Что такое повышение квалификации
Это актуализация знаний в рамках вашей специальности (квалификации). Сегодня мало просто получить высшее образование — чтобы оставаться востребованным сотрудником, нужно регулярно совершенствовать навыки. Для некоторых специальностей повышение квалификации и вовсе обязательно по закону. Рассказываем, что это за форма образования, зачем она нужна и как проходит обучение
Что за форма образования — повышение квалификации, чем регламентируется
Сам термин «квалификация» появился в Трудовом кодексе меньше 10 лет назад. В Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ добавили статью 195.1, где было определено, что квалификация работника — это уровень его знаний, умений, профессиональных навыков и опыта.
Цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях и достижениях отрасли. Курсы должны привести практико-теоретические знания специалистов в соответствие с нормами профстандартов и ЕКСД (единого классификатора должностей).
Повышение квалификации регламентируется Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации», в частности, статьей 76 “Дополнительное профессиональное образование”.
После курсов человек получает документ, подтверждающий повышение его квалификации.
Какие формы повышения квалификации бывают
Повышают квалификацию люди, которые уже где-то трудоустроены, поэтому учатся они параллельно с работой. Иногда руководитель может принять решение о направлении сотрудника на обучение в рабочее время. В этом случае ему придется сохранить за ним зарплату и передать часть обязанностей другому персоналу. Но чаще все-таки программы проводят по вечерам, выходным или дистанционно в любое удобное для специалиста время.
Есть три основные формы курсов повышения квалификации:
Очные. Самый дорогостоящий вариант. Для реализации нужно найти время, педагогов, помещение, технику — при этом не рекомендуется сочетать эти курсы с работой. Однако такие курсы позволяют общаться с профессионалами, заводить новые полезные знакомства и отрабатывать сложные ситуации на практике.
Очно-заочные. Этот вариант немного выгоднее для компании, поскольку эксперта привлекают не так часто, да и сами занятия проходят реже. Такие курсы предполагают сочетание самостоятельной работы и контроль профи.
Дистанционные. Такой формат выгоден для руководства, но требует максимум вовлеченности, ответственности и самодисциплины от сотрудника. При таком формате составляется индивидуальный учебный план, доступный слушателю в любое время.
Работодатель может выбирать курсы в зависимости от возможностей компании, целей, пожеланий персонала. Так, сегодня набирают популярность и другие методы внешнего повышения квалификации: конференции, тренинги, лекции, деловые игры. Для руководителей зачастую проводят обучение в формате «кейс-стади» — когда решаются реальные проблемы компании, а также с применением «баскет-метода», предполагающего имитацию реальных событий.
Для чего нужно повышение квалификации
Повышение квалификации увеличивает значимость специалиста на рынке, помогает освоить современные методы решения различных задач, ускорить процессы на производстве. От этого выигрывает и работник, и руководство компании — ведь сотрудник начинает по-новому смотреть на свои обязанности и понимает, как улучшить работу, принося тем самым прибыль.
После курсов повышения квалификации сотрудник может получить новую должность или прибавку к зарплате.
Помимо обновления знаний, повышение квалификации проводится для мотивации — когда сотрудник обучается за счет работодателя, он чувствует свою значимость и важность для компании, поэтому долгое время не меняет место работы и готов работать более эффективно.
Отличие переподготовки от повышения квалификации
И переподготовка, и повышение квалификации — это формы получения дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка — вид дополнительного образования, цель которого — глубокое комплексное изучение материала для новой работы. Человек уже может иметь большой опыт в какой-то сфере, но после переподготовки он может начать работать по смежному или совершенно новому для себя направлению. После курсов человек получает диплом о профессиональной переподготовке и может с ним устраиваться на работу.
Самое важное, что в результате переподготовки работнику присваивается новая квалификация, которую подтверждает документ об образовании, — диплом.
Повышение квалификации — это обновление и актуализация уже полученных ранее теоретических и практических знаний. Сотрудник остается в рамках профессии и своей квалификации, но проходит обучение, необходимое для соответствия требованиям работодателя или профстандарта. После курсов, которые длятся не менее 16 часов, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации. То есть он получает новые профессиональные компетенции и свидетельство, подтверждающее это.
Кто обязательно должен проходить повышение квалификации и с какой периодичностью
По Трудовому кодексу, работодатель сам вправе решать необходимость повышения квалификации сотрудников. Но некоторые работники обязаны регулярно проходить повышение квалификации — это зафиксировано в Федеральных законах отраслей — например, в Федеральном закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» или Федеральном законе от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, регулярно учиться обязаны:
медицинские работники и фармацевты;
сотрудники органов внутренних дел;
адвокаты и судьи;
водители городского и железнодорожного транспорта;
Эти специалисты должны проходить курсы с установленной законодательством периодичностью: один раз в три года или раз в пять лет.
Рекомендуется пройти курсы после долгого перерыва в работе (например, после декретного отпуска), при поставке нового оборудования или обновлении программ, значительных изменениях в сфере профессиональной деятельности, изменениях в регулирующих законах и нормативных актах.
Где можно пройти повышение квалификации и как это происходит, какой документ выдается
Пройти курсы можно в аккредитованных образовательных организациях ДПО. Главный документ такой организации — лицензия на право ведения образовательной деятельности. Без нее выдаваемые документы не имеют юридической силы.
Сначала необходимо определиться с формой обучения, а после — с видом курсов. Есть три основных вида программ курсов повышения квалификации:
- Краткосрочные — длятся 72 часа
- Долгосрочные — продолжаются от 100 до 500 часов
- Тематические семинары — проходят в течение 72-100 часов и посвящены какой-то узкой теме
После обучения сотрудник сдает письменный или устный экзамен или как в АБиУС проходит итоговый тест. Во время учебы может быть дополнительное тестирование после каждого тематического раздела. По итогам слушателю выдается удостоверение о повышении квалификации.
Как пройти повышение квалификации дистанционно и получить образование в Академии
Вкладываясь в повышение квалификации, вы инвестируете в свою карьеру и помогаете компании развиваться. Однако главное — правильно выбрать тех, кто будет проводить обучение.
Академия бизнеса и управления системами уже 23 года специализируется на повышении квалификации и переподготовке по государственной лицензии. Все программы соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Приказа Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», а также всем актуальным профстандартам.
Вы подаете заявку на сайте, после чего с вами свяжется менеджер и поможет заключить договор и начать дистанционное обучение. Дальше вас сопровождает персональный куратор, который отвечает на любые вопросы.
В АБиУС проходят повышение квалификации педагоги и воспитатели, специалисты в сфере закупок, кадровые делопроизводители, государственные служащие, риелторы.
В Академии можно учиться очно или дистанционно с понятной и удобной системой работы с материалом в интерактивном формате. Помимо актуальной информации по интересующей теме, слушателю доступна библиотека курса. После обучения слушатель в любом регионе России получает удостоверение о повышении квалификации.
Повышение квалификации
Основная цель повышения квалификации — дать актуальные сведения о нововведениях в профессии, обучить работе в новой программе или на новом оборудовании. Еще повышение квалификации проводят для увеличения мотивации работников.
Чем повышение квалификации отличается от переподготовки
Повышение квалификации и переподготовка — это дополнительное профессиональное образование. Они не заменяют высшее или среднее специальное образование, а дополняют его.
Переподготовка — получение теоретических и практических знаний с нуля. Чаще всего переподготовку проходят, чтобы работать в смежной области. Например, преподаватель математики может пройти переподготовку на бухгалтера и начать работать по новой специальности.
После прохождения переподготовки специалисту выдают диплом о профессиональной переподготовке установленного законом образца. По этому диплому специалист может работать в новой сфере, если для работодателя важно наличие документа об образовании.
При повышении квалификации работник получает знания в сфере, в которой работает. В отличие от переподготовки, повышение квалификации короче. Например, бухгалтера отправляют на однодневное повышение квалификации, чтобы он научился работать в новой учетной программе. После такого обучения ему выдадут не диплом, а удостоверение.
Кто обязан регулярно проходить повышение квалификации
Обычно работодатель сам решает, отправлять ли своих работников учиться и как часто. Но в некоторых отраслях работодатели по закону обязаны отправлять сотрудников на повышение квалификации. Например, медицинские работники обязаны минимум раз в пять лет проходить повышение квалификации и сдавать аттестацию.
В трудовом кодексе нет полного списка категорий работников, которым нужно регулярно проходить повышение квалификации. Эти нормы устанавливает закон или подзаконный акт в каждой конкретной сфере. Например, в образовательной — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». По этому закону педагоги должны проходить повышение квалификации не реже одного раза в три года и только в образовательных учреждениях, у которых есть лицензия.
Как часто нужно отправлять работника на повышение квалификации
Если нормативный акт обязывает направлять сотрудников на повышение квалификации, то в нем же будет написано, как часто это нужно делать.
Если такой обязанности в законе нет, работодатель сам определяет, как часто отправлять сотрудников на обучение. Например, юристу нужно постоянно следить за обновлениями в законах и судебной практике, а автослесарь может реже обновлять знания.
Ориентироваться можно на то, как часто меняется ваш вид деятельности, какие требования предъявляют к своим сотрудникам конкуренты. Еще важно получать обратную связь от подчиненных. Иногда они сами могут прямо сказать, чтобы пора отправлять их на обучение.
Рекомендуем отправлять работников на курсы повышения квалификации в следующих ситуациях:
- После долгого перерыва в работе. Например, когда сотрудница вышла из декрета.
- После обновления компьютерных программ. Например, если переходите работать на другое программное обеспечение.
- После обновления оборудования. Например, если на предприятии теперь будут работать на новых станках.
- Если произошли значительные изменения в законах и других нормативных актах, которые регулируют вашу деятельность.
Если для вашей отрасли важно отправлять сотрудников на повышение квалификации, рекомендуем определить, как часто планируете это делать и в какой форме, и зафиксировать это в положении о повышении квалификации.
Формы повышения квалификации
Варианты повышения квалификации различаются по нескольким критериям.
По длительности повышение квалификации может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочное повышение квалификации может идти всего пару часов или дней, а долгосрочное может длиться несколько недель.
По форме проведения повышение квалификации может быть очным, заочным и дистанционным. На очном обучении работник лично присутствует на курсах, тренингах, семинарах. На заочном часть тем объясняют преподаватели, а остальные обучающийся изучает самостоятельно по материалам, которые предоставляет образовательная организация. При дистанционном обучении все занятия проходят онлайн. Например, приглашенные эксперты проводят для сотрудников компании серию вебинаров на тему делового общения.
В зависимости от организатора обучение может быть внутренним — на территории и силами работодателя — или внешним, когда обучение проводит сторонняя организация.
Обычно внутри компании проводят краткосрочное тематическое обучение. Например, менеджеров обучают работать с клиентами, которые не заинтересованы в услугах компании.
Для долгосрочного обучения по специфическим темам чаще всего находят сторонние образовательные учреждения. Проводить повышение квалификации могут и коммерческие, и государственные учреждения, у которых есть лицензия на образовательную деятельность.
Как оформить повышение квалификации сотрудника
Если решили отправлять сотрудника на повышение квалификации и определились с форматом, надо составить приказ о направлении работника на курсы. В приказе укажите ФИО работника, дату начала и окончания обучения, форму обучения. Если обучение будет внешним, в приказе нужно написать наименование учебной организации.
Когда сотрудник пройдет повышение квалификации в образовательной организации и аттестацию после него, ему выдадут удостоверение.
Копию удостоверения сотрудник приносит работодателю
Работодатель может заключить соглашение с сотрудником о том, что после окончания обучения он обязан отработать в организации определенный срок. Например, год или два. Если работник уволится раньше этого срока, он будет обязан возместить часть суммы, которую потратили на его обучение.
Что важно запомнить
- Обычно сам работодатель решает, отправлять ли работников с их согласия повышать квалификацию и в какой момент. Но в некоторых случаях такая обязанность возникает по закону. Например, у педагогов или медицинских работников.
- В отличие от переподготовки, повышение квалификации не дает право работать в новой сфере, если для этого нужен документ об образовании.
- Работодатель может отправить сотрудников на повышение квалификации в образовательную организацию или провести ее самостоятельно.
Предложение Тинькофф
Повышение квалификации: что такое и кому необходимо?
Во многих официальных документах, регулирующих отношения работника и работодателя, часто упоминается понятие повышение квалификации. Разберемся, что это означает и в каких случаях необходимо проходить повышение квалификации.
Повышение квалификации – что это?
Designed by katemangostar/Freepik
В Трудовом кодексе есть статьи, которые оперируют понятиями о квалификации сотрудника, его подготовке и соответствию занимаемой должности или вменяемым обязанностям. Например, при внедрении в производственный процесс новых технологий или оборудования работодателю необходимо проверить – подходит ли квалификация работника. Иными словами, для исполнения того или иного рода деятельности специалист должен обладать специфичными знаниями или умениями.
Предполагается, что диплом о среднем специальном или же высшем образовании и является бессрочным документом, свидетельствующим о необходимой подготовке. Но во многих профессиональных отраслях возможны ситуации, когда квалификацию необходимо либо подтвердить, либо повысить. Именно этот процесс и получил название – повышение квалификации. В целом, повышение квалификации – это один из вариантов дополнительного профессионального образования, которое могут получить только лица, которые ранее получили или средне-специальное, или высшее образование, а также могут это подтвердить соответствующими документами.
Также следует понимать, что повышение квалификации пусть и относится к системе дополнительного образования, но производится исключительно по ранее полученной профессии. К примеру, строитель может повышать свою квалификацию лишь по направлению «Строитель», а арматурщик не имеет права повышать разряд по профилю «Слесарь», если у него нет соответствующего диплома.
Виды и варианты повышения квалификации
Чтобы освоить новые ступени профессии, сначала специалисту нужно выбрать какие и где проходить курсы повышения квалификации. В системе дополнительного профессионального образования выделяют три вида подобного обучения:
Главным отличием между ними является продолжительность образовательного процесса:
при краткосрочных курсах – 72 академических часа;
при тематических – от 72 до 100 часов;
при долгосрочных – больше 100 часов.
Первые два варианта предполагают, что после завершения обучения специалисты получат Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Если же проходить курсы, которые рассчитаны на больше, чем 100 часов, то специалист получает Свидетельство о длительном повышении квалификации.
Основное отличие здесь в том, что краткосрочное повышение квалификации нужно, чтобы устранить какой-то конкретный пробел в знаниях. Удостоверение краткосрочных курсов при этом, как правило, не позволяет претендовать на более высокую должность.
Долгосрочные курсы повышения квалификации дают право занимать руководящую должность или какую-либо иную. Особенно это актуально для специалистов, вступающих в СРО – саморегулируемые организации. К таковым относятся, например, юристы, аудиторы, бухгалтеры и т.д. Поэтому руководители организаций-участников СРО обязаны раз в три или пять лет отправлять своих сотрудников на повышение квалификации и проходить его сами.
Виды повышения квалификации
Designed by tirachardz/Freepik
Если же говорить о формах обучения, то на сегодняшний день вариантов достаточно много:
Все, что бухгалтеру и кадровику нужно знать о повышении квалификации: кому, когда и зачем
31 июля 2017 года Русской Школе Управления исполнилось 15 лет. За эти годы мы успели поработать с сотнями компаний и знаем, что больше всего волнует руководителей и сотрудников, планирующих обучение. В этой статье мы дадим ответы на самые распространенные вопросы, связанные с повышением квалификации.
Существует ли обязательное повышение квалификации? Кто должен его проходить и зачем оно нужно?
В некоторых отраслях имеются так называемые допуски. Например, капитана танкера не допустят к управлению судном при отсутствии самых свежих «корочек», а судно могут не допустить в порт, если с собой нет маленького чемодана с оригиналами документов о повышении квалификации.
Кроме того, некоторые специалисты добровольно берут на себя обязательства регулярно проходить повышение квалификации, вступая в отраслевые профессиональные сообщества (профессиональные бухгалтера или проектные менеджеры). Члены таких сообществ сдают специальные экзамены на уровень квалификации и получаются соответствующие свидетельства. Определенное количество часов учебы может быть требованием для допуска к профэкзамену.
Чиновники считают, что если у бухгалтера без профильного образования нет такого удостоверения или диплома о профессиональной переподготовке, работать по специальности он не должен. Такие требования озвучил Минтруд России в письме от 12 января 2016 г. № 14-3/В-3. Законодательством разрешена дистанционная форма получения такого рода образования. Иными словами, тратить время на посещение «живых» аудиторных лекций не обязательно.
С прошлого года вступили в силу положения ряда законов в части применения профессиональных стандартов. Часть требований этих положений касаются необходимого уровня квалификации для определенных «профессий». Пока, за редким исключением, это обязательства, которые организации принимают на себя добровольно. Но если уж приняли такое решение, то за наличием соответствующих «корочек» начинает следить трудовая инспекция.
Все о профстандарте для бухгалтеров мы описывали в Картотеке, где собираем самые важные инструкции для бухгалтеров.
Зачем проходить повышения квалификации тем, кто не обязан делать это по закону?
Зачем им это нужно? У кого-то из них толчок к обучению дает карьерное изменение. Перейдя на новую должность или готовясь к этому, бывает полезно привести в порядок уже имеющиеся знания и заполнить явные пробелы. Аналогичные потребности рождают запущенные в компании проекты и реформы.
Кто-то регулярно повышает свою квалификацию, например, из-за того, что в их вид деятельности активно развивается. Например, интернет-маркетологам приходится постоянно отслеживать новшества основных рекламных провайдеров, поисковиков, аналитических комплексов и т.п.
Кому-то же хочется сверить свои текущие знания с тем, как это рассказывается в аудитории. Это дает новые идеи для работы, определяет направления профессионального развития. И, конечно, отличным мотиватором служит проблема, для решения которой не хватает знаний. Это как раз очень важно для бухгалтеров, которым постоянно надо следить за изменениями в законах.
Нельзя также забывать, что при прочих равных, более обученные специалисты больше ценятся, а значит, больше зарабатывают и растут в должностях.
Когда нужно получать диплом, а когда достаточно получения сертификата?
В то же время, такое поголовное наличие диплома вынуждает выделяться. Например, удостоверениями или сертификатами о повышении квалификации. Наличие хотя бы пары краткосрочных курсов в резюме хорошо показывает, что вы не просто имеете обязательный минимум в виде диплома, но и озабочены профессиональным ростом. Опять же, это важно там, где есть жесткие требования к формальному подтверждению имеющегося образования. Но в таком случае, надо внимательно читать эти требования.
Как определить, что сотрудника пора отправлять на повышение квалификации?
Есть специальные техники оценки рабочих процессов, соответствующих требований к квалификации исполнителей. На их основе становятся видны отсутствующие компетенции, и решение об учебе становится очевидным. Рекомендуется также создавать резерв компетенций по некоторым вопросам.
Иногда уже случившийся сбой в работе становится сигналом к учебе, хотя этого желательно не допускать. Наказывать сотрудника здесь бессмысленно. Одно из обязательств разумного работодателя – дать сотруднику нужную квалификацию, если он не справляется. Особенно это актуально для новой работы.
Еще одним поводом может стать анализ профиля мотивации сотрудника. Для многих именно новизна решаемых проблем и постоянный профессиональный рост является важным стимулом к хорошей работе. В таком случае отправка на учебу будет более эффективным инструментом, чем простое повышение заработной платы.
На что обратить внимание при выборе программы обучения?
Отдельно нужно поинтересоваться форматом обучения. Классические лекции тоже хороши, но без выполнения практических заданий это будет лишь ознакомление с предметом.
В настоящий момент довольно широко представлены дистанционные форматы обучения. Это удобно для повышения квалификации без отрыва от производства. Но нужно признать, что значительно эффективнее будет комбинация дистанционного изучения теории и обсуждения практических аспектов с экспертом в аудитории.
Внимательно отнеситесь к преподавательскому составу. Идеально, если занятие будет вести опытный эксперт именно в вашей области, который сам практикует то, что преподает.
Не последнюю роль играет и профессионализм организаторов. Сбои в процессах, документообороте и сопровождении занятия могут «отравить» даже самое замечательное содержание обучения. Напротив, если провайдер уже на первых стадиях общения показывает должный уровень сервиса, то можно быть более уверенным, что от учебы вас не будут отвлекать «бытовые» проблемы.
Как внедрить в свою работу навыки, полученные во время обучения?
Рассмотрим формирование навыка и привычки применять новый инструмент лично у себя. Тут важно посвятить некоторое время тренировке, «скучному» многократному повторению базовых действий. Важно преодолеть период сбоев и неэффективности выполнения этих действий из-за отсутствия навыка. Многие отказываются от применения замечательных инструментов и методов именно из первых неудач в освоении. Считается, что для наработки достойного уровня навыка требуется около 20 часов правильно организованной практики.
Вторым шагом станет формирование привычки действовать именно новым методом и не скатываться к устаревшим приемам (или ничегонеделанию). Тут можно посоветовать технику малых шагов. На старте формировании привычки делайте то, что требует минимум времени и усилий. Тогда шанс того, что вы сделаете это действие, очень высок, даже если нет большой мотивации. Кроме этого, вам надо придумать к какой уже существующей привычке привязать новую. Она станет триггером, некой кнопкой запуска нового для вас действия. Например, вы не мыслите утро без чашки кофе. Это уже существующая привычка. Можно решить для себя, что налив чашку кофе вы открываете свой профессиональный блог и пишете ежедневный профессиональный пост для сообщества своих клиентов. Пусть он будет маленьким, но полезным.
И чтобы окончательно закрепить привычку – не забудьте о вознаграждении за правильное действие. Это может быть фраза «я сделал это» или крепко сжатый кулак. Главное, чтобы вы ощущали моральное удовлетворение или радость при этом действии. Тогда мозг получает то, что психологи называют «подкрепление» и усиливает нужную вам привычку. Именно регулярный цикл формирует привычки: маленькое действие, привязанное к триггеру и подкрепляемое вознаграждением. Так формируются и полезные, и вредные привычки. Используйте это свойство человека себе во благо.
Отдельной задачей является внедрение новых знаний в коллективе. Тут и наработка навыка становится сложнее из-за большего количества участников. И сопротивление будет разнообразнее. В таком случае имеет смысл организовать специальный проект с четко продуманным планом, выделенными на него ресурсами, контрольными точками. Но содержательно это будет похожий подход: наработка навыка регулярными повторениями и формирование привычки по указанному циклу.