Какой датой приходовать товар датой отгрузки или датой поступления
2.1. Документальное оформление поступления товаров
2.1.1. Порядок и сроки приема товаров по количеству, качеству и комплектности и его документального оформления регулируются действующими техническими условиями, условиями поставки, договорами купли — продажи и инструкциями о порядке приемки товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности.
2.1.2. Движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно — транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом — фактурой). Накладная в торговой организации может выступать как приходным, так и расходным товарным документом, должна выписываться материально ответственным лицом при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации. В накладной указывается номер и дата выписки; наименование поставщика и покупателя; наименование и краткое описание товара, его количество (в единицах), цена и общая сумма (с учетом налога на добавленную стоимость) отпуска товара. Накладная подписывается материально ответственными лицами, сдавшими и принявшими товар и заверяется круглыми печатями организаций поставщика и получателя. Количество оформляемых экземпляров в накладной зависит от условий получения товара покупателем, вида организации поставщика, места передачи товара и т.д. (код по ОКУД 0903016).
Товарно — транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом. Товарно — транспортная накладная состоит из двух разделов: товарного и транспортного. В зависимости от особенностей товаров к товарно — транспортной накладной могут прилагаться другие документы, следующие с грузом (коды по ОКУД 0903801, 0903802, 0903803, 0903804).
При доставке товаров железнодорожным транспортом в качестве сопроводительного документа выступает железнодорожная накладная. К железнодорожной накладной могут быть приложены спецификации и упаковочные листы, о чем делается отметка в накладной.
Если товар отправлен по железной дороге в контейнерах, то должна оформляться «Накладная на перевозку груза в универсальном контейнере».
Счет — фактура выписывается в тех случаях, когда перечень отгруженных товаров велик. Счет — фактура является для розничной торговой организации приходным товарным документом и выступает основанием для оплаты поступившего товара (типовая форма N 141).
Для оплаты поступающих товаров может быть использован счет, содержание которого аналогично счету — фактуре. Счет выписывается поставщиком на поставляемую партию товара и является основанием для оплаты товара (типовая форма N 868).
2.1.3. Оприходование поступивших товаров оформляется путем наложения штампа на сопроводительном документе: товарно — транспортной накладной, счете — фактуре, счете и других документах, удостоверяющих количество или качество поступивших товаров.
2.1.4. Если товары получает материально ответственное лицо вне склада покупателя, то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право материально ответственного лица на получение товара. Порядок оформления доверенностей и получения по ним товаров установлен «Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно — материальных ценностей и отпуска их по доверенности», утвержденной Минфином СССР от 14.01.67 N 17.
2.1.5. Порядок приемки товаров и ее документальное оформление зависят: от места приемки, характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), от степени соответствия договора поставки сопроводительным документам (наличие или отсутствие) и т.д.
Приемка товаров по количеству в торговой организации предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара данным, содержащимся в транспортных, сопроводительных и/или расчетных документах, в соответствии с «Инструкцией о порядке приемки продукции производственно — технического назначения и товаров народного потребления по количеству», утвержденной Постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР от 15.06.65 N П.6 и Гражданским кодексом РФ, а при приемке их по качеству и комплектности — требованиям к качеству товаров, предусмотренных в договоре.
Приемка товара на складе поставщика осуществляется материально ответственным лицом по доверенности. Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если не проводится проверка фактического наличия товара в таре, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.
Если количество и качество товара соответствует указанному в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документы (накладная, счет — фактура, товарно — транспортная накладная, качественное удостоверение и другие документы, удостоверяющие количество или качество поступивших товаров) накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.
2.1.6. При нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям при недостаче или снижении качества товаров.
2.1.7. В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт (код по ОКУД 0903001), который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой должны входить материально ответственные лица торговой организации, представитель поставщика (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика или его отсутствии).
2.1.8. При закупке товара или его приемке руководителям торговых организаций необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
2.1.9. Возврат товара поставщику при обнаружении брака в процессе реализации товара, при несоответствии товара стандарту или согласованному образцу по качеству, некомплектности товаров осуществляется путем оформления расходной накладной. Условия возврата товара поставщику могут быть различны и оговариваются в договоре поставки.
2.1.10. Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками. Если порядок и сроки приемки товаров не были специально оговорены в договоре, то необходимо руководствоваться «Инструкцией о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составление и направления рекламационных актов», утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90.
Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от отечественного поставщика. Если установлено несоответствие количества и/или качества товара договору, составляется рекламационный акт. Акт должен составляться в присутствии материально ответственного лица, покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта при его отсутствии) и экспертов Торгово — промышленной палаты. Если невозможно присутствие представителей торгово — промышленной палаты, то товар принимается с участием представителей других незаинтересованных организаций. Рекламационный акт (код по ОКУД 0903002) составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Порядок и сроки составления рекламационных актов рассматриваются в «Инструкции о порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов», утвержденной Госарбитражем СССР 15.10.90.
2.1.11. Учет первичных документов по приходу товаров материально ответственным лицам рекомендуется вести в «Журнале поступления товаров», который должен содержать название приходного документа, его дату и номер, краткую характеристику документа, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах.
2.1.12. Оформленные документы на приемку товаров являются основанием для расчетов с поставщиками и их данные не могут быть пересмотрены после приемки товаров в организации (за исключением потерь товаров от естественной убыли и боя при транспортировке).
2.1.13. Поступающие товары приходуются в день окончания их приемки по фактическому количеству и сумме.
2.1.14. Порядок приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре — оборудовании, регулируется Инструкцией «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре — оборудовании», утвержденной Минторгом СССР, Центросоюзом СССР и Государственным арбитражем при Совете Министров СССР 29.06.82 N 072-75 (письмо Минторга РСФСР от 11.08.82 N 0205).
2.1.15. Документальное оформление и учет изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также товаров в комиссионных магазинах регулируется соответственно Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1089 «Об утверждении Правил скупки у населения драгоценных металлов, драгоценных камней в изделиях и ломе», приложением к Правилам работы пунктов по скупке драгоценных металлов, камней и изделий из них у населения, утвержденных Приказом Минторга СССР от 14.11.72 N 212 «Инструкция о порядке оформления операций по скупке ценностей и об организации бухгалтерского учета и отчетности в пунктах по скупке драгоценных металлов, камней и изделий из них у населения» и Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 N 1090 «Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами», Приказом Комитета РФ по торговле от 07.12.94 N 99 «Инструкция о порядке оформления комиссионных операций и ведения бухгалтерского учета в комиссионной торговле непродовольственными товарами».
Накладная вчера – сырье сегодня. Разбираемся с датой учета
Вопрос: Производственная организация приобрела у белорусского поставщика сырье, которое доставлялось по железной дороге. С момента его отгрузки поставщиком до момента получения организацией прошло некоторое время. Какую дату считать датой получения сырья для отражения его в бухучете: дату накладной поставщика, ж/д накладной или иную дату?
Ответ: Организация с учетом специфики своей хозяйственной деятельности, условий договора и иных обстоятельств поставки сырья дату принятия его к учету определяет самостоятельно. Порядок ее определения закрепляется в учетной политике.
Обоснование: Каждая хозяйственная операция (в том числе получение сырья) подлежит отражению в бухучете на дату ее совершения. Но какую именно дату считать таковой при принятии активов к бухучету — в законодательстве прямо не прописано. Поэтому организация определяет эту дату самостоятельно и закрепляет порядок ее определения в учетной политике <*> .
Устанавливая дату принятия активов к учету, которая бы отвечала потребностям организации и была для нее наиболее рациональной, целесообразно принимать во внимание <*> :
— специфику своей деятельности;
— переход рисков и выгод, связанных с правом собственности на приобретаемые активы;
— условия и порядок поставки активов, оформляемые при этом сопроводительные документы (транспортные и др.);
— иные моменты, связанные с поставкой активов.
Дата принятия активов к учету может быть единой, а может определяться с учетом обстоятельств поставки. Среди них — использование разных видов транспортировки активов и пр. <*>
Таким образом, организация в качестве даты принятия к бухучету сырья может, например, установить <*> :
— дату выписки накладной поставщиком;
— дату фактического получения и оприходования сырья на своем складе, указанную в ТТН;
Какая дата принятия на учет товаров должна отражаться в книге покупок при импорте: дата перехода права собственности или дата таможенной декларации?
Дата оприходования оборудования из Китая одна, а ГТД созданная на основании этого прихода другая. В книгу покупок должна попасть дата принятия на учет оборудования, а попадает дата ГТД. Как исправить?
Предположим, что дата оприходования оборудования в документе Поступление (акт, накладная) отличается от даты документа ГТД по импорту , например, по причине того, что переход права собственности на внеоборотный актив произошел раньше, чем он был доставлен в РФ и прошел таможенную очистку.
В этом случае допускается указывать дату принятия на учет, как дату документа ГТД по импорту в книге покупок. Такая позиция основана на Письме Минфина РФ от 26.09.2008 N 03-07-11/318, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 01.11.2007 по делу N А57-14388/06. Ведомства считают, что дата принятия на учет в данном случае происходит не по дате перехода права собственности, а по дате перехода товаров под контроль покупателя, т.е. когда произошла доставка на склад.
Дата документа ГТД по импорту попадает в книгу покупок, как дата принятия на учет. При этом стоимостная оценка актива формируется в документе Поступление (акт, накладная) . Валютная сумма актива пересчитывается в рубли в целях БУ и НУ корректно.
Если Организация не согласна с позицией Минфина РФ, то можно внести корректировку в Регистр сведений Данные первичных документов по конкретному документу ГТД по импорту и указать там дату документа Поступление (акт, накладная) .
Если вносятся изменения в стандартное поведение программы, то в дальнейшем пользователь самостоятельно несет ответственность за последствия внесения данных таким способом.
Регистр Данные первичных документов доступен в разделе Все функции – Регистры сведений .
Подписывайтесь на наши YouTube и Telegram чтобы не пропустить
важные изменения 1С и законодательства
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
- Номер таможенной декларации для тех, кто с ней никогда не.Рассмотрим более подробно на примере как отразить приобретение материалов по.У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ: Оформите..
(7 оценок, среднее: 4,43 из 5)
Обсуждение (1)
спасибо . все понятно. дата перехода права собственности (рисков) обычно указывается в договоре
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Спасибо огромное Елене Гряниной за классный двухдневный семинар по 24 критическим ошибкам в ЗУП!
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
О правильных сроках выставления товарной накладной и счета-фактуры
Поставщик выставляет товарную накладную и счет-фактуру датой приемки товара на склад покупателя. Доставка осуществлялась железнодорожным транспортом. Конкретный пример: груз погружен к перевозке 13.03.2019, прибыло на станцию назначения 26.03.2019, покупатель принял товар 27.03.2019. Поставщик выставляет товарную накладную и счет-фактуру 27.03.2019. В договоре есть пункт «Право собственности на товар переходит на Покупателя в момент передачи товара.
Вопрос
Не является ли ошибкой то, что поставщик выставил документы 27.03.2019, а не 13.03.2019?
Ответ специалиста
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 357-ФЗ)
ст. 9, Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О бухгалтерском учете»
Даты счета-фактуры и товарной накладной, к которой он составлен, могут не совпадать, поскольку для них установлены разные сроки составления.
Так, товарная накладная составляется на дату поставки товаров (ч. 3 ст. 9 Закона о бухучете).
Срок выставления счета-фактуры — пять календарных дней с даты отгрузки (п. 3 ст. 168 НК РФ). Таким образом, счет-фактуру можно составить как в один день с товарной накладной, так и позже. Например, организация «Альфа» поставила покупателю стулья по товарной накладной от 01.03.2019 N 1250. Счет-фактуру N 1311 продавец оформил и предъявил покупателю 06.03.2019.
Вопрос: Согласно договору право собственности на партию товара покупатель получает после ее полной оплаты. Отгрузка совершена до оплаты. С какой даты отсчитывать срок для выставления счета-фактуры покупателю товара?
Ответ: В данном случае следует руководствоваться общим правилом — выставлять счет в течение пяти дней от даты отгрузки товара. Условия договора относительно права собственности на товар не влияют на сроки выставления счета.
Обоснование: Счет-фактуру нужно выписать в срок до пяти дней с момента осуществления одной из первых (по времени осуществления) операций: отгрузки товара или получения аванса.
Если при реализации товаров наиболее ранней из дат, установленных п. 1 ст. 167 НК РФ в целях определения налоговой базы, является дата отгрузки товаров, обязанность по исчислению НДС у продавца возникает на дату отгрузки товаров независимо от момента перехода права собственности, установленного договором (Письмо Минфина России от 28.08.2017 N 03-07-11/55118).
Таким образом, срок для выставления счета-фактуры в данном случае — пять календарных дней от даты отгрузки (выписки товарной накладной).
Абзацем первым пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата выписки счета-фактуры.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 169 Кодекса счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 данной статьи.
В то же время в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 169 Кодекса ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога.
Учитывая изложенное, счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после срока, установленного абзацем первым пункта 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость покупателем.
Из выше перечисленного следует, что товарная накладная выписывается в момент отгрузки товара, счет- фактура в течении 5 календарных дней после отгрузки товара либо после составления товарной накладной. Счета-фактуры, выставленные продавцом товаров после срока, установленного абзацем первым пункта 3 статьи 168 Кодекса, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость покупателем.
Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в марте 2019 г.
При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.
Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.ntvpkedr.ru).
Данная консультация прошла контроль качества:
Рецензент — Бушмелева Галина Владимировна, профессор кафедры «Бухгалтерский учет и АХД» ИжГТУ им. М.Т. Калашникова