Электрический отопитель салона — ЭПВС (PTC heater) (ТЭН)| часть 1-ая
Электрический отопитель салона — ЭПВС (PTC heater) (ТЭН)
Вспомогательный отопитель автомобиля с дизельным двигателем (электрический отопитель PTC) подогревает охлаждающую жидкость двигателя и воздух в салоне автомобилей с дизельными двигателями. Он автоматически включается или выключается в зависимости от температуры наружного воздуха, температуры охлаждающей жидкости и нагрузки генератора.
При каких условиях он включается:
-температура окружающей среды ниже минус 10 градусов
-температура охлаждающей жидкости ниже плюс 60 градусов
при повышении температуры охлаждающей жидкости выше плюс 70 градусов или температуры окружающей среды выше плюс 20 градусов доп.отопитель выключается
Вещь очень нужная в северной части нашей необъятной страны =)
Самое главное что ничего дорабатывать (пилить, резать, и т.д.) не нужно — для него есть штатное место (смотрим фото ниже), а так же установка не займёт у Вас более 10 минут, надо всего-то 2 болта открутить, снять пластмассовую заглушку:
затем перед нами открывается вот такая картина с указанием места куда надо устанавливать отопитель:
и вместо неё вставить отопитель ну и естественно теми же болтами от заглушки прикрутить его на место.
Но как оказалось не всё так просто как я думал, управляющий провод мне удалось найти, а вот проводки которая идёт от аккумулятора напрямую в в эту электопечку я не могу найти, видимо её и нет.
Проводка для тена должна выглядеть вот так:
Если кто-то знает откуда идёт этот провод (через какое технологическое отверстие) просьба подсказать мне.
Нашёл как выглядит полный набор для 2-го фокуса, в комплекте идёт провод фиолетовый…а для 3-го фокуса не идёт в комплекте. фото ниже.
Технология PTC (Positive temperature coefficient)
Вся необходимая информация о позисторах и о технологии PTC. Области применения и преимущества нагревателей на PTC-элементах перед обычными нагревателями.
В 1930 году американским ученым Самуэлем Рубеном были изобретены терморезисторы – элементы с положительным (PTC — Positive temperature coefficient) или отрицательным (NTC — Negative temperature coefficient) температурным коэффициентом. PTC-элементы получили название позисторы.
Позисторы или PTC — элементы
Позисторы или PTC — элементы – это полупроводниковые керамические камни, изготовленные из поликристаллической керамики на основе титаната бария (BaTiO3) и характеризующиеся чувствительностью к температуре. Их электрическое сопротивление нелинейно зависит от температуры нагрева. При подключении в электрическую сеть и подаче напряжения после достижения через короткий период времени температуры максимального сопротивления (температуры Кюри), обусловленной составом керамики, сопротивление элемента многократно увеличивается, ограничивая протекающий ток и дальнейший рост температуры.
Динамическая характеристика сопротивления делает PTC-элементы великолепным выбором для обеспечения контролируемого электрического нагрева. Благодаря качествам саморегулирования, нагревательные элементы, базирующиеся на позисторах, могут обходиться без элементов системы управления и стабилизирующих компонентов, так же, как и без защиты от перегрева.
Простота дизайна и низкое энергопотребление обеспечивают экономичность данных устройств. Изготовление камней из керамики дает возможность выбора любой формы элемента: плоской, объемной; квадратной, круглой, треугольной и т.д. С помощью правильного подбора внутренних характеристик позистора обеспечивается точная стабилизация температуры нагреваемого рабочего тела.
Немаловажное свойство PTC-элементов – их пожаро- и взрывобезопасность, поскольку, как было сказано выше, температура камня не превысит максимальное значение, вне зависимости от силы тока на данном участке сети.
При сохранении физической целостности камней, PTC-элементы не теряют своих свойств на протяжении всего срока службы.
Mitsubishi ASX Клуб
ЭПВС(PTC heater) Дополнительный Электро-догреватель Салона.
ksw.s КапитанСообщения: 871 Зарегистрирован: 15 дек 2011, 16:47 Город: Пушкино Авто: LX 2.4 МТ 4WD :
Благодарил (а): 8 раз Поблагодарили: 89 раз
ЭПВС(PTC heater) Дополнительный Электро-догреватель Салона.
Сообщение ksw.s » 07 фев 2016, 23:08
Из-за того что дизель не прогревается на холостом ходу на дизельных Mitsubishi(Lancer X, ASX, Outlander) установлен электрический автономный агрегат с воздушным отоплением.
Представляет собой комбинацию нагревательного PTC-элемента (Положительный Температурный Коэффициент, далее везде РТС), "обзывают" также Тэн, Фен, ЭПВС, догреватель.
Установлен за радиатором отопителя и служит для дополнительного обогрева салона после холодного запуска.
Такой же РТС ставили и на Outlander III, но с 2015г. номер у них бьётся уже другой.
Номер по каталогу — 7807A003 .
Но если искать б/у, то лучше по другому номеру — тот что на наклейке(дешевле).
Замерял его размеры(265х82мм), перекрывает только примерно половину жидкостного(он у нас большой):
Имеет три независимых контура суммарной мощностью 940W (240-300-400) и управляется ECU климата с зависимостью от множества факторов: температуры за бортом, уровня заряда акк. батареи и т.д.
Когда искал по разборкам, не сразу смог найти за вменяемую цену и приглядел альтернативу от Ниссана, номер 27143-JD00A .
Он правда чуть шире(не страшно) и короче нашего на 30мм.
Возможно ли его поставить на бензиновый? Да, но есть несколько но, Обязательно в Етакс должна стоять настройка дизель , т.к. я ставил ESP у меня — в кодинге стоит ASX 1.8did 6МТ.
Штатный мануал небогат на описание РТС, но благодаря каталогам и схемам удалось составить наиболее полный список что надо:
1) Сам радиатор РТС.
2) Блок ECU климата, на дизелях другие номера(055, 425, 404, 436), либо допаять на свой.
3) Другой генератор, у дизеля 140А(позже стали ставить 130А).
4) Увеличено сечение проводов на генератор и минусовой клеммы акб.
5) Другая плюсовая клемма акб. с силовыми предохранителями.
Корпуса отопителей Lancer X, ASX и Outlander XL дизель/бензин одинаковые и отличаются лишь левой крышкой с отверстием под сам РТС, но саму крышку покупать не обязательно, в нашей обозначено место выреза и есть гнезда под саморезы крепежа. Не хватает лишь самого РТС.
Как снять нижнюю накладку писать не буду, это делали практически все.
Со стороны ног водителя от отопителя снимаем клипсу с воздуховодом, откручиваем три самореза (кружки) и снимаем крышку.
Можно конечно не снимать, но аккуратно вырезать отверстие под РТС лучше все-таки на снятой.
На других форумах(vag, ford) были случаи повреждения радиатора отопителя, поэтому снимаем, это у нас легко
На месте:
Два разьема РТС крепятся на отопителе.
Масса справа в районе ног пассажира.
Блок климата.
Немалый вклад в изучение блоков климата внёс ALS324A1 , оказывается все отличие в нехватке нескольких деталек на плате, сам проц сигналы на включение даёт даже на обычном бензиновом 403 блоке. В теории достаточно допаять недостающие. Именно так сделано на моем блоке — работает.
Отличия блока климата(на фото 055), не хватает нескольких деталек на плате:
Основная нужная деталь — транзисторы 2SK2615, остальное можно взять с любого ненужного климата(типа 209).
Из блока климата, разьем С-15.
Идут в разьем у ручки капота. Ответная часть разьема идет в монтажный блок на управление 3 реле РТС.
Вид, как было в моем штатном монтажном блоке:
У дизеля конфигурация реле несколько отличается. Место под малое реле занято, но есть и пара неиспользуемых гнезд.
т.к. у меня МТ я занял пустое место реле АТ.
Можно не лезть в монтажный блок и сделать отдельно в релейной коробке — 8565A088 , такие ставят на 3.0 XL.
Также требуется замена клеммы АКБ плюс, выглядит так:
Клемма мне досталась б/у от XL и по каталогу имеет номер 8571A014 .
Приходит без крышки и верхнего ответвления на 80А(номер 8571A002 ).
Крышка 8571A041 (есть аналог MN 108945 )
Лучше использовать клемму от АSX 8571A027 , там предохранители 30А/40А в сделали одним на 60А.
Кроме того, из-за иного подключения проводов и отличия наконечников самих клемм, требуется доработка напильником и/или замена проводов(как вариант их наконечников)
Наш генератор с 4Вх(1.8 и 2.0) на 120А, думаю должен справиться, разница с дизельным 140А(130А) невелика, плюс у нас нет свечей накаливания, хотя схема дизельного немного другая.