Техническая кредиторская задолженность что это
Перейти к содержимому

Техническая кредиторская задолженность что это

Что такое кредиторская задолженность простыми словами

Кредиторская задолженность предприятия должна быть отражена в бухгалтерском учете и отчетности. Анализ структуры этих сумм и динамики их изменения позволяет компании выстраивать эффективную политику взаимодействия с контрагентами. Кредиторская задолженность организации – это инструмент, который дает возможность субъектам хозяйствования наращивать производственные объемы при фактическом отсутствии в текущем периоде собственных денежных резервов.

Понятие кредиторской задолженности и ее виды

«Кредиторка» может возникнуть на любом этапе развития бизнес-проекта. Кредиторская задолженность – это мы должны или нам? Это те средства, которые подлежат оплате предприятием в пользу его контрагентов или третьих лиц, т.е. «мы должны». Объясним, что такое кредиторская задолженность простыми словами – например:

  • у предприятия возникли обязательства перед поставщиком в результате того, что была получена партия товара, но по факту по ней не произведена оплата;
  • понятие кредиторской задолженности актуально и для ситуаций, когда работодатель начислил заработную плату персоналу, исчислил по ней налог и взносы, но не осуществил перечисление средств в пользу получателей;
  • что значит кредиторская задолженность в расчетах с подотчетными лицами – расходы, понесенные сотрудником при выполнении служебного поручения, когда их оплата произведена из собственных средств работника, а работодателю представлен авансовый отчет с подтверждающей документацией и ожидается возмещение издержек.

Период погашения кредиторской задолженности определяет тип долга – краткосрочный (до 12 месяцев) или долгосрочный (свыше 1 года). Рассмотрим, что входит в кредиторскую задолженность с точки зрения бухучета:

  • кредитовое сальдо по бухгалтерскому счету 62, если речь идет о взаимоотношениях с покупателями и заказчиками;
  • кредитовый остаток по счету 60 при отражении долга перед поставщиками или подрядной организацией;
  • задолженность перед прочими контрагентами по кредиту счета 76;
  • задолженность по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет – кредитовый остаток по счетам 68, 69;
  • кредитовые сальдо по счетам 70, 71, 73 при проведении расчетов с персоналом;
  • задолженность перед учредителями определяется по остатку счета 75.

Погашение кредиторской задолженности осуществляется при перечислении денег в счет оплаты выставленных счетов, требований, авансовых отчетов, при проведении выплат по оплате труда и налогам. В учете эти операции показываются дебетовыми оборотами по указанным счетам в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Срок погашения кредиторской задолженности регулируется договорной документацией между участниками сделки, в отношении расчетов с персоналом – трудовым законодательством, по налогам – Налоговым кодексом. В отчетности кредиторская задолженность относится к пассиву баланса.

Переуступка кредиторской задолженности

Переуступка предполагает изменение должника. Фактически задолженность передается третьим юридическим или физическим лицам. При заключении сделки по отчуждению долговых обязательств оформляется договор цессии. В соглашении должно быть обозначено согласие кредитора на переуступку. Процедура регламентируется нормами гражданского права и может носить возмездный или безвозмездный характер.

Факторинг кредиторской задолженности

Факторинг может осуществляться банковской организацией или факторинговой компанией. Суть этой операции – оформление кредитных ресурсов под уже полученные товары или принятые по акту услуги. Факторинговая структура оплачивает счет вместо плательщика по сделке, продавец вовремя получает деньги, покупатель – товары. Выгода для факторинговой организации – за оказанные услуги она взимает плату в виде процента от суммы договора. Отличие от банковского займа – отсутствие требований к залогу и поручителям.

Оценка кредиторской задолженности

Абсолютные значения задолженности можно отследить по бухгалтерским регистрам и отчетности. Относительные показатели отражаются через:

  • коэффициент кредиторской задолженности и ее оборачиваемости для определения скорости погашения долгов;
  • коэффициент зависимости от заемных ресурсов;
  • период оборота кредиторской задолженности;
  • коэффициент, отображающий уровень финансовой независимости.

Для оптимизации финансовой политики необходимо систематически высчитывать эти показатели, дополняя их исследованиями по динамике изменений и сравнением с объемом дебиторской задолженности. Снижение кредиторской задолженности свидетельствует о положительной динамике, но при условии, что падение показателя реализовано в разумных пределах. Резкое сокращение величины привлеченных ресурсов – это не всегда положительная тенденция для предприятия. Полное отсутствие «кредиторки» или ее минимальный объем может сигнализировать о проведении излишне осторожной финансовой политики, невозможности оперативно нарастить объемы производства.

Уменьшение кредиторской задолженности говорит о повышении уровня инвестиционной привлекательности компании и росте ее платежеспособности. Снижение кредиторской задолженности может быть достигнуто несколькими путями:

  • взаимозачет долгов с контрагентом при наличии встречных требований;
  • реализация части имущества или сдача активов в аренду для частичного или полного погашения займов;
  • реструктуризация кредиторской задолженности;
  • корректировка суммы долга в судебном порядке.

Снятие «кредиторки» с баланса возможно при погашении обязательств или при их списании после истечения срока исковой давности.

Рост кредиторской задолженности

Привлекаемые денежные ресурсы помогают предприятию оперативно наращивать производственную мощность, реализовывать крупные проекты и приобретать дорогостоящие активы. Увеличение кредиторской задолженности говорит о возникновении дополнительных обязательств перед кредиторами или о расширении списка кредиторов. Также рост кредиторской задолженности свидетельствует об ухудшении финансовой ситуации внутри компании. Нормальным считается явление, при котором увеличение «кредиторки» сопровождается наращиванием «дебиторки» в аналогичном объеме.

Наибольший риск для предприятия – наличие долгов перед персоналом. В такой ситуации увеличение кредиторской задолженности свидетельствует о нарушении трудового законодательства и грядущем назначении штрафных санкций. При оценке состояния расчетов с контрагентами сравнивается объем дебиторской и кредиторской задолженности – если «кредиторка» выше в 2 раза, чем обязательства дебиторов, то положение предприятия описывается как кризисное с характерной утратой ликвидности.

Как списать кредиторскую задолженность без налоговых последствий

Екатерина Гостева

Искусственное наращивание кредиторской задолженности покупателями – известная практика различных налоговых оптимизаторов. При этом рано или поздно встает вопрос о списании, которое при формальном подходе приводит фактически к восстановлению ранее уменьшенной налоговой нагрузки.

Почему налоговиков интересует кредиторская задолженность

В подавляющем большинстве случаев компании не спешат списывать свои долги и продляют срок исковой давности всеми возможными способами, так как списанная «кредиторка»:

  • должна быть включена во внереализационные доходы (пп. 18 ст. 250 НК РФ);
  • увеличивает налогооблагаемую прибыль.

Инспекторы прекрасно знают о такой практике, как и о том, что немалая доля кредиторской задолженности у компаний – искусственная. Расчеты по такой задолженности с поставщиками и подрядчиками основаны на по подложных документах, оформленных на якобы:

  • приобретенные материальные ценности;
  • выполненные работы (оказанные услуги).

Причем такие факты хозяйственной жизни даже не связаны с обналичкой, поскольку у компаний попросту не хватает оборотных средств на перечисление необходимых сумм. В результате возникает постоянно растущая кредиторская задолженность.

Подобные искусственные ситуации чреваты тем, что рано или поздно налоговики:

  • признают накопленную кредиторку доходом компании и доначислят на нее налог на прибыль;
  • проверят по цепочке НДС и «порекомендуют» компании самостоятельно сдать уточненную декларацию к уплате.

Однако, если по НДС налоговики могут заявить свои требования через камеральный отдел или на многочисленных комиссиях, то налог на прибыль – прерогатива, как правило, исключительно выездной проверки.

Важно!

Требование инспекторов отдела камеральных проверок предоставить расшифровку кредиторской задолженности – незаконно. НО даже если компания не имеет просроченной кредиторской задолженности, то для снижения рисков назначения выездной налоговой проверки, расшифровку подать все же стоит.

Отражение в учете

Кредиторская задолженность «висит» на балансе компании до даты, когда произошло:

  • погашение (с искусственной кредиторской задолженностью это невозможно);
  • исключение кредитора из ЕГРЮЛ;
  • списание просроченной кредиторской задолженности после 3 лет (срок исковой давности согласно (п. 1 ст. 196, п. 1 ст. 192 ГК РФ).

Оба факта хозяйственной жизни многие компании все время откладывают, в том числе благодаря тому, что при определенном подходе срок исковой давности можно переносить до бесконечности. Причем даже если кредитора исключили из ЕГРЮЛ, но есть возможность оформить переуступку долга (договор цессии).

Из-за порочной практики со временем баланс компании становится все более непривлекательным для пользователей бухгалтерской отчетности, включая:

  • банки, в которых компания рассчитывают получить кредиты или банковские гарантии;
  • потенциальных поставщиков и заказчиков.

Самый очевидный из не имеющих последствий для налога на прибыль вариант – это:

  • изыскать оборотные средства;
  • погасить кредиторскую задолженность.

Но зачастую этот вариант очень дорогой и непригоден на практике. Необходимо понимать, что компании, на которых оформлена искусственная задолженность (назовем их «дружественные кредиторы»), уже не могут принять оплату – срок их жизни невелик.

Можно ли выйти из подобной ситуации, в том числе в условиях нехватки оборотных средств?

Оказывается, да – вполне возможно.

Для этого необходимо:

  • списать кредиторскую задолженность без увеличения своих налоговых обязательств;
  • заменить сомнительный вид пассива на более надежный.

При этом компания повысит финансовую привлекательность своего баланса.

Законные основания для осуществления процедуры списания

Помимо истечения срока исковой давности (исключения кредитора из ЕГРЮЛ) существуют и другие законные основания для списания «кредиторки» в случае прекращения действия обязательств. В частности, по следующим основаниям:

  • невозможность их исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • издание акта государственного органа, прекращающего обязательство (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидации компании (ст. 419 ГК РФ); это же тоже самое что и исключение и ЕГРЮЛ

Указанные ситуации пунктом 2 статьи 266 НК РФ отнесены к безнадежным долгам. Под этим термином налоговики понимают финансовые обязательства, основная характеристика которых – невозможность взыскания или возврата долгов, отраженных в пассиве баланса компании-должника.

Такие долги, нереальные ко взысканию, нужно закрыть путем списания.

Отметим, что статья 266 НК РФ – не о кредиторской, а о дебиторской задолженности. Именно ее в конце года налогоплательщики обязаны проверить на безнадежность. Однако очевидно, что некоторые пункты приведенного перечня безнадежной дебиторской задолженности (издание акта госоргана или процесс ликвидации) не могут не затронуть и кредиторскую задолженность. По этой причине рекомендуем включить в учетную политику такой текст:

7.3. Критериями отнесения кредиторской задолженности к невостребованной (просроченной) считать:

  • истечение срока исковой давности после окончания срока выполнения обязательств;
  • прекращение обязательства невозможностью исполнения;
  • издание акта органа государственной власти о прекращении обязательства;
  • смерть (ликвидация) контрагента.

Списание просроченной задолженности производится при наступлении соответствующих обстоятельств на основании распоряжения генерального директора.

Как списать кредиторскую задолженность: порядок действий

Помимо стандартных оснований из учетной политики, позволяющих списать кредиторскую задолженность досрочно, есть и другая возможность. Например, существует вполне законная процедура, которая, тем не менее, не приводит к налоговым последствиям. Вот ее алгоритм.

Шаг первый: Смена кредиторов на физических лиц

Учредитель покупает долги своей компании у «дружественных кредиторов» по договору переуступки долга (цессии). При этом договор цессии может предусматривать для нового кредитора-учредителя отсрочку платежа. Таким образом, учредитель может рассчитываться с «дружественным» кредитором сколь угодно долго. В конечном итоге, у компании возникнет обязанность по уплате долга уже не кредиторам, а учредителю.

Важно!

Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 382 ГК РФ).

Шаг второй: Увеличение уставного капитала

На втором этапе учредитель принимает решение увеличить уставный капитал за счет дополнительного вклада либо внести вклад в имущество своей компании. Такое решение приведет к возникновению обязанности учредителя по оплате дополнительного вклада. В итоге образуются встречные требования, которые закрываются путем зачета при подписании акта зачета взаимных требований.

Таким образом, компания сможет «закрыть» кредиторскую задолженность и в тоже время увеличить на свой выбор:

  • уставный;
  • добавочный капитал.

Увеличение указанных показателей приведет к повышению привлекательности баланса для банков и поставщиков, если компания планирует получить:

  • кредит или банковскую гарантию;
  • отсрочить платеж при оплате товаров (работ, услуг).

Шаг третий: Устраняем налоговые риски учредителя

Позитивные изменения баланса произойдут без увеличения налоговых обязательств компании. Однако для учредителя в части НДФЛ такой способ несет в себе потенциальные налоговые риски и последствия. Дело в том, что в момент проведения процедуры взаимозачета у учредителя возникает налогооблагаемый доход с разницы между:

  • дополнительным вкладом;
  • стоимостью приобретения долга.

Как правило, эта разница равна нулю и, соответственно, НДФЛ не возникает. Однако, чтобы подтвердить отсутствие дохода, необходимо иметь соответствующие документы. Это может быть, например, приходно-кассовый ордер от «дружественного» кредитора. При необходимости необходимо восстановить утерянные документы.

Списание кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

Если по каким-то причинам компания не списала кредиторскую задолженность до истечения срока исковой давности, то необходимо:

  • провести инвентаризацию;
  • подготовить письменное обоснование;
  • издать приказ руководителя компании.

Такой вывод следует из письма ФНС России от 08.12.2014 № ГД-4-3/25307@, закрепить его в учетной полите можно следующим образом:

7.4. Кредиторская задолженность, не востребованная кредиторами, списывается с балансового учета на основании решения специально созданной по распоряжению генерального директора компании комиссии.

7.5. Списание просроченной кредиторской задолженности производится по каждому обязательству.

Включение кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности в состав внереализационных доходов необходимо производить последним днем отчетного периода, в котором произошли обстоятельства, обязывающие организацию произвести списание, например, истек срок исковой давности. Об этом сказано в письме Минфина от 28 января 2013 г. № 03-03-06/1/38). Соответственно по этому же сроку внереализационный доход необходимо отразить и в налоговом учете.

Мы не только отслеживаем сроки кредиторской задолженности, но и даем рекомендации, какие меры предпринять, чтобы она не попадала в разряд просроченной, не вызывала вопросов со стороны банков, налоговой и контрагентов. Таким образом наши клиенты, как правило, не имеют проблем с получением кредитов, оформлением исключительно безавансовой постоплаты и уровнем налоговой нагрузки.

Контроль и анализ кредиторской задолженности

Как известно, больше всего на деятельность предприятия влияют внутренние факторы. Среди них особое место занимает кредиторская задолженность.

Кредиторская задолженность — это задолженность предприятия контрагентам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, собственным сотрудникам, образовавшаяся при расчетах за приобретаемые производственные и материальные запасы, работы, услуги, а также при расчетах с бюджетом и по оплате труда. Другими словами, кредиторскую задолженность составляют финансовые обязательства предприятия, которые возникают в ходе его текущей производственной деятельности.

Образование кредиторской задолженности предприятия признается в бухгалтерском учете, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • задолженность образуется в соответствии с конкретным договором, требованием законодательства и нормативных актов, условиями делового оборота;
  • величину задолженности можно количественно измерить;
  • образование задолженности уменьшит экономические выгоды предприятия.

Кредиторская задолженность учитывается в том отчетном периоде, в котором она должна быть признана, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы выполнения организацией своих обязательств.

При ведении финансово-хозяйственной деятельности кредиторская задолженность образуется почти у каждой организации. Чтобы не возникали проблемы с задолженностью, нужно своевременно рассчитываться с контрагентами. Контроль и анализ кредиторской задолженности предполагает применение организацией наиболее подходящих форм и сроков расчетов с контрагентами для сохранения своей финансовой стабильности при снижении дефицита оборотных средств. Эффективное управление долгами во многом определяется избирательным подходом к контрагентам и гибкой системой расчетов с ними.

В состав кредиторского долга относят задолженность организации:

  • поставщикам и подрядчикам за товары, работы или услуги, срок которых еще не наступил;
  • поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги, которые в срок не оплатили;
  • по полученным авансам;
  • по расчетам оплаты труда сотрудникам, включая депонированную зарплату;
  • по страховым выплатам;
  • по расчетам с бюджетом (налоги);
  • по внутриведомственным расчетам и другим текущим обязательствам.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Соотношение между отдельными видами кредиторской задолженности каждая организация определяет индивидуально в зависимости от факторов, влияющих на ее деятельность.

На величину долговых обязательств организации оказывают влияние следующие факторы:

  • общий объем закупок и доля в нем приобретения товаров (работ, услуг) на условиях последующей оплаты;
  • политика погашения кредиторской задолженности в конкретной организации;
  • условия расчетов с поставщиками и подрядчиками;
  • условия отгрузки и оплаты, указанные в заключенных договорах поставки;
  • качество анализа и контроля кредиторской задолженности и последовательность в исполнении результатов.

АНАЛИЗ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Кредиторская задолженность занимает большой удельный вес в составе источников средств организации, поэтому нужно систематически анализировать долги, изучать состав и структуру кредиторской задолженности, сроки возникновения и причины отклонения срока по погашению долга.

Чтобы оценить влияние «кредиторки» на финансовое состояние организации, необходимо:

  • определять удельный вес каждого вида задолженности в общей величине имущества и источников его образования;
  • оценивать темпы роста задолженностей, их влияние на финансовое положение организации.

Анализ кредиторской задолженности включает:

  • проверку достоверности сведений о сроках и видах долга (для этого изучают контракты и договоры о заключенных обязательствах организации);
  • изучение состава и структуры долга по бухгалтерским счетам, на которых отражается кредиторская задолженность, а также анализ баланса организации;
  • определение удельного веса каждого вида долга в общей сумме;
  • оценку условий задолженности, сроков погашения, возможности привлечения дополнительных денежных ресурсов;
  • формирование отчетов по расчетам в соответствии с плановым графиком. В результате сравнительного анализа определяют отклонения в структуре кредиторской задолженности, устанавливают причины отклонений и изменений отдельных составляющих;
  • разработку мер по регулированию кредиторской задолженности, особенно таких составляющих, которые негативно влияют на работу организации в целом и на ее финансовый результат.

Кредиторская задолженность по доходам

Если организация, предоставляя услуги или выполняя работы, получает от контрагентов-заказчиков предоплату в виде авансовых платежей, у нее возникает кредиторская задолженность по доходам. Погашение такой задолженности происходит путем последующего оказания услуг, выполнения работ своим заказчикам. Эта группа кредиторов занимает наибольший удельный вес в объеме всех долговых обязательств организации, оказывающей большую номенклатуру услуг или работ.

Важная деталь: кредиторскую задолженность по доходам показывают в активе баланса с отрицательным знаком.

Кредиторская задолженность по доходам возникает у организации в момент оплаты товаров, работ, услуг заказчиком и погашается через отгрузку ему товаров, выполнение работ, оказание услуг. Подтверждающими документами являются:

  • при отгрузке товаров — товарная накладная;
  • при выполнении работ и услуг — акт выполненных работ (услуг).

Сроки исполнения работ и услуг регулируются договором.

Сотрудники финансово-экономической службы обязаны отслеживать состояние кредиторской задолженности, вести оперативный учет.

ЭТО ВАЖНО

Необходимо систематически анализировать договоры, заключенные с контрагентами, и контролировать своевременное исполнение обязательств, оговоренных в договоре.

Счета формируют на основании договора и календарного плана (приложение к договору), где указываются сроки исполнения.

Чтобы проконтролировать выполнение договора, находим в программе «1С» нужный договор по номеру. В найденном договоре открывается несколько предъявленных заказчику счетов. По каждому из них видны период, сумма счета, а также состояние текущего договора и выставленных счетов (табл. 1).

Таблица 1. Счета, сформированные за третий квартал 2017 г.

№ счета

Период

Сумма по счету, руб.

Оплата, руб.

Реализация, руб.

1

2

3

4

5

Счета, сформированные за третий квартал по договору № 523 от 01.01.2017

Состояние текущего договора

Счета, сформированные за третий квартал по договору № 668 от 01.01.2017

Состояние текущего договора

По выбранному договору № 523 от 01.01.2017 открывается несколько счетов, сформированных по месяцам. По каждому счету отображены период, сумма, состояние текущего договора и выписанных счетов:

  • по счету № 1470 за июль полностью произведена оплата, исполнитель работу выполнил (гр. 5). Реализация подтверждается актом выполненных работ;
  • по счету № 1861 за август реализованы услуги на сумму 9370 руб., но оплата от контрагента еще не поступила;
  • по счету № 2047 за сентябрь поступила оплата в сумме 28 314 руб., а реализация (выполнение работ) не произведена. В итоге по договору № 523 у организации образовалась кредиторская задолженность по реализации в размере 18 944 руб.

По договору № 668 от 01.01.2017 образовалась кредиторская задолженность по доходам в размере 15 920 руб.

Аналогично проводим анализ по всем заключенным договорам с заказчиками, определяем кредиторскую задолженность по каждому договору и общую по организации, сопоставляем сроки исполнения обязательств. Если в сроках есть расхождения планового графика с фактическим исполнением, нужно выяснить причины отклонений и принять меры к их устранению.

Для оперативного контроля кредиторской задолженности по доходам формируем отчет по предъявленным счетам контрагентам на основе заключенных договоров. Для этого выполняем следующие действия:

  • создаем реестр выписанных счетов по структурным подразделениям организации;
  • задаем определенный период;
  • выбираем оплату счетов в разрезе каждого контрагента-заказчика и проверяем реализацию за определенный период.

Сформированный файл по задолженности сохраняем в программе Excel и передаем в структурные подразделения организации. В данном реестре отслеживается состояние счета: оплачен или нет, выполнена работа по счету или нет.

В реестре анализируют задолженность организации перед клиентами. Если от заказчиков по предъявленному счету поступила оплата на расчетный счет в виде авансового платежа, а работу организация не выполнила, то анализируют сроки исполнения обязательств. Если сроки нарушены, выясняют причины и принимают меры к их устранению.

Оперативный анализ позволяет эффективно контролировать кредиторскую задолженность при работе с заказчиками. Соответственно, организация должна своевременно выполнять перед ними свои обязанности (на основании договора и графика, установленного календарным планом).

В учетной политике организации прописано отражение полученных доходов методом начисления. Следовательно, доходы формируются не по оплате, а по выполненным услугам и работам. Фактом их подтверждения является двухсторонний акт выполненных работ.

Сформируем реестр предъявленных счетов, определим состояние счетов, их оплату и реализацию услуг (табл. 2).

Таблица 2. Анализ кредиторской задолженности по структурному подразделению ОФНПП за третий квартал 2017 г.

Техническая кредиторская задолженность что это

Разберемся с определениями. Есть понятие legacy — это морально устаревшие решения/технологии, которые по каким-то причинам сохранились в проекте. Например, к legacy относятся сайты, написанные на устаревших версиях языков программирования, например, PHP-версии ниже 5.0. Legacy обычно крутится где-то в закромах. Менять что-то на таких участках страшно, потому что последний человек, который хорошо знал, как там все устроено, уволился много лет назад.

Типичный пример запущенных проблем с legacy: одна знакомая компания много лет назад начала переезд с давно устаревшей БД Paradox на MySQL. За 10 лет переехала только половина IT-системы.

Руководитель IT почти все время был занят тем, что восстанавливал данные, потерянные при ежедневной миграции между Paradox и MySQL, поэтому завершить переезд второй половины IT-системы он не мог.

Под техническим долгом понимают другое. Эту метафору предложил программист Уорд Каннингем в 1992 году, подразумевая компромисс, на который идут разработчики и заказчик, чтобы получить быстрый, но не оптимальный результат. Выплата долга — это переписывание кода. Трата времени на код с существенными недостатками является выплатой процентов по займу.

Техдолг влияет на скорость разработки

Технический долг копится постоянно: в него входят и неэффективные стратегические решения, и просто грязный код. Для быстрого развития, проверки гипотез высокое качество кода и масштабируемость архитектуры часто не являются обязательными условиями.

Конечные пользователи вообще не замечают техдолг, поэтому на недостатки кода бизнес часто закрывает глаза — какое-то время это не влияет на продукт.

Здесь можно провести параллель с генеральной уборкой в квартире. В любой технологически сложной системе накапливается определенный объем регламентных работ: их, как и генеральную уборку, в принципе, можно отложить на потом. Задача несрочная, а времени на нее ни у кого нет. Но если откладывать слишком долго, результат будет плачевным.

Главная проблема, которую порождает технический долг, — его объемы отражаются на скорости внесения изменений. Я несколько раз сталкивалась с сайтами, в которые по полгода не могут добавить новую фичу или сделать хотя бы маленькое улучшение из-за скопившегося технического долга.

В таких командах часто не хватает сильного разработчика бэкенда, который бы следил за состоянием системы.

Его роль при этом возлагают на фронтендеров, но они боятся переписывать исходный код бэкенда и поэтому берутся только за мелкие задачи по улучшению дизайна. Даже после того, как команду сайта усиливали парой бэкенд-программистов, требовалось как минимум четыре-пять месяцев, чтобы набрать темпы разработки: сотрудникам нужно время, чтобы изучить новую для них систему.

Пять признаков разросшегося долга

На технический долг обращают внимание в тот момент, когда развитие продукта замедляется практически до полной остановки. Все так же, как с информационной безопасностью: ею часто начинают заниматься, когда происходит первая серьезная утечка данных.

Чтобы в самый ответственный момент не споткнуться о горы техдолга, за ним нужно следить. Определить разросшийся долг можно по нескольким признакам.

  • Уменьшилась скорость добавления новых фич, постоянно всплывают новые ограничения.
  • Разработчики все чаще отвечают на задачи фразами вроде: «Если мы изменим что-то здесь, то все сломается».
  • На некоторых участках bus factor = 1: если один из программистов не сможет выполнять свою работу, то остановится весь проект.
  • Падает скорость разработки в скрам-команде (метрика velocity).
  • Скопилось слишком много участков кода с комментариями to do.

Ищите ответственного

Во многих компаниях ответственность за техдолг падает на product owner. Это плохое решение. За год я успеваю поработать с десятками владельцев продуктов, и замечаю, что там, где product owner ответственен за технологии, применяют устаревшие решения — примерно тех времен, когда продакт еще был айтишником (если был). Я знаю систему, которая еще даже не вышла в продакшен, но ее уже можно списывать — она морально устарела.

Если продакт не подкован в технологиях, он идет за советом к коллегам. В больших компаниях есть специальные подразделения, в которых сидят энтерпрайз-архитекторы, и product owner часто пользуется таким «коммунальным» ресурсом.

По заявке архитекторы, конечно, могут чем-то помочь, но их главная задача — не усложнить ландшафт всей компании. Что внутри конкретного продукта, их не так волнует. Они погружаются ровно настолько, насколько нужно для выполнения запроса: через два часа у них уже другой сервис на ревью. Естественно, ни о каком погружении в интересы продукта и оценке его состояния речи не идет.

Поэтому каждому продакту важно обзавестись собственным техническим лидером, которому он может доверять. Это может быть архитектор или старший программист.

Он необязательно должен быть из топ-10 в России. Но он точно должен быть рядом с продуктом, действовать в его интересах и следить за его техническим состоянием.

Для технического аудита также привлекают внешних консультантов. Так часто поступают маленькие компании: дешевле раз в полгода обратиться за консультацией, чем держать дорогостоящего специалиста в штате.

Овердрафт на год

Если не знаете, когда начать беспокоиться о техдолге, следуйте стандартным рекомендациям: то, что делается как MVP, быстро и на коленке, без проблем прослужит год-полтора. В момент, когда появился коммерческий успех, уже надо планировать ресурсы, чтобы переписывать созданное абы как на соответствующем, качественном уровне.

Когда команда какое-то время в спринте уделяет техдолгу, это снижает риски, но процесс разработки новых фич неизбежно замедляется. Такой подход лишь ненадолго отодвигает необходимость переписать все на свежих технологиях.

Если в команде работают хотя бы десять программистов, угнаться за ними нелегко: технический долг копится быстрее, чем они успевают рефакторить код. В любом случае велики риски, что через год-два придется переписывать продукт практически с нуля, если изначально были выбраны неверные методы работы с экспериментальными решениями.

Не влезайте в долги раньше времени

Выплачивать проценты по техдолгу легче, если начать задумываться об этом на этапе создания продукта.

  1. Делайте одноразовые прототипы MVP и только подтвержденные гипотезы включайте в работу.
  2. Создавайте архитектуру, которую будет просто изменить: микросервисы, API с версионированием.
  3. Откажитесь от организации собственных серверных в пользу облачных решений. Например, Microsoft Azure, AWS Amazon Cloud, «Яндекс.Облако», облако от Mail.ru и так далее.
  4. Установите в команде четкий definition of done, включающий в том числе метрики качества. Очень помогает включить в DOD пункт, исключающий «приемку» фичи, если есть связанные с ней баги.
  5. Для MVP хорошо проектировать систему так, чтобы миграция пользователей с прототипов на стабильную часть была незаметной.

И главное: не экономьте на подборе технического директора продукта либо направления (техлида), изучайте тренды современного проектирования архитектуры, задавайте вопросы технологическим экспертам — многие из них могут помочь советом даже бесплатно.

Вернуть долг все равно придется

Ваше видение системы рано или поздно изменится. Потребуется внести в нее существенные изменения — а для этого придется разобраться с техническим долгом.

Компании справляются с техдолгом по-разному. Основных стратегий три.

  1. Переписывают все с нуля. Это ультимативный способ поддерживать систему в состоянии, когда она постоянно готова к изменениям, если все зашло слишком далеко и уже нет прежней гибкости.
  2. Делают постепенный рефакторинг. Задачи по техдолгу отправляются в бэклог наравне с продуктовыми задачами. Это замедляет работу по выкатке новых фич, но бизнес обычно идет на компромиссы.
  3. Смиряются с техдолгом. Если у вас не стартап, а обновления нужны раз в полгода, то можно просто смириться с тем, что код неоптимален, и действовать по принципу «работает — не трогай». Как только поймете, что ошиблись, вы так или иначе переместитесь к пункту 1.

Прежде чем выбирать стратегию, вместе с техническим лидером опишите задачи по техдолгу на языке бизнеса. Что случится, если их не выполнить, к каким проблемам это приведет в будущем, сколько будет стоить их решение? От ответов зависит, какая стратегия подходит для вашего продукта лучше всего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *