Чем отличается аттестация от квалификационного экзамена
Перейти к содержимому

Чем отличается аттестация от квалификационного экзамена

Чем отличается аттестация от квалификационного экзамена

Статья 48. Аттестация гражданских служащих

1. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности гражданской службы.

2. При проведении аттестации непосредственный руководитель гражданского служащего представляет мотивированный отзыв об исполнении гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. К мотивированному отзыву прилагаются сведения о выполненных гражданским служащим за аттестационный период поручениях и подготовленных им проектах документов, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего, а при необходимости пояснительная записка гражданского служащего на отзыв непосредственного руководителя.

3. Аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации).

(часть 3 в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года. Аттестация гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации, может проводиться в иные сроки, установленные указанными актами.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2015 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Ранее срока, указанного в части 4 настоящей статьи, внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться после принятия в установленном порядке решения:

1) о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

2) об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

6. По соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности гражданского служащего также может проводиться внеочередная аттестация гражданского служащего.

7. При проведении аттестации учитываются соблюдение гражданским служащим ограничений, отсутствие нарушений запретов, выполнение требований к служебному поведению и обязательств, установленных настоящим Федеральным законом.

8. Гражданский служащий, находящийся в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, проходит аттестацию не ранее чем через один год после выхода из отпуска.

9. Для проведения аттестации гражданских служащих правовым актом государственного органа формируется аттестационная комиссия.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров и подразделения, в котором гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность гражданской службы), а также включаемые в состав аттестационной комиссии в соответствии с положениями части 10.2 настоящей статьи независимые эксперты — представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, по вопросам кадровых технологий и гражданской службы. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10.1. В состав аттестационной комиссии в федеральном органе исполнительной власти, при котором в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» образован общественный совет, а также в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации образован общественный совет, наряду с лицами, указанными в части 10 настоящей статьи, включаются представители указанных общественных советов. Общее число этих представителей и независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии.

(часть 10.1 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 295-ФЗ)

10.2. Включаемые в состав аттестационных комиссий представители научных, образовательных и других организаций приглашаются и отбираются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной гражданской службы, или уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации по запросу представителя нанимателя, направленному без указания персональных данных независимых экспертов, в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым с учетом порядка, установленного Правительством Российской Федерации. Представители общественных советов, включаемые в состав аттестационных комиссий, определяются решениями соответствующих общественных советов.

(часть 10.2 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

Независимый эксперт, пребывающий в аттестационной комиссии более 3 лет, сохраняет свои полномочия до 01.07.2021, а менее — до истечения 3 лет, с момента его первого включения в состав комиссии (ст. 2 ФЗ от 27.10.2020 N 346-ФЗ).

10.3. Общий срок пребывания независимого эксперта в аттестационной комиссии государственного органа не может превышать три года. Исчисление данного срока осуществляется с момента первого включения независимого эксперта в состав аттестационной комиссии. Повторное включение данного независимого эксперта в состав аттестационной комиссии может быть осуществлено не ранее чем через три года после окончания срока пребывания в аттестационной комиссии.

(часть 10.3 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

10.4. Срок пребывания независимого эксперта в аттестационной и конкурсной комиссиях одного государственного органа не может превышать в совокупности три года.

(часть 10.4 введена Федеральным законом от 27.10.2020 N 346-ФЗ)

11. Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

12. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликтов интересов, которые могли бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

13. На время аттестации гражданского служащего, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 57, а не статья 56.

14. В случае неявки гражданского служащего на аттестацию без уважительных причин или отказа гражданского служащего от аттестации гражданский служащий привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона, а аттестация переносится.

15. По результатам аттестации гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:

1) соответствует замещаемой должности гражданской службы;

2) соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

16. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

1) подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) направляется для получения дополнительного профессионального образования;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 116-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. При отказе гражданского служащего от получения дополнительного профессионального образования или перевода на другую должность гражданской службы представитель нанимателя вправе освободить гражданского служащего от замещаемой должности и уволить его с гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Гражданский служащий вправе обжаловать результаты аттестации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

19. Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.

Как провести аттестацию персонала в 2022 году

Наталья Пискарева

Правительство РФ в рамках защиты бизнеса от санкций продлило разрешительные режимы по многим направлениям: лицензии, аккредитации, допуски к работе. Разбираемся, как проводить аттестацию персонала в 2022 году с учетом принятого Постановления № 353 от 12 марта 2022 года, а также изменений в нормативном регулировании.

  • Аттестация в области промышленной безопасности
  • Аттестация теплоэнергетического и электроэнергетического персонала
  • Проверка знаний в области охраны труда
  • Прочие допуски персонала

Аттестация в области промышленной безопасности

К работе на опасных производственных объектах допускается только квалифицированный персонал (ст. 14.1 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности»). То есть обученный и аттестованный в области промышленной безопасности.

Справка

Категории работников для аттестации в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений и безопасности в сфере электроэнергетики:

  • ИП и руководители организаций, деятельность которых связана с опасными производственными объектами (ОПО) на всех стадиях жизненного цикла — от проектирования до консервации и ликвидации;
  • ответственные за производственный, эксплуатационный и строительный контроль, авторский надзор;
  • инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность на ОПО;
  • члены аттестационных комиссий;
  • диспетчеры субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Основание: п. 2 Положения об аттестации в ред. Постановления Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365.

Аттестацию проводят комиссии Ростехнадзора, силовых ведомств, предприятий. Конкретное распределение полномочий в этой сфере приведено в Положении об аттестации в ред. Постановления № 1365.

Работники проходят аттестацию в течение месяца после приема на работу, назначения на должность (ст. 14.1 Закона № 116-ФЗ). В последующем они подтверждают ее раз в пять лет.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов

Правительство ввело три послабления на 2022 год:

  • продлило сроки действия аттестаций в области промбезопасности, безопасности в электроэнергетике, безопасности гидротехнических сооружений до 1 января 2023 года (п. 3 приложения 4 к Постановлению Правительства РФ от 12.03.2022 № 353);
  • увеличило период для первичной проверки знаний по ст. 14.1 до трех месяцев вместо одного (п. 2 приложения 4 к Постановлению № 353);
  • разрешило Ростехнадзору смягчать порядок аттестации, сокращать перечень требований (п. 4 Постановления № 353).

При этом организации наделены правом самостоятельно решать, воспользуются ли они «индульгенцией» или будут проводить аттестацию по утвержденному внутреннему графику.

Совет

Если вы решите продлить действующие допуски в соответствии с Постановлением № 353, внесите приказом изменения в утвержденные графики обучения и проверки знаний. Так вы избежите недопонимания с инспектором Ростехнадзора при внеплановых проверках.

Также повезло экспертам в области промышленной безопасности. Если их аттестация заканчивается в 2022 году, она продлевается на три месяца (п. 4 приложения 4 к Постановлению № 353).

Аттестация теплоэнергетического и электроэнергетического персонала

Один из самых распространенных видов допуска специалиста к работе — проверка знаний безопасных методов работ с электро- и теплоэнергоустановками. Аттестацию проводят по требованиям:

  • Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок (приказ Минтруда от 15.12.2020 № 903н);
  • Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (приказ Минэнерго от 13.01.2003 № 6);
  • Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 № 115).

Обучение и проверку знаний проходят индивидуальные предприниматели, руководители и инженерно-технические работники, рабочие ряда профессий. По итогам соискатели получают удостоверение о проверке знаний, которое подтверждает допуск к работе с энергообъектами.

Постановление № 353 здесь послаблений не вводит. В 2022 году сохраняется прежний порядок аттестации.

Работники проходят первичную проверку знаний после приема на работу, перевода на должность, расширения зоны обслуживания либо длительного перерыва в проверке знаний. В последующем они подтверждают квалификацию:

  • раз в год — оперативный персонал непосредственно занятый на энергоустановках;
  • раз в три года — административно-технический персонал (специалисты по охране труда, инспекторы).

Проверку знаний проводят в комиссиях на предприятии или в отраслевых комиссиях Ростехнадзора. Посмотреть порядок и сроки можно на официальных сайтах территориальных управлений ведомства, в разделе «Деятельность».

Проверка знаний в области охраны труда

Одна из обязанностей работодателя — обучение работников в области охраны труда (ст. 214 ТК РФ):

  • проведение инструктажей, стажировки, подготовки в образовательных организациях;
  • проверка знаний требований охраны труда;
  • разработка инструкций по охране труда и ознакомление с ними сотрудников.

В этой сфере в 2022 году произошли существенные изменения.

С 1 марта 2022 года действуют новые положения раздела Х ТК РФ, которые закрепляют оценку профессиональных рисков и специальную оценку условий труда на рабочих местах как основу планирования всех мероприятий в этой сфере. Вместо подготовки и допуска персонала «по списку должностей» применяется риск-ориентированный подход.

С 1 сентября 2022 года вступают в силу Правила обучения по охране труда (Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 № 2464) вместо Порядка 1/29 (Постановление Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 29). Они устанавливают минимальное количество работников, которые проходят подготовку в учебных центрах, в том числе для микропредприятий; устанавливают требования к учебным программам.

Руководители организаций наделяются правом освобождать часть персонала от обучения, если на рабочих местах таких сотрудников уровни рисков не превышают нормальных значений.

Постановление № 2464 относится к обязательным требованиям. Работодатели должны провести подготовительные мероприятия до вступления его в силу, а не после, как было ранее (ст. 3 Федерального Закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ). До 1 сентября 2022 года нужно успеть:

  1. Организовать и провести внеочередную проверку знаний по Постановлению № 2464. Перед этим направить на подготовку в учебные центры членов комиссий по проверке знаний и лиц, ответственных за инструктаж. Процедуры провести по требованиям Порядка 1/29.
  2. Разработать новые списки на обучение, графики подготовки сотрудников.
  3. Утвердить новые программы внутрикорпоративного обучения, инструктажей. Назначить ответственных за их проведение.
  4. При необходимости, внести изменения в локальные нормативные акты, кроме инструкций по охране труда.

Минтруд приостановил действие приказа о новых требованиях к правилам и инструкциям по охране труда до 1 января 2023 года (приказ Минтруда от 29.10.2021 № 772н). Это тоже одна из антисанкционных мер, которая освобождает работодателей от обязанности пересмотра в 2022 году всех ИОТ.

Прочие допуски персонала

Приложение 3 к Постановлению № 353 содержит перечень разрешительных режимов, по которым смягчаются требования. Приложения 4–18 устанавливают особенности для отдельных отраслей.

Для вашего удобства мы собрали в одну таблицу информацию о продлении аттестаций и аккредитаций персонала.

Вид разрешения На какой период продлевается
1 Квалификационные аттестаты на право подготовки заключений экспертизы проектной документации На 2 года, если срок действия истекает в период с 14 марта 2022 года по 31 декабря 2023 года
2 Подготовка специалистов гражданской авиации 90 + 90 дней по отдельному решению
3 Свидетельства ДОПОГ На 6 месяцев, если срок действия истекает до 15 сентября 2022 года
4 Аттестация экспертов по аккредитации На 12 месяцев, если срок истекает до 1 марта 2022 года, в том числе не завершена аттестация до 14 марта 2022 года
5 Аттестация экспертов, привлекаемых надзорными органами На 12 месяцев, если срок действия заканчивается в период с 14 марта по 31 декабря 2022 года

Дополнительно ведомства могут самостоятельно устанавливать послабления при аттестации:

  • экспертов по специальной оценке условий труда;
  • реставраторов и специалистов по сохранению объектов культурного наследия;
  • экспертов по оценке пожарного риска;
  • медицинских и фармацевтических работников;
  • независимых экспертов в области страхования.

Если работодатели решат воспользоваться предоставленными льготами, им нужно внести соответствующие изменения в графики повышения квалификации и проверки знаний персонала.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Новации в аттестации медработников

Институт профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения, введенный в практику с 23 июля 2021 г., является одновременно и новеллой законодательства, и аналогом ранее существовавшей системы присвоения (снижения, лишения) квалификационных категорий медицинских работников. Порядок и условия проведения профессиональной аттестации отражены в Инструкции N 70 и существенно не отличаются от предыдущих подходов и требований, применяемых при присвоении квалификационных категорий. Вместе с тем Инструкция N 70 содержит ряд новых норм, которые рассмотрим ниже.

Под термином «аттестация» понимается процедура определения уровня квалификации и практических навыков работников, проводимая на основании результатов аттестационного экзамена и экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности (абз. 4 п. 2 Инструкции N 70). Введены также новые термины «аттестуемый» и «аттестационные документы» (абз. 2, 3 п. 2 Инструкции N 70).

Аттестация проводится на присвоение или подтверждение второй, первой и высшей квалификационной категории, при этом присвоение квалификационных категорий осуществляется последовательно (п. 18 Инструкции N 70). Имеются немногочисленные исключения из этого правила, изложенные в п. 24 Инструкции N 70, которые касаются работников, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности и внесших большой вклад в развитие отрасли. Срок действия квалификационной категории — 5 лет (ч. 2 п. 4 Инструкции N 70).

Аттестация подразделяется на обязательную, а также на проводимую по инициативе работника и по инициативе руководителя организации.

Обязательная аттестация проводится:

— для присвоения второй квалификационной категории;

— подтверждения квалификационной категории (ч. 1 п. 19 Инструкции N 70).

Установлен перечень лиц, которые освобождаются от прохождения обязательной аттестации (ч. 2 п. 19 Инструкции N 70), как правило, это лица, длительно не работавшие по уважительным причинам, беременные женщины и работники, проработавшие в соответствующей должности служащего менее года. В случае отказа работника от прохождения обязательной аттестации, отсутствия у работника необходимого объема времени профессиональной подготовки по вине работника руководитель организации (индивидуальный предприниматель), в которой (у которого) работает работник, направляет аттестационные документы в аттестационную комиссию (аттестационную подкомиссию) для принятия решения о снижении (отмене) квалификационной категории (ч. 3 п. 26 Инструкции N 70).

По инициативе работника проводится аттестация на присвоение более высокой квалификационной категории или подтверждение действующей квалификационной категории (ч. 2 п. 6 Инструкции N 70). Этот вид аттестации можно отнести к плановому. В таком случае работник обращается в кадровую службу организации (к индивидуальному предпринимателю), в которой (у которого) он работает, с заявлением о подготовке аттестационных документов (ч. 2 п. 26 Инструкции N 70).

Руководитель организации инициирует аттестацию на присвоение работнику второй квалификационной категории, а также на подтверждение квалификационной категории в отношении работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям. Это внеплановая аттестация, которой не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до 5 лет (ч. 3 п. 6 Инструкции N 70).

Квалификационные категории медработникам присваиваются последовательно по каждой занимаемой должности. Определен минимальный объем рабочего времени занятого работника, при котором категория сохраняет действие, а работник допускается к аттестации на ее подтверждение: аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории могут проходить лица, работающие по основной должности служащего, в том числе на условиях неполного рабочего времени (не менее 0,25 ставки), а также работающие на условиях совместительства не менее, чем 0,25 ставки (ч. 2 п. 7 Инструкции N 70).

Для присвоения квалификационной категории работнику необходимо иметь установленные для каждой категории:

— стаж работы по специальности;

— объем времени профессиональной подготовки (ч. 1 п. 21 Инструкции N 70).

Требования к стажу работы по специальности и объему времени профессиональной подготовки для присвоения квалификационной категории медицинским работникам

Категория Требуемый стаж работы по специальности Требуемый объем времени профессиональной подготовки
для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием
Вторая Не менее 3 лет Не менее 100 часов Не менее 50 часов
Первая Не менее 6 лет и время работы во второй квалификационной категории не менее 3 лет Не менее 160 часов Не менее 80 часов
Высшая Не менее 9 лет и время работы в первой квалификационной категории не менее 3 лет Не менее 160 часов Не менее 80 часов

Новой является норма о включении в стаж работы для присвоения квалификационной категории периодов работы на должностях служащих в государственных органах управления здравоохранением всех уровней, на должностях освобожденных председателей и их заместителей комитетов профессионального союза работников здравоохранения (для аттестации по квалификации «врач — организатор здравоохранения», «провизор-организатор»), на должностях служащих в Белорусском Обществе Красного Креста, за пределами Республики Беларусь на должностях врачей-специалистов, провизоров-специалистов, медицинских, фармацевтических работников, имеющих среднее специальное образование, при подтверждении факта работы трудовым договором или договором, предусмотренным гражданским законодательством (ч. 1 п. 22 Инструкции N 70).

В объем времени профессиональной подготовки наряду с традиционными формами обучения включено участие в образовательных мероприятиях, проводимых с использованием современных технических средств обучения в удаленном доступе и дистанционных технологий, организуемых в целях совершенствования профессиональных знаний, в том числе по инициативе медицинских, фармацевтических общественных объединений, подтвержденное сертификатом участника (ч. 2 п. 23 Инструкции N 70).

Для аттестации на подтверждение квалификационной категории установлены новые требования по объему профессиональной подготовки: для работников с высшим медицинским образованием — не менее 160 часов, для работников со средним специальным медицинским образованием — не менее 80 часов.

Новым является требование для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием, претендующих на высшую квалификационную категорию или для подтверждения высшей квалификационной категории, наличия за последние 5 лет не менее одной публикации или выступления на съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, проводимых в целях совершенствования профессиональных знаний. Для этой же цели засчитываются документы:

— о проведении мастер-классов или о внедрении новых методов оказания медицинской помощи, освоении новых технологий в фармацевтической промышленности;

— о назначении аттестуемого руководителем врачами-интернами, провизорами-интернами, резидентами-ординаторами, аспирантами, докторантами (ч. 2, 3 п. 21 Инструкции N 70).

Обязательным условием для присвоения (подтверждения) квалификационной категории является освоение содержания образовательных программ повышения квалификации по специальности в соответствии с занимаемой должностью служащего в количестве не менее 80 часов, а для работников со средним специальным медицинским, фармацевтическим образованием — не менее 40 часов (ч. 4 п. 23 Инструкции N 70).

Подготовку документов для аттестации обеспечивает совместно с работником кадровая служба организации. Кроме того, кадровая служба занимается вопросами, содержащимися в ч. 1 п. 26, п. 27 Инструкции N 70.

Одним из важных документов, представляемых в аттестационную комиссию, является отчет о профессиональной деятельности.

Требований к объему отчета о профессиональной деятельности не установлено. Инструкцией N 70 не предусмотрено получение заключения на отчет главного специалиста главного специалиста Минздрава, главного управления по здравоохранению областного исполнительного комитета (комитета по здравоохранению Мингорисполкома), органа управления здравоохранением ведомственных организаций здравоохранения, в полномочия которого входит ведение данного направления деятельности. Ранее наличие такого заключения было обязательным.

Аттестационные комиссии присваивают или подтверждают квалификационные категории по результатам:

— экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности;

— сдачи работником аттестационного экзамена (ч. 1 п. 29 Инструкции N 70).

Таким образом, аттестация проходит в два этапа, однако высшая квалификационная категория подтверждается работнику по результатам экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности без проведения аттестационного экзамена (ч. 5 п. 29 Инструкции N 70).

По результатам аттестации аттестационной комиссией (аттестационной подкомиссией) принимается одно из следующих решений:

— присвоить (подтвердить) квалификационную категорию, по которой работник проходит аттестацию;

— отказать в присвоении квалификационной категории;

— не подтвердить и снизить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (для первой и высшей квалификационной категории);

— отменить квалификационную категорию, которая была присвоена ранее (ч. 1 п. 30 Инструкции N 70).

Решение аттестационной комиссии (аттестационной подкомиссии) не позднее 10 рабочих дней со дня заседания утверждается соответствующим приказом, копия которого в течение 5 рабочих дней направляется в организацию (индивидуальному предпринимателю), работник которой проходил аттестацию (п. 32 Инструкции N 70).

Изменился порядок обжалования решений аттестационных комиссий. Аттестуемый имеет право обжаловать вынесенное решение в республиканскую аттестационную комиссию в течение 1 месяца со дня ознакомления с приказом (п. 37 Инструкции N 70). Ранее необходимо было обращаться в вышестоящую аттестационную комиссию по подчиненности.

Таким образом, установленный порядок профессиональной аттестации позволяет оценить уровень теоретической и практической подготовки работников, повысить ответственность работников за выполнение профессиональных обязанностей, стимулировать профессиональный рост работников.

Читайте этот материал в ilex >>*
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Аттестация медицинских работников на категорию в 2022 году

Право осуществлять медицинскую деятельность в нашей стране имеют лица, обладающие специальным образованием и свидетельством об аккредитации.

ВАЖНО! До 2016 года вместо свидетельства об аккредитации требовалось наличие сертификата специалиста. Поскольку аккредитация носила постепенный характер, выдача таких сертификатов продолжалась до 1 января 2021 года, и они будут действовать до окончания срока, на который выдавались (абз. 1, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 100 закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Поскольку в руках медиков самое дорогое, что есть у человека, — его здоровье, государство старается тщательно контролировать квалифицированность медицинских кадров. Так, обязательным для них является постоянное повышение квалификации. Оно должно проводиться не реже чем раз в пять лет на протяжении всей трудовой деятельности специалиста. Это всегда обучение в образовательных или научных организациях с последующим экзаменом и выдачей специального документа — свидетельства.

Специалисты разных сфер деятельности проходят аттестацию с установленной периодичностью. Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о сроках проведения данной процедуры. Прямо сейчас вы можете получить бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.

В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация на категорию сугубо добровольна. Она затрагивает не столько профессиональную, сколько материальную сторону работы медика (наличие категории в том числе дает возможность получать более высокое вознаграждение). Хотя при аттестации тоже оценивается уровень знаний и навыков специалиста и имеет место итоговый экзамен.

В отношении работников многих отраслей, в том числе медицины и фармацевтики, законом определен, в свою очередь, порядок повышения квалификации. Подробности — в специальном материале, подготовленном экспертами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Аттестация медицинских работников в 2022 году: правовые основы

Аттестация медицинских работников в 2022 году регулируется специальным НПА — приказом Минздрава России от 22.11.2011 № 1083н, который определяет порядок и процедуру получения категорий. Данный норматив заменил ранее действовавший аналогичного назначения — приказ Минздрава России от 23.04.2013 № 240н.

ВАЖНО! До 1 января 2023 года аттестация медицинских и фармацевтических работников на получение квалификационной категории приостановлена, за исключением аттестации на присвоение категории впервые и получение более высокой категории (п. 1 приказа Минздрава России от 07.02.2022 № 59н).

Так или иначе, приказ № 1083н — действующий нормативный акт по аттестации, общий для лиц с высшим и средним образованием. При этом:

  • специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием аттестуют согласно номенклатуре специальностей из приказа Минздрава России от 07.10.2015 № 700н;
  • специалистов со средним медобразованием — согласно номенклатуре из приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 № 176н;
  • специалистов, имеющих иное высшее профобразование,— по должностям согласно номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Врачи и фармацевты проходят аттестацию один раз в 5 лет, за исключением аттестации на получение более высокой категории. На более высокую категорию аттестация проводится не ранее чем через два года с момента издания акта о присвоении текущей категории (п. 5 Порядка, утвержденного приказом № 1083н).

В феврале 2022 года Минздрав выпустил приказ — от 07.02.2022 № 59н, разъясняющий особенности прохождения медработниками и фармацевтами аттестации для получения квалификационной категории в 2022 году. В соответствии с п. 1 документа прохождение ими аттестации приостанавливается до 01.01.2023 (исключение — аттестация на присвоение квалификационной категории впервые, а также более высокой квалификационной категории). А в соответствии с п. 3 документа на 12 месяцев продлевается срок действия квалификационных категорий при истечении срока их действия в период с 1 января по 31 декабря 2022 года. В том числе — срок действия присвоенных категорий, которые были продлены в период:

  • с 01.02.2022 по 01.01.2021 в соответствии с приказом Минздрава России от 30.04.2020 № 394н;
  • до 01.01.2022 в соответствии с приказом Минздрава России от 02.02.2021 № 41н.

С 1 марта 2022 года работодатели учитывают большое количество нововведений в сфере охраны труда.

Эксперты «КонсультантПлюс» подготовили для вас специальный материал об особенностях аттестации медработников в 2022 году. Получите пробный доступ к данной справочно-правовой системе бесплатно.

ВАЖНО! «Аттестационный» приказ №1083н вступил в силу с 01.01.2022. Категории, присвоенные до этой даты, продолжают действовать весь срок, на который были присвоены.

Всего квалификационных категорий три:

  • вторая;
  • первая;
  • высшая.

Для каждой из них приказом № 1083н закреплены требования к стажу, знаниям и умениям специалиста медицинского профиля.

Общие правила аттестации врачей и медработников среднего звена

Аттестацию медицинских работников проводит экспертная группа специальной аттестационной комиссии. Сам экзамен включает в себя три этапа:

  1. Экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста. Такой отчет подается соискателем в пакете документов, требуемых для прохождения аттестации, и предварительно оценивается комиссией с вынесением заключения.
  2. Тестирование. Успешным считается выполнение 70% от общего объема тестовых заданий.
  3. Собеседование по теории и практике.

Итоговым результатом экзамена/аттестации будет решение комиссии о присвоении категории или отказе в этом. В случае несогласия решение можно обжаловать в органе госвласти или организации, которыми была создана комиссия. В данном случае правомерно говорить о действии нормы, установленной п. 91 Административного регламента, утвержденного приказом Минздрава России от 10.09.2020 № 959н. Приказ № 1083н не содержит норм, устанавливающих порядок обжалования действий аттестационной комиссии (в отличие от приказа № 240н, в соответствии с которым обжалование было возможно в течение года после принятия комиссией решения по аттестации).

Присвоение категории оформляется распорядительным актом указанного органа (организации). О присвоении категории специалиста уведомляет ответственный секретарь.

ВАЖНО! С 1 марта 2022 года работодатели обязаны информировать сотрудников об условиях и охране труда.

Итоги

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *