Как внести изменения в персоналии пстби
Перейти к содержимому

Как внести изменения в персоналии пстби

Как внести изменения в персоналии пстби

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ) — образовательное частное учреждение (ОЧУ) высшего образования Русской Православной Церкви, составляет единый учебный комплекс с Духовным учебным заведением Русской Православной Церкви — Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ПСТБИ), предназначенным для осуществления пастырской подготовки студентов ПСТГУ (Веб-сайты: pstgu.ru, pstbi.ru).

Первоначально ПСТГУ был создан как ПСТБИ, а после изменения его организационно-правовой формы в 2004 г. был переименован в университет — ПСТГУ, а ПСТБИ стал осуществлять пастырскую подготовку. ПСТГУ и ПСТБИ зарегистрированы как два юридических лица, имеющих разные организационно-правовые формы; в соответствии с уставом они возглавляются одним ректором, назначаемым Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Создание Богословского института и его цели. Идея создания открытого богословского учебного заведения (в отличие от сословных закрытых духовных семинарий) родилась в начале XX в. В 1910 г. в Москве были открыты Высшие женские богословские курсы при Скорбященском монастыре, закрытые в 1918 г. Недолгое время Богословские курсы для мирян действовали в Московском Епархиальном доме. В 1920-1923 гг. действовал Петроградский Богословский институт. После закрытия и выселения из Троице-Сергиевой Лавры в 1919 г. МДА продолжала еще несколько лет существовать, неоднократно меняя в Москве места своих занятий. Архиепископ Феодор (Поздеевский), ранее бывший ректором МДА, предложил план создания открытой высшей богословской школы, но хотя св. Патриарх Тихон этот план одобрил, воплотиться ему в Москве помешали исторические обстоятельства.

Духовным фундаментом для создания новой богословской школы стал пастырский подвиг прот. Всеволода Шпиллера (1902–1984) и старца-исповедника иеромонаха Павла (Троицкого) (1894–1991). Их ученики, как только появилась возможность в конце 1980-х гг., организовали духовно-просветительский лекторий, в феврале 1991 г. преобразованный в Богословско-катехизаторские курсы. В состав Учебного совета курсов вошли протоиереи Владимир Воробьёв, Александр Салтыков, Сергий Романов, Димитрий Смирнов, Николай Соколов, Аркадий Шатов (ныне епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон), священники Глеб Каледа, Валентин Асмус, профессора Н. Е. Емельянов и А. Б. Ефимов. Ректором курсов был избран проф. свящ. Г. А. Каледа, вскоре назначенный руководителем сектора религиозного образования во вновь созданном Синодальном отделе религиозного образования и катехизации (СОРОИК). В мае 1991 г. на его место ректором курсов был избран прот. В. Воробьёв.

По просьбе слушателей и по ходатайству Учебного совета курсов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II преобразовал Богословско-катехизаторские курсы в Богословский институт, 12 марта 1992 г. получивший официальную регистрацию. Создание и деятельность института получили благословение старцев архимандритов Иоанна (Крестьянкина) и Кирилла (Павлова). Осенью 1992 г. институту было присвоено имя святого Патриарха Тихона, ставшего символом подвижнического стояния за веру. Институт стал называться Православным Свято-Тихоновским богословским институтом (ПСТБИ). Актовым днем ПСТБИ был утвержден 5/18 ноября — день избрания свт. Тихона на патриарший престол, а прот. В. Воробьёв был утвержден ректором ПСТБИ.

В Богословском институте сразу было открыто вечернее отделение для людей среднего возраста, имеющих семьи и обремененных работой, желающих принять священный сан и послужить Церкви. В существовавшие тогда духовные школы на заочное отделение принимали только тех, кто уже имел священный сан.

Целью создания ПСТБИ была подготовка квалифицированных кадров Русской Православной Церкви для пастырского служения и других церковных послушаний, а также православных специалистов для работы в светских структурах, в первую очередь, в образовательных и социальных учреждениях. Второй важнейшей целью ПСТБИ было преодоление отделения Церкви от школы, оставшегося от советского периода, т.е. легализация богословской науки и религиозного образования — государственная регистрация, лицензирование и аккредитация учреждений, дающих религиозное образование, в т.ч. церковных школ, признание государством образовательных сертификатов этих учебных заведений и выдача их выпускникам аттестатов и дипломов государственного образца.

Также целью ПСТБИ было существенное повышение уровня и качества богословского образования, что было достигнуто переходом на университетскую систему обучения и развитием межвузовской коммуникации, в особенности, с Православным богословским институтом преподобного Сергия Радонежского в Париже, со Свято-Владимирской духовной семинарией Православной Церкви в Америке, с теологическими православными, католическими и лютеранскими факультетами зарубежных университетов.

Первые пять лет ПСТБИ существовал “на энтузиазме” преподавателей и сотрудников, т.к. имел лишь символическое финансирование за счет книжного магазина “Православное слово” на Пятницкой ул. и разовых пожертвований. Занятия проводились на территории храма свт. Николая в Кузнецах и приписного к нему храма Живоначальной Троицы на Пятницкой ул., в помещениях Свято-Дмитриевского храма при Первой градской больнице и самой больницы, храмов прп. Симеона Столпника, свт. Николая в Заяицком, свт. Николая в Клённиках, Живоначальной Троицы на Грязех, вмч. Георгия на Поклонной горе, а также в зданиях МГУ, бесплатно предоставившего свои аудитории для лекций и семинаров.

В дальнейшем постепенно сформировалось систематическое финансирование ПСТБИ за счет регулярных пожертвований инвестиционной компании “АТОН” и др. благотворителей и источников. Институт обрел свои учебные помещения, общежития и территорию: здания при храмах свт. Николая в Кузнецах (ул. Новокузнецкая, д. 23б) и Живоначальной Троицы (ул. Пятницкая, д. 51), Московский Епархиальный дом (Лихов пер., д. 6) — главное здание ПСТГУ и ПСТБИ с двумя домовыми храмами во имя равноап. кн. Владимира и во имя свт. Тихона Московского, и св. отцов Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 годов, учебный кампус в Марьино (Иловайская ул., д. 9) с часовней во имя свт. Тихона, помещения на ул. М. Лубянка, д. 16 и на ул. Малышева, д. 11, стр. 2.

Полноценное богословское образование давалось в ПСТБИ на Богословском факультете (БФ), предназначенном для подготовки священнослужителей, а также на Миссионерском факультете (МФ) для мирян. В ПСТБИ были организованы также факультеты Церковных художеств (ФЦХ), Церковного пения (ФЦП) и Педагогический (ПФ), что соответствовало главной задаче ин-та — подготовке профессиональных кадров для Церкви.

Развитие ПСТБИ и преобразование в ПСТГУ. В 1993/1994 уч. г. ПСТБИ получил государственную лицензию. В 1994 г. из состава ПФ выделился Историко-филологический факультет, который в 2000 г. в свою очередь разделился на Филологический (ФФ) и Исторический (ИФ) факультеты. В 2003 г. был создан факультет Дополнительного образования (ФДО), в 2007 г. — факультет Социальных наук (ФСН), в 2008 г. — факультет Информатики и прикладной математики (ФИПМ). В 1994 г. в ПСТБИ был организован Центр духовного образования военнослужащих, подготовивший целый ряд священнослужителей из бывших офицеров. В ПСТБИ были реализованы все формы обучения.

В 1996 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви ПСТБИ был переведен из подчинения СОРОИКу в подчинение Учебному комитету Русской Православной Церкви. В 1998–2000 гг. ПСТБИ получил государственную аккредитацию по 10 образовательным направлениям. В 2002 г. в процессе очередной аккредитации Минобрнауки предложило ПСТБИ изменить организационно-правовую форму (ОПФ) “учреждения религиозного образования” на ОПФ “негосударственное образовательное учреждение” (НОУ, впоследствии — ОЧУ) и в 2004 г. присвоило Институту государственный аккредитационный статус “гуманитарный университет”.

По благословению Патриарха Алексия II ПСТБИ был переименован в ПСТГУ. Так как при переходе на новую ОПФ университет утратил право вести подготовку будущих священнослужителей, на что по Закону “о свободе совести и о религиозных объединениях” имеет право только “религиозная организация”, ПСТБИ был сохранен с ОПФ “религиозная организация” для осуществления пастырской подготовки желающих принять священный сан. БФ ПСТГУ теперь принимает на учебу и мужчин, и женщин, а те, кто хочет подготовиться к принятию священного сана, параллельно поступают в ПСТБИ. МФ как дающий богословское образование для мирян, перестал быть востребованным и со временем был преобразован в Миссионерское отделение БФ. Новый Устав комплекса ПСТГУ-ПСТБИ был утвержден Святейшим Патриархом и Священным Синодом.

Образовательная деятельность. В 2020 г. ПСТГУ имеет 9 факультетов и 2 института, реализующих 53 образовательные программы; в нем действует 41 кафедра и 10 научных подразделений. Реализуются все формы образования — очная, очно-заочная, заочная, дистанционная. Имеются подразделения довузовской подготовки, программы дополнительного образования и аспирантура.

Обучение на всех факультетах включает профессиональную подготовку и программы дополнительного образования, имеющие в своем составе базовое богословское образование. Воспитательная работа со студентами включает факультетские богослужения, миссионерскую практику, летние лагеря и волонтерскую деятельность.

БФ дает профессиональное богословское образование своим студентам и реализует базовую богословскую подготовку на других факультетах, имеющую целью формирование в процессе обучения православного мировоззрения учащихся. На факультете реализуются образовательные госстандарты по теологии и религиоведению по всем формам обучения, а также госстандарт по филологии на отделениях классических и восточных языков — по дневной форме. Действуют четыре программы дополнительного образования и две аспирантских программы.

ФЦХ имеет отделение Истории и теории христианского искусства и четыре практических отделения: иконописи, монументальной живописи и мозаики, реставрации икон и церковного шитья. Все обучение очное. Образовательная концепция факультета разработана на основе синтеза традиций византийского и русского церковного искусства, православного богословия и современного искусствознания. В 2007 г. на факультете была создана художественная мастерская — творческое объединение преподавателей и выпускников ФЦХ ПСТГУ.

ФЦП готовит специалистов-дирижеров с дополнительным регентским образованием. Имеет аспирантуру. При факультете создано хоровое училище — подготовительная ступень для получения высшего музыкального образования в объеме светских музыкальных вузов. Студенты осваивают традиции и уставы богослужебного пения, основные стили церковно-певческого искусства. На протяжении всего курса обучения студенты проходят интенсивную певческую и регентскую практику.

ПФ реализует очную форму образования, имеет аспирантскую программу и 7 краткосрочных курсов повышения квалификации. Основная программа — подготовка педагогов школьного и начального образования. Традиции православной педагогики являются ведущими ориентирами в организации учебной и воспитательной работы факультета.

ФФ реализует языковую подготовку по восьми основным (очным) программам, имеет 2 аспирантские специальности и 4 программы дополнительного образования. На факультете изучаются 8 новых и 4 древних языка.

На ИФ реализуется (очно) программа по Отечественной истории. Имеется аспирантура. Учебный процесс включает комплекс традиционных для специальности предметов, богословские и церковно-исторические дисциплины.

ФСН реализует направления социологии, экономики, туризма, социальной и молодежной работы (последнее открыто в 2010 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла). Реализует очное и заочное обучение, имеет 8 основных программ подготовки, 6 дополнительных программ и 6 краткосрочных курсов.

ФИПМ готовит специалистов, владеющих информационными технологиями, необходимыми в частности для профессионального сопровождения церковных проектов.

ФДО реализует дополнительное богословское образование разной продолжительности в традиционной очно-заочной форме.

Ин-т дистанционного образования (ИДО) постепенно заменяет систему заочного обучения, в нем реализуются богословские образовательные программы как долгосрочные, так и краткосрочные. Имеется дистанционная программа магистратуры. Преподаватели и слушатели ИДО работают дистанционно, пребывая в 36 государствах и 73 регионах России.

ПФ, используя информационные технологии, с 2006 г. организует школьные олимпиады: многопрофильную олимпиаду “Аксиос”, общероссийскую олимпиаду по Основам православной культуры, всероссийскую интеллектуальную олимпиаду “Наше наследие”, конкурс-фестиваль школьных СМИ “Единство” и фестиваль детско-юношеских хоров “Пою Богу моему, дондеже есмь”. Зарегистрированный максимум добровольных участников из РФ и зарубежья — 600 тыс. человек. Все три олимпиады входят в Перечень Российского совета олимпиад школьников, что позволяет призерам получать льготы при поступлении в вузы.

Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры стала выдающимся по эффективности примером плодотворного взаимодействия Церкви, государства и общества в деле утверждения традиционных моральных устоев и духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Пастырская подготовка реализуется в имеющем статус духовной школы ПСТБИ на принципе сетевого взаимодействия с БФ ПСТГУ. На базе ПСТБИ организован Пастырский семинар, веб-сайт “Пастырь” (https://priest.today) и ряд исследовательских и просветительских проектов, а также совместные научные исследования с БФ ПСТГУ. Студенты старших курсов ПСТБИ могут быть рукоположены в диаконский и священнический сан. Студенты ПСТБИ проходят теоретическую подготовку, богослужебную практику и практическое освоение педагогического, миссионерского, тюремного, социального служений.

В домовых храмах ПСТБИ в учебное время ежедневно совершаются вечерня, утреня и Божественная литургия, на которых поет студенческий хор. Действует система наставничества. Ежегодно проводится летний лагерь, студенты трудятся на сельскохозяйственных работах, помогая мужскому монастырю апостола Иоанна Богослова в с. Пощупове Рязанской обл., другим монастырям; совершаются миссионерские и паломнические поездки.

Для ускорения подготовки необходимых специалистов в 1994–2002 гг. были организованы центры дистанционного образования (ЦДО) в Екатеринбурге, Кемерове, Караганде, Архангельске, Уфе, Вильнюсе, Йошкар-Оле, Ростове-на-Дону, Львове, Петропавловске-Камчатском и др. городах. Идея ЦДО состояла в том, что студенты-заочники сдавали экзамены в местном епархиальном центре, куда приезжали из Москвы преподаватели ПСТБИ. В 2007 г. Минобрнауки закрыло обучение такого типа, и ЦДО пришлось ликвидировать, хотя они продемонстрировали свою эффективность, подготовив сотни священников и квалифицированных тружеников для разных церковных учреждений.

К 2020 г. ПСТГУ окончили более 10 000 студентов, из них 15 архиереев, более 1000 священников и диаконов.

Теология. Одним из главных направлений деятельности ПСТГУ стала работа над возвращением богословию равноправного положения в научном и образовательном пространстве России, которое было утрачено им с принятием 23 января 1918 г. декрета СНК “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. Хотя после 1943 г. существование духовных учебных заведений в СССР было вновь допущено, они не имели даже государственной регистрации, их дипломы и ученые степени не признавались ни в СССР, ни в РФ.

Но после перестройки в 1993 г. в общероссийском классификаторе образовательных специальностей, утвержденном Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 296, по инициативе недавних специалистов по “научному атеизму”, появилась специальность “теология”. При этом одноименный государственный образовательный стандарт фактически не отличался от стандарта по “религиоведению” и по содержанию скорее соответствовал научному атеизму, чем богословию. Тем не менее, введение этого стандарта позволило ПСТБИ получить государственную регистрацию и лицензию на образовательную деятельность.

Интенсивное взаимодействие ПСТБИ с Минобрнауки РФ и длительная разъяснительная работа в отечественном образовательном сообществе при поддержке патриарха Алексия II, ректора МГУ академика В.А. Садовничего, президента РАН академика Ю.С. Осипова и ряда других выдающихся деятелей отечественной науки и культуры позволили к 2000 г. разработать и утвердить образовательный поликонфессиональный (имеющий одно основание и разные ветви, соответствующие разным религиям) госстандарт по “теологии”, т. е. закрепить на нормативном уровне аутентичное конфессиональное содержание теологического образования, соответствующее богословской традиции той или иной культурообразующей религии России.

В 2000 г. на базе ПСТБИ и исторического факультета МГУ был создан Учебно-методический совет (УМС) по теологии (председатель — декан исторического факультета МГУ академик С.П. Карпов; зам. председателя — ректор ПСТБИ прот. В. Воробьёв; ученый секретарь — свящ. К. Польсков), входивший в состав Учебно-методического объединения (УМО) по классическому университетскому образованию. В 2015 г. преемником УМС становится Федеральное учебно-методическое объединение (ФУМО) по теологии под председательством прот. В. Воробьёва, действующее на базе ПСТГУ (Приказ Минобрнауки РФ от 8 сент. 2015 г. № 987).

В работе современного ФУМО по теологии принимают участие представители десятков государственных и частных университетов, духовных учебных заведений, профильных подразделений централизованных религиозных организаций, в т. ч. Учебного комитета Русской Православной Церкви, Совета по Исламскому образованию, Федерации еврейских общин России, представители работодателей и др. организаций, действующих в области теологии.

Сфера деятельности ФУМО по теологии включает нормативную, научно-методическую, экспертную, аналитическую и организационную поддержку теологического (богословского) образования. ФУМО консультирует теологические подразделения вузов, проводит мониторинг и экспертизу теологических программ, участвует в их профессионально-общественной и общественной аккредитации, в том числе проводимой централизованными религиозными организациями.

Начиная с 2000 г. ПСТГУ, в качестве опорного вуза УМС, а потом ФУМО по теологии, стал разработчиком государственных образовательных стандартов по теологии уровня специалитета, бакалавриата, магистратуры и аспирантуры 2-го и 3-го поколения; в 2007 г. специалисты ПСТГУ организовали аналитическую поддержку для сохранения ступени бакалавриата по теологии вместо ее планируемого упразднения в России при переходе на госстандарты 3-го поколения, в 2008 г. было получено разрешение на государственную аккредитацию духовных учебных заведений (№14-ФЗ от 28.02.2008), что позволило начать реализацию реформы духовных школ Русской Православной Церкви в русле полученных и уже к тому времени осуществленных ПСТГУ возможностей.

В 2013 г. удалось добиться выделения теологии в самостоятельную Укрупненную группу образовательных специальностей и направлений 48.00.00 “Теология”, вместо ее планируемого слияния с философией и религиоведением. ПСТГУ принял участие в создании паспорта научной специальности 26.00.01 “Теология”, ректор ПСТГУ участвовал в работе комиссий 2008 и 2015 гг. по введению этой специальности в Номенклатуру ВАК.

В перечисленных документах нормативно закреплена содержательная и организационная специфика теологического образования и науки:

  1. аутентичное конфессиональное содержание теологии,
  2. самостоятельность теологии среди др. направлений образования и научных отраслей,
  3. элементы государственно-конфессионального регулирования теологического образования.

ПСТГУ является одним из четырех вузов, на базе которых действует первый Объединенный диссертационный докторский совет по теологии; профессора ПСТГУ входят в Экспертный совет ВАК по теологии. 1 июня 2017 г. декан БФ ПСТГУ доктор богословия прот. П. Хондзинский защитил первую в современной истории России кандидатскую диссертацию по специальности “Теология” (“Разрешение проблем русского богословия XVIII века в синтезе святителя Филарета, митрополита Московского”).

21 мая 2019 г. первую докторскую диссертацию по теологии защитил профессор ПСТГУ доктор богословия прот. О. Давыденков (“Христологическая система умеренного монофизитства и ее место в истории византийской богословской мысли”). Помимо духовных учебных заведений программы подготовки теологов к 2020 г. были открыты в 53 российских вузах, в т. ч. в 39 государственных. Таким образом, в настоящее время сформировалась отечественная структура православного теологического образования и науки, признаваемых государством и обществом. В 2018 г. ПСТГУ стал одним из соучредителей Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА).

Научная деятельность. Научная работа в ПСТГУ осуществляется на кафедрах и в научных структурах — лабораториях, отделах, научно-исследовательских центрах (НИЦ). В университете действуют научные студенческие общества, с 2013 г. проводится ежегодная студенческая конференция.

В 1992 г. была организована первая Богословская конференция по типу чтений, ставшая прообразом для начавшихся в 1993 г. образовательных Рождественских чтений. В дальнейшем она была преобразована в Ежегодную международную богословскую конференцию, имеющую секции: богословие, церковная история, церковное искусство (изобразительное и певческое), миссионерская и социальная церковная деятельность, а также секции гуманитарных наук и педагогики. За 27 лет конференция стала одним из крупнейших международных научных форумов, объединяющим ученых, богословов, специалистов в самых разных гуманитарных областях. Сборники докладов конференции накопили огромный творческий и информативный потенциал.

С 1997 г. издается периодическое издание “Богословский сборник”, в 2003 г. переименованный в “Вестник ПСТГУ” в 5 сериях. В 2010 г. в перечень реферируемых изданий ВАК РФ были включены серии “Вестника”: I. “Богословие. Философия”, II. “История. История Русской Православной Церкви”, III. “Филология”, IV. “Педагогика. Психология”; в 2012 г.— Серия V. “Вопросы истории и теории христианского искусства”. В 2019 г. серия I. “Богословие. Философия. Религия” включена в базы данных Web of Science и SCOPUS.

Первым в собрании ПСТБИ стал церковно-исторический архив М.Е. Губонина (1907–1971). Книга “Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917–1943 гг.”, подготовленная М.Е. Губониным, стала первой публикацией (1994 г.) Отдела новейшей истории Русской Церкви (ОНИРЦ). Дополненная справочным аппаратом, она стала одним из самых цитируемых в мире изданий по новейшей истории Русской Православной Церкви и положила начало многотомной серии ОНИРЦ — “Материалы по новейшей истории Русской Православной Церкви” (к 2020 г. издано 30 книг общим объемом 1600 печатных листов).

Первые два тома машинописного труда Губонина “Современники о Патриархе Тихоне”, включающего комментарии составителя, были опубликованы в 2007 г. Труд М.Е. Губонина, посвященный преемнику Патриарха Тихона митрополиту Крутицкому сщмч. Петру (Полянскому), названный автором “Кифа” и дополненный обширным исследованием свящ. А. Мазырина, был издан в 2012 г. Также был дополнен и издан в 2006 г. фундаментальный труд М.Е. Губонина “История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 г.”.

Во втором его издании (2019 г.), основательно переработанном и дополненном, списки иерархов Русской Православной Церкви доведены до 2019 г. Крупным церковным проектом стала основанная проф. Н.Е. Емельяновым компьютерная база данных (БД) “За Христа пострадавшие”, собравшая информацию о репрессированных в ХХ в. клириках и мирянах Русской Православной Церкви. БД “За Христа пострадавшие” стала первым интернет-ресурсом Русской Православной Церкви, открытым в мировом интернет-пространстве и позволившим множеству русских людей, рассеянных по всему миру, узнать о судьбе своих без вести пропавших близких. Материалы БД (36 тыс. персоналий) публикуются в Биографическом справочнике “За Христа пострадавшие”.

В 1992 г. патриарх Алексий II своей резолюцией благословил “сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте” и обратился к руководству ФСБ с просьбой разрешить научным сотрудникам ПСТБИ работать со следственными делами репрессированного духовенства и мирян Русской Православной Церкви, хранящимися в архивах ФСБ РФ.

По материалам этих и других архивов были собраны сведения о пострадавших в 1937–1938 гг. на Бутовском полигоне под Москвой, о множестве других репрессированных, подготовлены материалы для канонизации Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской на Архиерейском юбилейном соборе Русской Православной Церкви 2000 года. На ФЦХ ПСТБИ была написана икона Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, явленных и неявленных, но ведомых Богу.

На ФЦХ с 1996 г. издается сборник научных статей “Искусство христианского мира”, функционирует компьютерная БД “Иконография восточно-христианского искусства” (изданная в серии дисков “Азбука иконописца”) и церковно-археологический музей.

На ФФ проводятся два научных семинара: Медиевистический и Славянской библеистики, издается серия “Филология” в составе “Вестника ПСТГУ”.

ПФ осуществляет экспертное сопровождение научных проектов, издает серию “Педагогика. Психология” в составе “Вестника ПСТГУ”.

На ИФ ведется научная работа на кафедрах, факультет совместно с ОНИРЦ издает серию “История. История Церкви” в составе “Вестника ПСТГУ”.

На ФСН действует Информационно-аналитический центр.

ФИПМ имеет научно-исследовательскую лабораторию информационно-поисковых систем, поддерживает БД “За Христа пострадавшие” и связанные с ней проекты.

На всех факультетах проводятся конференции и научные семинары, межвузовские и международные исследования, осуществляется международный обмен профессорами и студентами (заключены договора с 30 иностранными университетами), выполняются проекты по грантам РГНФ, РФФИ и других фондов, президентским грантам.

В июле 1997 г. Святейшим Патриархом Алексием II в ПСТБИ был утвержден специализированный Ученый совет для защиты кандидатских и докторских диссертаций по богословским наукам и церковной истории. В реорганизованном формате он действует в ПСТГУ. В нем были защищены 12 докторских и 60 кандидатских диссертаций. Выпускники и диссертанты ПСТГУ востребованы в церковных учреждениях, в светском научном и образовательном пространстве России.

Международные контакты. В конце мая 1992 г. протопресвитер Иоанн Мейендорф за два месяца до своей кончины принял участие в первой Богословской конференции института, положив тем самым начало международной деятельности ПСТБИ. В дальнейшем успешно развивались отношения с профессорско-преподавательской корпорацией Свято-Сергиевского Православного Богословского Института (ССПБИ) в Париже, с которым вскоре был заключен договор о сотрудничестве.

В течение многих лет с ним шел профессорско-преподавательский обмен, в ПСТГУ/ПСТБИ были изданы несколько монографий профессоров ССПБИ. В 2007 г. ректору ПСТГУ прот. В. Воробьёву была присуждена степень доктора богословия honoris causa ССПБИ.

Международный обмен студентами и аспирантами, а также стажировки, чтение лекций, совместные программы и другие проекты ПСТГУ имеет с 30-ю зарубежными университетами и фондами. Около 300 студентов и аспирантов участвовали в программах по обмену с университетами Берлина, Милана, Ноттингема и др. Выполняется проект “Амвросиана”, совместный с Амвросианской библиотекой (Милан, Италия) — перевод на русский язык и издание творений свт. Амвросия Медиоланского силами преподавателей ПСТГУ (вышло в свет 9 томов из планируемых 16-ти).

Начиная с 2003 г. проводятся русско-немецкие студенческие конференции и русско-итальянские летние школы. В Ежегодной международной богословской конференции ПСТГУ принимают участие ученые из 12–15 стран. С 2005 г. в ее составе работает секция картвелологии с участием ученых и митрополитов Грузинской Православной Церкви. Преподаватели ПСТГУ систематически участвуют в зарубежных конференциях и принимают у себя гостей из других стран. Для укрепления связей с православными народами в 2014 г. в ПСТГУ организованы Клубы международной дружбы: “ПСТГУ — Сербия”, “Клуб русско-греческой дружбы” и в 2015 г. “ПСТГУ — Грузия”.

Неоднократно гостями ПСТГУ были предстоятели Поместных Православных Церквей — Албанской, Польской, Сербской, Чешских земель и Словакии, Православной Церкви в Америке, предстоятели и клирики Зарубежного Синода (Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр во время посещения ПСТГУ отметил значительную роль университета в деле объединения РПЦЗ с Матерью-Церковью). Знаменательным событием стал визит в ПСТГУ французской делегации во главе с митрополитом Дубнинским Иоанном (Ренетто) во время восстановления единства Западноевропейского Экзархата русских приходов Константинопольского Патриархата с Русской Православной Церковью.

В мае 2007 г. ПСТГУ принял участие в выставке, посвященной торжеству воссоединения РПЦЗ с РПЦ. В залах храма Христа Спасителя была представлена экспозиция богослужебных предметов, использовавшихся в тайных богослужениях эпохи гонений, документы того времени, подлинный портрет патриарха Тихона. В расширенном виде эта экспозиция была выставлена в Государственном историческом музее (25 сентября — 22 октября 2007 г.), где за месяц ее посетили более 2,5 тыс. человек.

В декабре 2007 г. экспозиция была включена в выставку Издательского совета Русской Православной Церкви, организованную в Вашингтоне для русской диаспоры. Выставка “Преодоление: Русская Церковь и советская власть”, приуроченная к 20-летию ПСТГУ и организованная совместно с Государственным центральным музеем современной истории России, прошла в здании музея в декабре 2012 — январе 2013 г. Сбор экспонатов в городах России и бывшего Советского Союза позволил сделать выставку делом общецерковного масштаба. 18–25 августа 2013 г. в Римини (Италия) в рамках молодежного христианского форума “Митинг Дружбы народов” прошла выставка “И свет во тьме светит” (сокращенный вариант выставки “Преодоление”). Выставку посетило около 15 тыс. человек. Впервые экспозиция, посвященная новомученикам и исповедникам Российским, была представлена западному зрителю на такой масштабной выставочной площадке.

Наконец, 20 декабря 2017 г., в год столетия открытия Поместного собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. и начала гонений, постоянно действующая экспозиция связанных с гонениями реликвий и фотографий была открыта в главном здании ПСТГУ в Лиховом пер. К этому времени при ПСТГУ сформировался музей церковной истории ХХ в.

Миссионерские поездки. Летом 1996 г. по просьбе епископа Якутского и Вилюйского Германа (Моралина; ныне митрополит Курский и Рыльский) была организована первая миссионерская поездка преподавателей и студентов ПСТБИ в три региона этой епархии. В поселках, появившихся на Колыме на месте советских концлагерей, впервые совершалась Божественная литургия, происходили массовые крещения. В с. Амбарчике Нижнеколымского муниципального р-на Республики Саха (Якутия), на берегу Северного Ледовитого океана, на месте самого северного пересыльного лагеря (700 км за Полярным кругом) миссионеры поставили памятный поклонный крест и совершили панихиду по невинно погибшим здесь людям — жертвам советских репрессий.

После этого миссионерские поездки ПСТГУ/ПСТБИ стали совершаться ежегодно в разные регионы РФ: в Сибирь, на Дальний Восток, на Байкал и Алтай, в Пермский край, на север европейской части России и др. Кроме богослужений — Божественной литургии, крещений и венчаний миссионеры проводят встречи, концерты, беседы, занятия, просмотры фильмов в школах, детских садах, домах престарелых, больницах, летних лагерях. К 2020 г. было совершено около 200 миссионерских поездок (более 9 тыс. крещений). На местах, где трудились миссионеры, впоследствии строились храмы, активизировалась церковная жизнь. В последние годы поездки носят преимущественно просветительский характер.

В 2014 г. был создан Добровольческий корпус, объединяющий усилия в делах милосердия, активно участвующий в важнейших церковно-общественных мероприятиях. Студенты поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны специально подготовленным концертом, принимают участие в благотворительных акциях, помогают в больницах, детских домах.

Библиотека ПСТГУ и ПСТБИ имеет учебную, научную, периодическую, иностранную, художественную и мультимедийную составляющие. Научная и богословская библиотека (в том числе иностранная) расположены в Лиховом пер., учебная и мультимедиа на Иловайской ул., фонд ФЦХ на М. Лубянке, фонд ФЦП (ноты, аудио) и церковная публицистика на территории Николо-Кузнецкого храма на Пятницкой ул. Имеются залы с подключением к электронным библиотекам, а также отдельные залы для преподавателей. Общий фонд состоит из учебных изданий (34 000 наим., 75 000 экз.), научных монографий (25 000 наим., 43 000 экз.), журналов (1 000 наим., 5 000 экз.), справочных изданий (3 000 наим., 3 500 экз.), худ. литературы (2 000 наим., 2 000 экз.). Всего — 65 000 наименований, 128 500 экз.

Издательская деятельность. За время существования издательства ПСТГУ с 1992 г. опубликовано более 1500 изданий. Среди них научные монографии, учебники и учебные пособия, научная периодика, просветительская и мемуарная литература.

Московский Епархиальный дом — главное здание ПСТГУ и ПСТБИ. В 1992 г. ПСТБИ стал добиваться возвращения Московского Епархиального дома Русской Православной Церкви. В 2004 г. после 30 судебных процессов здание было наконец возвращено Русской Православной Церкви для размещения в нем ПСТГУ.

Возрождение Епархиального дома завершилось к 1000-летнему юбилею преставления св. равноапостольного кн. Владимира, когда 26 июля 2015 г. здание и его домовые храмы были освящены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, а 27 июля того же года в нем состоялось поздравление Президента РФ В.В. Путина с днем Ангела. Восстановительные и реставрационные работы были выполнены под руководством А.Д. Беглова и В.И. Ресина на средства А.Р. Ротенберга, Е.Л. Юрьева и В.В. Анисимова. По благословению Патриарха Кирилла Епархиальный дом стал главным зданием ПСТГУ и ПСТБИ. В нем размещается БФ ПСТГУ.

Соборная палата, бывшая местом заседаний делегатов Поместного собора 1917–1918 гг., сегодня является местом, в котором ежедневно проходят образовательные и культурные мероприятия Русской Православной Церкви: учебные и публичные лекции, конференции, собрания, презентации, выставки, концерты, встречи с почетными гостями.

Персоналии. Среди тружеников, участвовавших в создании ПСТГУ и преподававших в нем, особую благодарную память оставили о себе ныне почившие: прот. Глеб Каледа; прот. Георгий Ореханов – проректор по международной работе, профессор, доктор исторических наук; Ирина Васильевна Ватагина — иконописец, художник-реставратор высшей категории, профессор кафедры иконописи ФЦХ; Николай Евгеньевич Емельянов — профессор, доктор технических наук, создатель БД “За Христа пострадавшие” и БД “Иконография восточно-христианского искусства”, декан ФИПМ; Андрей Николаевич Мясоедов — кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории и ФЦП; Игорь Сергеевич Чичуров, проф., доктор исторических наук, рус. ученый-византинист, зав. кафедрой Истории Церкви и канонического права БФ; Вера Евгеньевна Яковлева — искусствовед, зав. отделом реставрации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, создатель кафедры церковного шитья на ФЦХ; Галина Сергеевна Клокова, основатель и бессменный руководитель кафедры реставрации в течении 28 лет, профессор, художник-реставратор высшей категории, почетный реставратор г.Москвы.

Изменение анкетных данных: как отразить документально

За время трудовой деятельности в жизни каждого человека происходят различные события, в ходе которых меняются некоторые анкетно-биографические данные человека. Приходится переоформлять документы на работника и в отделе кадров.

Классическая ситуация — сотрудница вышла замуж и поменяла фамилию. Или развелась и вернула девичью фамилию. Бывает, что анкетные данные меняют и мужчины. Причиной могут послужить также вступление в брак (ведь муж имеет право взять фамилию жены или записаться под двойной фамилией), а кроме того, неблагозвучие фамилии или имени. Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 27.12.2009), «персональные данные — любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в т. ч. его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация».

Многие кадровые и бухгалтерские документы содержат персональные данные. Поэтому, когда изменяются персональные данные работника, потребуется внести изменения:

— в трудовую книжку;

— в книгу учета движения трудовых книжек;

— в личную карточку работника (форма N Т-2);

— в лицевой счет (форма N Т-54);

— в трудовой договор;

— в карточку учета сумм начисленных ЕСН и взносов на пенсионное страхование.

Кроме того, замене подлежат:

— паспорт гражданина РФ;

— страховое пенсионное свидетельство;

— страховой медицинский полис;

Итак, по порядку.

Заявление работника о внесении изменений в документы

Указанные изменения производятся на основании заявления работника, написанного им лично на имя руководителя организации, с просьбой внести изменения в документы, содержащие персональные данные. Подача заявления — не обязательный, но целесообразный шаг. К заявлению работник прикладывает копии документов, подтверждающих изменение персональных данных (паспорт, свидетельство о регистрации брака, свидетельство о расторжении брака, свидетельство об изменении фамилии или имени, отчества, решение суда и др.), которые заверяются в установленном порядке и подшиваются в личное дело работника. Подлинники этих документов работник предъявляет работодателю.

Заявление необходимо подписывать прежней фамилией, поскольку работником организации является пока работник со старой фамилией.

Приказ о внесении изменений в документы,

Содержащие персональные данные работника

Руководитель организации ставит резолюцию, на основании которой в отделе кадров издают приказ об изменении внутренних документов в связи со сменой фамилии (имени, отчества). Этот приказ будет основанием для внесения изменений во все внутренние документы организации, где имеются сведения о фамилии, а также об изменении фамилии на титульном листе трудовой книжки.

Не допустите ошибки! Не рекомендуется использовать распространенную формулировку вроде: «С такого-то числа считать Иванову Петровой в связи с регистрацией брака. «, т. к. это неграмотно. Можно подумать, что без приказа работодателя Иванова не будет считаться Петровой? Петровой она считается на основании свидетельства о регистрации брака, а не на основании приказа своего работодателя.

Неправильной является и другая распространенная формулировка: «внести изменения в персональные данные работника». Изменять персональные данные работника — это полномочие специальных государственных органов, а не кадровой службы работодателя. Кадровая служба лишь вносит изменения в документы, содержащие персональные данные, на основании документов об изменении персональных данных работников, выданных специальными государственными органами.

Приказ издается только при предъявлении сотрудником нового паспорта (одного свидетельства о браке недостаточно). В личное дело вкладывается копия приказа, и делаются исправления в форме N Т-2 и трудовой книжке, а также во всех бухгалтерских документах, оформляется дополнительное соглашение к трудовому договору, меняется пенсионное страховое свидетельство и т. д. Но все на основании паспорта, т. к. пока работник не поменял паспорт, фамилия его тоже не поменялась.

Согласно п. 12 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 28.03.2008, далее — Положение о паспорте), замена паспорта производится, в частности, при изменении фамилии, имени, отчества, сведений о дате (число, месяц, год) и/или месте рождения, пола. В соответствии с п. 15 Положения о паспорте, документы и личные фотографии для получения или замены паспорта должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после смены фамилии или других данных.

Унифицированных форм такого приказа нет, но в нем обязательно должны содержаться сведения как о старых, так и о новых данных работника, реквизиты документов, на основании которых вносятся новые сведения о нем.

Рекомендуемое название такого приказа — «Приказ о внесении изменений в документы, содержащие персональные данные работника».

Дата составления приказа — дата поступления копии паспорта в кадровую службу.

Приказ о внесении изменений в документы, содержащие персональные данные, регистрируется в соответствующем журнале регистрации приказов.

С приказом о внесении изменений в документы, содержащие персональные данные, знакомят под роспись всех заинтересованных лиц: самого работника, соответствующих работников кадровой службы и бухгалтерии.

На основании такого приказа будут вноситься изменения в трудовую книжку работника, личную карточку работника, лицевой счет работника и иные документы отдела кадров, бухгалтерии, службы безопасности и иных структурных подразделений.

Изменение сведений о работнике в трудовой книжке

Пунктом 2.3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 10.10.2003 N 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек» (далее — Инструкция) установлены следующие правила внесения изменений в сведения о работнике в трудовой книжке:

— изменения записей в трудовых книжках о фамилии, имени, отчестве и дате рождения производятся на основании паспорта, свидетельств о рождении, о браке, о расторжении брака, об изменении фамилии, имени, отчества и других документов и со ссылкой на их номер и дату;

— указанные изменения вносятся на первую страницу (титульный лист) трудовой книжки;

— прежняя запись (фамилия или имя, отчество, дата рождения) аккуратно зачеркивается одной чертой, а сверху (снизу либо на той же строке, где есть место) записываются новые данные. Зачеркнутая запись должна легко читаться;

— ссылки на соответствующие документы делаются на внутренней стороне обложки трудовой книжки и заверяются подписью работодателя или специально уполномоченного им лица и печатью организации (или печатью кадровой службы).

При изменении анкетных данных работника ссылку нужно делать как на соответствующее свидетельство, так и на паспорт. Недостаточно будет указать один из этих документов. Дело в том, что по одному лишь паспорту невозможно проследить изменение фамилии, имени, отчества, даты рождения. А ссылки только на свидетельство будет мало, поскольку у работника изменились еще и данные паспорта, на основании которых заполняется трудовая книжка. Пример внесения записи об изменении фамилии приведен ниже.

│Фамилия «Крапивина» изменена на │ Трудовая книжка │

│фамилию «Ненашева» на основании │ │

│свидетельства о браке от 05.03.2005│ АТ-IX N 2747362 │

│N 345611099 и паспорта 3298 768234,│ │

│выданного 08.04.2005 ОВД │ — Крапивина — │

│отдела кадров Куприянова │______________________________________│

│ │ (число, месяц, год) │

│ │Дата заполнения «—» ——— 20— г.│

│ │Подпись владельца книжки ————-│

│ │ Подпись лица, ответственного│

│ │ за ведение трудовых книжек │

В случае если на момент окончания бланка трудовой книжки (выдается вкладыш) у работника изменились фамилия, образование и специальность, то данные изменения вносятся на титул самой книжки, на вкладыше же фиксируются новые данные. Ссылка на соответствующие документы при этом дается один раз — на внутренней стороне обложки трудовой книжки.

Изменение сведений о работнике в личной карточке

Существует несколько вариантов внесения таких изменений в личную карточку.

Прежняя фамилия может быть зачеркнута одной чертой, и справа можно указать новую фамилию. Кстати, именно поэтому фамилию обычно рекомендуют писать ближе к левому краю. Тогда остается место, чтобы новую фамилию указать правее. Если справа места нет, то новую фамилию можно написать сверху. Также следует указать, на основании какого документа внесены изменения. Это можно сделать на поле личной карточки напротив строки, где зачеркнута прежняя фамилия и написана новая: «Свидетельство о регистрации брака II-МТ 115116 от 10.08.2009». Данную запись здесь же кадровик заверяет своей подписью и проставляет дату внесения изменений.

Сведения о документе, подтверждающем изменение фамилии, и заверительная подпись кадрового работника могут быть указаны также в разд. X «Дополнительные сведения» личной карточки.

Еще один вариант, используемый в данном случае в кадровой практике, — это распечатка страницы личной карточки с внесенными изменениями или дополнительными строками под графой для внесения изменений. При этом на старой странице делается отметка о том, что произведена замена страницы в связи с изменением фамилии. На новой странице также отражается факт замены.

Аналогичные рекомендации можно дать по поводу изменения других сведений о работнике.

Изменение сведений о работнике в трудовом договоре

Существует мнение, что не нужно заключать с работником дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с изменением фамилии и иных персональных данных. Такой вывод можно сделать из ст. 57 ТК РФ.

В содержание трудового договора входят сведения и условия. Фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих личность работника, относятся к сведениям. Согласно ч. 3 ст. 57 ТК РФ: «недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон. «. Вероятно, аналогично следует поступать в случае изменения сведений, т. е. вносить изменения в текст трудового договора, и при этом заверять вновь внесенные сведения подписями сторон — работника и работодателя. Например:

«Фамилия работника изменена с Ивановой на Петрову. Договор дополнила 10.08.2009 менеджер Васильева (подпись). Ознакомлена: Петрова (подпись, дата)».

Статья 72 ТК РФ также подтверждает, что только при изменении условий трудового договора оформляется отдельное соглашение.

Однако существует и другая точка зрения. Считается, что дополнительное соглашение к трудовому договору должно заключаться в случае изменения работником фамилии и иных персональных данных. Сторонники этой позиции ссылаются тоже на ст. 57 ТК РФ и указывают, что эта статья допускает внесение в текст трудового договора только недостающих сведений, а не измененных. Поэтому нельзя вносить изменения сведений о фамилии и иных персональных данных работников в текст трудового договора, а нужно составить документ, который можно назвать «Изменение к трудовому договору». Его следует составить на основании нового паспорта работника, поскольку внести изменения нужно будет и в паспортные данные, указанные в трудовом договоре. Также рекомендуется приложить к трудовому договору копии свидетельства о заключении брака и нового паспорта.

На практике некоторые кадровики для подстраховки руководствуются сразу двумя приведенными точками зрения и вносят изменения и в текст трудового договора и подписывают с работником дополнительное соглашение.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) при изменении места жительства физического лица, а также при изменениях в сведениях о физическом лице не изменяется.

Об этом гласят п. п. 3.1 и 3.8 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утв. Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (ред. от 05.11.2009).

Таким образом, при изменении данных физического лица сам номер ИНН не изменяется, но замене подлежит свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации, поскольку произошло изменение приведенных в нем сведений. При изменении фамилии замена свидетельства о постановке на учет осуществляется налоговым органом по месту жительства. Если изменяется место жительства, замена свидетельства о постановке на учет производится налоговым органом по новому месту жительства.

В заявлении гражданин указывает новую фамилию в соответствии с документом, удостоверяющим личность, и вписывает присвоенный ему ранее ИНН. К заявлению, подаваемому в налоговую инспекцию, он прилагает свидетельство о постановке на учет, оформленное на прежнюю фамилию. Вместо него налоговая инспекция выдает свидетельство о постановке на учет с тем же ИНН и новой фамилией физического лица. Информацию об изменении персональных данных физических лиц, а также о фактах замены документа, удостоверяющего личность, налоговые инспекции получают из органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории России (паспортных столов и служб). На основании п. 8 ст. 85 НК РФ указанные органы сообщают такие сведения в налоговую инспекцию по месту жительства гражданина в течение пяти дней с момента выдачи нового документа.

Страховое пенсионное свидетельство

На территории РФ на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, при этом индивидуальный лицевой счет застрахованного лица хранится ПФР в течение всей жизни застрахованного лица — так говорится в п. 7 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 27.12.2009, далее — Закон о персонифицированном учете). При изменении у застрахованного лица фамилии, имени и отчества; фамилии, которая была у застрахованного лица при рождении, даты рождения, места рождения, пола новые анкетные данные должны быть отражены в его индивидуальном лицевом счете.

В Постановление Правления ПФР от 31.07.2006 N 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению» (ред. от 23.07.2009) включена форма АДВ-2 «Заявление об обмене страхового свидетельства». Это заявление и будет основанием для внесения записи об изменении фамилии в территориальном органе ПФР. Документ заполняется застрахованным лицом, но допускается его заполнение кадровой службой организации.

В течение 2 недель необходимо написать заявление об обмене страхового свидетельства в территориальный орган ПФР. После этого в течение месяца соответствующий орган ПФР выдает застрахованному лицу новое (взамен выданного ранее) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета. Если застрахованное лицо работает по трудовому договору или с ним заключен договор гражданско-правового характера, заменой страхового пенсионного свидетельства занимается страхователь, то есть работодатель. Работник должен сдать старое страховое пенсионное свидетельство в отдел кадров и оформить заявление об обмене страхового свидетельства, дальнейшие действия (передача документов в ПФР, получение нового свидетельства) предпринимает работодатель. Новое страховое свидетельство работник получает в отделе кадров. Неработающие застрахованные лица должны самостоятельно подать заявление об обмене страхового свидетельства в орган Пенсионного фонда по месту жительства.

При обращении в ПФР при себе необходимо иметь старое страховое свидетельство, документ, удостоверяющий личность, и копию документа для изменения данных в страховом свидетельстве (например, свидетельства о браке и т. д.).

Страховой медицинский полис

Порядок выдачи и обмена страховых медицинских полисов определяется договором обязательного медицинского страхования.

В большинстве случаев замена страхового медицинского полиса при смене фамилии обязательна. Для работающих граждан замену полиса осуществляет организация-работодатель, неработающие граждане для обмена страхового медицинского полиса самостоятельно обращаются в пункты выдачи полисов страховой медицинской организации, обслуживающей район, где они зарегистрированы постоянно или временно.

Законодательством не регламентируются сроки замены заграничного паспорта при смене фамилии, его можно использовать до тех пор, пока не произведена замена паспорта гражданина РФ. Однако если в паспорте РФ и заграничном паспорте фамилии совпадать не будут, выехать по такому загранпаспорту в страну, которая просит представлять общегражданский паспорт для оформления визы, будет невозможно. Кадровикам предприятий, направляющим своих работников в загранкомандировки, следует помнить об этом.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 25.11.2009), основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами. Таким образом, при смене фамилии замена водительского удостоверения не обязательна, достаточно иметь при себе свидетельство о браке. Однако, исходя из практики, удобнее все же водительские права поменять. Возникает вопрос: вправе ли работодатель требовать у работника, чья трудовая функция подразумевает пользование автотранспортными средствами, замены водительского удостоверения в случае изменения фамилии? Видимо, не вправе, но обратить внимание работника на возможность затруднений может.

Пошаговая последовательность действий

При смене фамилии необходимо произвести замену некоторых обязательных документов. При этом работодатель принимает участие во внесении изменений в трудовую книжку, замене страхового полиса и замене страхового пенсионного свидетельства.

Итак, последовательность действий в случае изменения фамилии следующая:

1. Работник пишет заявление с просьбой внести изменения в ее учетные (кадровые) документы в связи со сменой фамилии.

2. На основании свидетельства о заключении брака издается приказ об изменении фамилии работника и внесении изменений в учетные документы.

3. На основании свидетельства о заключении брака вносятся изменения в трудовую книжку, в книгу учета движения трудовых книжек.

4. На основании свидетельства о браке и нового паспорта вносятся изменения в личную карточку Т-2.

5. На основании свидетельства о браке и нового паспорта вносятся изменения в трудовой договор.

6. На основании свидетельства о браке и нового паспорта вносятся изменения в личное дело (если оно заведено).

7. На основании свидетельства о браке и нового паспорта вносятся изменения в бухгалтерские документы: в лицевой счет (форма N Т-54); карточку учета сумм, начисленных ЕСН и взносов на пенсионное страхование.

8. На основании свидетельства о браке и нового паспорта замене подлежит свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации.

9. На основании свидетельства о браке и нового паспорта выдается застрахованному лицу новое (взамен выданного ранее) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета.

10. На основании свидетельства о браке и нового паспорта замене подлежит страховой медицинский полис.

11. На основании новых свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования замене подлежит фамилия сотрудника в бухгалтерскую программу С1.

12. На основании свидетельства о браке и нового паспорта замене подлежит банковская карточка.

13. На основании свидетельства о браке и нового паспорта замене подлежит водительское удостоверение.

14. На основании свидетельства о браке и нового российского паспорта замене подлежит заграничный паспорт.

Рассмотрим оформление некоторых документов на следующем примере.

Соколова Светлана Ивановна, дата рождения — 12.05.1983, паспорт: 40 00 N 112233, выдан УВД района «Измайлово» Москвы 25.07.2004. Вышла замуж 24.10.2009 и взяла фамилию мужа — «Акулова». После смены фамилии поменяла паспорт, новые паспортные данные: 40 09 N 445566, выдан 16.11.2009 УВД района «Измайлово» Москвы.

Директору ООО «Лира»

Прошу изменить в учетных документах фамилию «Соколова» на Акулову в связи со вступлением в брак.

Копию свидетельства о браке прилагаю.

27.10.2009 Соколова С. И. Соколова

Общество с ограниченной ответственностью «Лира»

Об изменении фамилии

В связи со сменой фамилии руководителя канцелярии Соколовой С. И.

Изменить в учетных документах организации и в трудовой книжке работника фамилию руководителя канцелярии Соколовой Светланы Ивановны на Акулову в связи с вступлением в брак.

1. Заявление Соколовой С. И. от 27.10.2009.

2. Копия свидетельства о заключении брака С1 N 230258981, выданного Измайловским отделом загс Управления загс Москвы 24 октября 2009 г.

Директор Прокофьев А. М. Прокофьев

Начальник отдела кадров Главный бухгалтер

Власов С. П. Власов Попова О. Н. Попова

С приказом ознакомлена:

Соколова С. И. Соколова

18 ноября 2009 г.

К трудовому договору от 15 марта 2007 г. N 11

Об изменении фамилии работника

В связи со вступлением в брак

Общество с ограниченной ответственностью «Лира», именуемое в дальнейшем Работодатель, в лице директора Прокофьева Александра Михайловича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Соколова Светлана Ивановна, именуемая в дальнейшем Работник, с другой стороны, пришли к следующему соглашению:

1. В связи со вступлением в брак (свидетельство о заключении брака С1 N 230258981, выданное Измайловским отделом загс Управления загс Москвы 24 октября 2009 г.) изменить в трудовом договоре фамилию «Соколова» на фамилию «Акулова».

2. Считать действительными паспортные данные в следующей редакции: «паспорт серии 40 09 N 445566, выдан 16.11.2009 УВД района «Измайлово» Москвы».

Изменение Устава для утверждения способа принятия решений в ООО

В настоящий момент практически во всех налоговых сложилась единообразная практика по применению Обзора судебной практики от 25 декабря 2019 года.

Согласно этому обзору все решения участника (участников) ООО, принятые после 29 декабря 2019 года, должны быть удостоверены у нотариуса, если иное не предусмотрено уставом или ранее принятым решением (которое также должно быть заверено).

Налоговые инспекции очень часто отказывают в регистрации внесения изменений, ликвидации и других действиях, если в комплекте документов присутствует решение, не удостоверенное у нотариуса.

А в случаях, если директор обращается за заверением формы на заявлении (Р13014, Р15016), то нотариусы отказывают в удостоверении подписи, пока им не предоставят заверенное решение (протокол).

Поэтому рекомендуем тем, у кого в Уставе нет необходимой формулировки, внести в учредительный документ положения, утверждающие альтернативный нотариальному способ подтверждения принятых решений и состава участников. Это касается как обществ с несколькими участниками, так и с единственным участником.

Обратите внимание, что решения об увеличении уставного капитала подлежат нотариальному удостоверению в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об ООО» в любом случае, чтобы вы не указали в уставе.

Порядок изменения устава для утверждения способа принятия решений

Если у вас происходит изменение Устава по любым другим причинам (увеличение капитала, смена названия, адреса и т.д.), то логичным будет в новом уставе прописать необходимые положения.

Также можно без внесения других изменений в ЕГРЮЛ просто принять новую редакцию Устава. Процедура такой смены учредительного документа будет выглядеть следующим образом:

Шаг 1. Примите решение об изменении Устава.

Решение о внесении изменений в устав принимается общим собранием участников общества и оформляется в виде протокола. Если в ООО один участник, то достаточно его решения, оформленного в письменной форме.

Далее это решение необходимо заверить у нотариуса. Нотариус оформит свидетельство об удостоверении факта принятия решения и состава участников, присутствовавших при его принятии.

Шаг 2. Подготовьте форму Р13014 и заверьте её.

Обратите внимание, что форма Р14001 с 25 ноября 2020 года больше не применяется. Новая форма Р13014 утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.

Для смены Устава (если в ЕГРЮЛ не вносятся никакие изменения) в форме Р13014 необходимо заполнить только титульный лист и лист Н на заявителя.

При подаче документов в налоговую лично, по доверенности или по почте необходимо заверить форму Р13014 у нотариуса. Заявителем в этом случае является руководитель общества и именно он обязан посетить нотариуса для заверения подписи.

При онлайн подаче документов через Интернет с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) это не требуется.

Шаг 3. Подготовьте новую редакцию устава (или лист изменений у нему).

В данном документе обязательно нужно будет прописать следующие положения:

«Принятие Общим собранием участников решения посредством очного голосования и состав участников Общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются подписанием протокола общего собрания всеми участниками Общества, присутствовавшими на собрании, либо иным способом, утвержденным решением Общего собрания участников, принятым участниками единогласно. Нотариальное удостоверение принятия общим собранием участников Общества решения и состава участников Общества не требуется, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством».

«Если Общество состоит из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников, принимаются единственным участником Общества единолично и оформляются письменно. Решение единственного участника Общества подтверждается его подписью. Решение юридического лица, являющегося единственным участником Общества (осуществляющим права единственного участника Общества), подтверждается подписью лица, которое уполномочено выступать от его имени, и заверяется оттиском печати, если соответствующее юридическое лицо имеет печать. Нотариальное удостоверение принятия единственным участником Общества решения и состава участников Общества, участвовавших в принятии решения, не требуется, если иное не предусмотрено настоящим Уставом или действующим законодательством».

Рекомендуем добавлять оба эти пункта вне зависимости от количества участников в обществе на момент подачи документов.

Шаг 4. Подать заявление в налоговую.

Подать документы в налоговую необходимо в течение 7 рабочих дней с момента принятия решения.

Необходимо представить следующий комплект документов в регистрирующий орган:

  • заявление по форме Р13014;
  • протокол (решение) и свидетельство об удостоверении;
  • новый устав или лист изменений к уставу;
  • квитанция об уплате пошлины (за исключением электронной подачи, т.к. в этом случае пошлина не оплачивается);
  • доверенность, заверенная нотариально (при необходимости).

Шаг 5. Получить результат государственной регистрации изменения.

Регистрация изменений в налоговой инспекции осуществляется в течение пяти рабочих дней, после чего заявителю выдаются:

Порядок внесения изменений в нормативно-правовую документацию (продолжение)

Изменения обычно вносят только в основные правовые акты. Вносить изменения в основные нормативно-правовые акты при помощи внесения изменений в изменяющие их нормативно-правовые акты не разрешается.

В преамбулах к нормативно-правовым актам указывают цели, основания и причины для внесения изменений, к примеру: «В связи с кадровыми перестановками. », «Для целей рационального расходования бюджета. ».

Согласно Методическим рекомендациям для юридико-технического оформления законодательных проектов законодательные проекты о внесении изменений в законодательные акты, а также законодательные проекты, которые содержат перечни законодательных актов, признанных утратившими силу, имеют особые структуры статей. Данные законодательные проекты:

-не имеют названий статей;

-разделяются на пункты, которые нумеруются при помощи арабских цифр с закрывающимися круглыми скобками, либо на абзацы, которые не имеют обозначений.

Пункты делят на подпункты, которые обозначают при помощи строчных букв из русского алфавита с закрывающимися круглыми скобками. К примеру:

Внести следующие изменения в Федеральный закон от… №… «Об…» (Собрание законодательства РФ, …, №…, ст. ….):

а). ; (подпункт «б» пункта 8)

б). ; (подпункт «г» пункта 10)

Тексты нормативно-правовых актов обычно начинаются словами: «Внести в (приводятся виды, даты, регистрационные номера и наименования документов, в которые вносят изменения) следующие изменения:…». К примеру: «Внести в Федеральный закон №270-ФЗ от 23.11.2007 г. «О Госкорпорации «Ростехнологии»» (Собрание законодательства РФ, 2007 г., №48, статья 5814) нижеследующие изменения:…».

При внесении изменений в кодексы даты и номера не указывают. К примеру: «Внести следующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях (Собрание законодательства РФ, 2002 г., №1, статья 1; 2007 г., №26, статья 3089; №31, статья 4007):…».

Внесённые в нормативно-правовые акты изменения должны быть изложены последовательно и указаны конкретные структурные единицы нормативно-правовых актов (начиная с наименьших), в которые вносят изменения. К примеру: «1) абз. 2 ч. 4 ст. 34 после слов «ч. 6 и ч. 12 ст. 38» дополнить при помощи слов «и ст. 75.2»».

В случаях, если из текстов документов исключают (дополняют к ним) отдельные слова, то в нормативно-правовых актах, при помощи которых вносят изменения, указывают, в каких местах текстов (наименования, преамбулы, статьи (пункты), абзацы, приложения и т. п.) исключают (дополняют) слова, а сами слова указывают в кавычках.

Внесение изменений в документацию в обобщенном виде (в том числе замены словосочетаний и слов с применением формулировки «по тексту») не разрешается. Каждое из изменений оформляется отдельно с указанием конкретных структурных элементов нормативно-правовых актов. Внесение изменений в обобщенной форме разрешается только в один пункт (статью), пункт статьи, часть пункта (статьи) нормативно-правовых актов.

В случаях, если в текстах документов заменяют цифровые характеристики (денежные суммы, площади), то ранее приведённые и новые характеристики в текстах нормативно-правовых актов, при помощи которых вносят изменения, указывают в кавычках.

В случае необходимости замены цифровых обозначений употребляют термин «цифры», а не «числа». К примеру: «цифры «13, 15, 126» заменить на цифры «14, 16, 127»».

В случае необходимости замены слов и цифр употребляют термин «слова». К примеру: «слова «в 100 раз» заменить на слова «в 150 раз»».

Дополнения при помощи абзацев вносят только в конце соответствующих структурных элементов. В случае необходимости включить новые абзацы среди уже имеющихся абзацев приводятся новые редакции тех структурных элементов нормативно-правовых актов, к которым относятся абзацы.

В случаях исключения из нормативно-правовых актов подразделов, разделов, статей, глав, подпунктов и пунктов, а также в случаях дополнения нормативно-правовых актов при помощи подразделов, разделов, статей, глав, подпунктов и пунктов изменения нумерации последующих подразделов, разделов, статей, глав, подпунктов и пунктов не производят.

Внесения большого количества изменений в нормативно-правовые акты можно осуществлять при помощи принятия их в новых редакциях. При внесении изменений в нормативно-правовые акты при помощи принятия их в новых редакциях не допускает изменений видов и наименований нормативно-правовых актов.

В Регламенте Правительства г. Москва устанавливается, что распорядительные документы издаются в новых редакциях при одновременном признании утратившим силу ранее действовавших документов в тех случаях, если:

-имеется необходимость внесения изменений, которые требуют переработки распорядительных документов по существу и не позволяют ограничиться новыми редакциями их отдельных структурных элементов;

-имеется необходимость внесения в распорядительные документы изменений, которые затрагивают практически все их структурные элементы;

-сохраняется значение только отдельных структурных элементов распорядительных документов, причем частичным образом;

-имеется необходимость внести изменений в распорядительные документы, которые признаны утратившим силу в неотделимых частях.

В Методических рекомендациях для юридико-технического оформления законодательных проектов, законах субъектов РФ и прочих разработках, которые устанавливают порядки внесения изменений в документацию, имеется нижеследующее правило: в случае необходимости внесения изменений в приложения, изложив их в новых редакциях, тексты новых редакций приложений включаются в тексты изменяющих нормативно-правовых актов, а не являются приложениями к ним.

Вместе с этим во многих разработках последний из вариантов внесения изменений допустим. К примеру, он предусматривается Инструкцией для делопроизводства в администрации Муниципального образования «г. Краснодар», утвержденной в Распоряжении главы Муниципального образования «г. Краснодар» №177-р от 11.07.2008 г., (ред. 02.04.2009 г.), в которой указывается: «В случае необходимости внесения изменений в приложения, изложив их в новых редакциях, тексты новых редакций приложений могут быть включены в тексты изменяющих нормативно-правовых актов либо считаться приложениями к ним».

Внесение изменений в документы в связи с техническими ошибками

В документации не должны быть ошибки. Над этим работают исполнители, это контролируют руководители. В большинстве крупных организаций предусматривается обязательная редакция документации при помощи профессиональных редакторов. Как пример можно привести выкопировку из Инструкции для делопроизводства Федеральной службы судебных приставов, утвержденной в Приказе Министерства юстиции РФ №126 от 25.06.2008 г.

20. При согласованиях структурные подразделения Службы, которые ответственны за их проведение, проводят доработку проектов распоряжений и приказов, а также их обязательную редакцию в Управлении делопроизводства.

Проекты распоряжений, приказов и прочей документации предоставляют для редакции в отделе контроля исполнения документации Управления делопроизводства только у полномочных обсуждать и делать поправки в текстах исполнителей с их визами. Редакторы при помощи карандашей отмечают погрешности в текстах распоряжений, приказов и прочей документации и имеют право потребовать от исполнителей исправить орфографические, пунктуационные и стилистические ошибки, устранить нарушения правил оформления реквизитов, несоответствия с положениями нормативно-правовых актов в области делопроизводства и управления, а также прочие обнаруженные ими ошибки. Не допустимо предоставление для подписи Директору и его заместителям распоряжений, приказов и прочей документов без штампов и подписей редакторов.

Оттиски штампов редакторов «ОТРЕДАКТИРОВАНО» и их подписи помещают на оборотных сторонах каждого из листов проектов распоряжений, приказов, вторых экземпляров прочей документации.

При этом полностью исключить возможности допущения ошибок не представляется возможным. Досадные ошибки допускают даже самые опытные специалисты. В законодательстве не предусматриваются единые правила по исправлению технических ошибок. Подобные правила приняты для отдельных видов документации: бухгалтерской, регистрационной, статистической и т. п.

В нормативно-правовых актах технические ошибки называют по-разному. К примеру, в ч. 4 Гражданского кодекса РФ сказано о «технических и очевидных ошибках», в Гражданско-процессуальном кодексе РФ – о «явных арифметических ошибках и описках». Так, в Гражданско-процессуальном кодексе РФ имеется статья «Исправление явных арифметических ошибок и описок в решениях судов».

Исправление ошибок, которые допущены при официальных опубликованиях документов

Ошибки могут допускаться и при официальных опубликованиях документов. Для их исправления необходимо опубликовать извещения об обнаруженных ошибках органов, которые издали документы, и подлинные редакции соответствующих положений. Законодательством также установлены сроки, в которые выполняется данная работа. К примеру, в Закон Свердловской области №4-ОЗ от 10.03.1999 г. «О правовых актах в Свердловской области» (ред. 24.04.2009 г.) включена статья «Исправление ошибок, которые допущены при официальных опубликованиях нормативно-правовых актов Свердловской области».

Ст. 105. Исправление ошибок, которые допущены при официальных опубликованиях нормативно-правовых актов Свердловской области

1. В случаях, если при официальных опубликованиях нормативно-правовых актов Свердловской области были допущены опечатки, ошибки и прочие неточности в сравнении с подлинниками нормативно-правовых актов Свердловской области, то в 10-дневные сроки с момента обнаружения опечаток, ошибок и прочих неточностей в тех же изданиях должны быть опубликованы официальные извещения государственных органов Свердловской области, принявших нормативно-правовые акты (по отношению к законам Свердловской области – Губернатора Свердловской области), об исправлении неточностей и подлинные редакции соответствующих положений.

2. Исправления опечаток, ошибок и прочих неточностей в подлинниках нормативно-правовых актов Свердловской области выполняются исключительно при помощи внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты Свердловской области, в которых обнаружены неточности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *