Срок полезного использования сайта как нма
Перейти к содержимому

Срок полезного использования сайта как нма

Амортизационная группа сайта (НМА)

Имущество компании, используемое в ее деятельности, но не имеющее осязаемой формы, относят к категории нематериальных активов (НМА). Этим термином обозначают приобретенные и созданные результаты интеллектуального труда (изобретения, промышленные образцы и модели, товарные знаки и бренды, новые технологии, формулы и процессы и т.д.) и исключительные права на них. Такие активы должны использоваться в производстве или реализации управленческих нужд на протяжении длительного времени (более 12 месяцев). ПБУ 14/07 дает понятие НМА и критерии использования их в бухгалтерском учете фирмы, а статьи 257 и 258 НК РФ определяют правила налогового учета.

Сайт компании также относится к категории нематериальных активов, если у предприятия имеются исключительные права на него, его использование приносит выгоду компании, а планируемое функционирование превышает 12 месяцев. Рассмотрим вопрос присвоения группы амортизации и критерии, которыми обязана руководствоваться фирма в этом процессе.

НМА — сайт компании: амортизационная группа в 2020 году

Нематериальные активы – это всегда уникальное имущество, в основном, не имеющее аналогов. И это свойство актива весьма усложняет определение его амортизационной группы. В отличие от объектов ОС в своем большинстве поименованных в Классификаторе ОС и распределенных по группам амортизации, определяющим длительность полезной эксплуатации, каждый объект НМА требует особого подхода в вопросе присвоения амортизационной группы и установлении срока полезного использования (СПИ).

П. 2 ст. 258 НК РФ рекомендует определять срок службы НМА исходя:

  • из периода действия свидетельства на право пользования, патента, другого ограничительного документа при приобретении актива;
  • или из СПИ объекта, обусловленного заключенными соглашениями. Например, если НМА приобретен по договору на 3 года, то именно этот период и будет рассматриваться в качестве СПИ.

Сложнее определить СПИ по созданным НМА. К примеру, бывает довольно трудно спрогнозировать какой период времени веб-сайт будет приносить компании экономические выгоды, привлекая потребителей и заказчиков. Решение о продолжительности СПИ подобного актива предприятие устанавливает, опираясь на характеристики объекта, профессиональные навыки разработчиков и планируемые в будущем процессы. Если по объекту НМА невозможно установить СПИ, норму износа определяют на 10-летний срок эксплуатации, т. е. на 120 месяцев.

Таким образом, СПИ сайта компании предстоит установить самостоятельно, исходя из фактической и обоснованной оценки его использования.

В налоговом учете срок службы НМА не может быть менее 2 лет. Если аргументированно определить этот период невозможно, то в налоговом учете его принимают равным 10 годам, а в бухгалтерском этот актив не амортизируют на основании невозможности начислять износ по НМА с неопределенным СПИ (п. 23 ПБУ 14/07).

ПБУ 14/07 предусмотрена обязанность ежегодно уточнять СПИ по объектам нематериальных активов:

  • при значительном изменении продолжительности периода продуктивной эксплуатации срок службы НМА увеличивают или уменьшают;
  • по НМА с неопределенным СПИ компания должна проанализировать факторы, подтверждающие невозможность определения СПИ по конкретному объекту НМА. Если же подобные факторы перестали существовать, предприятие обязано установить СПИ актива и способ его амортизации.

Возникающие корректировки отражают в бухучете и в отчетности изменениями в оценочных показателях (п. 27 ПБУ 14/07).

Амортизационные группы НМА 2020: таблица с расшифровкой СПИ

Итак, объекты НМА включаются в группы амортизации на основании установленного компанией срока их полезного использования. По аналогии с объектами ОС их группируют по категориям в зависимости от продолжительности продуктивной эксплуатации. В таблице мы объединили информацию о группах амортизации НМА и соответствующих им СПИ (согласно п. 3 ст. 258 НК РФ):

Учет создания интернет-сайта

Организации пользуются Интернетом в разных целях. Кому-то он нужен для получения той или иной информации, кому-то для общения с клиентами, кому — то для рекламы собственной продукции. Разместить информацию в Интернете о деятельности организации, о выпускаемой продукции, а также рекламу производимых товаров (работ, услуг) можно двумя способами: создав web-страницу или web-сайт.

Web-страница — это одна страница (в одном окне).

Web-сайт — это много страниц, с определенной структурой, разными разделами, гиперссылками, другими особенностями (форум, гостевая страница, рассылки, галереи).

Страница может быть частью сайта. А сайт, в свою очередь, может состоять из одной страницы.

На web-странице в основном размещается информация о деятельности организации, выпускаемой продукции, а также реклама производимых товаров (работ, услуг). Создать web-страницу значит разместить заранее написанный в определенном формате файл или группу файлов на сервере провайдера.

Достоинство web-страницы – это невысокая стоимость ее создания и техническое обслуживание. Разработкой дизайна, макета, написанием программ, обновлением информации в основном занимаются программисты организации, но гораздо чаще эти работы выполняют специализированные фирмы.

Создание web-сайта начинается с разработки дизайна, его структуры, принципа работы, расположения информации. При этом подбирается необходимое программное обеспечение. В основном этим занимаются профессиональные web-дизайнеры.

В дальнейшем информационное и программное обеспечение может вести сама организация. Создание web-сайта дает организации больше возможностей, на нем можно разместить стандартное и специализированное обеспечение, визуальное изображение товаров, прайс-листы. Это позволяет привлечь наибольшее количество клиентов.

После работы web-дизайнеров, необходимо создание доменного имени сайта, и его нужно зарегистрировать. После чего сайт нужно разместить в Интернете, обеспечить доступ пользователя к серверу, на котором этот сайт размещен.

Обратите внимание!

Интернет-сайт – представляет собой объект авторского права, причем это как минимум совокупность двух объектов авторского права:

— программы для ЭВМ, обеспечивающей его функционирование;

— графического решения (дизайна).

Поэтому для целей налогового и бухгалтерского учета, а также при определении юридического статуса сайта его нужно рассматривать как единый объект. Это связано с тем, что отдельно друг от друга составляющие элементы сайта свои функции выполнять не могут.

Имущественные права на сайт.

Согласно Закону Российской Федерации от 9 июля 1993 года №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее Закон об авторском праве) в отношении объектов авторского права автору принадлежат личные неимущественные и имущественные права.

Личные права могут принадлежать только автору, то есть их нельзя передать по договору, в то время как имущественные права могут отчуждаться.

Имущественные права на объект интеллектуальной собственности могут быть переданы только по авторскому договору, что установлено статьей 30 Закона об авторском праве. В рамках данного закона на практике вопрос о передаче имущественных прав на создаваемый сайт можно решить, заключив со специализированной организацией авторский договор заказа.

В договоре должны быть указаны конкретные имущественные права, которые организация получает. В пункте 2 статьи 31 Закона об авторском праве есть такая формулировка:

«прямо не переданные права по авторскому договору, считаются не переданными».

А в пункте 1 статьи 31 Закона об авторском праве сказано, что в разделе договора, посвященном передаче имущественных прав, обязательно должны быть указаны срок и территория использования, на которые эти права передаются. Иначе договор считается заключенным на пять лет, а территорией использования прав будет являться только территория Российской Федерации. Причем в договоре целесообразно указывать, что переданные права используются без ограничения территории. Тогда предоставление возможности загрузки и открытия сайта пользователям, находящимся за границей, будет правомерным. Что же касается срока, на который передаются права, то он может быть неограниченным.

Исключительные (неисключительные) права на элементы сайта.

Если автор (а ему принадлежат исключительные права на использование его разработки в любом виде) передает организации исключительные права, это означает, что только она одна может ими пользоваться и имеет право запрещать их использование другим лицам, в том числе и самому автору. Об этом сказано в пункте 2 статьи 31 Закона об авторском праве. Если же переданы неисключительные права, то ими могут пользоваться и организация-заказчик, и другие лица, которым автор (обладатель исключительных прав) передал такие же неисключительные права, и сам автор. Это разрешено статьей 31 Закона об авторском праве.

О том, какие права передаются — исключительные или неисключительные, — должно быть обязательно сказано в договоре. Если такого указания нет, переданные права будут считаться неисключительными. Это установлено в пункте 4 статьи 30 Закона об авторском праве.

Организация может получить исключительные права на сайт и другим способом. Как следует из статьи 14 Закона об авторском праве, эти права будут принадлежать ей в том случае, когда сайт разработают сотрудники, состоящие с ней в трудовых отношениях. Разумеется, если иное не предусмотрено в договорах между ними и организацией.

Сайты могут создаваться как для производственных, так и для рекламных целей.

Функционирование сайта обеспечивает программа для ЭВМ. Именно она является основным элементом, от которого зависит учет сайта в целом.

Если к организации перешли исключительные права на использование программного продукта, и они надлежащим образом документально оформлены, она учитывает созданный сайт как нематериальный актив и в налоговом, и в бухгалтерском учете.

Бухгалтерский учет расходов на создание сайта в сети Интернет.

Учет затрат на создание web-сайта зависит от того, получает организация исключительные права на эти объекты интеллектуальной собственности (программы для ЭВМ) или нет.

Организация, которая приобретает исключительные права на созданный сайт должна иметь документ, подтверждающий право на объект интеллектуальной собственности (свидетельство об официальной регистрации).

Если к организации перешли исключительные права на использование программного продукта, она учитывает созданный сайт в бухгалтерском учете как нематериальные активы (далее НМА) (пункт 4 Приказа Минфина Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000» (далее ПБУ 14/2000).

Затраты по созданию web-сайта будут являться первоначальной стоимостью этого НМА. Причем это не зависит от того, кто разработал сайт – сотрудники организации или специализированная фирма. К расходам по созданию сайта относятся израсходованные материальные ресурсы, услуги сторонних организаций, патентные пошлины, оплата труда программистов и тому подобное. Суммы НДС в первоначальную стоимость не включаются.

Срок полезного использования сайта в бухгалтерском учете определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности.

Если срок полезного использования сайта определить невозможно, то, согласно пункту 17 ПБУ 14/2000 он принимается равным 20 годам, но не более срока деятельности организации.

В бухгалтерском учете амортизация по сайту начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он принят к бухгалтерскому учету как НМА (пункт 18 ПБУ 14/2000). К учету сайт принимается по окончании работ по его созданию, в момент размещения его в Интернете.

Пример 1.

Программисты торговой организации в рамках своих служебных обязанностей разработали программное обеспечение для сайта организации. Все исключительные права на использование программы работодатель получил бессрочно. Учитывает его как НМА. Срок полезного использования для целей бухгалтерского учета определен – 60 месяцев. Это подтверждено приказом руководителя организации.

Организация в связи с созданием сайта осуществила следующие расходы.

Заработная плата программистов за весь период создания сайта – 25 000 рублей.

ЕСН, начисленный с заработной платы программистов – 5 333 рублей.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – 3 500 рублей.

Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве – 100 рублей.

Амортизация основных средств, задействованных в разработке сайта – 3 000 рублей.

Материальные расходы – 1 500 рублей (без НДС).

В бухгалтерском учете операции по созданию сайта отражены следующим образом:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Отражены затраты на создание сайта (заработная плата программистов)

Отражены затраты на создание сайта (ЕСН, начисленный с заработной платы программистов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве)

Отражены затраты на создание сайта (амортизация основных средств, задействованных в разработке сайта)

Отражены затраты на создание сайта (материальные расходы)

Отражен сайт в составе НМА

Начислена амортизация по сайту (38 433/60 мес.)

Если организация не получает исключительных авторских прав на сайт, в бухгалтерском учете осуществленные затраты она должна учитывать по аналогии с расходами на приобретение неисключительных прав на использование программного продукта. То есть в качестве расходов по обычным видам деятельности, в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99, как прочие затраты.

Однако, в соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99, которым в бухгалтерском учете закреплен принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, рассматриваемые затраты должны быть включены в состав расходов будущих периодов.

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета первоначально затраты на создание сайта включаются в состав расходов будущих периодов, с отражением на счете 97 «Расходы будущих периодов». На затраты такие расходы могут списываться равномерно, пропорционально объему изготовленной или реализованной продукции и другими способами в течение срока, к которому они относятся (пункт 65 Приказа Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н). В данном случае они включаются в состав расходов по обычным видам деятельности в течение срока использования программного продукта, указанного в договоре с поставщиком, либо (если в договоре такое указание отсутствует или программный продукт создан самой организацией) в течение срока, который устанавливается приказом руководителя организации.

Порядок списания расходов будущих периодов отражается в учетной политике организации.

Учет затрат на созданный сайт зависит от того, носит ли он рекламный характер или нет. Если на нем размещена информация рекламного характера, то учет затрат на рекламу может осуществляться на отдельном субсчете «Рекламные расходы», открытом к счету 44 «Расходы на продажу».

Пример 2.

Организация ООО «Мега» заключила авторский договор со специализированной фирмой ЗАО «Программист» на создание Интернет — сайта. За разработку дизайна ООО «Мега» заплатило 21 240 рублей (в том числе НДС – 3 240 рублей), за программное обеспечение, использованное для сайта – 24 780 рублей (в том числе НДС 3 780 рублей).

Условиями договора предусмотрен переход всех исключительных прав на дизайн сайта сроком на пять лет без ограничения территории пользования.

На программное обеспечение, разработанное для сайта, ООО «Мега» получило неисключительные права на воспроизведение, распространение и переработку без ограничения территории использования – также сроком на пять лет. ООО «Мега» получило на программное обеспечение неисключительные права, следовательно, оно не может учитывать сайт в составе НМА.

Бухгалтер ООО «Мега» делает следующие записи:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание операции

Отражены расходы на создание НМА

Учтен НДС за разработку дизайна

Отражено исключительное право на дизайн в составе НМА

Отражены в составе расходов будущих периодов затраты на создание сайта

Учтен НДС со стоимости работ по созданию программного обеспечения сайта

Отражена стоимость работ ЗАО «Программист»

Начислена амортизация НМА (18 000/60мес).

Учтена в составе затрат 1/60 стоимости программного обеспечения

Расходы организации, уплаченные за обновление сайта, признаются в бухгалтерском учете расходами по обычным видам деятельности.

Пример 3.

Организация в июле текущего года осуществила расходы на обновление сайта, предназначенного для рекламных целей. Обновление необходимо для изменения ассортимента реализуемого товара, а также установление торговых скидок.

Согласно договору с компанией, выполняющей работы по обновлению сайта, стоимость работ составила 12 000 рублей (в том числе НДС 18% — 1 831 рубль).

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Содержание хозяйственной операции

Отражены расходы организации на обновление сайта организации (12 000 рублей – 1 831 рубль)

Учтен НДС со стоимости работ по обновлению сайта

Принят к вычету НДС со стоимости работ по обновлению сайта

Оплачены работы по обновлению сайта

Налоговый учет расходов на создание сайта в сети Интернет.

Если к организации перешли исключительные права на использование программного продукта, то организация учитывает созданный сайт в налоговом учете как НМА.

Согласно статье 257 НК РФ НМА признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности или иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказание услуг) или для управленческих нужд организации.

Для целей налогообложения прибыли первоначальная стоимость сайта как НМА определяется из фактических расходов на его приобретение (создание) и доведение до состояния, пригодного для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.

В пункте 5 статьи 270 НК РФ говорится, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Учесть расходы, связанные с созданием сайта, можно только включив их в стоимость этого НМА и погашать ее путем начисления амортизации.

Срок полезного использования сайта в налоговом учете определяется исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности, а также из условий о сроке использования, указанных в договоре. Если срок полезного использования определить невозможно, то согласно пункту 2 статьи 258 НК РФ срок полезного использования принимается равным 10 годам, но не более срока деятельности самой организации.

Расходы организации по созданию сайта, посредством которого она реализует свои товары (работы, услуги) соответствуют требованиям статьи 252 НК РФ– экономически обоснованны и направлены на получение дохода. Для целей налогообложения они признаются по мере начисления амортизации.

При этом, если на сайте расположена исключительно рекламная информация, то в этом случае амортизация, начисленная в процессе его использования, относится для целей налогообложения прибыли к расходам на рекламу согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Как следует из пункта 4 этой же статьи 264 НК РФ, к расходам на рекламу относятся, в частности, расходы на рекламные мероприятия через телекоммуникационные сети. Такие расходы являются ненормируемыми. Следовательно, сумма начисленной амортизации за отчетный (налоговый) период в полном объеме уменьшает налогооблагаемую базу.

Организации, применяющие метод начисления признают амортизацию в качестве расхода ежемесячно, согласно пункту 3 статьи 272 НК РФ :

«Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259 и 322 настоящего Кодекса».

Организации, применяющие кассовый метод – в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период только по оплаченному амортизируемому имуществу (подпункт 2 пункта 3 статьи 273 НК РФ):

«амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период. При этом допускается амортизация только оплаченного налогоплательщиком амортизируемого имущества, используемого в производстве. Аналогичный порядок применяется в отношении капитализируемых расходов, предусмотренных статьями 261, 262 настоящего Кодекса».

Согласно пункту 2 статьи 258 НК РФ амортизация по сайту начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором он введен в эксплуатацию. При этом моментом ввода в эксплуатацию сайта считается момент его размещения в сети Интернет.

Если сайт не является НМА, к рекламным расходам для целей налогообложения прибыли относятся затраты на его создание, учитываемые в составе расходов единовременно или равномерно в зависимости от срока, на который предоставлены неисключительные права на программное обеспечение.

Создание сайта в Интернете, на котором размещена информация об организации и выпускаемой ею продукции, все расходы по созданию сайта и его поддержке относятся к рекламным расходам. Такая позиция изложена и в Письме УМНС по городу Москве от 7 мая 2003 года №26-12/25025. Причем необходимо разделять расходы, учитываемые единовременно (создание сайта) и расходы, которые следует учитывать в течение срока действия договора (поддержка сайта).

Регистрация доменного имени.

Остановимся подробнее на вопросах учета затрат, связанных с присвоением доменного имени.

Интернет-сайту присваивается доменное имя. Если у пользователя сети Интернет нет своего сайта, то и доменного имени у такого пользователя не будет.

Доменное имя присваивается сайту в обязательном порядке после того, как этот сайт создан. Это имя должно быть уникальным и должно давать представление о названии организации и о продукции, которую выпускает данная организация. Автономная некоммерческая организация «Региональный Сетевой Информационный Центр» осуществляет обязательную регистрацию доменного имени. Регистрация доменного имени это занесение информации о домене и его администраторе в центральную базу данных для обеспечения уникальности использования домена.

Период действия регистрации доменного имени равен одному календарному году. По истечению года ее необходимо продлить на следующий год и так далее.

Порядок регистрации и использования доменного имени закреплен в Законе Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Статьей 4 указанного Закона введен запрет на использование другими лицами товарного знака в сети Интернет, в частности, доменного имени. Этим Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» решает правовую проблему, которая приводила к многочисленным судебным спорам.

Суть проблемы в следующем. Доменное имя позволяет легко отыскать в Интернете нужный сайт. Владелец какого-либо ресурса выбирает доменное имя таким образом, чтобы можно было судить о названии его фирмы, деятельности, производимом товаре и так далее.

Как мы уже отмечали, те, кто хочет создать свой сайт в Интернете, должны зарегистрировать доменное имя в автономной некоммерческой организации «Региональный Сетевой Информационный Центр». При регистрации имя проверяется на уникальность в базе уже присвоенных имен. До сих пор проверка на схожесть регистрируемого доменного имени с каким-либо товарным знаком не проводилась. Ведь в российском законодательстве не было таких ограничений на выбор имени.

В результате, часто в качестве доменных имен регистрировались чужие товарные знаки (Постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2004 года по делу №КГ-А40/4075-04-П, Постановление ФАС Уральского округа от 8 июля 2004 года по делу №Ф09-2072/2004-ГК).

Решить эту проблему попытался Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 16 января 2001 года №1192/00). В своем Постановлении судьи отметили, что на сегодняшний день доменные имена фактически выполняют роль товарного знака, позволяющего отличать товары или услуги одних субъектов хозяйственной деятельности от однородных товаров или услуг других субъектов. Поэтому умышленное регистрация в качестве доменных имен известных марок, не содержащих средство индивидуализации субъекта как участника экономического оборота, ведет по своей сути к нарушению прав собственника товарного знака.

Теперь запрет на использование чужого товарного знака в качестве доменного имени явно прописан в пункте 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 23 сентября 1992 года №3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Рассмотрим, как правильно учесть расходы, связанные с присвоением доменного имени и его регистрацией у организации, создавшей собственный сайт в Интернете.

Хотя правовая природа домена близка к природе товарного знака, все же домен нельзя идентифицировать с товарным знаком, что подтверждается судебной практикой по вопросу правомерности использования доменов, сходных с товарными знаками.

Домен не является ни средством индивидуализации юридического лица, ни средством индивидуализации какой-либо продукции (работ, услуг), как, например, товарный знак.

Основной целью создания доменов в Интернете является установление отличия разных областей информационного пространства.

Доменное имя также не является продуктом интеллектуальной деятельности. Соответственно расходы на регистрацию доменного имени нельзя признать расходами на приобретение объекта НМА, так как они не соответствуют условиям, поименованным в пункте 3 ПБУ 14/2000.

Указанные расходы, по нашему мнению, следует отнести к расходам по обычным видам деятельности в соответствии с пунктом 5 ПБУ 10/99 в качестве прочих затрат, которые первоначально следует учесть в качестве расходов будущих периодов, а затем (в течение действия срока регистрации домена, который, как правило, составляет календарный год) равномерно списывать на расходы по обычным видам деятельности.

Заметим, что аналогичная точка зрения отражена и в Письме Минфина Российской Федерации от 26 марта 2002 года №16-00-14/107 «О фактических расходах, связанных с регистрацией доменного имени в РОСНИИРОС»:

«В связи с письмом Департамент методологии бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что согласно требованиям Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов», ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000 года №91н, зарегистрированное доменное имя не относится к нематериальным активам. Фактические расходы, связанные с регистрацией доменного имени в РосНИИРОС, для целей бухгалтерского учета признаются затратами организации».

Таким образом, фактические расходы, связанные с регистрацией доменного имени, для целей бухгалтерского учета признаются затратами организации.

Для целей налогообложения расходы на регистрацию доменного имени, на наш взгляд, следует отнести к расходам, связанным с производством и реализацией в качестве расходов на услуги информационных систем (СВИФТ, Интернет и другие аналогичные системы), согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Если организация на сайте размещает рекламную информацию, то, в соответствии с подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ, с учетом пункта 4 статьи 264 НК РФ, затраты относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Согласно пункту 4 статьи 264 НК РФ:

«4. К расходам организации на рекламу в целях настоящей главы относятся:

расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса».

Причем, поскольку период, в течение которого организация использует уникальное доменное имя, определен в договоре (как правило, это календарный год), расходы на его регистрацию следует учитывать для целей налогообложения равномерно в течение указанного периода.

Таким образом, само по себе зарегистрированное доменное имя не может быть отражено в учете как отдельный объект НМА, поскольку не является результатом интеллектуальной деятельности, как того требуют при определении принадлежности к НМА пункт 3 статьи 257 НК РФ и ПБУ 14/2000.

В данной ситуации возможно два варианта:

1) Если интернет — сайт только открыт, получил регистрационные документы как программный продукт, и произведена первичная регистрация доменного имени.

В этом случае все расходы, связанные с присвоением и регистрацией доменного имени будут включены в первоначальную стоимость сайта как объекта НМА.

Без доменного имени ни организация, ни сторонние пользователи не смогут пользоваться сайтом. В соответствии со статьей 257 НК РФ, в первоначальную стоимость амортизируемых НМА включаются все расходы на их приобретение и доведение до состояния, в котором они пригодны для использования. Поэтому расходы на первичную регистрацию доменного имени, без которого сайт не может функционировать, учитываются в первоначальной стоимости НМА.

Пример 4.

Организация создала сайт в Интернете.

За разработку сайта по договору специализированной организации оплачено 29 500 рублей, в том числе НДС 18% — 4 500 рублей.

За первичную регистрацию домена на год организация заплатила компании-регистратору 1 180 рублей, в том числе НДС 18% — 180 рублей.

Организации принадлежит исключительное право на данный программный комплекс, которое имеет надлежащим образом оформленные документы.

Учтем сайт в составе НМА

Как учесть расходы на создание интернет-сайта? Ответ зависит от того, относится ли сайт к нематериальным активам или нет. Для этого бухгалтеру предстоит проверить, соответствует ли сайт определенным требованиям.

В прошлом номере журнала мы писали о том, как учесть затраты на создание интернет-сайта, который фирма планирует использовать меньше года (статья в № 8 «ПБ» на стр. 56). В этом случае отнести его к нематериальным активам (НМА) организация была не вправе. Поэтому она учла затраты на создание сайта в составе рекламных расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Сайт может быть отнесен к НМА в целях налогообложения прибыли, если он соответствует определенным требованиям (п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ). Одно из них — сайт должен использоваться фирмой свыше 12 месяцев. Можно ли тогда учесть его в составе НМА? Можно, если помимо этого выполняется другое неотъемлемое условие — фирме должны принадлежать исключительные права на сайт.

С чем имеем дело?

У организации есть несколько способов создать интернет-сайт. Например, поручить его разработку сотрудникам, состоящим с ней в трудовых отношениях, либо сторонней организации.

Фирма выбирает первый способ, если в штате есть работники, которым можно доверить разработать «интернет-лицо» компании. Считается, что фирма сама разработала сайт, если его создавали один или несколько сотрудников и такая обязанность закреплена за ними по трудовому договору. Они будут являться авторами служебного произведения. Авторские права на сайт закрепляются за ними (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Возникает вопрос: кому же принадлежат исключительные права? Ответ вы найдете на схеме 1.

Так, исключительные права на сайт закрепляются за работодателем, если в трудовом или другом договоре между ним и автором не предусмотрен, например, переход прав к автору.

Можно также поручить создать сайт сторонней организации. В этом случае исключительные права на него принадлежат фирме-заказчице, если договором между ней и подрядчиком не предусмотрено иное (п. 1 ст. 1296 ГК РФ) (схема 2). Когда по договору исключительные права на сайт принадлежат подрядчику, заказчик не вправе учесть сайт в составе НМА.

Итак, фирма планирует использовать сайт, на который ей принадлежат исключительные права, свыше 12 месяцев. Но для учета его в составе НМА нужно выполнить еще несколько условий.

Прежде всего, необходимо, чтобы первоначальная стоимость сайта превышала 20 000 рублей и фирма планировала использовать его для извлечения дохода. Сайт должен использоваться в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд организации и приносить компании экономические выгоды (доход). И наконец, фирме надо иметь надлежаще оформленные документы, которые подтверждают существование НМА и или) исключительные права на него (п. 1 ст. 256, п. 3 ст. 257 НК РФ).

Если перечисленные условия выполняются, то бухгалтер может смело отнести сайт к нематериальным активам.

Учет на раз, два, три.

Нематериальные активы относятся к амортизируемому имуществу. Соответственно их стоимость погашается через амортизационные отчисления. Для того чтобы рассчитать их, бухгалтеру необходимо:

1. Определить первоначальную стоимость сайта. В бухгалтерском учете первоначальная стоимость НМА определяется как совокупность затрат на их приобретение либо создание (п. 7-9 ПБУ 14/2007, утв. приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. № 153н). Перечень расходов, которые включаются в эту стоимость, является открытым. Главное, чтобы они были непосредственно связаны с приобретением или созданием НМА, а также выполнялись условия, при которых НМА могут использоваться в запланированных целях.

При создании нематериальных активов в том числе могут быть учтены:

  • суммы, которые уплачиваются сторонним организациям за работы, услуги по заказам, договорам подряда, договорам авторского заказа;
  • расходы на оплату труда работников организации, непосредственно занятых при создании НМА;
  • отчисления на социальные нужды (в том числе ЕСН);
  • расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, непосредственно использованного при создании НМА (п. 9 ПБУ 14/2007).

В налоговом учете первоначальная стоимость сайта складывается из расходов на то, чтобы его приобрести или создать и довести до состояния, в котором он пригоден для использования. Суммы НДС и акцизов в его стоимость не входят (п. 3 ст. 257 НК РФ).

Если сайт разрабатывали сотрудники организации, то в налоговом учете его стоимость формируется как сумма фактических расходов на его создание. К таким расходам относят:

  • расходы на оплату труда работников, непосредственно занятых созданием сайта. При этом суммы ЕСН, страховых взносов в ПФР и на травматизм с их заработной платы в первоначальную стоимость сайта не включаются. Эти суммы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • патентные пошлины, регистрационные сборы и другие платежи, связанные с оформлением и регистрацией исключительных прав;
  • расходы на услуги сторонних организаций;
  • материальные расходы;
  • другие аналогичные затраты.

Если сайт для фирмы создал подрядчик, то первоначальная стоимость формируется из суммы, уплаченной за его разработку, а также из затрат на установку полученного пакета программ, тестирование и т. п.

Амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Поэтому следующий шаг.

2. Установить срок полезного использования сайта. Бухгалтер самостоятельно определяет срок полезного использования сайта на дату его ввода в эксплуатацию. Такой датой признается момент его размещения в Интернете.

Этим сроком признается период, в течение которого сайт будет использоваться организацией для выполнения целей ее деятельности. Он может определяться, например, исходя из срока использования сайта, который прописан в соответствующем договоре.

Если срок полезного использования НМА определить невозможно, то в налоговом учете нормы амортизации устанавливаются в расчете на десять лет, но не более срока деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 258 НК РФ). А в бухгалтерском учете по таким НМА амортизация не начисляется (п. 23 ПБУ 14/2007). Далее необходимо.

это важно

Если фирма отнесла сайт к амортизируемому имуществу, то расходы на его приобретение или создание при расчете налога на прибыль не учитываются.

3. Рассчитать сумму амортизации сайта. Начислять амортизацию необходимо с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором сайт размещен в Интернете. Величину амортизационных отчислений фирма рассчитывает самостоятельно исходя из первоначальной стоимости сайта и срока его полезного использования (ст. 259 НК РФ).

В налоговом учете предусмотрено два способа начисления амортизации: линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Линейный метод налогоплательщик должен применять к зданиям, сооружениям и передаточным устройствам, которые входят в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию указанных объектов (п. 3 ст. 259 НК РФ). Учтите, что с 1 января 2009 года к этому списку также прибавятся нематериальные активы. То есть по НМА, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода их в эксплуатацию, нужно будет применять линейный способ начисления амортизации. Такие изменения внесены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 158-ФЗ.

Что касается бухгалтерского учета, то в нем ежемесячная сумма амортизационных отчислений по НМА определяется линейным способом, способом уменьшаемого остатка либо способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (п. 28 ПБУ 14/2007).

Ежемесячные суммы амортизации в бухгалтерском и налоговом учете могут не совпадать, например, в том случае, если фирма применяет разные способы начисления амортизации. Это приводит к тому, что возникают вычитаемые временные разницы и соответствующие им отложенные налоговые активы (п. 11, 14 ПБУ 18/02, утв. приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н).

Рассмотрим на примере, как учесть расходы на сайт, созданный работником организации.

  • заработная плата И. Семенова за июнь, июль, август — 90 000 рублей;
  • ЕСН, начисленный с заработной платы И. Семенова, — 23 400 рублей;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — 12 600 рублей;
  • взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве — 180 рублей;
  • амортизация основных средств, задействованных в разработке сайта, — 3500 рублей;
  • материальные расходы — 2500 рублей (без НДС).

Если сайт нельзя отнести к НМА, то и нельзя списать его стоимость через амортизационные отчисления.

Сайт для «упрощенца»

Если же фирма применяет «упрощенку» с объектом налогообложения доходы минус расходы, то она вправе учесть расходы на его создание при расчете единого налога.

Порядок учета сайта в составе НМА для «упрощенцев» также зависит от того, принадлежат ли фирме исключительные права на сайт или нет. Если принадлежат, то расходы на его создание можно отразить как стоимость нематериальных активов (подп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если нет, то сайт нельзя отнести к НМА. Есть другой вариант — учесть затраты на его создание как расходы на рекламу (подп. 20 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Это возможно в том случае, если фирма планирует использовать сайт в рекламных целях.

. Вот, оказывается, какие особенности учета таит незамысловатая, казалось бы, страничка в Интернете, а может быть, и полноценный сайт.

Учет нематериальных активов

Нематериальные активы — это особый вид имущества, который не имеет физической формы. Это могут быть различные исследования и изобретения, книги, фильмы, товарные знаки и даже деловая репутация. Что относится к НМА, как принимать их к учету, начислять амортизацию и проводить списание с баланса.

Что такое нематериальные активы

Учет нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) отличаются от других тем, что не имеют физической формы. В эту категорию попадают деловая репутация и различные объекты интеллектуальной собственности, например:

  • веб-сервисы, программы для компьютера, мобильные приложения, сайты;
  • книги, картины, фильмы, музыка и прочие предметы искусства;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • секретные рецепты и технологии производства, так называемые ноу-хау;
  • изобретения, промышленные образцы, полезные модели;
  • новые сорта растений или породы животных, которые выведены самостоятельно.

Персонал не является нематериальным активом. Так сказано в п. 4 ПБУ 14/2007. Там же отмечено, что расходы на открытие или реорганизацию компании тоже не являются НМА.

Условия для принятия актива к учету как нематериального

Чтобы принять объект к учету как нематериальный актив, надо убедиться, что в отношении него выполняется сразу семь условий:

  1. Актив способен приносить деньги в будущем.
  2. У организации есть право на получение дохода от этого объекта, а прочие лица не имеют доступа к экономическим выгодам от него. То есть у компании должны быть патенты, свидетельства, договоры об отчуждении исключительного права или другие документы.
  3. Актив можно выделить или отделить от других активов.
  4. Актив будет использоваться дольше 12 месяцев или операционного цикла, если он больше 12 месяцев.
  5. Организация не собирается продавать актив в течение ближайших 12 месяцев или операционного цикла.
  6. Первоначальную стоимость актива можно достоверно определить.
  7. У актива нет материально-вещественной формы.

Если какое-то из условий не выполняется, учесть актив как НМА будет нельзя. В таких случаях его стоимость можно учитывать в расходах на НИОКР, расходах будущих периодов или текущих расходах.

На каких счетах вести учет НМА

Основной счет для учета НМА — 04. На нем собирается информация о том, какие НМА есть у организации, их поступлении и продаже, а также о расходах компании на НИОКР. Счет 04 — активный, поэтому поступление НМА отражается по дебету, а выбытие по кредиту.

Порядок учета НМА похож на тот, который действует для ОС. Перед попаданием в дебет счета 04, актив и все затраты на его получение учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Для начисления амортизации по НМА используется счет 05 — начисление амортизации отражается по кредиту. С 1 января 2008 года нельзя начислять амортизацию по кредиту счета 04, тем самым уменьшая первоначальную стоимость НМА.

Аналитический учет НМА

Чтобы конкретизировать информацию о наличии, состоянии и движении отдельных объектов НМА, ведут аналитический учет на счете 04.

Единица бухучета НМА — инвентарный объект, то есть совокупность прав на НМА, которые возникли на основании одного документа (патента, свидетельства, договора) и предназначены для выполнения самостоятельных функций.

Для учета НМА также открывают карточки учета № НМА-1 и заводят другие аналогичные документы.

Бухгалтерский учет приобретения или создания НМА

Порядок учета актива зависит от того, каким способом его получили. НМА можно произвести самостоятельно, купить, получить безвозмездно. Во всяком случае принимать актив к учету необходимо по первоначальной стоимости — сумме фактических затрат на его покупку или создание.

Фирмы, которые имеют право на упрощенный бухучет, могут включать затраты на покупку или создание НМА в состав расходов по мере их осуществления и не отражать в составе НМА.

Покупка НМА. В первоначальную стоимость можно включить оплату по договору, оплату консультаций специалистов по покупке актива, регистрационные сборы, налоги, которые нельзя возместить, и прочие расходы, прямо связанные с приобретением. Проводки следующие:

  • Учитываем затраты на приобретение актива (без учета НДС) — Дт 08 Кт 60, 76.
  • Учитываем НДС с суммы затрат — Дт 19 Кт 60, 76.
  • Ставим актив на учет — Дт 04 Кт 08.
  • Отражаем налоговый вычет по НДС — Дт 68-НДС Кт 19.

Покупка права пользования. Для НМА, по которым организация купила только право пользования, предусмотрен несколько иной порядок. Это касается в том числе различных бухгалтерских программ или справочно-правовых систем. Такие активы учитывайте на забалансовом счете по стоимости, которая указана в договоре. Регулярные платежи за использование относите на расходы отчетного периода, а если делаете разовый платеж, учитывайте его как расход будущих периодов и списывайте в затраты, пока действует договор. Проводки следующие:

  • Учитываем стоимость полученного актива — Дт 012.
  • Отражаем платеж за получение права использования (без НДС) — Дт 97 Кт 60.
  • Учитываем НДС по договору — Дт 19 Кт 60.
  • Принимаем НДС к вычету — ДТ 68-НДС Кт 19.
  • Каждый месяц относим в расходы отчетного периода часть общего платежа, учтенного в расходах будущего периода — Дт 20 Кт 97.
  • Когда срок договора на использование заканчивается, списываем стоимость НМА — Кт 012.

Безвозмездное получение. Если вам подарили актив, то его нужно оценить по рыночной стоимости. Она определяется на дату принятия к учету. Проводки следующие:

  • Отражаем рыночную стоимость НМА — Дт 08 Кт 98.
  • Принимаем актив к учету — Дт 04 Кт 08.

Создание НМА. Если вы самостоятельно создали актив, принимайте его к учету по стоимости, в которую входят все затраты на его создание и регистрацию. Сюда войдут расходы на зарплату сотрудников, страховые взносы, аренду оборудования, экспертизы, пошлины, регистрацию, помощь сторонних организаций в создании актива. Принять актив к учету можно после того, как получите патент. Проводки следующие:

  • Собираем на 08 счете все затраты на производство — Дт 08 Кт 70, 69, 76, 60.
  • Принимаем актив к учету — Дт 04 Кт 08.

Бухучет передачи нематериальных активов

Вы сможете продать свой НМА другой организации, ИП или физлицу. Для этого передают исключительное право на объект, заключая договор об отчуждении. Еще один вариант — передать только право пользования активом.

Продажа НМА. Чтобы продать объект, заключите договор об отчуждении права собственности, составьте счет-фактуру и акт приема-передачи. Также переход права иногда нужно зарегистрировать.

Доходы от продажи НМА признавайте как прочие и отражайте в бухучете на дату подписания договора или регистрации перехода права, если она требуется.

Составьте следующие проводки:

  • Отражаем доход от передачи исключительных прав — Дт 62 Кт 91-1;
  • Начисляем НДС (если передача облагается налогом) — Дт 91-2 Кт 68-НДС;
  • Списываем амортизацию по переданному активу — Дт 05 Кт 04.
  • Относим остаточную стоимость НМА на расходы — Дт 91-2 Кт 04.
  • Учитываем пошлину и прочие расходы на реализацию — Дт 91-2 Кт 76.

Передача права пользования. В таком случае покупатель права пользования юудет регулярно перечислять вам лицензионные платежи. Так как актив остается в вашей собственности (исключительное право у вас), то списывать его с баланса и переставать начислять амортизацию нельзя. Проводки следующие:

  • Отражаем полученные лицензионные платежи в прочих доходах или доходах от продаж — Дт 62 Кт 90-1 или 91-1.
  • Продолжаем начислять амортизацию. Если передача прав пользования ваш основной вид деятельности, списывайте амортизацию в затраты по обычным видам деятельности Дт 20 (23, 25, 44) Кт 05, если не основной, в прочие расходы — Дт 91-2 Кт 05.

Амортизация НМА

Если у нематериального актива есть срок полезного использования (СПИ), то он постепенно переносит свою стоимость на затраты в виде амортизации. Срок вы должны определить еще на этапе принятия актива к учету. Это может быть период, в течение которого у вас будет исключительное право, запланированный срок использования или срок, за который вы хотите произвести объем товара, для которого приобрели НМА.

СПИ надо ежегодно пересматривать. Если он меняется, то корректируется и расчет амортизации. В бухучете корректировки отражаются как изменения оценочных значений и признаются в доходах и расходах перспективно.

Если СПИ не получается определить, амортизацию можно не начислять. Но в таком случае все факторы, которые мешают узнать срок, надо указать в пояснениях к бухотчетности

Амортизация начисляется начиная с месяца, следующего за тем, в котором актив принят к учету. Прекращается начисление только с месяца, следующего за тем, в котором стоимость НМА была полностью погашена или его списали с баланса.

Проводка для начисления амортизации зависит от того, как используется амортизируемый НМА:

  • если используем в основной деятельности — Дт 20 (23, 25, 44) Кт 05.
  • если используем для производства, реконструкции и модернизации других активов — Дт 08 Кт 05.
  • если используем в прочих видах деятельности — Дт 91-2 Кт 05.

Расчет амортизации записывайте в ведомость начисления амортизации.

Начисляйте амортизацию в соответствии с тем способом, который выбрали и утвердили в учетной политике. Всего их три на выбор:

  1. Линейный — это самый простой способ с равномерными платежами. Его выбирают, когда сложно прикинуть будущие доходы от НМА.
    Амортизация в месяц = Первоначальная (текущая) стоимость / СПИ (мес.)
  2. Уменьшаемого остатка — при этом способе годовая амортизация будет постепенно уменьшаться. Его выбирают для тех активов, которые приносят наибольший доход в начале использования.
    Амортизация в месяц = Остаточная стоимость на начало месяца × Коэффициент (устанавливаете сами, до 3) × Оставшийся СПИ (мес.)
  3. Пропорционально объему продукции — амортизация зависит от степени использования актива, но расчет трудоемкий. Этот способ не подходит при расчете налога на прибыль.
    Амортизация в месяц = Фактический объем продукции, произведенной за месяц с использованием этого НМА × Первоначальная стоимость / Ожидаемый объем производства продукции за весь СПИ.

Бухгалтерский баланс

В бухбалансе НМА отражаются в строке 1110 раздела «Внеоборотные активы». Чтобы рассчитать правильную цифру для строки, надо узнать остаточную стоимость активов — взять сальдо по Дт 04 и вычесть из него сальдо по Кт 05. Это связано с тем, что баланс составляется в оценке нетто, то есть за вычетом амортизации и других регулирующих величин.

Обратите внимание! Строка 1130 не подходит для учета НМА. Она предназначена для нематериальных поисковых активов, правила учета которых регулируются ПБУ 24/2011. К ним относятся права на разведку и оценку месторождений, результаты разведки и пр.

Ведите учет нематериальных активов с помощью сервиса Контур.Бухгалтерия. Оформляйте документы, начисляйте амортизацию, принимайте активы к учету и списывайте с баланса. А еще в бухгалтерии можно готовить отчетность и передавать в контролирующие органы через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней бесплатной работы в сервисе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *