Кто оплачивает сертификационные испытания
Перейти к содержимому

Кто оплачивает сертификационные испытания

Оплата работ по сертификации

Общие правила и порядок оплаты работ по обязательной сертификации продукции и услуг и регистрации декларации о соответствии, принимаемой изготовителем, в системе ГОСТ Р устанавливаются в соответствии с постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России) от 23.08.99 г. № 44 г. Москва (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.12.99 г., регистрационный № 2031) «Об утверждении правил проведения работ по сертификации. Оплата работ по сертификации продукции и услуг».

Оплата работ по сертификации продукции и услуг основывается на следующих принципах:

  • • все фактически произведенные работы по сертификации оплачиваются за счет собственных средств предприятий, организаций, граждан, обратившихся с заявкой на проведение соответствующих работ, вне зависимости от принятия по их результатам решений;
  • • уровень рентабельности работ по обязательной сертификации не должен превышать 35 %;
  • • инспекционный контроль за сертифицированными в обязательном порядке продукцией и услугами оплачивается в размере фактически произведенных затрат организациями, выполняющими соответствующие работы.

На основании Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ, оплата работ по сертификации продукции относится к элементу «Прочие затраты».

В состав затрат на проведение сертификации входят:

  • • оплата услуг органа по сертификации продукции (услуг);
  • • оплата услуг испытательной лаборатории;
  • • оплата инспекционного контроля за соответствием сертифицированной продукции требованиям нормативных документов, если инспекционный контроль предусмотрен схемой сертификации.

В общем случае суммарные затраты заявителя на сертификацию С конкретной продукции, определяются по формуле

где Сос — стоимость услуг органа по сертификации, руб.;

Соб — стоимость образцов, взятых у изготовителя для испытаний, руб.;

Сип — стоимость испытаний продукции в аккредитованной испытательной лаборатории, руб.;

Сск — стоимость сертификации системы качества (или производства), руб;

СИ1у — стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной продукции требованиям НД, руб.;

Са — стоимость анализа состояния производства, руб.;

Срс — расходы по отбору, идентификации, упаковке и транспортировке образцов к месту испытаний при сертификации, руб.;

СИСку — стоимость одной проверки, проводимой в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной системы качества (производства) требованиям НД, руб.;

Сд — стоимость работ по рассмотрению заявления-декларации, руб.;

п — число проверок, предусмотренных программой инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в течение срока действия сертификата соответствия;

т — число проверок соответствия сертифицированной системы качества требованиям НД, предусмотренных программой инспекционного контроля, в течение срока действия сертификата.

В зависимости от конкретной ситуации в формулу (4.1) включаются только элементы, соответствующие составу фактически проводимых работ в соответствии с выбранной схемой сертификации.

Стоимость услуг органа по сертификации определяется по формуле

где tocj трудоемкость обязательной сертификации конкретной продукции по у’-й схеме сертификации, чел.-дн.;

Т — средняя дневная ставка специалиста, руб.;

Кт — норматив начислений на заработную плату, установленный действующим законодательством, %;

^нр — коэффициент накладных расходов, %;

Р — уровень рентабельности, %.

При обязательной сертификации продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, оплате подлежат работы, фактически выполняемые органом по сертификации в зависимости от состава документов, представленных декларантом.

Стоимость испытаний при обязательной сертификации продукции (услуги) калькулируется аккредитованной испытательной лабораторией на основе самостоятельно установленных нормативов материальных и трудовых затрат в действующих ценах и доводится до сведения заинтересованных сторон.

Оплата инспекционного контроля производится заявителем по единому договору на сертификацию, заключаемому с органом по сертификации. При необходимости в рамках этого договора может действовать дополнительное соглашение. В случае привлечения органом по сертификации к работам по инспекционному контролю специализированной организации ее услуги оплачиваются по договору, заключаемому между органом по сертификации и привлекаемой организацией, за счет средств заявителя.

Стоимость инспекционного контроля Сик определяется по формуле

где Сад — стоимость работ по сбору и анализу данных о качестве сертифицированной продукции (услуги), руб.;

Снш — стоимость одной проверки, проведенной в рамках инспекционного контроля, руб.;

q — число проверок, проведенных в рамках инспекционного контроля в течение срока действия сертификата соответствия;

Сш — стоимость разработки корректирующих мероприятий,

Стоимость работ по сбору и анализу данных о качестве сертифицированной продукции (услуги) определяется на основе фактических трудозатрат специалистов, занятых на этих работах, с учетом того, что их средняя дневная тарифная ставка не должна превышать ставки минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством.

Стоимость образцов, взятых у изготовителя, определяется по их фактической себестоимости. Оплата образцов, отобранных в торговле, производится в соответствии с их розничной ценой на основании документов, удостоверяющих факт покупки.

Расходы на набор и доставку образцов к месту испытаний включают фактически произведенные органом по сертификации затраты на их транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, хранение и утилизацию, подтвержденные соответствующими документами. Контрольные испытания оплачиваются по тарифам соответствующей испытательной лаборатории.

Стоимость одной проверки в рамках инспекционного контроля за соответствием сертифицированной продукции (услуги) требованиям НД не должна превышать 70 % стоимости сертификации этой продукции (услуги).

Оплата работ при добровольной сертификации осуществляется на условиях договора.

Сертификаты, декларации, лицензии: что меняется в работе с ними в 2022 году

Сертификаты, декларации, лицензии: что меняется в работе с ними в 2022 году

В 2022 году получать сертификаты и декларации о соответствии будет легче, а уже действующие разрешительные документы автоматически продлили на год. Есть и еще ряд нововведений, которые облегчат ввоз и продажу продукции. Разбираемся в новом постановлении №353 на этот счет.

Александр Ачиков

О чем речь

В новом постановлении говорится про сертификаты соответствия и декларации о соответствии — это документы, которые подтверждают безопасность продукции. Какой именно из двух документов нужен, зависит от самой продукции. Например, на детские игрушки оформляют сертификат, а на продукты питания и косметику — декларацию.

Еще один вид разрешительного документа — лицензия. Она подтверждает право юрлица или ИП заниматься определенным видом деятельности. Например, производить алкоголь и перевозить пассажиров в такси.

Нововедения касаются в том числе тех, кто производит и продает товары легкой, пищевой, косметической и машинной промышленности. Полный перечень разрешительных документов, на которые распространяются новые правила, есть в постановлении.

Сертификаты и декларации: в чем разница

Сертификаты оформляют только на основе протокола аккредитованной лаборатории, где продукция проходит испытание. Аккредитованная лаборатория — значит проверенная Росаккредитацией и внесенная в Единый реестр аккредитованных лиц.

Декларации, в отличие от лицензии, заявитель оформляет самостоятельно, а безопасность продукции может подтвердить либо протоколом аккредитованной лаборатории, либо, в некоторых случаях, собственными испытаниями (их проводят на испытательных площадках при производстве). На основании одного из этих протоколов заявитель сам регистрирует декларацию о соответствии на сайте Росаккредитации.

Если говорить о внешнем виде этих документов, то сертификат печатают на специальном бланке с несколькими степенями защиты. А декларацию можно предъявлять в электронном виде или распечатать на обычном листе формата А4.

Подтверждение качества и требования к сертификации продукции в закупках по 44‑ФЗ

Майский Ю. А.

В статье обсудим: что такое обязательная и добровольная сертификация продукции, а так же каким стандартам должна соответствовать продукция в государственных и муниципальных закупках.

Обязательная сертификация продукции в Российской Федерации

Сертификация продукции — это форма подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности в соответствии с техническим регламентом, стандартом ГОСТ Р или международным стандартом.

Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации осуществляется:

  • Федеральным Законом от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации»,
  • Федеральным Законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон « О техническом регулировании » ),
  • нормативными актами правительства и ведомств, отвечающих за эту сферу.

Международные стандарты, региональные стандарты и своды правил, стандарты и своды правил иностранных государств, иные документы по стандартизации иностранных государств применяются в соответствии с международными договорами РФ.

Государственные стандарты (ГОСТ) были разработаны еще в период СССР и в дальнейшем были закреплены и изменены, как национальные государственные стандарты (ГОСТ Р). С момента принятия Закона «О техническом регулировании» начат переход на сертификаты соответствия и декларациям о соответствии. Система стандартов ГОСТ Р все больше и больше применяется для добровольной оценки качества продукции.

Оценка соответствия продукции для целей реализации на территории ЕАЭС осуществляется по Техническим Регламентам Таможенного Союза (ТР ТС).

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в России, описана в номенклатуре продукции, см. перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982. В системе сертификации России обязательной сертификации подлежат обычно товары и услуги, которые влияют на безопасность людей. В таких случаях оформляется обязательный сертификат соответствия или декларация соответствия, которые выдаются на бланке установленного образца.

Сертификаты выдаются аккредитованными органами по сертификации на основании проведенных сертификационных испытаний продукции, анализа состояния производства и других необходимых процедур.

Управление государственными и муниципальными закупками – онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

Обязательные декларации соответствия

Декларирование — это альтернативный способ подтверждения качества продукции и услуг. Декларация соответствия — официальный документ, подтверждающий качество продукции. Номенклатура продукции, соответствие которой должно быть подтверждено декларацией о соответствии также определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982.

Кроме обязательных сертификатов соответствия системой стандартизации предусмотрены обязательные декларации соответствия. Декларирование соответствия также является формой обязательного подтверждения соответствия продукции установленным требованиям безопасности и наряду с обязательной сертификацией имеет такую же юридическую силу, как сертификат соответствия.

Декларацию о соответствии принимает юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ, являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на территории РФ на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям нормативных документов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям нормативных документов.

Форма сертификата соответствия ГОСТ Р и декларации соответствия ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта от 17 марта 1998 г. № 12.

Если продукция не подлежит обязательной сертификации, то для подтверждения качества можно оформить добровольный сертификат ГОСТ Р.

Добровольная сертификация продукции в Российской Федерации

Добровольный сертификат соответствия в системе ГОСТ Р оформляется производителем или поставщиком продукции для того, чтобы подтвердить документально качество продукции. Такая продукция может быть конкурентными преимуществами при реализации.

Сертификат соответствия ГОСТ Р или ТР ТС оформляется специально аккредитованными органами по сертификации.

Существует несколько вариантов сертификации продукции. Выбор варианта обусловлен видом продукции, ее количеством и целей сертификации. В целом, сертификат может быть оформлен на контракт, партию или на серийное производство.

В настоящее время при проведении процедур добровольной сертификации в системе ГОСТ Р следует руководствоваться следующими документами (см. разъяснения по вопросу добровольной сертификации в системе ГОСТ Р министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.12.2016):

  • Постановление Госстандарта России от 5 августа 1997 г. № 17 «О принятии и введении в действие Правил сертификации»;
  • Постановление Госстандарта России от 21сентября 1994 г. № 15 «Об утверждении «Порядка проведения сертификации продукции в Российской Федерации»;
  • Постановление Госстандарта России от 17 марта 1998 г. № 12 «Об утверждении правил по сертификации «Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в Системе»;
  • Постановление Госстандарта России от 4 ноября 2000 г. № 76 «О введении в действие Системы добровольной сертификации продукции Госстандарта России (пункт 10).

Требование соответствия продукции стандартам в государственных и муниципальных закупках

Закон № 44-ФЗ предусматривает, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки обязан принимать во внимание правило использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами.

При этом, если заказчиком не используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Описание объекта закупки может включать в себя, в том числе, требования подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Это означает, что заказчик вправе требовать от участников представить сертификаты, декларации, если по законодательству товар подлежит обязательной сертификации, декларированию (см. письмо Минэкономразвития России от 22.06.2016 № Д28и-1710). В таком случае участник обязан будет предоставить заказчику соответствующий сертификат соответствия или декларацию соответствия.

Требование заказчика соответствия объекта закупки документам добровольной сертификации (ГОСТ Р) должно быть обязательно обосновано в описании закупки, иначе это может быть воспринято, как ограничение конкуренции. Если такое требование есть, участник обязан будет предоставить соответствующий сертификат.

Применение диапазонных значений (отклонений) ГОСТ в документах закупки

В соответствии с законом № 44-ФЗ при описании объекта закупки заказчик устанавливает значения характеристик объекта. При этом показатели могут быть указаны в виде диапазона. В то же время, участник в заявке обязан привести конкретные показатели. Однако, формулировки закона читаются неоднозначно, когда показатели имеют диапазон отклонений, допускаемый ГОСТ или техническими условиями. Поэтому Минэкономразвития выпустило несколько разъясняющих писем.

Например, Письмо Минэкономразвития России от 01.08.2016 № Д28и-2011. В аукционной документации можно указать ГОСТ, не раскрывая его содержание, поскольку такие действия не противоречат закону № 44-ФЗ. Однако если заказчик ссылается на технические условия, то в документации нужно привести их подробное описание. Это обосновано тем, что условия, в отличие от ГОСТа, утверждает изготовитель товара или исполнитель услуг, работ.

Или Письмо Минэкономразвития России от 17.08.2016 № Д28и-2118. В случае, когда заказчик не использует показатели, предусмотренные законодательством о техническом регулировании и стандартизации, он должен обосновать в документации применение других значений. Подготовить обоснование следует и заказчику, который сузил значения показателей из ГОСТ.

Если заказчик в документации сослался на ГОСТ и не привел более никаких показателей, участнику аукциона достаточно привести в первой части заявки только согласие на поставку товара. Если заказчик не ограничился ссылкой на ГОСТ и указал в документации об электронном аукционе параметры товара, соответствующие ему, участник должен указать в заявке характеристики товара. Ссылку на ГОСТ участник в первой части заявки приводить не должен, поскольку ГОСТ не является конкретным показателем товара и не позволяет понять его характеристики (Письмо Минэкономразвития России от 30.09.2016 № Д28и-2640).

Сертификация продукции отечественного производства

С активным развитием рыночных и торговых отношений внутри страны достаточно часто можно столкнуться с ситуацией, когда отечественный производитель, обходясь, долгое время без сертификатов на продукцию, решает всё же её легализовать. Однако многие из них не всегда знают, с чем придётся столкнуться. Для начала производителю необходимо понять, что процедура сертификации отечественной продукции имеет комплексный характер и для её прохождения потребуется получить ряд документов. Первоначально следует подготовить сопутствующие технические документы: разработка технических условий и паспорта на продукцию, оформление санитарно-эпидемиологических заключений (при необходимости), а также инструкции по эксплуатации.

Подготовив и оформив перечисленные документы, а также, формализовав основные требования к безопасности, качеству и эффективности выпуска собственной продукции отечественный производитель делает шаг в направлении сертификации своего товара.

Согласно требованиям законодательства в России наиболее востребованными являются следующие виды сертификатов:

  • сертификат соответствия системе ГОСТ Р;
  • декларация и сертификат соответствия требованиям ТР;
  • сертификат пожарной безопасности;
  • свидетельство о государственной регистрации.

Для определения необходимости использования конкретного вида сертификата пользуются перечнем товаров, объединённых в общую номенклатуру продукции, подлежащей декларированию соответствия, обязательной сертификации или государственной регистрации. Первоначально проверяется присутствие в подобных перечнях выпускаемой продукции с помощью её наименования или присвоенного кода ОКП. Наличие продукта в номенклатуре говорит о необходимости получения и оформления соответствующего сертификата или декларации, указанного в перечне. Товары, которые подлежат сертификации или декларированию с учётом действующих требований технических регламентов, помечаются в списке знаком ТР.

После определения документа необходимого для оформления приступают к непосредственной подготовке к получению разрешительного документа на основе определённых этапов процедуры.

Этапы и порядок оформления сертификации отечественной продукции

Сертификация отечественной продукции в зависимости от применяемой схемы может проходить по следующим этапам:

  • подача заявления – заказчик должен заполнить форму заявления установленного образца на проведение сертификационных работ и вместе с учредительными документами и техническим описанием продукции передаёт их или высылает в выбранный сертификационный центр;
  • принятие решения органом возможности в проведении процедуры сертификации и расчёт или оценка предварительной стоимости – специалисты сертификационного органа рассматривают поступившую заявку, и всевозможные параметры, на основании которых будут выполнятся сертификационные испытания. Одновременно с этим согласовывается выбор схемы проведения сертификации, порядок испытаний которой отражается в нормативной документации (ГОСТ или ТУ). Затем согласовывается и определяется порядок проведения процедуры сертификации, итоговая стоимость работ, а также количество сертификатов и протоколов;
  • заключение договора – заявитель предоставляет оригиналы прилагаемых к заявке документов. После чего сертификационный орган и заказчик заключают договор о проведении сертификационных работ. Для этого заявитель оплачивает услуги согласно выставленному счёту в установленном законодательством порядке. В дальнейшем отобранные образцы продукции передают в аккредитованную испытательную лабораторию;
  • обследование производства (если это предусматривает схема сертификации) – обследование проводится специальной комиссией, созданной сертификационным органом в целях определения возможности выпуска и производства продукции постоянного качества. Собранная в процессе обследования информация и сведения не подлежат разглашению и являются конфиденциальными;
  • согласование выполняемых работ – после подтверждения заявителем макета оформляемого документа выдается сертификат соответствия с занесением его регистрационного номера в общий реестр.

Порядок сертификации отечественной продукции предполагает предоставление заявителем определённого комплекта документации, включая:

  • заявку на Сертификацию;
  • копии свидетельств о присвоении ОГРН и ИНН;
  • реквизиты, устав и статические коды фирмы заявителя;
  • адрес и информация о производителе;
  • НТД в виде ГОСТ или ТУ, согласно которым проводится выпуск продукции;
  • описание продукции – материал, применение, торговая марка, артикул;
  • свидетельство о собственности или договора аренды производственных площадей;
  • информация о ранее выдаваемых сертификатах и протоколах испытаний.

Схемы декларирования и сертификации отечественной продукции

Для сертификации продукции отечественного производства могут использоваться следующие схемы:

  • сертификация партии продукции;
  • сертификация единичной продукции;
  • сертификация серийной продукции без обследования производства (сроком до 1 года), с обследованием (сроком от 1 до 2 лет) и аттестацией производства (сроком от 1 до 3 лет).

Сертификация партии товаров, также как сертификация серийно выпускаемой продукции производится сертификационными органами, имеющими Аттестат аккредитации в данной области. В целом процедура получения и оформления сертификата ничем не отличается: подаётся заявка, собирается пакет документации и передаётся в орган по сертификации для осуществления проверки.

Наиболее правильным будет оформление сертификата на серийное производство продукции сроком от 1 до 3 лет

Определённые отличия существуют лишь в используемых схемах сертификации, поскольку для партии продукции зачастую применяют более упрощённые схемы, которые не предусматривают проведение анализа состояния производства. Разница также возникает в сроках действия сертификатов: для отдельных групп продукции, поставляемой партиями, срок действия не устанавливается. Например, сертификат для оборудования будет действителен на протяжении всего эксплуатационного срока службы техники.

Являясь производителем, наиболее правильным будет оформление сертификата на серийное производство продукции сроком от 1 до 3 лет, который предусматривает реализацию производимых предприятием товаров на протяжении всего действия выданного сертификата.

Выступая дистрибьютором или заказчиком на стороннем производстве, любая компания сможет также получить необходимый сертификат или декларацию с указанием её наименования в качестве держателя или получателя данной разрешительной документации, а также компания-изготовитель и номера договоров о совместной деятельности или купли-продажи. В данном случае договор является составным элементом, связующим компании, указанные в сертификате.

Отечественная продукция, которая производится партиями, может быть сертифицирована по одной из следующих схем:

  • 1 – ограниченный объём реализации продукции, поставляемой отдельными партиями с короткими промежутками времени по мере их серийного изготовления;
  • 7, 8 – разовый выпуск продукции (единичные изделия, партии);
  • 9а – нерегулярный выпуск продукции согласно спросу на рынке;
  • 10, 10а – продолжительное производство товаров небольшими объёмами выпуска.

Сертификация отечественной продукции осуществляется на основании утверждённых правил выполнения оценочных работ, благодаря которым выявляется несоблюдение или соблюдение требований нормативных документов, в качестве которых могут выступать российские техрегламенты и стандарты.

Импортеру

Импортеру о сертификацииРаздел посвещен процессу импорта товара и получения на ввозимый товар соответсвующих правовых и разрешительных документов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *