Принципы налогообложения. Краткое законодательное и доктринальное толкование. — Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г.
Впервые принципы налогообложения были сформулированы А. Смитом, который считал основными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобство для налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения [7, с. 29].
Современное налоговое законодательство, провозглашая в ст. 3 Налогового кодекса РФ основные начала законодательства о налогах и сборах, фактически делает ее базовой статьей, которая определяет принципы налогообложения.
Под принципами налогообложения, как правило, понимают основные исходные положения системы налогообложения [7, с. 29]. Следует отметить, что принципам налогообложения уделяется много внимания в учебной и научной литературе.
Авторский коллектив И.А. Майбуров утверждает, что принципы налогообложения — это базовые идеи, правила и положения, применяемые в сфере налогообложения, следовательно, — принципы построения налоговой системы [4, с. 25]. Схожее определение предлагается А.В. Деминым — основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства [2, с. 113].
Принципы построения налоговой системы являются ориентиром при формировании налогово-правовой политики государства и имеют огромное значение для правоприменительной практики, поскольку все нормы законодательства о налогах и сборах должны применяться на основе базовых подходов, установленных налогово-правовыми принципами [5, с. 64].
Статья 1 п. 2 НК РФ гласит, что Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. Конституционный Суд РФ указал, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации [1].
К основным началам законодательства о налогах и сборах отнесены следующие (ст. 3 НК РФ).
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога (п. 1 ст. 3).
В п. 1 ст. 3 НК РФ воспроизведена норма ст. 57 Конституции РФ о том, что "каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы". Данная норма устанавливает принцип правового характера налоговых взаимоотношений.
2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3).
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав (п. 3 ст. 3).
4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций (п. 4 ст. 3).
5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3).
6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3).
7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3).
Таким образом, исходя из анализа ст. 3 Налогового кодекса РФ, можно говорить о принципах: всеобщности и равенства налогообложения, законности налогообложения, экономической обоснованности налогов, определенности налогообложения, единства налоговой системы РФ.
В научной литературе, в особенности юридической, можно встретить позицию о необходимости разделения понятий "принципы налогообложения" и "принципы налогового права". Так, Е.А. Лопатникова, исследуя реализацию принципов налогового права, высказывает точку зрения о том, что принципы налогообложения следует определять как руководящие идеи экономического характера, которые могут носить рекомендательный характер. Принципы же налогового права считаются руководящими идеями, получившими свое правовое закрепление [3, с. 8].
Д.А. Смирнов определяет принципы налогового права как представленную в налоговом праве совокупность нравственных, политических и экономических требований, соответствующую справедливому налогообложению и основанную на конституционных ценностях Российского государства, а также направляющую процесс его создания и функционирования [8, с. 50].
Д.В. Тютин под принципами налогового права понимает исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений по уплате налогов и связанных с ними отношений [9, с. 22].
В.Г. Пансков указывает, что принципы налогообложения с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики в настоящее время сформированы в определенную систему принципов построения системы налогообложения, включающую в себя [6, с. 57]:
экономические принципы (в частности, принципы соразмерности, эффективности);
организационные принципы (в частности, принципы разделения налогов по уровням власти, стабильности, гласности);
юридические принципы (в частности, принципы законности, равенства и справедливости, определенности).
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 г. N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1602.
2. Демин А.В. Налоговое право России: Учебное пособие. М.: Юрлитинформ, 2006. — 424 с.
3. Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права / Под ред. И.И. Кучерова. М.: ИД "Юриспруденция", 2012. — 160 с.
4. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / [И.А. Майбуров и др.]; под ред. И.А. Майбурова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 519 с.
5. Налоговое право России / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2004.
6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2012. — 747 с.
7. Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2005. — 720 с. Приостановление операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.
8. Смирнов Д.А. Принципы российского налогового права: понятие, формирование, реализация: монография / Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юрлитинформ, 2011. — 248 с.
9. Тютин Д.В. Налоговое право. Общая часть: курс лекций. М.: РАП, Эксмо, 2008. — 272 с.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Является извлечением из сборника "101 термин налогового права: краткое законодательное и доктринальное толкование" / [Н. А. Соловьева (рук.) и др.]. — Москва : Инфотропик Медиа, 2015. ISBN 978-5-9998-0210-1.
Авторы материалов сборника
Соловьева Наталья Александровна — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Пастушкова Любовь Николаевна — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I.
Реут Анна Владимировна — кандидат юридических наук, доцент кафедры "Финансовое и налоговое право" Финансового университета при Правительстве РФ, доцент кафедры финансового права Национального исследовательского университета — Высшая школа экономики.
Пауль Алексей Георгиевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Яговкина Вита Александровна — кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС при Президенте РФ.
Балюк Надежда Николаевна — ассистент кафедры гражданско-правовых дисциплин Воронежского
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Кудрявцева Наталья Николаевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института менеджмента, маркетинга и финансов.
Замулко Валерия Васильевна — советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Красюков Андрей Владимирович — кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права юридического факультета Воронежского государственного университета.
Юхневич Эдвард Эдвардович — кандидат юридических наук, адъюнкт кафедры финансового права факультета Администрации и Права Гданьского Университета (Польша).
Принципы государственной налоговой политики
На сегодняшний день у специалистов сформировались различные взгляды на принципы налоговой политики. Некоторые авторы отождествляют принципы налогообложения с принципами построения налоговой системы, другие — принципы построения налоговой системы с принципами налоговой политики, третьи выделяют принципы налоговой политики, не отождествляя их с принципами ни налогообложения, ни построения налоговой системы.
На наш взгляд, последний подход является наиболее правильным, так как хотя у понятий налогообложения, налоговой системы и налоговой политики общая основа, но принципиально разное содержание.
Принципы налогообложения — это некоторые основополагающие аксиомы, на которых должно строиться налогообложение как таковое. Они должны давать четкие ответы на важнейшие вопросы налогообложения: кто должен платить налоги, с чего должен взиматься налог, в каком виде и из какого источника он должен уплачиваться, зачем нужно уплачивать налог.
Принципы налогообложения привлекали внимание практиков и ученых- экономистов с момента возникновения налогов. Особый интерес они стали вызывать в период возникновения финансовой науки. Уже в период меркантилизма в работах Ж. Бодена, Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Т. Мена, Дж. Локка, У. Петти мы видим попытки сформулировать некоторые фундаментальные постулаты, на которых должно основываться налогообложение.
Однако до середины XVIII в. эти попытки совершались с переменным успехом. Впервые сформулировали принципы в более широком плане физиократы, и в частности французский экономист В. Мирабо, который полагал, что всякое налогообложение должно отвечать следующим принципам 1 :
- • должно быть основано на самом источнике доходов;
- • должно быть в известном постоянном соотношении с этими доходами;
- • не должно быть слишком обременено издержками взимания.
В соответствии со своими взглядами на землю как главный источник богатства физиократы полагали, что облагаться должен чистый доход собственников земли. По их мнению, этот налог должен быть единственным, поскольку в конечном счете «все остальные налоги перелагаются на чистый доход от земли». Этот единый и прямой налог должен определяться на основании кадастра и соизмеряться с производительностью земли.
Заметная роль в решении проблемы принципов налогообложения принадлежит А. Смиту, который первым четко смог их сформулировать. При этом его заслуга отнюдь не в приоритетности их открытия, ведь многое из того, о чем он писал, до него высказывалось другими учеными, о которых говорилось выше. Его заслуга состоит в обобщении и осмыслении всего предыдущего опыта, в яркости и точности формулировок фундаментальных принципов, глубину которых отмечали все последующие ученые XIX и XX вв. Разработанные им принципы легли в основу современного налогообложения и построения налоговых систем.
При разработке принципов налогообложения Смит исходил из индивидуалистических теорий государства, считая налоги источником покрытия непроизводительных затрат государства, и потому приоритетными полагал интересы налогоплательщиков. Не случайно его принципы были названы впоследствии «Великая хартия вольностей налогоплательщика» или «Декларация прав налогоплательщика». Авторитет Смита как крупнейшего экономиста XVIII в. придавал этим принципам особую значимость [1] [2] .
Сформулированные Смитом четыре фундаментальных принципа не устарели до настоящего времени.
- 1. Принцип всеобщности и справедливости, утверждающий всеобщность и равномерность распределения налогов между гражданами соразмерно доходам, получаемым под защитой государства.
- 2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, срок и способ уплаты налога заранее были точно известны плательщику, а также всем другим лицам.
- 3. Принцип удобности, который предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, чтобы предоставлять наибольшие удобства для плательщика.
- 4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы сбора налогов.
Сформулированные в конце XVIII в. принципы налогообложения заложили основы современной финансовой и налоговой политики государств. Вместе с тем, несмотря на большой авторитет Смита, чтобы сформулированные им принципы стали аксиомами, потребовалось более 100 лет до их внедрения в финансовую практику государств. Только во второй половине XIX в., когда государство настолько окрепло, а финансовая наука окончательно сформировалась, принципы обложения могли быть реализованы при создании налоговых систем.
Понятие налоговой системы как самостоятельного объекта исследования было выделено финансовой наукой достаточно поздно, лишь в конце XIX — начале XX в. Обобщение практики налогообложения и создание общей теории налогов позволило сформулировать понятие налоговой системы и поставить задачу формирования (синтеза) налоговой системы, удовлетворяющей определенным принципам и требованиям.
Русский экономист И. X. Озеров в своем труде «Основы финансовой науки» дал следующее определение налоговой системы: «Взаимно связанная совокупность налогов, сложившаяся в данном государстве под влиянием всех социально-политических, экономических и финансовых факторов, носит название налоговой системы. Каждая страна, каждая эпоха имеет свою налоговую систему. При этом налоговая система это не простая сумма налогов, но такая комбинация, которая построена, по возможности, по указанию высших принципов податного обложения для покрытия государственных расходов» [3] .
Для решения задачи синтеза налоговой системы необходимо обосновать оптимальную структуру составляющих ее элементов, сформировать их системные взаимодействия, выбрать и сформулировать сами критерии оптимальности налоговой системы. Все это требует иных подходов к формированию принципов построения налоговой системы, отличных от принципов налогообложения.
Принципы построения налоговой системы должны представлять собой основополагающие положения и правила, которые позволяют обосновать структуру оптимальной налоговой системы, выбор необходимых ее элементов и обеспечение их системного взаимодействия.
В конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер сформулировал свои принципы налогообложения, которые фактически являются принципами построения налоговой системы. При разработке своей системы принципов он руководствовался теорией коллективных потребностей и потому на первый план вынес финансовые потребности государства, необходимые для обеспечения коллективных потребностей общества. Он создал систему принципов, которая учитывала интересы и государства, и налогоплательщика с приоритетом первого. Эта система состоит из девяти положений, сгруппированных в четыре группы принципов [4] .
- 1. Финансовые принципы налогообложения он ставит на первое место. Это:
- • достаточность обложения;
- • эластичность (подвижность) обложения.
- • надлежащий выбор источника обложения;
- • правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями и условиями их переложения.
- • всеобщность обложения;
- • равномерность обложения.
- • определенность налогообложения;
- • удобство уплаты налога;
- • максимальное уменьшение издержек взимания.
Первый принцип справедливости у А. Смита носит этический характер и по содержанию соответствует пятому и шестому принципам Вагнера. Три других принципа Смита можно отнести к организации и администрированию налогообложения, т.е. они соответствуют принципам четвертой группы Вагнера.
Принципиальное отличие подхода Вагнера состоит в том, что первые два принципа финансово-политического характера — достаточности и подвижности — он ставит во главу всех принципов, даже выше справедливости. В этом проявляется его принципиально иной взгляд на роль государства. Вагнер, являясь сторонником активного вмешательства в экономику, исходит из того, что общественно-хозяйственная система настолько необходима людям, что «доставление средств для нее», их достаточность должны быть поставлены на первое место. При этом принцип справедливости не отвергается, но проводится в жизнь в той мере, в какой это позволяют финансовые принципы.
Второй финансовый принцип — подвижность (эластичность) — предполагает использование налога или системы налогов, которые обладают способностью адаптироваться к государственным нуждам, т.е. позволяет оперативно увеличивать или уменьшать налоговые доходы и соответственно налоговое бремя. Примером эластичного налога является современный подоходный налог, использующий прогрессивную шкалу налогообложения. В качестве неэластичного налога можно назвать соляной налог, увеличение которого в России в XVIII в. привело к серьезным экономическим и социальным последствиям.
Формулируя третий принцип налогообложения — надлежащий выбор источника обложения, — Вагнер, в отличие от Смита, развивая идеи справедливости, полагал, что источником обложения должен быть не только доход, но и капитал. Дискуссия вокруг этого положения ведется до сих пор еще со времен Смита.
Так, русский экономист начала XIX в. Н. И. Тургенев, развивая идеи Смита, считал, что «налог должен быть взимаем с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, дабы источники доходов государственных не истощались» 1 . Вагнер в понимании этого принципа исходил, с одной стороны, из необходимости наименьшего стеснения народного хозяйства, а с другой — из обеспечения лучшей реализации социально-политических целей налога путем обложения капитала, в первую очередь наследуемого.
Четвертым принципом о правильной комбинации налогов Вагнер дал определение налоговой системы как совокупности налогов, которая, удовлетворяя определенным этическим принципам (всеобщности и равномерности) и принципам управления (определенности, удобства, экономии), позволяет системе выполнять главные финансовые принципы — достаточности и эластичности, т.е. обеспечивать поступление в казну средств как при нормальных, так и при чрезвычайных обстоятельствах.
В дальнейшем разработанные в XVIII—XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом реалий экономической и финансовой теории и практики принципы построения системы налогообложения были сформированы в определенную систему.
Современные принципы построения системы налогообложения могут быть объединены в три группы [5] [6] :
- 1) экономические;
- 2) организационные;
- 3) юридические.
В группу экономических входят принципы [7] :
- • равенства и справедливости, что предполагает равное и справедливое распределение налогового бремени;
- • эффективности, который состоит фактически из двух самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:
- — налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, или, но крайней мере, это влияние должно быть минимальным,
- — максимальная эффективность каждого конкретного налога выражается в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата;
В группу организационных принципов налогообложения входят следующие принципы 1 :
- • универсальности, который предполагает, с одной стороны, одинаковые требования к налогоплательщикам независимо от формы собственности, субъекта обложения, отраслевой принадлежности. С другой стороны, должен быть обеспечен одинаковый подход к начислению налога, независимо от источника или места получения дохода или объекта обложения;
- • единства налоговой системы, что означает недопустимость установления налогов, нарушающих единство экономического пространства и налоговой системы страны;
- • эффективности, что означает требование минимальных издержек при осуществлении налогового администрирования;
- • одновременности, когда один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный период;
- • разделения налогов по уровням власти, что предполагает обязательное законодательное распределение налогов по уровням органов власти, как в части установления самих налогов, так и их элементов.
Суть остальных принципов соответствует содержанию, вложенному в них А. Смитом и А. Вагнером.
К группе юридических относятся следующие принципы [8] [9] :
- • законодательной формы установления налогов, о которой впервые заговорили физиократы. Сегодня это обязательная норма, которая, к сожалению, не всегда выполняется. Типичным примером может служить установление транспортного и специального налогов в 1993 г. в России, а также введение множества местных налогов, не предусмотренных действовавшим в то время законодательством;
- • равенства и справедливости, что означает обеспечение справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков перед законом;
- • приоритетности налогового законодательства, что на практике означает верховенство законодательства но налогам и сборам только в вопросах установления налогов над другими ветвями законодательства.
Содержание, как всей системы приоритетных принципов, так и каждого из них не является общепризнанным в мировой теории и практике налогообложения. Вместе с тем приведенные принципы представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговых систем с учетом конкретных экономических и социально-политических условий развития общества.
Принципы налоговой политики хотя и базируются на фундаментальных принципах налогообложения и построения налоговых систем, однако имеют свое самостоятельное значение. По своему содержанию они представляют собой основополагающие идеи, правила, положения, которые применяются в процессе формирования важнейших характеристик налоговой политики, выбора ее целей, способов и инструментов их достижения.
Как видим, по своему содержанию принципы налогообложения, построения налоговой системы и налоговой политики принципиально различаются, образуя некую иерархию целей. Очевидно, что при формировании принципов налоговой политики необходимо учитывать принципы налогообложения и построения налоговой системы.
Кроме того, перечисленные системы принципов не тождественны и по причине их различной юридической фиксации. Принципы построения налоговой системы должны иметь законодательное оформление, тогда как принципы налоговой политики могут устанавливаться подзаконными актами. Они могут быть закреплены в любом долгосрочном документе. Наиболее целесообразно, по нашему мнению, их закрепление в Доктрине (стратегии) налоговой политики которой, к сожалению, в России не существует. Ежегодно, с 2007 г. Правительство РФ утверждает Основные направления налоговой политики на очередной и два последующих года, которые скорее относятся к вопросу тактики налоговой политики.
В последние годы были предприняты попытки сформулировать принципы налоговой политики. Так, например, А. В. Аронов и В. А. Кашин сформулировали 12 оптимальных принципов, названных правилами «здоровой» налоговой политики [10] .
Правило 1. Распределение основной массы налогового бремени должно основываться на принципах социальной справедливости.
Правило 2. Весь процесс налогообложения должен быть экономически эффективным, т.е. затраты государства и налогоплательщиков в связи с выполнением последними своих налоговых обязательств должны быть минимальными.
Правило 3. Приоритетной целью налоговой политики должно являться обеспечение необходимых условий для экономического развития и инвестиций в национальную экономику.
Правило 4. Налоговая система не должна препятствовать законному праву каждого гражданина самостоятельно, своими силами и законными средствами обеспечивать достойное проживание себя и своей семьи.
Правило 5. В основе государственной налоговой политики должна быть заложена защита законных интересов нации в целом и каждого гражданина в частности.
Правило 6. Следует устанавливать основные налоговые режимы таким образом, чтобы за нарушение режима самосохранения или воспроизведения окружающей природной среды была установлена соразмерная ответственность.
Правило 7. Государство должно воздерживаться от использования налоговой системы для вмешательства в хозяйственную и частную жизнь граждан.
Правило 8. Государство должно надлежащим образом информировать не только о всех законах, устанавливающих налоги, но и о всех готовящихся изменениях в налоговом законодательстве.
Правило 9. России следует придерживаться принципа налоговой педи- скриминации в отношении граждан и предприятий других стран, но только в тех случаях, когда применение этого принципа не противоречит защите ее национальных интересов.
Правило 10. Следует строго соблюдать запрет на двойное налогообложение, как внутри страны, так и на международном пространстве.
Правило 11. Государству запрещается использовать свою эмиссионную политику как средство скрытого повышения налогового бремени.
Правило 12. Налогоплательщикам должно быть дано право учитывать при взыскании с них обязательных налоговых платежей имеющиеся встречные обязательства государства (его органов).
На рис. 1.4 приведена система принципов современной налоговой политики, несколько отличающихся от приведенных выше 1 .
Рис. 1.4. Принципы формирования государственной налоговой политики
- 1 См.: Налоговая политика: теория и практика. С. 25—28.
- 1. Принцип научной обоснованности. Современная налоговая политика должна быть научно обоснована и выверена, т.е. исходить из достоверных, подтвержденных логически и эмпирически сведений, которые позволяют адекватно описывать общественные процессы и прогнозировать их развитие. Ее формированием обязательно должны заниматься профессионалы из разных предметных областей (экономисты, юристы, социологи, философы). Неотъемлемым элементом научной обоснованности должна быть ее тщательная научная экспертиза. Слишком велико значение налоговой политики для государства, общества и экономики, чтобы допустить ее формирование волюнтаристским образом. Политики не должны использовать ее как разменную монету, и ее цели и основные средства их достижения должны быть результатом тщательного научного поиска, а не результатом воплощения провозглашенных в запале предвыборных баталий популистских обещаний.
- 2. Принцип определенности. Налоговая политика в силу своей значимости не может являться простой совокупностью программных установок руководителей страны. Она должна быть определена программными документами стратегического (концептуального) характера и регулярными содержательными документами тактического, нормативного правового характера и иметь обязательную силу для органов исполнительной власти.
- 3. Принцип оценки и учета ожидаемых эффектов. Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться на основе прогнозирования всех возможных эффектов (результатов), обоснования как можно более точной их количественной оценки. Необходимо учитывать не только целевые положительные, но и ожидаемые отрицательные эффекты, всегда присутствующие при любой налоговой новации. Количественная их оценка необходима, чтобы выбор целей и средств подтверждался экономически — сумма положительных эффектов должна быть во много раз больше суммы отрицательных эффектов.
- 4. Принцип учета и согласования различных интересов. Выбор целей налоговой политики и основных средств их достижения должен формироваться не только на основе оценки и учета эффектов. Такой выбор должен сопровождаться также обязательным учетом интересов различных видов бюджетов и разных категорий налогоплательщиков. Различные интересы необходимо согласовывать, поскольку разные эффекты имеют различных адресатов: чьи-то интересы будут реализованы, а чьи-то будут ущемлены при внедрении того или иного налогового инструмента.
- 5. Принцип единства стратегии и тактики. Формирование налоговой политики должно предусматривать выработку концепции (доктрины) и разработку ее стратегии. А реализация налоговой политики должна предусматривать разработку тактики. Причем она не должна противоречить стратегии, а вместе они не должны противоречить концепции налоговой политики.
- 6. Принцип гибкости. Налоговая политика должна быть достаточно гибкой и оперативно реагировать на изменение социально-экономической ситуации не только в регионе, стране, но и в мире. В общем смысле налоговая политика должна следовать строго в фарватере социально-экономических изменений, но в ряде случаев она должна даже предвосхищать и опережать ожидаемые изменения. Сформированная налоговая политика — это не догма, а руководство к действию, ее непрерывному совершенствованию и объективной коррекции. При этом доктрина и стратегия должны демонстрировать наибольшую стабильность, а вариативность должна обеспечиваться за счет изменения тактики налоговой политики.
- 7. Принцип гласности. Как формируемая налоговая политика, т.е. программные документы стратегического (концептуального) характера, так и реализуемая налоговая политика, т.е. регулярные содержательные документы тактического характера, должны быть доступны для широкого использования и обсуждения. Эти документы не должны иметь никаких «грифов секретности», поскольку касаются каждого гражданина, т.е всех нас. Государство обязано заблаговременно информировать налогоплательщиков о готовящихся изменениях, чтобы последние успели адаптировать свою деятельность к новым налоговым условиям. Но этим гласность не ограничивается. В идеале должна быть предусмотрена и регламентирована сама процедура общественного обсуждения. Налогоплательщики должны иметь возможность выразить свое отношение к готовящимся налоговым изменениям, тем более что современные информационно-коммуникационные технологии позволяют это легко реализовать.
- 8. Принцип политической ответственности. Согласно этому принципу государство постоянно должно обращаться к гражданам за принципиальной оценкой того, в том ли направлении реализуется налоговая политика, на те ли нужды расходуются средства налогоплательщиков. То есть налоговая политика должна адекватно реагировать на предпочтения общественного выбора, не позволяя использовать инструменты налогообложения для превратной реализации групповых (в том числе корпоративных) интересов. Политическая ответственность должна реализовываться также через персональную идентификацию вводимых налоговых изменений, чтобы напротив каждой законодательной поправки была обозначена фамилия ее инициатора, а налогоплательщики бы точно знали — кому адресовать ее успехи или промахи. Кроме того, политическая ответственность должна заключаться в том, чтобы ограничивать способность государства получать какие-либо преимущества от быстрого принятия налоговых изменений, ухудшающих положение налогоплательщиков, и держать налогоплательщиков в неведении о готовящихся изменениях.
Исходя из всего сказанного выше напрашивается следующий вывод. Обоснованным следует считать наличие различных групп принципов применительно к налогообложению, построению налоговой системы и главное — формированию налоговой политики. Эти принципы хотя и нуждаются еще в тщательном теоретическом обосновании и эмпирической проверке, но должны стать в перспективе предметом нормативного закрепления.
Можно спорить с авторами о полноте и содержании этих принципов, однако необходимо признать правильность и крайнюю необходимость их формирования и юридического закрепления в соответствующих нормативных правовых актах.
Тема 1 Налоговая система РФ: сущность, функции и принципы построения
1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
- система налогов и сборов РФ;
- система налоговых правоотношений;
- система участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Функции налогов
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
- Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
- 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
- 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ
Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.
1. По уровню управления
Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.
Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.
К федеральным налогам относятся:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) водный налог;
- 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 8) государственная пошлина.
Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:
- 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.
Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;
Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).
К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:
- 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
- 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
- 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
- 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.
Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.
Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:
- 1) налог на имущество организаций;
- 2) транспортный налог;
- 3) налог на игорный бизнес.
Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.
Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.
К местным налогам относятся:
- 1) земельный налог;
- 2) налог на имущество физических лиц;
- 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
2. По способу взимания налога
Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).
Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.
3. Источники уплаты налога
К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».
К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.
На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.
К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.
На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.
4. В зависимости от применяемых ставок
Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).
Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).
Элементы налога
Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.
Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.
Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
- Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
- Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
- Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
- Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
- Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
- Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.
Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.
Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ
Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.
Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.
← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
Институт дополнительного профессионального образования
Уфа 2015Экономическая сущность, функции, задачи, принципы налоговой политики в Российской Федерации
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику. При этом государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все сферы страны и неразрывно связана со многими элементами государственного управления, такими как: кредитно-денежная политика, ценообразование, структурная реформа экономики, торгово-промышленная политика и другие. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением в итоге является обеспечение экономического роста. Именно с экономическим ростом связываются показатели развития производства и его эффективности, возможности повышения материального уровня и качества жизни.
Безусловно, одной из актуальных проблем отечественной системы налогового администрирования является проблема направленности налоговых органов на выполнение контрольных функций. В дипломной работе рассмотрена организация налогового контроля на примере Инспекции Федеральной налоговой службы по Егорлыкскому району Ростовской области, произведен анализ эффективности проведения контрольной работы с использованием форм 2 – НМ и 2 – НК; проанализированы результаты контрольной деятельности налоговых органов по Южному Федеральному округу на 01.01.2008 г.
Цель дипломной работы заключается в изучении налоговой политики, как с теоретической точки зрения, так и с точки зрения её практического функционирования в современных условиях и обоснование предложений по ее совершенствованию в условиях российских реформ.
Для достижения поставленной цели в дипломной работе решены следующие задачи: систематизирован и изучен опыт зарубежных стран в области налогообложения; раскрыто содержание понятий "налоговая политика" и "налоговый контроль"; проанализировано состояние действующей системы налогообложения; изучены изменения в налогообложении за последнее десятилетие; обоснованы перспективы развития налоговой политики с учетом зарубежного опыта.
В качестве методологической базы для написания диплома были использованы: учебная литература, периодические издания, законодательные и нормативные документы.
Информационной базой послужили материалы, предоставленные Инспекцией Федеральной налоговой службы по Егорлыкскому району Ростовской области.
Поставленные цели и задачи дипломной работы обусловили её структуру, которая включает введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
Налоговая политика в сфере государственного регулирования экономики
Экономическая сущность, функции, задачи, принципы налоговой политики в Российской Федерации
Обеспечение развития экономики, решение социальных проблем общества требуют от государства использовать весь арсенал имеющихся у него методов воздействия на экономику.
Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Напротив, в период создания основ механизма рыночных отношений усиливается регулирующая роль государства в развитии экономики. Первым, кто заметил и сделал соответствующий прогноз, был А. Вагнер. Его расчеты и теоретические выкладки были поистине революционны, так как он один из самых первых понял ограниченность рынка, разделил на два сектора – государственный и частный и сформулировал закон возрастающей государственной активности. В соответствии с последним во всех странах, где быстро развиваются рыночные отношения, государственные расходы должны увеличиваться. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с их помощью регулировать экономические процессы. Важнейшим инструментом государства в реализации поставленных целей является налоговая политика. Налоговая политика влияет практически на все социально-экономические сферы страны и неразрывно связана со многими элементами управления. Манипулируя налоговой политикой, государство стимулирует экономическое развитие или сдерживает его. Однако главным направлением в итоге является обеспечение экономического роста, так как именно с ним связываются показатели развития производства, возможности повышения уровня и качества жизни.
Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и применяется в зависимости от ситуации в ней. Она обеспечивает условия экономической заинтересованности или незаинтересованности в деятельности юридических и физических лиц. В каждой стране налоговые системы подвержены непрерывному процессу совершенствования, оказывая влияние на экономические и социальные условия развития, приспосабливаясь к ним. Создавая налоговую систему страны, государство стремится использовать ее в целях определенной финансовой политики. В связи с этим она становится относительно самостоятельным направлением – налоговой политикой. Налоговая политика – составная часть финансовой политики, представляющая систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществленных органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами /28/.
Основными задачами налоговой политики являются:
— мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней;
— создание условий для регулирования хозяйства страны в целом, повышения уровня экономического развития государства;
— оживление деловой активности в стране и международных экономических связей;
— содействие решению социальных проблем;
— сглаживание возникшего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях дохода населения.
Налоговая политика осуществляется через налоговый механизм – совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Периодическая форма налогового механизма – налоговое законодательство.
Цели налоговой политики не являются чем–то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально – политических сил в обществе. Цели налоговой политике в значительной мере обусловлены также социально – экономическим строением общества, стратегическими задачами развития экономики страны. Поэтому при выработке налоговой политики государство преследует следующие цели:
— экономические (обеспечение полноценного формирования доходов бюджетной системы, необходимого для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций; содействие устойчивому развитию экономически приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий);
— фискальные (обеспечение потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточной для проведения экономической и социальной политики);
— социальные (обеспечение государственной политики регулирования доходов, социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц);
— международные (выполнение международных финансовых обязательств государства, укрепление экономических связей с другими государствами).
Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу /22/. Основными принципами национальной налоговой политики России являются:
— всесторонний учет реальных интересов основных субъектов – участников налоговых отношений;
— применение гибких и эффективных способов и инструментов согласования экономических интересов, отказ от сознательного подавления или игнорирования интересов отдельных субъектов;
— преемственность и стабильность;
— использование в различных комбинациях всего богатства функциональных возможностей, заложенных в налогах;
— последовательное обновление налоговых отношений в соответствии с реальными потребностями общественно – хозяйственного развития национальной экономики;
— учет исторического опыта и своеобразия налоговых отношений, отказ от механического копирования и заимствования чужого арсенала налоговой политики;
— учет многообразия условий экономического пространства России и объективных (ресурсных, институциональных, инфраструктурных и др.) различий, существующих между регионами – субъектами РФ;
— системный характер налоговой политики федерального государства, ее внутрисистемная субординация: налоговая политика отдельных субъектов РФ должна вписываться в общую систему налоговой политики государства;
— сбалансированность налоговой политики в рамках совокупности основных функций налогов (фискальной, социальной, стабилизирующей, воспроизводственной и интегральной).
Используя указанные принципы, государство в условиях стабильно развивающейся экономики стимулирует расширение объемов производства товаров, работ и услуг, инвестиционную активность, качественный рост экономики.
Основными функциями налоговой политики являются:
— формирование государственного бюджета;
— обеспечение условий нормального воспроизводства общественного капитала.
Налоговая политика, как и любая другая политика государства, имеет свое содержание, которое характеризуется последовательными действиями государства по определению важнейших направлений использования налогового механизма, а также по практическому внедрению налоговой системы и контролю за ее эффективностью. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики считаются приоритетными, используются различные формы проявления налоговой политики, такие как политика максимальных налогов, разумных налогов, экономического развития /35/. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов. Естественно, такой метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом никаких надежд на экономическое развитие. Такая форма налоговой политики проводилась в России с самого начала экономических реформ, следствием которой явились рост "теневой экономики", массовое уклонение от налогов, снижение темпов экономического роста. Все это стало одной из главных причин развившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. В этом случае государство, ослабляя налоговый пресс для предпринимателей, одновременно сокращает свои расходы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Подобные методы налоговой политики были использованы, в частности, в США в начале 80 – х. гг. ХХ в., получившей название "рейганомика".
Третья форма налоговой политики – политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной социальной защите граждан.
Налоговая политика в России была построена путем использования опыта стран с развитой рыночной экономикой. Более подробно основные цели и модели налоговой политики за рубежом рассмотрены в пункте 1.2 дипломной работы.