Как вести журнал проведения генеральных уборок
Журнал учета проведения генеральных уборок — это документ, в котором регистрируют все мероприятия по санобработке и дезинфекции помещений. До пандемии коронавируса обязанность по его оформлению возлагалась только на организации из определенных отраслей, например, образования, здравоохранения, общепита. Сейчас — на большинство работодателей.
Кто и зачем ведет журнал генеральных уборок
При проверке инспекторы СЭС обязательно контролируют чистоту помещений и оборудования на предприятиях и организациях. Эти требования прописаны в санитарных нормах и правилах. Чтобы обеспечить пищевую безопасность и предотвратить распространение вирусов и болезней, работодатели обязаны соблюдать санитарные требования.
Одно из требований — заполнение журналов учета уборки, которые помогают следить за выполнением предписанных норм. Чтобы у надзорных органов вопросов не возникало, в журналах проведения генеральных уборок заполняется подробная информация о том, когда, в каких помещениях, как проводят уборку, какие моющие и дезинфицирующие средства используют.
Есть несколько видов таких книг:
- для текущей уборки;
- для генеральных уборок;
- для обеззараживания.
Для каждой отрасли экономики утверждены отдельные СанПиНы. До сих пор такие регистрационные книги обязывали вести компании из определенных сфер. Но пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19 вызвала необходимость усилить меры безопасности. Теперь эти документы стали обязательными для большинства работодателей. Особое внимание по-прежнему уделяется следующим областям и организациям:
- общественное питание (кафе, рестораны, столовые);
- здравоохранение (медклиники, процедурные кабинеты, лаборатории);
- образование (школы, детсады, детские центры и игровые комнаты);
- фармацевтические компании и аптеки;
- сфера услуг (парикмахерские, солярии, дома быта и др.);
- спортивные комплексы и оздоровительные центры (стадионы, фитнес-залы, бассейны, массажные салоны);
- сфера культуры и развлечения (развлекательные центры, театры, кинотеатры) и т. д.
В связи с распространением коронавирусной инфекции еще 22 мая прошлого года появились санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 и рекомендации Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции от 29.09.2020. Изначально эти документы действовали до января 2021 года, но из-за ухудшения ситуации их продлили до конца текущего года.
Отвечает за заполнение журнала сотрудник, которого назначают распоряжением директора. Его функции закрепляют в должностной инструкции. Если он не выполняет правила, его вправе привлечь к административной ответственности.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие требования установлены к проведению влажной уборки офисных помещений. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие сведения должны быть в журнале
Единого шаблона для регистрации методов проведения уборки нет. Иногда в отдельных субъектах РФ форма книги устанавливается отраслевым ведомством (в здравоохранении, образовании, сфере общепита и т. д.). Если она не установлена, то компания вправе самостоятельно разработать или использовать любые готовые бланки, которые соответствуют общепринятым правилам.
Многие учреждения берут за основу форму регистрационной книги, утвержденную распоряжением столичного Комитета по культуре и Центра госсанэпиднадзора № 167/465 от 10.09.2001. Она разработана с учетом всех требований СЭС и Роспотребнадзора. Составляют книгу в произвольной форме. Она состоит из титульного листа и основной части в виде таблицы. Все меры по проведению обработки помещений и поверхностей фиксируют в табличной части.
Информацию в разделы таблицы, включая периоды заполнения, дату и время, необходимо вносить в соответствии с требованиями санитарных норм для конкретных видов деятельности. Содержание этих книг регулируется, например, следующими документами: в сфере образования — СанПиН 2.4.2.2821-10, здравоохранения — СанПиН 2.1.3.2630-10, для парикмахерских — СанПиН 2.1.2.2631-10 и т. д.
В графы таблицы вносят следующие сведения:
- название объекта, вид деятельности, адрес;
- перечень чистящих и моющих средств и его количество (концентрация);
- запланированные дата и время;
- фактический период проведения клининговых мероприятий;
- фамилия, имя и подпись сотрудника, осуществившего очистку помещения, и за учет полученных препаратов.
Вносить сведения следует регулярно — сразу после того, как помыли и обработали объекты. Записи указывают по порядку, заранее или «задним числом» вносить данные недопустимо. Книгу учета следует обязательно пронумеровать и прошить специальной нитью, концы которой оклеены и скреплены печатью компании. После каждой записи ставится подпись ответственного сотрудника.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как признать «коронавирусные» расходы в налоговом учете при УСНО. Используйте эти инструкции бесплатно.
Особенности ведения журнала во время коронавируса
В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, обязательно составляют график уборки и дезинфекции помещений в связи с распространением вирусной инфекции COVID-19. После каждой клининговой процедуры по этому графику фиксируются плановые и разовые обеззараживания.
Такой строгий учет проводимых мероприятий позволит проводить систематическую профилактику распространения вирусной инфекции. Частота проведения дезинфекции регулируется в зависимости от параметров помещения (площади, количества посетителей) и назначения.
Вот подробный алгоритм, как заполнить журнал по уборке и обработке помещений при коронавирусе:
- Сначала внести данные о расчете потребности в дезинфекционных средствах (количество объектов, их площадь, вид обработки, кратность обработок в месяц, рабочая концентрация раствора, расход средства на 1 кв. м, количество для одной процедуры, потребность на месяц и год).
- Записать сведения об их поступлении (с указанием названия препарата, даты его доставки, реквизитов накладной, количества закупленного раствора, срока его годности).
- Проведение профилактических работ по обеззараживанию (название объекта, площадь, название препарата, его концентрация, количество израсходованного раствора).
- В каждой графе — подпись ответственного лица.
Этот перечень сведений минимальный для внесения в таблицу. Каждый руководитель компании вправе добавить необходимую информацию в зависимости от специфики деятельности, вида помещений, количества работников, посетителей, клиентов.
Правила, установленные Роспотребнадзором в связи с эпидемией COVID-19, привели к ведению множества дополнительных книг учета. Вот, например, какие журналы нужно вести при коронавирусе в школе:
- о выдаче сотрудникам средств индивидуальной защиты (масок и перчаток);
- об уборке и обработке помещений и поверхностей;
- о дезинфекции помещения;
- об измерении температуры сотрудников, учеников и посетителей;
- об обработке рук работников антисептиком;
- об обработке посуды в столовой;
- о проветривании классов;
- об учете утреннего фильтра детей, сотрудников;
- об учете сотрудников с симптомами ОРВИ.
Образцы заполнения
Это пример заполнения журнала генеральных уборок:
А это пример заполненного журнала работ по санитарной обработке помещений:
Журнал генеральных уборок: составляем график учета правильно
«Чистота — залог здоровья!» — старая добрая истина. Там где чисто, меньше пыли, легче дышится, меньше патогенных микробов, вообще приятно находиться. Регулярная домашняя уборка — неотъемлемая часть нашей жизни.
Раньше уборка дома или квартиры преимущественно ложилась на женские плечи. Традиционно за уют и порядок отвечали женщины. В наше время домашний труд существенно облегчают автоматические помощники. Стирает одежду стиральная машина, с грязной посудой справится посудомойка, робот-пылесос почистит пол, а окна — робот для мытья стекол, даже чистоту и приятный аромат в комнате обеспечивают очистители-увлажнители воздуха и ароматизаторы.
На производстве уборке и поддержанию чистоты также уделяется огромное внимание. Поддержанием чистоты занимаются отдельные подразделения или клининговые компании по найму. Часто заключаться договора со сторонними фирмами, оказывающих услуги по санитарной обработке и дезинфекции от патогенных микробов помещений, поверхностей, оборудования и вентиляционных систем.
Надзорные уполномоченные органы строго контролируют соблюдение санитарных правил и норм как в организациях и учреждениях, так и качеству услуг по профессиональной чистке и дезинфекции клининговых компаний! Санитарные мероприятия регламентируются многими нормативными документами и контролируются Роспотребнадзором и санитарно-эпидемиологическими службами (СЭС).
Для каждой сферы деятельности разработаны свои Санитарные правила и нормы (СанПиНы) и санитарно-эпидемиологические правила (СП) и другие нормативные документы.
Традиционно особые требования предъявляются к организациям и учреждениям:
- здравоохранения (больницы, поликлиники, клиники, лаборатории, процедурные кабинеты, хирургические кабинеты);
- пищевым производствам;
- общественному питанию (кафе, рестораны, бары, столовые);
- образовательным и детским учреждениям (школы, детские сады, развивающие и развлекательные центры);
- фармацевтические производства и аптеки;
- спортивные комплексы, бассейны, фитнес-залы;
- сферы услуг (салоны красоты, парикмахерские, маникюрные салоны, солярии, массажные кабинеты, спа-салоны);
- сферы развлечений (кинотеатры, театры, игровые залы).
Степень строгости санитарных требований разная. К слову, санитарные требования к чистоте процедурного кабинета и хирургического максимальны, ведь там должны быть не просто чистые, а стерильные условия. А из-за пандемии COVID-19 перечень организаций, которые контролируются Роспотребнадзором и СЭС и требований к ним расширился. Необходимо дополнительно обрабатывать помещения, оборудование и поверхности дезинфицирующими средствами.
Роспотребнадзор в связи с профилактикой COVID-19 в рекомендациях от 29.09.2020 прописал, что все организации обязаны проводить специальную санитарную обработку и обеззараживание помещений и воздуха, с записью о проводимых санитарных мероприятиях в журнале дезинфекции.
Как правило, текущая уборка проводится дважды в день, и второй раз обычно в конце рабочего дня. Исключение составляют помещения, где должно быть стерильно, например, уборка процедурного кабинета проводится с обязательным кварцеванием.
Кто должен вести график генеральных уборок
Теперь практически все работодатели обязаны вести документацию по учету своих санитарно-дезинфицирующих мероприятий. Давайте разберемся какие журналы учета нужно вести и как их заполнять!
Итак, необходимо вести:
- журнал учета текущих уборок,
- журнал учета проведения генеральных уборок,
- журнал учета дезинфекции.
Единого шаблона журналов уборки нет, как правило, пользуются уже разработанными формами для отдельных областей: здравоохранении (СанПиН 2.1.3.2630-10), образовании (СанПиН 2.4.2.2821-10), парикмахерских (СанПиН 2.1.3.2630-10). Допускается разработать свою форму, главное, чтобы все соответствовало требованиям СЭС и Роспотребнадзора.
Все журналы должны быть прошиты, пронумерованы и на обратной стороне скреплены печатью и подписью руководителя.
Приказом по предприятию назначается ответственные за ведение журналов, с внесением этих обязанностей в должностные инструкции. За неисполнение должностных обязанностей эти лица могут быть привлечены к дисциплинарным взысканиям.
Какие сведения должны входить в график генеральных уборок
В журнал проведения генеральных уборок заносится подробная информация о том, когда, в каких помещениях, кто и как проводят уборку, какие моющие и дезинфицирующие средства используют.
Журнал генеральных уборок состоит из титульного листа и основной части в форме таблицы.
На титульном листе указывается:
- наименование журнала,
- наименование организации,
- юридический и фактический адрес,
- место проведения санитарных мероприятий,
- ФИО ответственного,
- дату начала ведения журнала,
- дату окончания ведения журнала.
В табличной части по графам указывается:
- планируемую дата уборки,
- наименование чистящих и моющих средств,
- количество (концентрацию) чистящих и моющих
- или дезинфицирующего средства,
- фактическую дату уборки,
- ФИО и подпись исполнителя.
Записи в журнал уборки вносятся по порядку каждый раз сразу после обработки объекта, не допускается вносить записи заранее или «задним числом».
Ведение графика учета уборок в коронавирус
Для профилактики распространения вирусной инфекции COVID-19 Роспотребнадзор в санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.3597-20 обязал составлять график учета уборок и дезинфекции помещений, поверхностей, оборудования воздуха.
Туда вносятся все плановые и текущие санитарные и дезинфицирующие мероприятия. Частота обработки зависит от многих факторов: назначения помещения, его площади, количества посетителей.
В график учета уборок и обработки помещений при коронавирусе вносятся данные о площади объекта, количестве необходимых уборок, концентрации и количестве требуемых моющих и обеззараживающих средств. Также сведения о поступлении обеззараживающих препаратов: названии, количестве, сроке годности и т.п. С обязательным указанием и подписью ответственных лиц, в соответствующих графах.
Рекомендовано проводить дезинфекцию каждые 2 часа, с записью в журнал дезинфекции и в график проведения генеральных уборок. Рекомендованный запас обеззараживающих и дезинфицирующих средств — в полном объеме на 5 дней вперед.
Образец журнала-графика генеральных уборок
На официальных ресурсах надзорных органов, информационно-юридических порталах можно найти образцы и примеры заполнения, можно скачать журнал учета генеральных уборок, его образец.
Как уже упоминалось выше, содержание и структура журнала генеральных уборок регламентируется отраслевыми СанПиН. Единой формы учета генеральных уборок нет, но обязательно заполняются следующие графы:
- номер по порядку,
- планируемая дата проведения,
- наименование дезинфицирующего средства и его концентрация,
- фактическая дата проведения,
- ФИО и подпись исполнителя.
Предлагаем образец заполнения, как оформить журнал учета проведения генеральных уборок:
Журнал-график проведения генеральных уборок
Начат: __ _____________ 20_ г.
Окончен: __ ___________20_ г.
Пример как заполнять журнал учета дезинфекции:
Журнал учета дезинфекции
Наименование предприятия «____________________________»
Начат ___ __________ 20___ года
Окончен ___ _________ 20___ года
Помещения первого этажа здания (офиса)
Ответственный: должность, ФИО ____________________________________________
Дата: __ __________ 20__года
проведения дезинфекционных работ на объекте
Услуги компании
Московская городская санитарная служба «Дез Групп» официально зарегистрирована в Роспотребнадзоре, как действующая СЭС в Москве и Московской области. На все виды услуг есть подтверждающие сертификаты и лицензии.
С 2014 года компания «Дез Групп» благодаря квалификации наших специалистов, использованию эффективных сертифицированных средств и современному оборудованию, мы гарантированно получаем превосходный конечный результат!
Например, очистка вентиляционных систем состоит из нескольких этапов. Сначала проводится механическая чистка длинным гибким тросом с набором съемных насадок от загрязнений, пыли, жира. Затем распыляется средство для дезинфекции от вредных патогенов. Для контроля качества и оценки результата используется видеокамера. С таким подходом безопасность и чистота вентилируемого воздуха гарантированы!
Компания «Дез Групп» успешно помогает обезопасить среду и оказывает следующие виды услуг:
- дезинфекцией всех видов патогенных микробов (плесени, бактерий, вирусов);
- ликвидацией клопов, тараканов, клещей и других паразитов, грызунов;
- очистка вентиляционных систем;
- очистка канализации.
Мы работаем с физическими и юридическими лицами. Обрабатываем как жилые помещения, так и производственные и административные объекты. Всегда анализируем вид вредителей или характер загрязнения, чтобы правильно подбирать химические составы, без вреда для людей.
Если вы не нашли в перечне наших услуг интересующий вас вопрос, смело задавайте на нашем сайте https://dezoff.ru/services/ochistka-ventilyatsii/ . Например, наши специалисты всегда готовы проконсультировать как правильно вести документацию по уборке помещений и объяснят на примере образец заполнения:
- журнал проведения генеральных уборок (образец),
- график генеральных уборок (образец),
- график проведения генеральных уборок (образец).
Большое внимание в «Дез Групп» уделяем этической составляющей и находим индивидуальный подход к каждому клиенту. Наши специалисты работают круглосуточно, поэтому всегда есть возможность подобрать удобное для заказчика время.
ДЕЗликбез. Как заполнять журнал генеральных уборок
В рамках проекта ДЕЗликбез подготовили серию материалов и роликов о том, как заполнять журналы по ведению дезрежима в салонах красоты.
Нам часто задают вопросы:
- Какой журнал заполнять?
- В какой журнал вносить информацию о текущей уборке?
- Кто является ответственным лицом за этот вид деятельности?
- Какое средство указывать?
Независимо от того, работаете вы в салоне красоты или в медицинском учреждении, согласно нормам СанПиН, необходимо проводить текущую уборку два раза в день (причем второй раз – в конце рабочего дня) и генеральную уборку не реже одного раза в неделю.
В журнал фиксируют только генеральные уборки. Они заносятся в журнал учета проведения генеральных уборок. Результат текущей уборки не фиксируется.
Лицо, ответственное за эти мероприятия, назначается приказом руководителя, заполняет журнал исполнитель.
ЧТО ПИСАТЬ НА ОБЛОЖКЕ
На обложке или титульном листе указывается:
- наименование организации, юридический адрес,
- фактический адрес,
- ФИО ответственного за организацию и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил,
- дата начала и дата окончания ведения журнала.
Общепринятым является ведение журнала в виде таблицы. В пронумерованные по порядку графы порядке заносят:
- планируемую дату уборки;
- наименование и концентрацию используемого дезсредства. Например, концентрата «Чистодез», который вы также можете использовать и при других работах и фиксировать в соответствующих журналах: получение и расходование дезсредств, контроль качества ПСО. Это современное универсальное средство может использоваться в рамках всего санэпидрежима.
- фактическую дату проведения мероприятия по уборке;
- инициалы и подпись исполнителя.
Фактическая дата уборки может отличаться от планируемой, но интервал между уборками не должен превышать 7 дней.
Имейте в виду, что хранение моющих и чистящих химикатов должно осуществляться в специально предназначенных для этого местах.
Ведение журнала генеральных уборок проверяется Роспотребнадзором в ходе плановых и внеплановых проверок деятельности организации.
Журнал учета проведения генеральных уборок
Поддержание чистоты в помещениях, а также содержания в чистоте оборудования, инвентаря регламентируется СанПиН. Особое внимание уделяют уборке в следующих организациях и учреждениях:
- Медицинские и процедурные кабинеты
- Аптеки
- Дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – пищеблоки, игровые, спальные комнаты в детском саду
- Школы
- Организации общественного питания (общепит): рестораны, бары, кафе
Для сферы деятельности существуют свои санитарные правила. Дело в том, что при проверках контролирующими органами, смотрится в первую очередь чистота помещений и оборудования. От этого напрямую зависит пищевая безопасность, а также распространение различных болезней и вирусов. Должны своевременно заполнятся журналы генеральных уборок, а также быть прописаны основные моющие и дезинфицирующие средства в программе уборок. Заполнение журналов наперед категорически запрещается. Скачать образец заполнения можно в конце статьи
Содержание
Штраф за отсутствие чистоты
Роспотребнадзор может наложить штраф при несоблюдении чистоты в помещениях и если нет документальной фиксации уборок помещения (по факту нет заполнения)
КоАП РФ Статья 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа
— на граждан в размере от ста до пятисот рублей;
— на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
— на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Скачать и посмотреть Коап можно на юридических сайтах.
Программа уборки помещений
Графики генеральных уборок составляются на все типы помещений и оборудования, которые включены в СанПиН. Составляется образец, которые потом распечатывают и заполняют. Обычно список выглядит следующим образом
- Холодильное оборудование
- Морозильное оборудование
- Складские и подсобные помещения
- Цеха или станции в общепите (рыбный и мясной цех, заготовочная станция и тд)
- Столовые
- Залы для гостей
- Туалеты
- Моечные
И прочие помещения, находящиеся в здании. Уборка должна производиться профессиональными моющими и дезинфицирующими средствами, которые прошли все необходимые испытания. На них получены заключения и сертификаты (декларации). Журнал генеральных уборок хранится у шеф-повара или администратора.
Уборочный инвентарь должен храниться в специально отведенном месте. Для каждого цеха или группы помещений используется свой инвентарь. Швабры хранятся в подвешенном состоянии. Желательно сделать цветовую маркировку, чтобы не перепутать швабры и совки.
Журнал проведения генеральных уборок образец заполнения
По факту проведения генеральной уборки заполняется журнал, в котором заполняются следующие строки
- Наименование помещения, в котором производится уборка
- Предположительная дата уборки
- Наименование и концентрация дезсредства
- Фактическая дата, заполняется непосредственно после произведенной уборки
- ФИО и подпись лица, проводившего клининг
Журнал учета текущих уборок
Журнал текущих уборок на предприятии или муниципальном учреждении разрабатывается самостоятельно и не имеет строгой формы. Самое главное, в нем должны содержаться необходимые сведения по уборке:
- Порядковый номер
- Дата уборки (число, месяц)
- Время уборки
- Вид проводимой уборки
- Наименование дезсредства, которым производилась обработка
- ФИО лица, которое непосредственно проводило текущую уборку
- Подпись
Частоту текущих уборок назначают из специфики организации. Самое важное, чтобы помещения содержались в чистоте.
Стандартные виды уборок: