РАФИНИРОВАНИЕ МЕДИ
В черновой меди, выплавленной из первичного или вторичного сырья, 0,6—4% примесей, главные из которых железо, сера, никель, висмут, мышьяк, сурьма, золото, серебро, селен, теллур и кислород. Многие из этих элементов ухудшают механические свойства металла, особенно его пластичность, и все, исключая серебро, снижают электропроводность. В черновой меди содержится, например, 400 г/т золота и 1000 г/т серебра. Благородные металлы, а также селен и теллур представляют значительную ценность, их необходимо извлечь при рафинировании в богатые отходы.
Огневое рафинирование меди
Медь загружают механической лопатой, установленной на тележке шаржирного крана (рис. 3), которая захватывает до 3,5 штыков. Жидкую медь заливают ковшами с помощью крана или миксер-вагоном.
Рис 3. Цех огневого рафинирования меди 1 — шаржирный кран; 2 — печь; 3 — разливочная машина; 4 — аноды; 5 — мостовые краны
Добыча и рафинированиие меди
Карьер. Представим себе огромную воронку диаметром в четыре километра и в пару сотен метров в глубину, где-нибудь в жаркой Аризоне. Серпантин дороги винтом уходит глубоко вниз на дно карьера. Взрыв породы. Огромный экскаватор с ковшом в 25 кубов наваливает куски халькопирита в 300-тонный грузовик — haul truck. Десятки таких машин вывозят породу на поверхность. На самом деле, в кузове грузовика всего полтора процента меди от общей массы загрузки. Везти далеко нет смысла, необходимо тут же размельчить породу для извлечения ценного металла.
Дробление. Породу размельчают в стальных дробилках в несколько этапов с промывкой водой от песка и грязи недалеко от карьера. В результате измельчения получают шламовую суспензию с частицами диаметром 0.25мм
Концентрат. Шлам разбавляют водой, добавляют химикаты и пенообразующий реагент. Все это в огромном чане перемешивается с подачей пузырьков воздуха. Химические реагенты обволакивают частички металлов и с пузырьками воздуха выносятся на поверхность. На поверхности воды постепенно скапливается концентрат — пена, содержащая 25-35% меди в виде различных соединений с серой, железо, немного серебра и золота. Концентрат сушат и продают металлургическим заводам, которые в процессе плавки выделяют из него чистую медь и остальные полезные металлы.
Выплавка меди. Доставленный на металлургический комбинат концентрат, загружают в печь с добавлением флюса из кремнезёма и струи кислорода. В расплаве сульфид меди скапливается на дне печи, а на поверхности его плавает железо и шлак, которые удаляются скребком. Серу, как побочный продукт плавления, используют для производства серной кислоты. Все что скопилось на дне печи, называют штейном. Он уже содержит 60% меди от общего веса. Далее, расплавленный штейн заливают во вторую печь – конвертер, где опять добавляют кремнезём и продувают кислородом. В результате получается практически чистая медь – 99%.
Огневое рафинирование меди. Полученную конвертерную медь нагревают в специальной печи, продувают воздухом, добавляют химикаты, которые выводят из расплава мышьяк и сурьму. Результат – 99.5% меди.
Электролитическое рафинирование меди. Далее полученную медь разливают в формы квадратного сечения. Остывшие листы (анод) помещают в 1250 ванн из полимерного бетона для проведения процесса электролиза в растворе кислоты и сульфата меди с пропусканием электрического тока. На отрицательном полюсе (катоде) через пару недель оседает чистая медь в виде 136 килограммовых катодных листов, имеющая степень очистки 99.95-99.99%. В процессе электролиза примеси остаются на дне раствора в виде шлама. Некоторые из них, такие как золото, серебро, теллур и селен извлекаются и идут на продажу.
Полученные катодные листы переплавляются и разливаются в различные формы, (чушки, прутки, листы) удобные для производства тех или иных изделий. Данная медь называется электролитической катодной или бескислородной (oxygen-free copper). Марка этой меди С101 по системе Американской Ассоциации Содействия Развитию Промышленности Медных Сплавов – CDA, а в британской системе это бескислород маркируется как С10100 или С10200. Почему именно «101» или «102»? Это означает, что электропроводность этих марок выше на 1% и 2%, чем электропродность обычной медной проволоки, принятой за стандарт в начале ХХ века — IACS% (International Annealed Copper Standard).
В России «бескислородная» медь маркируется как М00б и М0б, ГОСТ 859-2001. Литера «б» в некоторых публикация расшифровывается как «бескислородная» (веяние моды), но на самом деле, эта литера означает «болезнь» (имеется в виду отсутствие водородной болезни меди для этиих марок).
По поводу значения литеры «б» в наших гостах, все же, надо уточнять.
Приношу извинения за возможную неточность.
Более подробно о меди читайте по этим ссылкам:
Русский Металл,
Литьё+,
Ю.Н. Логинов «Медь и деформируемые медные сплавы», Екатеринбург 2004г.
———————————-
Links:
Интернет-магазин: daxx.ru
Все вопросы обсуждаем в Телеге + скидка 10% на кабели: t.me/daxxcables
вот за что люблю Пикабу ..
Вот тут тебе медь,
Тут пироги и вкусняшка,
Тут китайца на вал намотало,
Тут фотки из поездки ..
PS Спасибо за пост, интересно !
По поводу расшифровки литеры "Б"
Пассажир спрашивает у стюардессы:
— Что означает ТУ—154—2Б?
— Ну, ТУ — это значит, что самолет выпущен конструктором Туполевым, 150 — количество мест в салоне, а 4 — это сколько членов экипажа.
— А 2Б?
— А это мы с Маринкой.
вот интересно, на производство 1 кг меди сколько расходников и шлама всякого разного получается
Теги просто огонь. Походу ущербный псевдоинтеллект пикабу увидел в тексте «бескислородный», и тоже ебанулся наотличненько.
Изобретения Первой Мировой войны
Первая Мировая стала войной, навсегда изменившей человечество. И дело даже не в танках и первых столкновениях миллионных армий. Дело в техническом прогрессе, ибо эта война обросла горой технических изобретений.
Время на рубеже 19 и 20 веков стало поворотным в истории человечества. Большинство современных технических средств, вроде радио и телефонов, корнями уходят туда. А во главе прогресса всегда стоит война. Подавляющую часть хороших вещей придумывают изначально в военных целях, а уже потом отдают в пользование гражданским.
Вышло так, что авиация и машиностроение на стыке веков переживали бум. Но к началу войны люди понятие не имели, как этими новинками пользоваться, поэтому прототипы и идеи обкатывались прямо на поле боя. Атакующие придумывали новые способы убийства врагов, а обороняющиеся новые способы защиты.
Первая Мировая началась практически без танков и самолетов, а закончилась вылетами армад бомбардировщиков и пулеметами. Но все складывалось не так гладко. Самолеты в самом начале использовались исключительно для разведки. Они были слишком слабыми, и с трудом поднимали в воздух одного пилота. И даже если инженеры придумывали, как поставить подобия пушек, пилоты перед вылетом все это снимали. Ведь с кем там в воздухе воевать, если на начало войны у всех участников конфликта насчитывалась максимум пара сотен самолетов. А если и встречали противника, обычно обменивались выстрелами из револьверов и неприличными жестами.
Но очень быстро пришло понимание, что с самолетов можно сбрасывать бомбы, а авиация это ключ к победе. Но бомбы были тяжелыми, не любой самолет мог их унести в достаточном количестве, поэтому пилотов часто вооружали флетчетами, похожими на дротики для дартса, но размером с ладонь. Пролетая над вражеским отрядом, пилот сбрасывал на него пачку флетчтов, надеясь в кого-то попасть.
Пехота тоже придумывала способы защиты. Часто против низколетящих самолетов использовали пращу, в которую заряжали камни или гранаты в надежде сбить самолет. Но вскоре появились скорострельные пушки, прообразы современных зениток. Можно сказать, что ПВО появилась уже в Первую Мировую войну.
Тогда же летчики стали применять таран. Выдающийся русский авиатор А.А. Казаков был вторым, кто применил его, и первым, кто после этого выжил. Также А.А. Казаков изобрел самолетный гарпун. Это была длинная пика, которая крепилась к носовой части фюзеляжа. Предполагалось, что можно подлететь к вражескому самолету, выстрелить гарпуном и повредить обшивку, или вообще сбить. Но в реальности так близко приблизиться к врагу практически никогда не получалось.
Развитие авиационных средств поражения ушло в сторону огнестрельного оружия. Стоит отметить изобретение одного пилота из Австро-Венгрии. Он установил на свой самолет 10 маузеров в два ряда, спусковые крючки которых были соединены общей скобой. За короткое время получалось произвести 100 выстрелов. Но такое оружие тоже оказалось неэффективным из-за сложностей с прицеливанием и низкой огневой мощи пистолета. Однако, такую схему впоследствии доработали, и использовали уже с пулеметами.
К концу Первой Мировой количество самолетов в небе возросло более чем в 10 раз. Тогда же произошло разделение на истребители и бомбардировщики.
Прогресс был не только в воздухе, но и на земле. В армиях почти всех стран можно было встретить велосипедную и самокатную пехоту. Автомобилей тогда было мало, а в велосипедах видели замену лошадям. В России, например, первое самокатное соединение было создано в 1897 году. А первое боевое применение велосипедов относится в Франко-Прусской войне, еще на 30 лет раньше. К началу Первой Мировой в России было 40 рот велосипедчиков, и в их распоряжении были даже складные модели. В основном велобойцы служили курьерами и почтальонами, но при необходимости вступали в бой, как обычная пехота, используя велосипед для быстрого передвижения.
Аналогичная ситуация наблюдалась везде. Свои велосипедные отряды имели швейцарцы, британцы, немцы, итальянцы, французы. Но дальше всех в этом деле зашли англичане, у них на начало войны было 14 тысяч велосипедных бойцов. А немцы вообще хотели создать дивизию самокатчиков, но не срослось. Велосипед имел много преимуществ. Прост в конструкции, легок, дает возможность относительно быстро передвигаться, не требует бензина и овса. Это отличное бесшумное средство для ведения разведки. Тяжелые велосипеды могли везти пулеметы. Такие подразделения были очень маневренными.
Велосипеды сохранились в армии даже во Вторую Мировую войну. Например, каждый британский батальон должен иметь 33 велосипеда. При повреждении линий связи на велосипедах доставляли доклады и сообщения.
В среде тех, кто вел окопную войну, тоже было много изобретений, а иногда воскрешалось давно забытое. Англичане стали использовать старые добрые латы. Их не принимали в качестве экипировки официально, но десятки тысяч солдат доставали их в индивидуальном порядке и носили. Вместе с латами использовали и кольчугу. Такая защита хорошо противостояла шрапнели. Но жирную точку в этом деле поставили пулеметы, которые отлично пробивали латы, даже с большого расстояния. По этой причине массового возвращения рыцарских доспехов на поле боя все же не произошло.
А другой артефакт из средневековья отлично прижился. Все стороны окопной войны использовали булавы. И если британцы применяли в ближнем бою саперные лопатки, то немцы производили булавы промышленным способом.
Другое древнее оружие, о котором вспомнили, это перчатка-кинжал. Она надевалась на руку, а на конце было длинное острие. Такие перчатки тоже использовали все стороны конфликта.
В Первую Мировую впервые стали применять отравляющие газы. Было изобретено более ста моделей разных противогазных масок. Тогда же придумали вентилятор, который сейчас все прекрасно знают и используют для обдува. Изобретателем приспособления для продувания окопов после газовых атак стала британка Герта Айртон, первая женщина, которая вошла в совет электроинженеров. На фронт было поставлено около 100 тысяч разработанных ей вентиляторов, которые, очевидно, спасли очень много жизней.
Тогда же изобрели шлемофон. Сначала он использовался для связи между летчиками, а потом его переняли танкисты.
Гедеон Сундбэк в те годы изобрел застежку на молнии, используемую в одежде до сих пор. Тогда стояла задача разработать обмундирование, которое можно очень быстро надевать, и такая застежка действительно помогла. После окончания войны эта технология ушла в массы, как и чайные одноразовые пакетики, или наручные часы на ремешке, получившие после войны огромную популярность. И хотя наручные часы и чайные пакетики изобрели задолго до войны, именно война привела к их массовому распространению.
Переводу на летнее время, который мы так не любили, мы тоже обязаны Первой Мировой войне. В Германии заметили, что в летние месяцы люди еще спят после восхода солнца, а вечером некоторое время бодрствуют в темноте, тратя на освещение дефицитные свечи. Для экономии свечей и электричества немцы и придумали перевод стрелок часов, который потом использовали и другие страны (Британия с 1916 года, Россия с 1917 года, США с 1918 года). Сама идея была предложена еще в 19 веке, но была реализована только во время войны.
Также в Германии изобрели колбасу без мяса – соевую колбасу. Этим мы обязаны мэру города Кельн, население которого во время войны страдало от голода. Именно он предложил печь хлеб из ячменя, риса и кукурузы, а потом делать сосиски и колбасу из сои. Это спасло много голодающих. Но в Германии не получилось запатентовать соевую колбасу, потому что по законам колбасой может называться только мясной продукт. Заветный патент удалось получить позже Конраду Аденауэру.
Много коротких, увлекательных и познавательных историй из жизни, а также интересных подборок на разные темы на моем канале https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Правда ли, что чтение с экрана портит зрение?
Распространено мнение, что чтение с компьютера, планшета или смартфона ухудшает зрение и ведёт к близорукости. Мы решили проверить, есть ли научные подтверждения этой точки зрения.
(Для ЛЛ: нет никаких доказательств того, что чтение с экранов портит зрение сильнее, чем чтение с бумажных носителей)
Для начала попробуем разобраться, чем отличается с точки зрения физики чтение с бумажного и электронного носителя. Как известно из школьных уроков, видимым предмет становится тогда, когда он отражает или испускает элементарные частицы света — фотоны, которые попадают на светочувствительные клетки сетчатки, а от них сигнал по цепочке нейронов доходит до мозга. Фотоны от солнца или искусственного источника освещения попадают на книжный лист, чёрные буквы фотоны поглощают, а белые промежутки отражают их прямо нам на сетчатку. С точки зрения физики правильнее было бы даже говорить не столько «я вижу буквы», а скорее «я не вижу буквы, а вижу промежутки между ними». В случае с электронным носителем отражённый свет нам не обязателен, встроенная подсветка экрана сама испускает необходимое количество фотонов, чтобы мы могли воспринимать текст или изображение.
При недостаточности освещения человеческий глаз имеет возможности для адаптации. Когда мы пытаемся рассмотреть что-то в сумерках, наш зрачок расширяется, чтобы большее количество света попадало на сетчатку. При возвращении более яркого освещения зрачок сужается. Если же силами организма достаточной яркости достичь не удалось, мы используем внешние возможности регулировки: подстраиваем освещение под потребности нашего зрения (включаем более яркий свет, пересаживаемся ближе к источнику света), а в случае с электронным носителем регулируем мощность подсветки. Важно отметить, что опасение, будто чтение при недостаточном освещении навредит зрению, абсолютно беспочвенно. По меткой аналогии нью-йоркского офтальмолога Ричарда Розена, «это всё равно что сказать, будто фотографирование при плохом освещении повредит ваш фотоаппарат».
Самым крупным исследованием влияния чтения с экранов на зрение, пожалуй, можно назвать труд учёных из Университета штата Огайо. В 1989 году они отобрали 4512 детей в возрасте от 6 до 13 лет разных этнических групп без признаков близорукости и на протяжении 21 года наблюдали за их зрением. При разработке дизайна исследования среди потенциальных факторов риска учёные выделили время, проводимое за экраном телевизора, а позже и компьютера. Исследование показало, что этот фактор в итоге не сыграл значимой роли в развитии близорукости, в отличие от, например, такого неочевидного на первый взгляд параметра, как время игр на свежем воздухе. Карла Задник, руководитель этого исследования, подчёркивает, что «несмотря на то, что время, проведённое у экрана, считалось важным фактором в развитии близорукости на протяжении почти 100 лет, наша большая и этнически репрезентативная выборка не продемонстрировала никакой связи». С Задник согласен её коллега, доктор Дональд Мутти: «Нет убедительных доказательств того, что работа за компьютером увеличивает риск возникновения или прогрессирования близорукости у взрослых по сравнению с другими формами работы, связанными с напряжением зрения».
Однако некоторая связь между количеством времени, проводимым за чтением, и развитием близорукости существует. Ухудшение зрения вследствие длительной работы за монитором вызывается тем, что многие не соблюдают правила безопасной работы вблизи, а именно пренебрегают необходимым расстоянием между текстом и глазами и не делают необходимых пауз для отдыха глаз. Самым важным правилом офтальмологи называют «правило 20–20–20»: каждые 20 минут работы необходимо делать перерыв и на протяжении 20 секунд переводить взгляд на объект, находящийся на расстоянии 20 футов (около 6 м). Соблюдая его, мы даём глазам необходимый отдых и можем продолжать работу, не испытывая неприятных симптомов и не нанося вред своему зрению. Пренебрежением этим правилом, скорее всего, и объясняется «экранная близорукость» пациентов доктора Дэвида Алламби.
Интересно также отметить: в 2019 году учёные пришли к выводу, что чтение белых букв с чёрного фона стимулирует необычные для нашего глаза пути передачи информации и представляет собой профилактику появления близорукости, в отличие от стандартного чтения чёрных букв с белого фона. Стоит также упомянуть наблюдение японских учёных: жевание жевательной резинки во время напряжённого чтения с экрана, задействуя различные мышцы лица, снижает такие симптомы усталости глаз, как сухость, ощущение песка в глазах, двоение и боль.
Таким образом, нет никаких доказательств того, что чтение с экрана компьютера, планшета или смартфона сильнее портит зрение, чем чтение с бумажного носителя. Однако важно помнить, что вне зависимости от того, книга перед вами или мобильный телефон, следует соблюдать некоторые правила безопасной работы и, возможно, следуя советам японских учёных, расслаблять мышцы лица, параллельно с чтением жуя жевательную резинку.
Наш вердикт: неправда
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и во Вконтакте
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла).
Поделиться чеканной монетой с проектом с самым большим количеством пруфов на абзац можно внизу поста 🙂
Можно ли считать латынь мертвым языком
Латынь появилась на территории современной Италии примерно в середине второго тысячелетия до нашей эры. Достоверно известно, что этим языком пользовались жители региона Лаций около 3 тысяч лет назад. Самих жителей называли латинами, откуда и пошло название языка. Чаще всего в качестве примера древнелатинской письменности приводят надпись Дуэноса.
Это гравировка на керамическом сосуде, точный перевод которой до сих пор вызывает споры. Дело в том, что латынь, как и любой язык, постоянно менялась. Посмотрите русские дореволюционные учебники, которым чуть больше ста лет. Даже их местами сложно понять. А надписи Дуэноса примерно 2500 лет.
То, что мы понимаем под современной латынью, лингвисты называют классической латынью. Где-то в третьем веке до нашей эры древние римляне, говорившие на латыни, завоевали несколько греческих городов. Они много позаимствовали у греков в области образования, литературы и поэзии, перевели на латынь Одиссею Гомера.
Одним из родоначальников классической латыни считается древнеримский писатель Плавт. Он автор более сотни комедий, часть из которых дошла до нас. Окончательно литературный латинский язык сформировался в первом веке до нашей эры. На нем написаны сочинения легендарных Цицерона, Цезаря и Горация.
В это же время римляне занимались строительством крупнейшего государства на планете. Франция, Испания, части Британии и Германии постепенно покорялись римлянам. Одновременно на новых землях основывались торговые посты, римские губернаторы устанавливали свои правила, открывались школы.
Следы этого сохранились по сей день. Любой британский город, название которого оканчивается на «честер» или «касл» гарантированно имеет римские корни. Эти окончания переводятся с древнеримского как «военный лагерь». Аналогично на землях современной Германии. Кельн в переводе с латыни «поселение». Также римляне имеют прямое отношение к Вене, Регенсбургу и многим другим европейским городам.
История хороша тем, что позволяет проводить параллели между древностью и современностью. Почему сейчас так популярен английский язык? Других языков много, но английский понимают почти везде. Более того, существует огромное количество терминов в разных областях знаний, которые придумали англичане, и в любом языке они произносятся одинаково, как на английском.
Так вот, аналогичное место две тысячи лет назад занимал латинский язык. Народы всех завоеванных территорий вынуждены были учить латинский, чтобы общаться не только с римлянами, но и с другим народами Империи. И это оказалось очень удобно. Купец, который отправлялся с товаром на другой конец государства, прекрасно знал, что на латинском его везде поймут.
Но чистым литературным латинским языком владели только сами римляне. Остальные народы общались на так называемой разговорной латыни. Кто учил иностранный язык, тот понимает, что литературный и разговорный порой отличаются достаточно сильно. Со временем разговорная латынь получила название «вульгарная». И в этом нет ничего плохого, ибо «вульгарный» в переводе означает «простонародный». Опять же, это устраивало всех, потому что для общения простонародного языка вполне хватало.
Но в 476 году Римская Империя пала. Почему-то многие считают, что тут же погиб и латинский язык. Это не так. Европа тогда говорила на латыни, и продолжала говорить еще несколько сотен лет. Народы, населявшие территорию Западной Римской Империи, просто не имели своих литературных языков. Они говорили на латинском, пусть и со своим акцентом. А вся деловая и законодательная переписка велась исключительно на классической латыни. А в юриспруденции классическая латынь прожила еще тысячу лет, потому что аналогов большинства юридических терминов не было в европейских лексиконах. Аналогично с наукой, религией, литературой, где очень долго использовалась только классическая латынь. Но разговорная латынь во всей Европе постепенно эволюционировала, превращаясь в отдельные и самостоятельные языки.
Классическая латынь активно использовалась даже в средние века. Например, отчет Америго Веспутчи о плавании в Америку в 1503 году был написан на латыни. Вестфальский договор 1648 года тоже. Торговый договор между Францией и Англией в 1731 году тоже. Да практически все международные документы в 18 веке составлялись на латыни. И это не просто традиция или дань истории. Дело в том, что Римская Империя была матерью большинства европейских государств, и ее язык был удобен, а вот местные диалекты не очень.
Латынь была официальным языком Англии до 1733 года, а в Испании до 1857 года. До 1912 года в итальянских университетах преподавали исключительно на латыни. Тогда латынь выступала аналогом современного английского языка. Английский постепенно вытеснил латынь, потому что британские дипломаты потребовали, чтобы представители других стран общались с ними только на английском. К тому времени окрепли до уровня самостоятельных языков и другие европейские наречия, а профессия переводчика стала денежной и уважаемой. Римская Империя не существовала уже полторы тысячи лет, вот и стал латинский язык жертвой прогресса, его было некому развивать и поддерживать на бытовом уровне.
Будет правильным сказать, что латынь не умерла, она видоизменилась, и живет до сих пор. Умерла ее письменная версия, которую мы называем классической латынью. Впрочем, медики учат этот язык до сих пор.
Вульгарная латынь эволюционировала. Европа никогда не была единой, и в каждой стране разговорная латынь развивалась по-своему. В итоге появилась целая группа романских языков, к которой принадлежат испанский, итальянский, португальский, французский и еще примерно десяток менее известных языков. Все они первейшие потомки латыни, так что язык Древнего Рима живее всех живых, а разговоры о его гибели хоть и модные, но не имеют под собой основания.
Классическая латынь отличается от современного испанского примерно как современный английский от английского 6 века нашей эры. Но никто не считает, что древнеанглийский умер. Все утверждают, что он эволюционировал, и на нем сейчас говорят почти полтора миллиарда человек. На эволюционировавшей латыни говорит примерно 800 миллионов человек. Да, это не тот язык, на котором говорил Цезарь, но вся правда в том, что ни один язык с тех времен не сохранился без изменений. И современному итальянцу понять древнего римлянина не то, чтобы невозможно, просто трудно. Как и современному русскому понять своего предка времен Киевской Руси.
Всем здоровья и добра!
Весело там у них
На каких языках говорят в разных частях Индии
Правда ли, что Генри Форд изобрёл конвейер?
Принято считать, что знаменитый американский автопромышленник изобрёл или как минимум первым применил в индустрии конвейерную сборку. Мы проверили, действительно ли это так.
(Для ЛЛ: будучи де-факто отцом первого современного автомобильного конвейера, Форд не был создателем самого принципа, общего для разных видов промышленности)
Значимость личности Генри Форда в истории автомобилестроения переоценить сложно. Будучи молодым человеком, он исполнял обязанности инженера-механика, позже главного инженера в «Электрической компании Эдисона» (Edison Illuminating Company), а в 1893 году в свободное от работы время сконструировал свой первый автомобиль. Став совладельцем «Детройтской автомобильной компании», вскоре он из-за разногласий с компаньонами ушёл из неё и в 1903 году основал Ford Motor Company. Именно здесь в 1908 году будет выпущена легендарная модель T, совершившая революцию сразу во многих аспектах, среди которых — низкая стоимость, долговечность, универсальность и простота обслуживания.
Ford T-Roadster.
Фото: Wikipedia
Однако давайте поймём, в чём заслуга Генри Форда в контексте конвейерной сборки автомобилей? Движущаяся сборочная лента появилась на его заводах не сразу — лишь 1 декабря 1913 года, через пять лет после начала серийного выпуска Ford T.
Фото: WIkipedia
До 1913 года Форд и многие другие автопроизводители собирали целые автомобили в одном месте, над каждой машиной трудилась бригада рабочих. Нововведение сократило количество рабочих и время, необходимое для сборки автомобиля.
С другой стороны, монотонная работа на конвейере в первое время рассматривалась как оскорбление квалифицированных мастеров и ещё один пример тотального контроля над работниками, которым уже успел прославиться Генри Форд. Откликнулись на новшество и кинематографисты — взять хотя бы комедийный фильм Чарли Чаплина:
Однако вот что происходило до 1913 года.
За несколько тысячелетий до н. э. в Древнем Китае и Индии для непрерывной подачи воды из водоёмов в оросительные системы использовали цепные насосы — прототипы скребковых конвейеров. В Месопотамии и Древнем Египте применяли многоковшовые и винтовые водоподъёмники — предшественники современных ковшовых элеваторов и винтовых конвейеров. Первые попытки применения скребковых и винтовых конвейеров для перемещения насыпных материалов (например, в мукомольном производстве) относятся к XVI–XVII векам.
В конце XVIII века конвейеры начали использоваться для транспортировки лёгких сыпучих материалов на небольшие расстояния. В 1830-е годы с той же целью впервые были применены конвейеры с лентами из прочной ткани. Во второй половине XIX века началось промышленное использование конвейеров для доставки тяжёлых массовых и штучных грузов. Расширение областей применения конвейеров обусловило появление и эксплуатационное освоение новых типов конвейеров: ленточных с тканевыми прорезиненными лентами (1868 год, Великобритания), стационарных и передвижных пластинчатых (1870 год, Россия), винтовых со спиральными винтами для крупнокусковых материалов (1887 год, США), ковшовых с шарнирно закреплёнными ковшами для доставки грузов по сложным трассам (1896 год, США), ленточных со стальными лентами (1905 год, Швеция), инерционных (1906 год, Великобритания, Германия) и т. д. В 1882 году конвейер был использован для связи технологических агрегатов в поточно-массовом производстве (США).
В 1901 году Рэнсом Олдс (создатель ещё одной легендарной марки автомобилей — Oldsmobile) разработал и запатентовал первую автомобильную сборочную линию. Рэнсом внедрил многое из того, что мы сегодня называем сборочной линией: определил повторяющиеся операции, сборочные станции и детали, доставляемые рабочему. За счёт этого за первый же год выпуск автомобилей на его заводе увеличился почти в 6 раз (с 425 штук в 1901 году до 2500). Однако следует отметить, что все детали и узлы перевозились на тележках от одного рабочего к другому. То есть это был прообраз уже автомобильного конвейера, только без ленты.
В 1908 году Хаймл Годдард из Logan Company получил первый патент на роликовый конвейер. Именно этот тип конвейера стал широко применяться в автомобильной промышленности. Принцип соединения рабочих мест движущейся лентой позволил автомобилю «обрастать» деталями, которые устанавливали рабочие один за другим.
Незадолго до своего нововведения Генри Форд посетил чикагский мясокомбинат Swift & Company. Местные цеха сложно назвать сборочными — они были скорее разборочными, поскольку рабочие занимались разделкой туши. Но именно здесь Форд впервые увидел подвесную платформу на колёсиках, которая позволяла рабочим передавать результат своего труда коллегам.
Определённо фордовским нововведением можно назвать механизированный ремень, который он поручил внедрить в конвейерную сборку в феврале 1914 года. Скорость вращения ремня составляла шесть футов (почти 2 м) в минуту.
Таким образом, основная заслуга Генри Форда заключается в оптимизации конвейера непосредственно для автомобилей. Он вдохновлялся методами непрерывного производства, используемыми на мукомольных, пивоваренных, консервных заводах и промышленных пекарнях, а также разделкой туш животных на мясокомбинате в Чикаго. Будучи де-факто отцом первого современного автомобильного конвейера, он не был создателем самого принципа, общего для разных видов промышленности. Другое дело, что новшества компании Ford позднее переняли и другие, не только автомобильные производители, однако утверждение «Форд изобрёл конвейер» сложно назвать корректным.
Фото на обложке: Wikipedia, Flickr.
Наш вердикт: большей частью неправда
Ещё нас можно читать в Телеграме, в Фейсбуке и во Вконтакте
В сообществах отсутствуют спам, реклама и пропаганда чего-либо (за исключением здравого смысла).
Поделиться чеканной монетой с проектом с самым большим количеством пруфов на абзац можно внизу поста 🙂
Самая древняя кошка, имя которой удалось узнать
Большинство специалистов считает, что предком современных кошек была африканская дикая кошка, которая обитала по берегам Нила. Небольшой шустрый полосатый зверек быстро нашел контакт с людьми и согласился одомашниться. На участках, которые затапливались при разливах Нила, египтяне выращивали пшеницу. Хранили зерно в амбарах, и было понятно, что сразу стали наведываться грызуны.
И люди были рады, когда приходили кошки и ловили мышей. Постепенно наладилось взаимовыгодное существование. Люди получали избавление от мышей, а кошки обильную еду и возможность спрятаться у человека от врагов.
Со временем кошки полностью одомашнились. Они спокойно жили бок о бок с людьми. Всего за несколько веков кошка прочно вошла не только в повседневную жизнь Египта, но и в его культуру. Богиня кошек Баст стала почитаемой культовой фигурой, как и другое кошачье божество Сехмет. Кошек стали считать божественными посланниками, проявлять неуважение к кошке считалось табу.
Осталось немало археологических памятников, на которых кошки изображены с золотыми серьгами, кольцами, ошейниками. Рисунки кошек можно найти на стенах дворцов, в свитках папирусов, даже украшения делали в виде кошачьих фигурок.
Все это хорошо, но мы долго не знали, как древние египтяне звали своих кошек. Во всех текстах встречалось просто «мау», что в переводе означает «тот, кто мяукает». Но собственное имя одной кошки, жившей в эпоху правления Тутмоса Третьего (1479 – 1425 годы до н.э.), до нас дошло. Ее звали Наджем, что можно перевести как «звезда» или «дорогая». Жила Наджем в доме чиновника, которого звали Пуимре, а ее имя было высечено на стене его гробницы, обнаруженной недалеко от города Фивы.
Конечно, об этой кошке мало что можно сказать, кроме того, что Пуимре очень ее любил, раз распорядился увековечить имя таким способом. Сейчас Наджем считается самой первой кошкой в истории, которую мы можем назвать по имени.
Перевод мой. Если вы любите чтение, подборки коротких историй из жизни, интересных, познавательных, забавных фактов, то приглашаю на свой канал https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Алкоголь как продукт питания
Алкоголь вечный спутник человечества, в отличие от никотина и наркотиков, особенно синтетических. Человек познакомился с алкоголем буквально с момента своего появления, и даже предки человека были знакомы со спиртным.
Источник природного алкоголя это фрукты, а человек всегда употреблял их в пищу. В Африке, а именно оттуда пошел человек разумный, как биологический вид, всегда было много сахаристых фруктов. Они склонны к брожению, а в ходе этого процесса образуется этиловый спирт. По этой причине система обезвреживания и разложения алкоголя заложена в нашем организме генетически, так сложилось исторически.
Алкоголь имеет свойство вызывать эйфорию, улучшать настроение, делать ощущения более приятными. Почему сама природа стимулировала предков человека употреблять алкоголь? Да потому что он в первую очередь содержался в сладких фруктах, а сахара это источник энергии. Добыть для пропитания животное достаточно сложно, а сорвать и съесть сладкий фрукт легко. Алкоголь выступал во фруктах своеобразной приманкой для человека, но с точки зрения биохимии он был вторичен. Главное, что получал человеческий организм, это сахара, как источник энергии, и дрожжи, как источник витаминов.
Не надо быть ханжами. Нас тянет к алкоголю, и все мы сталкивались с ним. Такая вот цепочка. Тяга к алкоголю стимулировала предков человека употреблять в пищу фрукты, как источник энергии, витаминов и многих полезных веществ. Но по мере расселения человека на север фруктов становилось меньше, и были они не такие сладкие, содержали меньше спирта, а то и вообще были без него. И человек стал терять гены, обеспечивающие безболезненную переработку алкоголя организмом.
По этой причине северные народы плохо переносят алкоголь, больше страдают от последствий его приема. У южан это проявляется в меньшей степени. Каждый из нас несет непредсказуемую комбинацию генов, в том числе и тех, которые отвечают за распад этилового спирта.
В нашем организме существует несколько систем, отвечающих за переработку алкоголя. В конечном итоге спирт переходит в уксусную кислоту. Но есть промежуточный продукт распада. Это ацетальдегид. За переход этилового спирта в ацетальдегид отвечает фермент печени алкогольдегидрогеназа. Ацетальдегид очень токсичен, именно из-за него мы ощущаем похмелье. Он постепенно переходит в уксусную кислоту.
Сразу после приема алкоголя мы чувствуем эйфорию. Дело в том, что у нашего мозга существует большое количество ритмов, которые можно видеть на энцефалограмме. Но среди них есть так называемый альфа-ритм. Когда мы спокойны, чувствуем умиротворение, нам хорошо, альфа-ритм принимает вид ровной синусоиды, без всплесков и искажений. А когда мы о чем-то сильно переживаем, этот ритм становится прыгучим, нестабильным. Так вот, прием алкоголя приводит к выравниванию и стабилизации альфа-ритма. После пары рюмок возникает чувство спокойствия, благополучия, накатывает ощущение, что все хорошо. Но если постоянно принимать алкоголь, чтобы находиться в состоянии эйфории, это переходит в алкогольную наркоманию.Если же выпивать не очень много и не очень часто, то в этом нет ничего страшного.
При этом не нужно забывать, что у каждого из нас свои гены в плане алкоголя, поэтому каждый из нас по-разному реагирует на алкоголь. Кто-то становится агрессивным, а у кого-то альфа-ритм стабилен от природы, и спиртное на его состояние практически не влияет, и в этом случае нет смысла принимать алкоголь.
Никто не имеет право указывать человеку, пить ему или не пить, сколько и чего пить, пока человек способен контролировать свое поведение. Если в этом плане у вас все нормально, можно продолжать выпивать на здоровье, не прислушиваясь к ханженским мнениям. Не нужно из-за ханжей нервничать, чувствовать себя неудобно, считать себя виноватым по причине, что ты иногда выпиваешь. Но если спиртное начинает реально мешать жить, вот тогда стоит задуматься.
На самом деле, после приема алкоголя не должно быть похмелья. А если оно есть, то вы выпили слишком много, либо спиртное было не качественным. Вино, пиво и другие алкогольные напитки брожения не самый лучший выбор. Они кроме спирта содержат много сопутствующих продуктов, которые обобщенно называют сивухой. Вот от сивухи и развивается самое сильное похмелье. Если ваш организм плохо перерабатывает сивуху, то объективно лучше выпить хорошей водки.
Часто можно слышать, что не важно, что вы пьете, а все зависит от дозы. Это не совсем так. Если мы пьем слабоалкогольные напитки, то попутно употребляем много жидкости. В вине и пиве много сивушных масел, что тоже минус. Но, как уже говорилось, каждый человек это уникальная комбинация генов, и каждому из нас больше подходит какой-то определенный алкоголь. Какой именно, это вам никто не подскажет, тут не обойтись без проб и ошибок.
Есть и физиологические ограничения. Например, у молодых женщин часто в печени нет достаточного количества алкогольдегидрогеназы, поэтому спирт в их организме разлагается очень долго, состояние опьянения затягивается, как и состояние похмелья. А вот у взрослых женщин с этим ферментом обычно все хорошо, а иногда его даже больше, чем у мужчин.
Существует еще один миф. Якобы часто пьющие люди могут выпить больше, потому что у них натренирована печень. Но алкогольдегидрогеназа обладает интересным свойством. При постоянном употреблении алкоголя ее вырабатывается меньше, поэтому перерывы все же надо делать. Кто-то бухает по пятницам, кто-то еще как-то, в зависимости от состояния и самочувствия. Но бухать изо дня в день и уходить в запой все же не следует.
У алкогольдегидрогеназы существует несколько разновидностей. Основные это быстрая и медленная. Здесь имеется в виду скорость разложения алкоголя этим ферментом. Кто-то пьет рюмку за рюмкой и почти не пьянеет. Значит, у этого человека много быстрой алкогольдегидрогеназы, и спирт буквально сгорает в его организме. А кто-то после стопки сползает под стол – у него почти нет быстрого фермента. Но с этим ничего не поделаешь. С этим надо жить и учитывать свои особенности, так заложено в каждом из нас генетически.
Есть вид алкогольдегидрогеназы, которая кроме спирта разрушает витамин А, который накапливается в печени (ретинол). И если алкоголя нет, фермент сосредоточен на разрушении витамина, вызывая его дефицит. Когда в организм поступает алкоголь, фермент бросает ретинол и принимается за спирт. Происходит всплеск концентрации витамина А в организме. Этот витамин ответствен за зрение, состояние кожи, ногтей, волос, вообще за внешний вид и красоту. Так что есть люди, которые за счет спиртного поддерживают в организме высокий уровень ретинола, благодаря чему отлично выглядят.
Если быть до конца беспристрастным, то надо признать, что у алкоголя есть светлые стороны. Если вы хорошо переносите спиртное, то лучше немного выпить, чтобы нормализовать свой альфа-ритм, чем постоянно находиться в стрессе и на нервах, переживать, огрызаться на окружающих.
Если же вы чувствуете, что у вас с алкоголем проблемы, то надо принять меры к их устранению. А если не получается дружить с алкоголем, лучше вообще отказаться от него.
Если вы любите чтение, и вам нравятся короткие, но интересные и познавательные подборки, истории об отношениях, то жду вас на своем канале https://t.me/realhistorys
Всем здоровья и добра!
Поролон из ПЭТ-бутылок
Российские ученые из ВятГУ разработали технологию получения тепло- и звукоизоляционных материалов из использованных пластиковых бутылок. И речь не только про импортозамещение. А главное, сделать это за счет вторичной переработки, то есть из отходов.
Вопросами переработки пластиковых отходов ученые ВятГУ занимаются восемь лет. На данный момент полностью отработан процесс разложения бутылок в лабораторных условиях и получены опытные образцы новых материалов.
«Процесс переработки осуществляется химическим способом по замкнутому циклу с минимальным количеством отходов. Иными словами, мы превращаем пластиковые бутылки обратно в простые химические вещества – мономеры, а из них, как из кирпичиков, заново собираем новые материалы. Так, мы смогли синтезировать антисептик для древесины и вязкие смолы, которые можно использовать в производстве резиновых смесей. Но самые актуальные и интересные материалы, это вспененные полиуретаны, примером которых является хорошо известный поролон. Они дают хорошую тепло- и звукоизоляцию и имеют легко регулируемую структуру – размер пор и жесткость», – пояснил заведующий кафедрой химии и технологии переработки полимеров Вятского государственного университетаРоман Веснин.
Ученые уже ведут переговоры с промышленными партнерами, заинтересованными в организации производства таких вспененных полиуретанов. Этот материал может быть использован для теплоизоляции зданий и коммуникаций, в том числе труб, а как поролон – при изготовлении мебели и для упаковки.
«Китайский небесный поезд на красных рельсах» как альтернатива метро и трамваю
Поезда на магнитных подушках не являются новой концепцией и уже используются в Китае, Южной Корее и Японии. Система магнитной левитации удерживает поезд над рельсами и движет его вперёд. Поезд фактически плывёт на высоте 5 см над рельсами и движется на воздушной подушке. Поезда на магнитной подвеске быстрее и тише, чем обычные поезда.
Две крупнейшие экономики мира, Китай и Япония, соперничают за лидерство в разработке до 2040 года первой в мире железной дороги дальнего следования для сверхбыстрого левитирующего поезда на магнитной подвеске. Китайцы и японцы создают новые виды поездов, стремясь продемонстрировать свое превосходство, и тот, кто победит в этой гонке, получит огромную прибыль от экспорта технологии высокоскоростного железнодорожного транспорта следующего поколения.
В августе 2022 года в Южном Китае впервые продемонстрирована первая в мире экспериментальная железнодорожная транспортная система — Red Rail. Её наиболее заметной особенностью является подвеска с нулевой мощностью, которая может сэкономить не менее 31 % электроэнергии, обычно необходимой для подвешивания поездов с использованием предыдущей технологии магнитной левитации.
Страна маглева
Маглев (также называемый поездом на магнитной подушке) использует магнитное отталкивание как для подъёма поезда над землёй, что уменьшает трение, так и для его продвижения вперёд. Основным преимуществом поездов на магнитной подвеске является тот факт, что в них нет движущихся частей, как в обычных поездах, что делает износ деталей минимальным, а это значительно снижает стоимость обслуживания. Что ещё более важно, между поездом и путями отсутствует физический контакт, поэтому отсутствует сопротивление качению, что обеспечивает пассажирам более спокойное и плавное путешествие. Поезд на магнитной подвеске не совместим с обычными железнодорожными путями, что делает их строительство очень дорогим, поскольку необходимы новые пути.
Самой высокоскоростной магистралью на магнитной подвеске является Шанхайская линия. Помимо неё в Китае действуют ещё две линии на магнитной подвеске и ещё две строятся.
Шанхайский маглев
Шанхайский маглев, запущенный в 2002 году, является третьим в мире высокоскоростным поездом на магнитной подвеске, введённым в коммерческую эксплуатацию после линии AirRail Link в Лондоне в 1984 году и линии M-Bahn в Берлине в 1989 году. Это первая коммерческая система на магнитной подвеске в Китае; она также единственная в мире, которая всё ещё работает. Она охватывает 29,8 км и проходит от центра Шанхая до международного аэропорта Пудун. Максимальная скорость поезда составляет 431 км/ч.
Маглев Чанша
Маглев Чанша соединяет городской аэропорт Чанша с железнодорожным вокзалом; его длина составляет 18,5 км. Строительство было завершено в 2016 году. Это первая в Китае линия на магнитной подвеске, спроектированная и изготовленная внутри страны, и самая длинная в мире линия на магнитной подвеске со средней и низкой скоростью. Поезд движется с рабочей скоростью 110 км/ч.
Пекинская линия метро S1
Линия S1 пекинского метро — это линия на магнитной подвеске со средней и низкой скоростью. Линия была открыта 30 декабря 2017 года. В линии используется технология средне-низкой скорости магнитной левитации, которая может обеспечить максимальную скорость 105 км/ч. Фактическая скорость линии составляет 100 км/ч.
Плюсы и минусы маглева
1. Поезда на магнитной подвеске могут развивать скорость, не уступающую скорости самолётов. Это позволит пассажирам сократить время в пути и добраться до места назначения быстрее и проще. 13 января 2021 года в городе Чэнду на юго-западе Китая был развёрнут прототип поезда, использующего технологию высокотемпературной сверхпроводимости (HTS) на магнитной подвеске, который может похвастаться расчётной скоростью 620 км/ч.
2. У поезда на магнитной подвеске нет колес, поэтому не производится шум, как от обычных поездов.
3. Маглев потребляет меньше энергии, до 30 %, чем обычные поезда.
4. Простота обслуживания.
Маглев, использующий технологию высокотемпературной сверхпроводимости
Самым большим недостатком является то, что поезда на магнитной подвеске несовместимы с существующими железнодорожными путями, и поэтому необходимо строить новые маршруты и линии, что приводит к высоким затратам на первоначальное строительство. Поскольку существующая железнодорожная инфраструктура не может использоваться для магнитолевитации, её придется либо заменить системой магнитной подвески, либо построить совершенно новую сеть — и то, и другое будет очень дорогостоящим с точки зрения первоначальных инвестиций.
Также некоторые критики утверждали, что маглев излучает вредное электромагнитное излучение, но тесты доказали, что такие утверждения ложны. На самом деле шанхайский маглев даёт меньше излучения, чем обычный фен для волос.
Высокоскоростные поезда
Разница между поездом на маглеве и сверхскоростным поездом (маглев не относится к высокоскоростным поездам).
Китай стал мировым лидером в строительстве высокоскоростных железных дорог. К концу 2020 года в стране насчитывалось 37 900 км высокоскоростных железнодорожных линий, что является самой обширной сетью в мире. Скоростные поезда могут доставить пассажиров во все крупные города Китая.
Новая магистраль Red Rail знаменует собой очередную попытку Китая использовать передовые технологии для преобразования отечественной железнодорожной отрасли.
Паровозик, который сможет
Red Rail построен в уезде Синго, провинция Цзянси, на юге Китая. Экспериментальный поезд едет по рельсам, протяжённостью 800 м и подвешенными на высоте 10 м на стальной конструкции, и выглядит точно так же, как и любой другой надземный поезд, только перевёрнутый. Вместо того, чтобы ехать поверху пути, поезд движется под ним, из-за чего и получил своё название — Sky Train.
Маглевы используют два комплекта электромагнитов для создания магнитного поля, необходимой для движения поезда на больших скоростях. Sky Train работает на постоянных магнитах, богатых редкоземельными элементами, которые создают постоянной силу отталкивания, достаточную для того, чтобы «держать поднятым над рельсами и двигать вперёд» вагон поезда. Рукав поезда окружает рельс, а постоянные магниты в рычаге и рельсе отталкивают друг друга, подвешивая поезд. Отсутствие трения, создаваемое системой, означает, что транспортное средство может оставаться «на плаву» бесконечно долго, практически без электропитания. Поезд способен бесшумно парить над рельсами со скоростью до 80 км/ч. Эта технология магнитной подвески генерирует меньше электромагнитного излучения, а деньги затраченные на её строительство составляют 10 % от стоимости строительства метро аналогичной протяжённости (будучи поднятой на стальных опорах, Red Rail требует меньше недвижимости на земле).
В настоящее время поезд состоит из двух вагонов и может перевозить до 88 пассажиров одновременно. Как только первый этап будет завершён, поезд будет испытан на трассе протяженностью 7,5 км. Дополнительное пространство позволит Sky Train развивать скорость до 120 км/ч.
Red Rail является третьей по счёту технологией магнитной подвески после технологии магнитной подвески с нормальной проводимостью и технологии сверхпроводящей подвески. На исследования и разработки 800-метровой системы Red Rail ушло девять лет. Для этого были разработаны проекты с общим объёмом инвестиций в 11,43 млрд юаней (1,69 млрд долларов США).
Щепотка неодима
Транспортная система Maglev была впервые представлена американским изобретателем Робертом Годдардом и инженером Эмилем Башле в первой половине XX века. В 1984 году система Maglev была официально представлена в государственном секторе для коммерческого использования.
Преимущества электропоездов на магнитной подвеске довольно очевидны. С другой стороны, они не так часто используются в низкоскоростных транспортных перевозках, поскольку электроэнергия, используемая для левитации обычного поезда на магнитной подвеске, добавляет 15 % к общему счёту за электричество по сравнению с метро или легкорельсовым транспортом.
Но это при условии, что используются электромагниты. Постоянные магниты не теряют свои магнитные свойства круглосуточно и без выходных — при условии, что можно позволить себе редкоземельные металлы. На Китай приходится 40 % всех известных мировых запасов редкоземельных элементов. Поднебесная также добывает гораздо больше этих металлов, чем любая другая страна, и абсолютно доминирует в цепочке обработки и поставок — шесть государственных китайских компаний добыли 85 % от общего количества мировых редкоземельных элементов за 2020 год.
Поэтому для других стран как бы многообещающе ни выглядела технология магнитной подвески на постоянных магнитах, производство на данный момент возможно только в Китае.
Обычные магниты с одинаковыми полюсами отталкивают друг друга, но их магнитная сила со временем ослабевает. Добавление редкоземельных элементов в магнит значительно увеличивает срок его службы. Неодим, например, может уменьшить потерю магнетизма до менее чем 5 % за столетие. Поэтому магниты с редкоземельными элементами называются постоянными магнитами.
Маглев с постоянными магнитами превосходит подземные транспорт с точки зрения скорости и комфорта. Максимальная скорость большинства внутренних линий метро, как правило, ограничена 80 км/ч, но поезд на магнитной подвеске с постоянными магнитами, полностью управляемый искусственным интеллектом, может развивать скорость вдвое быстрее.
Поезду также трудно выйти из строя или повредиться во время длительной эксплуатации, потому что постоянное магнитное поле поглощает большую часть толчков и ударов. В будущем постоянные магниты помогут создать новый двигатель для индустрии железнодорожного транспорта и даст Китаю новое преимущество.
Подписывайтесь на наш блог, чтобы не пропустить новые интересные посты!
Ответ на пост «Грибы и радио. 08.10.2022»
Цитата из книги. — «Когда прекратилось использование искровых радиостанций на Земле-1?»Ответ — «Только через 40–45 лет после изобретения радио, с появлением силовых транзисторов» (Как радиопередатчики аварийного спасения, их продолжают применять, и будут использовать впредь.)— — -Вопрос — «Почему на Земле-1, после 1945 года, личные искровые радиостанции строго запрещены?»Ответ — «Этот тип передающей аппаратуры так прост и нагляден, что самостоятельно сделать мощный искровой передатчик большой дальности, способен любой человек со средним образованием. „Порог личного вхождения“ в не подконтрольную никому сеть глобального обмена информацией, оказался очень низким» (Это понятно — как только там ликвидировали безграмотность, так сразу же столкнулись со свободомыслием)— — -Вопрос — «Какова предельная дальность передачи простейшей искровой радиостанции?»Ответ — «В длинноволновом и коротковолновом диапазоне — весь земной шар»Внешний вид, принципиальная схема и процедура изготовления простейшего детекторного приемника из подручных материалов.Вопрос — «Как изготовить для искровой радиостанции простейшую катушку Румкорфа?»Ответ — «Надо на продолговатый железный сердечник намотать первичную и вторичную обмотку. Чем больше разница в числе витков, тем выше получаемое напряжение. Тока первичной обмотки должно хватать для притягивания к сердечнику контакта прерывателя цепи. Напряжение на выходе вторичной обмотке равно отношению числа витков первичной и вторичной обмотки (коэффициенту трансформации) умноженному на напряжение источника питания постоянного тока. Работоспособность определяется по вибрации контакта»— — -Вопрос — «Какова максимальная мощность простейшей самодельной искровой радиостанции?»Ответ — «Она ограничена только мощностью источника питания и износом искрового контакта. От свинцового аккумулятора можно, без электронных усилителей, получить радиосигнал в несколько киловатт»— — -Вопрос — «Как, за одну минуту, изготовить простейший элемент питания для искровой радиостанции?»Ответ — «Надо воткнуть в сырую землю два электрода из разных проводящих материалов. На медном или угольном электроде появится плюс. На железном, алюминиевом или цинковом электроде — минус. Такой элемента дает напряжение около вольта. Развиваемый ток зависит от площади электродов и состава грунта»— — -Вопрос — «Правда ли, что искровая радиостанция обязательно генерирует широкополосную помеху?»Ответ — «Ложь. Такую помеху генерировали только самые первые системы Попова и Маркони. У них искровой промежуток возбуждал колебания непосредственно в антенне, в которую был включен. Наличие искры в антенне вело к тому, что затухание колебаний было очень велико, а передатчики посылали короткие, быстро затухающие группы колебаний (так называемые передатчики с „трещащей искрой“). Уже с 10-х годов ХХ века, по временной шкале Земли-1, искровые радиостанции собирали по схеме Фердинанда Брауна. Он ввел в передатчик замкнутый контур и перенес в него искровой промежуток из антенны. В итоге затухание колебаний в антенне многократно уменьшилось, вышел так называемый передатчик „со звучащей искрой“, дающий весьма чистый узкополосный тон. Это открыло путь, как к повышению мощности передатчиков, так и к росту „остроты“ настройки приемников на эти передатчики. Схема Брауна начала и завершила прогресс в отношении искровых передатчиков. По качеству работы она аналогична простыми ламповым схемам. Браун за неё получил Нобелевскую премию»— — -Вопрос — «Как, за несколько минут, изготовить высоковольтный полупроводниковый диод?»Ответ — «Надо опустить в насыщенный раствор древесной золы (поташ) или питьевой соды оголенный кончик провода из алюминия (катод) и полоску свинца (анод), а затем подключить их, через сопротивление, к высоковольтным выводам работающей катушки Румкорфа. Оксидный слой, образующийся на алюминии — полупроводник. После формовки он выдерживает обратное напряжение в несколько сотен вольт»— — -Вопрос — «Как, из подручных материалов, быстро изготовить высокоомный телефонный капсюль для детекторного приемника?»Ответ — «Сургуч, сера, канифоль, шеллак и прочие термопластики, если их расплавить и дать застыть, в сильном электрическом поле, легко приобретают свойства электретов. Электретный телефон (и микрофон) состоит из жестяной баночки с застывшим электретом и натянутой на неё мембраны (пленки бычьего пузыря, тонкой вощеной бумажки, клочка ткани) с приклеенным листком металлической фольги. Если на эти банку и листик фольги, с куском электрета между ними, подать от радиоантенны переменный сигнал, такой прибор будет преобразовывать электрическую энергию в звуковую. Постоянное электрическое поле достаточной для изготовления электрета напряженности элементарно получают с помощью катушки Румкорфа и включенного последовательно с ней диода. Восстанавливать свойства со временем потерявшего заряд электрета можно не разбирая телефон, так как обычно его температура плавления меньше, чем у закрывающей корпус мембраны»— — -Вопрос — «Почему, с 50-х годов ХХ века, на Земле-1, прекращено массовое изучение детьми азбуки Морзе, а в школьных и даже институтских учебниках невозможно отыскать схему искровой радиостанции?»Ответ — «Поголовное владение основами радиодела — фактор, создающий новую цивилизацию. Личная радиостанция меняет психику и мораль, позволяет свободно выбирать личный круг общения, не стесненный ни границами, ни расстоянием. Изобретение радио — прорыв, сравнимый с освоением разговорной речи или изобретением фонетической письменности. Но, одновременно, это подрыв основ государственной власти. На Земли-1, самодеятельных радиолюбителей, во всех странах, включая США и СССР (!), преследовали так же свирепо, как средневековых грамотеев, не числящихся на церковной службе, в мрачные Темные Века»— — -Вопрос — «Как, из подручных материалов, быстро изготовить высокочастотный диод для детекторного приемника?»Ответ — «Вплоть до 50-х годов ХХ века, на Земле-1, самым простым выпрямительным элементом был так называемый „купрокс“. Медно-закисный полупроводниковый диод. Все необходимые элементы для его изготовления содержит любой унитарный патрон. Медь — капсюль, свинец — сердечник пули. Гильза — корпус. Медная деталь 15–20 минут нагревается до бела (температуры около 1050 градусов Цельсия). При этом она покрывается тонким слоем красной закиси меди. Желательно проводить нагрев меди внутри открытой для протекания воздуха стальной или керамической трубки, для сохранения поверхности меди в чистоте. Затем медь медленно, в течении 15–20 минут, охлаждают до примерно 600 градусов Цельсия. Достижение этой температуры определяют по появлению на трубке налета копоти (отпуск в коптящем пламени). Затем медь быстро охлаждают в струе холодного воздуха (ртом не дуть). Черный цвет меди признак её перекала. Вторым электродом (не выпрямляющим контактом диода) служит металл свинец. Свежий срез свинца прижимают к покрытой закисью меди и механически фиксируют контакт, с усилием прижатия около 500 кг на квадратный сантиметр. Для изоляции от влаги, собранный „купрокс“, заливают лаком или сургучом. Если сборка идет в гильзе от патрона, то для плотного прижатия элементов удобно использовать простейшую пружинку. Чем меньше площадь контакта покрытого закисью медной детали и свинца, тем лучше частотные характеристики прибора. Оптимум, для диапазона коротких волн,
1,0–0,5 квадратного миллиметра»— — -Вопрос — «Правда ли, что обмен текстами SMS, с мобильных телефонов, на Земле-1 быстрее и удобнее, чем ручное телеграфирование азбукой Морзе?»Ответ — «Ложь. Многочисленные соревнования показали, что рекорд набора сообщений буквами всего 160–170 знаков в минуту (обычно скорость 120–130 знаков в минуту), в то время как для телеграфного ключа, при работе азбукой Морзе, это обычная скорость, а рекорды, для букв и цифр, составляют, соответственно 302 и 442 символа в минуту. Комфортный прием морзянки на слух — до скорости 220–240 знаков в минуту»— — -Вопрос — «Как, подручными средствами, в полевых условиях, зарядить аккумулятор радиостанции?»Ответ — «Напряжение 1 самодельного гальванического элемента типа медь-земля-железо или медь-земля-алюминий меньше, чем у 1 заряженного элемента аккумуляторной батареи. Но, 2–3 последовательно соединенных гальванических элемента позволяют производить его заряд прямым включением. Каждое из звеньев цепи следует изолировать от земли и проводящих предметов. Можно изготовить „элементы“ в виде переносимых емкостей, набитых землей, например, из медного котелка с железным топорищем внутри или алюминиевого котелка, с медной пряжкой от ремня внутри. Окончание заряда аккумулятора определяют по пузырькам электролита (если корпус аккумулятора прозрачный), шипению сбросового клапана герметичной батареи или, примерно, по времени нахождения аккумулятора под зарядом (12–15 часов), при условии, что ток от гальванических элементов, по своей силе, достаточен для работы катушки Румкорфа радиостанции»— — -Вопрос — «Почему, для сетевого общества, радио является важнейшим и незаменимым видом связи?»Ответ — «Потому, что связь по радио устанавливается напрямую, мгновенно и без посредников. Любые виды общественной связи (почта, телефон, телеграф, мобильная связь Земли-1 и так далее) требуют платной инфраструктуры и человеческого участия для её поддержания. При катастрофе или бедствии они выходят из строя необратимо, а так же — могут быть выведены из строя намеренно. Землетрясение 1995 года в Кобе (на Земле-1) и наводнение 2005 года в Новом Орлеане (там же) показали, что самый современный мегаполис, за считанные минуты, может остаться без связи вообще. Люди, лишенные возможности сообщить о себе, будут там гибнуть десятками тысяч (!), совершенно беспомощные и всеми оставленные. При массовом оснащении населения личными радиостанциями, ситуация потери людьми связи между собой — невозможна в принципе»— — -Вопрос — «Как подается и прослушивается по радио сигнал бедствия?»Ответ — «Телеграфный радиосигнал, состоящий из трех букв SOS (COC), передается три раза. Затем, так же три раза, передается позывной и географические координаты. Что бы сигнал бедствия был услышан, все связные радиостанции, как стационарные, так и переносные и установленные на транспорте, должны молчать в промежутки времени между 15-й и 18-й, а так же 45-й и 48-й минутами каждого часа. Эти шесть минут, в каждом часе, называют интервалом молчания»— — -Вопрос — «Батарея самодельных гальванических элементов не всегда позволяет получить большой ток. Следует ли, в таком случае, сидеть без связи и сутки ждать полной подзарядки севших аккумуляторов?»Ответ — «Нет, на радиостанции, с севшим аккумулятором, можно работать, уже через несколько минут, после подключения параллельно самодельной батареи элементов. Аккумулятор будет компенсировать резкие провалы напряжения в буферном режиме, а среднего тока, для работы схемы, вполне достаточно»— — -Вопрос — «Почему для приема слабого радиосигнала на детекторный приемник не нужен усилитель?»Ответ — «Стандартная дальность действия радиостанции — это расстояние, на котором возможен прием сигнала на нормальный детекторный приемник. Обычная антенна принимает сигнал с э.д.с.
10 микровольт и выдает в телефонный капсюль мощность не более 10 в минус 10 степени ватт. Однако человеческое ухо — это очень чувствительный орган и способно услышать писк комара на дистанции двух метров, то есть, принять звуковой сигнал мощностью около 10 с минус 15 степени ватт на квадратный сантиметр (площадь входного отверстия ушной раковины). В диапазоне наилучшей слышимости (частота 2,3–2,5 кГц) ухо воспринимает звуковой сигнал мощностью 10 в минус 16 степени ватт на квадратный сантиметр. Смещение частиц воздуха (амплитуда колебаний мембраны телефона), при такой мощности, около одной стомиллионной миллиметра. Это меньше поперечника атома. Таким образом, запас чувствительности обыкновенного человеческого уха примерно в миллион раз (!) превышает величину, необходимую для детекторного приемника без усилителя»