Организация купила жесткие диски к серверу: это отдельные инвентарные объекты или нет?
Жесткий диск возможно учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта в том случае, если организация намерена эксплуатировать его (и это возможно технически) путем подсоединения к различным серверам, в составе различных комплектаций оборудования, а также если срок полезного использования жесткого диска существенно отличается от срока полезного использования сервера.
Вместе с тем учитывая позицию Минфина России, а также наличие судебной практики (которая свидетельствует о спорности рассматриваемого вопроса), полагаем, что если стоимость сервера вместе с жесткими дисками будет больше 100 тыс. руб., то налоговые органы, вероятнее всего, будут настаивать на том, что отдельные предметы, входящие в состав сервера, нужно принимать к учету как единый инвентарный объект.
Обоснование вывода:
В общем случае если срок службы объекта составляет более одного года, стоимость более 40 000 руб., то для целей бухгалтерского учета такой объект учитывается как основное средство (пп. 4, 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств», далее — ПБУ 6/01).
Для целей налогообложения жесткий диск (как и отдельно сервер стоимостью 34 000 руб.) не признается амортизируемым имуществом, т.к. стоит менее 100 000 руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ, смотрите также, например, письмо Минфина России от 11.09.2019 N 03-11-11/69903).
Однако Минфин России такие предметы, как жесткий диск, видеокарта, системный блок, монитор, клавиатура, компьютерная мышь и др. рассматривает как комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы, который принимается к учету в качестве единого инвентарного объекта (смотрите письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/2/110, от 04.09.2007 N 03-03-06/1/639, от 29.10.2004 N 03-03-01-04/1/89).
Аргументация для такого подхода заключается в следующем: жесткий диск, видеокарта, системный блок, монитор и т.д. не выполняют самостоятельных функций и являются элементами комплекса конструктивно сочлененных предметов, в связи с чем эти активы не могут являться отдельными инвентарными объектами (п. 6 ПБУ 6/01).
Вместе с тем существует и иной подход к отражению в учете рассматриваемого имущества.
Согласно абзацу второму п. 6 ПБУ 6/01 в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Судьи, основываясь на норме п. 6 ПБУ 6/01, позволяющей учитывать каждую часть объекта как отдельный инвентарный объект, если у различных частей объекта сроки полезного использования существенно отличаются, приходят к выводу о том, что компьютер как совокупность монитора, системного блока, клавиатуры и других частей, которые не могут выполнять свои функции отдельно друг от друга, подлежит постановке на бухгалтерский учет как инвентарный объект — обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов только в том случае, если срок полезного использования всех входящих в него частей является равным. В противном случае каждая такая часть является самостоятельным инвентарным объектом (смотрите, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.02.2011 по делу N А32-44414/2009, ФАС Поволжского округа от 26.01.2010 N А65-8600/2009). Как указывают судьи, очевидно, что составные устройства компьютера могут приобретаться в разное время и в разном количестве. Кроме того, они пригодны для монтажа в различной комплектации, легко заменяются и могут перемещаться от одного рабочего места к другому.
Таким образом, проанализировав сроки полезного использования отдельных составляющих частей в разрезе критерия «существенности», утвержденного учетной политикой, организация может самостоятельно принять решение о том, каким образом следует отражать приобретенные комплектующие — как один объект или несколько. Дополнительным аргументом в пользу последней позиции может служить точка зрения, высказанная в письме УМНС России по г. Москве от 12.04.2002 N 11-15/16900 (смотрите п. 9 раздела III, а также материал: Вопрос: Как учитывать компьютеры — как единый инвентарный объект или как несколько разных инвентарных объектов? Можно ли исходя из норм пункта 6 ПБУ 6/01 рассматривать монитор, системный блок и клавиатуру как отдельные объекты, учитывать их согласно п. 5 ПБУ 6/01 в качестве материально-производственных запасов и списывать их стоимость единовременно при вводе в эксплуатацию? («Российский налоговый курьер», N 23, декабрь 2006 г.)). В частности, в указанном письме отмечено, что системный блок, монитор и принтер могут учитываться как отдельные самостоятельные инвентарные объекты.
Судами поддерживается позиция, согласно которой назначение каждого объекта персонального компьютера в отдельности разное, и каждый предмет может выполнять свои функции в различной иной комплектации (определения ВАС РФ от 28.06.2010 N ВАС-7601/10, от 16.05.2008 N 6047/08 ).
Так, суд Поволжского округа от 26.01.2010 N А65-8600/2009 отметил, что доводы налогового органа обоснованно отклонены, поскольку монитор, клавиатура, мышь наряду с системным блоком являются комплектующими частями, и каждое из комплектующих может использоваться заявителем на разных компьютерах взамен вышедших из строя либо для модернизации.
О возможном учете мониторов и системных блоков в качестве самостоятельных объектов свидетельствует также постановление АС Волго-Вятского округа от 26.12.2017 N Ф01-6014/17 по делу N А29-1287/2017, поддержанное Верховным Судом РФ (определение Верховного Суда РФ от 26.04.2018 N 301-КГ18-3857). Суд пришел к выводу (правда, свои выводы суд применил к использованию и движению основных средств в бюджетном учете), что каждый из спорных объектов (системных блоков и мониторов) не теряет своего функционального назначения вне комплекса: они пригодны для монтажа в различной комплектации и легко заменяемы; не придут в негодность при отсоединении от комплекса и могут быть использованы в составе другого комплекса; монитор и системный блок не являются единым целым, не смонтированы на одном фундаменте и не имеют общего управления; замена и перемещение системных блоков и мониторов возможны без какого-либо ущерба их назначению и могут производиться исходя из определяемой целесообразности при осуществлении производственной деятельности. Вопреки выводу судов первой и апелляционной инстанций системные блоки и мониторы могут быть учтены не только исключительно в качестве единого объекта основных средств — персонального компьютера, но и в качестве самостоятельных основных средств как отдельные конструктивно обособленные предметы, предназначенные для выполнения определенных самостоятельных функций.
Конечно, в нашем случае речь идет не о мониторе и системном блоке (и прочей периферии), которые очевидно легко взаимозаменяемы. Однако в зависимости от обстоятельств вышеуказанную позицию судов, на наш взгляд, также можно применить и при принятии решения учитывать жесткий диск как отдельный инвентарный объект или в составе сервера. К сожалению, судебной практики или официальных разъяснений непосредственно по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено. Но косвенно сказанное подтверждается решением Арбитражного суда Архангельской области от 26.09.2006 N А05-7835/2006-9, где в числе комплектующих компьютерной техники и мини-АТС (раздельный учет которых судами признан правомерным) наряду с монитором, системным блоком и проч. упомянуты принт-сервер, устройство бесперебойного питания, коммутатор, переносной жесткий диск.
Из анализа судебной практики следует, на решение об учете жесткого диска и сервера в качестве отдельных инвентарных объектов могут повлиять:
предмет договора, в соответствии с которым приобретаются отдельные комплектующие: в документах поставщика (в накладной, счете-фактуре) сервер, жесткий диск выделены в отдельные графы (являются отдельными товарами);
цели использования (закупка средств труда или запасных частей для ремонта, модернизации уже имеющегося оборудования);
приобретение объектов в разное время.
Таким образом, теоретически жесткий диск возможно учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта в том случае, если организация намерена (и для этого существует техническая возможность) эксплуатировать его путем подсоединения к различным серверам, в составе различных комплектаций оборудования; а также если срок полезного использования жесткого диска существенно отличается от срока полезного использования сервера.
В таком случае применительно к рассматриваемой ситуации стоимость сервера, не превышающая 40 000 руб., в бухгалтерском учете организации будет единовременно списана в расходы. Как и стоимость жесткого диска. В целях обеспечения сохранности сервера и жесткого диска при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением (п. 5 ПБУ 6/01).
Вместе с тем учитывая позицию Минфина России, а также наличие судебной практики (которая свидетельствует о спорности рассматриваемого вопроса), полагаем, что если стоимость сервера вместе с жесткими дисками будет больше 100 000 руб., то налоговые органы, вероятнее всего, будут настаивать на том, что отдельные предметы, входящие в состав сервера, нужно учитывать в качестве единого объекта основных средств.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Семенова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Как учесть расходы на приобретение жесткого диска в бухгалтерском учете?
Как учесть расходы на приобретение жесткого диска в бухгалтерском учете?
Жесткий диск для компьютера может быть учтен в качестве материально-производственных запасов. При этом организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать расходы на приобретение жесткого диска в составе расходов по обычным видам деятельности.
Обратите внимание! С отчетности за 2021 г. применяется ФСБУ 5/2019 «Запасы», который заменит ПБУ 5/01. Вместе с тем организация может принять решение о применении ФСБУ 5/2019 до указанного срока (п. 2 Приказа Минфина России от 15.11.2019 N 180н).
К материально-производственным запасам относятся, в частности, активы, используемые для управленческих нужд организации (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее — ПБУ 5/01)).
Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости (п. 5 ПБУ 5/01, п. 9 ФСБУ 5/2019).
Фактической себестоимостью материально-производственных запасов, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (п. 6 ПБУ 5/01, п. п. 10, 12 ФСБУ 5/2019).
Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут признавать расходы на приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3 ПБУ 5/01).
С 2021 г. все организации, вне зависимости от размера и способов ведения учета, имеют право включать затраты на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в состав расходов текущего периода (п. 2 ФСБУ 5/2019)
Записи на счетах бухгалтерского учета производятся согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н:
Отражена стоимость жесткого диска
Отражен НДС, предъявленный продавцом
Стоимость диска отнесена в расходы
До 2021 г. если организация применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и признает расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности, в бухгалтерском учете производятся следующие записи:
Отражена стоимость жесткого диска
Отражен НДС, предъявленный продавцом
С 2021 г. списание затрат на приобретение диска, предназначенного для управленческих нужд (в случае принятия организацией решения о таком способе учета), может отражаться следующими записями:
Отражена стоимость жесткого диска
Отражен НДС, предъявленный продавцом
Н.Н. Томило,
советника государственной
гражданской службы РФ
3 класса
Учет основных средств стоимостью до 100000 рублей
Формирование первоначальной стоимости основного средства
Порядок учета основных средств (ОС) регулируется:
- С 2022 года — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н.
- До конца 2021 года — ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.
В этих НПА прописано, в частности, какие расходы можно отнести в стоимость ОС при его приобретении:
- Суммы, уплачиваемые по договору купли-продажи.
- Таможенные платежи — если ОС приобретается за границей.
- Суммы по договору строительного подряда.
- Стоимость консультационных услуг, связанных непосредственно с приобретением данного актива.
- Госпошлина.
- Стоимость услуг посредника, если таковой участвовал в совершении купли-продажи.
- Прочие платежи, уплачиваемые при покупке ОС.
С 2022 года ПБУ 6/01 утратил силу. Вместо него действуют ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Как правильно учитывать изменение первоначальной стоимости ОС при применении новых стандартов, детально разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к КонсультантПлюс и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Таким образом, процесс формирования стоимости ОС достаточно прозрачен и ясен. Только нельзя забывать, что не все оборудование можно отнести к ОС:
- В бухучете (БУ) на счет 01 мы поставим способные приносить доход активы, которые могут участвовать в производственном цикле более 12 месяцев и которые не предназначены для перепродажи. С 2022 года согласно п.5 ФСБУ 6/2020 «Основные средства» лимит основных средств утверждается руководителем самостоятельно. До конца 2021 года действует ПБУ 6/01, согласно п. 5 которого активы, подходящие под это определение, стоимостью до определенного в учетной политике лимита (но не выше 40 000 руб.) могут быть учтены в составе МПЗ.
- В налоговом учете (НУ) с 2016 года стоимость амортизируемого имущества выросла до 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ). Соответственно, любой актив, который оценивается на эту сумму и меньшей, списывается в налоговом учете единовременно в момент его принятия к учету в качестве объекта ОС.
Как в налоговом учете отражать отделимые улучшения арендованного имущества, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Готовому решению.
О способах списания стоимости ОС в НУ читайте в материалах:
- «Какой выбрать метод начисления амортизации в налоговом учете?»;
- «Амортизационная премия в бухгалтерском и налоговом учете».
Учет основных средств в бухгалтерских и налоговых регистрах
Таким образом, в налоговом учете появляются временные разницы при приобретении ОС стоимостью более 40 000 руб., но не выше 100 000 руб.
С 2022 года вы можете сравнять стоимость ОС для БУ и НУ и все активы, поступающие в организацию стоимостью менее 100 тыс. руб. учитывать в составе малоценки.
Как установить лимит стоимости ОС в бухучете согласно ФСБУ 6/2020, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к этой системе, получите пробный демо-доступ. Это бесплатно.
Компания ООО «Техника» на 2022 год утвердила лимит стоимости ОС в бухучете в размере 50 000 руб. В январе 2022 года купила моющий пылесос стоимостью 80 000 руб. без НДС. Стоимость консультационных услуг, оказанных компании по приобретению данного оборудования, составила 4 000 руб. без НДС. Объект введен в эксплуатацию приказом директора с 01.02.2022. При расчете амортизации используется линейный метод.
В феврале 2022 года бухгалтер в учете сделал такие проводки:
- Дт 08 Кт 60 — 80 000 руб. (получено оборудование от поставщика);
- Дт 08 Кт 60 — 4 000 руб. (учтены консультационные услуги в стоимости объекта);
- Дт 01 Кт 08 — 84 000 руб. (моющий пылесос принят к учету в качестве ОС).
В налоговом учете все расходы списаны единовременно. Посмотрим, как бухгалтер будет отражать появившиеся разницы.
Срок полезного использования— 60 месяцев, ежемесячная сумма амортизации составит 1400 руб. (84 000 / 60).
Порядок начисления амортизации в БУ подробно описан здесь.
После ввода ОС в эксплуатацию бухгалтер сформирует проводку в бухучете:
- Дт 68 Кт 77 —16 800 руб. (84 000 × 20%) (отражено отложенное налоговое обязательство [ОНО]).
Начиная с июня в течение срока полезного использования в учете ежемесячно будет появляться проводка по амортизации:
- Дт 25 Кт 02 — 1400 руб. (начислена амортизация).
При этом в налоговом учете возникает вычитаемая временная разница в размере 1400 руб. и ежемесячно формируется проводка:
- Дт 77 Кт 68—280 руб. (1400 × 20%) (погашено ОНО).
Таким образом, в течение 60 месяцев ОНО будет полностью погашено.
Проводки по учету основных средств можно найти в этом материале.
Если бы ООО «Техника» утвердило лимит стоимости ОС в бухучете в размере 100 000 руб., т.е. сравняла бы налоговый лимит с бухгалтерским, то пылесос можно было бы списать единовременно и в налоговом и в бухгалтерском учете. В этом случае бухгалтер составил бы следующие проводк:
- Дт 10.21.1 Кт 60 — 80 000 руб. получено оборудование от поставщика);
- Дт 10.21.1 Кт 60 — 4 000 руб. учтены консультационные услуги в стоимости объекта;
- Дт 26 (20,44. ) Кт 10.21.2 — 84 000 руб. малоценное ОС списано в расходы
Учет компьютера стоимостью менее 40 000 руб.
Достаточно часто у бухгалтеров возникает вопрос, как учитывать компьютер, если его стоимость ниже 40 000 руб., — в составе малоценного имущества, контроль за которым у многих отсутствует, или как ОС. Ведь по большинству признаков компьютер подходит под определение именно основного средства.
Для начала необходимо уточнить, какие нормы указаны в вашей учетной политике. Если, согласно ее положениям, ОС при принятии к учету не может стоить менее 40 000 руб., то любой компьютер стоимостью, не превышающей данный лимит, должен быть отнесен на счета материально-производственных запасов и в момент отпуска в эксплуатацию учтен за балансом, например на самостоятельно открытом счете 012 «Оборудование в эксплуатации» (с детализацией по месту хранения или пользования).
Если же ваша учетная политика позволяет учесть в составе ОС любой актив вне зависимости от его стоимости, то недорогие компьютеры могут быть смело отнесены на счет 01 «Основные средства». При этом учет основных средств стоимостью менее 40 000 руб. ничем не будет отличаться от учета объектов, имеющих более высокую стоимость.
Как правильно учитывать «нулевые» ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и бесплатно переходите к Типовой ситуации.
Итоги
Порядок отражения ОС стоимостью до 100 000 руб. в НУ и БУ может существенно различаться, приводя к образованию временных разниц между данными этих 2 учетов. Воспользовавшись положениями подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, позволяющими принимать в затраты стоимость оборудования, не относящегося к ОС, в порядке, допускающем их растягивание во времени, можно избежать этих различий и избавиться от возникновения временных разниц. С 2022 года согласно ФСБУ 6/2020 «Основные средства» стоимость ОС в целях бухгалтерского учета можно устанавливать самостоятельно.
Как отразить в бухучете модернизацию компьютера
Модернизация ПК, наряду с его реконструкцией и ремонтом, проводится в целях восстановления эксплуатационных свойств объекта. Учет затрат в том или ином случае имеет существенные различия, в связи с чем перед бухгалтером стоит задача определить, какие именно восстановительные процедуры имели место. Современные компьютеры, как по стоимости, так и по срокам эксплуатации, подпадают под определение основных средств. Кроме того, составные части компьютера не могут быть использованы по отдельности: компьютер представляет собой единый инвентарный объект. С учетом способа модернизации формируются проводки, отражающие понесенные затраты и увеличение стоимости ПК.
Вопрос: Организация приобрела компьютер стоимостью 50 тыс. руб. и единовременно учла его стоимость в расходах для целей налогообложения прибыли. Затем была произведена модернизация компьютера в рамках одного отчетного периода по налогу на прибыль, стоимость которого после модернизации стала 150 тыс. руб. Организация учла в расходах по налогу на прибыль затраты на модернизацию компьютера единовременно на дату введения в эксплуатацию модернизированного компьютера как материальные расходы. Правомерно ли организация учла расходы на модернизацию компьютера единовременно как материальные расходы для целей налога на прибыль?
Посмотреть ответ
Модернизация, реконструкция и ремонт
Вопрос, к какому виду восстановления отнести затраты, весьма важен. Если окажется, что компьютер подвергся ремонту, то его технические и экономические показатели в процессе эксплуатации не изменились. При этом не играет роли, текущий, средний или капитальный ремонт был проведен. Затраты на ремонт ПК не увеличивают его первоначальной стоимости, поскольку они призваны лишь устранять последствия износа частей ПК.
Вопрос: Как отразить модернизацию компьютера в бухгалтерском учете, если он учитывается как один инвентарный объект основных средств (ОС) со всеми приспособлениями (устройствами)? Стоимость компьютера в бухгалтерском и налоговом учете полностью самортизирована.
Компьютер, используемый в основной деятельности (оказании услуг), числится в составе ОС по первоначальной стоимости 102 000 руб. Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации.
Монитор, который был приобретен за 19 500 (без НДС), находился в рабочем состоянии. В процессе модернизации организация заменила его на новый с лучшими потребительскими характеристиками. Стоимость приобретения составила 39 600 руб., в том числе НДС 6 600 руб. Прежний монитор передан на склад в качестве запасного. Стоимость аналогичных мониторов составляет 10 000 руб. (без НДС).
Посмотреть ответ
Затраты на реконструкцию и модернизацию могут увеличивать стоимость ПК, если в результате проведенных работ его эксплуатационные характеристики существенно улучшились (см. ст. 257 НК РФ, ПБУ6/01 п. 27).
На заметку! Реконструкция ПК, если она имела место, привела бы к изменению его назначения, т.е. компьютер должен переоборудоваться так, чтобы приобрести иные функции, по сравнению с первоначальными (Пост. ФАС МО от 03- 02-09 №КА-А40/96-09). Такое случается относительно редко, поскольку требует значительных, зачастую экономически неоправданных, затрат времени и средств.
Процедура модернизации означает, что первоначальные основные функции ПК сохраняются, кроме того:
- появляются новые функционалы и возможности для пользователей;
- улучшаются технические характеристики, например, быстродействие, объем памяти и др.
Результат модернизации – обновление, приведение компьютера в соответствие с современными требованиями к ПО и техническим средствам его использования.
Вопрос: Как отразить в учете затраты на ремонт компьютера с привлечением специализированной компании, если запасная часть для ремонта предоставлена организацией, а первоначальная стоимость компьютера составляет: а) более 40 000 руб. и он учитывается в составе основных средств (ОС) организации; б) менее 40 000 руб. и он учитывается в составе запасов организации?
Стоимость новой комплектующей, переданной подрядчику со склада для осуществления ремонта, составила 6 000 руб. (НДС в сумме 1 000 руб. был принят к вычету при приобретении), стоимость работ по ремонту — 2 400 руб. (в том числе НДС 400 руб.). Организация определяет доходы и расходы в целях налогообложения прибыли методом начисления и не создает резерв на ремонт ОС.
Посмотреть ответ
Несмотря на очевидные выгоды отнесения затрат к ремонтам (возможность списания в отчетном периоде, без начисления амортизации в БУ и НУ), высока вероятность претензий со стороны ФНС с последующим пересчетом сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
Затраты на модернизацию ПК должны быть подтверждены первичными документами: договором со сторонней организацией, сметой, актом выполненных работ и т.д. Материалы на модернизацию со склада отпускаются накладными, лимитно-заборными картами, требованиями на отпуск и пр.
Модернизация ПК чаще всего включает в себя такие работы, как:
- замена жесткого диска;
- наращивание оперативной памяти;
- замена процессора, оперативной памяти, материнской платы (зачастую в комплексе);
- замена видеокарты;
- замена монитора на более современный.
Соответствующие формулировки могут встречаться и в первичных документах.
Способы модернизации
Для учета модернизации используется счет 08 (пр. Минфина №91 от 13-10-03, ч. 3 п. 42). Модернизируют ПК хозяйственным и подрядным способами, в связи с чем проводки будут различаться. Пусть условно на одном из ПК в бухгалтерии фирмы проводится замена жесткого диска.
Модернизацию проводит сторонняя организация (подрядный способ):
- Дт 10.5 Кт 60 – приобретен у компьютерной фирмы жесткий диск, без НДС.
- Дт 19 Кт 60 – зафиксирован НДС от стоимости жесткого диска.
- Дт 08 Кт 10.5 – стоимость жесткого диска учтена в затратах на модернизацию.
- Дт 08 Кт 60 – учтена стоимость работ по замене жесткого диска компьютерной фирмой, без НДС.
- Дт 19 Кт 60 – зафиксирован НДС от стоимости работ.
- Дт 01 Кт 08 – увеличена первоначальная стоимость ПК на общую сумму расходов по модернизации (стоимость жесткого диска и работ по его переустановке).
Модернизация проводится собственными силами фирмы (хозяйственный способ)
Приобретение подлежащей замене детали, отражение стоимости НДС по ней и отражение стоимости детали в затратах делается так же, как и в предыдущем случае, с использованием счетов 10.5, 60 (или 76, в зависимости от учетной политики), 19, 08. Далее:
- Дт 08 Кт 70 — начислена заработная плата сотруднику, занятому модернизацией.
- Дт 08 Кт 69 (по субсчетам) – отражены начисления взносов с суммы заработной платы.
Увеличение первоначальной стоимости ПК Дт 01 Кт 08 производят на общую сумму приобретенного жесткого диска, начисленной заработной платы и отчислений с нее.
Амортизация компьютера и его модернизация
По результатам модернизации срок полезного использования компьютера может быть увеличен. Однако сделать это можно только в пределах 2 амортизационной группы, к которой относится ПК. СПИ по ней от 2 до 3 лет (ст. 258 НК РФ, п. 1). Увеличивать СПИ фирма не обязана, но имеет такое право.
На заметку! Ограничения по срокам использования касаются только налогового учета. В БУ такие ограничения не предусмотрены. Вместе с тем целесообразно в обоих случаях устанавливать одни и те же правила амортизации в целях упрощения учета.
Затраты на модернизацию включаются в расчет амортизационных отчислений. «Новая» амортизация начисляется с месяца, в котором модернизация была окончена.
Амортизация отражается проводкой Дт 26 (44) Кт 02.
Линейный метод
Пусть фирма имеет компьютер, который амортизируется по рассчитанной норме. После определенного срока эксплуатации ПК решено амортизировать, но не увеличивать СПИ. В этом случае:
- стоимость ПК увеличится на сумму модернизации;
- норма амортизации в процентах останется прежней;
- до момента модернизации уже будет накоплена определенная сумма амортизации;
- после модернизации расчет пойдет исходя из новой стоимости и установленной нормы;
- амортизация продолжает начисляться до истечения СПИ;
- разницу между общей суммой, начисленной за время СПИ суммы амортизации и стоимостью модернизированного ПК, списывают как остаток амортизации, стандартными проводками.
Нелинейный метод
Норма амортизации определяется по формуле из ст.259 НК РФ. Остаточную стоимость ПК умножают на норму амортизации. Остаточная стоимость, исчисляемая после модернизации, увеличится на сумму модернизации. С момента окончания модернизации новая остаточная стоимость берется за основу для расчетов. Если СПИ решено не увеличивать, то норма останется прежней.
Такой расчет будет действовать, пока остаточная стоимость не будет равна 20% первоначальной и не зафиксируется как база для расчетов. Затем сумма амортизационных отчислений за месяц исчисляется делением базовой величины на оставшийся СПИ.
Компьютер полностью самортизирован
В таких случаях уже списанная посредством амортизации первоначальная стоимость суммируется с расходами по модернизации. До установленного первоначально СПИ «добавляется» еще период в пределах амортизационной группы ПК (ст. 258-1 НК РФ). Исходя из общего, вновь рассчитанного срока полезного использования, рассчитывается норма амортизационных отчислений.
Главное
Модернизация персонального компьютера учитывается на счете 08 с последующим увеличением первоначальной стоимости объекта.
Амортизация модернизированного ПК начисляется с учетом затрат на модернизацию с месяца, в котором завершились работы. Модернизацию следует отличать от ремонта компьютера. В последнем случае его первоначальная стоимость не увеличивается.