Что такое торги и какие они бывают
Существует несколько названий сделок на электронных площадках, использующихся в разговорной речи. Для тех, кто продаёт свои товары и услуги на ЭТП, удобно называть способ реализации — торги, для того, кто покупает — закупки. Также может использоваться понятие «те́ндер», что в переводе с английского означает — заявка на подряд, поданная на конкурсной основе. В Федеральных законах в сфере закупок данные понятия не определены и не употребляются в официальных документах.
Какие бывают торги
Закупки или торги делят на два типа: конкурентные и неконкурентные. Участники регистрируются в «Единой информационной системе в сфере закупок».
Конкурентные торги
Конкурентные торги — это мероприятие, при котором используется состязательность предложений среди участников. Существуют следующие виды торгов:
У каждого вида свои условия проведения и участия.
Аукцион
Способ отбора, где заказчик указывает характеристики договора: сроки поставки и начальную максимальную сумму. Аукцион проходит в установленное заказчиком время на электронной торговой площадке. Участники отправляют ценовые предложения понижая или повышая ставку от 0,5% до 5% от начальной цены контракта, в зависимости от типа аукциона. Контракт заключается с тем, чью ставку не превзошли в течение десяти минут.
В рамках 223-ФЗ существуют открытые аукционы без использования электронных площадок, которые проводятся в присутствии заказчика, членов комиссии и участников или их представителей.
Конкурс
Это способ закупки при котором заказчик выбирает победителя. При выборе уделяется внимание минимум двум критериям оценки: цене, стажу компании, технической оснащённости, качеству и срокам выполнения, гарантии и прочим параметрам. Проходит в открытой или закрытой форме. Поставщики подают заявку с ценовыми предложениями один раз без возможности поменять цену. Возможность изменить цену через подачу окончательного предложения можно, в случае ведения торгов по 44-ФЗ — ст. 54.6. Критерии участников скрыты друг от друга. Заказчик выбирает участников и оценивает заявки. Конкурс выигрывает компания, предложившая самые выгодные условия реализации услуг для клиента.
Существуют виды конкурса, с ограниченным участием или проходящие в два этапа. В первом случае у участников есть возможность подать улучшенные предложения на втором этапе. Во втором — участники проходят предквалификационный отбор, где оценивается соответствие поставщика требованиям.
Запрос котировок
Наиболее простая форма закупок. Согласно ст. 82.1 №44-ФЗ, максимальная стоимость заказа не должна превышать 3 млн. рублей. Предела начальной максимальной цены договора при запросе котировок в 223-ФЗ не установлено. Заявки подаются с ценовыми предложениями. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену. При равенстве ценовых предложений победителем признаётся участник, который подал заявку раньше других.
Запрос предложений
Заказчик описывает требования к объекту закупки и выбирает наиболее подходящее предложение исходя из своих нужд. Участники регистрируются на специальной электронной площадке (ЭТП), где проводят торги. Закупки, проходящие по 44-ФЗ, предназначены для закрытых торгов.
Заказчик может описать в своём положении о закупке иные конкурентные способы на основании п. 2 ч. 3.1 ст. 3 № 223-ФЗ. Это может быть запрос цен или котировок. Если предмет закупки требует консультаций и обсуждений, организатор проводит переговоры с участниками в соответствии с запросами. При таких условиях заказчик не может отказаться от закупки после вскрытия конвертов.
Неконкурентные торги
Происходят в тех случаях, когда конкуренция отсутствует. Закупка производится у единственного поставщика — исполнителя или подрядчика. Стоимость таких закупок по 44-ФЗ — не превышает 3 миллионов рублей, и классифицируется как «Закупки в малых объёмах». По распоряжению правительства РФ торги проходят на электронной площадке «Берёзка». В отличие от конкурентных закупок, поставщики перед процедурой размещают свои товары и услуги в каталог сервиса. Если условия подходят заказчику, то между структурами заключается контракт и исполнитель становится участником неконкурентной закупки.
Как стать участником торгов
В торгах или закупках могут участвовать юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.
Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:
с информацией, которая является государственной тайной;
технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
с российским происхождением товаров.
Если вы впервые участвуете в торгах
Необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Их выпускают только в аккредитованных удостоверяющих центрах. Потом зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) для работы на федеральных электронных площадках. Срок авторизации составляет 3 года. Схему регистрации, необходимый пакет документов для каждого вида участников и настройку рабочего места можно получить на сайте ЕИС в разделе документы. Государственные и муниципальные заказчики осуществляют свои закупки только на 8 федеральных площадках. В соответствии с Перечнем операторов электронных площадок по Закону №44-ФЗ и №223-ФЗ, утверждённым распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 г. № 1447-р.:
Победивший участник платит комиссию оператору электронной площадки. Из небюджетных организаций к участию на этих площадках допускаются только субъекты малого и среднего предпринимательства в соответствии с ст. 3.4 223-ФЗ.
На площадках, которые не являются федеральными, понадобится отдельная регистрация. Их список обширен. Условия работы на коммерческих ЭТП отличаются и могут быть платными.
После регистрации на торговой площадке пользователь подаёт заявку для участия в выбранных электронных торгах, выполняя условия в зависимости от типа или вида торгов. Заявка на участие подписывается электронной подписью. Вместе с тем, необходимо перечислить на счёт оператора определённый процент от начальной максимальной цены контракта (НМЦК) — такую гарантию называют обеспечение заявки. Это условие необходимо выполнить при участии в конкурсе или аукционе по 44-ФЗ. Процент устанавливается в диапазоне:
от ½ до 1% — если НМЦК до двадцати миллионов рублей;
от ½ до 5% — если НМЦК более двадцати миллионов рублей;
для УИС и организаций инвалидов обеспечение не может превышать 2% НМЦК.
Сумма возвращается после полного окончания тендера. Заявка на участие не принимается, если:
в ней есть ошибки или опечатки;
она не подписана электронной подписью;
срок подачи документов истёк;
срок аккредитации на портале истекает меньше, чем через 3 месяца;
от участника подано более одной заявки;
не предоставлено обеспечение заявки.
Оператор электронной площадки подтверждает заявку и присваивает ей порядковый номер. Самостоятельно заявку можно отозвать, написав соответствующее уведомление оператору.
Какие сервисы понадобятся
Чтобы принимать участие в электронных торгах, помимо электронной подписи, понадобится программное обеспечение:
браузер с поддержкой Transport Layer Security TLS v. 1.0, RFC 5246 с использованием российских криптографических стандартов;
Криптопровайдер «КриптоПро CSP» с поддержкой актуальных требований утверждёнными приказом ФСБ России от 27 декабря 2011 г. №796 и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
Приложение «КриптоПро ЭЦП Browser plug-in».
Актуальные версии программ лучше приобретать у официального дилера продукции торговой марки «КриптоПро». Или воспользоваться услугой по настройке рабочего места для работы на электронных площадках.
Сроки предоставления документов и порядок их оформления
Сроки зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги. Размещаются не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие.
По 44-ФЗ
Аукцион — за 15 дней;
Аукцион с НМЦК не более 300 млн. рублей или НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не более 2 млрд. рублей— за 7 дней;
Запрос предложений — за 5 дней;
Запрос котировок — за 7 дней;
Открытый конкурс — за 5 дней;
По 223-ФЗ
Запрос котировок — за 5 дней;
Запрос предложений — за 7 дней;
Конкурс и аукцион — за 15 дней.
Что делать после победы на торгах
При заключении контракта по 44-ФЗ, необходимо перечислить на счёт заказчика 10% от начальной максимальной цены контракта или предоставить банковскую гарантию. После выполнения контракта средства будут возвращены участнику.
Участие в торгах сложный процесс, который требует помощи экспертов. Всегда можно воспользоваться комплексом услуг. Специалисты компании пройдут регистрацию и примут участие в электронных торгах за клиента. Или проведут обучение руководителей и сотрудников для самостоятельной работы в государственных и коммерческих закупках.
Кто проводит торги
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 42-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
2. Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
3. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
4. Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, опубликовавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а от проведения конкурса — не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случае, если организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от проведения торгов.
5. Участники торгов вносят задаток в размере, в сроки и в порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Если иное не установлено законом, обязательства организатора и участников торгов по заключению договора по результатам торгов могут обеспечиваться независимой гарантией.
6. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
Лицо, уклонившееся от подписания протокола, обязано возместить причиненные этим убытки в части, превышающей размер предоставленного обеспечения.
Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
7. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, победитель торгов не вправе уступать права (за исключением требований по денежному обязательству) и осуществлять перевод долга по обязательствам, возникшим из заключенного на торгах договора. Обязательства по такому договору должны быть исполнены победителем торгов лично, если иное не установлено законом.
(п. 7 в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 212-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Условия договора, заключенного по результатам торгов в случаях, когда его заключение в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами:
1) по основаниям, установленным законом;
2) в связи с изменением размера процентов за пользование займом при изменении ключевой ставки Банка России (соразмерно такому изменению), если на торгах заключался договор займа (кредита);
3) по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Отличия аукциона от конкурса
Аукцион и конкурс — это конкурентные способы выбора поставщика, которые применяют заказчики. Общие принципы их проведения схожи, но правила выбора поставщика в таких тендерах существенно различаются.
- Что такое аукцион
- Что такое конкурс
- Чем отличается аукцион от конкурса по 44-ФЗ
- Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
- Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
- Выводы
Что такое аукцион
Аукцион — это выбор поставщика по результатам торгов. Победителем станет участник, который предложил минимальную цену в ходе аукциона и подготовил заявку на участие без ошибок.
Какие бывают аукционы:
- открытые или закрытые;
- бумажные или в электронной форме;
- на закупки для госучреждений, госкомпаний или коммерческих фирм.
Бумажные торги проводят только для закупок с секретностью. Такие заказы размещают с помощью закрытых аукционов без публикации извещения в ЕИС и на ЭТП.
Остальные заказы размещают в электронной форме, поэтому для участия в них понадобится электронная подпись.
Оформите ЭП в Удостоверяющем центре Контура. Такая электронная подпись подойдет для любой торговой площадки и всех видов торгов.
Кто из заказчиков по каким правилам работает, зависит от источника финансирования организации:
- госучреждения проводят торги по правилам 44-ФЗ;
- госкомпании, которые принадлежат государству больше, чем на 50 % размещают заказы по 223-ФЗ;
- коммерческие фирмы заключают договора на основе Гражданского кодекса.
Где размещают сведения об аукционе
Госкомпании и госучреждения публикуют извещения о проведении открытых аукционов в единой информационной системе (ЕИС) и на электронной торговой площадке (ЭТП) из списка, который утвержден Распоряжением Правительства от 12.07.2018 №1447-р.
Коммерческие фирмы публикуют извещения о проведении аукционов на тех же площадках, что и госзаказчики, а также на других ЭТП и корпоративных сайтах.
Как проводят аукцион
Открытые аукционы проводятся в несколько этапов (ст. 49 44-ФЗ):
- Подача заявок от поставщиков.
- Торги, где участники предлагают цену за свой товар.
- Рассмотрение заявок и подведение итогов.
Состав аукционной заявки
С января 2022 года участники подают заявку на участие в аукционе без деления на части. В нее включают (ч. 1 ст. 49 44-ФЗ):
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Документы о соответствии поставщика общим и дополнительным требованиям заказчика. Например, лицензию и копии ранее выполненных контрактов.
- Декларацию о соответствии участника требованиям 44-ФЗ.
- Реквизиты для оплаты поставки.
- Характеристики товара, в том числе эскизы и чертежи.
- Информацию о стране-изготовителе продукции с указанием кода ОКСМ и документы, которые подтверждают эти сведения.
- Документы, которые подтверждают соответствие товара требованиям к такой продукции. Например, регистрационные удостоверения и сертификаты.
Большую часть сведений о поставщике заказчику направляет электронная площадка (п. 2 ч. 6 ст. 43 44-ФЗ). ИНН и декларацию о соответствии требованиям 44-ФЗ участникам придется прикладывать к заявке самостоятельно до 31 марта 2022 года (ст. 8 360-ФЗ от 02.07.2021).
Для подачи заявки на участие в аукционе нужно оформить электронную подпись и ежегодно ее обновлять.
Двухлетняя подписка на электронную подпись Марафон от Удостоверяющего центра Контура поможет избежать ежегодной подготовки документов для оформления новой ЭП.
Сроки проведения открытого аукциона
Начало: через два часа после окончания подачи заявок
Время на подачу ставки: 4 минуты
Длительность торгов: не больше пяти часов
Что такое конкурс
Конкурс как и аукцион — это процедура выбора поставщика на конкурентной основе. Победителем выбирают поставщика, который набрал больше баллов. Баллами оценивают не только насколько выгодна цена товара, но и дополнительные критерии: квалификация и деловая репутация поставщика, характеристики товара и тд.
Какие бывают виды конкурсов:
- открытые и закрытые;
- бумажные и электронные;
- для нужд госзаказчиков и запросов частных фирм.
Где размещают сведения о конкурсе
Извещения о проведении конкурсов публикуют там же, где и извещения о проведении аукционов — на любой из восьми торговых площадок. Коммерческие компании могут использовать другие ЭТП и размещать объявления о проведении тендеров на корпоративных сайтах. При проведении закрытых тендеров, заказчики сами приглашают поставщиков принять участие в закупке.
Для участия в конкурсе, как и для аукциона, понадобится получить электронную подпись.
Например, в Удостоверяющем центре Контура оформление ЭП обойдется в 5,9 тыс. руб., а двухлетняя подписка Марафон от Удостоверяющего центра Контура обойдется в 13,9 тыс. руб.
Как проводят конкурс
Этапов в конкурсе больше, чем в аукционе. Алгоритм проведения открытого конкурса (ст. 48 44-ФЗ):
- Подача заявок участниками конкурса.
- Рассмотрение конкурсной комиссией первых частей заявок.
- Переторжка — подача окончательного предложения, цена которого не равна или не превышает предыдущее предложение участника. Нулевые ставки заказчики не принимают. Если поставщик не участвовал в переторжке, заказчик учитывает ценовое предложение из третьей части заявки.
- Рассмотрение вторых частей заявок.
- Подведение итогов.
Состав конкурсной заявки
Заявка на участие в конкурсе состоит из трех частей (ч. 2 ст. 48 44-ФЗ).
Первая часть заявки включает в себя:
- параметры товара, в том числе товарный знак;
- сведения о стране происхождения товара с указанием кода ОКСМ;
- экологические характеристики продукции и сведения о величине расходов на эксплуатацию, если заказчик установил такое требование;
- эскизы и чертежи, если их запросил заказчик.
Во вторую часть включают:
- решение об одобрении крупной сделки;
- документы, которые подтверждают соответствие поставщика единым и дополнительным требованиям заказчика и страну-изготовителя продукции;
- декларацию о соответствии участника требованиям 44-ФЗ;
- реквизиты для оплаты поставки;
- документы о квалификации участника.
Третья часть конкурсной заявки — это ценовое предложение или цена, которую предлагает участник за свой товар. Если поставщик не станет участвовать в переторжке — подаче окончательных предложений, финальной ценой будут считать цену из третьей части заявки (ч. 9 ст. 48 44-ФЗ).
Критерии выбора победителя
При выборе поставщиков госзаказчики могут установить и оценивать разные критерии (ч. 1 ст. 32 44-ФЗ):
- цена предложения;
- стоимость техобслуживания;
- характеристики товара;
- наличие финансовых, кадровых и материальных ресурсов для выполнения контракта;
- опыт выполнения аналогичных работ;
- деловая репутация фирмы.
Одновременно применяют не меньше двух критериев, один из которых — цена. Сколько баллов можно набрать и по какому критерию, заказчик уточняет в извещении о проведении конкурса. Предельные значения критериев и формулы расчета содержатся в Постановлении Правительства от 31.12.2021 №2604. Например, в конкурсе на капремонт по критерию «цена контракта» присваивают минимум 60 баллов. Не больше 40 дают по критериям «характеристики работ» и «квалификация участника».
Пример критериев оценки из извещения о проведении конкурса
Заказчики по 223-ФЗ и коммерческие фирмы разрабатывают критерии и правила их применения самостоятельно.
Сроки проведения открытого конкурса
Не больше двух рабочих дней. В особых случаях срок увеличивают до пяти рабочих дней
Особые случаи, при которых увеличивают срок рассмотрения первых частей заявок — это закупка научно-исследовательских и других работ высокой сложности. Полный перечень подобных случаев перечислен в ч. 4 ст. 48 44-ФЗ.
Если заказчик не установил такие критерии оценки, как «расходы на эксплуатацию», «экологические характеристики» или в описание включена проектная документация или смета на капремонт, у заявок не будет первой части. В такой ситуации заказчик рассмотрит вторые части после окончания подачи заявок и конкурс пройдет быстрее.
Чем отличается аукцион от конкурса по 44-ФЗ
Аукцион отличается от конкурса по нескольким параметрам:
- Критерии оценки участников: в аукционе на первое место выходит цена, а в конкурсе –– количество баллов, которое набрал участник по нескольким критериям.
- Алгоритм проведения: в конкурсе больше этапов.
- Сроки проведения: выбор поставщика путем проведения конкурса занимает больше времени.
- Требования к составу заявки: в конкурсную входит более обширный список документов, чем в аукционную.
Подробнее отличия аукциона от конкурса мы разобрали в таблице
- Подача заявок от поставщиков.
- Торги.
- Рассмотрение заявок и подведение итогов.
- Подача заявок участниками конкурса.
- Рассмотрение конкурсной комиссией первых частей заявок.
- Переторжка — подача окончательного предложения, цена которого меньше предыдущего предложения участника.
- Рассмотрение вторых частей заявок.
- Подведение итогов.
Подача заявок: не меньше 15 дней или 7 дней, если НМЦК не более 300 млн руб.
Длительность торгов: не больше пяти часов.
Рассмотрение заявок и подведение итогов: не более двух рабочих дней.
Подача заявок: не менее 15 дней.
Рассмотрение первых частей заявок: не больше двух рабочих дней. В особых случаях срок увеличивают до пяти рабочих дней.
Переторжку проводят на следующий рабочий день после окончания рассмотрения первых частей. Длительность переторжки — не больше часа.
Подведение итогов: не больше одного рабочего дня.
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Документы о соответствии поставщика требованиям заказчика (лицензия, декларация, копии выполненных контрактов и т.п.).
- Реквизиты для оплаты поставки.
- Параметры товара, в том числе сведения о стране-изготовителе.
- Документы, которые подтверждают соответствие товара требованиям к такой продукции и его происхождение.
- Первая часть заявки (параметры товара, в том числе сведения о стране происхождения, экологические характеристики продукции и сведения о величине расходов на эксплуатацию).
- Вторая часть (одобрение крупной сделки, декларация, документы о соответствии поставщика требованиям заказчика и подтверждение страны происхождения товара, документы о квалификации участника).
- Третья часть конкурсной заявки —ценовое предложение.
Плюсы и минусы конкурса по 44-ФЗ
Одно из преимуществ конкурса, которое отличает его от аукционе — редкость демпинга или намеренного занижение цены. Правила подачи окончательного предложения в конкурсе исключают длительные торги, где участники могли бы постоянно предлагать цену меньшую, чем у конкурентов.
Кроме того, в конкурсе реже встречаются недобросовестные участники встречаются реже, чем в других видах закупок. Поскольку требования к квалификации поставщиков и составу заявки отсеивают такие фирмы.
Минус конкурса — высокий порог входа для поставщиков-новичков. Фирмам без опыта редко удается выдержать конкуренцию с более опытными участниками.
Преимущества и недостатки аукциона в рамках 44-ФЗ
Отсутствие выбора поставщика по балльному принципу исходя из его опыта, квалификации, цены предложения и других критериев упрощает победу в аукционе. Поставщику для победы понадобится правильно подготовить заявку и предложить низкую цену в ходе торгов.
Исключение — торги с ценой больше 20 млн руб. С января 2022 года заказчики проводят такие крупные тендеры только для поставщиков с опытом. Учитывайте, что правила универсальной предквалификации не применяют в торгах с дополнительными требованиями к участникам.
Частая проблема электронных аукционов — демпинг и недобросовестные поставщики. Некоторые фирмы участвуют в торгах номинально, чтобы сбить с толку реальных участников и привести к победе определенную компанию. Новые поставщики иногда в азарте занижают цены, а потом понимают, что не в состоянии выполнить условия сделки.
Выводы
Одержать победу в аукционе сможет даже компания без большого опыта работы с госзаказом. Главное — внимательно изучить требования заказчика, верно подготовить заявку и не идти на поводу у других участников в ходе торгов. Конкурс — тендер для более опытных компаний, которые получат дополнительные баллы за их квалификацию, опыт или деловую репутацию.
Воспользуйтесь услугами экспертов по тендерам, если решили участвовать в конкурсе или впервые выходите на торги. Это поможет выиграть тендер и избежать ошибок новичков.
Тендер
Компании или госучреждения ищут исполнителей для разных работ: строительства, рекламы, разработки проектов, поставки товаров. Заказчик формирует техническое задание с подробным описанием требований к товару, услуге и исполнителю и выкладывает его на сайт электронной торговой площадки.
В тендерах могут участвовать компании, индивидуальные предприниматели и самозанятые, а также бюджетные организации. Они оставляют свои заявки, а после окончания сбора заявок заказчик выбирает победителя тендера и заключает с ним договор — кратко о том, что такое тендер. Дальше разберем, кто их проводит, какие они бывают и как в них участвовать.
Кто проводит тендеры
Тендеры организуют государство, компании с государственным участием и частные компании.
Государство. Заказчики — государственные компании, бюджетные и муниципальные учреждения. Например, школы, больницы, исследовательские центры.
Государственные тендеры часто называют госзакупками. Они регулируются двумя законами: 44-ФЗ и 223-ФЗ. У первых строгие требования к исполнителям, а на их проведение выделяют бюджетные деньги. Вторые — проводят за свой счет компании с господдержкой.
Компании с государственным участием. Заказчики — юридические лица, которые получают государственную поддержку более 50%. Например, РЖД, Банк ВТБ, Газпром.
Частные компании. Заказчики — негосударственные предприятия, а сам тендер еще называют коммерческим.
Заказчики самостоятельно устанавливают правила участия и выбора подрядчиков. Главное, чтобы условия были едины для всех претендентов, а стороны соблюдали закон о конкуренции.
Какие бывают тендеры
Виды тендеров различаются в зависимости от количества этапов, формы проведения и способа проведения закупок.
Количество этапов. Тендеры обычно проходят в один или два этапа.
Одноэтапные — самые быстрые для организаторов. Он выбирает предложение с самой низкой ценой и заключает контракт.
Двухэтапные позволяют заказчику подробнее ознакомиться с условиями исполнителей. Первый этап — сбор заявок и выбор нескольких подходящих претендентов. После него заказчик может уточнить свои требования, а участники скорректировать поданные заявки. Второй этап — исполнители предлагают цены, а заказчик определяет победителя.
Состав участников. По составу участников тендеры делятся на три вида:
- Открытые — участие может принять любой желающий.
- Закрытые — участие принимают компании, которые получили приглашение.
- Специализированные торги — участие принимают компании, которые проходят по специальным критериям. Например, у них есть определенное оборудование или специалисты нужной квалификации.
Тип закупок. Бывают пяти видов:
- Аукцион — побеждает тот, кто предложит наименьшую цену. Во время проведения открытого аукциона все участники видят предложения друг друга и могут снижать цену несколько раз. В закрытых такой возможности нет. Для участия в аукционе могут запросить лицензии и сертификаты на продукцию. В одной аукционной закупке может быть несколько видов товаров.
- Конкурс — заказчик выбирает не только по цене, но и по предложенным условиям. Например, скорости выполнения заказа. Заявки рассматриваются в несколько этапов, и исполнитель может изменить условия в процессе подачи.
- Запрос котировок — организатор запрашивает предложения у подрядчиков, а затем выбирает заявку с самой низкой ценой. Стоимость контракта не может быть больше 500 000 ₽, а закупать можно только один вид товара. Запрос котировок проходит вслепую, цену можно предложить только один раз. Это самый простой способ закупки, его применяют для типовых и серийных товаров, а требования к исполнителям минимальны.
- Закупка у одного поставщика — тендер без конкуренции, когда есть только один поставщик в регионе. Например, если нужны почтовые перевозки, компания обратится в Почту России.
- Запрос предложений — важны условия, которые предлагает исполнитель. Подать заявку можно только один раз и нельзя менять цену в процессе.
Организатор может выбрать нужную форму торгов для каждого конкретного случая.
Зачем участвовать в тендерах
Тендеры — это простой способ найти надежного и проверенного заказчика с понятными и четко прописанным условиями контракта. У заказчика не получится просто передумать или изменить детали заказа в процессе.
А еще по закону 25% госзакупок обязательно отдают малому бизнесу и социально ориентированным организациям. Это интересно, потому что новым компаниям трудно найти контрагентов: их считают ненадежными.
Как искать тендеры
Тендеры размещают на электронных торговых площадках. Для сделок по негосударственным контрактам их более 200. Популярные — Ростендер и Газнефтеторг.
Чтобы просмотреть список актуальных заказов, придется зарегистрироваться — причем на каждой отдельно. Учтите, что некоторые сервисы берут комиссию за использование услуг.
Для поиска госзаказов есть отдельная площадка — Единая информационная система в сфере закупок, или ЕИС закупки.
Закупки можно искать внутри вашего региона, а также по номеру, наименованию, идентификационному коду закупки. Если вы уже знаете, с кем хотели бы работать, используйте поиск по ИНН и наименованию заказчика.
Чтобы найти тендер на сайте «ЕИС закупки», нужно перейти на вкладку «Закупки»
Попробуйте вводить разные варианты запросов на сайтах с тендерами — это поможет найти больше актуальных закупок. Например, если вы оказываете монтажные услуги и могли бы заниматься закупкой сырья, попробуйте «установка», «закупка» или «доставка».
Какие есть требования для участников
Прочтите требования организатора: в них написано, что он хочет получить от сделки и как будет за это платить. Требования к участникам обычно указывают на странице закупки.
В карточке на сайте указаны суммы, сроки исполнения и даты подачи заявок, а также иные сведения об организаторе и формате закупки
Что может быть в карточке:
- подробное описание необходимого товара или услуги: название, описание, условия контракта, обоснование его цены;
- валюта, в которой заказчик платит, и порядок расчета: если оплата в долларах, а вы принимаете рубли, нужно учесть, по какому курсу будет рассчитана разница;
- требования к содержанию заявки исполнителей: какие документы должны быть, как их заполнять, как оформить портфолио, если нужно;
- возможность изменить условия контракта со стороны заказчика;
- период начала и окончания конкурса: в течение этого времени участники могут подать документы.
После регистрации на электронной площадке найдите интересующую вас закупку и подайте заявку согласно указанным правилам.
Что должно быть в заявке
Заявка подается вместе с пакетом документов. Содержание заявки зависит от вида тендера: для гостендера оно закреплено на законодательном уровне, а для участников коммерческих тендеров организатор может сам разработать форму.
Однако есть данные, которые обязательно надо указать:
- согласие на предоставление услуг по условиям заказчика;
- функциональные и экологические характеристики товара. Здесь же укажите, откуда будет поставка, по каким критериям товар подходит для исполнения задачи;
- название компании, место нахождения, почтовый адрес и ИНН — для юрлиц;
- Ф. И. О., паспортные данные, адрес проживания и ИНН — для физлиц;
- копии учредительных документов организации или свидетельства о регистрации ИП;
- документы, подтверждающие, что вы подходите под требования организатора. Например, лицензия на строительную, образовательную, лечебную деятельность;
- выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
Заказчик может дополнять перечень необходимых документов в зависимости от проекта.
Этапы участия в тендере
Процесс состоит из нескольких этапов:
- оформление квалифицированной электронной подписи;
- регистрация в ЕИС — для участия в гостендерах;
- регистрация на электронной торговой площадке;
- обеспечение участия в закупках;
- открытие спецсчета;
- подписание договора.
Рассмотрим некоторые пункты подробнее.
Оформление квалифицированной электронной подписи, или КЭП. Это аналог рукописной подписи, но ее можно поставить прямо с рабочего компьютера — без распечатки, подписывания и ксерокопии. Без подписи участвовать в торгах невозможно.
Регистрация на электронной торговой площадке. В личном кабинете выбранной площадки укажите информацию о себе: Ф. И. О., номер телефона, город проживания. После этого выбериете статус: физическое, юридическое лицо или ИП. В зависимости от статуса заполните реквизиты: ИНН, ОГРН или ОГРНИП.
Обеспечение участия в закупках. Обеспечение — это комиссия, которую платит исполнитель, когда соглашается на участие в конкурсе. Его берут только для коммерческих и государственных торгов. Сумма может быть разной и зависит от условий закупки. После исполнения контракта деньги вернутся к вам на счет.
Обеспечение защищает заказчиков от недобросовестных исполнителей и заставляет исполнителей оценивать возможность участия.
Открытие спецсчета. Операции по обеспечению государственных и коммерческих сделок происходят через специальный счет в банке. Полный список банков можно посмотреть на сайте Министерства финансов.
Подписание договора и участие в тендере. В течение пяти дней после победы заказчик отправляет на подписание контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта или банковскую гарантию.
Ошибки участников
Есть несколько ошибок, которые совершают новички в тендерах. Разберем их подробнее.
Нарушение сроков. Внимательно следите за сроком подачи заявки, при этом обращайте внимание на время. Некоторые заказчики выбирают определенное время, до которого они готовы принимать заявки.
Заявки перестанут принимать в 9:00 по Москве
Невнимательное изучение требуемых документов. Прочитайте требования заказчика перед подачей заявки. Некоторые заказчики просят дополнительные документы или их последние версии. Например, выписка из ЕГРЮЛ действительна всего 6 месяцев. Если ваш экземпляр старше — придется заказать новую.
Попытка участвовать во многих тендерах сразу. Обычно так делают с надеждой получить хотя бы одно предложение. Вас могут выбрать победителем сразу несколько заказчиков, обязательства придется исполнять — отказаться уже нельзя, иначе компанию сочтут уклонившейся от заключения контракта. Вот чем это может грозить в дальнейшем:
- Включением в Реестр недобросовестных поставщиков. Два года нельзя будет участвовать в тендерах.
- Отказом в возврате обеспечения участия. Бизнес либо останется без денег, либо будет должен банку.
- Плохой репутацией среди контрагентов.
Можно расторгнуть уже подписанный договор по соглашению сторон — тогда наказаний не будет. Но это нужно обсуждать с заказчиком.
Технические неисправности. Прямо во время подачи может сломаться компьютер или потеряться необходимый файл. Советуем сделать для всех документов резервные копии и заранее обновить необходимые программы, чтобы они не начали обновляться сами во время торгов.
Торг в убыток. Часто исполнители ищут известных заказчиков ради кейса в портфолио и стараются получить оффер любой ценой. Это может сработать на имя и узнаваемость компании, но в то же время сказаться на финансовых результатах.