми судом. Обращение в суд здесь необходимо исключительно для применения последствий недействительности сделки.

Ничтожные сделки перечислены в Гражданском кодексе.

  • Сделка нарушает требования закона или иного правового акта и при этом посягает на публичные интересы или права и охраняемые законом интересы третьих лиц (п. 2 ст. 168 ГК). Например, подарила бабушка внуку квартиру, а потом продала ее другому человеку. Сделка по продаже будет ничтожна, так как к этому моменту бабушка уже не была собственником жилья 6 .
  • Сделка совершена с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (ст. 169 ГК). Эту норму часто применяют, когда уже есть приговор суда, подтвердивший незаконность действий человека (например, дачу или получение взятки) 7 .
  • Сделка совершена без намерения создать соответствующие правовые последствия – мнимая сделка (п. 1 ст. 170 ГК). Например, в отношении человека возбудили исполнительное производство, после чего он продал квартиру своему родственнику. Сделал он это только ради того, чтобы на нее не обратили взыскание приставы 8 .
  • Сделка прикрывает иную, в том числе сделку на других условиях, – притворная сделка (п. 2 ст. 170 ГК). Например, владелец автомобиля продал его за 2 млн руб., а в ГИБДД отнес договор на 100 тыс. руб.
  • Сделка совершена гражданином, который признан недееспособным из-за психического расстройства, или гражданином до 14 лет 9 (ст. 172 ГК). До признания гражданина недееспособным такая сделка может считаться оспоримой, но не ничтожной. Если ничтожная сделка выгодна гражданину, то его представитель через суд может потребовать признания ее действительной.
  • Сделка, совершенная с нарушением запрета или ограничения распоряжения имуществом, вытекающих из закона, в частности из законодательства о несостоятельности (банкротстве), ничтожна в той части, в какой она предусматривает распоряжение таким имуществом. Например, на автомобиль наложили арест. Чтобы не лишиться транспортного средства, его владелец дарит автомобиль другу.

1 сентября 2022 г. в силу вступят поправки к Закону о защите прав потребителей. Они устанавливают специальные основания ничтожности договорных условий, ущемляющих права потребителей. Так, ничтожными будут следующие условия 10 :

  • Условия, которые предоставляют продавцу 11 право на односторонний отказ от исполнения обязательства или одностороннее изменение предмета, цены, срока исполнения обязательства и иных согласованных с потребителем условий. Иными словами, продавец не может потребовать от вас вернуть товар или безосновательно отказаться от передачи товара с возвратом денег, даже если такое право прописано в договоре. Также продавец не вправе изменить цену товара, когда вы уже подписали договор, но еще не получили товар, даже если нестабильная валюта оказывает существенное влияние на его стоимость.
  • Условия, которые ограничивают право потребителя на свободный выбор территориальной подсудности споров. В п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей указаны правила выбора суда, в который подается иск. Они отличаются от общих правил, установленных в гл. 3 Гражданского процессуального кодекса. Потребитель, помимо суда по месту нахождения ответчика, может обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания, а также по месту заключения или исполнения договора. Ограничение этого права недопустимо.
  • Условия, которые устанавливают для потребителя штрафные санкции или обязанности, препятствующие свободной реализации права, предусмотренного ст. 32 Закона о защите прав потребителей. В этой статье говорится о том, что потребитель вправе в любое время отказаться от оказания услуг или выполнения работ при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.
  • Условия, которые исключают или ограничивают ответственность продавца за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по основаниям, не предусмотренным законом.
  • Условия, которые обусловливают приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом. Так, раньше банки могли отказать в выдаче кредита из-за нежелания клиента купить страховку. Теперь условия договоров, предусматривающие такой отказ, признаются ничтожными.
  • Условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ или оказание дополнительных услуг за плату без согласия потребителя. То есть по итогам техосмотра больше не потребуется оплачивать работы, о выполнении которых потребитель не просил, поскольку такое условие будет считаться ничтожным.
  • Условия, которые ограничивают право потребителя на выбор способа и формы оплаты. Статья 16.1 Закона о защите прав потребителей предусматривает, что потребитель должен иметь возможность оплатить покупку как картой, так и наличными.
  • Условия, которые уменьшают размер законной неустойки.
  • Условия, которые ограничивают право выбора вида требований, предусмотренных п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей. Такие требования могут быть предъявлены продавцу при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) ненадлежащего качества. По закону у потребителя есть право выбора: замена, ремонт, возврат товара или компенсация затрат на его ремонт. Продавец не вправе включить в договор условие о том, что покупатель может рассчитывать, например, только на замену товара.
  • Условия, которые ставят удовлетворение требований потребителя в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с этими недостатками. Например, в договоре купли-продажи автомобиля указано, что продавец имеет право отказать в ремонте гарантийного автомобиля, если покупатель не проходит техосмотр в определенном центре или использует неоригинальные запчасти. Такое условие теперь будет считаться ничтожным.

Кто вправе требовать применения последствий недействительности ничтожной сделки?

Обратиться в суд с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (п. 3 ст. 166 ГК). Закон не предусматривает исчерпывающий перечень иных лиц, которые могут обратиться в суд с таким требованием. Однако есть общее правило: лицо может это сделать, если сделка нарушает его права и иных способов защиты, кроме как обращение в суд с соответствующим иском, у него нет 12 .

В отношениях между гражданами такое случается редко. Но представим, что вы сдали квартиру в аренду и уехали. За время вашего отсутствия недобросовестный арендатор, представив подложные документы, перерегистрировал квартиру на себя и продал ее. В таком случае, хотя вы и не являлись стороной сделки, сможете предъявить иск к покупателю, причем даже если он не знал, что квартира получена продавцом незаконно 13 .

Каким будет срок исковой давности для ничтожных сделок?

Срок исковой давности для ничтожных сделок составляет три года. Он исчисляется со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки. А в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, – со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. В любом случае этот срок не может превышать 10 лет со дня нарушения права (п. 2 ст. 196 ГК).

Хотя ничтожная сделка недействительна с момента ее совершения независимо от признания ее таковой судом, пропуск срока исковой давности означает, что истцу откажут в удовлетворении требований о применении последствий недействительности сделки 14 . Но невозможность удовлетворения иска ничего не меняет – даже в этом случае сделка остается ничтожной 15 . При наличии уважительных причин пропуска срока он может быть восстановлен судом.

Применение последствий недействительности сделки

В основном иски о признании сделки недействительной подают для восстановления нарушенного права. Восстановление происходит через применение последствий недействительности сделки. Общие правила применения таких последствий для оспоримых и ничтожных сделок установлены в ст. 167 ГК:

  • сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения;
  • каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе, предоставленной услуге и т.п.) – возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Рассмотрим несколько примеров. Когда недействительным признается договор купли-продажи квартиры, покупатель обязан вернуть квартиру, а продавец – полученные деньги. Если недействительно лишь одно неисполненное условие договора, то оно просто не применяется. Если потребитель согласился на предоставление кредита с покупкой страховки, а потом обратился в суд с иском о применении последствий недействительности такого условия, то последствием будет возврат денежных средств, уплаченных за страховку.

Для некоторых ничтожных сделок законом установлены специфичные последствия.

  • Если обе стороны сделки, совершенной с целями, заведомо противными основам правопорядка и нравственности, знали о ничтожности сделки, то все полученное по сделке с обеих сторон (или причитающееся им) взыскивается в доход РФ. Если о ничтожности знала только одна сторона, то полученное она возвращает добросовестной стороне, а все полученное добросовестной стороной взыскивается в доход РФ 16 .
  • Если стороны совершили притворную сделку (ту, что прикрывает другую), то суд применит правила, которых они старались избежать. Например, договор маскирует сделку на иных условиях – цена по настоящей сделке существенно отличается. Тогда суд обяжет сторону компенсировать разницу в цене.

Если недействительна только часть сделки (ст. 180 ГК), то такие последствия применяются к недействительной части. Например, в договор купли-продажи автомобиля включено ничтожное условие о том, что покупатель при обнаружении существенных производственных дефектов вправе предъявить требование только о ремонте. Наличие такого условия не влечет недействительности договора целиком.

Применение последствий недействительности сделки возможно не всегда

Признание сделки недействительной на первый взгляд безусловное право того, чьи права нарушены этой сделкой. Тем не менее иногда человек из-за своего поведения лишается права на защиту.

В п. 5 ст. 166 ГК предусмотрено следующее правило: заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.

На практике это правило работает так. При заключении сделки одна из сторон знает, что сделка является недействительной, но продолжает своими действиями или заявлениями подтверждать ее действительность. Если впоследствии в суде эта сторона станет настаивать на недействительности сделки, то ее заявление не будет иметь для суда значения.

Например, Верховный Суд РФ отказал в признании сделки недействительной истцу, пытавшемуся обжаловать договор ипотеки. Ранее он предпринял действия по государственной регистрации оспариваемого договора и иные действия, которые давали основание другим лицам полагаться на действительность сделки 17 .

Также эта норма применяется в случаях, когда сторона сделки должна была знать о ее пороках, если бы действовала с должной степенью осмотрительности. Например, человек заключил договор аренды земельного участка и здания под коммерческие цели. Но не проверил, соответствует ли назначение участка тем целям, для которых он его арендовал. Впоследствии выяснилось, что в этих целях использовать участок нельзя. В таком случае суд скорее откажет в признании аренды недействительной сделкой 18 .

1 Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2020 г. по делу № 88-4598/2020.

2 Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10 июня 2021 г. по делу № 88-15740/2021.

3 Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 марта 2022 г. по делу № 88-3927/2022.

4 Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17 марта 2022 г. по делу № 88-2395/2022.

5 Вопрос 6 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.); вопрос 1 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (утв. Президиумом ВС РФ 30 апреля 2020 г.).

6 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 ноября 2021 г. по делу № 88-25148/2021.

7 Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 г. по делу № 88-10116/2021.

8 Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 30 ноября 2021 г. по делу № 88-26303/2021.

9 Норма не распространяется на мелкие бытовые сделки.

10 Приведены отдельные условия. Полный список содержится в новой редакции ст. 16 Закона о защите прав потребителей или в Федеральном законе от 1 мая 2022 г. № 135-ФЗ «О внесении изменения в статью 16 Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”».

11 В соответствии с Законом о защите прав потребителей ответственными лицами, помимо продавца, являются изготовитель товара, исполнитель услуги или работы, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер и владелец агрегатора. Для удобства и краткости в статье указан только продавец, но подразумеваются и иные ответственные лица.

12 Пункт 78 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ».

13 Пункт 39 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

14 Определение Верховного Суда РФ от 2 октября 2020 г. № 309-ЭС20-13453.

15 Этот вывод косвенно следует из п. 71 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ».

16 Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. № 226-О.

17 Определение Верховного Суда РФ от 1 сентября 2020 г. № 49-КГ20-12-К6.

18 Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 октября 2021 г. по делу № 88-22075/2021.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *