ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА ОХРАННИКА: ЦЕЛИ ВЫДАЧИ, ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ И ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ
Согласно закону РФ, регулирующему деятельность охранных организаций, выдача личной карточки охранника является обязательным условием при его принятии на работу. Таким образом, ответственность за получение документа возложена на работодателя. Однако если ранее именно работодатель занимался оформлением документа, то с 2008 эта ответственность возложена на полицию (сейчас — Росгвардию), одновременно выступающую лицензионно-разрешительным органом для частных охранных организаций.
Хотя в теории такая передача полномочий выглядит вполне логично, на практике она только усложнила процедуру и дала повод правовым нарушениям со стороны регулирующих органов. Дело в том, что по регламенту личная карточка охранника должна быть выдана в течение пяти дней. По факту же документ выдается гораздо дольше, а работодатели несут неоправданные затраты в связи с простоем. Еще один недостаточно согласованный момент — дублирование функций. Личная карточка охранника просто повторяет информацию, внесенную в трудовой договор.
Несмотря на ряд спорных моментов, касающихся целесообразности использования документа, на 2020 год личная карточка охранника остается обязательным атрибутом для сотрудников ЧОП / ЧОО. К ее оформлению предъявляются единые требования, несоблюдение которых может послужить поводом к отказу в выдаче. Более того, хотя закон и предусматривает возможность оказания охранниками услуг в период оформления личной карты, практика показывает, что судебные решения при возникновении инцидентов принимаются не в пользу сотрудников охранных организаций.
КАК ОФОРМИТЬ ЛИЧНУЮ КАРТОЧКУ ОХРАННИКА: ТРЕБОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕДУРЫ
В связи с тем, что выдачей документа занимаются ответственные подразделения МВД, по всей территории РФ установлены единые требования к его оформлению. Руководство компании-работодателя издает приказ о выдаче личной карточки охранника или группы охранников, в котором выделяет ответственного за оформление сотрудника. В свою очередь этот специалист принимает на себя ответственность за передачу необходимых документов в лицензионно-разрешительное подразделение Росгвардии. Такими документами являются:
- Заполненная согласно шаблону личная карточка охранника. Размер 100х70мм, материал — плотная бумага или пластик. В ней указывают серию (соответствует региональной регистрации транспортных средств) и номер (состоит из номера лицензии компании-работодателя и номера личного удостоверения частного охранника).
- Цветное фото принятого на работу охранника 3х4, выполненное на матовой бумаге.
- Копии паспорта (первый разворот и страница регистрации), приказа о приеме на работу, свидетельства о присвоении квалификации.
- Оригинал и копия удостоверения частного охранника. Оригинал необходим для внесения в него отметки о выдаче личной карточки охранника.
- Талоны на уведомление о приеме документов и удостоверения частного охранника на хранение.
ОСОБЕННОСТИ ЗАМЕНЫ И СПИСАНИЯ ЛИЧНОЙ КАРТОЧКИ ОХРАННИКА
Наряду с выдачей документа существуют регламентированные процедуры переоформления личной карточки охранника (замены) и ее сдачи (списания). Переоформление требуется в случаях смены охранником фамилии, имени или отчества. Также замена личной карточки охранника проводится при хищении старой или ее приведении в негодное состояние. Для проведения такой процедуры подаются те же документы, которые были перечислены выше. К ним прилагаются копии, которые подтверждают смену одного или нескольких инициалов, а также старая карточка, пришедшая в негодность.
Сдача личной карточки охранника предусмотрена в случаях прекращения его работы в данной организации (увольнение) и аннулирования действия его личного удостоверения. В первом случае сдается только та карта, которая «привязана» к данной охранной организации (один охранник может иметь несколько личных карточек, работая в разных охранных службах). Во втором, сдаются все карты. Карточка охранника подлежит сдаче именно в тот орган, в котором она была выдана.
Личная карточка охранника
Личная карточка охранника – документ, подтверждающий факт трудоустройства частного охранника в частную охранную организацию по трудовому договору в качестве работника, но не более того!
Для получения профессии частного охранника и трудоустройства по профессии рабочего «охранник 4-6-го разрядов» требуется:
1) пройти платную первоначальную профессиональную подготовку по программам подготовки: охранника 4-го разряда (с применением специальных средств) – время обучения 98 часов (0,5 месяца); 5-го разряда (с применением специальных средств и гражданского оружия) – 174 часа (1 месяц); 6-го разряда (с применением специальных средств, гражданского и служебного оружия) – 266 часов (1,5 месяца);
2) сдать квалификационный экзамен комиссии органов внутренних дел с присвоением квалификации «охранник 4-6-го разряда» в период не более 30 дней (при этом выучить 235-330 вопросов, ответить на 7-10 вопросов в билете с количеством неправильных ответов 2-1 соответственно);
3) сдать документы и получить удостоверение частного охранника, срок изготовления — 20 рабочих дней (с продлением до 10 дней), срок действия удостоверения – 5 лет;
4) получить личную карточку охранника, срок — 5-10 рабочих дней;
5) ежегодно для охранников всех разрядов сдать периодическую проверку и подтвердить квалификацию (330 вопросов);
6) пройти медицинское освидетельствование на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (ежегодно для охранников всех разрядов);
7) пройти повышение квалификации по программе для частного охранника (72 часа, 9 рабочих дней) для продления срока действия удостоверения частного охранника (один раз в 5 лет).
Для устройства на работу частному охраннику 6-го разряда требуется несколько месяцев. Периодические проверки на пригодность к действиям в условиях применения спецсредств и оружия (аттестация) проводятся ежегодно, повышение квалификации — один раз в пять лет. Для сравнения: аттестация сотрудников полиции проводится один раз в четыре года путем заслушивания (собеседования с аттестуемым).
Проблема №1. О личных карточках частных охранников
Федеральным законом от 22.12.2008г. №272-ФЗ на органы внутренних дел возложены функции по выдаче личных карточек охранника, которые ранее по утвержденным лицензирующими органами образцам нагрудных карточек (беджам) выдавались принятым на работу охранникам руководителями частных охранных организаций (работодателями).
Федеральным законом от 7.02.2011г. №3-ФЗ «О полиции» в обязанности полиции включена выдача удостоверения частного охранника (подтверждающего статус частного охранника) и не включена обязанность по выдаче личной карточки охранника (не подтверждающей статуса частного охранника), при этом п.2 ст.12 Закона предусмотрено: «2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон».
Передача функций выдачи личной карточки охранника органам внутренних дел:
а) привела к многочисленным нарушениям трудовых прав охранников, которые, устроившись на работу, длительное время ожидают выдачи карточек без исполнения трудовых функций с вынужденными простоями;
б) выдача полицией личной карточки охранника на практике является бюрократическим дублированием документов работодателя по трудоустройству, не подтверждает статус охранника, не влияет на уровень безопасности охраняемых объектов, охраняемых общественных отношений;
в) данная функция является несвойственной для органов внутренних дел, требует значительных штатов и материальных затрат, недостаточно определенный порядок предоставления данной государственной услуги может способствовать использованию коррупционных схем при ее исполнении.
I. Федеральным законом от 22.12.2008г. №272-ФЗ в ст.12 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» были внесены изменения, в частности «Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел».
При этом в ст.1.1 «Основные понятия» дано понятие удостоверения частного охранника: «Удостоверение частного охранника – документ, дающий право частному охраннику работать по трудовому договору с охранной организацией на должности, связанной непосредственно с оказанием охранных услуг» и не дано понятия «личная карточка», а ее наличие либо отсутствие ни коим образом не должно оказывать влияние на своевременное выполнение работниками своих обязательств по трудовому договору между работником и работодателем
До указанного времени образец нагрудной карточки (беджа) частного охранника согласовывался с лицензирующим органом по представлению частной охранной организации. Карточки (оформленные по образцу) выдавались охранникам за подписью руководителя организации (не полиции) для ношения на специальной форменной одежде при исполнении трудовых обязанностей.
2. Приказом МВД РФ от 15.08.2011г. №941 была утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по выдаче личной карточки охранника (приложение №4 к приказу МВД России от 19.06.2006г. №447).
Данный приказ утратил силу в связи с изданием приказа МВД России от 28.05.2012 года №543, утвердившего Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по приему квалификационного экзамена у граждан Российской Федерации, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников (приложение №1).
3. Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии, в редакции приказа МВД России от 30.12.2014г. №1149 порядок выдачи личных карточек охранника не определен.
В настоящее время выдача личных карточек охранника осуществляется в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче и продлению срока действия лицензии на осуществление частной охранной деятельности, оформлению, переоформлению, выдаче документа (его дубликата), подтверждающего наличие лицензии (приложение №2 к приказу МВД России от 29.09.2011г. №1039 в ред. приказа МВД России от 29.03.2013г. №171), которым, в частности, предусмотрено:
Пункт 9.5. «…Одновременно с подачей заявления о выдаче лицензии заявитель вправе подать заявление о выдаче личной карточки охранника (приложение №5 к Административному регламенту) лицам, принятым в штат организации. В случае трудоустройства частного охранника в нескольких частных охранных организациях личная карточка выдается в каждой частной охранной организации, где он работает. В случае если гражданин получает удостоверение частного охранника по месту нахождения лицензионного дела данной организации, заявление о выдаче личной карточки может быть подано одновременно с подачей документов о выдаче удостоверения. В этом случае удостоверение частного охранника и личная карточка выдаются одновременно».
1. До получения личной карточки охранника он должен быть трудоустроен по профессии охранника соответствующего разряда при наличии статуса частного охранника.
2. Срок оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности, соответственно и личной карточки, составляет до 45 дней (пункт 7 приложение №2 к приказу МВД России от 29.09.2011г. №1039), лицензия выдается сроком на 5 лет.
3. Срок выдачи удостоверения, соответственно и личной карточки, – 20 рабочих дней (с правом продления не более чем на 10 рабочих дней), удостоверение выдается сроком на 5 лет.
Вывод. С учетом положений статьи 12 Закона №2487-1 о том, что «обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел», трудоустроенный охранник не может работать (осуществлять охранные функции и вынужден простаивать) соответственно 45 и 20 (до 30) рабочих дней.
Пункт 9.9. «Для получения личной карточки работник организации, уже имеющий лицензию, руководитель (представитель) организации подает заявление (приложение №5 к Административному регламенту) в орган внутренних дел, в котором находится лицензионное дело данной организации. В этом случае личная карточка оформляется в день приема заявления и соответствующих документов. При невозможности выдачи личной карточки руководителю (представителю) частной охранной организации выдается отрывной талон о приеме документов, в котором указывается наименование частной охранной организации, фамилия, имя и отчество частного охранника, номер его удостоверения, дата получения личной карточки. Срок оформления личной карточки не должен превышать 5 рабочих дней».
1. Организовать оформление личной карточки в дни приема, как правило, не представляется возможным по следующим причинам:
– прием посетителей в подразделениях лицензионно-разрешительной работы территориального органа МВД России осуществляется 2 раза в неделю (и один раз в месяц в выходной день);
– «сотрудник подразделения лицензионно-разрешительной работы, отвечающий за прием документов, в часы приема, как правило, не должен отвлекаться на исполнение иных служебных обязанностей» (пункт 15), в частности осуществлять проверку изложенных в документах сведений, отлучаться для подписи у руководителя каждой карточки и проставления печати;
— заявление и документы принимаются по описи с регистрацией в соответствующем журнале, а для предоставления услуги требуется направление запросов (срок до 5 дней);
— проверка полноты и достоверности сведений в представленных документах — на это необходимо как минимум 5 рабочих дней (с учетом выходных и приемных дней и до 10 рабочих дней);
— «руководитель лицензионно-разрешительного подразделения территориального органа МВД России на региональном уровне в срок, не превышающий трех дней с момента регистрации заявления, назначает сотрудника, ответственного за рассмотрение заявления» (пункт 22.7);
– правом подписи в личной карточке и удостоверении частного охранника (также проставлением печати) обладает только руководитель органа внутренних дел, который на практике не будет оформлять каждую карточку в отдельности;
– несмотря на то, что функции по выдаче личных карточек возложены на органы внутренних дел (определены как государственные услуги, пункт 6), образец карточки не утвержден, их оформлением на практике занимаются частные охранные организации, что не создает условий для единообразного оказания государственных услуг, способствует коррупционным проявлениям при их оказании.
II. Для получения личной карточки охранника руководитель (представитель) частной охранной организации представляет в соответствующий орган внутренних дел: заявление о выдаче личной карточки; фотографию частного охранника размером 3х4 см; удостоверение частного охранника с приложением копий страниц удостоверения, имеющих запись; выписку из приказа о принятии гражданина на работу по соответствующей профессии (должности).
При сдаче удостоверения для внесения сведений о выдаче карточки (на срок ее выдачи) охранник не вправе осуществлять охранные функции, а при их осуществлении (даже при наличии описи) будет привлечен к административной ответственности.
III. Процедура выдачи личной карточки охранника крайне обременительна не только для охранников, но и для руководителей:
– региональному охраннику (а их большинство в охранных структурах) для получения личной карточки приходится как минимум два раза приезжать в Москву и длительное время не работать, будучи при этом трудоустроенным;
– руководителю приходится представлять документы на каждого трудоустроенного и уволенного охранника, на что затрачивается время, необходимое для организации и контроля за работой охранников.
Варианты решения проблемы №1
1. Внести соответствующие изменения в действующие нормативные правовые акты с передачей функций выдачи личных карточек руководителям частных охранных организаций (с утверждением в лицензирующих органах его образцов, как было установлено ранее). Органы внутренних дел отказались (ведь ?) от функции согласования специальной форменной одежды охранников, что в значительной мере способствовало устранению установленных бюрократических контрольных функций полиции.
2. При наличии в органах внутренних дел информационных баз данных значительно сократить сроки изготовления требуемых документов. Определить сроки сдачи квалификационных экзаменов в образовательной организации непосредственно после прохождения обучения.
3. Дать разъяснения по вопросам возмещения потерь охранников в зарплате при вынужденных простоях на срок выдачи личной карточки (с представлением в полицию удостоверения охранника).
Организационные и экономические выгоды
1. Органы внутренних дел освободятся от несвойственных (излишних) функций по выдаче личных карточек (беджей) охранников, что приведет к освобождению рабочего времени сотрудников и руководителей полиции, перераспределению штатов для организации контроля над оборотом оружия — крайне востребованной функции для обеспечения национальной безопасности России.
2. Снижение количества посетителей сократит расходы на оборудование и содержание приемных комнат органов внутренних дел, сократится объем требуемых документов.
Судебная оценка угрозы охраняемым общественным отношениям
При рассмотрении судами дел об административных правонарушениях за «оказание охранных услуг» без личной карточки охранника суды находят такие правонарушения малозначительными, поскольку они не создают существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, и это убедительно свидетельствует о необходимости освобождения полиции от излишних бюрократических функций.
Проблема №2. О судебной практике привлечения частных охранников к административной ответственности
Судебная практика сложилась не в пользу частных охранников. Суды признают охранников виновными за исполнение охранных функций без личных карточек и привлекают к административной ответственности (дело №12-19/2013, решение от 22 августа 2013 года федерального судьи Велижского районного суда Смоленской области; дело №12-61/2013, решение от 23 июля 2013 года судьи Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия). Законность принятия таких решений вызывает сомнения.
1. Диспозиция ч.4 ст.20.16 предусматривает: «Оказание частных детективных или охранных услуг, либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований».
1.1. При буквальном толковании — ответственность частного охранника (охранника) может наступать при оказании охранных услуг (не трудовых охранных функций), либо не предусмотренных законом, либо с нарушением установленных законом требований.
1.2. Законом №2487-1 «частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов» (ст.1) (в ред. от 22.12.2008г. №272-ФЗ).
Примечание. При буквальном толковании – частным охранникам не выдается лицензия на оказание охранных услуг и, соответственно, они их не оказывают, а выполняют предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками трудовые (охранные) функции, а не услуги.
1.3. В целях указанного Закона используются следующие основные понятия:
«1) частная охранная организация (далее также – охранная организация) – организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности (ст.1.1) (введена ФЗ от 15.11.2010г. №301-ФЗ).
Примечание. При буквальном толковании – частный охранник не является предпринимателем и юридическим лицом, соответственно, не уполномочен оказывать охранные услуги.
1.4. Охранник не оказывает ни одной охранной услуги, предусмотренной ст.3 Закона №2487-1, поскольку в соответствии со ст.9 он должен заключить письменный договор с каждым клиентом (заказчиком). Такие договоры заключаются только юридическими лицами (частными охранными организациями) и предпринимателями (частными детективами).
1.5. «Оказание услуг, перечисленных в части третьей ст.3 настоящего Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел» (ст.11) (в ред. ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).
1.6. «Право на приобретение правового статуса частного охранника предоставляется гражданам, прошедшим профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника и сдавшим квалификационный экзамен, и подтверждается удостоверением частного охранника. Порядок сдачи квалификационного экзамена и выдачи удостоверения частного охранника устанавливается Правительством Российской Федерации. Частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией, и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и настоящим Законом. Частный охранник в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период выполнения трудовой функции в качестве работника частной охранной организации» (ст.11.1) (в ред. ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ, от 2.07.2013г. №185-ФЗ).
При буквальном толковании – частный охранник работает по трудовому договору с частной охранной организацией (не оказывает охранные услуги), и его трудовая деятельность регулируется трудовым законодательством и Законом №2487-1.
1.7. «Предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится органами внутренних дел. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей ст.3 настоящего Закона» (ст.11.2) (введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).
– при буквальном толковании – в совокупности с другими положениями лицензиатом является частная охранная организация, а не частный охранник;
– частный охранник не может нарушить установленных Правительством РФ лицензионных требований, поскольку он не является лицензиатом.
1.8. Для получения лицензии на осуществление частной охранной деятельности руководитель организации (не охранник) обязан представить в соответствующий орган внутренних дел перечень требуемых документов (ст.11.3) (введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ). Охранник таких документов не представляет.
1.9. «Обязательным требованием является наличие у работников частной охранной организации, осуществляющих охранные услуги, личной карточки охранника, выданной органами внутренних дел в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся вопросы внутренних дел. Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги в специальной форменной одежде, если иное не оговорено в договоре с заказчиком. Оказание работниками частной охранной организации услуг в специальной форменной одежде должно позволять определять их принадлежность к конкретной частной охранной организации (ст.12) (ч.7 введена ФЗ от 22.12.2008г. №272-ФЗ).
1. При буквальном толковании — наличие у работников частной охранной организации (осуществляющих охранные услуги) личной карточки охранника является обязательным требованием только для руководителя частной охранной организации в соответствии с утвержденным Порядком выдачи карточки.
2. Слово «осуществление» (означает «привести в исполнение, осуществить в действительность», словарь С.И.Ожегова) не означает оказание возмездных охранных услуг, оно более соответствует осуществлению трудовых охранных функций охранником и не может однозначно (в данном Законе с учетом предыдущих положений) трактоваться как оказание охранных услуг.
3. Предложение «Работники частной охранной организации имеют право оказывать охранные услуги» противоречит многочисленным правообразующим основным положениям Закона №2487-1 и не может использоваться в качестве основного обоснования умышленной формы вины охранников (для признания вины суд должен обосновать главенство данной формулировки над иными положениями закона путем тщательного исследования, и, если данная формулировка вызывает сомнение (противоречит другим), она должна истолковываться в пользу охранников, а не наоборот).
4. Если установленным Порядком получения личной карточки не предусмотрено личное участие охранника, то и он, соответственно, не может нести административную ответственность (и наоборот, в случае нарушения трудовой дисциплины и отказа от работы (в нарушение трудового договора, приказа о выделении охранников на объект, графика работы) он будет привлечен работодателем к дисциплинарной ответственности).
5. Выставляя охранника на пост без личной карточки, руководитель организации принимает на себя ответственность в соответствии с действующим законодательством.
6. Выставленный на пост без личной карточки охранник при наличии удостоверения не теряет статус частного охранника и может быть привлечен к осуществлению охранных функций, поскольку в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками требуется: профессиональная подготовка; повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет; наличие удостоверения частного охранника соответствующего образца, полученного в органах внутренних дел.
7. Охранник не является служащим, а является рабочим по профессии «охранник 4-6-го разрядов» и не может оказывать охранные услуги, обеспечивать лицензионные требования, может в соответствии с трудовым договором выполнять только трудовые функции по охране объектов.
Санкции ч.4 ст.20.16 предусматривает «наложение административного штрафа на частных детективов (охранников) в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на руководителей частных охранных организаций – от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
В санкции ч.4 ст.20.16 указаны два физических лица, одновременно подлежащие административному наказанию за совершенное правонарушение – частный детектив (охранник):
1) «частный детектив» – гражданин Российской Федерации, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, получивший в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и оказывающий услуги, предусмотренные частью второй ст.3 Закона №2487-1, которому можно инкриминировать данное деяние (при наличии лицензии);
2) «охранник» (без разграничения должности, профессии), который может быть:
а) специалистом, в обязательные требования к квалификации которого включено наличие лицензии на право заниматься охранной деятельностью (приказ Минздравсоцразвития от 29 января 2009г. №32, утвердивший Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов организаций воздушного транспорта»), которому, по нашему мнению, можно инкриминировать данное нарушение (при наличии лицензии);
б) рабочим по профессии «охранник 4-6-го разрядов», не являющимся должностным лицом или предпринимателем, не уполномоченным Законом №2487-1 на оказание охранных услуг, не имеющим лицензии на оказание охранных услуг (соответственно, не нарушающим лицензионных требований) (приказ Минздравсоцразвития от 17 апреля 2009г. №199 «О внесении изменения в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1»), которому, по нашему мнению, нельзя инкриминировать данное нарушение (при отсутствии лицензии).
Уголовным кодексом Российской Федерации применяется термин «должностные обязанности» применительно к работникам частных охранных организаций: «Статья 203. Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей. »
С учетом изложенных выше обоснований, по нашему мнению, частный охранник по профессии рабочего «охранник 4-6-го разрядов» не является должностным лицом и не может быть привлечен к ответственности за данное преступление.
1. Провести обзор судебной практики о порядке исполнения и соблюдения нормативных правовых актов, регулирующих частную охранную деятельность и ответственность работников частных охранных организаций за их нарушение.
2. Для целей устранения причин и условий нарушений действующего законодательства направить данный обзор в СМИ для опубликования и распространения в охранно-сыскных структурах.
Представление официальных толкований и методических рекомендаций по применению положений действующего законодательства в сфере частной охранной деятельности поможет снизить напряженность в трудовых коллективах, вести деятельность в рамках действующего законодательства, что будет способствовать единообразному применению требований закона охранными структурами и контролирующими органами.
Как получить лицензию и свидетельство охранника 6-го разряда
В нормативных актах закреплен порядок, как сделать лицензию охранника и какие документы для этого понадобятся. Но детального разъяснения нюансов обучения и прохождения медицинской комиссии в НПА нет.
Законодательство
Основными законодательными актами, регулирующими данную деятельность, являются:
- ФЗ РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»;
- ведомственные НПА Росгвардии и Минздрава;
- Закон РФ об оружии.
Что такое охранная деятельность
Частная охранная деятельность (ЧОО) — это деятельность негосударственных организаций и ИП, оказывающих на возмездной договорной основе следующие услуги гражданам и юрлицам:
- охрана жизни и здоровья граждан;
- охрана имущества собственников;
- охрана имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и обслуживанию охранных устройств и реагирование на их сигнальную информацию;
- обеспечение пропускного режима на различных объектах;
- консультирование по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
- обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
Деятельность охранных учреждений не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране (перечень утверждается Правительством РФ).
Кто вправе предоставлять услуги
Согласно ст. 11 ФЗ № 2487-1, право на оказание охранных услуг предоставляется лишь организациям, имеющим лицензию, выданную Росгвардией (ст. 11.3 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1, пп. 19 п. 9 Указа Президента РФ РФ от 30.09.2016 № 510). Лицензия на охранную деятельность предоставляется сроком на 5 лет. В ней указываются виды услуг, которые вправе оказывать центр.
Стать работником охранного агентства тоже вправе не каждый человек. И не только потому, что это занятие не всем под силу. По ФЗ РФ от 11.03.1992 № 2487-1 одним из обязательных условий для осуществления частной охранной деятельности на территории РФ является получение сертификата. Он вносится в удостоверение, которое будущий работник получает после обучения и сдачи экзамена.
Согласно ЕТКС, существует 6 разрядов охранников. Наиболее востребованными считаются сотрудники, имеющие с 4 по 6-й. Дело в том, что их обладателям разрешено во время работы использовать спецсредства (резиновую палку, наручники, шокеры и т. д.). Что это значит охранник 6 разряда? Такие работники вправе использовать в работе огнестрельное оружие. Кроме того, они вправе претендовать на более высокую заработную плату и занимать руководящие охранные должности.
Обучение охранников
Ознакомившись с информацией о том, какие бывают разряды и чем они отличаются между собой, можно переходить непосредственно к процедуре получения. Рассмотрим, как и сколько учиться на охранника 6 разряда:
- прежде чем искать, где пройти обучение, необходимо осуществить проверку возможности работы на данной должности, так как для некоторых лиц охранная деятельность не является доступной (ст. 6 ФЗ РФ от 11.03.1992 № 2487-1 (ред. от 05.12.2017)). Соответственно, обучаться на охранника в этом случае нет смысла;
- также перед обучением будущему охраннику следует пройти медкомиссию и получить необходимые справки (по форме № 002-О/у об отсутствии медицинских противопоказаний для данной работы, справки из наркологического и психоневрологического диспансеров о том, что гражданин не состоит на учете, документ по форме № 003-О/у из наркологического диспансера об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов);
- следующим важным этапом является прохождение обучения. Эта мера позволит приобрести необходимые навыки и знания. Обучение проводят в специальных сертифицированных учебных учреждениях ДПО (дополнительного профессионального образования), где для каждого разряда разрабатывается отдельная программа с фиксированным количеством часов. Таких школ много как в Москве, так и в небольших городах (адрес и телефон легко найдется в интернете). Курсы являются платными. Но стоимость обучения быстро компенсируется в первые же месяцы работы по специальности;
- учеба завершается сдачей квалификационного экзамена. Он состоит из двух частей (теоретической и практической). Примерные экзаменационные вопросы с ответами есть в интернете.
Как получить удостоверение охранника 6-го разряда
В случае успешного окончания обучения и сдачи экзамена учащемуся выдан сертификат, который входит в полный пакет документов, необходимых для получения УЧО. При неудачной сдаче комиссия дает возможность повторной попытки, для чего специально назначают дату и время.
Как выглядит и что такое УЧО для охранника
Документ представляет собой небольшую книжку, состоящую из 24 страниц, включая обложку. На этих страницах содержится вся необходимая информация о профессиональной деятельности охранника и его личные данные:
- наименование удостоверения, его номер и фото владельца;
- ФИО владельца;
- информация о сроках продления УЧО;
- сведения о присвоенной квалификации;
- информация о специальной подготовке;
- место нахождения учетного дела;
- информация о выдаче личной карточки охранника;
- раздел «Особые отметки».
Таким образом, наличие УЧО обязательно для охранника, так как документ содержит практически исчерпывающую информацию о сотруднике. Ниже представлен пример первого разворота УЧО.
Как получить лицензию охранника 6 разряда после обучения
Окончив обучение и имея на руках УЧО, следует направиться в лицензионно-разрешительный отдел (ЛРО) за получением разрешения на ведение охранной деятельности.
В ЛРО по месту проживания предоставляется пакет документов, в который входит:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- свидетельства, выданные учебным заведением;
- заключение медицинской экспертизы (справка по форме № 002 О-У и документ по форме № 003-О/у от нарколога и заключение психиатра);
- 2 фотографии размером 4×6 см;
- квитанция об оплате госпошлины. Согласно пп. 112 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, лицензия для 6 разряда стоит 2000 рублей.
После получения документов отдел начнет проверку, по окончании которой принимается решение о выдаче лицензии или об отказе. Обычно на все уходит около 30 дней. А всего расходы с момента сдачи медкомиссии до получения лицензии составят около 20 000 руб.
Полученная после обучения лицензия дает право охраннику работать с огнестрельным оружием и применять его по мере необходимости.
Работа охранником
Получив удостоверение, гражданин может быть принят на работу охранником соответствующего разряда в охранное агентство по трудовому договору. Предлагаем вашему вниманию образец резюме охранника 6 разряда. Используя его как помощь, вы сможете составить документ, который направите для ознакомления руководителю.
Работая на объектах, охранники выполняют различные обязательства. Например, в обязанности охранника 6 разряда входит:
- обеспечение безопасности и целостности имущества на охраняемом объекте;
- осуществление пропуска персонала на охраняемый объект;
- осмотр посетителей и их транспортных средств при выезде с территории организации;
- осмотр территории с целью выявления посторонних лиц, проверка исправности сигнализации, замков;
- предотвращение хищения имущества;
- если речь идет об охране какого-либо лица, то работник именуется телохранителем. В его обязанности входит обеспечение безопасности клиента.
Свою работу сотрудник частного охранного предприятия обязан выполнять со всей ответственностью, согласно должностной инструкции и договору. Стоит знать, что:
- в случае появления сотрудника на рабочем месте под воздействием наркотических средств его удостоверение аннулируется;
- работнику грозит административная или уголовная ответственность, если, исполняя должностные обязанности, он превысит полномочия. Например, необоснованно применит спецсредства или оружие, превысит необходимые меры при задержании злоумышленника.
Периодическая проверка охранника 6 разряда
Также охранники должны периодически проходить проверку на профпригодность. Она проводится после даты сдачи квалификационного экзамена:
- для 6-го разряда — через 1 год;
- для сотрудников 5-го — через 2 года;
- для работников 4-го проверка обязательна перед продлением срока действия УЧО.
Для охранников 6 разряда, допускаемых к работе с оружием и специальными средствами, периодическая проверка включает:
ЧОП: раскроем все секреты
Согласно N2487-1-ФЗ от 1992 года, ЧОП — это организация, создающаяся как ООО. ЧОП в РФ вправе осуществлять охранную деятельность.
Что такое ЧОП
Организации, занимающиеся охранной деятельностью, называются ЧОПами. Закон делит их работу на охранную и детективную деятельность и запрещает совмещать ее с выполнением других функций. Полномочия ЧОП:
- защита населения от противоправных посягательств;
- защита имущества человека, обратившегося за помощью, включая транспортировку собственности;
- изготовление, внедрение на практике средств, относящихся к пожарной сигнализации;
- разработка и подготовка предложений по защите населения от посягательств противоправного характера;
- обеспечение сотрудниками ЧОП правопорядка в местах проведения массовых мероприятий.
Организации, физические лица, не имеющие статуса, относящегося к ЧОПу, не могут оказывать вышеперечисленные услуги.
Специфика ЧОП
Организации обязаны получать специальное разрешение, которое выдается ОВД. Что запрещается законом охраннику? Совмещать работу в ЧОПе с должностями на госслужбе, либо быть членом выборного органа в общественных объединениях. Руководитель ЧОП обязан иметь высшее образование.
Лицензия ЧОПу выдается на пятилетний срок. Бумаги, необходимые для работы ЧОПа, рассматривается органами внутренних дел 60 дней.
Для того чтобы организация могла получить разрешение на работу, ЮЛ должно соответствовать требованиям:
- С каждым из обращающихся к услугам клиентов должен быть заключен договор по правилам, установленными для охранной деятельности.
- Требования к охраннику: наличие соответствующей квалификации. Уровень подготовки работника должен быть подтвержден удостоверением.
- ЧОП соблюдает все требования НПА.
Со своей стороны, государство обязано осуществлять надзор за работой охранной организации на предмет соответствия ее деятельности российским законам.
Правовые аспекты регулирования ЧОП
В РФ в 1992 году был принят N2487 – ФЗ, Он регулирует права охранников, основы их работы. Оказание услуг в одноименной сфере позволено специально созданным учреждениям, имеющим разрешение от ОВД.
Охранник, то есть работник ЧОПа, по ст. 11.1 N2487-1 – ФЗ, выполняет обязанности на основании подписанного трудового контракта, заключаемого с руководителем ЧОП. Законодателем охранник признается полноправным субъектом трудовых отношений. Поэтому ответ на вопрос, может ли директор ЧОП работать охранником, утвердительный (при наличии совмещения должностей на одном предприятии).
Нормативные акты, регулирующие деятельность ЧОП
В 1992 году, весной вступил в действие закон, регулирующий полномочия охранника и его правовой статус. Закон четко устанавливает список услуг, которые могут быть оказаны сотрудниками ЧОП.
Закон состоит из 9 разделов, включает в себя 22 статьи. Но нормы обязательны для всех, кто находится на территории РФ, включая и иностранцев.
Детективные услуги | Охранные услуги |
---|---|
розыск должников | охрана здоровья и жизни |
поиск детей (пропавших) | защита транспортируемых грузов |
работа, направленная на раскрытие противоправного деяния | сохранение материальных ценностей |
разрешение споров между субъектами, ведущими коммерческую деятельность | охрана объектов различного назначения |
сбор информации, предмета деловых переговоров | привлечение сотрудников ЧОПа для осуществления пропускного режима |
получение данных, необходимых для справедливого разрешения в суде гражданских споров | устные консультации клиентов |
участие по время массовых мероприятий в них с целью поддержания правопорядка |
Субъекты частной охранной деятельности
ЧОП – это ЮЛ, которые работают по специальному разрешению от ОВД. Создается в форме ООО, с капиталом размером не менее 100000 рублей.
По правилам, разработанным для охранника, им может быть гражданин, который достиг восемнадцати лет, прошел подготовку (профессиональную), прошел аттестационное испытание. Это подтверждается удостоверением.
Частный охранник – это сотрудник ЮЛ, с которым заключен трудовой договор. Работник или охранница ЧОПа приобретает правовой статус, если:
- человек дееспособен;
- не имеет заболеваний, которые станут помехой для исполнения служебных обязанностей;
- не судим;
- лишен удостоверения охранника и т.д.
Удостоверение имеет срок – 5 лет. Его продление происходит после повышения квалификации в специализированных учреждениях.
Права и обязанности частного охранника
Что запрещено частному охраннику? В законе установлены полномочия охранника, связанные как с трудовым законодательством, так и с осуществлением им профессиональной деятельности.
- Право на оформление по контракту.
- На отпуск и заработную плату, оговоренную в трудовом контракте.
- Право на применение оружия огнестрельного типа, а также специальные средства в случаях, которые предусмотрены специальными НПА.
Право на применение огнестрельного типа оружия дано охранником в случаях:
- отражение нападения, когда жизнь охранника подвергается опасности;
- отражение вооруженного, группового нападения на собственность, которая охраняется;
- на предупреждение (выстрел в воздух) в качестве намерения о применении оружия, подачи сигнала, тревоги, вызова скорой помощи.
Что может делать охранник на работе? Комплекс вышеперечисленных действий.
Охранник не имеет права на досмотр вещей. На практике, многие охранники требуют у покупателя досмотр сумки, которая находится вместе с ним, при подозрении на то, что покупатель или посетитель магазина украл что-то с торговой точки. Полномочия работника – охранника супермаркета ограничены. Он не имеет права на личный досмотр. Если охранник пытается провести это мероприятие вопреки воле человека, необходимо обжаловать действия работника – охранника.
Если покупатель не знает, как поступать в этой ситуации, необходимо вызвать администрацию супермаркета, магазина либо пригласить руководителя охраны.
Ограничения, связанные с осуществлением частной охранной деятельности, введены с целью не допустить нарушения прав и законных интересов граждан. Если последние нарушают закон, то расследовать противоправные действия обязаны не сотрудники частных организаций, а представители ОВД.
Основание для досмотра
По ст. 12 N2487-1 ФЗ, если охранник на месте поймал человека, который совершал противоправное деяние (например, воровал товар в супермаркете), он может его задержать и передать в незамедлительном порядке в ОВД. Таким образом, охранник имеет право задерживать человека, если налицо преступное деяние последнего.
В этой ситуации основным критерием, на что обязан опираться охранник в своих действиях, является противоправное посягательство. Только тогда охранник магазина или супермаркета имеет полное право задержать человека, если тот совершил преступление и охранник это видел, например, через системы слежения.
ВАЖНО: если потребителю были причинены действиями охранника страдания, как физические, так и нравственные, он имеет право потребовать компенсации с охранника.
По полномочиям охранника в магазине все ясно. Рассмотрим, какая статья закона дает право на применение им специальных средств.
Применение специальных средств
О применении специальных средств говорит ст. 17 закона. В рамках оказания услуг в виде вооруженной охраны имущества собственников сотрудники ЧОП вправе использовать специальные средства:
- если им необходимо отразить нападение, которое угрожает жизни и здоровью граждан;
- предупредить преступное деяние против собственности, которая охраняется.
ВАЖНО: запрещается применение специальных средств в отношении беременных, инвалидов, детей в возрасте до 18 лет. Кроме случаев явного оказания охраннику сопротивления, совершения на охранника нападения (как индивидуального, так и группового).
Контролирующие органы
За работой ЧОП осуществляет контроль государство. Оно выступает в лице уполномоченных органов.
Формы контроля за соблюдением ЧОПами лицензионной деятельности:
- плановая проверка;
- внеплановая проверка.
Основания проведения проверочных мероприятий – соответствующие приказы или распоряжения федеральных органов, относящихся к исполнительной ветви власти.
Кроме того, проводится проверка наличия и соответствующего хранения огнестрельного оружия. Проверка осуществляется один раз в три года. Длительность не превышает месяца. О ее проведении уведомляется прокурор РФ.
Проверка во внеплановом порядке осуществляется при наличии ситуаций:
- если в результате проведения проверки в плановом порядке выявлены нарушения лицензии;
- если от органов государства поступила информация о том, что действия ЧОПа создают угрозу жизни и безопасности населения в связи с тем, что нарушаются лицензионные требования;
- при имеющихся обращениях граждан, связанных с жалобами на действия сотрудников ЧОП.
Жалобы и обращения граждан, которые связаны с нарушением их прав и законных интересов сотрудниками ЧОП, должны подтверждаться в документальном порядке.