Самостоятельная диагностика компьютера
Если вы замечаете какие-то перебои в работе компьютера, то вам нужно знать, как сделать диагностику компьютера самостоятельно.
При каких-либо серьезных поломках, вам понадобиться обратиться в ремонтный сервис. Однако, перед этим, вы сами можете проверить компьютер, с помощью специальных утилит.
Как у сторонних разработчиков, так и стандартных средствах Windows, есть большой список утилит для различных тестов.
Проверка жесткого диска
По статистике, жесткий диск является одной из самых быстро ломающихся комплектующих в компьютере. О проблемах с жестких диском свидетельствуют такие ошибки, как подвисания на рабочем столе, например, когда вы пытаетесь открыть папку.
Также долго запускаются и загружаются игры и другие приложения. Если вы хотите проверить жесткий диск на возможные ошибки, это можно сделать с помощью нескольких утилит.
В Windows есть встроенная утилита проверки жесткого диска. Для этого нужно выйти через проводник на список дисков, затем зайти в “свойства” и выбрать “сервис”. Там будет пункт “проверка диска”. Этот процесс обычно долгий, если вы используете ноутбук, то стоит подключить его в сети, перед разрядкой аккумулятора.
С помощью этой проверки, можно исправлять найденные ошибки, для этого нужно выбрать пункт “проверять и восстанавливать поврежденные сектора”.
Кроме того, есть большой список утилит, от самих производителей жестких дисков. Например, SeaTools от Seagate или Drive Fitness Test от Hitachi. Их также можно использовать для первичной диагностики и исправления ошибок.
Проверка видеокарты
О проблемы с видеокартой свидетельствуют такие проблемы, как появление графических артефактов или полос на экране, появление синего экрана смерти, мерцание или зависание изображения на экране.
Для проверки видеокарты обычно используются бенчмарки. Для этого можно использовать утилиту FurMark. С ее помощью можно запустить тест, в конце которого, появится окно с результатами.
Там будут написаны температура, параметры видеокарты, и показано то, насколько стабильно она работает. Вы сможете узнать о всех неисправностях и ошибка в работе видеокарты.
Для этих же целей можно использовать диагностическую программу AIDA 64. Можно увидеть скорость вращения вентиляторов, температуру, а также запустить стресс тест.
Проверка оперативной памяти
Оперативная память является также очень важной частью компьютера. При проблемах с ней, будут наблюдаться зависания при запуске игр или требовательных программ. Также при длительном использовании компьютера, начинаются зависания и возникают различные ошибки.
Для диагностики оперативной памяти можно использовать стандартное средство Windows, которое называется “Средство проверки памяти Windows” и присутствует в 7, 8 и 10 версиях.
После ее запуска, начнется перезагрузка и поиск ошибок. Если по результату проверки, ошибок не будет выявлено, то появится системное сообщение “Ошибки памяти не обнаружены”. Если будут найдены ошибки и у вас установлено несколько модулей оперативной памяти, то стоит попробовать отключить один из них, и попробовать протестировать модули поочередно.
Так вы найдете проблемную планку. Однако, если программа находит ошибки в каждом из модулей, то возможно проблема не в оперативной памяти, а неисправна материнская плата.
Проверка процессора
Для диагностики также можно использовать программу AIDA 64. Там можно посмотреть температуру, обороты вентиляторов, и напряжение на ядрах. Можно запустить стресс тест, но для проверки процессора лучше использовать программу Linx.
В норме температура должна быть меньше 45 градусов при низкой нагрузке, и 65 градусов во время запуска ресурсоемких процессов.
Кроме этой программы, можно использовать программу Linx. Запущенный стресс тест покажет, как процессор может справляться с высокими нагрузками. Этот тест является одним из наиболее показательных, при проверке процессора. Он показывает, насколько стабильно работает ваш процессор, при высоких нагрузках.
Проверка материнской платы
Список проблем, возникающих при неисправностях материнской платы обширен:
- компьютер может зависать, либо вообще не включаться;
- могут не работать usb-порты. Система не будет видеть подключенные внешние жесткие диски и флэшки;
- компьютер может самопроизвольно выключаться или перезагружаться;
- общая медленная работа системы.
AIDA 64 можно использовать также и для диагностики материнской платы. Диагностический тест длится около 20 минут, в это время также нужно следить за температурой материнской платы (в программе это также отслеживается).
По итогам теста, выйдет окно с информацией о том, исправна ли материнская плата или нет. Если температура окажется слишком высокой, то нужно будет проверить систему охлаждения.
Проверка блока питания
Чаще всего при проблеме с блоком питания, компьютер вообще не будет включаться. Либо может включаться на несколько минут и затем автоматически отключаться. Из системного блока, может доноситься неестественный шум вентиляторов.
Для диагностики работы блока питания используется программа OCCT. Диагностика включает в себя несколько тестов, во время которых, падает высокая нагрузка на все элементы питания.
Такой тест рекомендуется запускать, только если вы уже проверили работоспособность других частей компьютер. Сам по себе тест достаточно сложный и не предназначен для некачественных блоков.
Поэтому изначально, лучше рассмотреть блок питания внутри системного блока. Возможно, на вентиляторах просто забилась пыль — в этом случае стоит их почистить. Также при различных повреждениях, могут появиться сгоревшие элементы блока питания и может чувствоваться запах гари. В этом случае понадобится ремонт.
Итог
Как видите, существует много программ для диагностики. Рекомендуется проводить диагностику компьютера время от времени, чтобы избежать поломок. Особенно полезной оказалась AIDA 64, с ее помощью можно посмотреть температуру и провести тесты практически для любой части компьютера.
Теперь при возникновении неисправностей вы можете провести диагностику самостоятельно, перед обращением в сервисный центр.
Проверка и тестирование компьютера при покупке.
Комплектация. Внимательно проверяйте комплектацию поставки компьютера. Изучите всю документацию, где будет указано какие и сколько проводов или же дисков поставляется с данным изделием. Не стесняйтесь уточнять это у работников салона – они обязаны предоставлять вам всю необходимую информацию. Этот пункт ни в коем случае не стоит упускать из виду именно потому, что при гарантийном ремонте, обязательно требуется наличие полной комплектации товара, т. е., если вы потеряете обычный проводок, который вам покажется абсолютно бесполезным, фирма имеет полное право отказать вам и не предоставить соответствующую гарантию.
Как проверить, действительно ли нам собрали компьютер из тех запчастей, которые были заказаны? Ведь никто не позволит раскручивать весь системник. Есть простой способ определить правильность «железа» программно. Существует ряд программ, позволяющих узнать модели комплектующих скрытых от глаз покупателя. Ведущими в этой области были и остаются Everest и SiSoft Sandra. Однако можно обойтись и без них. Операционная система WindowsXP позволяет делать то же самое своими встроенными утилитами. Этот вариант мы и рассмотрим.
Проверка процессора и оперативной памяти
Ищем ярлычок «Мой компьютер», который расположен на «Рабочем столе» либо в меню «Пуск» и нажимаем на него правой кнопкой мыши. В появившемся меню выбираем последнюю строку – «Свойства». Войти в это меню можно также, просто нажав комбинацию клавиш «Win»+«Pause/Break». Ждем, пока система произведет сканирование оборудования.
Теперь перед нами открылось окно с информацией о нашей ОС, пользователе ПК и том оборудовании, которое нас и интересует – процессоре и оперативной памяти.
Проверка видеокарты, винчестера и мультимедиа
Для проверки выполняем те же действия что и в предыдущем пункте («Win»+«Pause/Break»), и переходим во вкладку «Оборудование» и жмем на кнопку «Диспетчер устройств». Здесь мы можем просмотреть информацию о жестких дисках, звуковых и видео устройствах.
Эту и другую информацию можно получить другим способом. Открываем меню «Пуск» и выбираем пункт «Выполнить». В открывшемся окошке пишем «dxdiag» и нажимаем «Enter». Соглашаемся с тем, что программа просканирует оборудование, нажав кнопку «Да». В открывшемся окне мы также можем проверить, какой процессор, память и видеокарту вставили в наш новый компьютер.
Тестирование компонентов компьютера
Рекомендуем поинтересоваться, тестировалось ли приобретаемое вами оборудование как отдельно, так и в сборке, во избежание несовместимости комплектующих. Будет также полезным узнать, какими именно программами тестировался компьютер.
Если тесты не выполнялись или вы решите перепроверить работоспособность приобретения, можете всегда сделать это самостоятельно. Для этого можно использовать множество программ, некоторые из которых мы рассмотрим.
Тестирование памяти. Для подобного тестирования стоит обзавестись небольшой утилитой, которая называется TestMem. Это довольно длительный процесс, поэтому для выявления дефекта стоит оставлять компьютер на тест на ночь. Колонка Errors показывает количество ошибок, поэтому при рабочей памяти она останется со значением 0.
Тестирование видеокарты
3D Mark’ом следует производить проверку видеокарты вашего компьютера. Внимательно посмотрите на тестирующие видеоролики – при неисправности видеоадаптера компьютер перезагрузится при тесте либо на экране появится «графический мусор» (произвольные разноцветные линии, точки либо прочие искажения картинки).
Тестирование жесткого диска
Винчестер можно протестировать программой MHDD. Она позволяет сканировать поверхность накопителя, выдает подробный отчет о bad-секторах, также позволяет делать проверку Smart-области.
Общий тест компьютера
Одной из лучших программ, производящих стресс-тест системы, является S&M. Он проверяет на работоспособность процессор, блок питания, память, жесткий диск и др. путем предельно максимальных нагрузок на детали. В случае ошибки программа выдаст нам подробный отчет. alt=»Общий тест компьютера» width=»620″ height=»auto» />
Механические устройства
Не забудьте проверить устройство чтения компакт дисков и дисковод. Послушайте, не стучит ли каретка CD/DVD-привода при открытии. Читает ли он диски. Так же проверьте читабельность флоппи-дискет.
Входы и выходы
Проверяйте все разъемы подключения устройств к компьютеру на задней и передней панели (а также, если присутствуют, сбоку). Особое внимание МирСоветов советует уделить передней панели – проверьте все USB и аудио выходы. Для этого желательно принести с собой Flash-накопитель или попросить ее у работников салона. Также для проверки компьютера нужно прихватить и микрофон, так как при подключении разводки передних аудио входов/выходов могут возникнуть некоторые проблемы, особенно у неопытных сборщиков. Так что, будьте бдительны, задавайте вопросы и настаивайте на полной проверке. Ведь вы не хотите разочароваться в своем приобретении сразу после приезда домой!
Внешний вид
Последний критерий – внешний вид. Проверьте корпус на наличие царапин, трещин, ржавчины и прочих дефектов. Посмотрите, работают ли индикаторы лицевой стороны корпуса: сети и работы винчестера (зеленый и красный соответственно), если на корпусе есть управляемый LCD-экран, проверьте работоспособность всех кнопок.
Вот, в принципе, и все. Выполнив все наши инструкции, вы приобретете полностью рабочий компьютер, не будете опасаться за гарантийные обязательства салона-продавца, а также не будете обмануты мошенниками. Удачной работы вам и вашему ПК.
Не включается компьютер — самостоятельный ремонт и диагностика ПК своими руками без сторонней помощи мастеров и сервисного центра
Итак, допустим, у вас не включается компьютер. Что я имею в виду под выражением «не включается» — вы нажимаете на кнопку включения, но ничего не происходит: вентиляторы не крутятся, Speaker не пищит, ничего банально не происходит, как будто компьютер мертв или не подключен к сети.
реклама
Что же делать в такой ситуации? Для начала — держать себя в руках и не паниковать. Спокойно дочитайте данный материал и верьте, что у вас все получится, ведь в 90% случаев любые проблемы с ПК решаются без стороннего ремонта в сервисном центре (а большая часть ремонта в сервисном центре слишком дорогая, чтобы производить этот ремонт и гораздо проще заменить комплектующее).
Вспомнить все и быть честным с самим собой
Диагностику и поиск неисправностей существенно облегчат ваши воспоминания и честность с самим собой. Попытайтесь вспомнить, что последний раз вы делали с компьютером, после чего он перестал включаться. Расскажу на своем примере — мой пк перестал запускаться, и вот, что было до этого с ним: я производил замену термопасты, после этого экспериментировал с разгоном на открытом тестовом стенде, далее я собрал все комплектующие обратно в корпус, во время сборки, чтобы зафиксировать 24-pin питание материнской платы, я случайно оперся рукой не на корпус, а на башенный кулер, после чего услышал явный щелчок, но не придал этому значения.
реклама
Из описанных действий становится очевидно, что проблема заключается в сокете, а, быть может, я спалил себе VRM. Но, все ведь мы надеемся, что проблема решится как-то по-другому и пытаемся искать проблему там, где ее нет?
Поэтому переходим к детальной диагностике неисправностей.
Полная диагностика и поиск неисправностей
Итак, мы нажимаем на кнопку включения, но ничего не происходит. Что же делать?
Первое: проверяем подключение всех кабелей, в том числе, включен ли блок питания и запитан ли он от сети. Если неисправности не найдены, то переходим к следующему шагу.
реклама
Второе: проверяем исправность кнопки — отсоединяем провод «POWER SW» и замыкаем соответствующие контакты. Замкнуть контакты можно любым металлическим предметом без слоя изоляции, будь то отвертка, лезвие бритвы или ножа, кусочек проволоки или провода с зачищенной изоляцией. От вас требуется лишь прикоснуться этим предметом до двух необходимых контактов. Если ничего не происходит, то, возможно, контакты или предмет в жире, вам следует обезжирить место контакта и сам предмет и повторить действие еще раз.
Третье: если все еще ничего не происходит, то время вытаскивать комплектующие из корпуса на стол или на любую другую поверхность, где бы вам было удобно работать и осматривать комплектующие. Попробуйте все запустить на столе, быть может, железная стенка корпуса каким-то образом замкнула материнскую плату или любой другой элемент ПК.
Четвертое: если описанные выше действия не дали никаких результатов, то пришло время проверки блока питания. Естественно, если у вас есть тестовая материнская плата или мультиметр, то проверка будет куда более информативной и простой, но давайте представим себе ситуацию, что у вас ничего нет. Как в этом случае проверить исправность блока питания (во всяком случае, его возможность запустить систему)? Для этого вам понадобится кусочек проволоки или провода с зачищенной изоляцией или, самое банальное — металлическая скрепка (желательно не окрашенная). Распрямите скрепку и загните ее в дугу , чтобы два ее конца были параллельны друг другу. Далее отсоедините блок питания от сети, чтобы исключить возможность хоть какого-то поражения электрически током. Остальные кабели блока питания должны быть также отсоединены от каких-либо разъемов. Вы берете 24-pin (20+4pin, либо же 20-pin на самых древних) колодку и замыкаете контакт зеленого провода с контактом черного провода той самой скрепкой или проволокой. Если в вашем блоке питания контакты не окрашены, то расположите колодку так, как показано на схеме, отсчитайте соответствующие контакты и замкните их (четвертый сверху, со стороны, на которой располагается замок с пятым/шестым/седьмым с той же стороны).
реклама
Не забываем, что блок питания мы обесточили. После замыкания контактов подайте питание на БП, не забывая о кнопке сзади.
Если блок питания запустился — радуемся, блок питания исправен. Если блок питания не запустился — все равно радуемся, возможно, что не исправен лишь блок питания (даже в такой ситуации попытайтесь сохранить оптимизм).
Пятое: допустим, наш блок питания полностью исправен. От сюда следует, что проблема в материнской плате и/или в тех комплектующих, которые закрепляются на ней. Начнем с простого: вытащите батарейку из материнской платы и закоротите контакты в гнезде, куда вставляется батарейка. Создать замыкание будет достаточно в обесточенной материнской плате буквально на 3-5 секунд. Далее попытайтесь запустить плату.
Шестое: если указанные выше действия не привели ни к какому результату, то следует отсоединить от материнской платы видеокарту и уже на этом этапе начать осмотр материнской платы. Также рекомендую подключить к осмотру обоняние, если вы чувствуете запах гари, то, скорее всего, что-то сгорело и вам следует заменить то комплектующее, которое сгорело. Но, если визуальный осмотр не выявил никаких физических дефектов, то попробуйте запустить систему без видеокарты (естественно, и без других подключенных к плате устройств).
Седьмое: если на предыдущем шаге не удалось запустить ПК, то методом исключения удается выяснить: неисправность может быть в оперативной памяти, материнской плате и, в крайнем случае, в процессоре (что все-таки иногда случается). Вам следует попробовать запустить систему без оперативной памяти. Если в слотах имеется какой-то мусор, то его следует вычистить, например, зубной щеткой (чистой). Если в этот момент найден виновник, то можно вас поздравить: либо проблема с контроллером памяти внутри процессора, либо проблема в слотах оперативной памяти материнской платы, либо проблема в одном или сразу нескольких модулях памяти. Как вернуть к жизни оперативную память — об этом и о других нестандартных решениях типичных компьютерных поломок вы сможете узнать из предыдущего материала.
Восьмое: допустим, система не запустилась и в этом случае. Следовательно, проблема кроется в процессоре либо же в материнской плате. Но не стоит заранее беспокоиться, что кто-то из них труп или нуждается в дорогом сервисном ремонте. Снимите кулер с процессора, очистите его крышку от термопасты. Внимательно осмотрите как ножки процессора, так и его подложку и CMT-компоненты (если таковые имеются). Если при визуальном осмотре было выявлено, что процессор в полном порядке, то пришло время осмотра сокета.
Внимательно осмотрите околосокетное пространство и сам сокет. Если визуальный осмотр не выявил никаких проблем, а запаха гари вы не чувствуете, то осмотрите материнскую плату с обратной стороны. Вам необходимо снять бекплейт, внимательно осмотреть CMT-компоненты за сокетом, осмотреть все дорожки на плате на предмет царапин, на текстолите материнской платы не должно быть никаких трещин. В случае, если визуальный осмотр также не выявил неисправности, то по ключу вставьте процессор обратно в сокет и попробуйте запустить систему. На крайней случай, если плата все равно не запустилась, то попробуйте запустить материнскую плату без процессора.
Девятое: если же и в этом случае система отказывается запускаться, это значит, что либо проблема только в материнской плате, либо проблема и в материнской плате, и в остальных комплектующих (кроме блока питания). В этом случае вам остается лишь снять радиаторы с цепей питания материнской платы и, соответственно, осмотреть так называемый «питальник» вашей материнской платы. Вас должны интересовать конденсаторы и полевые транзисторы (мосфеты). Если вышедший из строя конденсатор определить достаточно легко, то вышедший из строя транзистор чаще всего можно определить только благодаря прозвонке мультиметром. Вздувшийся конденсатор или неработающий транзистор достаточно легко заменить, выпаяв обыкновенным паяльником на 40-60 ватт.
Естественно, что я описал лишь самые банальные проблемы и неисправности, которые поддаются диагностике без специализированного оборудования и профессиональных навыков. Если, допустим, вы пролили на системный блок какую-либо жидкость или уронили на работающую материнскую плату какой-либо металлический предмет, проводящий электрический ток (винтик или отвертку), после чего произошло выключение ПК (возможно, что со спецэффектами), то в данном случае вам не обойтись без специальных навыков или сервисного обслуживания.
Ремонт в моем случае
Итак, для начала я снял башенный кулер, извлек процессор и приступил к осмотру сокета. В некоторых местах он был запачкан термопастой. Но в целом выглядел без физических повреждений. Благо я его не выломал, случайно оперевшись рукой на кулер.
Остатки термопасты по краю сокета я вычистил обычной чистой зубной щеткой. В трудно досягаемых местах лучше всего воспользоваться зубочисткой. Если сокет сильно загажен, то рекомендуется промыть его спиртом, ацетоном, бензином и чистить мягкой зубной щеткой, в некоторых случаях подойдет игла (если сокет LGA).
Далее я приступил к визуальному осмотру процессора — все его ноги, к счастью, были на месте. Выравнивать ноги не пришлось.
На внутренней части подложки процессора были следы термопасты. Их я счисти ватной палочкой, не задевая ворсом ноги процессора. Но рекомендую использовать обычную деревянную зубочистку.
Как удалось выяснить, термопаста в большинстве случаев не проводит электрический ток. Даже если она присутствует в сокете и на внутренней стороне подложки процессора, то это не приведет к замыканию.
Далее я снял бекплейт и осмотрел материнскую плату с обратной стороны. Визуальный осмотр не выявил никаких повреждений.
Я собрал систему и запустил свой ПК. Плата удачно стартовала и предложила мне настроить систему в BIOS, так как «решила», что я установил новый процессор в сокет. Однако в BIOS, к счастью, сохранились все мои профили настроек.
На этом ремонт ПК был завершен, я протестировал конфигурацию в OCCT, все прошло успешно.
Заключение
Стоит ли после прочтения данной статьи перестать перебирать компьютеры и экспериментировать — конечно же нет, ведь энтузиаст остается энтузиастом только пока он продолжает экспериментировать, именно это его и отличает от потребителя. Но стоит ли быть более внимательным и аккуратным при сборке ПК — определенно.
На мой взгляд в ремонте ПК и исправлении неисправностей честность с самим собой — это как минимум четверть успеха, половина же успеха заключается в правильной постановке диагноза, и лишь еще четверть успеха остается за непосредственным ремонтом как таковым. Не стоит искать проблему там, где ее нет. И, если уж дело дошло до обращения в сервисный центр, то важно сказать правду мастеру, как вы довели ПК до такого состояния, будь то перерезанные дорожки на материнской плате соскочившей отверткой или пролитый на ноутбук чай. Это сэкономит время ремонтнику, а вам деньги, отданные за ремонт.
Если же вы не в состоянии решить проблему своими силами, то, советую вам посетить Конференцию Overclockers.ru, где вам обязательно помогут и дадут совет.
Но в моем случае участники Конференции так и не смогли понять, что именно привело к данной неисправности ПК, поэтому давайте попробуем выяснить в комментариях, что именно не позволяло ПК запуститься и что могло быть (и может быть до сих пор) повреждено в материнской плате?
Диагностика компьютера на наличие неисправностей
Как проверить компьютер на наличие неисправностей, протестировать все комплектующие, выявить проблемы и при возможности самостоятельно устранить.
Многие владельцы ПК сталкиваются с различными ошибками и сбоями в работе компьютера, но не могут определить причину неполадки. В этой статье мы рассмотрим основные способы диагностики компьютера, позволяющие самостоятельно выявить и устранить различные проблемы.
Учтите, что качественная диагностика компьютера может занять целый день, выделите его с утра специально для этого, а не начинайте все ближе к вечеру.
Предупреждаю, что писать буду подробно как для новичков, которые ни разу не разбирали компьютер, чтобы предупредить о всех возможных нюансах, которые могут привести к проблемам.
Рекомендуется выполнять диагностику компьютера в изложенном ниже порядке, так как все действия взаимосвязаны и нежелательно переходить к следующему шагу не выполнив предыдущий.
Содержание
Содержание
1. Разборка и чистка компьютера
В первую очередь рекомендуется снять и тщательно почистить основные комплектующие компьютера, так как часто причиной неполадок может быть пыль или плохие контакты.
До чистки начинать диагностику не целесообразно, так как вы не сможете выявить причину неисправности, если она вызвана засорением контактов или системы охлаждения. Кроме того, может не удастся завершить диагностику из-за повторных сбоев.
Произведите разборку в следующей последовательности:
- Отключите от системного блока все провода.
- Снимите обе боковых крышки.
- Отсоедините разъемы питания от видеокарты и выньте ее.
- Выньте все планки памяти.
- Отсоедините и выньте шлейфы всех дисков.
- Открутите и выньте все диски.
- Отсоедините все кабели блока питания.
- Открутите и выньте блок питания.
Аккуратно продуйте системный блок и все комплектующие по отдельности мощным потоком воздуха из пылесоса без пылевого мешка.
Если ваш пылесос не работает на выдув, а только на вдув, то будет немного сложнее. Хорошо очистите его, чтобы он как можно сильнее тянул. При чистке рекомендуется использовать насадку с мягким ворсом.
Также, чтобы вычистить прибившуюся пыль, можно использовать мягкую кисть.
Тщательно очистите радиатор процессорного кулера, предварительно рассмотрев где и на сколько сильно он забился пылью, так как это одна из частых причин перегрева процессора и сбоев ПК.
Убедитесь также, что крепление кулера не сломалось, прижим не раскрылся и радиатор надежно прижат к процессору.
По окончании чистки не спешите собирать все обратно, а переходите к следующим этапам.
2. Проверка батарейки материнской платы
Первым делом после чистки, чтобы потом не забыть, я проверяю заряд батарейки на материнской плате, а заодно сбрасываю BIOS. Для того, чтобы ее вытащить, нужно надавить плоской отверткой на защелку в указанном на фото направлении и она сама выскочит.
После этого нужно замерить ее напряжение мультиметром, оптимально если оно будет в пределах 2.5-3 В. Изначальное напряжение батарейки 3 В.
Если напряжение батарейки ниже 2.5 В, то желательно ее уже поменять. Напряжение 2 В является критически низким и ПК уже начинает сбоить, что проявляется в сбросе настроек BIOS и остановках в начале загрузки ПК с предложением нажать F1 или еще какую-то клавишу для продолжения загрузки.
Если у вас нет мультиметра, то можете взять батарейку с собой в магазин и попросить, чтобы там проверили или просто заранее купите батарейку для замены, она стандартная и совсем недорогая.
Батарейку нужно менять своевременно, но если у вас сейчас нет под рукой замены, то просто не отключайте системный блок от питания пока не поменяете батарейку. В таком случае настройки слетать не должны, но проблемы все равно могут возникнуть, так что не затягивайте.
3. Сброс BIOS
Проверка батарейки хорошее время для полного сброса BIOS. При этом сбрасываются не только настройки BIOS, что можно сделать через меню Setup, но и так называемая энергозависимая память CMOS, в которой хранятся параметры всех устройств (процессора, памяти, видеокарты и т.д.).
Ошибки в CMOS часто являются причинами следующих проблем:
- компьютер не включается
- включается через раз
- включается и ничего не происходит
- включается и сам выключается
Для сброса BIOS на 10 секунд замкните отверткой или другим металлическим предметом контакты в разъеме батарейки, этого обычно достаточно для разрядки конденсаторов и полной очистки CMOS.
Признаком того, что сброс произошел будет сбившаяся дата и время, которые нужно будет установить в биосе при ближайшей загрузке компьютера.
4. Визуальный осмотр комплектующих
Внимательно осмотрите все конденсаторы на материнской плате на предмет вздутия и потеков, особенно в области процессорного сокета.
Иногда конденсаторы вздуваются не вверх, а вниз, что приводит к их наклону как будто их просто немного погнули или неровно припаяли.
Если какие-то конденсаторы вздулись, то нужно как можно скорее отдать материнку в ремонт и попросить перепаять все конденсаторы, включая те что находятся рядом со вздувшимися.
Также осмотрите конденсаторы и другие элементы блока питания, не должно быть вздутий, потеков, следов подгорания.
Осмотрите контакты дисков на предмет окисления.
Их можно почистить стирательной резинкой и после этого обязательно заменить шлейф или переходник питания, которым был подключен этот диск, так как он уже испорчен и из-за него скорее всего произошло окисление.
Вообще проверьте все шлейфы и разъемы, чтобы они были чистые, с блестящими контактами, плотно подключались к дискам и материнской плате. Все несоответствующие этим требованиям шлейфы нужно заменить.
Проверьте правильность подключения проводов от передней панели корпуса к материнской плате.
Важно чтобы была соблюдена полярность (плюс к плюсу, минус к минусу), так как на передней панели бывает общая масса и несоблюдение полярности будет приводить к замыканию, из-за чего компьютер может вести себя неадекватно (включаться через раз, сам выключаться или перезагружаться).
Где плюс и минус в контактах передней панели указано на самой плате, в бумажном руководстве к ней и в электронной версии руководства на сайте производителя. На контактах проводов от передней панели также бывает указано где плюс и минус. Обычно белый провод это минус, а плюсовой разъем может обозначаться треугольником на пластиковом коннекторе.
Многие даже опытные сборщики допускают здесь ошибку, так что проверяйте.
5. Проверка блока питания
Если компьютер до чистки вообще не включался, то не спешите его собирать, первом делом нужно проверить блок питания. Впрочем, в любом случае проверить БП не повредит, может именно из-за него компьютер сбоит.
Для проверки блока питания замкните единственный зеленый провод в разъеме материнской платы с любым черным. Это даст сигнал блоку питания, что он подключен к материнской плате, иначе он не включится.
Затем включите блок питания в сетевой фильтр и нажмите кнопку на нем. Не забывайте, что на самом блоке питания также может быть кнопка включения/выключения.
Признаком включения блока питания должен стать крутящийся вентилятор. Если вентилятор не крутится, то возможно он вышел из строя и его нужно заменить.
Замерьте мультиметром напряжения между контактами в разъемах для периферийных устройств.
Они должны находится примерно в следующем диапазоне.
- 12 В (желтый-черный) – 11.7-12.5 В
- 5 В (красный-черный) – 4.7-5.3 В
- 3.3 В (оранжевый-черный) – 3.1-3.5 В
Если какое-либо напряжение отсутствует или сильно выходит за указанные границы, значит блок питания неисправен. Лучше всего заменить его на новый более качественный, но если сам компьютер недорогой, то допускается ремонт, БП поддаются этому легко и недорого.
Запуск блока питания и нормальные напряжения хороший знак, но сам по себе еще не говорит о том, что блок питания хороший, так как сбои могут происходить из-за просадок или пульсации напряжения под нагрузкой. Но это уже определяется на последующих этапах тестирования.
6. Проверка контактов питания
Обязательно проверьте все электрические контакты от розетки до системного блока. Розетка должна быть современная (под европейскую вилку), надежная и не разболтанная, с чистыми упругими контактами. Такие же требования предъявляются к сетевому фильтру и кабелю от блока питания компьютера.
Контакт должен быть надежен, вилки и разъемы не должны болтаться, искрить или быть окисленными. Обратите на это пристальное внимание, так как плохой контакт часто является причиной выхода из строя системного блока, монитора и других периферийных устройств.
Если у вас есть подозрение в качестве розетки, сетевого фильтра, кабеля питания системного блока или монитора, то как можно быстрее поменяйте их, чтобы избежать выхода из строя компьютера. Не затягивайте и не экономьте на этом, так как ремонт ПК или монитора обойдется значительно дороже.
Также плохой контакт часто является причиной сбоев в работе ПК, которые сопровождаются внезапным отключением или перезагрузкой с последующими сбоями на жестком диске и как следствие нарушением работы операционной системы.
Еще сбои могут происходить из-за просадок или пульсаций напряжения в сети 220 В, особенно в частном секторе и отдаленных районах города. В таком случае сбои могут проявляться даже когда компьютер простаивает. Попробуйте замерить напряжение в розетке сразу после самопроизвольного отключения или перезагрузки компьютера и понаблюдайте за показаниями какое-то время. Так можно выявить длительные просадки, спасет от которых линейно-интерактивный ИБП со стабилизатором.
7. Сборка и включение компьютера
После чистки и осмотра ПК аккуратно соберите его и внимательно проверьте, что подключили все что нужно. Если компьютер до чистки отказывался включатся или включался через раз, то желательно подключать комплектующие по очереди. Если таких проблем не было, то пропустите следующий раздел.
7.1. Поэтапная сборка ПК
Сперва к материнской плате с процессором подключите разъем питания материнской платы и питания процессора. Не вставляете оперативку, видеокарту и не подключайте диски.
Включите питание ПК и если с материнской платой все нормально, должен закрутиться вентилятор процессорного кулера. Также, если к материнке подключена пищалка, обычно звучит звуковой код, указывающий на отсутствие оперативной памяти.
Установка памяти
Выключите компьютер коротким или (если не получится) длинным нажатием кнопки включения на системном блоке и вставьте одну планку оперативной памяти в ближайший к процессору цветной слот. Если все слоты одного цвета, то просто в ближайший к процессору.
Следите, чтобы планка памяти вставлялась ровно, до упора и защелкивались фиксаторы, иначе она может повредиться при включении ПК.
Если с одной планкой памяти компьютер завелся и есть пищалка, то обычно звучит код, сигнализирующий о том, что отсутствует видеокарта (если нет интегрированной графики). Если звуковой код сигнализирует о проблемах с оперативкой, то попробуйте вставить другую планку на тоже место. Если проблема продолжается или другой планки нет, то переставьте планку в другой ближайший слот. Если никаких звуков нет, то возможно все нормально, продолжайте дальше.
Выключите компьютер и вставьте вторую планку памяти в слот того же цвета. Если на материнке 4 слота одного цвета, то руководствуйтесь инструкцией к материнской плате, так чтобы память стояла в рекомендуемых для двухканального режима слотах. После чего вновь включите и проверьте включается ли ПК и какие звуковые сигналы издает.
Если у вас 3 или 4 планки памяти, то просто вставляйте их по очереди, каждый раз выключая и включая ПК. Если с какой-то планкой компьютер не стартует или выдает звуковой код ошибки памяти, значит эта планка неисправна. Также можно проверить и слоты материнской платы, переставляя рабочую планку в разные слоты.
На некоторых материнках есть красный индикатор, который светится в случае неполадок с памятью, а иногда и сегментный индикатор с кодом ошибок, расшифровка которых есть в руководстве к материнской плате.
Если компьютер запускается, то дальнейшее тестирование памяти происходит уже на другом этапе.
Установка видеокарты
Пришло время проверить видеокарту, вставив ее в верхний слот PCI-E x16 (или AGP для старых ПК). Не забудьте подключить дополнительное питание к видеокарте с соответствующими разъемами.
С видеокартой компьютер должен нормально стартовать, без звуковых сигналов, либо с одиночным звуковым сигналом, свидетельствующим о нормальном прохождении самотестирования.
Если ПК не включается или издает звуковой код ошибки видеокарты, значит она с большой вероятностью неисправна. Но не спешите с выводами, иногда нужно просто подключить монитор и клавиатуру.
Подключение монитора
Выключите ПК и подключите монитор к видеокарте (или материнке если нет видеокарты). Убедитесь, что разъем к видеокарте и монитору подключен плотно, иногда тугие разъемы входят не до конца, что является причиной отсутствия изображения на экране.
Включите монитор и убедитесь, что на нем выбран правильный источник сигнала (разъем к которому подключен ПК, если их несколько).
Включите компьютер и на экране должна появится графическая заставка и текстовые сообщения материнской платы. Обычно это предложение зайти в BIOS по клавише F1, сообщение об отсутствии клавиатуры или загрузочных устройств, это нормально.
Если компьютер молча включается, но на экране ничего нет, скорее всего что-то не так с видеокартой или монитором. Видеокарту можно проверить только переставив на рабочий компьютер. Монитор можно подключить к другому рабочему ПК или устройству (ноутбуку, плееру, тюнеру и т.п.). Не забывайте выбирать нужный источник сигнала в настройках монитора.
Подключение клавиатуры и мыши
Если с видеокартой и монитором все нормально, то идем дальше. По очереди подключайте сначала клавиатуру, затем мышку, каждый раз выключая и включая ПК. Если компьютер зависает после подключения клавиатуры или мышки, значит они требуют замены – такое бывает!
Подключение дисков
Если с клавиатурой и мышкой компьютер стартует, то начинаем по очереди подключать жесткие диски. Сначала подключайте второй диск без операционной системы (если есть).
После чего включите компьютер и если дело доходит до сообщений BIOS, значит все нормально. Если ПК не включается, зависает или сам выключается, значит контроллер этого диска вышел из строя и его нужно менять или нести в ремонт для спасения данных.
Выключите компьютер и подключите DVD-привод (если есть) интерфейсным шлейфом и по питанию. Если после этого возникают проблемы, значит привод сбоит по питанию и его нужно менять, ремонтировать обычно не имеет смысла.
В конце подключаем основной системный диск и готовимся ко входу в BIOS для первоначальной настройки перед запуском операционной системы. Включаем компьютер и если все нормально, переходим к следующему этапу.
7.2. Первая загрузка ПК
При первом включении компьютера зайдите в BIOS. Обычно для этого используется клавиша Delete, реже другие (F1, F2, F10 или Esc), что указывается в подсказках в начале загрузки.
На первой вкладке установите дату и время, а на вкладке «Boot» выберите первым загрузочным устройством ваш жесткий диск с операционной системой.
На старых материнках с классическим BIOS это может выглядеть так.
На более современных с графической оболочкой UEFI немного по-другому, но смысл такой же.
Для выхода из биоса с сохранением настроек нажмите F10. Не отвлекайтесь и проследите как произойдет полная загрузка операционной системы, чтобы заметить возможные проблемы.
По завершении загрузки ПК проверьте работают ли вентиляторы процессорного кулера, блока питания и видеокарты, иначе производить дальнейшее тестирование не имеет смысла.
Если не работает какой-либо из корпусных вентиляторов, то это не страшно, просто запланируйте его замену в ближайшем будущем, не отвлекайтесь на это сейчас.
8. Анализ ошибок
Здесь по сути начинается диагностика, а все выше описанное было лишь подготовкой, после которой многие проблемы могли уйти и без нее начинать тестирование не имело смысла.
8.1. Включение дампов памяти
Если в процессе работы компьютера появлялись синие экраны смерти (BSOD), то это может существенно облегчить выявление неисправности. Обязательным условием для этого является наличие дампов памяти (или хотя бы выписанных самостоятельно кодов ошибок).
Для проверки или включения функции записи дампов нажмите на клавиатуре сочетание клавиш «Win+R», введите в появившуюся строку «sysdm.cpl» и нажмите ОК или Enter.
В появившемся окне перейдите на вкладку «Дополнительно» и в разделе «Загрузка и восстановление» нажмите кнопку «Параметры».
В поле «Запись отладочной информации» должно стоять «Малый дамп памяти».
Если это так, то у вас уже должны быть дампы предыдущих ошибок в папке «C:\Windows\Minidump».
Если эта опция не была включена, то дампы не сохранялись, включите ее хотя бы сейчас для возможности анализа ошибок, если они будут повторяться.
Если дампы в указанной папке есть, то переходим к их анализу.
8.2. Анализ дампов памяти
Для анализа дампов памяти с целью выявления того что приводит к сбоям есть замечательная утилита «BlueScreenView», которую вы вместе с другими утилитами для диагностики можете скачать в разделе «Ссылки».
Данная утилита показывает файлы в которых произошел сбой. Эти файлы принадлежат операционной системе, драйверам устройств или какой-либо программе. Соответственно, по принадлежности файла можно определить какое устройство или ПО стало виной сбоя.
Пробегитесь по дампам и посмотрите какие файлы чаще всего фигурируют как виновники сбоя, они выделены красным фоном. Кликните правой кнопкой мыши на одном из таких файлов и просмотрите его свойства (Properties).
В нашем случае несложно определить, что файл относится к драйверу видеокарты «nVidia» и большая часть ошибок была вызвана им.
Кроме того, в некоторых дампах фигурировал файл «dxgkrnl.sys», даже из названия которого понятно, что он относится к DirectX, непосредственно связанного с 3D графикой. А значит, наиболее вероятно, что в сбое виновата видеокарта, которую стоит подвергнуть тщательному тестированию, что мы также рассмотрим.
Таким же образом можно определить, что виной сбоя является звуковая карта, сетевая карта, жесткий диск или какая-то программа глубоко залезающая в систему типа антивируса. Например, если сбоит диск, то будет крашится драйвер контроллера.
Если сбои происходят в драйвере звуковой карты, то скорее всего она вышла из строя. Если она интегрированная, то можно отключить ее через BIOS и установить другую дискретную. Тоже самое можно сказать и о сетевой карте. Однако, сетевые сбои могут быть вызваны атаками из интернета, что часто решает обновление драйвера сетевой карты и подключение к интернету через роутер.
Также в утилите «BlueScreenView» можно посмотреть коды ошибок и надписи, которые были на синем экране. Для этого зайдите в меню «Options» и выберите вид «Blue Screen in XP Style» или нажмите клавишу «F8».
После этого, переключаясь между ошибками, вы будете видеть как они выглядели на синем экране.
По коду ошибки также можно найти возможную причину проблемы в интернете, но по принадлежности файлов это сделать проще и надежнее. Для возврата в предыдущий вид можно использовать клавишу «F6».
Если в ошибках все время фигурируют разные файлы и различные коды ошибок, то это признак возможных проблем с оперативной памятью, в которой крашится все подряд. Ее мы и подвергнем диагностике в первую очередь.
9. Тестирование оперативной памяти
Даже если вы думаете, что проблема не в оперативке, все равно проверьте ее в первую очередь. Иногда место имеет несколько неполадок, а если оперативка сбоит, то диагностировать все остальное довольно сложно из-за частых сбоев ПК.
Для теста оперативной памяти рекомендую использовать лучшую утилиту «Memtest 86+». Она самая надежная, работает на любых ПК и входит в комплект загрузочного диска «Hiren’s BootCD» для диагностики ПК.
Кроме того, «Hiren’s BootCD» содержит несколько альтернативных тестов памяти, на случай если «Memtest 86+» не запустится и еще множество полезных утилит для теста жестких дисков, видеопамяти и др.
Скачать образ «Hiren’s BootCD» вы можете там же где и все остальное – в разделе «Ссылки». Если вы не знаете как правильно записать такой образ на CD или DVD диск, обратитесь к статье где мы рассматривали создание установочного диска Windows, тут все делается точно также.
Настройте BIOS на загрузку с DVD-привода или используйте «Boot Menu» как описано в статье о настройке BIOS, загрузитесь с диска «Hiren’s BootCD» и запустите «Memtest 86+».
Тестирование может длиться от 30 до 60 минут, в зависимости от скорости и объема оперативной памяти. Должен завершиться один полный проход и тест пойдет по второму кругу. Если с памятью все нормально, то после первого прохода (Pass 1) ошибок быть не должно (Errors 0).
После этого тестирование можно прервать с помощью клавиши «Esc» и компьютер перезагрузится.
Если битая планка еще на гарантии, то сделайте фото с экрана с помощью фотоаппарата или смартфона и предъявите в гарантийный отдел магазина или сервисный центр (хотя в большинстве случаев это не обязательно).
В любом случае использовать ПК с битой памятью и проводить дальнейшую диагностику до ее замены не целесообразно, так как будут сыпаться различные непонятные ошибки.
10. Подготовка к тестам комплектующих
Все остальное, кроме оперативной памяти, тестируется из-под Windows. Поэтому, чтобы исключить влияние операционной системы на результаты тестов, желательно сделать резервную копию системы, при необходимости сохранить важные файлы, временно установить чистую Windows и самые необходимые драйвера.
Если для вас это сложно или нет времени, то можно попробовать провести тестирование на старой системе. Но, если сбои происходят из-за неполадок в операционной системе, какого-то драйвера, программы, вируса, антивируса (т.е. в программной части), то тестирование железа не поможет это определить и вы можете пойти по ложному пути. А на чистой системе у вас будет возможность увидеть как ведет себя компьютер и полностью исключить влияние программной составляющей.
Лично я всегда делаю все как положено от начала и до конца как описано в этой статье. Да, это занимает целый день, но пренебрегая моими советами вы можете биться неделями, так и не определив причину проблемы.
11. Тестирование процессора
Быстрее и проще всего протестировать процессор, если конечно нет явных признаков, что проблема скажем в видеокарте, о чем мы поговорим ниже.
Если ваш компьютер через некоторое время после включения начинает тормозить, зависает при просмотре видео, в играх, внезапно перезагружается или выключается под нагрузкой, то есть вероятность перегрева процессора. На самом деле это одна из наиболее частых причин подобных проблем.
На этапе чистки и визуального осмотра вы должны были убедиться, что процессорный кулер не забит пылью, его вентилятор вращается, а радиатор надежно прижат к процессору. Также надеюсь, что вы не снимали его при чистке, так как это требует замены термопасты, о чем я еще скажу.
«CPU-Z» мы будем использовать для стресс-теста с прогревом процессора, а «HWiNFO» для мониторинга его температуры. Хотя, лучше для мониторинга температуры использовать фирменную утилиту материнской платы, она точнее. Например, у ASUS это «PC Probe».
Для начала неплохо было бы узнать максимально допустимый тепловой пакет вашего процессора (TCASE). Например, для моего Core i7-6700K это 64 °C.
Узнать это можно перейдя на сайт производителя из поиска в интернете. Это критическая температура в теплораспределителе (под крышкой процессора), максимально допустимая производителем. Не путайте ее с температурой ядер, которая обычно выше и также отображается в некоторых утилитах. Поэтому мы будем ориентироваться не на температуру ядер по датчикам процессора, а на общую температуру процессора по показаниям материнской платы.
Итак, запускаем обе утилиты – «CPU-Z» и «HWiNFO», находим датчик температуры процессора (CPU) в показателях материнской платы, запускаем тест в «CPU-Z» кнопкой «Stress CPU» и наблюдаем за температурой.
Если через 10-15 минут теста температура на 2-3 градуса ниже критичной для вашего процессора, то волноваться не о чем. Но, если имели место сбои при высокой нагрузке, то лучше погонять этот тест 30-60 минут. Если в процессе тестирования произойдет зависание или перезагрузка ПК, то следует подумать об улучшении охлаждения.
В случае перегрева процессора проверьте, соответствует ли ваш кулер минимально необходимым требованиям. Если нет, то нужно его менять, никакие ухищрения тут не помогут. Если же кулер достаточно мощный, но немного не справляется, тогда следует поменять термопасту на более эффективную, заодно и сам кулер возможно установится более удачно.
Из недорогих, но очень хороших термопаст, могу порекомендовать Artic MX-4.
Наносить ее нужно тонким слоем, предварительно удалив старую пасту сухой и затем смоченной в спирте ватой.
Замена термопасты даст вам выигрыш в 3-5 °C, если этого окажется недостаточно, то просто доустановите корпусные вентиляторы, хотя бы самые недорогие.
Замена кулера и термопасты, дополнительные корпусные вентиляторы и регулярная чистка – это все что поможет улучшить охлаждение процессора и позволит побороть связанные с его перегревом сбои.
12. Тестирование видеокарты
Протестировать видеокарту также не вызовет особых проблем. Основные инструменты для этого утилиты – «FurMark» и «3DMark» из раздела «Ссылки». Установите сразу обе утилиты, чтобы промежуток между тестами был минимальным.
Сначала запускаем стресс-тест «FurMark» и прогреваем видеокарту в течение 10-15 минут.
Уже само по себе прохождение этого теста говорит о многом, так как мало какая глючащая видеокарта не проявит в нем никаких проблем. Для разных видеокарт максимальная температура будет разной. Отличным показателем является 60 °C, для адаптеров с более горячим норовом допустимо 70 °C, температура 80 °C и выше уже не желательна, может приводить к сбоям и требует улучшенного охлаждения с помощью корпусных вентиляторов.
Сразу после прогрева запускайте тест «3DMark 2006», он не сильно грузит видеокарту и слабо процессор, но с помощью него можно выявить ошибки в работе видеочипа и видеопамяти, приводящие к вылетам теста и различным графическим артефактам.
Внимательно смотрите как ведет себя тест, не искажается ли изображение, цвет текстур и т.п. Это будет видно невооруженным глазом. Если вы увидите цветные полоски, квадратики, ломанные линии, сплошную заливку цветом вместо травы или других текстур, то с видеокартой однозначно проблемы.
Нажмите для просмотра всех скриншотов
Пора ее менять или, если она еще достаточно мощная, нести в ремонт. Если повезет, поможет простой прогрев чипа, но делать это самостоятельно не рекомендую, лучше довериться опытным специалистам сервисного центра.
13. Тестирование блока питания
Блок питания, как и все остальные комплектующие компьютера, постепенно изнашивается, его мощность падает и ухудшается качество стабилизации напряжений. Больше всего к просадкам напряжения чувствительны видеокарты, а пульсации приводят к вспуханию конденсаторов на материнской плате.
При большой нагрузке одновременно на видеокарту и процессор, что происходит в основном в требовательных играх, блок питания не справляется и из-за просадки напряжения на видеокарте происходит сбой, выражающийся в зависании, а чаще в перезагрузке или выключении ПК во время игры.
Утилита «3DMark 2011» предназначена для теста видеокарты, но благодаря тому, что она хорошо нагружает не только видеокарту, но и процессор, ее можно использовать в качестве комплексного теста блока питания.
Также в качестве комплексного теста БП можно запустить одновременно стресс-тест видеокарты «FurMark» и стресс-тест процессора «CPU-Z», я часто пользуюсь таким приемом.
Если компьютер выключится или перезагрузится во время теста, то с большой вероятностью виноват блок питания, даже если вроде бы он достаточной мощности и приличного бренда, возможно вам просто попался брак, я сталкивался с таким не раз.
Лучший способ проверить догадку – попросить у кого-то заведомо хороший и достаточно мощный блок питания для теста. Или, если такой возможности нет, отнести системник для теста в сервис компьютерного магазина, где вам смогут потом предложить замену.
Утилиту «3DMark 2011» также можно скачать в разделе «Ссылки».
14. Тестирование дисков
Это самый длительный этап после теста оперативки, поэтому я предпочитаю оставлять его напоследок. Для начала можно провести тест скорости всех дисков с помощью утилиты «HDTune», на которую я даю «Ссылки». Это иногда помогает выявить зависания при обращении к диску, что говорит о проблемах с ним.
Посмотрите параметры SMART, где отображается «здоровье диска», там не должно быть красных строк и общий статус диска должен быть «ОК».
Перечень основных параметров SMART и за что они отвечают вы можете скачать в разделе «Ссылки».
Полный тест поверхности можно произвести с помощью этих же утилит из-под Windows. Процесс может занять 2-4 часа в зависимости от объема и скорости диска (где-то 1 час на каждые 500 Мб). По завершении теста не должно быть ни одного битого блока, которые выделяются красным цветом.
Наличие такого блока является однозначным приговором для диска и 100% гарантийным случаем. Быстрее спасайте ваши данные и меняйте диск, только не говорите в сервисе, что вы уронили ноутбук
Проверять можно поверхность как обычных жестких дисков (HDD), так и твердотельных накопителей (SSD). У последних правда нет никакой поверхности, но если HDD или SSD диск будет каждый раз зависать во время проверки, значит скорее всего сбоит электроника – нужно менять или чинить (последнее маловероятно).
Проблемы с контроллером (электроникой) и поверхностью диска приводят к окошкам с ошибками в операционной системе, кратковременным и полным зависаниям компьютера. Обычно это сообщения о невозможности прочитать тот или иной файл и ошибки обращения к памяти.
Такие ошибки можно принять за проблемы с оперативкой, в то время как вполне может быть виноват диск. Прежде чем паниковать попробуйте обновить драйвер контроллера диска или наоборот вернуть родной драйвер Windows как описано в статье об установке драйверов.
15. Тестирование оптического привода
Для проверки оптического привода обычно достаточно просто записать диск с верификацией. Например, с помощью программы «Astroburn», она есть в разделе «Ссылки».
После записи диска с сообщением об успешной верификации, попробуйте полностью скопировать его содержимое на другом компьютере. Если диск читается и привод читает другие диски (за исключением плохо читающихся), значит все нормально.
Из проблем с приводом, с которыми я сталкивался, это сбои электроники, которые полностью вешали или не давали включаться компьютеру, поломки выдвижного механизма, загрязнение линзы лазерной головки и поломка головки в результате неправильной чистки. В большинстве случаев все решается заменой привода, благо они недорогие и даже если несколько лет не использовались, умирают от пыли.
16. Проверка корпуса
Корпус тоже иногда ломается, то кнопка заедает, то проводок от передней панели отвалится, то в USB-разъеме замкнет. Это все может привести к непредсказуемому поведению ПК и решается тщательным осмотром, очисткой, тестером, паяльником и другими подручными средствами.
Главное чтобы ничего не коротило, о чем может свидетельствовать неработающая лампочка или разъем. Если сомневаетесь, отсоедините все провода от передней панели корпуса и попробуйте так какое-то время поработать за компьютером.
17. Проверка материнской платы
Зачастую проверка материнки сводится к проверке всех комплектующих. Если все комплектующие по отдельности работают нормально и проходят тесты, операционная система переустановлена, но компьютер все равно сбоит, возможно дело в материнке. И тут уж я вам не помогу, провести ее диагностику и выявить проблему с чипсетом или процессорным сокетом под силу только опытному электронщику.
Исключение составляет вылет звуковой или сетевой карты, что решается отключением их в биосе и установкой отдельных плат расширения. В материнке можно перепаять конденсаторы, но скажем замену северного моста, как правило производить не целесообразно, так как это дорого и нет никаких гарантий, лучше сразу купить новую материнку.
18. Если ничего не помогает
Конечно, всегда лучше самостоятельно обнаружить проблему и определить лучший способ решения, так как некоторые недобросовестные ремонтники норовят навешать вам лапши на уши и содрать три шкуры.
Но может быть так, что вы выполните все рекомендации, но не сможете определить проблему, у меня такое бывало. В таком случае дело чаще в материнской плате или в блоке питания, может там микротрещина в текстолите и она время от времени дает о себе знать.
В таком случае ничего не поделаешь, несите весь системный блок в более-менее хорошо себя зарекомендовавшую компьютерную фирму. Не нужно носить комплектующие по частям, если вы не уверены в чем дело, так вопрос никогда не решится. Пусть там разбираются, особенно если компьютер еще на гарантии.
Специалисты компьютерного магазина обычно не парятся, у них много разных комплектующих, они просто что-то меняют и смотрят ушла ли проблема, таким образом достаточно быстро и просто устранив неполадку. Также у них есть достаточно времени для проведения тестов.
19. Ссылки
По ссылкам ниже вы можете скачать полезные файлы и утилиты, которые существенно облегчат диагностику и выявление ошибок компьютера.
Жесткий диск WD Blue WD10EZEX
SSD Crucial BX500 CT120BX500SSD1
Жесткий диск Transcend StoreJet 25M3 1 TB