Метод прямого расчета выручки от реализации заключается в том что
Перейти к содержимому

Метод прямого расчета выручки от реализации заключается в том что

Тесты с ответами по предмету финансы предприятий

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) представляет собой: Сумму денежных средств, поступивших на расчетный, валютный и иные счета компании за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги

Выручка от реализации распределяется в следующей очередности: Из нее вычитаются косвенные налоги в порядке, обратном тому, в котором они включались в отпускную цену товаров, затем покрываются текущие затраты фирмы; оставшаяся часть – прибыль от реализации

Выручка транспортных организаций состоит из: Доходов от перевозки грузов и пассажиров; Доходов от погрузочно-разгрузочных операций

Дайте определение векселя. Вексель – это: Ничем не обусловленное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму векселедержателю

Дайте определение планирования. Планирование – это: Процесс разработки и принятия целевых параметров в количественном и качественном выражении и определение путей их наиболее эффективного достижения

Для снижения риска убытков вследствие непоступления выручки от реализации продукции по вине покупателей по возможности следует: Требовать предоплату поставляемой продукции или использовать аккредитивную форму расчетов

Для списания средств со счета согласие владельца счета не требуется: По решению суда

Для финансов капитального строительства характерны: Неравномерное поступление выручки; Большой удельный вес незавершенного производства

Для финансов транспорта характерно: Многообразие форм собственности на перевозимые грузы

Доходность акции определяется: Размером распределяемой прибыли; Рыночной ценой акции

Доходность облигаций без купонного дохода определяется: Разницей между номинальной стоимостью и ценой продажи

Доходы предприятия формируются за счет: Всего названного вместе (выручки от реализации продукции (работ, услуг); выручки от реализации основных фондов, материальных и нематериальных активов (прочая реализация) и внереализационных доходов)

Если стоимость чистых активов ООО меньше величины его уставного капитала, то: ООО должно объявить об уменьшении размера уставного капитала и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке

Задачи, выполняемые финансовой службой предприятия в области финансового планирования: Составление планов движения денежных средств; анализ фактического исполнения стратегических планов предприятия; выявление источников финансирования текущей деятельности

Затраты на «услуги сторонних организаций» необходимо относить в: Материальные затраты

Затраты предприятия по экономическому содержанию можно классифицировать на: Затраты на расширение производства

Из прибыли от реализации не уплачивается в бюджет: экологический налог

Имеются следующие данные о планируемых доходах и расходах компании: (Выручка от реализации продукции – 320000руб. Себестоимость реализованной продукции – 140000руб. Прибыль от реализации ОС – 20000руб. Прибыль до налогообложения – 200000руб. Налог на прибыль – 48000руб. Выплаченные дивиденды за отчетный год – 25000руб. Средства, полученные в порядке целевого финансирования – 25000руб. Средства от эмиссии облигаций – 10000руб.) Чистая прибыль компании за отчетный год составила: 152000руб.

Имущество унитарного предприятия: Находится в распоряжении предприятия на правах оперативного управления

Инвестиции в основные фонды называются: Капитальные вложения

Инвестор, преследующий цель извлечения максимальной прибыли за короткий период, в условиях стабильного развитого рынка предпочитает вложения в : В зависимости от доходности бумаг конкретного эмитента

Источниками формирования оборотных средств являются: Кредиторская задолженность

К денежным фондам и резервам предприятия относится: Уставный капитал, нераспределенная прибыль, амортизационный фонд, фонды потребления и накопления

К коммерческим организациям относятся: Государственные и муниципальные унитарные предприятия; Производственные кооперативы; Хозяйственные товарищества и общества

К оборотным фондам не относятся: Средства труда стоимостью менее 10 тыс. руб. и сроком полезного использования более одного года

К особенностям затрат компаний на расширение производства относят то, что они: Финансируются в сметном порядке

К принципам организации финансов не относится: Принцип непрерывности

К производственным оборотным фондам относятся: Канцелярские принадлежности директора предприятия

К факторам роста выручки от реализации продукции относят: Объем производства и реализации продукции, ее цену, время реализации продукции (особенно сезонной), качество

К ценным бумагам, удостоверяющим право собственности на долю в капитале компании, относятся: Акции

Какие понятия являются более широкими, чем понятие «прибыль до налогооблажения»: Валовая прибыль

Каким соотношением собственных оборотных средств (Ес), величины запасов и затрат (З) и объема краткосрочных заимствований (М) характеризуется кризисное финансовое состояние предприятия? З>Ес+М

Капитальные вложения финансируются на предприятиях за счет: Амортизационных отчислений, прибыли, кредитов, средств лизинговых компаний, мобилизации внутренних резервов в строительство хозяйственным способом и иных менее значимых источников

Ключевыми функциями финансов, по мнению большинства экономистов, являются: Распределительная функция; контрольная функция

Котировка – это: Установление равновесной цены, определяемой спросом и предложением на бумагу

Коэффициент текущей ликвидности (Кт. л.) расчитывается так: Отношение оборотных активов (за вычетом расходов будущих периодов) (Ао) к сумме кредиторской задолженности (Но) и краткосрочных обязательств (М)

Метод прямого расчета выручки от реализации заключается в том, что: По каждому изделию в отдельности подсчитывается объем реализации в отпускных ценах и складываются результаты

Метод финансового анализа, основанный на замене отдельных отчетных показателей на базисные, называется: Метод цепных подстановок

На курсовую стоимость акций не влияет: Средняя ставка банковского процента по кредитам; Ожидания владельца акций

На основании производственной программы формируются: Расчет плановой потребности в закупках материалов

На потоки денежных средств не оказывают влияния следующие события: Преоценка основных средств предприятия

На территории РФ расчеты по товарным операциям между предприятиями осуществляются следующими способами: Платежными поручениями; С использованием аккредитива; Векселями

Норматив оборотных средств показывает: Минимальную сумму денежных средств, обеспечивающую хозяйственную деятельность предприятия

Облигации были приобретены по цене 300 руб., равной номинальной стоимости облигаций. Срок погашения 5 лет, годовая купонная ставка составляет 5%. Через 3 года облигации были проданы по цене 280 руб. прибыль владельца облигаций составила: 25 руб.

Общая величина основных источников формирования запасов и затрат определяется по формуле: Ео=Ес+М – М – величина краткосрочных займов; Ес – объем собственных оборотных средств

Объектом финансового планирования не является: Все вышеперечисленное входит в сферу финансового планирования (размер и направления потоков денежных средств; объем продаж готовой продукции; размер опционов, выдаваемых руководителям предприятий по итогам деятельности компании за отчетный период; расходы на оплату труда рабочих основного производства; потребность в материально-производственных запасах)

Оперативный план реализации продукции составляется на основе: Оперативного плана производства продукции и оперативного плана отгрузки продукции

Основную долю в активах торговых организаций составляют: Оборотные средства

Основные пути повышения эффективности капитальных вложений: Основная доля капитальных вложений должна направляться не на новое строительство, а на техническое перевооружение, реконструкцию, модернизацию, замену оборудования прогрессивным и современным; сокращение сроков строительства, реконструкции и модернизации; рациональное сочетание источников финансирования

Основные средства предприятия – это: Денежные средства, вложенные в основные фонды предприятия

Основные фонды предприятия – это: Средства производства которые используются в ряде производственных циклов и переносят свою стоимость на готовую продукцию по частям

Основным источником дохода, за счет которого покрываются текущие расходы предприятия и формируется прибыль, является: Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

Основным источником финансирования затрат на производство и реализацию продукции является: Выручка от реализации продукции

Основными показателями эффективности использования оборотного капитала являются: Оборачиваемость

Основой оперативного контроля за поступлением выручки от реализации является: Оперативный план реализации продукции

Основой при определении цены продукции (работ, услуг) является: Себестоимость продукции

Основополагающее звено финансовой системы – это: Финансы предприятий

Остаточная стоимость основных фондов – это: Первоначальная или восстановительная стоимость основных фондов за вычетом износа

Осуществляются исключительно за счет чистой прибыли: Выплата дивидендов акционерам предприятия

Отметьте статьи, которые включаются в раздел Инвестиционная деятельность» Отчета о движении денежных средств: Капитальные вложения непроизводственного назначения; затраты на проведения НИОКР

Отчет о доходах и расходах включает в себя следующие статьи: Выручка от реализации продукции; доходы от участия в капитале других организаций; средства, уплаченные по налогу на прибыль

План финансирования капитальных вложений содержит: Объем капитальных вложений и источники их финансирования

Платежное требование-поручение является: Требованием поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных документов стоимость товаров и услуг с согласия плательщика

По участию в процессе производства выделяют: Активные и пассивные фонды

Под финансами следует понимать: Денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных фондов

Показатель фондоотдачи рассчитывается по формуле: Объем производимой продукции/стоимость основных производственных фондов, используемых на производстве этой продукции

Полная себестоимость продукции предприятия равна: Производственная себестоимость + коммерческие расходы

Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20.05.94 №498 установлены следующие критерии для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий: Низкий коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности

Превышение величины прибыли, отраженной в Отчете о доходах и расходах, над остатком денежных средств на конец периода может свидетельствовать о: Неполном поступлении денежных средств от покупателей при отражении прибыли по методу начисления

При использовании упрощенного метода в планировании амортизационных отчислений: Вначале рассчитывается среднегодовая стоимость всех основных производственных фондов предприятия с учетом их наличия на начало планируемого года и с учетом планируемого ввода и выбытия основных фондов в среднегодовом исчислении. Затем рассчитывается средняя норма амортизации за отчетный год. Наконец, полученные показатели перемножаются

При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных требований списание сумм по уплате платежей в ПФ РФ осуществляется: В третью очередь

При планировании затрат на производство и реализацию продукции на предприятии обязательно составляются два плановых документа: Плановая калькуляция себестоимости; смета затрат на производство

При расчете балансовой прибыли строительных организаций не учитываются следующие показатели: Суммы налогов, подлежащих к уплате, за исключением налога на прибыль

При расчете плановой суммы выручки от реализации продукции (В) используется формула: В=Он+Т-Ок

При расчете полной себестоимости реализуемой продукции в плановом году (Р) используется формула: Р=Он+Т-Ок

Прибыль АО распределяется в следующем порядке: Уплачивается налог на прибыль, производится отчисления в резервный фонд, осуществляется выплата дивидендов по привилегированным акциям, далее – выплата дивидендов по обыкновенным акциям в зависимости от финансовых результатов и решения собрания акционеров

Прибыль предприятия может быть меньше чистого денежного потока за период, если: Получены денежные средства в рамках целевого финансирования

Прибыль распределяется между участниками пропорционально их долями, если иное не оговорено учредительными документами, в организациях следующих организационно-правовых форм: ООО, ОДО, товариществе на вере, АО, кооперативах

Прибылью предприятия являются: Разница между всеми доходами и расходами предприятия в отчетном периоде

Проблема повышения фондоотдачи от основных фондов наиболее остро стоит перед предприятиями: Фондоемкими

Прогноз баланса организации представляет собой: Прогнозный документ, в котором отражаются источники формирования капитала и средства его размещения как индикатор финансового состояния предприятия на определенную дату в будущем

Прямой коэффициент оборачиваемости рассчитывается так: Отношение Коб=РП/Сок (объема реализации продукции (РП) к средней сумме оборотных средств за период (Сок)

Размер уставного капитала товариществ должен быть: Не менее 100 МРОТ

Разница между рублевой оценкой обязательства, стоимость которого оценена в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на дату расчета или сотавления бухгалтерской отчетночти, но подлежащего оплате в рублях, и его (обязательства) рублевой оценкой на дату принятия к учету или предыдущего составления отчетности называется: Суммовой разницей

Рентабельность оборотных активов определяется как отношение: Чистой прибыли к средней величине оборотных активов

Рентабельность продаж определяется как: Отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализации без налогов, включаемых в цену реализации

Собственными финансовыми ресурсами предприятия являются: все перечисленное (целевое финансирование, средства, привлеченные путем размещения акций на бирже, добавочный капитал; уставный капитал, страховое возмещение по наступившим рискам, средства, полученные от партнера для осуществления совместной деятельности (по договору простого товарищества); прибыль от реализации основных средств и других активов, амортизационные отчисления, нераспределенная прибыль прошлых лет)

Согласно законодательству, не допускается увеличение уставного капитала АО: За счет резервного фонда

Согласно российскому законодательству, предоплата в размере 100%-ной суммы, подлежащей оплате за товары (услуги) по договору: Не является нарушением действующего законодательства

Среднегодовая норма амортизации за отчетный год исчисляется путем: Деления суммы амортизации, начисленной за отчетный год, на среднюю стоимость основных фондов в отчетном году

Среднегодовая стоимость вводимых основных фондов в планируемом году определяется путем: Умножения их стоимости на количество месяцев функционирования и деления на 12

Суммы НДС, полученные от покупателей при реализации имущества, участвуют в формировании: Не участвуют в формировании прибыли предприятия

Суть метода балансовых расчетов заключается в: Расчете потребности хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках на основе установленных норм и нормативов

Существуют следующие виды аккредитивов: Непокрытые; Акцептованные

Существуют следующие виды оценки товарных запасов: По текущим ценам; По фактическим ценам закупки; по средним ценам за предыдущий период

Сфера денежных отношений по сравнению с категорией финансы: Шире

Торговая наценка включает в себя: Только прибыль торгового предприятия

Укажите категорию лиц, которые не являются пользователями отчетов о финансовом состоянии предприятия: Покупатели

Укажите методы определения норм запаса оборотных средств: Аналитический метод

Укажите назначение фондов обращения: Обслуживание кругооборота средств предприятия в сфере обращения

Укажите, какой из методов не является финансовым методом: Метод экспертных оценок

Укажите, по каким элементам оборотных средств не устанавливаются нормы: Нормы устанавливаются по всем вышеперечисленным элементам (производственные запасы; запасы на оплату труда управленческого персонала; расходы будущих периодов)

Улучшение использования основных фондов на предприятии может достигаться путем: Увеличения интенсивной и экстенсивной нагрузки на основные фонды

Уставный капитал А состоит из 5000 акций номиналом в 100 руб. на рынке ценных бумаг обращаются 2600 акций компании, текущая стоимость которых составляет 500 руб. за акцию. Капитализация компании равна: 2 500 000

Уставный капитал формируется за счет вкладов участников в: ООО, ОДО, полном товариществе, коммандитном обществе, производственном кооперативе

Участники ООО и ОАО отвечают по обязательствам общества: В пределах своих вкладов

Финансовая работа на крупном предприятии может и должна осуществляться: Финансовым директором и финансовым отделом

Финансовое состояние предприятия характеризуется: Совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств

Финансовый контроль за уровнем затрат возникает: Уже на стадии планирования

Финансовый план – это: Комплексный документ, определяющий целевые показатели деятельности предприятия, размер ресурсов, необходимых для их достижения, и источники финансирования требуемых затрат

Целями финансового анализа являются: Оценка количественных и качественных изменений финансового состояния

Что не относится к финансовой работе на предприятии: Оформление договоров с контрагентами

Элементы (группы) затрат предприятия и их состав определяются: Налоговым кодексом РФ

Эмиссия акций не осуществляется при: Переоценка активов в случае увеличения их стоимости

Как посчитать выручку от реализации продукции

Для каждой коммерческой организации выручка от реализации продукции является показателем, позволяющим определить устойчивость ее финансового положения и состояние оборотных средств. Своевременное поступление выручки является важным условием для непрерывного процесса производства. Что представляет собой данный показатель? Как посчитать выручку от реализации продукции и правильно отобразить ее в бухгалтерском учете? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Что такое выручка от реализации продукции?

Выручка от реализации продукции представляет собой денежный доход, полученный организацией от покупателей за проданную продукцию. Показатель выражает денежные отношения между производителями и потребителями товаров. Выручка от реализации продукции определяется исходя из количества реализованной продукции и ее стоимости. В целях налогообложения ее признают доходом от реализации.

Выручка не является прибылью, в «Отчете о финансовых результатах» для нее отведена отдельная строка. Руководитель организации должен обеспечить бесперебойное поступление выручки, так как без этого бизнес попросту не сможет функционировать.

На величину выручки от реализации продукции влияют такие факторы:

  • внутренние (объем производства, ассортимент выпускаемых товаров, их качество и конкурентоспособность, уровень применяемых цен, себестоимость, соблюдение договорных условий и др.);
  • внешние (нарушение условий контракта, перебои в работе транспорта и др.).

Расчет выручки по формуле

Рассмотрим, как найти выручку от реализации продукции по формуле. При проведении расчетов необходимо учитывать объем продаж в текущее время и цены. Общая формула выручки от реализации продукции выглядит так:

Q – количество проданных товаров;

P – цена реализации.

Формулу можно использовать для оценки деятельности организации и построения долгосрочных планов.

На практике учет выручки от реализации продукции, работ и услуг осуществляется двумя методами:

  • кассовым методом (если моментом реализации признан факт поступления денег на расчетный счет продавца);
  • методом начисления (если моментом признания доходов признан факт отгрузки товаров).

Примеры расчета выручки

Примеры расчета выручки от реализации продукции разными способами приведены далее.

Пример 1

  • светильник «Элла» – 700 штук по цене 250 руб.;
  • светильник «Тереза» – 600 штук по цене 340 руб.;
  • светильник «Миранда» – 400 штук по цене 600 руб.

Пример 2

ИП Петров А.А. применяет кассовый метод учета доходов и расходов. 25 января 2018 г. предприниматель доставил покупателю товары на общую сумму 180 тыс. руб. 5 марта 2018 г. ИП договорился с покупателем о взаимозачете на сумму 106,2 тыс. руб. (в т. ч. НДС – 16,2 тыс. руб.). Какую выручку должен отразить предприниматель?

На дату договора о взаимозачете с покупателем (5 марта 2018 г.) ИП обязан учесть доходы в сумме погашенной задолженности (без НДС): 106 200 – 16 200 = 90 000 руб.

Пример 3

12 февраля 2018 г. ООО «Тепломаш» отгрузило ООО «Рябина» товары на сумму 600 тыс. руб. ООО «Рябина» рассчиталось с ООО «Тепломаш» 3 апреля 2018 г., перечислив деньги на его расчетный счет. ООО «Тепломаш» использует при учете доходов метод начисления, поэтому вся выручка будет отображена в бухгалтерском и налоговом учете в феврале.

Отражение в бухгалтерском учете

Для учета выручки от реализации продукции предназначен счет 90 «Продажи». Счет состоит из нескольких субсчетов. Проводки по выручке от реализации продукции составляются с целью определения финансового результата от реализации. Обязательные условия, при которых выручка признается в бухучете, приведены в ПБУ 9/99.

Пример 1

  • Дт 62 Кт 90 –– выручка от продажи готовой продукции отражена в день отгрузки- 354 тыс. руб.
  • Дт 90 Кт 68 – отражена сумма НДС – 54 тыс. руб.
  • Дт 90 Кт 43 – отображена фактическая себестоимость запчастей – 210 тыс. руб.
  • Дт 90 Кт 44 – списаны расходы на продажу – 35 тыс. руб.
  • Дт 51 Кт 62 – от покупателей поступили денежные средства за полученную продукцию 354 тыс.руб.
  • Дт 90 Кт 99 — получена прибыль 55 тыс.руб.

Пример 2

  • Дт 45 Кт 43 – списана сумма фактической себестоимости отгруженных товаров – 210 тыс. руб.
  • Дт 51 Кт 62 – покупатели перечислили деньги в оплату товаров – 300 тыс. руб.
  • Дт 62 Кт 90 – в бухгалтерском учете отражена выручка от продажи готовой продукции по проводке – 300 тыс. руб.
  • Дт 90 Кт 68 – отражена сумма НДС. Расчет происходит следующим образом: (300 000 : 118 × 18) = 45 762 руб.
  • Дт 90 Кт 45 – отражена сумма фактической себестоимости продукции, выручка от реализации которой признана в бухучете. Расчет происходит следующим образом: (210 000 × 300 000 : 354 000) = 177 966 руб.
  • Дт 90 Кт 44 – списана сумма расходов на продажу 35 тыс.руб.
  • Дт 90 Кт 99 – отражена прибыль от реализации 41 272 руб.

Планирование выручки

Руководитель организации или специальные службы могут осуществлять планирование выручки от реализации продукции, работ, услуг. В условиях нестабильной экономической ситуации более эффективным будет квартальное планирование, нежели годовое.

Для планирования выручки от реализации продукции используют такие методы:

  • Метод прямого счета. Применяется в случае гарантированного спроса. Продукция производится в объеме, предусмотренном предварительно оформленными заказами. Выручка рассчитывается путем умножения объема реализованной продукции на ее цену.
  • Расчетный метод. Применяется в условиях неопределенности спроса на выпускаемые товары. Учитываются перспективы их реализации.

Анализ выручки

Анализ выручки от реализации продукции позволяет решать такие задачи:

  • определять обоснованность показателя бизнес-плана по продаже товаров;
  • определять степень выполнения плана по объему и ассортименту проданных изделий;
  • устанавливать влияние отдельных факторов на величину отклонения фактического объема продаж от планового;
  • выявлять резервы дальнейшего увеличения реализации.

Одним из эффективных методов экономического анализа является факторный анализ выручки от реализации продукции. Он помогает определить влияние конкретных факторов на изменение выручки. В процессе анализа большое внимание уделяется таким факторам: объему продажи товаров, отпускным ценам, себестоимости, структуре реализуемой продукции.

Методы формирования и планирования прибыли

Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Она отражает чистый доход, созданный в материальной сфере производства. Прибыль одновременно является финансовым результатом и неосновным элементом финансовых ресурсов предприятия. Планирование прибыли начинается после расчета плановой себестоимости производства и реализации продукции по экономическим элементам затрат. Однако прибыль бывает разных видов, а на ее величину и значение влияют самые разные факторы. Рассмотрим основные методы формирования и планирования прибыли.

Прибыль — основной показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В общем виде прибыль определяется как разница между обшей выручкой и общими издержками, т.е. разница между доходами и расходами. Таким образом, прибыль отражает чистый доход, созданный в материальной сфере производства.

  • бухгалтерская прибыльпредприятия представляет собой выручку предприятия от реализации продукции за вычетом из нее затрат на производство реализованной продукции, добавляя или исключая при этом доходы либо расходы от внереализационных операций;
  • чистая прибыль отражает оставшуюся часть доходов у предприятия. т.е. это бухгалтерская прибыль за минусом налогов на нее;
  • экономическая прибыль — предполагает получение финансового результата, воспринимаемого как выручка предприятия за минусом себестоимости продукции.

Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка):

  • от реализации продукции;
  • от реализации основных фондов;
  • от реализации иного имущества (например, производственных запасов), а также включает доходы от внереализационных операций.

Валовая прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг)определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в свободных оптовых ценах без НДС, акцизов и затратами на ее производство и реализацию.

При использовании предприятием метода определения выручки от реализации продукции по мере их оплаты валовая прибыль слагается из сумм, поступивших в оплату отгруженной продукции на расчетный счет предприятия или в кассу предприятия непосредственно, а также сумм, указанных при зачете взаимных требований.

Предприятия, определяющие выручку от реализации продукции по моменту ее отгрузки и предъявления покупателям расчетных документов, отражают валовую прибыль в размере стоимости этой продукции, указанной в расчетных документах. При этом учитывается результат от реализации на сторону продукции вспомогательных и подсобных производств предприятия. В случае если предприятие не могло реализовать продукцию по ценам выше себестоимости из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо если сложившиеся цены на эту или аналогичную продукцию оказались ниже ее фактической себестоимости. то применяется (для целей налогообложения) фактическая иена реализации продукции.

Таким образом, прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами. Предприятие получает прибыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции (работ, услуг). В общем виде показатель можно рассчитать следующим образом:

где Пр — прибыль от продаж, руб.; С — себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), руб.; ВР — выручка от продажи продукции (услуг), руб.

Значение прибыли состоит в следующем:

  1. отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;
  2. выполняет стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и неосновным элементом финансовых ресурсов предприятия;
  3. является основным источником формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами. При формировании чистой прибыли учитываются операции по уплате штрафных санкций, пеней и других платежей, которые оплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после налогообложения. Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям:

  • на формирование резервных фондов;
  • на выплату доходов учредителям (участникам);
  • на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

Рассмотрим различные методы формирования и планирования прибыли.

Метод прямого счета. Данный метод предполагает, что прибыль определяется как разница между планируемой выручкой и полной себестоимостью продукции в действительных ценах с основными отчислениями. Метод является наиболее распространенным, и его используют при обосновании создания нового или расширения действующего производства.

В данном методе основной показатель — прибыль от реализации продукции, которая рассчитывается по отдельным видам хозяйственной деятельности. Расчет осуществляется по основной формуле нахождения прибыли:

П = Выручка — С/С — Налоги (НДС, акцизы),

где П — прибыль от реализации продукции, руб.; С/С — себестоимость, руб.

Такой подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогом на прибыль и добавочную стоимость либо имеют свой процент расчета. Поэтому метод позволяет точно и объективно определить прибыль предприятия.

  • Достоинства: точность и объективность.
  • Недостатки: трудоемкость, при наличии большой номенклатуры данный метод становится невозможным для применения.

где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода в действующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Стп, — полная себестоимость планируемого периода.

Следует также различать плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль на реализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле

где Врп — планируемая выручка от реализации продукции в действующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок); Срп — полная себестоимость реализуемой в планируемом периоде продукции.

Более детально от объема реализуемой продукции в плановом периоде прибыль на реализуемую продукцию определяется по формуле

Прп = Пон + Птп — Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализуемой продукции на начало планового периода; Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде; Пок — прибыли от остатков нереализуемой продукции в конце планового периода.

Данная методика расчетов применима для укрупненного прямого метода планирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции в ценах и по себестоимости.

Разновидностью метода прямого счета является метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планового периода.

Нормативный метод предполагает формирование прибыли на основе системы разнообразных нормативов, таких как норма прибыли на собственный капитал, норма прибыли на активы предприятия, норма прибыли на единицу реализованной продукции и т.д.

  • Достоинства: точность расчетов, возможность планировать и прогнозировать.
  • Недостатки: трудоемкость, не сможем оценить уровень цен (возможен только при стабильном производстве).

Аналитический метод предполагает использование многофакторных экономических моделей при формировании и планировании прибыли промышленного предприятия. В наиболее простом варианте метод сводится к установлению прибыли предыдущего периода (анализ), определение се доли в общем валовом доходе предприятия и на единицу реализованной продукции. В результате путем корректировки с учетом изменения объемов производства устанавливается плановая прибыль предприятия.

Аналитический метод основан на построении многофакторных моделей и учитывает влияние различных факторов на результаты деятельности предприятия. Метод может иметь графическую интерпретацию в виде графиков рентабельности, позволяющих определить точку безубыточности предприятия. Алгоритм определения прибыли при данном методе следующий:

Планирование прибыли предприятия

Наталья Севорина

Прибыль – показатель конечного финансового результата работы фирмы, определяющаяся как разница между показателем выручки от продажи и себестоимостью продаж. Другими словами – это чистый доход предприятия, образованный по результатам его работы.

Виды планирования прибыли

Для эффективной работы предприятия важно правильно планировать прибыль и грамотно выбрать подходящий метод планирования. Более полный среди них – планирование в разрезе видов деятельности фирмы, поскольку исходя из полученных данных, проще определить мероприятия, направленные на максимизацию прибыли компании. Выделяются виды планирования:

Краткосрочное планирование:

  • Месяц;
  • Квартал;
  • Полугодие;
  • Год.

Долгосрочное планирование:

  • Три года;
  • Пять лет и т.п.

Существует и другая детализация планирования:

  • Текущее планирование – сроком один год;
  • Оперативное планирование – ограничено более короткими сроками – квартал, полугодие, месяц.

Поэтому мы рассмотрим более применимые к современным условиям методы оперативного планирования.

Метод прямого счета

Метод прямого счета определяет прибыль как разницу между планом выручки и полной себестоимостью по фактическим ценам.

Его целесообразно использовать по отдельным направлениям деятельности компании, а также фирмам:

  • имеющим небольшой ассортимент продукции;
  • когда известна отпускная цена;
  • имеется плановая калькуляция себестоимости.
  • Пр(план) – план прибыли по видам реализации продукции;
  • Выр(план) – планируемая выручка в фактических ценах;
  • Себ(факт) – себестоимость реализации планируемого периода.

Для более детального прогнозирования учитываются нереализованные остатки по формуле:

  • Пр.(ОН) – остаток планируемой прибыли на нереализованную продукцию на начало периода планирования;
  • Пр.(за период) – прибыль за период планирования;
  • Пр.(ОК) – остаток планируемой прибыли на нереализованную продукцию на конец периода планирования.

Метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли

Метод взаимосвязи выручки, затрат и прибыли называют метод «директ-костинг». В его основе – деление затрат на переменные и постоянные, определение связи между объемом реализации и структурой затрат.

Для планирования прибыли строится вспомогательный график, который определяет точку безубыточности и определенный объем продаж, реализация которого позволит получить компании прибыль.

Рис.1 График взаимосвязи выручки, затрат и прибыли компании Рис.1 График взаимосвязи выручки, затрат и прибыли компании

Аналитический метод

Аналитический метод планирования прибыли – многофакторный метод, позволяющий определить влияние каждого из факторов на результаты работы компании. Во внимание принимаются показатели прошлых периодов, производится анализ прибыли, ее доля в общем доходе фирмы и, исходя из планируемого изменения ее показателя, корректируется объем продаж (производства продукции).

Расчет аналитическим методом сложен, так как на показатель прибыли влияет множество факторов. Это и себестоимость продаж, размер постоянных и переменных затрат, и цена за единицу товара (продукции), планируемый объем производства(закупки) и продаж.

Такой анализ проводится по показателям компании в целом, без детализации по видам деятельности. Исключение составляют виды продаж по продукции, которую нельзя сравнить.

Этот метод планирования рекомендован при отсутствии детальной информации о количестве и себестоимости объекта реализации.

Учитывая факторы, приводящие к росту прибыли, производится корректировка показателей при планировании прибыли.

Консультация по планированию прибыли в 1С

Консультация по планированию прибыли в 1С

Бесплатная консультация эксперта по учету чистой прибыли и автоматизации на базе 1С

Настроим учет чистой прибыли в 1С

Профессионально настроим 1С для корректного учета чистой прибыли и других финансовых результатов

Этапы планирования прибыли организации

Рассмотрим примеры порядка планирования прибыли. Их последовательность напрямую зависит от выбранного метода планирования.

Наиболее используемый метод планирования – метод прямого счета.

Выбрав метод прямого счета, планирование прибыли компании проходит по следующим этапам:

  1. Маркетинговое исследование включает:
    • изучение спроса на продукцию;
    • анализ производственных возможностей;
    • планирование объема продаж.
  2. Планирование производства (закупки товаров), состоящее из:
    • анализа имеющейся на складе продукции (товаров);
    • разработка плана производства (закупки товаров);
    • планирование остатков на конец периода.
  3. Планирование себестоимости, определяющее:
    • состав прямых затрат и накладных расходов;
    • себестоимость продукции (товаров) с учетом остатков на начало и конец периода планирования.
  4. Планирование прибыли от продаж, включающее формирование сметы:
    • административных расходов;
    • коммерческих расходов;
    • составление плана прибыли.
  5. Планирование прибыли до уплаты налогов включает:
    • формирование сметы операционных и внереализационных доходов и расходов;
    • составление плана прибыли до уплаты налогов.

Рис.2 Этапы планирования прибыли методом прямого счета Рис.2 Этапы планирования прибыли методом прямого счета

Как рассчитать прибыль – примеры

О чистой прибыли и ее расчете подробнее уже писали в статьях «Чистая прибыль в 1С» и «Как рассчитать чистую прибыль (формула расчета)». Используя данные «Отчета о финансовых результатах», пользователь может получить данные, на основе которых определяется чистая прибыль предприятия.

В таблице приведены показатели деятельности ООО «Адмирал». Фирма занимается строительными работами, возведением коттеджей и прочими сопутствующими работами.

Рис.3 Показатели деятельности ООО «Адмирал» Рис.3 Показатели деятельности ООО «Адмирал»

Исходя из аналитических данных таблицы, заметим: прибыль от продаж ООО «Адмирал» увеличилась на 35,64%, что составляет 9.778 тыс. руб. по сравнению с предшествующим годом. На изменение показателя повлияло увеличение выручки от продаж на 14,93%, небольшое увеличение себестоимости (+7,78%) и снижение доли коммерческих расходов (-10,83%). Увеличение прочих доходов (+6,13%) и расходов (+2,49%), наряду с предыдущими показателями, привело к увеличению чистой прибыли на 39,34%, что в сумме составило 7.887 тыс. руб.

Выручка от строительства коттеджей занимает 70% от общего дохода фирмы. Рассмотрим пример планирования прибыли по направлению деятельности «Строительство коттеджей», на основе данных о количестве и стоимости, и реализации клиентам, а также себестоимости строительства согласно смете.

Стоимость коттеджа по стандартному проекту 3.852.900 руб. Себестоимость проекта – 2.652.860 руб. В 2020 году построено 22 коттеджа. Выручка от продажи коттеджей составила 84.763.800 руб., себестоимость – 58.362.920 руб.

В 2021 году планируется увеличить объем строительства до 30 коттеджей, при этом снизить себестоимость на 7%. При это коммерческие расходы планируются в размере 0,7% от себестоимости реализации объектов строительства.

Внесем в таблицу показатели для расчета плана прибыли.

Рис.4 Планирование прибыли ООО «Адмирал» Рис.4 Планирование прибыли ООО «Адмирал»

Исходя из плана строительства и реализации, снижения себестоимости по плану составит 74.019 тыс. руб. Планируемые коммерческие расходы составят 518 тыс. руб. (74.019 * 0,7%)

В 2021 году ООО «Адмирал» планирует повысить цену реализации коттеджей по стандартному проекту на 10%, до стоимости 4.238.190 руб. При плане продаж 30 коттеджей за год, общая плановая выручка составит 127.145.700 руб.

Исходя из плана показателей, прибыль компании ООО «Адмирал» в 2021 году от реализации коттеджей по стандартному проекту составит 52.603 тыс. руб.

Планирование в 1С:ERP 2

В программе 1С:ERP 2 инструменты планирования представлены в подсистеме «Бюджетирование и планирование».

Рис.5 Подсистема «Бюджетирование и планирование» в 1С:ERP Рис.5 Подсистема «Бюджетирование и планирование» в 1С:ERP

Кроме планирования закупок, производства, в подсистеме есть возможность планировать продажи, как укрупненно, так и с детализацией по номенклатуре. Данная подсистема связана с другими подсистемами ERP, выстраивая фактическую деятельность в соответствии с планами. Цель подсистемы – сбалансированные планы для достижения фирмой максимального результата деятельности. Деятельность компании строится в соответствии с заданным планом и при необходимости планы корректируются.

ООО «Адмирал» использует обеспечивающую схему: формируется план продаж с учетом данных прошлых периодов, заполняется план закупок и фиксируются данные о планируемых остатках.

Рис.6 Схема планирования ООО «Адмирал» Рис.6 Схема планирования ООО «Адмирал»

Настройка подсистемы «Бюджетирование и планирование» производится в разделе «НСИ и администрирование» — «Бюджетирование и планирование».

Рис.7 Раздел «НСИ и администрирование» в 1С:ERP Рис.7 Раздел «НСИ и администрирование» в 1С:ERP

Для включения определенных видов планирования устанавливаются нужные галочки.

Рис.8 Настройка «Бюджетирование и планирование» Рис.8 Настройка «Бюджетирование и планирование»

Для ведения плана продаж по номенклатуре устанавливается галочка «Планы продаж», а для ведения укрупненного планирования устанавливается галочка «Планы продаж по категориям».

Для настройки планирования предназначен раздел «Настройки и справочники» подсистемы «Бюджетирование и планирование».

Рис.9 «Настройки и справочники» в 1С:ERP Рис.9 «Настройки и справочники» в 1С:ERP

Пользователь задает сценарии планирования по одноименной гиперссылке.

Рис.10 Настройки и справочники по бюджетированию и планированию в 1С:ERP Рис.10 Настройки и справочники по бюджетированию и планированию в 1С:ERP

При составлении сценария есть возможность задать планирование показателей не только в количественном, но и в суммовом выражении. Для расчета при планировании потребностей в материалах и трудовых ресурсах устанавливается одноименная галочка в настройках планирования производства.

Рис.11 Создание сценария планирования Рис.11 Создание сценария планирования

Исходя из созданного сценария, заполняется и утверждается план продаж ООО «Адмирал».

Рис.12 Заполнение плана продаж коттеджей ООО «Адмирал» Рис.12 Заполнение плана продаж коттеджей ООО «Адмирал»

В табличной части на закладке «Товары» заполняется детально план продаж. В нашем примере ООО «Адмирал» планирует построить и реализовать в 2021 году тридцать коттеджей на общую сумму 127.145.700 руб.

Рис.13 План продаж коттеджей ООО «Адмирал» Рис.13 План продаж коттеджей ООО «Адмирал»

При планировании результатов деятельности компании ООО «Адмирал» формируется план производства (строительства коттеджей) с составлением ресурсной спецификации, где задаются материалы и работы, а также трудозатраты необходимые для производства заданной номенклатуры – в нашем примере «Коттедж (проект стандарт №1)».

Рис.14 Ресурсная спецификация ООО «Адмирал» на строительство коттеджей Рис.14 Ресурсная спецификация ООО «Адмирал» на строительство коттеджей

С учетом данных ресурсной спецификации, задается план производства (строительства) коттеджей ООО «Адмирал» в разделе «Бюджетирование и планирование» — «План производства».

Рис.15 План производства коттеджей на 2021 год ООО «Адмирал» Рис.15 План производства коттеджей на 2021 год ООО «Адмирал»

Осуществить финансовое планирование в 1С:ERP позволяет подсистема «Бюджетирование». Программа имеет инструменты моделирования финансовых планов, чтобы рассчитать плановую прибыль.

С помощью документа «Экземпляр бюджета» пользователь может задавать любые виды бюджетов, создавая собственные сценарии планирования. В нашем примере бюджет составлен на строительство коттеджей компанией ООО «Адмирал» на 2021 год.

Рис.16 Бюджет компании ООО «Адмирал» по строительству коттеджей на 2021 год Рис.16 Бюджет компании ООО «Адмирал» по строительству коттеджей на 2021 год

При создании «Вида бюджета» пользователь задает показатели в виде статей бюджета.

Рис.17 Процесс создания вида бюджета в 1С:ERP для планирования прибыли компании ООО «Адмирал» Рис.17 Процесс создания вида бюджета в 1С:ERP для планирования прибыли компании ООО «Адмирал»
Рис.18 Планирование бюджета выручки и себестоимости по реализации коттеджей ООО «Адмирал» Рис.18 Планирование бюджета выручки и себестоимости по реализации коттеджей ООО «Адмирал»

Планировать прибыль в 1С удобно, т.к. кроме анализа плановых показателей в программе доступен план-фактный анализ, позволяющий сравнить заданный сценарий с фактическими данными анализируемого периода.

Рис.19 План-факт анализ Рис.19 План-факт анализ

Для проведения план-фактного анализа настраиваются правила получения данных для статей бюджетирования.

Рис.20 Правила получения фактических данных Рис.20 Правила получения фактических данных

Для анализа показателей бюджетирования и планирования в 1С:ERP имеется раздел отчетов.

Рис.21 Отчеты по бюджетированию и планированию Рис.21 Отчеты по бюджетированию и планированию

1С:Управление холдингом

Программа 1С:УХ, как и 1С:ERP, создана, чтобы обеспечить пользователя управленческой информацией и правильно организовать свою деятельность для получения максимальной прибыли.

В прикладном решении имеются системы «Бюджетирование» и «Планирование», выделенные в пунктах меню:

Рис.22 Раздел «Бюджетирование, отчетность и анализ» в 1С:УХ Рис.22 Раздел «Бюджетирование, отчетность и анализ» в 1С:УХ
Рис.23 Раздел «Планирование и контроль» в 1С:УХ Рис.23 Раздел «Планирование и контроль» в 1С:УХ

Один из предопределенных видов бюджета в 1С:УХ, позволяющий планировать прибыль компании – «Бюджет доходов и расходов».

Рис.24 Виды бюджетов в 1С:УХ Рис.24 Виды бюджетов в 1С:УХ

Экземпляры отчетов формируются по заданным пользователям настройкам в соответствии со сценариями.

Рис.25 Экземпляр отчета, отражающий показатель прибыли компании Рис.25 Экземпляр отчета, отражающий показатель прибыли компании

WA:Финансист

Рис.26 Раздел «Бюджетирование» в WA:Финансист Рис.26 Раздел «Бюджетирование» в WA:Финансист

В разделе «Бюджеты» пользователь формирует бюджет компании по заданному сценарию.

Рис.27 Справочник «Бюджеты» в WA:Финансист Рис.27 Справочник «Бюджеты» в WA:Финансист

Задавая показатели планирования, пользователь при создании сценария указывает его периодичность.

Рис.28 Сценарий – «Строительство коттеджей (годовой план)» по ООО «Адмирал» Рис.28 Сценарий – «Строительство коттеджей (годовой план)» по ООО «Адмирал»

При планировании показателей в WA:Финансист есть возможность дополнительной аналитики в разрезе проектов и по регионам работы компании.

Рис.29 Создание бюджета планирования в WA:Финансист Рис.29 Создание бюджета планирования в WA:Финансист

На закладке «Статьи бюджета» пользователь детализирует строки, по которым производится планирование показателей.

Рис.30 Статьи планирования бюджета по строительству коттеджей ООО «Адмирал» на 2021 год. Рис.30 Статьи планирования бюджета по строительству коттеджей ООО «Адмирал» на 2021 год.

При планировании прибыли следует обращать внимание на ее составляющие и выделять статьи планирования, по возможности проводить анализ и планировать не в целом по компании, а детализировать по категориям или отдельной номенклатуре. При планировании в программах 1С можно использовать возможности более тонкой настройки, что даст возможность быстрее отреагировать на изменения рынка и своевременно скорректировать работу компании.

Помимо этого, во всех рассмотренных нами программах доступен план-факт анализ. Он позволяет детально изучить и проанализировать причины отклонения фактических показателей от запланированных, повысив точность бизнес-планирования. Выявив отрицательное или положительное отклонение значений показателей, влияющих на величину прибыли, определяются узкие места, которые сдерживают развитие компании и уменьшают результаты ее деятельности. Эффективное использование этого инструмента поможет скорректировать действия компании и занять более высокие позиции в своей экономической нише.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *