Как получить ЭЦП, и чем он отличается от «Дія.Підпис» и КЭП
В век новейших технологий документооборот тоже все стремительнее переходит онлайн. И это касается не только бизнеса, но и обычных рядовых граждан. На смену подписи от руки пришли ее электронные аналоги. Что такое электронная подпись для физических лиц, с помощью каких средств ее можно использовать, и чем отличаются и как получить ЭЦП, КЄП, BankID и «Дія.Підпис» в том числе и через ПриватБанк, Альфа-банк и monobank, выясняла редакция dev.ua.
В век новейших технологий документооборот тоже все стремительнее переходит онлайн. И это касается не только бизнеса, но и обычных рядовых граждан. На смену подписи от руки пришли ее электронные аналоги. Что такое электронная подпись для физических лиц, с помощью каких средств ее можно использовать, и чем отличаются и как получить ЭЦП, КЄП, BankID и «Дія.Підпис» в том числе и через ПриватБанк, Альфа-банк и monobank, выясняла редакция dev.ua.
Что такое ЭЦП, КЭП, BankID и «Дія.Підпис»
Электронная цифровая подпись (ЭЦП) — это набор объединенных логикой и криптографически преобразованных данных, в том числе и электронных, которые с помощью определенных средств используются в онлайн-пространстве вместо личной подписи от руки. Средствами могут быть аппаратные устройства, программные обеспечения, или апаратно-программные.
Квалифицированная электронная подпись отличается от ЭЦП тем, что базируется на сертификате, удостоверяющем идентификационные данные подписанта.
BankID — это способ электронной верификации, который использует персональные данные клиентов из тех банков, где они обслуживаются.
Отличия ЭЦП от КЭП, BankID и «Дія.Підпис»
Следовательно, различие между КЭП, ЭЦП, BankID и «Дія.Підпис» в уровне доверия к схемам электронной идентификации, базируется на способе шифрования данных в средстве, с помощью которого эта подпись затем используется (MobileID, подпись на ID-карточке, токен или защищенная флешка), и в соответствии с регламентом электронных транзакций на европейском рынке:
- высокой для КЄП и «Дія.Підпис» (по определению, опубликованному на сайте Минцифры «Дія.Підпис» является квалифицированной электронной подписью);
- средней для электронной цифровой подписи;
- низкий уровень доверия для BankID, применяться не для всех электронных услуг, а только для наименее рисковых.
Токен, который предназначен для хранения КЭП, отличается от обычной флешки тем, что ключ генерируется в его памяти, никогда его не покидает, и подписание проходит внутри токена. Обычно это устройство должно иметь экспертное заключение соответствия требованиям действующего законодательства.
По требованию к средствам, которые используются для наложения ЭЦП, срок его действия составляет от одного до двух лет.
Как получить электронную подпись для физических лиц
Для получения электронной цифровой подписи необходимо пройти идентификацию личности. Информация для идентификации может выглядеть как документы, представленные лично в бумажном виде, так и с помощью информации, которая содержится на базе уже пройденной электронной идентификации в других учреждениях. Это могут быть банки, мобильные приложения и прочее, где такие документы уже были предоставлены.
Документы, которые понадобятся для получения электронных ключей физического лица, следующие:
- заполненная и подписанная регистрационная карточка в двух экземплярах;
- копия учетной карточки налогоплательщика (идентификационный номер);
- копия паспорта (с 1 по 4 страницу), заверенная собственноручной подписью. Можно отказаться от идентификационного номера, если это противоречит религиозным убеждениям, тогда подается копия страницы паспорта с соответствующим предписанием.
Бесплатно ЭЦП для физических лиц можно получить в некоторых банковских учреждениях, через информационно-справочный департамент ГНС и через «Дія.Підпис», но не всегда онлайн, и для некоторых учреждений эта услуга платная.
После уплаты сбора за оформление электронной подписи ЭЦП можно получить, обратившись в отделение Ощадбанк, УкрСиббанк, Креди Агриколь Банк. При себе необходимо иметь паспорт и ИНН, заполнить соответствующие формы, придумать пароль, и в некоторых случаях необходимо иметь при себе флешку.
Бесплатно и онлайн через соответствующее приложение такие услуги предоставляет ПриватБанк, и для этого нужно быть клиентом банка.
ЭЦП через ПриватБанк
Через Приват24 (для физлиц) можно получить ЭЦП бесплатно. Для этого необходимо пройти верификацию с помощью финансового номера телефона:
- В меню «Все услуги», раздел «Бизнес», подраздел «Электронная цифровая подпись».
- ФИО и населенный пункт подтягивается автоматически, но эти данные лучше проверить — Данные верны.
- Придумать пароль для ЭЦП, используя более чем 8 символов латинского алфавита и цифры.
- Подтверждение операции поступит в виде SMS на финансовый номер, и понадобится согласиться с условиями и правилами предоставления банковских услуг.
- После нажатия кнопки «Далее» файл с ключом в формате *jks с названием «pb_ІПН физлица» загрузится на устройство в папку, которая установлена по умолчанию для загрузок. Также на мейл поступит письмо с информацией о том, что на ваше имя выпущена квалифицированная электронная подпись и перечень параметров.
Важно отметить, что в Приват24 есть обновленная версия интерфейса. Там на главной странице нужно зайти в раздел меню «Бизнес» и выбрать электронную цифровую подпись для физ. лица. Далее система переведет к интерфейсу и шагам, которые описаны выше.
ЭЦП через информационно-справочный департамент ГНС
Информационно-справочный департамент ГНС может предоставлять электронные доверительные услуги. В их перечень входит и предоставление электронной цифровой подписи.
Для этого необходимо заполнить регистрационные заявления, собрать необходимые документы, формы и образцы заполнения которых можно найти на странице сайта, загрузил соответствующий архив. С собранными и заполненными документами обратиться к любому представительства квалифицированного поставщика ЭДП ИСД ГНС, список которых представленный на сайте.
В центрального удостоверяющего органа Министерство цифровой трансформации Украины также есть Доверительный список, где можно найти квалифицированных поставщиков электронных доверительных услуг с информацией и ссылкой на каждого.
В список входят учреждения, которые частично принимают документы в электронном виде.
С 7 октября на сайте центрального удостоверяющего органа появилась новость, что получить электронные доверительные услуги без предоставления регистрационной карточки и бумажных копий документов можно сделать с помощью функции «Шеринг» приложения «Дія». Но пока в приложении такой функции редакция не увидела.
ЭЦП через «Дія.Підпис»
«Дія.Підпис» выполняет функции квалифицированной электронной подписи (КЭП). Сгенерировать его можно с помощью мобильного приложения, которое доступно на Android и iOs:
- авторизоваться в приложении с помощью BankID или MobileID;
- в «Меню» выбрать пункт «Дія.Підпис»;
- с помощью фронтальной камеры подтвердить личность наклоняя и поворачивая голову направо или налево по подсказкам. Рамка должна оставаться зеленой. Иногда для этого понадобится подойти к более освещенному месту или приблизить камеру. Если попытка будет удачной, появится оповещение «Спасибо, личность подтверждена»;
- придумать пароль из 5 цифр, подтвердить его и подпись будет сформирована. Найти его можно будет в том же пункте меню «Дія.Підпис».
ЭЦП через Альфа-банк
Альфа-банк предоставляет услуги электронной цифровой подписи только для юридических лиц или физических лиц-предпринимателей. Для обычных граждан банк такие услуги не предоставляет.
ЭЦП через monobank
monobank выдает ЭЦП для физических лиц, но пользоваться им можно только для коммуникации с самим банком. Ключ вне приложения виртуального банка нигде не используется.
В банке, при открытии счета и оформлению карточки, автоматически формируется BankID для клиента, и с его помощью можно пользоваться различными сервисами и некоторыми услугами госпорталов.
При авторизации на сервисе, где требуется Bank ID, требуется:
Электронная подпись для самозанятых
Самозанятые граждане в большинстве случаев работают дистанционно, поэтому электронная подпись для самозанятого — возможность заключать договоры онлайн (удалённо), а также вести дистанционно любой документооборот с заказчиками, клиентами и покупателями.
Какая ЭЦП нужна самозанятым
Юридически значимый документооборот, например заключение договоров, составление актов выполненных работ или услуг, выставление счетов и обмен такими документами, предполагает использование квалифицированной электронной подписи. Только такая подпись — аналог собственноручной.
Кроме того, ЭЦП для самозанятых граждан может понадобится для подачи электронных документов в суд и другие государственные органы, а также для получения госуслуг в электронном виде.
Получите сертификат ЭЦП
Пройдите идентификацию и получите сертификат удалённо с помощью смартфона и биометрического загранпаспорта.
Поскольку электронная подпись для самозанятого — это ЭЦП, оформленная на физическое лицо, то она может использоваться не только для бизнеса, но и в личных целях. Например, если нужно заключить трудовой договор на условиях дистанционной работы или какую-либо гражданскую сделку, зарегистрироваться в государственной информационной системе и работать в ней удалённо.
Преимущества ЭЦП для самозанятых граждан:
- Документы подписываются и отправляются моментально.
- Все сделки можно совершать в онлайн-режиме, так же, как и обмениваться документами в ходе исполнения сделки.
- Значительно сокращаются расходы на документооборот — от бумажных документов можно вовсе отказаться, а значит, не потребуется их сканировать, распечатывать и тратить на это деньги.
- Повышается уровень информационной безопасности. Квалифицированную электронную подпись нельзя подделать, а как только электронный документ составлен и подписан, в него невозможно внести изменения.
- С помощью ЭЦП можно подписывать любые документы, не только юридически значимые, а также заверять копии и удостоверять подлинность документов.
Как оформить ЭЦП для самозанятого
Самозанятые оформляют ЭЦП на своё имя, как на физическое лицо. Получить ЭЦП для самозанятых можно только в удостоверяющем центре, который аккредитован Минкомсвязью.
Для оформления ЭЦП в аккредитованном удостоверяющем центре «Инфотекс Интернет Траст» необходимо:
- Подать заявку на сайте.
- Оплатить услуги согласно счёту и подготовить документы для прохождения идентификации.
- Получить квалифицированный сертификат после прохождения идентификации.
ЭЦП можно получить в офисе компании или с помощью курьерской доставки. Также в нашей компании есть возможность дистанционного прохождения идентификации и оформления ЭЦП — при помощи созданного нами сертифицированного сервиса. Для дистанционного получения сертификата потребуется смартфон с NFC-технологией и загранпаспорт нового образца.
Чтобы получить электронную подпись, оставьте заявку. Наши специалисты помогут вам оформить электронную подпись для самозанятых — удалённо, быстро и по выгодной цене.
ЭЦП для физических лиц и самозанятых для торгов
Большое количество закупок проходит в электронном виде. Для участия в торгах физическим лицам и самозанятым необходима электронная подпись (ЭП). О том, какая подпись нужна, какие подготовить документы для ее получения и на каких электронных площадках можно участвовать в торгах, рассказываем в статье.
Оформить электронную подпись для торгов вы можете в Удостоверяющем центре Контура.
Какая электронная подпись нужна для торгов для физических лиц и самозанятых
Электронные торги, проводимые в электронной форме, бывают нескольких видов:
запрос котировок,
- запрос предложений,
- аукцион,
- конкурс,
- закупка у единственного поставщика.
Законы 44-ФЗ и 223-ФЗ регулируют электронные торги в сфере закупок.
44-ФЗ определяет закупочные процедуры, осуществляемые государственными и муниципальными учреждениями.
223-ФЗ регламентирует аналогичные закупки, которые проводят компании, на половину или более принадлежащие государству.
Законодательство о государственных и муниципальных закупках прямо упоминает физических лиц среди возможных участников закупок (п. 4 ч. 1 ст. 3 44-ФЗ).
Физическое лицо может оформить статус плательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) для того, чтобы его деятельность на торгах не была признана незаконным предпринимательством и для большего количества возможностей в сфере закупок.
Для регистрации на площадке, участия в электронных торгах и подачи заявки физическим лицам и самозанятым гражданам нужна квалифицированная электронная подпись (КЭП).
КЭП придает документу юридическую силу, показывает, кто его подписал и позволяет отследить, вносились ли изменения.
Некоторые площадки, например, те, на которых осуществляют закупки по 223-ФЗ, сами определяют требования к электронной подписи. Для участия в торгах на таких площадках может понадобиться неквалифицированный сертификат, КЭП или КЭП со специальным платным расширением — OID-ом.
OID — это атрибут сертификата, который содержит дополнительную информацию, например, о владельце подписи, удостоверяющем центре, ключах и тп. Для участия в торгах на определенной ЭТП OID включает в себя идентификатор этой торговой площадки.
Физические лица могут также участвовать на торгах по реализации имущества предприятий-банкротов. Этот вид торгов регулирует 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и приказ Минэкономразвития от 15.02.2010 № 54. Для участия понадобится КЭП.
Оформить электронную подпись для торгов вы можете в Удостоверяющем центре Контура.
На каких ЭТП физлица и самозанятые могут работать с электронной подписью
Закупки по 44-ФЗ организуют и проводят на восьми аккредитованных ЭТП (электронных торговых площадках). Их актуальный перечень размещен на специализированном интернет-ресурсе ЕИС Закупки:
- АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»,
- АО «Единая электронная торговая площадка»,
- АО «Российский аукционный дом»,
- АО «Электронные торговые системы»,
- АО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»,
- АО «ТЭК-Торг»,
- ООО «РТС-тендер»,
- ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».
Участие в торгах предусматривает обязательную регистрацию в Единой информационной системе.
На площадке — АСТ ГОЗ, на которой проводят электронные торги по гособоронзаказу, физические лица и самозанятые участвовать не могут, только юридические лица.
Организация и проведение закупок по 223-ФЗ осуществляют на различных ЭТП, которых множество. Большая часть из них создана ключевыми заказчиками.
Для закупок с участием субъектов, отнесенных к малому или среднему бизнесу, к которым приравнивают самозанятых, действует ограничение. Подобные торговые процедуры проводят исключительно на восьми ЭТП, аккредитованных в соответствии с требованиями 44-ФЗ.
Для реализации имущества предприятий-банкротов Минэкономразвития определено несколько ЭТП:
- АО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»,
- АО «Российский аукционный дом»,
- ООО «Система Электронных Торгов»,
- ООО «Центр реализации»,
- «НЭП-Фабрикант»,
- uTender и др.
Что для физических лиц и самозанятых, кроме подписи, нужно для участия в электронных торгах
Для того, чтобы физическому лицу или самозанятому стать полноценным участником госзакупок, кроме ЭП, необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе (ЕИС).
ЕИС — это портал, на котором представлена информация о заказчиках, участниках закупок, контролирующих органах и др. На портале размещаются все закупки, а также хранится информация об уже заключенных контрактах.
При регистрации ЕИС перенаправит на портал ЕСИА (Госуслуги), авторизацию можно пройти с помощью электронной подписи.
После регистрации физическое лицо или самозанятый будут внесены в Единый реестр участников закупок (ЕРУЗ).
Найти нужную закупку можно на официальном сайте ЕИС или на восьми аккредитованных по 44-ФЗ ЭТП.
Для участия в государственных закупках также необходимо открыть специальный счет, на который будет переводиться обеспечение заявки. Счет открывают в уполномоченном банке, список утвержден распоряжением Правительства РФ от 13.07.2018 № 1415-р. Обеспечение закупки обязательно для контракта с суммой выше 1 млн рублей, однако некоторые заказчики могут запросить обеспечение и с меньшей суммой.
Перед участием в торгах нужно зарегистрировать электронную подпись на площадках. Сделать это можно в личном кабинете, привязав ЭП к аккаунту. Процесс регистрации занимает несколько рабочих дней.
Участие в коммерческих закупках происходит на специализированных и на своих собственных электронных ресурсах. Для участия в торгах нужно уточнить правила аккредитации на каждой интересующей площадке и выполнить их.
Документы для получения ЭЦП для торгов
Для физического лица необходимы документы:
- Паспорт — оригинал или заверенная копия.
- Заявление на выдачу сертификата. При обращении в сервисный центр заявление выдаст сотрудник УЦ после предоставления документов. При оформлении заявки через личный кабинет сначала необходимо скачать заявление, подписать его и загрузить скан-копию, затем при подтверждении личности в Удостоверяющем центре (УЦ) отдать оригинал заявления.
Также необходимо сообщить номера ИНН и СНИЛС, а в случае, если они не пройдут проверку в государственных органах (ПФР и ФНС России), представить их оригиналы или заверенные копии.
Для самозанятых необходим такой же пакет документов.
Теперь вы знаете как стать полноценным участником закупок. Участвуйте в торгах с электронной подписью Контура.
Для чего еще можно использовать ЭЦП для торгов
С КЭП можно решать все «бумажные» вопросы онлайн: подписывать акты выполненных работ, договоры оказания услуг и другие документы без дополнительных соглашений.
КЭП также можно использовать для личных нужд:
- получать государственные услуги на интернет-порталах,
- оплачивать налоги без посещения ФНС,
- получать налоговые вычеты,
- контролировать пенсионные накопления и штрафы ГИБДД,
- регистрировать авторские права на сайте Роспатента,
- вести документооборот с судами и пр.
С усиленной квалифицированной подписью можно легко стать представителем малого бизнеса, для этого доступна подача документов на регистрацию юрлица или ИП в электронном виде. Готовые документы также не нужно забирать, выписка из реестра придет на почту с электронной подписью от ФНС.
Как получить ЭП физическим лицам и самозанятым для участия в торгах
Заказать электронную подпись можно в Удостоверяющем центре Контура. УЦ разработал несколько тарифов, стоимость зависит от вида ЭП и ее задач:
- Тариф «Электронная подпись 3.0» — ЭП подходит для торгов по 44-ФЗ, 223-ФЗ, коммерческих торгов и на площадках по реализации имущества банкротов, подпись можно использовать для отчетности, прочего электронного документооборота. Стоимость от 5900 руб. за год.
- Тариф «Марафон» — двухлетняя подписка на сертификат ЭП с необходимыми дополнениями для участия в торгах, бесплатные перевыпуски сертификата, консультации экспертов в сфере закупок: законодательство, правила участия в торгах, законность действий заказчика и другие вопросы. Стоимость 13900 руб. за 2 года.
Если у вас нет возможности посетить УЦ лично, то вы можете заказать выезд курьера к себе домой. Курьер удостоверит личность, заберет документы и передаст токен.
При приобретении сертификата сервис самостоятельно установит программы для ЭП, и вы сможете использовать подпись сразу после завершения процедуры.
В УЦ клиентам Контура доступна круглосуточная техподдержка, которая поможет решить все вопросы по работе с электронной подписью.
Начните участвовать в электронных торгах. Закажите электронную подпись в Контуре.
Как получить эцп самозанятому
Отримати послуги ЕЦП фізична або юридична особа може в одному з акредитованих центрів сертифікації ключів (АЦСК). Сьогодні таких центрів в Україні 24. Інформацію про них можна отримати з Електронного реєстру суб’єктів, які надають послуги, пов’язані з ЕЦП на сайті Центрального засвідчувального органу Міністерства юстиції України, який здійснює акредитацію центрів сертифікації ключів.
Відповідно до законодавства у сфері ЕЦП, послуги надаються АЦСК відповідно до регламентів роботи та на підставі договорів. Інформацію про регламенти роботи АЦСК, порядок та вартість отримання послуг ЕЦП, а також адреси пунктів надання таких послуг, розміщено на сайтах АЦСК. Посилання на ці сайти можна знайти в Електронному реєстрі суб’єктів, які надають послуги, пов’язані з ЕЦП, в розділах, кожний з яких відповідає окремому АЦСК.
Строк дії сертифікатів ЕЦП, не перевищує два роки. Після закінчення цього терміну, для накладення ЕЦП на документи, необхідно здійснити повторне отримання послуг. Причиною цього є вимоги захисту інформації, які висуваються до засобів, що використовуються для накладення ЕЦП.