История возникновения бухгалтерского баланса
Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухучета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV — началу XV века. Так, по некоторым данным, слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам 1427 года. Причем не факт, что эти отчеты на самом деле были балансами в современном понимании этого термина.
Файлы: 1 файл
История возникновения бухгалтерского баланса.docx
История возникновения бухгалтерского баланса (двойная запись)
Как говорил родоначальник бухгалтерского учета Лука Пачоли, самая главная картина, которую рисует счетный работник, называется «баланс». А выдающийся русский ученый, профессор А. П. Рудановский, в середине 1920-х годов писал: «Пора понять, что баланс есть душа хозяйства, существование которой не менее реально, чем материального инвентаря хозяйства. Баланс можно постичь только умозрением, а нельзя, как инвентарь, осязать в натуре». Как же происходило становление главного бухгалтерского документа?
Как бухгалтерское понятие слово «баланс» существует уже почти 600 лет. В литературе по истории бухучета можно встретить различные сведения о времени появления этого термина, относящиеся к концу XIV — началу XV века. Так, по некоторым данным, слово «баланс» было впервые применено к финансовым отчетам 1427 года. Причем не факт, что эти отчеты на самом деле были балансами в современном понимании этого термина.
Однако считается, что первый опыт построения балансов принадлежит именно бухгалтерскому учету. Слово «баланс» произошло от латинских bis — два, lans — чаши. Бухгалтерский баланс — это отражение состояния имущества хозяйственного субъекта на определенную дату в денежной оценке. Термин «баланс» также широко известен специалистам в области учета, анализа, планирования и употребляется в значении равновесия (от французского balance — весы). В экономике применяются различные виды балансов: бухгалтерский; доходов и расходов предприятия; основных фондов; денежных доходов и расходов населения; материальный; трудовых ресурсов; платежный; межотраслевой и др. Общая идея применения балансового метода состоит в выравнивании суммарного значения показателей, записанных в левой и правой сторонах уравнения.
С чего все начиналось
Сведения о происхождении баланса разнятся. Считается, что европейцы получили его в готовом виде в 1494 году, когда из типографии Венеции вышел в свет трактат «О счетах и записях» Луки Пачоли, содержавший первое описание бухгалтерии и баланса. Это баланс, которым пользовались до конца XX столетия. Но сам трактат не являлся теоретической базой — он был просто руководством по технике ведения учета. Для каждой конкретной хозяйственной операции в нем приводились лишь конкретные правила записи ее в журнал и Главную книгу. Баланс представлял собой структурированный документ с двумя сегментами — активом и пассивом, каждый со своим заголовком и своим итогом. В актив следовало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Что такое дебет и кредит, в трактате не объяснялось. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счета, а под кредитом — его правая сторона.
АКТИВ (дебет) ПАССИВ (кредит)
Капитал (включая прибыль)
Смысл группировки данных в балансе был совершенно непонятен, но предписанные правила строго выполнялись без какого-либо экономического анализа объектов, учитываемых на этих счетах. В результате такой разноски в актив, наряду с действительно активными статьями, попадала статья убытков, являющаяся с экономической точки зрения прямой противоположностью активов. А в пассиве, наряду с действительным пассивом — кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль, прямые противоположности пассивов. Поэтому итоги сторон баланса были величинами бессмысленными — налицо все признаки того, что какие-то статьи баланса попали не в свои сегменты.
Историки затрудняются ответить на вопрос, составлялся баланс до или после заполнения счета прибылей и убытков. Считается, что если Лука Пачоли подразумевал первый случай, то он понимал баланс как документ, позволяющий убедиться в правильности разноски данных о фактах хозяйственной жизни. Если же автор имел в виду второй случай, то можно считать, что он трактовал баланс как отчетный документ. Однако первая версия более вероятна, и значительное число историков полагает, что баланс как отчетный документ получил признание не ранее XIX века.
4.3. Биография Л. Пачоли
Лука Пачоли родился в 1445 году в Борго Сан-Сеполькро, что в переводе с итальянского означает город Святого гроба. Весьма уважаемое в городе семейство возглавлял Бартоломео Пачоли, отец трёх сыновей; одного из них звали Лука [43].
Неизвестно, сколько было лет Луке, когда его отдали учиться в мастерскую художника Пьеро делла Франческа (1416 – 1492). Учитель Луки Пачоли был не только художником, но и математиком, его мастерская напоминала своеобразный «университет культуры».
До девятнадцати лет Л. Пачоли работает и учится в мастерской, потом расстаётся с учителем и переезжает в Венецию. Он поселяется на острове Гвидека и в новом для себя городе становится воспитателем трёх сыновей богатого купца Антонио де Ромпиази. Воспитывая детей, он учится сам и помогает отцу мальчиков в ведении конторских книг.
В 1470 году Л. Пачоли закончил свою первую книгу – учебник коммерческой арифметики, написанный для своих воспитанников. В том же году он прервал карьеру воспитателя и уехал в Рим. В Риме он живет у Альберти – архитектора, учёного, писателя и музыканта. Л. Пачоли провёл в Риме не более двух лет.
В 1472 году Л. Пачоли было 27 лет, никаких видимых успехов ни в накоплении богатств, ни в занятии торговлей он не достиг. Лука решает постричься в монахи, чтобы посвятить себя науке. Монашество приносило Л. Пачоли пользу: оно вводило его в определённую культурную среду, давало необходимый досуг для научной работы, для продолжения образования и самообразования, снабжало достаточными денежными и материальными средствами, обеспечивало необходимую поддержку для получения профессуры.
После пострижения в монахи он живёт на родине – в Сан-Сеполькро. Его учитель Пьеро делла Франческа пишет в 1475 году картину «Мадонна со святыми», среди святых доминиканский монах Пьеро Мартир (Пётр Мученик); считают, что моделью послужил Л. Пачоли.
В 1477 году Л. Пачоли получил профессуру в университете Перуджи, где читал лекции по алгебре и геометрии. За время, проведённое в Перудже, Л. Пачоли написал развёрнутый конспект курса, который оформил в виде отдельной книги.
После 1480 года Л. Пачоли в течение восьми лет занимался теологией, философией и продолжал совершенствоваться в математике. С 1486 года он именуется магистром священной теологии. Теология (от греческого theos – бог и logos – учение) – систематизированное изложение вероучения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.
Непродолжительное время (декабрь 1487 – апрель 1488) Л. Пачоли читает лекции в Перудже. Он сочетает педагогическую деятельность с научной работой.
В 1493 году в Асизе была закончена тринадцатилетняя работа над книгой «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях», которая в 1494 году была опубликована. В своём труде Л. Пачоли трактует бухгалтерский учёт как прикладную математическую дисциплину. Он снабдил свою книгу множеством примеров, имевших сугубо практическую направленность, много места в книге уделено изложению правил умножения и деления.
Монументальная печатная работа Л. Пачоли способствовала его славе. В 1496 году его пригласили в университет Милана на кафедру математики. В это время в Милане жил Леонардо да Винчи, они познакомились, сначала их связывали деловые отношения. Постепенно деловые отношения перешли в дружбу. Пачоли помогал Леонардо в выполнении расчётов для конного памятника Сфорца. Леонардо да Винчи иллюстрировал новую книгу Л. Пачоли «Божественная пропорция». В 1499 году их пути разошлись.
В 1508 году Л. Пачоли имел репутацию одного из лучших математиков Европы. Однако не только успехи сопутствовали Л. Пачоли. Два монаха из ордена францисканцев потребовали лишить его привилегий, вытекающих из монашества. Л. Пачоли пришлось подчиниться, возвратившись в родной город Сан-Сеполькро, он посвящает остаток жизни ордену францисканцев. 19 июня 1517 года Л. Пачоли умер. Он был похоронен на кладбище своего родного города.
4.4. «Трактат о счетах и записях» Л. Пачоли
Трактат XI «О счетах и записях» является частью книги Луки Пачоли «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях» [43]. Трактат состоит из 36 глав, каждая из которых имеет весьма длинное название. Например, глава 1 называется «Об условиях, которые необходимы настоящему купцу, и о порядке, в каком ведётся Главная книга с Журналом к ней как в Венеции, так и во всяких других местах».
В главах 2 и 3 определено, что такое инвентарь, приведён пример инвентаря и даны объяснения по поводу его составления. Глава 4 содержит «полезные напоминания и наставления для хорошего купца».
В главе 5 перечислены три главных книги купца — Мемориал, Журнал и Главная.
В главе 6 говорится: «Мемориал есть книга, в которую купец записывает все дела, крупные и мелкие, в том порядке, в котором они возникли, день за днём, час за часом». В главах 7, 8 и 9 описан порядок составления мемориала.
В главе 10 сказано: «В Журнале, каковой есть твоя секретная книга, ты можешь подробно написать всё, что считаешь своей собственностью в движимом и недвижимом имуществе». В главе 11 говорится о двух выражениях, которые употребляются в Журнале: одно «на», другое «от». «На» обозначает всегда должника (дебитора) – одного или многих, «от» обозначает всегда верителя (кредитора) – одного или многих. В главе 12 рассказано, что следует понимать под терминами: «Касса», «Капитал» и как составлять статьи в Журнале под «Дать» (дебет) и «Иметь» (кредит).
В главах 13, 14 и 15 описан порядок заполнения Главной книги.
В последующих главах рассмотрены особенности отражения в учёте отдельных операций.
Глава 27 называется «О другом замечательном счёте, именуемом "Прибыли и убытки" или "Выгоды и потери", как его следует открывать в Главной книге и почему он не показывается в Журнале подобно прочим». Определять прибыли или убытки рекомендуется путём закрытия счетов товаров и подсчёта: чего больше в Главной книге в статье «Иметь» (кредит) или «Дать» (дебет), уравнивая счета так, чтобы сохранялось равенство в Главной книге. Счёт «Прибыли и убытки», в свою очередь, уравнивается счётом капитала, последним во всех Главных книгах.
В последних главах даются советы по практической организации бухгалтерского учёта, способам исправления ошибок, составлению баланса и другим вопросам.
4.5. Значение трактата
С точки зрения практики учёта книга Л. Пачоли устарела ещё до того, как была напечатана. Практика учёта в Северной Италии к концу XV века была шире и глубже, чем описал её Пачоли. Несмотря на это, влияние труда Пачоли на развитие учётной мысли было значительным.
Общие заслуги Л. Пачоли перед бухгалтерским учётом можно свести к шести великим достижениям:
1. Дал первым описание двойной записи и сделал попытку теоретически истолковать её; попытался объяснить понятия дебет и кредит, хотя и не употребляет этих терминов.
2. Предложил персонификацию счетов, т.е. объяснил каждый счёт так, как будто бы он обладает человеческими достоинствами, тем самым заложил основы для юридического истолкования учёта.
3. Описал предмет бухгалтерского учёта как хозяйственную деятельность отдельно взятого предприятия,
4. Изложил счета как систему, которая образует план, позволяющий отразить любой факт хозяйственной жизни.
5. Ввёл комбинаторное моделирование путём перечисления всех теоретически возможных операций, особенно связанных с покупкой товаров.
6. Предположил, хотя и в неявном виде, существование непреложных принципов учёта.
Основная заслуга Л. Пачоли, которую отмечали многие комментаторы, в том, что он обобщил практику и сформулировал семнадцать правил (глава 36), получивших название правил Л. Пачоли.
В XVIII – первой половине XIX века мало кто знал имя Л. Пачоли. Идеи трактата жили своей собственной жизнью. Только в 1869 году авторство трактата было вновь установлено. Исследователь и бухгалтер-практик Э.Л. Иегер перевёл его на немецкий язык, В. Джитти – на современный итальянский.
В 1893 году русский бухгалтер Э.Г. Вальденберг перевёл трактат на русский язык и издал его. Этим переводом пользуемся и в настоящее время. Э.Г. Вальденберг о заслугах Пачоли писал: «Начала, положенные им в основу своего труда, до сих пор остались непоколебимы».
Второй, более точный перевод был выполнен другим русским бухгалтером О.О. Бауэром, но в России не нашлось издателя. В 1913 году в провинциальном волжском издании «Журнал счетоводов» в Саратове были опубликованы только первые три главы трактата с интересными комментариями переводчика. Но в связи с тем, что журнал разорился, трактат так и не был опубликован до конца.
Преимущество, которое давал учёт по принципу двойной записи, способствовало распространению этого вида регистрации фактов хозяйственной жизни сначала в Европе, а затем и во всём мире. Двойная бухгалтерия завоёвывала одну страну за другой, переходила от одной отрасли хозяйства к другой. Если у Пачоли речь идёт только о бухгалтерском учёте в торговле и двойная запись описывается только применительно к этой отрасли народного хозяйства, то Альвизе Казанова (1558) распространяет диграфизм на судостроение; А. ди Пиетро (1586) – на учёт монастырского хозяйства и банков; Д.А. Москетти (1610) – на промышленность; Людовико Флори (1636) – на госпитали, государственные организации и домашнее хозяйство; Бастиано Вентури (1655) – на сельское хозяйство.
Бухгалтерский баланс (актив и пассив, разделы, виды)
Баланс бухгалтерский — это табличный вариант отражения финансовых показателей организации на определенную дату. В самом широко распространенном в РФ виде баланс бухгалтерский состоит из двух равных по сумме частей, в одной из которых показано то, что имеет организация, в денежном выражении (актив баланса), а в другой — за счет каких источников это приобретено (пассив баланса). В основе данного равенства лежит отражение имущества и обязательств способом двойной записи на счетах бухучета.
ВНИМАНИЕ! C 2020 года бухгалтерская отчетность сдается исключительно в электронном виде. Бумажный бланк больше не примут. Подробнее об изменениях правил представления бух.отчетности читайте здесь. Также напомним, в 2019 году формы отчетности обновлены.
Баланс бухгалтерский, составленный на определенную дату, позволяет оценивать текущее финансовое состояние организации, а сопоставление данных бухгалтерского баланса, составленного на разные даты, — проследить изменение ее финансового состояния во времени. Бухгалтерский баланс является одним из основных документов, служащих источником данных для проведения экономического анализа деятельности предприятия.
Возникли сложности с балансом? На нашем форуме можно проконсультироваться по любому вопросу. Например, тут можно посмотреть, нужна ли пояснительная записка к бухгалтерской отчетности небольшого предприятия.
Последние изменения в балансе
С 01.06.2019 форма баланса действует в редакции приказа Минфина от 19.04.2019 № 61н. Ключевые изменения в нем (а также в другой бухгалтерской отчетности) были таковы:
- отчетность можно составлять только в тыс. руб., миллионы в качестве единицы измерения больше использовать нельзя;
- ОКВЭД в шапке заменен на ОКВЭД 2;
- в бухгалтерском балансе нужно указывать сведения об аудиторской организации (аудиторе).
Отметку об аудиторе нужно ставить только тем фирмам, которые подлежат обязательному аудиту. Налоговики будут использовать ее как для наложения штрафа на саму организацию, если она проигнорировала обязанность пройти аудит, так и для того, чтобы знать у какого аудитора им истребовать сведения по организации в порядке ст. 93 НК РФ.
Более существенные изменения в 2019 году произошли в форме 2. Подробнее о них см. здесь.
Классификация бухгалтерских балансов
Видов бухгалтерского баланса очень много. Их разнообразие определяется самыми разными причинами: характером данных, на основе которых формируется баланс, временем его составления, назначением, способом отражения данных и рядом других факторов.
По способу отражения данных бухгалтерский баланс может быть:
- статическим (сальдовым) — составленным на определенную дату;
- динамическим (оборотным) — составленным по оборотам за определенный период.
По отношению к моменту составления различают балансы:
- вступительный — на начало деятельности;
- текущий — составляемый на отчетную дату;
- ликвидационный — при ликвидации организации;
- санируемый — при оздоровлении организации, приближающейся к банкротству;
- разделительный — при разделении организации на несколько фирм;
- объединительный — при объединении организаций в одну.
По объему данных по организациям, отражаемых в балансе, выделяют балансы:
- единичный — по одной организации;
- сводный — по сумме данных нескольких организаций;
- консолидированный — по нескольким взаимосвязанным организациям, внутренние обороты между которыми при составлении отчетности исключают.
По назначению бухгалтерский баланс может быть:
- пробным (предварительным);
- окончательным;
- прогнозным;
- отчетным.
В зависимости от характера исходных данных бывает баланс:
- инвентарный (составленный по результатам инвентаризации);
- книжный (составленный только по учетным данным);
- генеральный (составленный по учетным данным, учитывающим результаты проведенной инвентаризации).
По способу отражения данных:
- брутто — с включением данных регулирующих статей (амортизация, резервы, наценка);
- нетто — с исключением данных регулирующих статей.
Бухгалтерские балансы могут различаться в зависимости от организационно-правовой формы компании (балансы государственных, общественных, совместных, частных организаций) и от вида ее деятельности (основная, вспомогательная).
По периодичности балансы делят на месячные, квартальные, годовые. Они могут иметь как полную, так и сокращенную форму.
Таблица бухгалтерского баланса может быть 2 видов:
- горизонтального — когда валюта баланса определяется как сумма его активов, а сумма активов равна сумме капитала и обязательств;
- вертикального — когда валюта баланса равна величине чистых активов организации (т.е. величине капитала), а чистые активы, в свою очередь, равны активам предприятия за вычетом его обязательств.
Для внутренних целей организация сама вправе выбирать периодичность, способы и методы составления баланса. Отчетность, представляемая в ИФНС, должна иметь определенную форму с сопоставимыми данными на даты, указанные в балансе.
Структура бухгалтерского баланса предприятия
Используемая для официальной отчетности в РФ форма бухгалтерского баланса представляет собой таблицу, разделенную на две части: актив и пассив баланса. Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны.
Актив баланса — это отражение того имущества и обязательств, которые находятся под контролем предприятия, используются в его финансово-хозяйственной деятельности и могут принести ему выгоду в будущем. Актив делят на 2 раздела:
- внеоборотные активы (в данном разделе отражено имущество, используемое организацией в течение длительного времени, стоимость которого, как правило, учитывают в финансовом результате по частям);
- оборотные активы, данные по наличию которых находятся в постоянной динамике, учет их стоимости в финансовом результате, как правило, осуществляется разово.
Пассив баланса характеризует источники тех средств, за счет которых сформирован актив баланса. Он состоит из трех разделов:
- капитал и резервы, где отражаются собственные средства организации (ее чистые активы);
- долгосрочные обязательства, которые характеризуют задолженность предприятия, существующую в течение длительного времени;
- краткосрочные обязательства, показывающие активно меняющуюся часть задолженности организации.
О том, какие проводки используют, отражая в бухучете собственный капитал, читайте в статье «Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)».
Содержание разделов бухгалтерского баланса
Выделение разделов в структуре бухгалтерского баланса обусловлено главным образом временным фактором.
Так, актив баланса разделен на 2 раздела в зависимости от времени использования активов в деятельности организации:
- внеоборотные активы используют более 12 месяцев;
- оборотные активы содержат данные по показателям, которые в течение ближайших 12 месяцев будут в существенной степени изменены.
При выделении разделов в пассиве баланса, помимо временного фактора, играет роль принадлежность средств, за счет которых формируется актив баланса (собственный капитал или привлеченные средства). С учетом этих 2 факторов пассив сформирован из 3 разделов:
- капитал и резервы, где собственные средства организации разделены на практически постоянную часть (уставный капитал) и переменную, зависящую как от принятой учетной политики (переоценка, резервный капитал), так и от ежемесячно меняющегося финансового результата деятельности;
- долгосрочные обязательства — кредиторская задолженность, которая будет существовать в течение более 12 месяцев после даты составления отчетности;
- краткосрочные обязательства — кредиторская задолженность, значительные изменения в которой произойдут в течение ближайших 12 месяцев.
Понятие и значение статей бухгалтерского баланса
Разделы баланса детализируются путем их разбивки на статьи. Рекомендованную для представления в ИФНС детализацию по статьям содержат бланки бухгалтерского баланса, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н (в ред. от 09.04.20149) в 2 вариантах:
- полном (приложение 1);
- сокращенном (приложение 5).
Сокращенная (упрощенная) форма бухгалтерского баланса допускает объединение его статей с целью получения укрупненных показателей и упрощения отчетности. Однако ее применение доступно только лицам, имеющим право на ведение упрощенного бухучета (СМП, НКО, участникам проекта «Сколково»).
Разбивка разделов на статьи обусловлена необходимостью выделять основные виды имущества и обязательств, которые формируют соответствующие разделы бухгалтерского баланса.
Рекомендованная Минфином России форма полного бухгалтерского баланса предполагает следующую разбивку разделов по статьям:
- внеоборотные активы:
- нематериальные активы;
- результаты исследований и разработок;
- нематериальные поисковые активы;
- материальные поисковые активы;
- основные средства;
- доходные вложения в материальные ценности;
- финансовые вложения;
- отложенные налоговые активы;
- прочие внеоборотные активы;
- запасы;
- НДС по приобретенным ценностям;
- дебиторская задолженность;
- финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов);
- денежные средства и денежные эквиваленты;
- прочие оборотные активы;
- уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей);
- собственные акции, выкупленные у акционеров;
- переоценка внеоборотных активов;
- добавочный капитал (без переоценки);
- резервный капитал;
- нераспределенная прибыль (непокрытый убыток);
О том, как рассчитать валовую прибыль, узнайте здесь.
- долгосрочные обязательства:
- заемные средства;
- отложенные налоговые обязательства;
- оценочные обязательства;
- прочие обязательства;
- заемные средства;
- кредиторская задолженность;
- доходы будущих периодов;
- оценочные обязательства;
- прочие обязательства.
При составлении баланса организация может использовать рекомендованную Минфином России детализацию по статьям. При этом у нее есть право применять собственную разработку этой разбивки, если она считает, что это приведет к большей достоверности отчетности. Кроме того, при отсутствии данных для заполнения соответствующих статей фирма вправе исключить такие статьи из составляемого ею бухгалтерского баланса.
Посмотрите образец заполнения баланса, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите в материал. Это бесплатно.
Состав статей бухгалтерского баланса
Статьи бухгалтерского баланса заполняются на основании данных об остатках на счетах бухучета по состоянию на отчетную дату. При заполнении отчета для представления в ИФНС нужно руководствоваться рядом правил, установленных для составления такой отчетности (ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 года № 43н):
- Исходные учетные данные должны быть достоверны, полны, нейтральны и сформированы в соответствии с правилами действующих ПБУ. При их отражении необходимо соблюдать принципы существенности и сопоставимости с итогами предшествующих периодов.
- В текущем отчете данные предыдущих периодов должны соответствовать цифрам окончательной отчетности за эти периоды.
- Для годового баланса наличие имущества и обязательств нужно подтвердить результатами их инвентаризации.
- Дебетовые и кредитовые остатки в балансе не сворачивают.
- ОС и НМА показывают по остаточной стоимости.
- Активы отражают по их учетной стоимости (за вычетом созданных резервов и наценки).
Подробный построчный алгоритм заполнения бухгалтерского баланса вы можете посмотреть в Путеводителе по бухгалтерской отчетности от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.
А ниже приведена информация о том, на основании остатков по каким счетам заполняются вышеуказанные статьи баланса применительно к действующей редакции плана счетов бухучета, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:
- По статье «Нематериальные активы» указывается остаточная стоимость НМА, соответствующая разнице остатков по счетам бухучета 04 и 05. При этом для счета 04 не учитываются данные, попадающие в строку «Результаты исследований и разработок», а для счета 05 — цифры, относящиеся к нематериальным поисковым активам.
- Статья «Результаты исследований и разработок» заполняется при наличии данных о затратах на НИОКР на счете 04.
- Данные по статьям «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы» важны только для тех организаций, которые осуществляют освоение природных ресурсов, если у них на счете 08 есть информация для заполнения строк по этим статьям. К материальным поисковым активам относят материально-вещественные объекты, а к нематериальным — все остальные. Оба вида активов подлежат амортизации, учитываемой соответственно на счетах 02 и 05.
- Для статьи «Основные средства» суммируются данные по остаточной стоимости ОС (разница остатков по счетам бухучета 01 и 02, при этом по счету 02 не учитываются данные, относящиеся к материальным поисковым активам и доходным вложениям в матценности) и затратам на капвложения (счет 08, за исключением цифр, попавших в строки статей «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы»).
- Данные по статье «Доходные вложения в матценности» берутся как разница между остатками по счетам 03 и 02 в отношении одних и тех же объектов.
- Статью «Финансовые вложения» во внеоборотных активах заполняют при наличии сумм со сроком погашения более 12 месяцев на счетах 55 (депозиты), 58 (финансовые вложения), 73 (займы работникам). Сальдо по счету 58 уменьшается на сумму созданного резерва (счет 59), относящегося к долгосрочным вложениям.
- По статье «Отложенные налоговые активы» организации, применяющие ПБУ 18/02, указывают остаток по счету 09.
- Когда используют строку статьи «Прочие внеоборотные активы» — это в балансе отражают активы, либо не попавшие в вышеперечисленные строки, либо те, которые организация считает нужным выделить.
- Цифра по статье «Запасы» формируется как сумма остатков по счетам 10, 11 (за вычетом резерва, учтенного на счете 14), 15, 16, 20, 21, 23, 28, 29, 41 (за вычетом счета 42, если учет товаров ведется с наценкой), 43, 44, 45, 46, 97.
- По статье «НДС по приобретенным ценностям» отражается сальдо по счету 19.
- Для получения данных, указываемых по статье «Дебиторская задолженность», суммируются дебетовые остатки по счетам 60, 62 (оба счета за вычетом резервов, сформированных на счете 63), 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73 (за вычетом данных, учтенных по статье «Финансовые вложения»), 75, 76.
- По статье «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)» в оборотных активах показываются данные по счетам 55 (депозиты), 58 (финансовые вложения), 73 (займы работникам) со сроками погашения менее 12 месяцев. При этом цифры по счету 58 уменьшаются на суммы созданного резерва (счет 59) по краткосрочным вложениям.
- Данные для статьи «Денежные средства и денежные эквиваленты» получаются сложением остатков по счетам 50, 51, 52, 55 (за исключением депозитов), 57.
- В строку статьи «Прочие оборотные активы» попадают активы, либо по каким-то причинам не отраженные в вышеперечисленных строках, либо те, которые организация считает нужным выделить. Например, это может быть безнадежная задолженность контрагента или стоимость похищенного имущества, в отношении которого еще не закончены следственные действия. Отражение подобных данных по этой строке с соответствующим уменьшением цифр по тем статьям, в которых они могли бы отражаться, если бы не было решения организации об их выделении, потребует примечаний как к статье «Прочие оборотные активы», так и ко второй статье, которой коснется такая операция.
- Данные для статьи «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» берутся как сальдо по счету 80.
- Цифры статьи «Собственные акции, выкупленные у акционеров» соответствуют остаткам по счету 81.
- Для статьи «Переоценка внеоборотных активов» используются данные об остатках на счете 83, относящиеся к ОС и НМА.
- Данные по статье «Добавочный капитал (без переоценки)» формируют как остатки на счете 83 за вычетом данных по переоценке ОС и НМА.
- По статье «Резервный капитал» показывается сальдо по счету 82.
- Значение, отражаемое по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», в годовом бухгалтерском балансе представляет собой сальдо по счету 84. Для промежуточной отчетности (до реформации баланса, осуществляемой в конце года) эта цифра складывается из двух остатков: по счету 84 (финансовый результат предшествующих лет) и 99 (финансовый результат текущего периода отчетного года). Статья «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» — единственная статья бухгалтерского баланса, которая может иметь отрицательное значение. При этом важно, чтобы у организации, имеющей убыток, итог раздела «Капитал и резервы» (чистые активы) не оказался меньше величины уставного капитала. Если это обстоятельство будет иметь место в течение двух финансовых лет подряд, то организация либо должна уменьшить свой уставный капитал до соответствующей цифры (а это не всегда возможно, т. к. уставный капитал не может быть меньше минимального значения, установленного действующим законодательством), либо она подлежит ликвидации.
ВНИМАНИЕ! С отчетной кампании за 2020 год начинают действовать изменения в ПБУ 18/02, 16/02, 13/2000, ФСБУ 5/2019 «Запасы». А с отчетности за 2022 год следует применять новый ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Начать применять новые бухгалтерские стандарты можно и раньше. Такое решение нужно закрепить в учетной политике предприятия.
- Статья «Заемные средства» в разделе «Долгосрочные обязательства» заполняется при наличии задолженности по кредитам и займам, срок погашения которой превышает 12 месяцев (сальдо по счету 67). При этом проценты по долгосрочным заемным средствам должны быть учтены в составе краткосрочной кредиторской задолженности.
- По статье «Отложенные налоговые обязательства», организации, применяющие ПБУ 18/02, указывают остаток по счету 77.
- Значение по статье «Оценочные обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» соответствует сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых превышает 12 месяцев.
- По статье «Прочие обязательства» в разделе «Долгосрочные обязательства» показываются обязательства со сроком погашения более 12 месяцев, не попавшие в иные строки долгосрочных обязательств.
- Статья «Заемные средства» в разделе «Краткосрочные обязательства» заполняется при наличии задолженности по кредитам и займам, срок погашения которой менее 12 месяцев (сальдо по счету 66). При этом сюда попадают проценты по долгосрочным заемным средствам, учитываемые на счете 67, и задолженность по долгосрочным кредитам и займам, учтенная на счете 67, если до ее погашения осталось менее 12 месяцев.
- Данные для статьи «Кредиторская задолженность» формируются как сумма кредитовых остатков по счетам 60, 62, 68, 69, 70, 71, 73, 75, 76.
- Для статьи «Доходы будущих периодов» значение берется как сумма остатков по счетам 86 (целевое финансирование) и 98 (доходы будущих периодов).
- Значение по статье «Оценочные обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» соответствует сальдо по счету 96 (резервы предстоящих расходов) в части тех резервов, срок использования которых составляет менее 12 месяцев.
- По статье «Прочие обязательства» в разделе «Краткосрочные обязательства» показываются обязательства со сроком погашения менее 12 месяцев, не попавшие в иные строки краткосрочных обязательств.
Об одном из наиболее часто создаваемых краткосрочных резервов читайте в материале «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».
Прочие внеоборотные активы — это в балансе что такое?
«Прочие внеоборотные активы» — в балансе это, как уже было сказано, внеоборотные активы, которые не нашли своего отражения по другим строкам раздела 1 «Внеоборотные активы».
К прочим внеоборотным активам организации могут относиться, например:
- вложения во внеоборотные активы организации, учитываемые на соответствующих субсчетах счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», в частности, затраты организации на объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве объектов НМА или ОС, а также затраты, связанные с выполнением незавершенных НИОКР, если организация не отражает данные показатели;
- оборудование к установке (оборудование, требующее монтажа), а также относящиеся к нему транспортно-заготовительные расходы, отражаемые по счетам 15 и 16;
- разовый паушальный платеж, при условии, что период списания этих расходов превышает 12 месяцев после отчетной даты или продолжительность операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- суммы перечисленных авансов и предварительной оплаты работ, услуг, связанных со строительством объектов основных средств.
О правилах учета вложений во внеоборотные активы читайте в статье «Правила ведения учета вложений во внеоборотные активы».
Текущие пассивы в балансе — это строка 1500 баланса
Нередко бухгалтеры, заполняя таблицы, характеризующие финансовое состояние организации, сталкиваются со сложностями, когда требуется указать текущие пассивы, ведь это понятие отсутствует в нормативных документах по бухгалтерскому учету и налогообложению.
Чтобы определить, где в балансе отражаются текущие пассивы, обратимся к значению данного термина. Финансовый словарь определяет текущие пассивы как кредиторскую задолженность, подлежащую погашению в течение ближайших 12 месяцев. Иными словами, текущие пассивы являются синонимом краткосрочных обязательств. Краткосрочные обязательства отражаются в разделе V пассива бухгалтерского баланса. Таким образом, текущие пассивы в балансе — это строка 1500 «Итого по разделу V», которая определяется как сумма строк 1510, 1520, 1540, 1550, 1530 пассива бухгалтерского баланса.
О том, когда сдается бухгалтерский баланс (сроки, нюансы), узнайте здесь.
Итоги
Бухгалтерский баланс – основная составляющая бухгалтерской отчетности, сводка финансовых показателей организации на определенную дату. Он составляется в определенной форме и по определенным правилам. Сдается в налоговую а также представляется другим заинтересованным пользователям. Начиная с 1 июня 2019 года нужно использовать бланк в редакции от 19.04.2019.
Бухгалтерский баланс
Бухгалтерский бала́нс (фр. balance , буквально — весы, от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) — одна из трёх основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале [1] . В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении [2] . Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату [3] .
Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала [1] . В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности [4] , хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес [2] . Активы показывают, какие средства использует бизнес [5] , а обязательства и собственный капитал показывают, кто предоставил эти средства и в каком размере [6] . Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов [7] . Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи [2] .
Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее [8] .
Содержание
Балансоведение
Балансоведение — наука об экономической сущности бухгалтерского баланса, принципах его построения, правилах оценки статей и использовании балансовой информации в целях управления предприятием [9] .
Основу балансоведения составляет принцип равенства двух частей баланса, а также методов регистрации и классификации. Общее в подходах всех школ заключается в единстве целей и задач, где цель учёта определялась как определение всех составляющих имущества организации, включаемых в баланс и постатейной оценке статей баланса. Во второй половине XIX века происходило зарождение балансоведения как науки, тогда были сформированы различные учётные школы, которые имели свои подходы к изучению баланса:
- школа — логисмографический и статмографичский подход, школа — камеральный подход, школа — математический подход,
- Англо-американская школа — прагматический подход [9] .
Следует отметить, что термин «баланс» в XIX веке был многозначен. Выделяется три наиболее распространенные трактовки его значения:
- равновесие;
- разница между двумя сторонами счета; [9] .
В настоящее время последняя трактовка преобладает, хотя ещё в XIX веке подобной однозначности не было [9] .
История
Баланс — старейший вид обобщения данных о финансово-экономической жизни компаний [8] . Точные данные о происхождении бухгалтерского баланса неизвестны. В архивах компании Франческо Датини впервые в истории можно найти документально подтверждённый принцип применения двойной записи при отражении операций по счетам. Кроме этого в его торговой компании в первой половине 1390-х был составлен первый годовой бухгалтерский баланс, прототип современного [10] . Первые теоретические сведения о нём были получены только в 1494 году, когда вышла в свет работа Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях», содержавшая первое описание не только баланса, но и бухгалтерии в целом [11] .
Баланс, который был описан Лукой Пачоли, представлял собой структурированный документ, состоящий из двух сегментов — актива и пассива, которые должны быть равны. В актив надлежало заносить все счета с дебетовыми сальдо, а в пассив — все счета с кредитовыми сальдо. Значения самих понятий «дебет» и «кредит» не объяснялись. Фактически же под дебетом понималась левая сторона любого счёта, а под кредитом — его правая сторона [11] .
Таким образом, смысл группировки данных в балансе был пользователям непонятен. В результате такой разноски в актив, наряду с активными статьями, попадала статья убытков. А в пассиве, наряду с кредиторской задолженностью, находились капитал и прибыль [11] . Такой подход по сути называется теорией одного ряда счетов, в основу такого подхода принята предпосылка, что все счета одинаковы по своей природе и подчиняются общим правилам регистрации (например, формирование корреспонденций счетов по правилу: дебетовать того, кто получает, а кредитовать того, кто даёт [12] .
Такой способ группировки сохранялся несколько веков. Только через триста лет после появления баланса появились первые критические реплики в адрес бухгалтерии. В XIX веке в Европе стали появляться акционерные общества, чьи балансы публиковались в газетах и даже рассматривались в судах. На странную структуру баланса обратили внимание многие непредубеждённые пользователи, которые и начали критиковать действующую форму баланса [13] .
Первыми среагировали на факт смешения данных в балансе французские бухгалтеры Евгений Леоте и Адольф Гильбо. В середине 80-х годов XIX века они написали работу «Общие руководящие начала счетоведения», сделав выводы, что в активе баланса, наряду с действительными активами, есть и активы фиктивные. Аналогично, пассив, наряду с настоящими пассивами, содержит пассивы фиктивные [11] .
Именно тогда возникла идея заменить слова «актив» и «пассив» словами «дебет» и «кредит». В газетах начали появляться балансы акционерных обществ с заголовками «дебет и кредит». Такой подход был адекватнее предыдущего, так как на сторонах баланса определялась именно сторона счёта, на которой находилось сальдо, но всё равно не решал проблем. Тогда было решено в балансе ничего не менять, но предупреждать пользователей о наличии фиктивных статей в активе и в пассиве, но такой вариант вызвал широкое возмущение пользователей [11] .
В первой половине XX века основоположник немецкой камеральной бухгалтерии Иоганн Фридрих Шер предложил провести реформу процедуры составления баланса, которая состояла из 3 этапов:
- Перенос убытков из активов в раздел капитала с обратным знаком.
- Перенос кредиторской задолженности на левую сторону с обратным знаком.
- Переименование заголовков сторон: совокупность статей на левой стороне баланса Шер назвал «имущество» (которое состоит из имущественного актива и имущественного пассива). Правую сторону баланса он называл словом «Капитал» [11] .
Теория двух рядов счетов (так называется теория Шера), пришла на замену теории одного ряда счетов и позволила ясно и просто определить дебет и кредит бухгалтерского счёта [12] [13] .
В России в 1908 году Георгий Авксентьевич Бахчисарайцев разработал и опубликовал теорию, в которой заявил, что бухгалтерию следует понимать только через баланс. Баланс в его исторической форме и балансовый метод в целом следует принять в качестве аксиомы и далее основывать все теоретические положения на их основе. Точка зрения Бахчисарайцева нашла поддержку в России и за рубежом. К 1930 году в России балансовая теория стала общепринятой, а теория двух рядов счетов не использовалась. Но уже в начале XX века началась поэтапная реформация баланса в направлении, указанном Шером, и баланс становился понятнее [11] .
Во второй половине XIX века в США и Великобритании активно развивалось банковское дело и финансовые рынки, что потребовало предоставления финансовой отчетности для получения кредитов и участия в торгах на биржах. В итоге появились хорошо структурированная и достаточно унифицированная отчетность, которая строилась исходя из интересов различных пользователей отчетности, в том числе и менеджеров [9] . Сейчас баланс, составленный по МСФО, состоит не из двух, а из трёх элементов: активов, капитала и обязательств. Причём убытки находятся не в активах, а в капитале [11] [14] .
Виды бухгалтерских балансов
Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления [15] .
- По способу формирования:
- Сальдовый баланс характеризует в денежной оценке имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определённую дату. Баланс составляется бухгалтерией компании путём подсчёта остатков (сальдо) по счетам [16] .
- Оборотный баланс помимо остатков средств и источников формирования имущества на начало и конец периода содержит данные об их движении за отчётный период. Оборотный баланс имеет большое значение как промежуточный рабочий документ, который используется при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.
- По периодичности:
- Вступительный (начальный) баланс — первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве — источники его возникновения [17] .
- Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени [18] .
- Годовой бухгалтерский баланс — заключительный баланс, который является завершением отчётного года и служит обоснованием для открытия счетов в новом отчётном году [19] .
- Промежуточный бухгалтерский баланс предоставляется за период более короткий, чем полный отчётный год, и обычно является сокращённой формой обычного отчёта, хотя большинcтво стандартов не запрещают предоставлять промежуточный баланс в полном объёме [20] .
- Санируемые балансы составляются в ситуации, когда компания находится на пороге банкротства [8] .
- Ликвидационные балансы составляются для характеристики имущественного состояния компании при прекращения деятельности как юридического лица [21] .
- По степени готовности:
- Предварительный (провизорный) баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчётного периода с учётом ожидаемых изменений в составе имущества компании.
- Заключительный баланс — отчётный документ о производственно-финансовой деятельности компании за определённый период времени [19] .
- По уровню консолидации:
- Единый бухгалтерский баланс отражает деятельность одной компании [8] .
- Консолидированный (сводный) баланс — сводный отчет о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.
- Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса некоторой доли капитала для образования новой организации. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
- По признаку источника составления:
- Инвентарные балансы составляются на основании инвентарной ведомости имущества, средств в расчетах, обязательств.
- Книжный баланс строится по данным бухгалтерского учёта без проверки книжных записей путем инвентаризации[8] .
- По наличию регулирующих статей (способу очистки) разделяют понятия баланса-брутто и баланса-нетто. Они отличаются наличием регулирующих статей баланса. Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, называется балансом-брутто, а без регулирующих статей — балансом-нетто [8] .
- По формам собственности различают балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных компаний, а также общественных организаций.
Ликвидационные балансы
При ликвидации компаний приходится составлять ряд различных «ликвидационных балансов», что основано на специфике деятельности ликвидируемой компании [21] [22] [п 1] .
Перед составлением самого ликвидационного баланса для уточнения реального финансового положения ликвидируемой организации составляется промежуточный ликвидационного баланс. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения [21] [22] . Обычно промежуточные ликвидационные балансы составляются неоднократно, а их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов [9] .
Нулевой баланс
Активы Пассивы Денежные средства 0 Капитал 0 Обязательства 0 Всего 0 Всего 0 Таким образом промежуточный ликвидационный баланс содержит:
- сведения о составе активов и пассивов компании,
- стоимость его имущества,
- сведения об актуальной дебиторской и кредиторской задолженностях [21] .
После проведения всех ликвидационных процедур составляется ликвидационный баланс — это отчет о финансовом состоянии компании, отражающий его активы, обязательства и собственный капитал на дату ликвидации [21] . Датой ликвидации называют дату исключения компании из государственного реестра. Такой баланс имеет вид нулевого баланса (когда все его статьи равны нулю) [21] [22] .
Что такое бухгалтерский баланс. Объясняем простыми словами
Бухгалтерский баланс — это сводный отчёт об имуществе (его денежная оценка) и финансах организации на определённую дату.
В большинстве случаев баланс — это таблица, состоящая из двух равных по сумме частей. В одной из них показано, что имеет организация в денежном выражении (активы), а в другой — за счёт каких источников это получено (пассивы).
Имущество и обязательства вносятся на баланс дважды — один раз они отражены в активах, другой — в пассивах. Поэтому сумма активов всегда равна сумме пассивов.
Например, в активе будет строящийся склад, а в пассиве — сколько компания потратила на строительство. Или в активе по итогам года будут отражены разные статьи доходов, которые за вычетом налогов и трат покажут чистую прибыль в 10 млн рублей. А в пассив эта сумма войдёт как нераспределённая прибыль, то есть долг компании перед своими собственниками.
Примеры употребления на «Секрете»
«Путём составления недостоверных бухгалтерских балансов объём финансовых поступлений Xerox, отражённый в документации, был увеличен в общей сложности на $6 млрд, что позволило компании выглядеть более привлекательно в глазах инвесторов».
(Бизнесмен Александр Лебедев — о том, как устроена фабрика грязных денег на Западе.)
«Учредителя можно уволить только через суд. <. > При этом исключённого участника нельзя просто выставить на улицу, громко хлопнув перед ним дверью. Ему обязаны компенсировать его долю в компании. Стоимость доли определяют на основании бухгалтерского баланса».
(Партнёр юридической компании «Можно» Михаил Кучин — о том, как уволить учредителя фирмы.)
Нюансы
В России сдавать бухгалтерский баланс в налоговую инспекцию обязаны все, кто ведёт бухучет. Это любые юридические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей и подразделений иностранных компаний. Бухгалтерскую отчётность сдают раз в год, с 1 по 31 марта.
Бухгалтерский баланс наглядно показывает финансовое состояние компании. Если сравнить его с прошлогодним отчётом, можно проследить динамику развития — выросла или снизилась прибыль, что стало с производственными и другими активами.