Какие способы фиксации цены используются в международных контрактах купли продажи
Перейти к содержимому

Какие способы фиксации цены используются в международных контрактах купли продажи

Способы фиксации цен во внешнеторговом контракте

Цена может быть по-разному зафиксирована во внешнеторговом контракте. В международной практике применяется четыре основных способа фиксации цен.

  • 1. Твердая фиксация цены, которая обычно используется в контрактах с короткими сроками исполнения, в сделках с немедленной поставкой продукции, чаще всего стандартного товара, характеризующегося определенностью качества, регулярностью производства и доставки. При этом в контрактах делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит.
  • 2. Во внешнеторговых контрактах может предусматриваться подвижная цена. При этом в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке измениться, соответственно должна измениться цена, зафиксированная в контракте. В качестве рыночных цен могут использоваться биржевые котировки, справочные цены, цены статистики внешней торговли и другая информация, оговоренная и указанная в контракте. Такую оговорку называют оговоркой о повышении и понижении.

Дополнительно в контракт вносят предел отклонения рыночной цены от контрактной, при котором пересмотр контрактной цены не производится (например, 2 — 5 %).

  • 3. Цена может фиксироваться в процессе исполнения контракта. При таких условиях цена оговаривается и устанавливается перед поставкой каждой очередной партии товара или перед началом каждого календарного года. Покупатель имеет право выбирать момент фиксации цены в течение исполнения сделки. Одновременно определяется источник информации, которым следует пользоваться при установлении цен.
  • 4. В контрактах, требующих длительных сроков исполнения и предусматривающих изготовление сложнотехнической продукции, объектов недвижимости, могут использоваться так называемые скользящие цены. Установление цен на основе формул скольжения осуществляется в такой последовательности.

Обычно расчет контрактной цены производят на основе следующей формулы:

где Цк — цена контрактная;

Цб — цена предложения экспортера (базисная);

А — доля в цене затрат на материальные ресурсы;

В — доля в цене затрат на оплату труда;

С — доля остальной неизменной части цены;

Iц.м. — индекс цен материальных ресурсов;

Iз.п — индекс расходов на оплату труда

В качестве индексов отдельных частей цены принимаются индексы внутренних цен и динамика оплаты труда в странах-экспортерах, содержащиеся в официальных изданиях национальных статистических органов. Для каждого индекса период использования определяется в соответствии со сроками осуществления экспортером тех или иных работ, связанных с выполнением контракта.

В цене учитываются валютные условия, способы платежа и формы расчетов. Выбор этих условий зависит от многих факторов, среди которых характер экономических и политических отношений между странами, наличие режимов наибольшего благоприятствования, таможенных и других ограничений, межправительственных соглашений, конъюнктуры рынка и перспектив его развития, традиций и обычаев в торговле определенными товарами, особенностей национальных законодательств, международных правил и конвенций. При выборе валюты цены обычно учитываются условия межправительственных соглашений, международные традиции торговли определенным товаром. При заключении внешнеторгового контракта цена может быть зафиксирована в любой свободно конвертируемой валюте как продавца, так и покупателя или третьей страны. При клиринговых поставках цена товара определяется в той валюте, которая принята для расчетов взаимосогласованных поставок.

Контрактная цена и правила ее фиксации

Основным внешнеторговым документом является договор купли- продажи, получивший в международной практике название внешнеторгового контракта. Договор международной купли-продажи — один из наиболее широко используемых гражданско-правовых инструментов. Оформление отношений купли-продажи может иметь место как в общем режиме внешнеторговой деятельности государства и его национальных субъектов, так и в рамках особых ее направлений.

Договор купли-продажи товаров в материально-вещественной форме в международной коммерческой практике называется контрактом.

Контракт купли-продажи является основным коммерческим документом, оформляющим внешнеторговую сделку, в котором содержится письменная договоренность сторон о поставке товара: обязательство продавца-экспортера передать определенное имущество в собственность покупателя-импортера и обязательство покупателя-импортера принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму или обязательства сторон выполнить условия товарообменной сделки.

Контракт выполняет следующие функции:

  • 1) юридически закрепляет отношения между партнерами, придает им характер обязательств, выполнение которых защищено законом;
  • 2) определяет порядок, способы и последовательность совершения действий партнеров;
  • 3) предусматривает способы обеспечения выполнения обязательств.

Каждый контракт индивидуален. Содержание и структура внешнеторгового контракта находятся в прямой зависимости от характера совершаемой операции (экспорт, импорт, транзит), поставляемого товара, страны-контрагента, базисных условий поставки, форсмажорных обстоятельств и разрешения спорных вопросов.

Цена товара — один из существенных элементов контракта купли- продажи. Каждая внешнеторговая сделка должна обязательно содержать в себе условие о цене, по которой продается товар, или указание способа определения цены этого товара.

Сформулировать достаточно полно и четко все условия контракта, в том числе условие о цене товара, трудно. Практически невозможно предусмотреть при заключении контракта все возможные вопросы, которые могут возникнуть при его исполнении.

Правовой режим внешнеторговых сделок купли-продажи унифицирован Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров, заключенной 11 апреля 1980 г. в Вене (Венская конвенция 1980 г., CISG) Единообразное толкование и применение условий сделок призвано в значительной степени облегчить как заключение, так и исполнение контрактов, поскольку содержание прав и обязанностей сторон определяется вне зависимости от того, право какой страны — продавца или покупателя — подлежит применению. Конвенция предоставляет участникам право сформулировать условия сделки в соответствии с достигнутой договоренностью. И только в том случае, когда тот или иной вопрос не урегулирован в контракте, стороны соглашаются на условия Венской конвенции.

В ГК РФ и других российских законодательных актах отсутствуют правовые нормы, регулирующие структуру (содержание) договора купли-продажи.

Еще в 1996 г. некоторые рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов были разработаны и утверждены Министерством внешнеэкономических связей и торговли России (МВЭС РФ) совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации России и Федеральной службой по валютному и экспортному контролю (письмо Банка России от 15 июля 1996 г. № 300 «О «Рекомендациях по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» вместе с рекомендациями, утвержденными МВЭС РФ 29 февраля 1996 г.). Данные рекомендации были созданы, чтобы обеспечить защиту государственных интересов и интересов российских предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Банк России рекомендовал уполномоченным банкам учитывать положения указанного документа при принятии внешнеторговых контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок. Уполномоченным банкам следует ознакомить с этим документом своих клиентов — участников внешнеторговой деятельности и рекомендовать руководствоваться им при заключении экспортно-импортных сделок.

В соответствии с этими рекомендациями во внешнеторговом контракте в статье «Цена и сумма контракта» целесообразно указывать сумму контракта и цену за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки согласно международным правилам толкования стандартных формулировок условий поставки товара «Инкотермс», наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления, единицу измерения и способ фиксации цены.

Единица измерения цены. Порядок определения единицы измерения цены зависит от характера товара и от практики, сложившейся в торговле данным товаром на мировом рынке. Цена в контракте может быть установлена:

  • — за определенную количественную единицу товара, указанную в обычно применяемых в торговле данным товаром единицах измерения (веса, длины, площади, объема, штук, комплектов и т. д. или в счетных единицах — сотни, дюжина);
  • — весовую единицу исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для таких товаров, как руды, концентраты, химикалии и др.);

— весовую единицу в зависимости от колебаний натурального веса, содержания посторонних примесей и влажности.

При поставке товара разного качества и ассортимента цена устанавливается за единицу товара каждого вида, сорта, марки в отдельности. Если по одному контракту поставляется большое число разных по качественным характеристикам товаров, цены на них, как правило, указываются в спецификациях, составляющих неотъемлемую часть контракта.

При поставках комплексного оборудования цены обычно устанавливаются по позициям на каждую частичную поставку или на отдельные комплектующие части и указываются в приложении к контракту.

Если в основу цены кладется весовая единица, необходимо определить характер веса (брутто, нетто) или оговорить, включает ли цена стоимость тары и упаковки. Это указание необходимо также в тех случаях, когда цена устанавливается за штуку, за комплект.

Базис цены устанавливает, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в цену товара (подробно о влиянии базисных условий на цену товара см. параграф 4.6 учебника).

Валюта цены. Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны. При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами. Например, в контрактах на каучук, цветные металлы принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину — в американских долларах.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесценению.

Цена единицы национальной валюты, выраженная в единицах иностранной валюты, называется валютным курсом.

Валютная котировка — способ определения валютного курса — может быть прямой, когда курс единицы национальной валюты выражается определенным количеством единиц иностранной валюты, и косвенной — в обратном случае. По временному горизонту валютные курсы делятся на спот-курс, по которому валюты обмениваются друг на друга в течение не более двух рабочих дней с момента соглашения о котировке курса, и форвардный курс, по которому обмениваются валюты в определенный момент в будущем. Для выяснения реальных тенденций движения валютного курса используются его расчетные виды: номинальный — текущая валютная котировка, реальный — номинальный курс, пересчитанный с учетом инфляции, номинальный эффективный — индекс валютного курса по отношению к валютам стран торговых партнеров и реальный эффективный — номинальный эффективный курс с поправкой на изменение уровней цен. В рамках отдельных государств может действовать единый валютный курс или существовать множество валютных курсов, когда используются различные курсы в зависимости от видов валютных операций и их участников. По степени жесткости определения валютные курсы делятся на фиксированные, предусматривающие жестко установленное соотношение между валютами; ограниченно гибкие курсы, предполагающие возможность плавания курса в определенных пределах, и плавающие под воздействием спроса и предложения. Гибридными видами валютного курса, сочетающими элементы фиксированных и плавающих курсов, являются валютный коридор, ползущая фиксация и управляемое плавание.

Иностранная валюта, как и любой другой товар, имеет цену, которая устанавливается на валютном рынке под воздействием спроса и предложения. Спрос на нее возникает в основном в силу необходимости оплачивать импортные товары, приобретать иностранные ценные бумаги и другие активы, а ее предложение — из-за получения доходов от экспорта, а также приобретения иностранцами национальных ценных бумаг и прочих активов.

Под воздействием спроса и предложения валютный курс изменяется. При режиме плавающего (фиксированного) валютного курса снижение курса национальной валюты называется ее обесценением (девальвацией), а повышение — подорожанием (ревальвацией). При этом изменение плавающего курса происходит автоматически, а фиксированного — по решению государственных органов.

Падение курса национальной валюты приводит к снижению цен национальных товаров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что способствует росту экспорта, который становится более конкурентоспособным. В то же время цены на иностранные товары в национальной валюте растут, их импорт сокращается. В результате падения курса национальной валюты деноминированные в ней национальные активы и ценные бумаги дешевеют и становятся более привлекательными для иностранных инвесторов, что приводит к увеличению притока капитала из-за рубежа.

Рост курса национальной валюты приводит к росту цен национальных товаров на мировом рынке, выраженных в иностранной валюте, что приводит к сокращению их экспорта, который в результате становится менее конкурентоспособным. При этом цены на иностранные товары, выраженные в национальной валюте, снижаются, а их импорт увеличивается. Увеличивается также экспорт капитала.

Способ фиксации цены. Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия, или к моменту исполнения контракта. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией (подробно об этих видах цен написано в параграфе 5.1 учебника).

Резюмируем все изложенное. Вопрос установления цены на товар во внешнеторговом контракте является чрезвычайно важным, ибо он определяет экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Цена товара — это количество денежных единиц определенной валютной системы, которое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валюте за весь товар (или единицу товара), доставленный продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт.

Цена на продукцию может быть установлена за одну количественную или весовую единицу товара или как общая сумма договора.

При фиксации в контракте цены товара большое значение имеет определение базиса поставки.

По согласованию сторон цены фиксируются в валюте одной из стран- контрагентов либо в валюте третьей страны.

В международной торговле практикуется несколько способов фиксации цен в контракте.

Цены в международных контрактах купли-продажи

Контрактная цена — это количество денежных единиц, ко­торое должен заплатить покупатель продавцу в той или другой валю­те за весь товар или единицу товара, доставленные продавцом на базисных условиях в указанный в контракте географический пункт. Цена в контракте может быть установлена:

за определенную количественную единицу или за определенное количество единиц; за весовую единицу исходя из базисного содержания вещества в товаре; за весовую единицу в зависимости от колебания наружного веса, содержания посторонних примесей и влажности; за единицу сделки, минимальное количество товара, необходи­мое и достаточное для совершения сделки.

Базис контрактной цены устанавливается в зависимости от того, входят ли транспортные, страховые, складские и другие расходы по доставке товара в его цену. Обычно для этого используются соответствующие термины Инкотермс ( Слайд 4, Раздел: Дополнительные материалы Темы 6 Учебно-практического издания).

Цена в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, страны-импортера или третьей страны. При выборе валюты на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами.

Например, в контрактах на каучук, цветные металлы, уголь принято указывать цены в фунтах стерлингов, в контрактах на нефтепродукты, пушнину – в американских долларах.

В зависимости от способа фиксации различаются следующие виды цен:

Твердая ценавносится в контракт после согласования между сторона­ми на переговорах и не подлежит изменению в ходе исполнения конт­ракта. Твердые цены находят весьма широкое применение в практике внешнеторговых операций. Однако, используя этот способ установления цены, следует помнить, что он лучше подходит для краткосрочных сде­лок (1—1,5 года). Фиксация твердой цены в контрактах с более длитель­ным сроком исполнения может привести к тому, что контрактная цена будет существенно отличаться от текущей рыночной цены, а это невы­годно для одной из сторон.

ПРИМЕРЫ. 1. Цена за проданный по настоящему контракту то­вар устанавливается в долларах США (123 долл. за метротонну нет­то) и понимается ФОБ со штивкой один французский или бельгий­ский порт, включая стоимость тары, упаковки и маркировки товара, а также расходы по погрузке и укладке товара в трюмах судна и стои­мость сепарационных материалов. 2. Цены на поставляемые товары по позициям указаны в приложении № 1. Цены твердые и не подле­жат изменению.

Цены с последующей фиксациейв контракте не указываются. В этом случае в статье "Цена товара" описывается способ установления цены в будущем, т.е. на момент исполнения договора. Так, может быть преду­смотрено установление контрактных цен по уровню биржевых котировок на день поставки или платежа либо по другим достоверным справочным ценам.

ПРИМЕРЫ. 1. Цена на медь, поставляемую по данному контрак­ту, определяется по 3-месячной котировке Лондонской биржи метал­лов на день, предшествующий дате поставки. 2. Цена на прокат уста­навливается по справочным ценам "Метал бюлетин" на соответству­ющий вид изделия, опубликованным на момент осуществления пла­тежа.

Частой ошибкой при установлении цены с последующей фиксацией является отсутствие указания источника определения изменения цены на рынке на момент платежа и пределов изменения, которые не повлияют на цены товара (обычно это 3—5%) в контракте. При установлении в контракте цены с последующей фиксацией по­купателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течение срока исполнения сделки с оговоркой, какими источни­ками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены. Такие сделки называются онкольными.

Скользящая ценапредусматривает фиксацию исходной (базисной) цены в контракте, которая в течение исполнения соглашения может измениться по согласованному сторонами методу при изменении ценообразующих элементов. Такой способ установления цены может применяться при поставках как сырьевых, так и машинотехнических изделий.

Подобный способ установления цены при поставке сырьевых товаров иногда называют также подвижной ценой.Вэтом случае цена товара, ука­занного в контракте, увязывается с изменениями рыночной цены данно­го товара к моменту его поставки. В контракте обязательно указывается источник, по которому следует судить об изменении цен, а также огова­риваются допустимые минимум и максимум отклонения рыночной цены от контрактной.

ПРИМЕР. Цена на нефть, поставляемую по данному контракту, составляет . долл. США за баррель. Справочная цена по "ОПЕК бюлетин" на момент заключения контракта составляет. долл. США за баррель. При изменении в течение исполнения контракта справочной цены контрактная цена изменится пропорционально.

Скользящая цена на оборудование— это цена, начисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра базовой (договорной) цены с учетом изменений в издержках производства, происшедших в период ис­полнения контракта. Чаще всего скользящая цена устанавливается при торговле машинами и оборудованием со сроками поставки, превышаю­щими один год, а также при исполнении больших по объему и продол­жительных по времени подрядных работ. Окончательная цена обычно рассчитывается по формуле:

С1 = C0 [ A+ B(P1/P0)+ D(M1/M0)+…],

где C1 — окончательная цена; Со — базовая цена; А — коэффициент тор­можения, т.е. неизменная доля в переменной части цены; В, D и т.д. — доли, которые занимают в цене отдельные составляющие, например сто­имость рабочей силы, стоимость материалов и т.д.; Р1 и Ро — индексы цен на материалы, используемые для изготовления проданной продук­ции соответственно на периоды их закупки поставщиком и установления базовой цены; М1 и Мо — индексы заработной платы в отрасли, произ­водящей продукцию, соответственно на периоды пересчета цены и уста­новления базовой цены.

При необходимости переменная часть приведенной формулы может быть расширена на необходимое число составных элементов. При этом сумма всех долей этих элементов должна быть всегда равна единице. Ко­эффициент торможения обычно устанавливается в пределах от 0,1 до 0,2 и отражает переносимую на продукцию часть стоимости основных фон­дов, планируемую прибыль и т.д.

В международной торговле может быть использована расчетная цена поставщика, если речь идет о продаже уникального товара, который ра­нее не поставлялся и который трудно сравнить по его параметрам с дру­гими аналогичными товарами.

Цена предложения обычно завышается экспортером, и в ходе переписки или переговоров стороны по инициативе покупателя обсуждают вопрос о предоставлении скидки. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем, конъюнктуры рынка в момент заключения сделки.

В международной практике существуют различные виды скидок.

Специальные скидкипредоставляются привилегированным покупателям, в заказах которых наиболее заинтересован продавец. Такие же скидки пре­доставляются покупателем, когда продавец только выходит на данный ры­нок с этим товаром или пытается продать пробную партию товара.

Обычная (простая)скидка предоставляется с прейскурантной или со справочной цены. Простая скидка с прейскурантной цены на серийные машины и оборудование составляет обычно 20—30%, а иногда доходит до 40%. Простая скидка на промышленное сырье составляет около 5%.

Прогрессивная (оптовая) скидка — это скидка за количество и касает­ся серийных изделий. Серийные заказы представляют большой интерес для продавцов, так как при изготовлении большого количества машин одного и того же типа снижаются издержки на единицу продукции. Раз­мер скидки — до 10%.

Дилерские скидки предоставляются продавцами своим постоянным представителям и посредникам. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, стандартного оборудования и оргтех­ники. Они колеблются в зависимости от марки товара и составляют 15% цены, по которой продавец сам реализует эти товары в розницу.

Скидка "сконто" — это скидка при расчетах наличными. В тех случа­ях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит, а по­купатель готов оплатить стоимость товара наличными, он может полу­чить такую скидку. Размер этой скидки обычно соответствует размеру ссудного процента на денежном рынке в данный момент. Такие скидки в настоящее время очень распространены в Западной Европе. В контрак­те эта скидка может оговариваться, например, так: "цена товара — 2000 евро, при оплате в течение одной недели — скидка 4%".

Бонусная скидка, или скидка за оборот, предоставляется продавцом своим постоянным покупателям и агентам за реализацию определенного количества изделий. В агентском соглашении устанавливается шкала скидок в зависимости от оборота; они по некоторым видам оборудова­ния достигают 5—22%. По сырьевым и сельскохозяйственным товарам эта скидка составляет несколько процентов.

Сезонные скидки предоставляются за покупку товара вне сезона, и ве­личина скидки зависит от характера товара. Например, по сельхозудобрениям она составляет 15%.

Фиксация цены во внешнеторговом контракте

Цена может быть по-разному зафиксирована во внешнеторговом контракте. В международной практике применяется четыре основных способа фиксации цен.

1. Твердая фиксация цены, которая обычно используется в контрактах с короткими сроками исполнения, в сделках с немедленной поставкой продукции, чаще всего стандартного товара, характеризующегося определенностью качества, регулярностью производства и доставки. При этом в контрактах делается оговорка: цена твердая, изменению не подлежит.

2. Во внешнеторговых контрактах может предусматриваться подвижная цена. При этом в контракт вносится оговорка, предусматривающая, что если к моменту исполнения сделки цена на рынке измениться, соответственно должна измениться цена, зафиксированная в контракте. В качестве рыночных цен могут использоваться биржевые котировки, справочные цены, цены статистики внешней торговли и другая информация, оговоренная и указанная в контракте. Такую оговорку называют оговоркой о повышении и понижении.

Дополнительно в контракт вносят предел отклонения рыночной цены от контрактной, при котором пересмотр контрактной цены не производится (например, 2 — 5 %).

3. Цена может фиксироваться в процессе исполнения контракта. При таких условиях цена оговаривается и устанавливается перед поставкой каждой очередной партии товара или перед началом каждого календарного года. Покупатель имеет право выбирать момент фиксации цены в течение исполнения сделки. Одновременно определяется источник информации, которым следует пользоваться при установлении цен.

4. В контрактах, требующих длительных сроков исполнения и предусматривающих изготовление сложнотехнической продукции, объектов недвижимости, могут использоваться так называемые скользящие цены. Установление цен на основе формул скольжения осуществляется в такой последовательности.

Фирма-экспортер в своем предложении (оферте) указывает базисную цену-предложение и предлагает формулу скольжения. Последняя позволяет к моменту исполнения контракта учесть изменения в основных затратах экспортера, обусловленные объективными факторами. В ходе переговоров между экспортером и импортером уровень базисной цены, а также формула скольжения могут быть изменены.

Обычно расчет контрактной цены производят на основе следующей формулы:

где Цк — цена контрактная;

Цб — цена предложения экспортера (базисная);

А — доля в цене затрат на материальные ресурсы;

В — доля в цене затрат на оплату труда;

С — доля остальной неизменной части цены;

Iц.м. — индекс цен материальных ресурсов;

Iз.п — индекс расходов на оплату труда.

В качестве индексов отдельных частей цены принимаются индексы внутренних цен и динамика оплаты труда в странах-экспортерах, содержащиеся в официальных изданиях национальных статистических органов. Для каждого индекса период использования определяется в соответствии со сроками осуществления экспортером тех или иных работ, связанных с выполнением контракта.

Например, в контрактах на поставку оборудования обычно применяются индексы цен на сырье и материалы за первую половину срока исполнения контракта, так как именно в это время ведется их закупка и использование, а индексы затрат на оплату труда — за две последние трети срока исполнения контракта, когда наиболее интенсивно используется рабочая сила, занятая в производстве.

Скользящие цены более выгодны экспортеру, чем импортеру, поскольку позволяют ему покрывать практически все затраты, возникающие в ходе исполнения контракта и являются для него формой страхования ценовых рисков. Потребитель же при этом несет дополнительные расходы по сравнению с первоначально оговоренной ценой и, как правило, не заинтересован в установлении скользящих цен. Поэтому для отражения в контракте интересов импортеров нередко вводятся некоторые ограничения. Например, устанавливается предел (в процентах к договорной цене), в рамках которого пересмотр цены не производится, или оговаривается предел возможного изменения договорной цены (не свыше 10 % общей суммы сделки), который называется лимитом скольжения.

В некоторых случаях в контрактах может быть предусмотрено, что скольжение распространяется не на всю стоимость сделки, а лишь на отдельные элементы (допустим стоимость металла или заработную плату) с указанием их величины в процентах от стоимости заказа. Нередко в практике заключения внешнеторговых контрактов применяют смешанный способ фиксации цены, когда часть цены фиксируется твердо, а другая часть — в виде скользящей цены.

В цене учитываются валютные условия, способы платежа и формы расчетов. Выбор этих условий зависит от многих факторов, среди которых характер экономических и политических отношений между странами, наличие режимов наибольшего благоприятствования, таможенных и других ограничений, межправительственных соглашений, конъюнктуры рынка и перспектив его развития, традиций и обычаев в торговле определенными товарами, особенностей национальных законодательств, международных правил и конвенций и др.

Валютные условия внешнеторгового контракта включают определение валюты цены, валюты платежа, курса пересчета валюты цены в валюту платежа, если они не совпадают, а также защитные оговорки, используемые для страхования валютных рисков при значительных изменениях курсов валют.

При выборе валюты цены обычно учитываются условия межправительственных соглашений, международные традиции торговли определенным товаром. Например, в торговле цинком, оловом, свинцом, шерстью, льном, чаем используются английские фунты стерлингов; говядиной, свининой, беконом — датские кроны; сыром — швейцарские франки; лимонами, апельсинами, яблоками — немецкие марки.

При заключении внешнеторгового контракта цена может быть зафиксирована в любой свободно конвертируемой валюте как продавца, так и покупателя или третьей страны. При клиринговых поставках цена товара определяется в той валюте, которая принята для расчетов взаимосогласованных поставок.

Валюта платежа, в которой оплачивается обязательство импортера, может совпадать или не совпадать с валютой цены. Несовпадение валюты цены и валюты платежа связано с тем, что цена в контракте выражается в общепризнанной свободно конвертируемой валюте, а платеж чаще всего производится в валюте страны-импортера. При этом в контракте должно быть оговорено, по какому курсу будет производиться пересчет валюты цены в валюту платежа. В качестве курса пересчета, как правило, используется текущий рыночный курс на день платежа на рынке страны валюты платежа, где ее котировки фиксируются несколько выше, чем на других валютных рынках. Для пересчета используется средний курс между курсом продавца и курсом покупателя на момент открытия или закрытия биржи.

Установление различных валют цены и платежа используется для страхования валютных рисков. В некоторых случаях, когда затруднительно определение перспектив движения валютных курсов, в этих же целях применяются специальные защитные оговорки. Такие оговорки, включаемые в специальные или долгосрочные контракты и соглашения, предусматривают возможность пересмотра суммы платежа в процессе их исполнения.

Валютные оговорки могут быть односторонними и двусторонними, одновалютными и мультивалютными. Односторонние оговорки действуют в интересах одной из сторон: экспортера — в случае обесценения валюты платежа или импортера — в случае повышения курса валюты платежа. Поскольку страхование от рисков валютных потерь обычно важно для обеих сторон, часто применяются двусторонние валютные оговорки, по которым пересчет сумм платежа осуществляется как при повышении, так и при понижении курса валюты.

Одновалютные оговорки означают, что курс валюты контракта соотносится с курсом другой, более устойчивой валюты. При изменении курса валюты цены соответственно изменяется сумма платежа. Мультивалютная оговорка основывается на изменениях курсов нескольких валют — валютных корзин по отношению к валюте платежа. В качестве валютных корзин может выступать среднеарифметическая величина из курсов нескольких валют с разной степенью стабильности, а также СДР, которая ежедневно котируется Международным валютным фондом или евро. Использование мультивалютных оговорок снижает вероятность резкого изменения суммы платежа и в наибольшей степени отвечает интересам обеих сторон-участников сделки.

Платежный режим на мировом рынке включает различные способы платежа по торговым сделкам между экспортерами и импортерами. Они сводятся к следующим основным видам: платеж за наличный расчет, авансовый платеж, платеж в кредит, расчеты по сделке эквивалентной поставкой товаров. Способ платежа влияет на уровень цены. Цены по сделкам за наличный расчет относительно ниже, поскольку не включают ряда дополнительных финансовых расходов, таких, как гарантийная плата, плата за поручительство, комиссионные сборы, проценты и др.

Основными формами расчетов по международным торговым сделкам являются аккредитивная и инкассо различных видов. Аккредитивная форма расчетов основывается на открытии импортером в банке аккредитива, представляющего собой документ, содержащий распоряжение банку об оплате отгруженного товара за счет специально забронированных средств. Инкассовая форма расчетов заключается в перечислении банком денежных средств за отгруженный товар со счета импортера на счет экспортера на основе товарно-транспортных документов. Формы расчетов отражают различную степень риска сторон при совершении торговой сделки, которая оказывает влияние на уровень цены. При аккредитивной форме расчетов наибольший риск несет импортер, так как он еще до отгрузки товара выделяет денежные средства на открытие аккредитива. В случае задержки в отправке товара импортер вынужден продлевать срок действия аккредитива. При этом у импортера нет полной уверенности в том, что после открытия и пролонгации аккредитива товар будет отгружен. Поэтому при прочих равных условиях импортер заинтересован в снижении цены получаемого товара для компенсации возможных дополнительных расходов и потерь.

При инкассовой форме расчетов значительную долю риска несет экспортер. Отгружая товар, он в течение определенного периода времени ожидает поступления денег от импортера. При этом экспортер как бы предоставляет импортеру своеобразный беспроцентный кредит или рискует недополучить указанную в контракте сумму и поэтому заинтересован в увеличении цены товара для компенсации возможных дополнительных расходов или потерь.

Вопрос 51. Государственное регулирование цен во Франции (политика “дирижизма”, “контролируемой свободы”, “контракты стабильности”, “программные контракты” и другие меры), либерализация цен

Одной из немногих промышленно развитых стран, где существовал довольно жесткий режим государственного регулирования цен, является Франция. На протяжении почти 30 лет (1947 — 1986 гг.) государственное регулирование цен здесь являлось составной частью общей политики государственного регулирования экономики (“дирижизма”).

В послевоенный период государством использовалась политика “контролируемой свободы”, в соответствии с которой предприниматели получили право изменять цены, предупредив об этом государственные органы. В 60-е начале 70-х годов государственное регулирование осуществлялось через контракты стабильности, программные контракты, контракты против повышения цен.

Контракты стабильности государство заключало с предприятиями, по которым последним давалось право повышать цены на одни товары, одновременно снижая их на другие. В целом обеспечивался стабильный общий уровень цен.

Программные контракты способствовали эволюции цен в соответствии с условиями международной конкуренции. Такому государственному регулированию подлежали товары и услуги, которые по “контрактам стабильности” ранее подвергались контролю. Выпускающие их предприятия должны были предоставлять государству информацию о своих инвестиционных программах, финансовом положении, занятости, перспективе выхода на внешние рынки, а также информацию по формированию цен, анализ рынка и конкуренции, показатели технико-экономического уровня продукции, производительности труда и др.

Контракты против повышения цен заключались между государственными органами и предприятиями с целью замедления инфляционных процессов и повышения уровня конкурентоспособности французских товаров. Если предприятия принимали условия неповышения цен, правительство обещало не применять к ним меры, способствующие росту издержек производства.

На отдельных этапах развития экономики Франции применялась частичная и полная “блокировка” (замораживание) цен. Однако такая жесткая система регулирования цен, хотя и способствовала в целом стабилизации экономики, но в конечном счете исчерпала себя, выявив ряд негативных последствий: рынок становился менее гибким, сдерживался рост производства, конкуренции, ограничивалось свободное движение капиталов, проявилась слабая результативность в подавлении инфляции, ослабевали позиции национальных предприятий в конкурентной борьбе с филиалами транснациональных корпораций, которые реализовали свои товары по более низким ценам.

В начале 70-х годов правительство Франции объявило о политике либерализации цен, которая осуществлялась поэтапно и очень осторожно. На первом этапе для либерализации цен были отобраны отрасли, имеющие достаточно сильную международную конкуренцию (часовая и шарикоподшипниковая промышленности), отрасли, имеющие относительно стабильные цены (молочно-консервная и кондитерская), и отрасли, имеющие устойчивый, стабильный рынок (фармацевтическая промышленность). В дальнейшем процесс либерализации цен продолжался и охватывал все новые и новые отрасли и производства.

Сегодня во Франции приоритет отдан свободному формированию цен в процессе конкуренции. Исключения составляют цены на товары и услуги тех отраслей и сфер экономики, где действуют специфические структурные или конъюнктурные факторы (газовая промышленность, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, телефон, здравоохранение, пресса и некоторые другие). Государством регулируется примерно 20 % цен.

Государством законодательно определены общие принципы свободного ценообразования и основные условия, при которых они могут реально соблюдаться. Одним из важных условий является необходимость, чтобы в момент покупки имелась свобода выбора того или иного товара или услуги, того или иного продавца. Для этого должно быть обеспечено наличие ясной и полной информации о ценах и товарах, условиях торговли. Покупатель должен быть огражден от различных коммерческих уловок, которые могут его дезориентировать и нарушить процессы свободной конкуренции. Для этого наряду с либерализацией цен активно проводится политика ценовой конкуренции, которая запрещает создание разного рода союзов производителей, импортеров, оптовых и розничных торговцев. Запрещены любые соглашения о “минимальных ценах” или “рекомендуемых ценах” на товары или услуги.

Вмешательство государственных органов в процесс формирования цен в условиях свободной конкуренции допускается лишь в кризисных ситуациях, чрезвычайных обстоятельствах, национальном бедствии, а также при внезапных или резких нарушениях в ценообразовании, требующих принятия срочных мер. В этих случаях речь идет о конъюнктурных причинах и поэтому срок, в течение которого администрация может вмешиваться в ценообразование, ограничивается шестью месяцами.

Производственное объединение выпускает кухонные комбайны. Нормальные условия для работы объединения обеспечивает норма прибыли в 25,5% на вложенные затраты. Налоги составляют 20,5% цены, по которой продукция реализуется потребителю. Себестоимость изделия равна 125 000 рублей. Рассчитать цену изделия затратным методом.

Суть затратного метода заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

где С — себестоимость единицы товара;

П — прибыль в расчете на единицу товара;

Н — косвенные налоги и неналоговые платежи и цене товара.

Рассчитаем цену изделия затратным методом

Ц = [125 000 руб. + (125 000 руб. Ч 25,5 / 100)] / (100 — 20,5) Ч 100 = 197 327 руб.

Функция спроса на штучный товар имеет вид: Q D = 45 — 2 Р, предложение — Q S = -20 + 5 Р. Правительство ввело потоварный налог в размере 20% от цены за штуку, который уплачивается продавцом товара, и потоварный налог для потребителя в размере 5 % от цены на штуку. Найти равновесные объем и цену до и после введения налогов, излишки потребителя производителя до и после введения налога, построить график. Как распределилось налоговое бремя между производителем и потребителем. Найти доходы государства от введения налога, проанализировать полученные результаты.

Равновесие спроса и предложения — положение на рынке, при котором количество товаров и услуг, которые хотят приобрести потребители, абсолютно идентично количеству товаров и услуг, которые желают предложить производители, и, таким образом, силы, влияющие на спрос и предложение, сбалансированы.

Найдем равновесные объем и цену до введения налогов:

Спрос = Предложение или Q D = Q S или -20 + 5 Р = 45 — 2 Р

Р = 65 / 7 = — равновесная цена

Q = -20 + 5 Ч = 185 / 7 =

При введении Правительством потоварного налога, который уплачивается продавцом товара, в размере 20% от цены за штуку, функция предложения будет иметь вид:

При введении Правительством потоварного налога для потребителя в размере 5 % от цены на штуку, функция спроса на штучный товар будет иметь вид:

Найдем равновесные объем и цену после введения налогов:

Q D = Q S или -20 + 6 Р = 45 — 2,1 Р

Р = 65 / 8,1 = — равновесная цена

Q = -20 + 6 Ч = 2280 / 81 =

После введения налогов покупатель уплачивает налог в размере ед. за шт. , а продавец — ед. за шт. .

Потери общества от введения налога составят . Потери потребителя , потери производителя . Доходы государства от введения налога составят .

Рассчитать розничную, оптовую цены, НДС к уплате производителя, оптовика, розницы, если отпускная цена предприятия производителя 6400 рублей, материальные затраты в структуре себестоимости 3250 рублей, торговая надбавка 25%, оптовая — 8%, НДС — 9%.

— оптовая надбавка (Нопт):

Нопт = 6400 руб. Ч 0,08 = 512 руб.

— НДС, начисленный в торговле (9 %):

(6400 руб. + 512 руб.) Ч 0,09 = 622 руб.

— оптовая цена товара (Цопт):

Цопт = 6400 руб. + 512 руб. + 622 руб. = 7534 руб.

2) розничную цену:

— торговая надбавка (Нроз):

Нроз = 6400 руб. Ч 25 / 100 = 1600 руб.

— НДС, начисленный в торговле (9 %):

НДСТ = (6400 руб. + 1600 руб.) Ч 0,09 = 720 руб.

— розничная цена товара (Цр):

Цр = 6400 руб. + 1600 руб. + 720 руб. = 8720 руб.

НДСупл = 720 руб. — (3250 руб. Ч 9 / 100) = 427,5 руб.

Список использованных источников

1. Барабанов А.И. и др. Разработка ценовой политики предприятия. Воронеж, 1999 г.

2. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование. — М., 2000.

3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия, 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с.

4. Соломатин А.Н., Петров П. В. Экономика товарного обращения, учебник для ВУЗов, М. ИНФРА-М, 2001.

5. Ценообразование: Учебник / Под. ред. И.И. Полещук. — Мн.: БГЭУ, 2001. — 303 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *