Какие вопросы задают при трудоустройстве кадровиком
Перейти к содержимому

Какие вопросы задают при трудоустройстве кадровиком

Ищем специалиста по кадровому делопроизводству: кейсы решают всё

При найме кадровика важно выйти за пределы формальной проверки знания трудового законодательства, поэтому мы стремимся получить широкое представление об опыте кандидата, его профессиональной «эрудированности», когда он понимает, что четко урегулировано на уровне законодательства, а что необходимо учесть в локальных нормативных актах, но также понять, как наш потенциальный сотрудник будет поступать в той или иной ситуации.

Как мы это делаем? Задаем кандидату вопросы, ответы на которые могут быть неочевидными, а также предлагаем кейсы.

Что спрашивать?

Предложите кандидату ряд вопросов, ответы на которые помогут оценить не только наличие требуемого опыта и знание трудового законодательства, но и уровень экспертизы (владения трудовым законодательством как инструментом), и логику рассуждения, и даже те профессиональные компетенции и личностные качества, которые могут остаться «за бортом» обычного интервью.
Мы даем на подготовку ответов на вопросы два-три дня, в течение которых кандидат может использовать любые источники, а ответы принимаем в формате беседы профессионалов по Skype или по телефону, что экономит кандидатам время на дорогу.

В процессе «приема» и обсуждения ответов кандидата становится очевидным:
• способен ли кандидат найти нужную информацию;
• потратил ли он время и силы на подготовку ответов на сложные вопросы,
• интересно ли ему найти ответы на вопросы, с которыми он раньше никогда не сталкивался;
• как реагирует на аргументы, выдвигаемые собеседником, опровергающие или подвергающие сомнению его точку зрения;
• является ли точка зрения кандидата незыблемой в силу долгого периода работы у определенного работодателя, или кандидат способен критически оценивать сложившуюся на прошлом месте работы практику трудовых отношений и предлагать пути ее «оптимизации»;
• может ли кандидат простыми словами объяснить самую суть нормы законодательства, а не просто процитировать текст Трудового кодекса и так далее.

Вот несколько примеров вопросов, которые мы задаем кандидату:
• В чем состоит отличие места работы от рабочего места?
• Допустима ли работа по совместительству по такой же должности, как и по основному трудовому договору?
• В чем отличие совмещения должностей от работы по совместительству?
• Уменьшается ли продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска работника при работе по совместительству?
• В чем отличие неполной продолжительности рабочего времени от сокращенной продолжительности рабочего времени?
• Какие кадровые документы должны быть оформлены при переводе работника из одного филиала в другой филиал?
• Должно ли описание трудовой функции работника учитывать профессиональные стандарты?

Как еще проверить кандидата?

Помимо вышеперечисленных вопросов вы можете предложить кандидату вопросы-кейсы. Они позволяют понять, способен ли соискатель найти нужную информацию, но также идентифицировать наличие нужного нам опыта работы.

Вот примеры таких вопросов:
• В организации, в которой Вы работаете, изменилось название юридического лица. Какие действия должен предпринять в связи с этим событием сотрудник, ответственный за кадровое делопроизводство?
• Генеральный директор назвал Вам сумму оклада, которую необходимо установить новому работнику, после вычета НДФЛ. Как Вы посчитаете сумму оклада до вычета НДФЛ?
• Понедельник, первая половина дня. Вам звонит генеральный директор, говорит, что заболел, причем чувствует себя так плохо, что был вынужден вызвать врача, а врач настоял на оформлении листка нетрудоспособности. Далее директор задает вопрос: сколько денег он получит в качестве пособия по временной нетрудоспособности, если «закроет» листок у врача в следующий понедельник? Просьба, исходя из условий задачи, определить размер пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого Фондом социального страхования в 2019 году.

Задачи для «продвинутых пользователей»

Практика интервьюирования с использованием кейсов «из жизни» — способ, которым сегодня пользуются многие компании. Их сложность всегда зависит от того, на какую должность претендует кандидат.
Хорошо, если кандидат, разбирая кейс, может сослаться на конкретную статью Трудового кодекса, судебную практику и мнение признанных экспертов в области трудовых отношений, но нам всегда интересно посмотреть, как он сам повел бы себя в той или иной ситуации. Еще лучше, если кандидат при рассмотрении кейса оперирует собственным опытом по выходу из сложных ситуаций. Такой подход всегда позволяет определить хорошего специалиста.

Примеры кейсов для кандидата на должность специалиста по кадровому делопроизводству:

• У вас новый руководитель – HR-директор. Он присылает Вам СМС-сообщение, в котором просит Вас за пару часов подготовиться к встрече по численности персонала компании, в которой Вы работаете, и отключает телефон. Поскольку Вы не имеете возможности задать руководителю дополнительные вопросы, что Вы подготовите: какие цифры? какие комментарии?
• Генеральный директор принял решение об увольнении работника и сам провел с ним беседу об этом. Работник согласен покинуть компанию, но просит, во-первых, чтобы причиной увольнения была инициатива работника и, во-вторых, чтобы запись об увольнении была внесена в трудовую книжку датой на месяц позже даты его фактического ухода. Генеральный директор вызывает сотрудника, ответственного за кадровое делопроизводство, и во время разговора высказывает опасение, что работник может передумать и начать «качать права», поэтому необходимо «отпустить» работника сейчас, а также спрашивает, возможно ли в целях сохранения хороших отношений выполнить его условия. Какое решение Вы можете предложить?
• После прихода в новую компанию Вы обнаруживаете, что в штате есть работники с шестьюдесятью и более днями неиспользованных отпусков. Вы – единственный сотрудник в HR-подразделении, посоветоваться Вам не с кем. Упомянутые работники готовы в этом году идти в отпуск, но все реально понимают, что более 28 дней в году они отсутствовать не смогут. Генеральный директор просит Вас предложить решение. Что Вы предложите?
• В конце 2017 года после публикации Постановления Правительства РФ о переносе выходных дней в будущем календарном году Интернет пестрел заголовками статей типа «Россияне получат в 2018 году второй полноценный отпуск», а в 2019 году многие Интернет-издания пугали аудиторию, что «В России в 2020 году сократят новогодние каникулы». Работники Вашей организации обратились к Вам с вопросами, что случилось, о чем пишут СМИ и не изменилось ли трудовое законодательство. Как бы Вы прокомментировали публикации подобного рода?

Возможность заранее подготовить ответы на вопросы и продумать решения для кейсов, которую мы предоставляем кандидатам, значительно расширяет воронку для их поиска. Мы рассматриваем в том числе специалистов с наличием перерывов в трудовой деятельности. Если человек находится в активном поиске, и у него высокий уровень вовлеченности, который он имеет возможность продемонстрировать в процессе подготовки к интервью, он быстро сможет восполнить пробелы в знаниях даже в случаях, когда есть перерыв в работе.

«Расскажите немного о себе»: любимый вопрос кадровика и правильный ответ

Как подготовить рассказ о себе для собеседования при приеме на работу

Борзов РичардРичард Борзов бизнес-тренер

Девяносто процентов собеседований при приеме на работу начинаются с просьбы «рассказать немного о себе». Это самый любимый вопрос кадровиков. Ведь далее следует не меньше пяти минут отдыха — пока вы будете говорить, кадровик может расслабиться и подумать о чем-нибудь своем, личном. Как использовать эти пять минут интервью для собственной пользы? Подробная инструкция для тех, кто ищут работу.

Улучшить резюме

Я не шучу. Измученные собеседованиями кадровики (нелегкий труд — проводить встречи с 10–15 кандидатами в день) — тоже люди, и они нуждаются в отдыхе.

Исходя из вышенаписанного, самая нежелательная ваша реплика звучит так: «Уточните, пожалуйста, что вы имеете в виду». Или еще хуже: «А чего рассказывать-то, в резюме всё написано». Шансов понравиться кадровику после такого ответа у вас нет! Такое не прощается. Поэтому:

  • подготовьте ответ на просьбу «рассказать немного о себе» заранее;
  • отрепетируйте его вслух дома — рассказ должен быть в пределах пяти минут;
  • не включайте в рассказ о себе того, что требует ответной реакции («Ведь я правильно поступил?», «Не правда ли?», «Кстати, а в вашей компании ценят хороших работников?» и пр.).

Улучшить резюме

О чем еще, кроме желания кадровика отдохнуть, следует подумать, готовясь к ответу?

Прежде всего — нужно постараться сгладить все шероховатости вашей биографии, изложенной в резюме. Например, вы сменили за последние два года три места работы. Лучше, если в своей «вступительной речи» вы объясните, почему так происходило.

Или — вам за сорок. Упомяните между делом, что вы занимаетесь спортом и, значит, находитесь в хорошей физической форме. Или — вы никогда еще не занимали руководящую должность. В таком случае расскажите, как «на самом деле» вы отвечали за результаты работы коллектива.

Что еще? Польстите корпоративному чувству кадровика — обязательно вставьте в ваше повествование историю о том, как вы узнали об этой замечательной компании. Ваш рассказ должен подвести кадровика к мысли, что всю предыдущую жизнь вы готовились к тому, чтобы занять данную вакансию (учились, набирались опыта, мечтали о настоящей работе), и подошли к этому собеседованию, как спортсмен к Олимпийским играм, — на самом пике своих возможностей.

Убедить кадровика в том, что перед ним сидит идеальный кандидат, гораздо легче именно сейчас, в самом начале собеседования, «рассказывая немного о себе».

Какой ответ понравится кадровику?

Во-первых, не нарушающий его отдых (см. выше).

Во-вторых, облегчающий его труд. Труд кадровика, как известно, заключается в том, чтобы отбраковывать всех неподходящих (по его мнению) кандидатов, а оставшихся представить работодателю для окончательного решения. Для этого кадровик задает массу вопросов. Вы облегчите жизнь кадровика, если попытаетесь сразу же ответить на большинство из них.

Вы окончили школу и поступили в институт. Это написано в резюме. А то, что вы всю жизнь мечтали об этой профессии, хорошо и с интересом учились и с нетерпением ждали, когда же настанет время применить полученные знания на практике, — об этом можно сообщить только устно.

Вы проработали на одном месте один год, а на следующем — только полгода. Это написано в резюме и выглядит не очень здорово. Расскажите кадровику, как на первой работе вы сумели удвоить продажи, а на второй выстроили модную CRM-систему. Тогда вместо сомнений (не слишком ли часто вы меняете компании?) кадровик почувствует уважение — и как это он всё успевает?

Вот так и облегчается нелегкий труд кадровика — ему уже не нужно спрашивать вас о мотивации и о причинах частой смены работы. Заодно он теперь всё знает и о ваших трудовых достижениях.

Другие подозрения, которые всегда заботят кадровика (какой у вас характер, не внесете ли вы раздор в сплоченный коллектив, легко ли уживаетесь с людьми?), тоже легко снять, по-прежнему «рассказывая немного о себе». Например, вставьте в историю перехода из одной компании в другую пару фраз о том, как тяжело вам было расставаться с начальником и всем коллективом и как вы перезваниваетесь до сих пор и поздравляете друг друга с праздниками.

Какой ответ понравится кадровику?

Какой ответ выгоден вам

Почему так важен ваш «рассказ о себе»? Потому что инициатива сейчас на сто процентов принадлежит вам. Когда кадровик начнет задавать другие вопросы, такого уже не будет. Вы можете построить свой рассказ в удобной для вас форме, акцентировать свои положительные качества, затушевывать слабые и упреждать неудобные вопросы. Помните, что кадровик во время вашего рассказа отдыхает. А потом, когда задает другие вопросы, — работает: внимательно слушает и оценивает.

На протяжении всего собеседования (кроме вашего «рассказа о себе»!) кадровики сомневаются, так ли всё хорошо, как вы расписываете. Ведь понятно же, что никто про себя не скажет, что он ленивый, недисциплинированный и вредный, любит приврать и тащит из офиса всё подряд, за что его и выгоняют с каждой работы. И никого не удивляет, что «социально желательным ответом», например, о причине ухода с предыдущей работы станет что-нибудь на тему несоответствия колоссального желания принести компании больше пользы и отсутствия для этого возможностей. Кадровики такие рассуждения делят на десять. Но не во время ответа на просьбу: «Расскажите немного о себе»! Тут кадровые методики еще не включены на всю мощь.

Что говорить?

Каким должен быть рассказ о себе? Конечно, кратким. Не надо начинать с того, что ваш папа служил инженером и вы были третьим ребенком в семье. Вы должны «осветить» только этапы вашей жизни и карьеры, имеющие отношение к вакансии, на которую вы претендуете. Начинайте сразу со зрелого возраста: «После окончания института я стал работать в. «. Или с последнего места работы — о нем поподробнее; и пунктирно — о ранних ступенях вашей карьеры.

Такой вариант хорош по двум причинам. Во-первых, скорее всего вас рассматривают именно из-за опыта, который вы получили на последнем месте работы, и, следовательно, кадровика трудовая деятельность этого периода интересует больше всего. Во-вторых, вопрос о глубине исследования вашей жизни в этом случае отпадет сам собой. Вполне вероятно, что последним местом работы ваш рассказ и ограничится, поскольку для работодателя этот период вашей жизни — самый важный.

  • квалифицированный и адекватный — то есть способный выполнять предложенную работу за предложенные деньги;
  • заинтересованный в результатах работы — то есть приносящий прибыль;
  • лояльный и безопасный — то есть не доставляющий проблем.

Ниже — примеры грамотных ответов.

Пример первый: молодой специалист по рекламе

«В прошлом году я окончил факультет бизнес-информатики Университета глобальных коммуникаций по специальности „интернет-реклама“. Во время учебы два раза проходил стажировку — в департаменте внешних связей группы „Корпус“ и в рекламном агентстве „Ребренд“. Моими главными задачами были: анализ эффективности маркетинговых акций и проведение телефонных опросов. Работа мне нравилась, хотя общение по телефону сначала давалось трудно, но потом освоился. Я даже не ожидал, как много информации можно получить от общения с обычными клиентами. По итогам каждого дня требовалось подготовить аналитический отчет — очень полезный документ для руководства компании.

Один раз мы работали на конференции „Вызовы XXI века в условиях меняющегося мира“. Мне пришлись по душе доклад и презентация вашей компании, и тогда я подписался на вашу интернет-рассылку. Иногда я участвую в форуме на сайте компании.

После университета я полгода проработал в одном небольшом агентстве на должности менеджера-стажера. В мои обязанности входили разработка новых продуктов и предложение их клиентам. У меня был довольно высокий процент подключения новых услуг, даже удалось привлечь несколько новых клиентов.

Меня всё там устраивало: дружный коллектив, много работы, возможность проявить себя, — но, к сожалению, владелец агентства решил целиком сократить наш отдел. Мне предлагали остаться и перейти в финансовый отдел, однако функционал был совсем не мой. Нет, это, конечно, тоже нужное дело, но всё-таки сотрудники там больше работают с документами при минимуме общения.

В вашей компании мне нравится ориентированность на новые технологии, это интересно и перспективно. Когда читаю в вашей рассылке о новых проектах, у меня сразу же возникают свои идеи. С удовольствием поработал бы над их реализацией».

Что в итоге получилось? Соискатель ненавязчиво сообщил, что он:

  • инициативен, активен, не боится большой нагрузки;
  • не избегает живого общения (для многих соискателей это серьезный барьер);
  • хорошо знаком с потенциальным работодателем;
  • примерно представляет свои будущие обязанности;
  • доброжелателен, полон энтузиазма;
  • на прежней работе был ценным сотрудником.

Если на собеседовании присутствуют два кадровика, то после такого выступления они поворачиваются друг к другу и удовлетворенно кивают головами.

Пример второй: менеджер, часто менявший работу

«Сейчас я работаю менеджером по работе с корпоративными клиентами в сети автосалонов. Я понимаю, что это не профиль вашей компании, но думаю, что у меня получится быстро добиться успехов на новом месте. До этого у меня был опыт активных продаж в нескольких компаниях, так что я уверен, что смогу быстро разобраться с особенностями страхового бизнеса. А в целом в продажах я чувствую себя уверенно, мне нравится эта работа.

В прошлом году мне удалось увеличить продажи в полтора раза. Проанализировав статистику предыдущих лет, я обратил внимание на довольно низкие повторные продажи. Не забывая о своих основных обязанностях, я начал планомерно обзванивать старых клиентов и выяснять, почему они не работают с нашей компанией. Выяснилось, что никаких серьезных причин для этого нет, просто мы перестали напоминать о себе и наших новых предложениях.

С большинством клиентов мне удалось встретиться лично и убедить их вернуться к сотрудничеству. Это заняло довольно много времени, пришлось работать без выходных, но продажи заметно выросли, и результат доставил мне большое удовлетворение».

А что здесь в итоге? Как и в первом примере, соискатель упредил основные вопросы кадровика, среди которых самым главным был бы вопрос о частой смене мест работы. Кроме того, кадровик знает теперь, что сидящий перед ним соискатель:

Собеседование на должность кадровика: какие вопросы задать

В чем требуется разбираться и что необходимо уметь кадровику

Разговор о том, что должен знать кадровик на собеседовании, немыслим без понимания его должностных обязанностей. Специалист по кадрам на предприятии отвечает за документальное оформление трудовых (а иногда и гражданско-правовых) отношений с работниками, разработку ЛНА, составление графиков сменности и пр. Пласт работы довольно обширный, и держать в голове приходится много.

Трудовая деятельность кадровика немыслима без знания:

  • НПА, регулирующих трудовые отношения. В числе основных:
    • Трудовой кодекс РФ ;
    • постановления правительства в области труда и занятости;
    • ФЗ «О социальном страховании», «О страховых пенсиях», «О занятости населения» и др.;
    • отраслевые НПА, регулирующие особенности трудоустройства в конкретных сферах;

    Помимо общих правил, то, какие вопросы задает кадровик на собеседовании будущих коллег, зависит и от специфики деятельности организации. Так, компании, работающие с иностранцами, требуют от соискателя знания основ миграционного учета.

    Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как грамотно подбирать персонал. Используйте эти инструкции бесплатно.

    Какие вопросы задать кандидату на должность кадровика

    Каждый, кто хоть раз проводил собеседование, знает, что за короткий промежуток времени оценить и личностные, и профессиональные качества кандидата непросто. Для облегчения работы предлагаем вопросы на собеседовании на должность кадровика, которые помогут проанализировать личность соискателя и проверить его профессиональные компетенции. Их удобно разделить на два блока.

    Блок 1

    Включает вопросы, позволяющие оценить личностные качества соискателя:

    • расскажите о себе;
    • назовите ваши сильные и слабые стороны;
    • кем вы видите себя через 5, 10 лет;
    • случались ли у вас неудачи? Как вы на них реагируете?

    Блок 2

    Содержит вопросы, направленные на оценку знаний и профессиональных умений. Чаще всего используют тесты для собеседования специалиста по кадрам и так называемые задачи или кейсы. Удобно пользоваться обоими этим методами. Тест позволяет проверить знания нормативно-правовой базы, задача — практические навыки и умение быстро сориентироваться.

    Вот пример такой задачи:

    Вопросы кадровику на собеседовании

    Ответ на нее выглядит так:

    А это вопросы кадровику на собеседовании с ответами в форме теста:

    Вопросы для собеседования на должность кадровика

    Какое поведение на собеседовании говорит о непрофессионализме

    Проводя собеседование в отделе кадров, рекрутеры нередко сталкиваются с тем, что кандидаты ведут себя странно. Точно не стоит тратить время на соискателя, если он:

    • пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
    • опоздал без уважительной причины;
    • в процессе разговора «поливает грязью» предыдущих работодателей;
    • не признает своих неудач, списывая ошибки на коллег, «непреодолимые обстоятельства», и пр.

    Иногда вполне адекватные, производящие хорошее впечатление кандидаты оказываются непрофессионалами. В процессе оценки знаний и компетенций кандидат:

    Самые важные вопросы к работодателю на собеседовании

    personal photo

    Согласитесь, дорогие коллеги, пользователи услуги «1С 8 онлайн»… То, что нам говорит работодатель на собеседовании, какие слова использует в тексте вакансии, на деле оказывается не всегда соответствующим действительности. Разумеется, компании выгодно мотивировать соискателей возможным «карьерным ростом», «молодым и дружным коллективом», «комфортным рабочим местом» и т.д. Это те базовые вещи, которые, как считают большинство «эйчаров», обязаны создать у кандидата на должность положительное впечатление о фирме, куда он планирует трудоустраиваться. Текст может быть приблизительно одинаковый, должностные обязанности тоже, да вот только никто не станет рассказывать, насколько хорошо работает офисная техника, есть ли в коллективе откровенные интриганы, какими личностными качествами обладает директор, в конце концов. Все это наш брат бухгалтер, к сожалению, узнает уже в процессе работы. Как бы здесь не разочароваться… Давайте попробуем собрать перечень вопросов, которые смогут хоть немного пролить свет истины на реальное положение дел в организации, ибо долгосрочное сотрудничество требует основательного изучения всех деталей.

    Общие понятия

    Если говорить в целом, то вопросы соискателя к работодателю можно разделить на «общие», касающиеся условий труда, графика работы, уровня заработной платы и всего в том же духе, а также «специальные», отвечая на которые работодатель обязан рассказать претенденту на должность все нюансы его работы именно в рамках какой-то одной профессии. В нашем случае, возьмем за основу бухгалтера.

    Вообще есть одна очень странная тенденция: бухгалтера, особенно в преклонном возрасте, стараются не сильно докучать тем, кто проводит с ними интервью. Лишний раз не спросят про заработную плату, не уточнят, есть ли возможность приносить в офис еду с дома и т.д. Как правило, стеснение начинает возобладать над поведением человека тогда, когда он хочет устроиться «хоть куда-нибудь», т.к. на рынке он постепенно становится неконкурентоспособным. Они же в дальнейшем будут готовы терпеть самодурство своего руководителя, сносить «тяготы и лишения», когда речь зайдет о больном листе, соглашаются на «серую» заработную плату и многое другое. На самом деле, все это в корне неправильно, оно позволяет будущему начальству «распускать руки», где-то недоплатить, где-то штраф выписать и много, что еще. Важно держать себя в руках, знать себе цену в самом хорошем смысле этих слов. Удивительнейшим образом это все окупается впоследствии.

    Must have на собеседовании

    Некоторые нерадивые сослуживцы считают, что, придя на собеседование, соискатель должен узнать только о заработной плате и графике работы, полагая, что этого будет вполне достаточно. Крайне ошибочное утверждение, хотим вам сказать. Как верно подметили наши клиенты по услуге «Аренда программы 1С», помимо этого на собеседовании и заблаговременно до его начала, невзирая на свою профессиональную принадлежность, необходимо уточнить:

    Чем занимается компания? (дома);

    Сколько лет она существует? (дома);

    Какие ее годовые обороты? (по ситуации);

    Кто является ее клиентами? (на месте);

    Какие ее среднесрочные перспективы развития? (на месте);

    Какие планы на самое ближайшее время? (на месте);

    Планируется ли переезд в другое помещение? (на месте);

    Какая часть заработной платы будет «белой»? (на месте и обязательно);

    Предусмотрены ли премии и за что они будут выдаваться? Как часто (на месте);

    Почему компанию покинул сотрудник, занимавший эту должность? Сколько он проработал? (на месте);

    Что конкретно будет входить в обязанности? (на месте);

    Имеет ли место система штрафов за нарушение дисциплины? (можно спросить, но необязательно);

    Насколько развита корпоративная культура? (кому это интересно);

    Предусмотрено ли ДМС? (на месте);

    Что еще я должен(а) знать? (очень важный вопросы, позволяющий работодателю сообщить ключевые требования к специалисту).

    В данном случае, нами представлен не полный список «общих» вопросов, которые можно уточнить в ходе собеседования, однако он является базовым. На основе полученных ответов соискатель может сразу понять для себя, стоит ли ему тратить время на эту организацию или же лучше поискать что-то другое. К примеру, кому-то крайне важна корпоративная культура (праздники, дни рождения, корпоративы), а для некоторых куда важнее иметь абсолютно «белую» заработную плату. Кстати, на данном этапе соискатель может раскусить потенциальных мошенников. Как правило, если в компании «что-то не так», то интервьюер начнет нервничать, защищаться и даже нападать… Однажды нам рассказали забавную историю на этот счет. Бухгалтер пришел устраиваться на работу, уточнил у кадровика возможность предварительно ознакомиться с трудовым договором, на что ему ответили одиозным вопросом: «Вам вообще деньги нужны или бумажки»? Звучит странно, но потенциальная угроза была выявлена сразу.

    Специальные вопросы

    Как это было сказано выше, данный блок вопросов должен быть адаптирован под специфику работы отдельно взятой специальности. В качестве примера, возьмем бухгалтера:

    Вопрос №1: «Какая система налогообложения»?

    Это классический вопрос. Полагаем, что ни один бухгалтер не забудет это уточнить, даже самый стеснительный.

    Вопрос №2: «С какими подразделениями мне придется взаимодействовать»?

    В зависимости от структуры компании, а также ее «рабочей атмосферы», бухгалтер может или с «девяти до шести» находиться на своем рабочем месте, спокойно работая с облачной версией 1С, или же ему придется «побегать». Например, обсуждать сделки с менеджерами по продажам, быть постоянно «на телефоне» с отделом логистики, пить кофе с юристом, изучая очередной договор и т.д. Понимая это, бухгалтер сможет для себя уяснить, в каком ритме будет проходить его каждый рабочий день. Это очень важно.

    Вопрос №3: «Какие у вас установлены правовые базы»?

    Компании бывают разные, соответственно, их достаток и материальное благосостояние тоже разнится. Если вы, скажем, привыкли работать с правовыми базами, сервисами проверки контрагентов, а на новом месте работы этого ничего нет, то лучше узнать об этом заранее и уже с пониманием этого для себя принимать решение о трудоустройстве. Или, к примеру, на вашем предыдущем месте работы кадрами занимался отдельный специалист, а на текущем предполагается, что эти обязанности будут лежать на плечах бухгалтера. Правовая база здесь будет очень кстати.

    Вопрос №4: «Есть ли в компании штатный программист? Как решаются технические вопросы? Все ли в порядке с интернет соединением»?

    Вероятно, некоторые из наших коллег постесняются задавать эти вопросы, однако они все-таки важны. В крупных организациях все технические проблемы решаются с помощью штатного программиста, некого, «Сережи», который может в удаленном режиме настроить компьютер, устранить неполадки или же прийти «поковыряться под столом». Когда это так, все проблемы решаются довольно быстро. В малых организациях директор может «скинуть» все проблемы на бухгалтера, решай, мол, сама… Нам рассказывали историю, как бухгалтер вместо того, чтобы заниматься своей непосредственной работой, искал со смартфона ответ на вопрос: «Как переустановить Windows™, если появляется синий экран»… А директору все равно…

    Вопрос №5: «С какими банками сотрудничает компания? Сколько нужно вести фирм»?

    Тоже любопытная тема. Как известно, у каждого бухгалтера на своем личном счету есть несколько банков, с которыми работать ему практически невыносимо. То ли качество обслуживания клиентов у них крайне низкое, то ли платежный день слишком короткий – неизвестно. Во всяком случае, важно понимать, с кем придется иметь дело на новом месте работы. Более того, количество юридических лиц, которое, порой, приходится вести, не соответствует уровню дохода, предлагаемого работодателем.

    Вопрос №6: «К какой ИНФС прикреплена организация»?

    Как и в случае с банком, здесь имеют значение личные связи бухгалтера с сотрудниками учреждения. Они могут быть как позитивными, так и негативными. Согласитесь, что, зная ответ на данный вопрос, можно косвенно предположить, как будет складываться работа в дальнейшем.

    Вопрос №7: «Можно ли посмотреть рабочее место»?

    Отличный вопрос. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. До тех пор, пока соискатель воочию не сможет убедиться в своем рабочем месте, где расположен его стол, какой стоит компьютер, не сломана ли спинка у стула, какой в офисе уровень шума, у него не будет возможности узнать тех небольших нюансов, которые или будут его радовать в последующем, или, наоборот, расстраивать. На собеседованиях практически никогда не спрашивают о том, как часто проветривается помещение или насколько плотно закрываются окна. А это, знаете ли, тоже имеет значение, если мы говорим о трудоустройстве на длительный срок.

    Заключение

    Дорогие коллеги! Мы постарались собрать для вас перечень интересных вопросов, ответы на которые помогут соискателю на должность максимально в деталях нарисовать в уме картину о том, как будет складываться работа на новом месте. Поверьте на слово, собеседование требует большой и основательной подготовки. Сколько можно найти случаев неудачных трудоустройств… Становится обидно. Желаем вам не тратить время на те компании, где вы не будете чувствовать удовлетворение от работы. По крайней мере, это будет порядочно не только по отношению к себе, но и к работодателю, которому тоже нужен специалист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *