Дорожный вопрос: кто заплатит за перегруз?
Создание новой полиции, реформа армии и даже запуск скоростного пассажирского сообщения, состоявшийся еще при предыдущей власти, показали, что один из основных пунктов эффективных реформ — наличие финансов.
Однако во многих случаях исключительно финансированием не обойтись. Один из таких случаев — качество автомобильных дорог. По оценкам Кабмина, на восстановление имеющихся в Украине дорог необходимо ежегодно тратить от 50 до 100 млрд грн на протяжении 10-20 лет.
Но даже новые автомагистрали в Украине достаточно быстро разрушаются под колесами перегруженных автомобилей. Это особенно заметно в южных регионах страны, где колонны зерновозов и других грузовых машин в круглосуточном режиме движутся в сторону портов.
При допустимой норме в 40 т некоторые автомобили весят 50-60 т, что соответствует грузоподъемности железнодорожного вагона. Встречаются рекордсмены, перевозящие за раз более 100 тонн грузов (и это без учета собственной массы автомобиля и прицепа).
В конце августа транспортная инспекция попыталась повлиять на этот беспредел в Николаевской области, останавливая грузовики для контроля на передвижной весовой станции. Однако водители отказались подчиняться требованиям проверяющих, перекрыли оживленную трассу, добились приезда представителей местной власти и достаточно быстро добились своего: продолжили путь в порт. Естественно, на перегруженных авто.
Свежие новости
Что делать, если работодатель умер: правительство установило процедуру
Фото-материал В Лимане эксгумировали из братской могилы 34 украинских военных
Кабмин определил, как будет внедрять в Украине «умные» электросети, чтобы уменьшить потери энергии
Сейчас в Министерстве инфраструктуры Украины усилено размышляют над тем, как же побороть это явление. Ведь ответ на этот вопрос поможет решить еще одну задачу — заманить грузовладельцев на железную дорогу, услугами которой они сейчас не желают пользоваться. Тарифы «железки» выше, чем стоимость перевозки груза автомобилем, даже с учетом наличия скрытых платежей контролирующим органам.
«Просто нужно сделать так, чтобы эти простые «правила игры» стали одинаковыми для всех и наказание за их нарушение было существенным — 2000 евро, как в Польше, или 10 000 евро, как в Германии», — написал в одной из своих статей директор департамента стратегического развития дорожного рынка и автомобильных перевозок Министерства инфраструктуры Украины Роман Хмиль.
По его словам, нельзя разрешать перевозку раздельных грузов с превышением весовых норм за дополнительные деньги (что сейчас официально практикуется). Также необходимо запустить новую дорожную инспекцию, которая все процессы при взвешивании будет регистрировать на видео.
Похоже, в МИУ надеются, что для решения вопроса получится обойтись лишь работой с перевозчиками, которых будет ждать неотвратимое наказание. Но европейский опыт показывает, что этого не достаточно. Необходимо, чтобы солидарную ответственность нес еще хотя бы один участник процесса перевозки.
Пару недель назад я побывал в Польше. Проехавшись в кабине грузового автомобиля несколько сотен километров не только по трассам, но и по сельским дорогам, я искренне удивился их прекрасному состоянию. Оказалось, что еще несколько лет назад в соседней стране также существовала проблема перегрузов. Более того, во время общения с французскими водителями, в компании которых мы ездили по пригороду Варшавы, выяснилось, что и Франции тоже приходилось решать подобную проблему.
Естественно, меня заинтересовал вопрос: как же удалось справиться с этой напастью и сохранить дороги? В обеих странах использовали похожий рецепт.
«Это было лет 20-25 назад. У нас тоже были плохие дороги, поэтому власти решили бороться с перегрузами. Для этого контролирующие органы останавливали и взвешивали на их взгляд перегруженные грузовики. Если оказывалось, что масса автомобиля сверхнормативная, то водитель должен был немедленно выгрузить все излишки на обочину. А компания-перевозчик — как можно более оперативно выслать еще один автомобиль, чтобы забрать эти излишки», — рассказал водитель-испытатель Renault Trucks Гаэль. Если этого не делалось — штрафы. Но такими действиями не ограничились. Чтобы застраховаться от рисков перегруза в будущем, французский аналог отечественной транспортной инспекции штрафовал не только автовладельца, но и того, кто осуществлял погрузку товара. Ведь в сопроводительных документах четко указывается, откуда и куда его везут. «В следующий раз отправитель груза, заплативший серьезный штраф, отказывался грузить сверх нормы. Даже если автоперевозчик настаивал на этом», — вспоминает Гаэль.
Получается, что, штрафуя не одного, а двух участников транспортной цепочки, формировалась система дополнительных предохранителей.
По такому же пути прошла и Польша, но всего лишь 5-6 лет назад. И уже сегодня заметен результат. «Сейчас у них достаточно хорошие дороги. Изредка встречаются волны», — похвалил польские дороги француз.
При этом достаточно жесткая конкуренция практически во всех сферах польского бизнеса порой приводила к абсурдным ситуациям. «Некоторые компании, например при выполнении строительных работ, перевозили грузы через дорогу с покрытием. Грузовики не ехали по дороге, а просто переезжали, чтобы выгрузить щебень или какое-то оборудование на другой стороне. Представь, были случаи, когда их конкуренты вызывали контролеров для взвешивания грузовиков, и те обнаруживали перегруз. Как следствие — штрафы, отстранение от подрядов», — с улыбкой рассказал Марчин, менеджер по маркетингу Volvo Trucks Polska.
Возможно, и в Украине следует внедрять подобную практику? Но при этом должна быть уверенность, что неизбежный итог работы недобросовестных автоперевозчиков и владельцев грузов — штрафы и наказания. А не все те же скрытые платежи в карманы работников контролирующих органов.
Штрафы за перегруз
Перевозки грузов автомобильным транспортом востребованная услуга. Однако водители и фирмы перевозчики нередко сталкиваются с привлечением к административной ответственности. Действия сотрудников полиции не всегда основаны на требованиях закона и правомерны, что позволяет оспорить решение о наказании и избежать ответственности и денежных затрат.
Штрафные санкции при перегрузках грузового автомобиля
Не секрет, что перегруз автомобиля может привести к наказанию в виде денежного штрафа. Новый год не принес каких-либо поблажек, а наоборот увеличил суммы штрафов. В ближайшее время следует ожидать принятия соответствующих поправок в КУпАП.
Итоговая сумма штрафа зависит от того, насколько вес выше нормы:
- от 5 до 10% — 8500 гривен;
- от 10 до 20% — 17000 гривен;
- от 20 до 30 % — 34000 гривен;
- свыше 30% — 54000 гривен.
Изменения законодательства коснулись и возможных отказов на требование пройти габаритно-весовой контроль. Таким нарушителям грозит штраф в размере 51000 гривен. Также в случае отказа сотрудники «Укртрансбезопасности» наделены полномочиями сопроводить грузовой автомобиль до ближайшего пункта весового контроля. По прибытии на которой транспорту будет запрещено дальнейшее движение.
Неплательщику штрафов может быть запрещен въезд и выезд из страны.
При возникновении спорных и конфликтных ситуаций на дорогах, лучше не вступать в споры с сотрудниками контрольных ведомств, а обратится за помощью к квалифицированным юристам.
Лица, которые несут ответственность
Несоблюдение норм разрешенной перевозки грузов на конкретном автомобиле является основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности. По общему правилу ответственность лежит на собственнике автомобиля или его пользователе, это может быть, как обычный гражданин, так и компания.
Порядок взыскания штрафа
Выявленный и зафиксированный уполномоченными сотрудниками факт перегруза автомобиля является основанием для составления соответствующего протокола. Протокол и другие материалы административного дела направляются в судебные органы для окончательного решения.
Важным моментом является то, что подобная категория нарушений может выявляться и фиксироваться в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств. Таким образом, фиксация на фото и видео съемке также позволит привлечь нарушителя к ответственности. При этом штраф в таком случае придет законному владельцу автомобиля. При получении подобных документов необходимо обратиться к автоадвокату. При таком подходе можно получить не только консультацию, но и возможность обжаловать принятое решение.
Проблемы при оспаривании административных протоколов
Необходимо заранее понимать, что обжалование протокола может осложняться тем, что водитель ранее был привлечен к административной ответственности за схожие или другие нарушения ПДД.
Усложнить процесс обжалования штрафа может и совершенное ДТП вне зависимости от его степени.
Обратите внимание, что чем раньше будет получена консультация юриста и адвоката, тем проще будет в дальнейшем обжаловать решение инспектора о привлечение к административной ответственности. Важным аспектом является и то, что при явном нарушении прав водителя подобные действия при возможности следует фиксировать с помощью камеры или диктофона.
Компания «вСуде» располагает квалифицированными сотрудниками, в том числе юристами и адвокатами. Воспользовавшись услугами фирмы можно получить необходимую консультацию, обжаловать штраф, правильно оформить жалобы в разные инстанции. Решение спорных ситуаций собственными силами не даст необходимого результата и может усугубить ситуацию.
Кто платит за перегруз
В последнее время отчётливо видны предпринимаемые государством меры, направленные на борьбу с так называемыми перегрузами, декларируя это необходимостью продления сохранности дорожного покрытия и повышения безопасности дорожного движения. На крупных автомагистралях появляются автоматические комплексы весового и габаритного контроля, которые помогают сотрудникам Федеральной службы по контролю в сфере транспорта определять в автомобильном потоке транспортные средства, движущиеся с превышением максимально допустимой массы или предельно разрешённой нагрузки на ось.
Утверждённый 7 сентября 2015 года план мероприятий (“дорожная карта”) направленных на недопущение нарушений при движении тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования предусматривает внедрение автоматизированной системы весогабаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств с учётом 100-процентного охвата федеральных автомобильных дорог. Проще говоря, до IV квартала 2020 года на всех трассах должны появиться посты автоматизированного весогабаритного контроля.
Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов» в ст. 12.21.1 КоАП РФ внесены поправки, позволяющие штрафовать собственников транспортных средств за выявленное с помощью автоматических средств фиксации превышение допустимой массы или нагрузки на ось, а также за превышение разрешённых габаритов.
Кто несёт ответственность за перегруз.
В соответствиями с пунктами 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, ответственность за превышение предельно допустимой общей массы транспортного средства либо предельно допустимой нагрузки на ось транспортного средства, применяется к водителю, должностным лицам, ответственным за перевозку и к организации-перевозчику.
Размеры штрафов за превышение допустимой массы или нагрузки на ось.
Величина выявленного превышения максимально допустимой массы или нагрузки на ось | Водитель | Ответственное лицо | Организация |
От 2% до 10% (п. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 1000 — 1500 | 10000 — 15000 | 100000 — 150000 |
От 10% до 20% (п. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 3000 — 4000 | 25000 — 30000 | 250000 — 300000 |
От 20% до 50% (п. 3 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 5000 — 10000¹ | 35000 — 40000 | 350000 — 400000 |
Свыше 50% (п. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ) | 7000 — 10000 ² | 45000 — 50000 | 400000 — 500000 |
¹ Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 2 до 4 месяцев.
² Штраф может быть заменён лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Размер штрафа при фиксации нарушения с помощью средств, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, равняется нижней границе штрафа на организацию. Штраф в таком случае накладывается на собственника или владельца транспортного средства.
Согласно пункту 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ за превышение максимальной общей массы либо нагрузки на ось транспортного средства ответственность несёт организация, осуществляющая погрузку груза в автомобиль. Нарушение наказывается штрафом:
- для индивидуальных предпринимателей — в размере от 80000 до 100000 рублей;
- для юридических лиц — в размере от 250000 до 400000 рублей.
Основанием ответственности, предусмотренной п. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, служит часть 12 статьи 11 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, устанавливающей, что юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подытожим: ответственность за выявленный перегруз несёт как перевозчик, так и организация, производящая погрузку (чаще всего это грузоотправитель). Наложение штрафа на одну из сторон договора перевозки не устраняет ответственность другой стороны. Эту особенность следует учитывать в своей деятельности как перевозчику, так и грузоотправителю.
Ответственность каждого лица, участвующего в перевозке, следует разобрать отдельно.
Ответственность перевозчика за перегруз.
Перевозчик несет ответственность за превышение массы транспортного средства или допустимой осевой нагрузки согласно частям 1-6 и 11 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Для перевозчика важен способ, которым зафиксировано правонарушение. Так, если перегруз выявлен инспектором Ространснадзора или ГИБДД при проведении рейдовых или плановых мероприятий, административной ответственности подлежат:
а) водитель;
б) должностное лицо;
в) юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Под должностным лицом понимается ответственный за выпуск транспортного средства на линию (механик, главный механик, инженер по выпуску автомобилей на линию). В силу того, что установить такое лицо затруднительно (фактически это можно сделать только при проведении выездной проверки перевозчика), должностное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ относительно редко.
Важно понимать, что привлечение к ответственности водителя и (или) должностного лица не исключает административную ответственность юридического лица или предпринимателя .
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области перевозки грузов, несет самую большую ответственность, предусмотренную ст. 12.21.1 КоАП РФ. Предусмотренные этой статьей штрафы весьма значительны (до полумиллиона рублей) и, несомненно, губительны для субъектов малого и среднего бизнеса. При этом более половины грузовых перевозок в стране выполняется именно малыми и средними перевозчиками, имеющими в собственном автопарке до 15 единиц транспортных средств или автопоездов.
Если перегруз выявлен автоматическими средствами весогабаритного контроля, то штраф налагается на собственника транспортного средства. Если собственником является физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, оно также подлежит административной ответственности в том же размере, что и юридические лица или ИП.
Размер штрафа при выявлении правонарушения автоматизированными средствами, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.01.2019 г. № 5-П, назначается в размере наименьшего штрафа для юридического лица соответствующей части статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Если собственник транспортного средства докажет, что транспортное средство перевозило груз для личных нужд, он подлежит ответственности в размере наименьшего штрафа, предусмотренного для физического лица соответствующей части ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Отдельным составом административного правонарушения является превышение массы транспортного средства или (что чаще) осевых нагрузок в период весенних ограничений в регионах России. В таком случае размер штрафа составляет 5000 рублей (ч. 11 ст. 12.21.1 КоАП РФ), если, конечно, перевозчик не превысил допустимые нагрузки, установленные Правилами перевозки грузов.
Прочие нарушения перевозки тяжеловесных грузов (ч. 7 ст. 12.21.1 КоАП РФ).
Для нарушений перевозки тяжеловесных грузов, не предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, предусмотрено отдельное наказание в виде административного штрафа размером от 50 до 100 тысяч рублей. Отмечен устойчивый тренд наказания перевозчиков по этому составу правонарушения в случае обнаружения инспектором отсутствия транспортной накладной при выявленном перегрузе. Что более печально — такое положение дел становится обыденной практикой.
В действительности отсутствие транспортной накладной (даже при выявлении перегруза) является правонарушением, квалифицируемое по статье 12.21 КоАП РФ, наказание по которой составляет всего 500 рублей либо предупреждение. Но поскольку перевозчики отказываются прибегать к услугам профессиональных юристов и пытаются отменить такие постановления самостоятельно, не имея представления о должной аргументации своих доводов, суды не удовлетворяют их жалобы, закрепляя тем самым судебную практику.
Это очередной раз подтверждает прописную истину — правовые вопросы должны решать юристы. Не пытайтесь экономить на профессиональном юристе, эта экономия приводит к еще большим потерям.
Ответственность экспедитора за перегруз.
Благодаря нечеткости юридических формулировок в статье 12.21.1 КоАП РФ, инспектор Ространснадзора может привлекать к административной ответственности экспедитора, который груз собственным или арендованным транспортным средством не перевозил, но вписан в 10-ую графу транспортной накладной. Такие действия инспектора следует обжаловать незамедлительно после получения экспедитором определения (извещения) о возбуждении в его отношении административного производства.
Процессуальная пассивность экспедитора может ему стоить значительного штрафа (до полумиллиона рублей), поэтому, если вы получили стали субъектом административного расследования по ст. 12.21.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, незамедлительно обращайтесь к компетентному юристу.
Ответственность грузоотправителя за перегруз.
Грузоотправитель несет административную ответственность за превышение общей массы транспортного средства или допустимые осевые нагрузки согласно ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Обязанность грузоотправителя не превышать эти нормы установлена ч. 12 ст. 11 Устава автомобильного транспорта.
Законодатель дифференцировал размер штрафа в зависимости от организационно-правовой формы грузоотправителя. Так, для юридических лиц размер штрафа варьируется от 250 до 400 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей — от 80 до 100 тысяч рублей.
Инспектор определяет лицо, подлежащее ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ, по сведениям из 1-го и 6-го раздела транспортной накладной. Грузоотправитель получает извещение (определение) о возбуждении в его отношении производства по административному правонарушению. В документе инспектор указывает на необходимость представить пояснения по существу допущенного правонарушения, а также предоставить необходимые для всестороннего и правильного рассмотрения дела документы.
Если в транспортном средстве следуют грузы от нескольких грузоотправителей, ответственности подлежит последний из них.
При получении извещения рекомендуется незамедлительно обратиться к юристу для получения квалифицированной консультации.
Административная ответственность грузоотправителя за искажение сведений о грузе в транспортной накладной.
Помимо гражданской ответственности перед перевозчиком грузоотправитель также несет административную ответственность за указание в транспортной накладной неверных сведений о массе груза, если это привело к привлечению перевозчика к административной ответственности по частям 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ. Величина штрафа для грузоотправителя за такое правонарушение может достигать 400 тысяч рублей.
Для доказывания административного правонарушения необходимы достоверные сведения о массе груза. Недостаточно из общей массы автомобиля с грузом вычесть массу автомобиля, указанную в ПТС, так как в этом случае не будут учтены масса топлива в баках транспортного средства, возможные прочие грузы и т.д.
Отдельно следует отметить, что к этому виду административной ответственности грузоотправитель может быть привлечен даже при наличии поверенного весового оборудования в пункте загрузки, так как составом правонарушения является искажение сведений о массе груза в транспортной накладной.
Предельно допустимые массы и нагрузки на ось транспортных средств.
Постановление Правительства от 15.04.2011 года № 272 “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” содержит Приложение № 1, устанавливающее предельно допустимую массу транспортного средства. В свою очередь это приложение можно разделить на две части: предельно допустимые массы автомобилей-одиночек и предельные массы седельных и прицепных автопоездов. Предельно допустимые массы установлены в зависимости от количества осей транспортного средства.
Приложение № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом устанавливает максимально допустимые нагрузки на оси транспортного средства которые в этом случае дифференцируются в зависимости расчётной допустимой нагрузки автомобильной дороги, по которой передвигается автомобиль. В это приложение правки вносились четыре раза: 30 декабря 2011 г., 9 января, 27 декабря 2014 г. и 18 мая 2015 г.
Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 17.05.2016 № АПЛ16-142 признаны недействующими третья и четвертая строки второго столбца Приложения № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272, в части, позволяющей неопределенно толковать диапазон значений расстояния между сближенными осями от 1 до 1,3 метров (включительно) (третья строка таблицы) и от 1,3 до 1,8 метров (включительно) (четвертая строка таблицы).
Следует отметить, что максимальные осевые нагрузки для автомобильных дорог, рассчитанных на предельную нагрузку в 6 тонн, применяются только в случае наличия установленного дорожного знака либо при наличии опубликованной информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги. При этом определения понятия “официальный сайт” российское законодательство не содержит.
Весенние и летние ограничения осевых нагрузок.
Весной и летом в Российской Федерации вводятся ограничения для грузового транспорта по предельным осевым нагрузкам. Цель вводимых ограничений — уберечь дорожное покрытие от повышенного износа в период половодья и высокой температуры воздуха. К слову сказать, в европейских странах (Германия, Австрия, Польша и т. п.) такие ограничения вводятся только при возникновении чрезвычайных ситуаций — наводнений, аномально высокой температуры выше 40 ° С и т. п.
Уже несколько лет подряд весенние ограничения на федеральных автодорогах не вводятся. Однако, действующее законодательство (ч. 2.1 ст. 30 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”) даёт возможность местным властям вводить на региональных и муниципальных дорогах ограничения или устанавливать запрет на движение по таким дорогам.
Суть введения весенних и летних ограничений не в замене предельно допустимых осевых нагрузок из приложения № 2 к постановлению Правительства от 15.04.2011 года № 272 года “Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом” другими значениями, а в введении дополнительного ограничения на региональных дорогах. Основная проблема для перевозчиков состоит в том, что зачастую нелегко отследить все ограничения, которые вводятся региональными властями на пути следования автомобиля с грузом по маршруту. В каждом регионе России есть своё ведомство, которое отвечает за введение такого ограничения, причём, информация о принятом законе (постановлении, распоряжении, указе) публикуется исключительно в местных изданиях и на сайте соответствующего ведомства.
Обычно публикация происходит в формате doc (docx) или в pdf с функцией поиска текста по документу, но в некоторых случаях на сайте ведомства публикуется нормативный акт со сканированным текстом в формате pdf. Поисковые системы не в состоянии самостоятельно распознавать текст в таких документах, поэтому не отображают этот документ в результатах поиска. Это сильно затрудняет поиск крайне важной для перевозчика информации.
Проблему осведомлённости перевозчиков о введении сезонных ограничений мог бы решить федеральный информационный портал (его можно не создавать с нуля, а сделать соответствующий раздел на сайте Росавтодора), но… имеем то, что имеем.
Возмещение ущерба дорожному покрытию.
Наряду со штрафом перевозчик обязан оплатить нанесенный ущерб дорожному полотну. Для большей простоты понимания можно привести аналогию с ДТП — виновник возмещает потерпевшим ущерб от столкновения. При превышении осевой нагрузки или общей массы транспортного средства ущерб наносится не автомобилям, а дорожному покрытию, у которого есть собственник — Упрдор региона или района. Собственник дороги на основании статей 15, 1064 и 1079 Гражданского кодекса РФ вправе требовать с собственника транспортного средства возмещение ущерба.
Конституционный суд в постановлении от 17.07.1998 г. N 22-П указал, что плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Таким образом, фактической гражданской ответственности за причинение вреда дорожному полотну подлежит эксплуатант транспортного средства.
Размер ущерба определяется Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 г. № 67 “Об утверждении Правил возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”. При расчете учитывается размер превышения, тип дорожной одежды, регион. компенсационные индексы, дефляторы и другие параметры. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что расчет платы в счет возмещения вреда производится бесплатно.
При предъявлении требования о возмещения ущерба дорожному полотну не имеет значения кто является его причинителем — физическое лицо, предприниматель или организация. Ответственность и ее размер одинаковы для всех.
Алгоритм взыскания вреда, причиненного дорожному полотну, стандартный — Упрдор направляет собственнику автомобиля досудебную претензию, а в случае оставления ее без удовлетворения обращается в суд.
Ответственность за превышение допустимой нагрузки индивидуальным предпринимателем.
Отдельно хотелось бы заострить внимание перевозчиков и грузоотправителей, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей на том, что за нарушения, предусмотренные ст. 12.21.1 КоАП РФ, они несут ответственность наравне с юридическими лицами.
Часто встречающееся заблуждение о том, что за превышение допустимых нагрузок предприниматели несут ответственность в размере, предусмотренном для должностных лиц, происходит из-за наличия в примечании к ст. 2.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ следующей формулировки: “Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное”.
Однако, в примечании к ст. 12.21.1 КоАП РФ говорится о том, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Машина оформлена на физическое лицо.
Если собственником грузового автомобиля в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства является физическое лицо, которое имеет статус индивидуального предпринимателя, будет ли это лицо подлежать административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ?
В случае фиксации превышения допустимой нагрузки автоматическими средствами штраф приходит собственнику независимо от наличия у него статуса индивидуального предпринимателя. В случае выявления перегруза инспектором ГИБДД или Ространснадзора предприниматель (собственник) будет привлечен к ответственности в размере, предусмотренном для юридических лиц.
Почему так? До апреля 2017 года регистрация транспортных средств, принадлежащих индивидуальным предпринимателям, осуществлялась на физическое лицо (то есть, без приставки “ИП” перед фамилией собственника). Пунктом 12 Приказа МВД России от 24.11.2008 года № 1001 “О порядке регистрации транспортных средств …” было установлено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, производится в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для регистрации транспортных средств за физическими лицами.
Однако, Приказом МВД от 20 марта 2017 года № 139 вышеуказанный пункт был исключен. Теперь собственник, имея статус ИП, может выбирать в каком качестве ему регистрировать автомобиль — индивидуального предпринимателя или физического лица.
Инспектор ГИБДД или Ространснадзора, разрешая вопрос о привлечении собственника автомобиля к административной ответственности по правилам, предусмотренным для юридических лиц, запрашивает в ЕГРИП информацию о наличии у него статуса индивидуального предпринимателя. Основываясь на полученных сведениях инспектор принимает решение о возбуждении административного производства.
Превышение нагрузки на ось при перевозке делимого груза.
При перевозке делимых грузов (груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на 2 или более грузовых местах) может возникнуть ситуация, в которой будет превышена нагрузка на ось, но не допустимая масса транспортного средства. Это относится главным образом к перевозке инертных (щебень, гравий, песок) и наливных (топливо, масло, технические и пищевые жидкости) грузов. Логично, что при перевозке таких грузов перевозчик (водитель) не имеет возможности контролировать перемещение груза в кузове транспортного средства, вследствие чего он может неконтролируемо смещаться, увеличивая тем самым нагрузку на ось. Очевидно, что общая масса транспортного средства в этом случае будет оставаться неизменной.
Несмотря на то, что действующее законодательство РФ не позволяет полностью исключить ответственность перевозчика за превышение осевых нагрузок при перевозке сыпучих и наливных грузов, суды в ряде регионов принимают соответствующие доводы и отменяют постановления ГИБДД в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Такие дела подведомственны судам общей юрисдикции, в которых принцип единообразия судебной практики не всегда соблюдается на должном уровне, но, несмотря на это, юристы нашей компании успешно защищают перевозчиков от такого рода взысканий.
Кто платит штраф — арендатор или арендодатель?
Одним из основополагающих принципов права является привлечение к ответственности виновного в совершении правонарушения лица. Если транспортное средство сдано в аренду, то его эксплуатацию и коммерческое использование производит арендатор. Он же несёт риски и ответственность за совершение правонарушений, в частности предусмотренных ст. 12.21.1 КоАП РФ. Арендодатель не вправе указывать арендатору как следует распоряжаться арендованным имуществом (в данном случае транспортным средством), ввиду чего арендодатель не может быть привлечён к административной ответственности за совершённые арендатором правонарушения.
Такая позиция содержится в ст. 2.6.1 КоАП РФ:
1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Если Вас пытаются привлечь к ответственности по ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, но при этом Вы передавали транспортное средство в аренду, следует оспаривать постановление. Обращайтесь к нам, мы поможем.
Контрольное взвешивание. Задержание транспортного средства при выявлении перегруза.
Бытует распространённое заблуждение о том, что если по результатам контрольного взвешивания будет выявлено отсутствие перегруза, то перевозчик и грузоотправитель не подлежат административной ответственности. Это не так. Чтобы понять для чего применяется контрольное взвешивание транспортного средства с выявленным превышением допустимой общей массы или осевой нагрузки, обратимся к ст. 27.13 КоАП РФ.
Из части 1 этой статьи следует, что “В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных <. > частями 1-6 статьи 12.21.1 <. > настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания”.
Другими словами, если инспектор ГИБДД или Ространснадзора в результате взвешивания установит, что нагрузка на ось или общая масса транспортного средства превышена, он вправе задержать автомобиль до устранения причины задержания. Причиной задержания служит превышение нагрузки. Устранить превышенную нагрузку можно следующими способами:
- Перераспределить груз в кузове транспортного средства (при выявлении превышения нагрузки на ось).
- Перегрузить часть груза в другое транспортное средство (при выявлении превышения допустимой массы транспортного средства).
- Получить специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза.
После выполнения одного из первых двух перечисленных действий инспектор обязан убедиться в том, что правонарушение, предусмотренное ст. 12.21.1 КРФоАП, устранено. Для этого и производится контрольное взвешивание. Если оно показывает, что превышения общей массы или осевой нагрузки более нет, инспектор разрешает дальнейшее движение.
Это не отменяет того факта, что правонарушение имело место быть. Факт правонарушения зафиксирован актом взвешивания и протоколом об административном правонарушении в отношении водителя.
Привлечение к ответственности за перегруз на основании сведений из провозных документов (без акта взвешивания).
К сожалению, такая практика имеет место быть, хоть и не получила широкого распространения. Инспектор ГИБДД или Ространснадзора может составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.21.1 КоАП РФ, на основании сведений о массе груза из документов (транспортной накладной, товарно-транспортной накладной, товарной накладной и т.д.) и сведений о массе автомобиля из свидетельства о регистрации транспортного средства. Путем сложения этих величин инспектор выявляет перегруз.
Это абсолютно неправомерно и незаконно! Вынесенное таким образом постановление можно и нужно отменять. Делать это нужно с юристом, а не самостоятельно — именно юрист может дать правовое обоснование неправомерности выявления перегруза путем арифметического сложения масс автомобиля и груза в нем. Неверное определение тактики защиты приводит к оставлению постановления в силе и, что хуже, формированию негативной для перевозчиков судебной практики (решение от 2 июля 2019 года по делу № 12-169/2019 Сургутского районного суда, постановление от 16 ноября 2017 года по делу № 4А-1319/2017 Самарского областного суда, решение от 13 июля 2016 года по делу № 21-756/2016 Пермского краевого суда и т.д.).
Возмещение убытков за перегруз ТС грузоотправителем.
Пунктом 3 статьи 35 УАТиГНЭТ устанавливается ответственность грузоотправителя за неуказание в транспортной накладной особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, либо за искажение сведений о свойствах груза в размере 20% от провозной платы. Уплата штрафа не освобождает грузоотправителя от возмещения ущерба, причинённого перевозчику такими нарушениями. Таким образом, в случае неверного указания грузоотправителем в транспортной накладной веса груза перевозчик вправе потребовать уплатить ему штраф и возместить ущерб, к которому можно отнести:
- штраф за нарушение предельно допустимой массы транспортного средства;
- оплату пребывания транспортного средства на специальной площадке (штрафстоянке);
- оплату за причинённый автомобильной дороге вред.
Возмещение ущерба относится к мерам гражданско-правовой ответственности, поэтому её применение возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом. Требуя уплатить штраф и возместить ущерб, возникший по причине указания грузоотправителем неверных сведений о весе груза, перевозчик обязан доказать:
- факт искажения сведений;
- наличие и размер понесенного ущерба;
- причинную связь между правоотношением и ущербом.
Для доказывания факта искажения сведений о весе груза перевозчик обязан произвести взвешивание отдельно груза и отдельно транспортного средства с предварительным письменным уведомлением грузоотправителя и получить на руки акт взвешивания. Только таким образом будет установлено, что:
- превышение допустимой массы транспортного средства было допущено вследствие недобросовестного поведения грузоотправителя;
- в грузовом отсеке транспортного средства отсутствовали посторонние предметы, которые могли привести к превышению допустимой массы транспортного средства.
Наличие одного лишь акта взвешивания транспортного средства с грузом будет недостаточным для доказывания факта искажения грузоотправителем сведений о весе груза в транспортной накладной по очевидным причинам.
Отсутствие вины перевозчика в перегрузе.
Как было указано выше, обязанность соблюдать допустимые весовые параметры автомобиля с грузом относится на лицо, производящее погрузку (чаще всего это грузоотправитель). В этой связи у некоторых перевозчиков, привлекаемых к административной ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ, формируется следующая логическая цепочка:
- Следить за распределением груза и его массой обязан грузоотправитель.
- Перевозчик этого делать не обязан.
- В выявленном перегрузе нет вины перевозчика.
- Перевозчик не должен платить штраф.
Такая логическая последовательность ошибочна. Кодекс об административных правонарушениях устанавливает санкции за определенные события, определяет перечень лиц, к которым надлежит применять санкции за нарушения. Таким образом, поводом для привлечения перевозчика к административной ответственности является сам факт совершения правонарушения, даже в отсутствие его вины.
Судебная практика по ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях, рассматривают суды общей юрисдикции. На настоящее время судебную практику по подобным делам уже можно считать сформированной. Абсолютное большинство исков к перевозчикам и грузоотправителям судами удовлетворяется в полном объёме. Обжалование таких решений не приводит к их отмене.
Исключением из этого правила являются дела, в которых нарушение предельно допустимых нагрузок вменяется собственнику автомобиля, который в момент совершения административного нарушения передал транспортное средство во владение другому юридическому лицу, предпринимателю или гражданину, а также дела, в которых превышение допустимой осевой нагрузки вменяется перевозчику, который перевозил делимый груз.
Специалисты нашей компании помогают перевозчикам и грузоотправителям оспорить необоснованные административные штрафы и требования по возмещению ущерба, причинённого дорожному покрытию. Результатом оказания услуги становится определение о прекращении производства по делу об административном правонарушении либо судебное решение, отменяющее вынесенное определение.
Кто должен отвечать за перегруз на дороге
Борьба с перегрузом на украинских дорогах продолжает усиливаться. Так, Министерство инфраструктуры обещает купить 78 новых габаритно-весовых комплексов, которые поставят на трассах уже в следующем году. При этом на уровне законодательства есть определенные нестыковки, которые порождают сложности при определении виновных за перегруз на дорогах.
Участники перевозки груза – это грузовладелец, перевозчик, водитель, грузополучатель, а в отдельных случаях – еще и экспедитор. И мы во «Всеукраинской ассоциации перевозчиков тяжеловесными и крупногабаритными транспортными средствами»: почему же за нарушение норм и разрушение дорог ответственность в Украине несет только автоперевозчик? Который может даже не знать, что в кузов машины загрузили зерна больше, чем указано в документах. Ведь в большинстве случаев груз размещает грузовладелец или уполномоченное им лицо.
Нам нужно менять украинское законодательство и возлагать ответственность за превышение габаритно-весовых норм как на автомобильного перевозчика, так и на грузовладельца (уполномоченное им лицо) и грузоотправителя.
Прохождение габаритно-весового контроля транспортными средствами регулируется Законами Украины «Об автомобильном транспорте» и «О дорожном движении». А также Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 No 1306 и Постановлением Кабмина от 27 июня 2007 No 879 «О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования».
Согласно ПДД, нарушением является превышение на дороге 40 тонн фактической массы (для контейнеровозов – свыше 44 тонн, на установленных Укравтодором и ГАИ для них маршрутах – до 46 тонн). Допустимая нагрузка на одиночную ось – 11 тонн (для автобусов, троллейбусов – 11,5 тонн), на сдвоенные оси – 16 тонн, строенные – 22 тонны. Для контейнеровозов нагрузка на одиночную ось – 11 тонн, сдвоенные оси – 18 тонн, строенные – 24 тонны.
За тем, чтобы перегруженные машины не разрушали дороги общего пользования, следит Укртрансбезопасность. Она же начисляет во время этого контроля плату за проезд транспортных средств, весовые или габаритные параметры которых превышают нормативные.
Сегодня ответственность за осуществление перевозок грузов сверх разрешенных нормативов государство возлагает на перевозчика, которому в таком случае и начисляется плата. При перевесе до 10% штраф удваивается, на 10-40% – утраивается, более чем на 40% – увеличивается в пять раз. Оплатить штраф перевозчик обязан в течение 30 календарных дней с момента ее определения и сообщить об этом соответствующий территориальный орган Укртрансбезопасности.
При этом отвечает за превышение разрешенных нормативов перевозчик, если их выявили во время контроля на специально обустроенной площадке для размещения стационарных или передвижных пунктов габаритно-весового контроля. А контроль этот, согласно постановлению Кабмина от 27 июня 2007 No 879 «О мерах по сохранению автомобильных дорог общего пользования», проходит водитель. Если же он отказывается, должностные лица и/или работники Укртрансбезопасности или ее территориальные органы составляют акт по форме, утвержденной МИУ. И оперативно уведомляет соответствующее подразделение МВД, которое обеспечивает безопасность дорожного движения.
Выходит, если водитель от прохождения контроля отказывается, акт составляют, а ответственность автоперевозчика за перевозку сверх разрешенных нормативов в таком случае не наступит. Уже есть судебные прецеденты, когда перевозчики в судах доказывали, что штраф им выписали незаконно.
Солидарную административную ответственность для всех участников автоперевозок предусматривал законопроект No 4660 «О внесении изменений в Закон Украины» Об автомобильном транспорте » (относительно соблюдения весовых или габаритных норм и/или условий, определенных в разрешении на участие в дорожном движении)». Он был зарегистрирован 13 мая 2016 г. Ответственность за нарушение транспортным средством установленных законодательством весовых и/или габаритных норм ложилась как на автоперевозчика, так и на водителя, как НА грузоотправителя (коммерческого посредника, брокера, экспедитора), так и на грузовладельца. И за отказ от прохождения габаритно-весового контроля водителю уже грозили бы существенные штрафы (до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан). Штрафовать также предлагалось за блокировку работы габаритно-весового комплекса и/или самовольное покидание места проведения контроля.
Но отправителем может быть не непосредственно грузовладелец, а коммерческий посредник, брокер, экспедитор и тому подобное. В законопроекте же не дали четкого определения, кто может быть лицом, уполномоченным грузоотправителем. А к водителям транспортного средства предложили применять административно хозяйственные штрафы. Что невозможно, поскольку такой вид штрафных санкций может применяться только к субъектам хозяйствованной деятельности. Из-за этих норм возникли бы проблемы при практическом применении санкций за нарушение грузовладельцем (уполномоченным им лицом) весовых или габаритных норм.
Недавно Верховная Рада Украины рассмотрела пакет инфраструктурных законопроектов, среди них – и этот законопроект.
Депутаты не поддержали его и не приняли изменения по поводу солидарной ответственности участников грузоперевозок. Так что пока в законодательстве остаются все те же нестыковки, которые позволяют недобросовестному перевозчику избежать оплаты штрафа.