Как работает служба безопасности в компаниях
Перейти к содержимому

Как работает служба безопасности в компаниях

Как работает служба безопасности при приеме на работу

Проверка службой безопасности — это распространенная процедура при приеме на работу. Особенно тщательно проверяют кандидатов в государственные структуры. Но отказать из-за результатов могут не всегда.

Что проверяет служба безопасности

Служба безопасности давно стала обыденным делом. Ее полномочия обычно расписываются в локальных актах фирмы, например, в соответствующем Положении. В состав работников такого отдела нередко входят бывшие сотрудники правоохранительных органов, которые сохранили «связи» и охотно их используют в текущей деятельности. Например, проверка при устройстве на работу — обязательное условие для соискателей в банках или госструктурах. При заполнении анкеты кандидаты соглашаются на проверку указанных данных.

Если содержать самостоятельную структуру нецелесообразно, то прибегают к услугам сторонних компаний, специализирующихся в этой сфере.

Вне зависимости от того, каким вариантом пользуется фирма, вот, что проверяет служба безопасности при трудоустройстве на работу:

  • данные о месте жительства;
  • достоверность сведений об опыте (стаже);
  • подлинность документов, в том числе об образовании;
  • отсутствие судимости;
  • не работают ли родственники или близкие друзья в конкурирующих организациях;
  • информацию о дисквалификации.

Первые три пункта относятся почти ко всем соискателям, а про судимость — частный случай. И если выявится наличие проблем с законом у педагога, то это основание для отказа в трудоустройстве. А если речь идет о грузчике, то закон не содержит обязательное требование об отсутствии судимости у претендента. Следовательно, если грузчик узнал, что при устройстве на работу его проверила служба безопасности, и ему отказали из-за того, что во время проверки обнаружена судимости, то это нарушает его права, как потенциального работника. Он вправе обратиться в суд.

Но вся сложность правоприменительной практики в подобных случаях заключается в необходимости доказать причину отказа. В ТК РФ сказано, что по требованию соискателя потенциальный работодатель обязан письменно изложить причины. Но, понятное дело, никакой разумный работодатель на укажет в письменной форме дискриминирующий аргумент.

Как проверяют

В организациях прохождение службы безопасности осуществляется разными способами. Часто применяют собеседование, в ходе которого проверяющий уточняет детали опыта прежней работы или данные о полученном образовании. Зачем? Чтобы убедиться в подлинности предоставленных сведений и документов, посмотреть на реакцию. В ходе собеседования составляется и психологический портрет. Скандалист или чрезмерно нервный человек не отвечает заявленным критериям работодателя. Чтобы иметь представления о человеке, изучают и его «жизнь в социальных сетях».

Другой способ проверки при приеме на работу — документальный, то есть удостоверяют подлинность сведений, содержащихся в документах. При проверке онлайн служба безопасности берет сведения из открытых источников: сайты судов и судебных приставов, данные ЕГРИП и ЕГРЮЛ.

Но следует иметь в виду, что статья 64 Трудового кодекса Российской Федерации содержит прямой запрет на необоснованный отказ в трудоустройстве. Оцениваться должны деловые качества соискателя, а не его убеждения, имущественное или социальное положение. Эта статья является сдерживающим фактором для сотрудников службы безопасности, которые проверяют все, что угодно, и каким угодно способом. Но в случае выявления негативных характеристик они чаще всего указывают на истинную причину отказа. Ограничения и преимущества должны быть прямо установлены законом. Приведем некоторые примеры:

  • возрастные ограничения (для судей);
  • образовательный ценз (для врачей, адвокатов);
  • отсутствие дисквалификации (для руководителей).

Проверка при устройстве в госструктуры

Когда речь идет не о коммерческой компании, а о государственной должности, то служба безопасности руководствуется 144-ФЗ. Таких кандидатов проверяют гораздо тщательнее, часто привлекают ФСБ. Вот, что проверяет ФСБ при устройстве на госслужбу:

  • подлинность трудовой книжки, дипломов и других документов;
  • подлинность биографии;
  • истинные причины увольнения с предыдущих мест работы;
  • биографию родственников и близких друзей;
  • недвижимость и бизнес в собственности;
  • вероятность конфликта интересов;
  • состояние здоровья;
  • банковские счета.

Факт, что проверяет служба безопасности при приеме на работу, крайне важен для госструктур. Чтобы пройти проверку, указывайте информацию о себе максимально подробно и точно. Поводом для отказа становится незначительное расхождение, например, не упомянутый ржавый гараж дальнего родственника. Приготовьтесь, что вопросы задают даже о случайных однофамильцах.

Сколько длится проверка

То, сколько времени проверяет анкету служба безопасности, зависит от организации, в которую устраиваетесь. Чем она крупнее, тем тщательнее рассматривают кандидатов, и ответа ждать дольше. Самые кропотливые проверки в организациях с госучастием и в госструктурах. В среднем ждут одну-две недели. Иногда ожидание растягивается до двух месяцев и даже полугода, если речь о закрытом предприятии из «оборонки».

Как проверить самого себя

Не все организации считают целесообразным держать специалиста в штате или проверяют кандидатов только на топовые должности. При необходимости обращаются в специализированную организацию. Самый простой способ, как проверить себя в службе безопасности, — сделать тоже самое. Но услуга платная.

Можете попытаться проделать то, что делает служба безопасности, но высока вероятность, что некоторую информацию вы не сможете получить бесплатно или без посторонней помощи. Сделайте запросы в:

  • пенсионный фонд;
  • налоговую инспекцию;
  • полицию;
  • Бюро кредитных историй (раз в год они дают выписку бесплатно);
  • бывшие места работы;
  • ВУЗы, где обучались.

Запросите выписки из ЕГРИП и ЕГРЮЛ, по возможности из Росреестра. Обязательно «прогуглите» себя по полному имени, проанализируйте результаты. Если ведете соцсети, взгляните на них глазами постороннего человека: как выглядит аккаунт, о чем пишете, какие записи лайкаете и репостите, на кого подписаны.

Безопасность предприятия ⁠ ⁠

Когда я пришел в Службу безопасности, как и многие мои коллеги, считал, что эта тема давно изучена, работа выстроена, написаны учебники. Как и многие другие считал, что этой работой может заниматься любой более или менее подготовленный оперативный сотрудник. Однако по истечении 6-и лет, я пришел к выводу, что мягко говоря заблуждался и настал момент поделиться своими мыслями с коллегами. Кроме того мои рассуждения и наблюдения могут быть интересными тем, кто только задумывается о создании службы безопасности. Ряд вопросов я постараюсь осветить, ряд умышленно оставлю в виде тезисов. По дальнейшей реакции на выдвинутые тезисы, я оценю целесообразность продолжения публикаций, интерес к данной теме. 1. Немного о себе. — Я являюсь пенсионером силовых структур. Большую часть времени прослужил в уголовном розыске, от оперуполномоченного до руководителя подразделения. Ушел в звании подполковника, в должности начальника отдела. — В службах безопасности работаю более пяти лет. Однозначно на гражданке мне повезло в плане накопления опыта по организации Службы безопасности по ряду сложившихся обстоятельств. В отличии от многих своих собратьев, отслуживших положенный срок в правоохранительных органах, принявших решение продолжить деятельность в службе безопасности, которые пришли в ранее сформированные подразделения с установленными правилами, выработанными тактиками, мне посчастливилось приобретать опыт с «нуля» на своих пробах и ошибках. Свою деятельность я начал в торговой компании с международными связями. Наши партнеры находились как в ближнем, так и в дальнем зарубежье. Бизнеспроцессы набирали обороты. Компания нуждалась в защите. Повезло мне в том, что Службы безопасности в этой Компании до меня не было, я организовывал ее с «НУЛЯ». За три года был разработан и внедрен ряд основополагающих документов, в частности «Положение о конфиденциальной информации (Коммерческой тайне). Я благодарен директору, за то что мне была предоставлена полная свобода действий по всем направлениям организации СБ. В помощь был работоспособный коллектив финансовой служб, которые имели общую цель : оптимизация и оперативный контроль всех процессов. И конечно достаточно квалифицированные специалисты в области ИТ. Стоит отметить, что в доступных источниках мне легко удалось найти ответы на возникающие вопросы, многие делятся своими наработками. Кроме того, в торговых организациях накоплен хороший опыт в данном направлении деятельности. Возможно, что Предприниматели при открытии своих Компаний, изначально беспокоились о недопущении потерь. Теперь к основному вопросу: В начале 2017 года мне предстояло организовать службу безопасности на одном уникальном Предприятии. Деятельность связана с металлообработкой. Историю завод начинает с 40-х годов 20-го века. Коллеги меня поймут, почему я сказал, что мне ИМЕННО ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ. Как специалисту (коим я себя считаю), очень интересная площадка для изучения и реализации своих навыков и наработок. Основной интерес заключается в том, что подобных предприятий с подобными проблемами на территории нашей необъятной Родины огромное количество, и обобщенного опыта по их преодоления не очень много (по крайне мере по сравнению с торговыми Компаниями). Теперь подробнее о самом «объекте»: крупнейший в регионе производитель инструмента и оснастки промышленного назначения и нестандартного оборудования. Если очень примитивно описывать возможности завода, то без преувеличения могу сказать, что на описываемом заводе оборудование позволяет изготовить средний самолет, трактор, стиральную машинку и т.д. Теперь, можете себе представить на сколько интересен завод в плане изготовления чего-либо «мимо кассы». Каково будет удивление моих коллег из торговых сетей, когда узнают что завод в течении десятилетий имел трое транспортных ворот, которые были отрыты настежь все эти годы. Пропустим, сколько было здесь пешеходных входов-выходов. Какие стояли задачи на первоначальном этапе: -Упорядочить, взять под контроль движение ТМЦ. -Установить систему видеонаблюдения (вернее реконструировать имеющуюся) -Исключить доступ посторонних на завод. Учитывая размеры здания, количество всяческих ворот, дверей ходов и лазов, а так же число работников и не совсем, снующих по заводу и во все эти ходы-выходы, перечень мероприятий для наведения порядка, задумавшим эту работу казался исчерпывающим. Стоит отметить особую заинтересованность в этой деятельности директора завода (не является собственником), который был изначально инициатором организации службы безопасности. При его активном содействии в течении трех-четырех месяцев на заводе появились: 1. Электронная проходная. 2. Дежурная комната, оборудованная достаточно серьезно. 3.Установили автоматические ворота для транспорта с управлением как из из дежурной комнаты, так и при помощи носимого пульта. 4. Разработана и внедрена инструкция по пропускному режиму, различные рабочие инструкции, регламентирующие ежедневную деятельность. -Установлен перечень документов, на перемещение ТМЦ. -Внедрено 100% фотографирование всех ввозимых-вывозимых ТМЦ. -По окончанию каждой смены все фотографии ввозимых-вывозимых ТМЦ помещаются в папку на Сервере «ФОТО ПО ДНЯМ» В случае необходимости, можно идентифицировать Ввозимые-вывозимые ТМЦ по имеющимся фотографиям. -Силами дежурных вахты осуществляется контроль сохранности оборудования, находящегося на консервации, -Контроль качества приема оборудования дежурными электриками. -Составляются отчеты по опоздавшим и преждевременно покинувшим рабочее место. — Выявляются случаи оставления не выключенными электроприборы (освещение). Так же случаи оставления не запертыми помещений. Фотофиксация осуществляется как вручную, так и автоматически. Работа дежурной смены организована по дифференцированному графику: Основной сотрудник работает по графику сутки через трое. При увеличении количества отгрузок выводится дополнительный человек для осуществления одновременного отпуска ТМЦ через транспортные ворота и пешеходную проходную. В дни с массовым прибыванием гостей, работу по обеспечению безопасности осуществляются тремя сотрудниками. (Без остановки основной деятельности). Что мы хотим от безопасности на предприятии В большинстве случаев, собственник (руководитель) предприятия понимая, что у него «течет» подходит к непростому решению об организации Службы безопасности. Как правило, это какая- никакая охрана с привлеченными для этих целей бабушками-дедушками. Иногда отставными полицейскими, военными. Охрана, при должной ее организации приносит некоторые результаты, но не нужно забывать о том, что перечисленная выше категория работников в целом мало ориентирована на результат. Более того, в течении 2-3 месяцев вступают в дружбу с несунами и имеем дополнительные расходы на содержание «охранной структуры», в замен не имеем ничего. В двух словах: Необходимо организовать строгий учет на КПП движение ТМЦ, с неизбежным применением фотофиксации, по истечении рабочего дня (суток) производить сверку полученной с КПП информации, с бухгалтерскими данными по поступлениям и реализациям. В идеале, отчет интегрируется в 1С, с возможностью автоматической сверки с поступлениями и реализациями. В случае нестыковок, в течении суток не сложно изучить фотографии, просмотреть запись с камер видеонаблюдения. Скорее всего при такой системе контроля и учета максимум что может случиться это чья либо ошибка в документировании движения ТМЦ, которую не сложно исправить в течении короткого времени. Для тех кто проходил подобный путь я не открою тайны, о том что после наведения вышеописанного порядка, Вы получаете большое удовлетворение от проделанной работы, внедренных правил, но финансовый результат особо не порадует. В лучшем случае радовать будет не долго. Стоит признать, что в наследие от Советского прошлого многим достались бывалые бабушки бухгалтеры, которые с большим энтузиазмом, авторитетно обучают молодых сотрудников эффективным «системам учета», которые и добивают Предприятия. Руководители не видят истинное положение дел, не могут оперативно влиять на ситуацию. С пролетарским размахом в конце месяца героически собирают сведения о расходах, поступлениях реализациях и тд. В такой ситуации ушлые менеджеры, мягко говоря, пользуются ситуацией. Малоквалифицированные, ленивые менеджеры закупки осуществляют с нарушением сроков (срыв отгрузок), не производят мониторинг поставщиков по критериям качества, цены, сроков поставок и тд. На склад поступают «немного не те» комплектующие на которых не совпадает «всего одна буква или цифра», Таким образом возникает пересортица комплектующих, что ведет с увеличению себестоимости заказа, что в последствии не покрывает цены реализации изделия. Коротко говоря, избежать подобных ситуаций возможно, лишь применяя схему по которой сотрудник отдела закупа в 1С создает документ «заказ поставщику», на основании этого заказа производится оплата (в идеале через операцию «заявка на расходование денежных средств»). Соответственно, работник распределительного склада (склад прихода) при поступлении товарной позиции, выбирает в документах «товар в пути» необходимую номенклатурную позицию, при этом кладовщик имеет возможность досконально сверить заказанную позицию как с сопроводительными документами, так и с маркировками изготовителя. Соответственно оприходование поступившей позиции происходит автоматически, путем нажатия одной кнопки. Возникает вопрос: какое отношение все это имеет к безопасности? Ответ прост: Исключается возможность недовоза товара. Т.е, когда бухгалтер по материалам приходует поступивший товар по предоставленным накладным, он не видит товара, не знает точно есть он на складе или нет. В случае поставки недобросовестным поставщиком возникает делема целесообразности претензионной работы. Контроль за процессом лежит на руководителе предприятия. До того момента, пока он не забудет. А менеджер менеджера всегда поймет и простит. Да и с предприятия не убудет. Ну и второй ответ на вопрос отношения к безопасности: все мы, в том числе безопасники получаем заработную плату из одного общего кошелька. Вернемся к «настоящей теме»: кражи, совершаемые работниками. Разберем банальную ситуацию: Токарь, изготовил некий вал «на лево». Мы получили информацию (на заводе нет тайн), Силами 2-3 безопасников несколько дней выслеживаем «негодяя», ждем время «Ч», для поимки с поличным, ловим. Что в итоге: Вариант 1. В душещипательной беседе Директор Иван Иваныч лечит токаря дядю Васю, тот (дядя Вася) кается, говорит что у него маленькая зарплата, большая ипотека. И заработать с вала он хотел тыщ 3-5. Токарь дядя Вася прощен, обещает Директору Иван Иванычу больше так не делать, говорит что следующие лет десять он будет работать еще лучше, включая выходные и сверхурочные, а Директор Иван Иваныч подумав на досуге, пришел к выводу, что сам виноват, что Токарь дядя Вася получает не достаточно и не плохо было бы ему добавить к зарплате. Вариант 2. Токарь дядя Вася не прощен. Вызываем полицейских. Они увозят дядю Васю с валом (вещдок как никак). Самый главный безопасник несколько дней возит в полицию справки, заявления пояснения. Уходит на это дней 7-8. В итоге ущерб для Предприятия незначительный. Кроме стоимости заготовки мы ничего не сможем заявить в ущербе. Результат: отказной материал. Вал пропадает в полиции. Потрачено: зарплата трех безопасников за три дня на выслеживание. Зарплата главного безопасника в течении семи дней на сбор справок и предоставление их в полицию. Еще топливо и амортизация служебного авто. Работа бухгалтера на составление справок, в ущерб основной работе. Я совсем не агитирую не заниматься вышеописанной работой, но ее я воспринимаю как итог плохой работы службы безопасности, допустившей такой исход событий. Умышленно не заостряю внимание на непосредственных руководителях дяди Васи. Это другая история. Если подойти к ситуации с иной стороны, дядя Вася мог быть не один в своих соисканиях дополнительного дохода. Если их было 3-5 одновременно, то при таком подходе к проблеме безопасников необходимо задействовать кратно количеству недобросовестных работников. А это уже ни какой бюджет не потянет. Конечно нужен комплекс мероприятий по недопущению подобных ситуаций. Работа кропотливая, не имеет эффекта красивого задержания с засадой и преследованием. Первое с чего необходимо начать, это сделать серьезный шаг к учету ТМЦ между участками, работниками. Интересно, у кого нибудь возник вопрос в истории про «Дядю Васю»: где он взял заготовку для вала, который зашабашил? Если есть такие люди, это мои единомышленники. При нормальной системе учета материалов, дяде Васе попросту не из чего будет делать левый вал. Странное дело. В торговле давно научились это делать. На производстве этот процесс идет очень медленно. Не редкость, когда материалы на конкретные изделия списывает некая тетя. Которая видела последний раз заготовку в своем комсомольском прошлом. А теперь у нее давно вместо комсомольского билета в кармане лежит не менее почетное удостоверение ветерана труда. Ни коим образом не хочу кого то обидеть, или уменьшить заслуги старшего поколения. Но свои трудовые подвиги они совершали совсем в другое время. Слово рентабельность им совсем не знакомо. 2. Безопасник кто это такой? Вернемся к моменту, когда на предприятии возникает вопрос создания службы безопасности. Если необходимо закрыть периметр, как вариант это заключение договора с ЧОПом. Как определить его дееспособность писать пока не буду. Сложнее, когда к вопросу есть желание подойти глубже. Здесь нужно понять что мы хотим от этой службы, какие задачи хотим ей поручить. Если созрели к тому, что необходима комплексная система безопасности, то совершенно нельзя исключать кадровую безопасность, введение режима по соблюдению Коммерческой тайны. Эти вопросы требуют очень тщательного и деликатного подхода, но при их игнорировании все вынесенные валы всеми дядями Васями ничего не значат в денежном эквиваленте. Повторюсь, ни в коем случае нельзя игнорировать эту работу. Теперь о главном. С чего начинать? Вернее с кого? При всем уважении к своим бывшим коллегам, с пенсионными удостоверениями, серьезным оперативным опытом, готовых безопасников среди них нет. Мои бывшие коллеги очень хорошо умеют выслеживать и ловить дядю Васю с краденным валом. Вопросы товарного движения, организация складского хранения, договорная работа, методика выявления сговоров среди менеджеров различных компаний и многого другого в уголовном кодексе ничего не написано. Следовательно им ничего не известно. Учиться поздно да и нет желания, многим не позволяют амбиции. Он же сидел в кабинете, имел волгу, которая его возила на обед и совещания. Компьютер в его кабинете появился когда его заставили «сверху» или стыдно стало его не иметь. Такая категория «полицейских функционеров» при наличии серьезного арсенала оргтехники, требуют от подчиненных справки и доклады исключительно на бумаге. Толпы изготовителей справок и докладов сидят у них в приемных, «отрабатывают деньги налогоплательщиков». Мало кто из описанной категории готов и способен учиться. Можно легко представить лицо такого «специалиста», который впервые видит многочисленные строчки 1С, ну очень сложно ему представить что вся жизнь и движуха между этих строчек, а не в засадах и приемных. Понимаю что мысли не закончены. Это сделано специально. При наличии, единомышленников будет что обсудить. И еще. Не вижу смысла в службах безопасности в виде лысых братков из 90х. Нужно идти в сторону Службы предотвращения потерь. В идеале установить допустимый % потерь (они возникают как в результате воровства, в широком смысле слова, так и в результате технологических процессов). Далее, проводить кропотливую ежедневную работу по сведению возникающих потерь к установленному % . Что касается дальнейших планов работы на описанном Предприятии: Продолжить работу по выстраиванию учетной дисциплины. Кадровая безопасность, Введение режима по соблюдению Коммерческой тайны. Еще одна мечта:-Инвентаризационная группа

Служба безопасности и ее роль в обеспечении комплексной защиты предприятия

Понятие безопасности многогранно. В условиях конкурентной борьбы и криминализации рынка наряду с традиционными задачами охраны объектов у службы безопасности (СБ) появились новые задачи детективного характера, в том числе противодействие экономическому шпионажу, выявление ненадежных деловых партнеров и многое другое. В статье в структурированной форме представлены задачи и функции СБ, дано представление о методах и средствах ее деятельности, описаны виды организации подразделений охраны, нормативно-правовые аспекты охранной деятельности.

Виды охраны. Правовые основы охранной деятельности

Система защиты представляет собой совокупность сил и средств для обеспечения требуемого уровня безопасности объекта. В ней можно выделить следующие структурные компоненты (рис. 1):

• комплекс организационных мероприятий;

• инженерно-технические средства защиты;

• действия сотрудников СБ.

Рис. 1. Обобщенная структура системы защиты

Организационная поддержка функционирования системы защиты включает в себя комплекс мер по управлению службой безопасности, а также регламентирующие эти меры организационно-распорядительные документы. Инженерно-технические средства защиты предназначены для выполнения следующих задач:

• обеспечение санкционированного доступа;

• обнаружение проникновения нарушителя на объект;

• создание препятствий нарушителю при движении к цели акции;

• контроль проноса запрещенных предметов и т.п.

Задача обеспечения безопасности объекта возлагается на специально создаваемое структурное подразделение – СБ. Формы организации этой структурной единицы могут быть разными в зависимости от формы собственности объекта, его важности, количества сотрудников, а также прочих факторов. Охрана объекта может осуществляться:

• войсковой охраной (подразделением внутренних войск МВД России);

• отрядом ведомственной охраны;

• подразделением вневедомственной охраны МВД России, а также военизированным или сторожевым подразделением при органах внутренних дел;

• частным охранным предприятием.

Рассмотрим правовую базу каждого из видов охраны (табл. 1).

Таблица 1. Правовая база охранной деятельности

  1. Закон «О безопасности» от 5 марта 1992 года № 2446-1.
  2. Закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ.
  3. Закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ.
  4. Постановление Правительства РФ «Об организации ведомственной охраны» от 12 июля 2000 года № 514.
  5. Закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1.
  6. Постановление Правительства РФ «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года № 587.
  7. «Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации» от 14 августа 1992 года № 589.
  8. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ.
  9. Закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ.
  10. «Положение о ведомственной охране Министерства (ведомства)».

Внутренние войска

Охрана важных государственных объектов осуществляется внутренними войсками МВД России. Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» от 6 февраля 1997 года № 27-ФЗ определяет правовые основы деятельности частей и подразделений внутренних войск по охране таких объектов. Порядок выполнения военнослужащими внутренних войск служебно-боевых задач, организации и несения караульной службы определен в «Уставе гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил Российской Федерации».

Ведомственная охрана

Организационно-правовые основы создания и деятельности ведомственной охраны определяет Федеральный закон «О ведомственной охране» от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ. В нем определены основные требования к работникам ведомственной охраны, их права и обязанности, порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью. Защита объектов иных форм собственности осуществляется в соответствии с заключенными договорами. На основании указанного закона федеральные органы исполнительной власти, министерства и ведомства, имеющие право на создание ведомственной охраны, разрабатывают «Положения о ведомственной охране» подведомственных им объектов. Перечень федеральных органов исполнительной власти, имеющих право создавать ведомственную охрану, определен Постановлением Правительства РФ от 12 июля 2000 года «Об организации ведомственной охраны».

Основными задачами ведомственной охраны являются:

• защита охраняемых объектов от противоправных посягательств;

• обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;

• предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.

Структура и полномочия органов ведомственной охраны, нормы численности работников, а также порядок организации их деятельности определяются «Положением о ведомственной охране».

Вневедомственная охрана

В соответствии с «Положением о вневедомственной охране при органах внутренних дел РФ» (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 года) при органах внутренних дел создаются подразделения вневедомственной охраны. Основными задачами вневедомственной охраны являются:

• охрана имущества собственников на договорной основе;

• участие в инспектировании ведомственной охраны предприятий, учреждений и организаций;

• организация и проведение испытаний средств охранной сигнализации, выдача сертификатов;

• технический надзор за выполнением проектных и монтажных работ по оборудованию объектов средствами охранной сигнализации.

Кроме того, при органах внутренних дел существуют военизированные и сторожевые подразделения, осуществляющие на договорной основе охрану объектов всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности. До принятия закона о вневедомст­венной охране на них распространяется действие Федерального закона «О ведомственной охране».

Частные охранные предприятия

В соответствии с Федеральным законом «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года № 2487-1 частным охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

• защита жизни и здоровья граждан;

• охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке:

• проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

• консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;

• обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Охранная деятельность таких предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (приложение 1 к Постановлению Правительства «Вопросы частной детективной и охранной деятельности» от 14 августа 1992 года с последующими изменениями).

Широко применяется и смешанный вид охраны, например объект может охраняться ведомственной охраной и внутренними войсками, внутренними войсками и собственной службой безопасности.

Дальнейшее описание ведется применительно к СБ, которая может быть организована на базе ведомственной охраны, частного охранного предприятия а также вневедомственной охраны.

Служба безопасности: задачи и функции

В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года: «Безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера». Угроза безопасности – потенциальная возможность действия, способного причинить ущерб интересам объекта. СБ является структурным подразделением предприятия, предназначенным для обеспечения защиты предприятия от прогнозируемых угроз.

Рассматривая безопасность как комплексное понятие, можно выделить следующие его составляющие:

• безопасность внешней деятельности;

Задачи СБ по обеспечению безопасности показаны на рис. 2. В свою очередь, выполнение каждой задачи обеспечивается следующими функциями.

Рис. 2. Задачи СБ по обеспечению безопасности

Составляющие

Задачи СБ

по обеспечению безопасности

и сотрудников предприятия

Функциями СБ по обеспечению физической безопасности являются:

• обнаружение проникновения нарушителя на охраняемую территорию;

• охрана имущества предприятия;

• защита персонала предприятия от преступных посягательств;

• обеспечение пропускного режима, разграничение доступа на объект;

• организация инженерно-технической защиты охраняемых зданий, помещений.

Безопасность внешней деятельности обеспечивается комплексом мер по выявлению и локализации угроз, затрагивающих коммерческие интересы предприятия.

В том числе, сюда входит:

• изучение криминальных аспектов рынка;

• противодействие экономическому шпионажу;

• выявление ненадежных деловых партнеров, сбор информации о лицах, заключающих контракты с предприятием;

• борьба с недобросовестной конкуренцией;

• выявление фактов незаконного использования товарных знаков и т.п.

Мероприятия по обеспечению информационной безопасности направлены на предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта и включают в себя:

• организацию конфиденциального делопроизводства;

• ограничение круга лиц, работающих с конфиденциальными документами;

• организацию ведения конфиденциальных переговоров;

• расследование обстоятельств разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну и т.д.;

• мероприятия по противодействию техническим способам несанкционированного съема информации;

• мероприятия по защите информации, циркулирующей в компьютерах, вычислительных сетях.

Психологическая безопасность достигается комплексом мер по выявлению неблагонадежных сотрудников предприятия, в том числе:

• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем проведения оперативно-розыскных мероприятий (в рамках полномочий СБ);

• выявление неблагонадежных сотрудников и их групп путем психологического тестирования;

• профилактические мероприятия по формированию правосознательного поведения сотрудников.

Служба безопасности: структура, методы и средства деятельности

Структура и состав СБ определяются реальными потребностями предприятия и зависят от многих факторов: важности (потенциальной опасности) объекта, формы собственности, рода деятельности, количества сотрудников, места расположения и т.п. Типовая структура СБ приведена в табл. 2.

Таблица 2. Типовая структура СБ

2. Группа сопровождения

3. Тревожная группа

4. Группа инженерно-технической защиты

5. Группа режима

и мат. ценностей

2. Контрразведывательная группа

Отдел физической охраны и режима

Охрана и режим – традиционные виды охранной деятельности. Основная задача отдела – обнаружение несанкционированного доступа на территорию объекта, а также осуществление контрольно-пропускного режима. Основными методами деятельности являются:

• патрулирование (периодический обход территории);

• выставление постов (пост – это участок местности, порученный часовому для охраны и обороны);

• контрольно-пропускные функции (операторы КПП);

• сопровождение (охрана физических лиц).

К техническим средствам относятся все приспособления, повышающие эффективность охранной деятельности, в том числе:

• технические средства охраны (датчики охранной сигнализации, периметровые системы охраны, средст­ва теленаблюдения, средства тревожно-вызывной сигнализации и т.д.);

• средства управления доступом (турникеты, кодонаборные устройства, тамбур-шлюзы, металлодетекторы и т.п.);

• инженерные средства защиты (периметровые заграждения, физические барьеры, решетки, строительные конструкции зданий, сооружений и т.п.);

• оружие, средства индивидуальной защиты и т.д.

Отдел безопасности внешней деятельности

Задача отдела – сбор и анализ разведывательной информации. К методам деятельности относятся:

• замаскированный опрос сотрудников;

• негласное наведение справок;

• скрытое наблюдение и т.д.

К техническими средствам сбора информации относятся:

• средства негласного съема информации;

• средства скрытого видеонаблюдения;

• средства компьютерного шпионажа и т.п.

Наличие этого отдела в структуре СБ зависит, прежде всего, от степени вовлеченности предприятия в конкурентную борьбу, прогнозирования угроз его экономической безопасности.

Отдел защиты информации

Задача отдела – предотвращение утечки конфиденциальной информации с охраняемого объекта. Все меры по защите информации можно разделить на две группы:

Организационно защита охраняемых сведений обеспечивается комплексом мероприятий по работе с бумажными носителями информации и персоналом, в том числе:

• ведением конфиденциального делопроизводства;

• ограничением круга доступа лиц, допущенных к работе с документами;

• установлением определенного порядка ведения телефонных переговоров, применения радио- и телеграфной связи на предприятии;

• воспитательно-профилактической работой с сотрудниками предприятия;

• совершенствованием внутриобъектового и пропускного режима.

К техническим мероприятиям по предотвращению утечки информации можно отнести:

• периодические испытания выделенных помещений на наличие средств негласного съема информации;

• реализацию набора механизмов по защите компьютерной информации от несанкционированного доступа.

Отдел психологической безопасности

Задача отдела – выявление неблагонадежных сотрудников. К основным методам работы относятся:

• профилактическая работа с персоналом (вывешивание стендов, бюллетеней, разъяснительная работа);

• личная беседа с сотрудником, опрос;

В качестве материально-технического обеспечения технологий оценки персонала применяется аппаратура для психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Нормативное обеспечение деятельности

Все нормативные документы по охране объектов можно разделить на три вида:

• документы федерального уровня;

• документы ведомственного уровня;

• документы локального уровня.

Во-первых, это федеральные нормативно-правовые акты (законы, постановления Правительства), являющиеся правовой базой создания СБ (см. табл. 1).

Во-вторых, существуют документы ведомственного уровня, такие как упомянутое выше «Положение о ведомственной охране Министерства». Они регулируют вопросы организации охранной деятельности в отрасли.

В-третьих, в качестве «бумажного обеспечения» деятельности СБ на объекте должен быть разработан комплект организационно-распорядительных документов локального уровня (табл. 3). Их состав и содержание не регламентированы, а определяются исходя из практических потребностей.

Таблица 3. Комплект организационно-распорядительных документов локального уровня, регламентирующих деятельность СБ

Название Содержание
1 Положение о СБ предприятия (Устав СБ) См. в тексте
2 Комплект положений о подразделениях СБ Определяет задачи и функции подразделения, его место в составе СБ, внутреннюю организацию. На основе положения составляется штатное расписание подразделения
3 Комплект должностных инструкций персонала СБ Определяет права и обязанности персонала СБ, а также вопросы его ответственности
4 Инструкция по организации охраны предприятия Определяет предметы защиты, способы охраны (посты, рубежи защиты, порядок патрулирования территории) и т.д.
5 Инструкция по защите информации Определяет основные организационно-технические мероприятия по защите информации на объекте
6 Инструкция об организации пропускного режима Регламентирует порядок пропуска сотрудников и транспортных средств через КПП, виды пропусков, порядок их оформления и хранения
7 Инструкция об организации внутриобъектового режима Определяет правила внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности на территории объекта
8 Инструкция по организации эксплуатации технических средств и систем охраны Регламентирует порядок проведения техобслуживания и ремонта технических средств, ведения учетной документации, вопросы хранения, консервации и списания
9 Инструкция о действиях в нештатных ситуациях Определяет порядок действий персонала СБ при нападении нарушителей, а также в других чрезвычайных ситуациях (пожар, авария, стихийные бедствия и пр.)

Основным нормативным документом, регулирующим деятельность СБ, является Положение о службе безопасности (Устав). В нем должны быть отражены следующие вопросы:

• нормативно-правовое обеспечение деятельнос­ти СБ;

• задачи и функции;

• кадровые ресурсы, сотрудники СБ, их права и обязанности;

• взаимодействие с правоохранительными органами;

• порядок применения физической силы, огнестрельного оружия, специальных средств;

• контроль деятельности СБ.

В заключение коснемся вопросов контроля за обеспечением безопасности на объекте. Контроль – одна из функций управления, необходимая для оценки качества работы. Применительно к СБ качество работы оценивается числом отраженных угроз к общему числу реализованных угроз за определенный интервал времени. Конкретно это выражается через:

• число пресеченных попыток проникновения на охраняемую территорию;

• число пресеченных попыток нарушений пропускного режима;

• число пресеченных попыток хищения конфиденциальной информации,

• число своевременно выявленных и локализованных угроз безопасности внешней деятельности предприятия.

Отметим, что в полном объеме описанная структура СБ реализуется, как правило, на крупных или ведущих активную коммерческую деятельность объектах. На средних и малых объектах она корректируется с учетом реальных потребностей предприятия.

Служба безопасности при приеме на работу

Проверка службы безопасности при трудоустройстве — это мероприятия по сбору данных о кандидате и контролю их на соответствие требованиям, выдвигаемым работодателем. Такая инспекция осуществляется для обеспечения безопасности и предотвращения ситуаций, способных нанести компании материальный или репутационный ущерб.

Что такое служба безопасности и зачем она нужна

Служба безопасности (СБ) — специальное подразделение организации, в обязанности которой входит проверка личностей кандидатов и работников. На уровне государства роль такого подразделения выполняет ФСБ, через которую проходят биографии практически всех муниципальных и государственных служащих, включая обслуживающий персонал.

В своей деятельности при проверках службы безопасности при трудоустройстве сотрудники федеральной и локальных служб руководствуются:

  • действующим законодательством;
  • внутренними нормативными актами организации, регулирующими их деятельность, — положениями или регламентами о безопасности, положением о коммерческой тайне и т. п.

Но так как в этих подразделениях работают, как правило, бывшие сотрудники правоохранительных органов, обладающие специфическими навыками и стилем общения, то сама процедура — как и что проверяет служба безопасности при приеме на работу — для неподготовленных кандидатов становится настоящим стрессом. Хотя это всего лишь сбор и анализ информации, позволяющий оградить фирму и ее сотрудников от нежелательных людей и ситуаций. Поэтому с каждым годом такие проверки становятся все популярнее (судя по опросам, проведенным порталом hh.ru).

Кого чаще проверяют

Глубина и тщательность проверки соискателя зависит от должности, на которую он претендует. Наиболее досконально служба безопасности при устройстве на работу проверяет претендентов на руководящие должности и на позиции, связанные с доступом к материальным ценностям и конфиденциальной информации. Лиц призывного возраста могут проверить на предмет уклонения от воинской службы.

Что интересует службу безопасности в биографии соискателя, зависит от сферы деятельности организации. Но наиболее тщательную проверку при приеме проходят сотрудники банков, предприятий оборонного комплекса, правоохранительных органов.

Какую информацию собирают и проверяют

Проверка кандидата состоит обычно из трех этапов:

  1. Сбор и проверка информации.
  2. Собеседование.
  3. Анализ и выработка рекомендаций по приему или отказу в трудоустройстве соискателю.

Трудовое законодательство ограничивает перечень документов, которые работодатель вправе запросить при приеме. Поэтому для получения дополнительной информации соискателю предлагают заполнить анкету и подписать согласие на проведение проверки и обработку его персональных данных.

Первым делом служба безопасности в частных организациях и ФСБ при устройстве на госслужбу проверяет подлинность документов, предоставленных кандидатом:

  • паспорта;
  • трудовой книжки;
  • диплома об образовании;
  • при необходимости запрашивают справки о:
    • наличии судимостей;
    • привлечении к административной ответственности;
    • психическом здоровье кандидата (сведения из психо- и наркодиспансеров);
    • степени конфликтности соискателя;
    • причинах его увольнения с прошлых мест работы;
    • наличии нелицеприятных фактов его трудовой биографии;
    • финансовом положении кандидата;
    • возможных связях с конкурентами или организациями, которые ведут незаконную деятельность;

    Собеседование с сотрудниками службы безопасности

    Традиционные собеседования с руководством или HR направлены на выяснение профессиональных знаний и навыков кандидата. А что проверяет ФСБ при устройстве на работу и на что обращают внимание сотрудники СБ компаний? Для них важно выявить поведенческие и личностные реакции собеседника, проверить законопослушность и психическое здоровье потенциального сотрудника. Поэтому часто интервью с безопасниками носит стрессовый и провокационный характер, а в некоторых организациях проверки завершаются контролем на полиграфе.

    Принятие решения

    Не всегда служба безопасности высоко оценивает кандидата и рекомендует отказать ему в трудоустройстве. Но отказ в приеме на работу по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами человека, трудовое законодательство расценивает как дискриминацию. И соискателю никогда не скажут, что служба безопасности отказала в приеме. СБ формально не обладает правом решающего голоса при отборе потенциальных сотрудников, хотя всегда дает руководству свое заключение рекомендательного характера. И работодатели часто к нему прислушиваются.

    Чтобы обиженный соискатель не подал в суд, рекомендуем изучить основания, которые законодательство считает дискриминацией, и которые подойдут для мотивированного отказа в приеме на работу.

    Основания, по которым допускается отказ в трудоустройстве

    Причины, по которым отказывать запрещено

    Не предоставлены документы, обязательные для заключения трудового договора (ст. 65, ст. 283 ТК РФ)

    Наличие детей или беременность (ст. 64 ТК РФ)

    Не пройден медицинский осмотр, если он является обязательным (ст. 69, ст. 213, ст. 266, ст. 324 ТК РФ)

    Возраст, национальность, пол, иные признаки (ст. 3 ТК РФ). Исключения в отношении кандидатов определенного возраста перечислены в «профильном» законодательстве

    Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания (ст. 64 ТК РФ)

    Кандидат — женщина, которая желает трудоустроиться на подземные работы, на работу с вредными условиями труда (ст. 253 ТК РФ)

    Кандидат избран по конкурсу (ст. 16 ТК РФ), переведен от другого работодателя (ст. 64 ТК РФ) или назначен на должность (ст. 16 ТК РФ)

    Участник организации или ее уполномоченный орган с основного места работы не дал разрешение на трудоустройство на должность руководителя другой компании по совместительству (ст. 276 ТК РФ)

    Соискатель с инвалидностью направлен на работу в счет квоты (ст. 16 ТК РФ)

    Деловые качества соискателя не соответствуют требованиям, установленным работодателем для кандидата (абз. 5, абз. 6 п. 10 постановления пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2)

    В судебном порядке работодателя обязали восстановить сотрудника в должности (ст. 16 ТК РФ)

    Иностранный гражданин не предоставил разрешение на работу или патент, у него истек срок действия документов, позволяющих находиться и(или) трудиться в РФ (закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ)

    В отношении лица действует наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ)

    На момент обращения отсутствуют вакансии

    С учетом законодательных норм важно корректно составить мотивированный отказ в приеме на работу, если соискатель запросит его в письменном виде. Направить его заявителю следует в течение 7 рабочих дней со дня получения требования.

    Поскольку унифицированной формы для такого документа нет, рекомендуем составлять отказ на бланке организации с указанием традиционной в таких случаях информации и:

    • сведений о компании и адресате (используйте предоставленные документы);
    • причин отказа;
    • данных об уполномоченном лице, которое принимает решения о трудоустройстве.

    Образец мотивированного отказа в приеме на работу

    Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

    123456, Санкт-Петербург, улица Правды, дом 1

    тел/факс (812)7121212, e-mail:info@pion.ru, http://www.pion.ru

    ОГРН/ОКПО 1234567891011/ 12345678

    22.01.2020 г. Санкт-Петербург

    Несмеяновой Ольге Владимировне

    Уважаемая Ольга Владимировна!

    Благодарим Вас за участие в собеседовании на должность главного экономиста ООО «Пион». К сожалению, мы не можем предложить Вам работу по следующим причинам. Согласно должностной инструкции главного экономиста ООО «Пион» № 13, утвержденной 20.11.2019, необходимым требованием для приема на эту должность является наличие у соискателя опыта работы по аналогичной должности не менее 3 лет. В предоставленной Вами копии трудовой книжки нет подтверждения стажа, необходимого для занятия должности главного экономиста ООО «Пион».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *