История трамвая: от конки и до ренессанса
Фактически, история трамвая начинается все-таки чуть позже, с 1828 года, когда в американском Балтиморе впервые экипажи поставили на рельсы. Это значительно уменьшило нагрузку на лошадей, увеличило скорость передвижения и вместимость первых вагонов. Следующим шагом стало изобретение в 1852 году рельсов с желобом, которые позволяли утапливать их в полотно дороги. Таким образом, конка перестала мешать остальному движению, и ее развитие пошло вперед семимильными шагами, появившись практически во всех крупных городах развитых стран мира.
Развитие всевозможных двигателей, разумеется, не могло обойти стороной конку. Появлялись первые трамваи на паровой тяге. Паровозы трамвайного типа бодро тянули два-три коночных вагона. Они уже обходились без лошадей, но производили столько шума и копоти, что были совершенно неуместны в городах. Кроме того, трамваи были на канатной тяге (Сан-Франциско), пневматические (Париж, Берн), бензомоторные и даже дизельные. Но все они, при достоинствах в виде увеличенного количества пассажиров и независимостью от лошадей, обладали массой недостатков – от шума и пыли – до копоти и поломок.
Своим появлением на свет электрический трамвай обязан украинскому физику из Полтавы, Федору Пироцкому. Именно он решил по проводам подвести электричество к трамвайным рельсам. В 1880 году он продемонстрировал свое изобретение изумленной публике – самый тяжелый двухъярусный вагон конки поехал со скоростью около 20 км/час. На то время это было немыслимо – обычная скорость составляла 8 км/час. К сожалению, в Российской империи изобретателю не удалось внедрить электрический трамвай. Но его изобретением заинтересовались немцы – братья Сименс.
Уже в 1882 году по рельсам европейских городов забегал первый трамвай на электротяге
120 лет Нижегородскому трамваю — первому в России
Недавно еду по городу, и в глаза бросился огромный билборд с надписью «120 лет Нижегородскому трамваю — первому в России!».
Сразу вспомнилось, как 20 лет назад, в 1996 году, мы всей семьей с сыном (ему тогда было 4 годика), ездили на праздник, посвященный 100-летию Нижегородского трамвая — первого в России. Придя домой, я достала наши старые видеозаписи (к счастью, у нас уже тогда была видеокамера, на которую мы фиксировали все значимые события и путешествия), и с удовольствием посмотрела и вспомнила этот праздник снова. Какие же мы были тогда молодые! И вот уже 20 лет прошло. И снова праздник! Теперь уже 120 лет первому в России Нижегородскому трамваю!
Нижегородский трамвай стал первым в России городским пассажирским трамваем с постоянным режимом работы, и пущен он был 8 мая 1896 г.
Ранее этой даты в 1895 г. в Петербурге в качестве эксперимента был пущен ледовый трамвай, но он мог работать не постоянно, а лишь сезонно.
В 1892 г. первый трамвай пошел в Киеве, но это другое государство — Украина.
В 1894 г. — во Львове, но тогда этот город принадлежал Австрии и носил название Лемберг.
В 1895 г. — в Калининграде, но на тот момент это была Пруссия, и город назывался Кенигсберг.
Вот так и получается, что городом именно в России, где впервые появился электрический трамвай, работающий постоянно, стал Нижний Новгород.
Дело в том, что в 1896 г. Нижний Новгород удостоился чести принимать у себя XVI Всероссийскую промышленно-художественную выставку, которая проходила с 28 мая по 30 сентября. Именно к открытию этой выставки и был проложен первый трамвайный маршрут.
Эта Выставка была выдающимся событием русской жизни! Она выделялась даже среди других выставок в мире, превосходя их и по площади, и по числу посетителей, и по количеству экспонатов. Так, Нижегородская выставка по занимаемой площади превосходила Всемирную выставку в Париже (1889 г.), а Московскую Всероссийскую выставку 1882 г. вообще более, чем в 3 раза! А посетило ее около миллиона человек!
Нижний Новгород тогда стал первым и единственным из нестоличных городов Российской империи, который был удостоен этой высокой чести проведения у себя Всероссийской выставки.
Почему же выбор пал именно на Нижний Новгород? Это легко объяснимо.
Во-первых, огромную роль в экономической жизни России тогда играла Нижегородская ярмарка, благодаря которой даже была поговорка: «Петербург — голова России, Москва — ее сердце, а Нижний — ее карман».
Во-вторых, у города удобное месторасположение в центре России с развитым речным (город стоит на слиянии Волги и Оки), сухопутным и железнодорожным сообщением.
А, в-третьих, местоположение города отличается живописным ландшафтом (город расположен по обе стороны рек: левобережье — низменная равнина, а правобережье — высокие крутые склоны Дятловых гор, перепад высот около 140 метров).
Как всегда, перед проведением столь значимых мероприятий, в городе разворачивается массовое строительство и благоустройство. Так произошло в 1896 г. и в Нижнем Новгороде — было проведено электрическое освещение, пущены электрический трамвай и фуникулеры (перевозили пассажиров из верхней части города в нижнюю), построены гостиницы, городской театр, здания окружного суда, биржи, под выставку была освоена огромная территория, на которой возвели 172 павильона.
Вот таким образом, благодаря проведению в нашем городе Всероссийской выставки, Нижний Новгород и стал первым городом в России, где был пущен трамвай.
Интересно, что Нижний Новгород стал единственным в стране городом, на улицах которого сначала появился электрический трамвай, и лишь потом конка (в 1908 году был пущен единственный городской пассажирский маршрут). Обычно все происходило наоборот.
И еще один интересный факт, касающийся нашего Нижегородского трамвая. Опять мы первые! Нижний Новгород — первый город в России, где трамвай поднялся на высоту около 100 м. Произошло это в 1924 г.
А с 1933 года было открыто регулярное движение по участку горы (Похвалинский съезд), где уклон достигает 9 см на 1 м пути (90 промилле). До недавнего времени среди всех городов России для трамваев это был максимальный уклон. Сейчас более крутой уклон в 120 промилле есть лишь в городе Усть-Катав Челябинской области, но там эта линия не служит для городских пассажирских перевозок, а используется в служебных целях.
Ну и на последок еще один интересный факт.
Во времена Великой Отечественной войны между двумя железнодорожными вокзалами в нашем городе — Московским и Ромодановским — не было прямой связи, а Нижний Новгород выпускал много продукции для фронта. Требовалось как-то доставлять эти военные грузы с одного вокзала на другой, а это разные ветки железной дороги. И тогда железнодорожники приспособили для этого трамвайные пути, которые были проложены по мосту через Оку. Благо, что ширина трамвайной и железнодорожной колеи совпадали. В ночное время, соблюдая светомаскировку, по опасному участку проходила небольшая группа железнодорожных вагонов, в голове и хвосте которых были локомотивы.
Появление электротрамваев в Российской империи
В Российской же империи на помехе стали владельцы лошадей, в которых было вложено очень много денег. Ведь для обслуживания конки было выстроено множество конюшень, складов и т.д.
Но прогресс не остановить. И в 1891 году трамвай запустили в Киеве. Почему именно в Киеве? Крутые днепровские склоны не подходили для конки, поэтому лошадиное лобби не было там настолько сильным. А вот в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, новое транспортное средство появилось лишь через 15 лет, в 1907 г.
Трамваи в США
Развитие трамваев в США связано с ученым Лео Дафтом. Именно его изобретения привели к появлению в 1885 году в США, независимо от Европы, первого трамвая на электрической тяге. Система не сразу прижилась: ее разработка шла методом проб и ошибок, и уже в 1886 на улицах американских городов бодро бегали электротрамваи, причем сразу двух типов – помимо Дафта, свой проект развивал Шарль Ван Депуле.
История трамвая 20 века
Трамвай оказался настолько удачным изобретением, что очень хорошо прижился практически во всех крупных городах. При этом многие из них были буквально покрыты сетью маршрутов. Однако после Второй мировой войны в истории трамвая наступил значительный спад. Вызван он был, в первую очередь, появлением на городских маршрутах троллейбусов. Также на электрической тяге, они были более экономичны, более независимы в движении. К тому же, падение цен на нефть привело к бурному развитию автомобильного транспорта. Потерян интерес к трамваям – они больше не совершенствуются, оборудование изнашивается, транспорт устаревает.
Города продолжали расти. Увеличение числа единиц автомобильного транспорта не только не справлялось с потоком пассажиров, но и приносило с собой смог, загрязнение, заторы на дорогах. К тому же, цена на нефть снова выросла. И в 80-х годах интерес к трамваю снова возродился. Открываются новые трамвайные линии, создаются новые типы трамваев – более эргономичные и экономичные. Вторая волна возрождения трамвайных перевозок связана с повышением заботы об экологии в 90-х годах, ведь это один из самых чистых видов транспорта.
- Фраза «Я не такая, я жду трамвая» появилась в народе благодаря популяризации романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»;
- В странах Азии распространены двухэтажные трамваи. Такие трамваи хотели ввести в эксплуатацию и в России, но они не прижились;
- Самая развитая трамвайная сеть находится в Австралии, Мельбурн.
Есть ли у трамвая будущее? Безусловно. Ведь даже дизайном современных трамваев занимаются компании, разрабатывающие дизайн лучших автомобилей.
Электрический трамвай
Идеи, заложенные позже в основу создания электротранспорта, были озвучены русскими учеными еще в 40-е годы XIX века. Однако потребовалось еще полвека, чтобы эти идеи были претворены в жизнь, лишь в 1892 в Киеве был запущен первый электрический трамвай. Позднее они появились также в Нижнем Новгороде, Москве, Петербурге и других крупных городах. На несколько лет раньше появились первые электрические трамваи в Европе. Но в целом можно говорить о практически одновременной разработке и внедрении данного вида транспорта в Российской Империи и европейских странах. Данный вид трамвая отличался более высоким уровнем комфорта и значительно большей скоростью по сравнению с конкой.
Взлет трамваев
Как гласит история трамвая, новый его «взлет» относится к концу семидесятых годов. К этому времени масштабная автомобилизация привела к таким негативным последствиям, как пробки на дорогах, смог, отсутствие мест для парковки. Все эти факторы привели к необходимости пересмотра транспортной политики практически по всему миру, преимущества трамвая как экологически чистого вида транспорта вновь стали очевидны. Кроме того, техническое усовершенствование трамвайных сетей помогло уменьшить количество в городах автомобилей и автобусов, а это способствовало снижению числа парковочных мест и появлению большего количества парков и скверов.
Трамвай в современном мире
В наши дни городские трамваи не только продолжают выполнять свою непосредственную функцию – перевозку пассажиров по установленному маршруту, но и могут использоваться в экскурсионных целях, для привлечения туристов или в качестве рекламы того или иного заведения. Так, по улицам курсируют двухэтажные трамваи и трамваи-кабриолеты, а в некоторых городах они выполняют также функцию кафе или гостиниц.
Есть также трамваи, используемые в технических и служебных целях: например, для работ по ремонту рельсового покрытия или уборки снега, для перевозки грузов.
В ряде городов получили широкое распространение скоростные трамваи. В целом скоростным считается любой вид этого городского транспорта, скорость которого составляет или превышает 24 км/час. На практике, конечно, скорость современных трамваев может быть в несколько раз больше. Так, во Франции скоростной трамвай, курсирующий между центром города и аэропортом, может на некоторых участках пути развивать скорость свыше 100 км. Если говорить о нашей стране, то, например, в Волгограде создана целая трамвайная система, включающая в себя 22 станции и частично проходящая под землей для обеспечения максимально возможной скорости движения.
Самым старым в мире функционирующим трамваем считается «Санта-Тереза» в бразильском Рио-де-Жанейро. Еще в 1896 году он был переведен с конной тяги на электрическую, а с тех пор ездит по улицам города без каких-либо изменений или усовершенствования. Используется для развлечения туристов и проведения экскурсий по городу.
В Лиссабоне можно прокатиться на так называемом музыкальном трамвае. Путешествуя на нем, туристы как будто переносятся в прошлое. Как и сто лет назад, этот трамвай сделан из фанеры, а на протяжении всего пути местные исполнители создают живое музыкальное сопровождение. Если же пассажир хочет выйти, он должен потянуть за специальный трос, расположенный сверху.
Во французских Альпах проходит самый высокогорный в мире трамвайный маршрут. Трамвайные рельсы здесь были проложены в начале XX века, тогда эта дорога использовалась в основном в сугубо практических целях, то есть для перевозки крестьян из одной деревни в другую. В настоящее же время это очень популярный маршрут среди туристов, поскольку поездка на таком трамвае позволяет своими глазами увидеть альпийские красоты, а наивысшая точка маршрута находится на высоте почти двух с половиной километров над уровнем моря.
Как было рассмотрено выше, за годы своего существования трамвай претерпел множество изменений, один его вид сменялся другим. История трамвая необычайно интересна, поэтому как в России, так и в мире существует целый ряд музеев этого вида и электротранспорта в целом. Один из них находится в Нижнем Новгороде. Это неслучайно, ведь именно нижегородский трамвай считается первым в России. В музее представлено значительное количество трамваев и троллейбусов, и поскольку музей ориентирован на семьи с детьми, то все экспонаты здесь можно потрогать руками и очень тщательно изучить.
Еще один музей истории трамвая и троллейбуса находится в Екатеринбурге, его открытие было приурочено к 275-летию города. В нем подробно освещается история создания городского электротранспорта.
Что касается музеев истории трамвая за границей, интереснейшая организация, посвященная данному виду транспорта, находится в Амстердаме. В музее представлено около 60 вагонов, привезенных из нескольких европейских стран и принадлежащих различным эпохам существования этого вида транспорта. Для того чтобы полностью прочувствовать атмосферу, здесь обязательно нужно прокатиться в старинном вагоне, маршрут которого проходит мимо всех основных достопримечательностей города. При этом самым маленьким туристам также разрешается активно «помогать» движению трамвая: например, называть остановки и звонить в колокольчик. Еще одна услуга, которую предоставляет музей, — аренда исторических вагонов для свадеб, выпускных вечеров и просто фотосессий, что пользуется большой популярностью среди местных жителей и приезжих.
История изобретения первого в мире трамвая – кто создал и когда он появился
Трамвай представляет собой разновидность рельсового транспорта, который предназначается для перемещения пассажиров по конкретным маршрутам. Этот старейший вид пассажирского общественного транспорта отличается интересной историей. Возникновение первого трамвая связано с конной тягой. Оно датируется первой половиной девятнадцатого столетия. Впоследствии это транспортное средство претерпело много изменений и усовершенствований.
Что означает это слово
Слово «трамвай» произошло от английских понятий «tram», что означает «вагон», и «way» – «путь». Он представляет собой наземную электрическую железную дорогу и является разновидностью уличного общественного транспорта для перемещения пассажиров по установленным маршрутам. Первый в мире трамвай появился достаточно давно.
История трамвая
Далеко не каждому человеку известно, когда конкретно появился первый трамвай. Возникновение этого транспортного средства датируется первой половиной девятнадцатого века. Однако впоследствии оно претерпело немало изменений.
Конка – эпоха до трамваев
В 1863 году появился новый вид городского транспорта. Он назывался конкой и представлял собой трамвай на конной тяге. Вначале такие устройства функционировали преимущественно в пригородах Петербурга. Там они использовались для перемещения грузов от пристаней к складам.
В 1860 году грузовая конка переместилась и в сам город. Его трасса имела протяженность 3 километра и пролегала через Васильевский остров. При этом необходимость создания пассажирских маршрутов стала предметом обсуждения в Городской Думе. Сначала перевешивало мнение противников нововведения, которые считали, что новый транспорт спровоцирует большое количество травм. Однако в 1863 году все же приняли соответствующее постановление и по Невскому проспекту запустили первые вагоны с пассажирами.
Для людей, использующих конку, были установлены особые правила. Так, заходить в вагон и выходить из него разрешалось только на остановках или во время не очень быстрого движения. Это требовалось делать с правой стороны. Подобные порядки позволяли защитить горожан от попадания под лошадь, которая двигалась навстречу.
Постепенно конка охватила и другие районы Петербурга. Протяженность первых линий составляла 8 километров. На Лиговском проспекте был создан коночный парк. На его первом этаже присутствовали мастерские, конюшни, кузница.
За первый год использования конка перевезла 1,5 миллиона человек. В следующем году это количество увеличилось уже до 2 миллионов. По мере роста популярности этого вида транспорта увеличилась и прибыль предприятия. В скором времени для наращивания провозных возможностей спроектировали вагоны со вторым этажом.
В 1875-1877 годах протяженность конки существенно увеличилась. К тому моменту уже открыли 25 маршрутов. При этом скорость движения была невысокой и составляла всего 8 километров в час. В 1880 году для увеличения этого показателя на отдельных маршрутах стали использовать двойные пути.
Несмотря на все старания властей предотвратить несчастные случаи, они все равно происходили – прежде всего, в темное время суток. К примеру, в течение 1900 года на конке травмировались 95 человек. К тому же лошади были не слишком надежными и выгодными. Они часто болели и гибли. Потому в скором времени возникла потребность в создании новых видов транспорта.
Появление первого трамвая
По сути, первый электрический трамвай изобрели независимо друг от друга трое ученых в разных странах. Ими стали американский исследователь Дафт, немец Сименс и русский ученый Пироцкий.
Еще в 1838 году были разработаны теоретические основы относительно электрического транспорта. Это сделали такие известные исследователи, как Чикалев, Лочинов, Якоби, Яблочков. В 1876 году русский ученый Пироцкий осуществлял испытания по распространению энергии через рельсы.
В 1880 году были проведены успешные исследования устройства на электротяге. Для экспериментов переоборудовали коночный вагон, а около линии разместили особый генератор. 22 августа газеты известили о важном событии – вагон по рельсам переместился с помощью электрического тока. Однако дальше эксперимента дело не продвинулось.
Фактическим изобретателем трамвая считается немецкий ученый Вернер фон Сименс. Его компания первой реализовала данное изобретение. Впервые электрическая трамвайная линия протяженностью 2,5 километра стала сообщением между Лихтерфельдом и Берлином.
Трамвай мог развивать скорость до 20 километров в час. При этом мощность двигателя составляла 5 киловатт, а напряжение – 180 вольт. Ток пускали через 2 рельса. Ученый не остановился на достигнутом. В том же году он открыл аналогичный путь в столице Франции.
Приход транспорта в Россию
В восьмидесятые годы девятнадцатого века в России на смену конке пришли паровики. Первый транспорт из этой категории появился в июне 1886 года. Его запустили на Большом Сампсониевском проспекте. Небольшой локомотив вез за собой коночные вагоны с пассажирами. Дело приносило прибыль. Потому в скором времени в Петербурге создали еще 3 линии паровой железной дороги.
Вначале в паровых поездах было предусмотрено 2-3 вагона. Затем их количество увеличили до 4. В летнее время на линию пускали открытые вагоны – без стен. Наличие копоти и искр вызывало у пассажиров серьезный дискомфорт. Уже в 1922 году паровики пропали с улиц города, однако в период Второй мировой войны они снова появились в Ленинграде. Такая необходимость была связана с нехваткой электроэнергии.
Первый электрический трамвай появился в Киеве. Это произошло 1 июня 1892 года. Создателем трамвайных линий стала компания Сименс.
Эволюция электротрамваев в России
После появления электрического трамвая в Киеве транспортная сеть распространилась и по другим городам. Она была открыта в Нижнем Новгороде, Екатеринославе, Витебске, Курске. В Москве электрический трамвай появился в 1899 году, а в Санкт-Петербурге – 1907 году.
До Первой мировой войны этот вид транспорта активно развивался и вытеснял из городов конку. Помимо электрических трамваев, в некоторых ситуациях использовались дизельные, бензомоторные и пневматические устройства. Трамваи применяли на междугородних и пригородных линиях. Нередко городские пути использовали и для грузоперевозок.
После паузы, которая была связана с военными действиями и политическими изменениями в европейских странах, трамвай прекратил развиваться. Однако это происходило не так стремительно. На этом этапе у транспортного средства появились мощные конкуренты – автомобили и автобусы. Машины распространялись все больше и становились доступными по цене. Автобусы становились все более быстрыми и удобными. К тому же они были более экономичными за счет применения дизельного двигателя.
Тогда же был создан и троллейбус. По мере увеличения интенсивности уличного движения классический трамвай стал испытывать помехи от автомобильного транспорта и при этом сам по себе вызывал существенный дискомфорт.
История транспорта в США
Развитие этого вида транспорта в США связывают с именем ученого Лео Дафта. Благодаря его разработкам в 1885 году в стране появился первый электрический трамвай, причем это случилось независимо от Европы. Система получила признание в американских городах не сразу.
Исследователям пришлось совершить множество ошибок. Тем не менее, уже в 1886 году на городских улицах появилось немало трамваев. Причем использовались устройства 2 типов. Помимо транспортных средств Дафта, существовал проект Шарля Ван Депуле.
Эволюция транспорта в 20 веке
Трамвай стал очень удачной разработкой, потому он получил распространение во многих больших городах. Причем большинство из них покрывала разветвленная сеть маршрутов. Но после Второй мировой войны, завершившейся в 1945 году, в развитии трамвая наступил существенный упадок. Это явление было связано с тем, что на городские маршруты вышли троллейбусы. Они тоже работали на основе электрической тяги, но отличались экономичностью и независимостью движения.
Помимо этого, уменьшение стоимости нефти стало причиной стремительного распространения автомобильной индустрии. Как следствие, востребованность трамваев значительно уменьшилась. Их больше не совершенствовали, материалы стали изнашиваться, а сам транспорт – морально устаревать.
При этом города продолжали разрастаться. Наращивание количества автомобильного транспорта не могло справиться с пассажиропотоком. К тому же он стал источником загрязнений и дорожных заторов. Еще одной проблемой оказалось увеличение цен на нефть.
Как следствие, в восьмидесятых года интерес к трамваю снова стал увеличиваться. При этом начали открывать новые линии и создавать современные типы транспортных средств. Они отличались большей экономичностью и эргономичностью.
Новая волна распространения трамвайных путей была обусловлена повышением интереса к экологии, которое датировалось девяностыми годами. Дело в том, что это был самый чистый вид транспорта.
Когда трамваи стали популярными
Популярность трамваев возросла в восьмидесятые годы двадцатого века. К тому моменту широкое распространение автомобилей стало причиной множества проблем. Пробки, смог, отсутствие парковочных мест стали причинами пересмотра политики в сфере транспорта.
К тому же люди оценили плюсы трамвая с экологической точки зрения. Это вызвало появление потребности в техническом совершенствовании трамваев тех лет. Распространение этого вида транспорта сократило число машин в городах, уменьшило потребность в парковках и позволило расширить парки и скверы.
Применение трамваев сегодня
Сегодня городские трамваи продолжают осуществлять свою основную задачу – перемещение пассажиров по заранее определенному маршруту. Также придумали много транспортных средств для экскурсий, привлечения туристов или рекламных кампаний. На улицах встречается множество двухэтажных транспортных средств и трамваев-кабриолетов. Такие конструкции даже используются как кафе и отели. Нередко трамваи применяются в технических целях. Их используют для ремонта рельсовых путей, уборки снега, перемещения грузов.
Во множестве городов стали весьма популярными скоростные трамваи. Вообще в эту категорию входят все разновидности транспорта, скорость которого составляет больше 24 километров в час. При этом в действительности скоростные трамваи перемещаются значительно быстрее. К примеру, во Франции такой транспорт, который передвигается между центральной частью города и аэропортом, развивает скорость больше 100 километров в час.
Самым старым трамваем, который функционирует по сей день, считается «Санта-Тереза». Он работает в Рио-де-Жанейро – бразильском городе. Еще в 1896 году это транспортное средство перевели с конной силы на электрическую. С того момента она стала ездить по городским улицам в неизменном виде. Сейчас транспортное средство стало использоваться для туристических поездок и экскурсий.
В Лиссабоне есть так называемый музыкальный трамвай. Во время путешествия на нем туристы могут перенестись в прошлое. Как и сотню лет назад, это транспортное средство изготовлено из фанеры. При этом в течение всей поездки местные исполнители создают живой музыкальный аккомпанемент. Если пассажиру требуется выйти, он должен дернуть за трос, который находится сверху.
Во французских Альпах находится самый высоко расположенный маршрут. Рельсы тут проложили еще в первой половине двадцатого века. В тот период дорогу использовали преимущественно в практических целях – для перемещения крестьян между деревнями. Сегодня этот маршрут стал очень популярным среди туристов. Поездка на таком трамвае дает возможность собственными глазами увидеть красоту Альп. При этом самая высокая точка пути располагается практически в 2,5 километре над уровнем моря.
За время своего существования это транспортное средство претерпело много изменений. Оно имеет весьма интересную историю. Потому было открыто много музеев этого вида транспорта. Один из них располагается в Нижнем Новгороде. Там представлено много трамваев и троллейбусов. Поскольку музей посещают семьи с детьми, все экспонаты разрешается трогать руками и детально исследовать.
Интересный музей, посвященный трамваям, есть в Амстердаме. Там находится примерно 60 вагонов, которые были привезены из многих стран Европы и относятся к различным эпохам существования этого транспортного средства. Чтобы ощутить в полной мере атмосферу этого места, нужно проехать в старинном вагоне, маршрут которого проходит мимо главных городских достопримечательностей.
При этом детям разрешается даже участвовать в управлении трамваем. Они могут звонить в колокольчик и называть остановки. Также музей дает возможность арендовать вагоны для выпускных вечеров, свадебных мероприятий и фотосессий. Это весьма популярно среди местного населения и туристов.
Интересные факты
С историей развития трамваев связано много интересных и увлекательных фактов, которые известны далеко не всем:
- Санкт-Петербург считается крупнейшим трамвайным городом России. Размер расположенных тут трамвайных путей составляет 220 километров. Это достижение даже включено в Книгу рекордов Гиннесса.
- В австралийском городе Мельбурн находится крупнейшая трамвайная сеть.
- Самый длинный трамвайный маршрут находится в Бельгии. Он представляет собой береговой трамвай. При этом длина ветки достигает 67 километров. По ходу движения транспортное средство делает 60 остановок.
- В Великобритании на острове Мэн по сей день пользуются трамваями, изготовленными в девятнадцатом веке. Протяженность ветки достигает 30 километров.
- Практически все трамваи, курсирующие в Гонконге, являются двухэтажными.
- Самый длинный трамвай в мире запустили в столице Венгрии – городе Будапеште. Его длина составляет 54 метра.
- До 1936 года из столицы Словакии Братиславы до австрийской столицы Вены можно было добраться на обыкновенном городском трамвае.
- С 1960 года во Франкфурте-на-Майне курсирует трамвай для детей.
Создание трамвая имеет достаточно интересную историю, которая началась с возникновения конки. С течением времени был запущен и электрический транспорт. За время своего существования он претерпел много изменений, но не теряет популярности и сегодня.
Трамвай
Трамвай представляет собой один из видов рельсового, преимущественно городского транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров по определенным маршрутам. Это старейший вид пассажирского общественного транспорта, появившийся изначально на конной тяге в первой половине XIX столетия. Название произошло от английских слов tram и way, которые переводятся, как вагон и путь.
Когда паровозы давно уже мчались по просторам Европы и Северной Америки, жители городов все еще пользовались услугами омнибусов. Тогжа же начали появляться идеи нового вида транспорта на паровой тяге в условиях города с использованием железной дороги. Балтимор стал первым американским городом, где в 1828 году появилась первая конка. Изначально рельсы для конок выступали над поверхностью на 15 сантиметров, что мешало беспрепятственному продвижению по улицам. В 1852-м году А. Луба сконструировал систему по которой рельсы «утапливались» в полотно дороги. Изобретенные им рельсы имели желоб для реборды колеса. Рельсы, изобретенные А. Луба используются и сегодня. Конно-железная дорога в Петербурге была построена в 1860 году. Руководил работами инженер Домантович. Скорость нового вида транспорта достигала 8 км в час. Заменить лошадь каким-то механизмом пытались многие изобретатели.
Практически одновременно, независимо друг от друга, трое ученых в разных уголках земли изобрели электрический трамвай. Ими были: русский ученый Пироцкий Ф.А., американский изобретатель Л. Дафт и немецкий — Сименс. Еще в 1838 г. теоретически были разработаны вопросы относительно электрического транспорта такими известными российскими учеными и изобретателями, как Д.А.Лочинов, В.Н.Чикалев, Б.С.Якоби, П.Н.Яблочков. В 1876 г. русский ученый, изобретатель-практик Ф.А.Пироцкий проводил испытания по передаче электроэнергии по рельсам. В августе 1880 г. прошли успешные испытания устройства на электрической тяге. Для опытов был переоборудован коночный вагон, возле линии конки поместили специальный генератор. 22 августа все газеты сообщили о волнующем событии — впервые при помощи электротока был «двинут» по рельсам вагон. К сожалению, дальше эксперимента дело не пошло. Первым фактическим изобретателем стал немец Вернер фон Сименс. Компания Сименса первой воплотила в жизнь данное изобретение. Первая электрическая трамвайная линия длиной 2,5 км соединила в 1881 г. пригород Лихтерфельд с Берлином. Трамвай был способен развивать скорость до 20 км в час, мощность двигателя равнялась 5 Квт, напряжение — 180 вольт. Ток подавался через оба рельса. Сименс не останавливается на достигнутом и в том же году открывает такую же линию во французской столице.
В Англии первый трамвай начал курсировать в 1885 году.
Электрический трамвай в США появился 10.08.1885 г., его изобретатель — Лео Дафт. Его предложение об использовании третьего рельса на линии способствовало частым коротким замыканием во время снега, дождя и прочей непогоды. Напряжение в 120 вольт было опасно не только для животных, но небезопасно и для людей. В 1886 г. вместо третьего рельса Дафт использовал двухпроводную контактную сеть. Предложенная изобретателем система стала работоспособной.
Первый электрический трамвай в Киеве
Электрический трамвай в России, как это ни удивительно, был впервые пущен не в Санкт-Петербурге, а в Киеве 1.06.1892 года. Строителем трамвайных линий была компания Сименс. Начиная с 1896 г. были пущены трамвайные линии в десяти крупных городах России, в том числе в Москве — в 1899-м. В сентябре 1907 года появилась трамвайная линия в Санкт-Петербурге. Стоит отметить, что здесь уже в 1885 г. курсировал электрический трамвай, только, по замерзшей Неве. Их прозвали «ледовые трамваи».
С середины 40-х годов 20-го столетия трамваи начали понемногу убирать с центральных улиц, что связано с широким распространением автомобилей. Вместе с автомобилем здесь появились заторы, шум и смог. В 70-х годах 20-го столетия трамваи начали возвращаться на улицы больших городов. Этому в немалой степени способствовало их техническое усовершенствование, а также ряд экологических причин.
Интересные факты.
- Санкт-Петербург — самый крупный трамвайный город в России. Длина трамвайных путей составляет примерно 220 километров. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гинесса.
- В австралийском Мельбурне расположена самая крупная трамвайная сеть.
- Единственное село, которое использует трамвай для передвижения в России и странах СНГ — Молочное, недалеко от Евпатории.
- Длиннейший трамвайный маршрут проложен в Бельгии — береговой трамвай. Длина ветки 67 километров. Трамвай останавливается около 60-ти раз.
- В Британии на острове Мэн до сих пор используют трамваи 19-го века. Длина ветки составляет около 30-ти километров.
Трамвай — особенная техника. Есть в них что-то сказочное и неповторимое. Хочется верить, что на этом история трамваев не закончится, а будет продолжать развиваться и совершенствоваться.
Этот день в истории: 1881 год — в Берлине запущен первый в мире трамвай
16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.
В XIX веке в результате роста городов и промышленных предприятий, удаления жилищ от мест приложения труда, роста подвижности городских жителей встала проблема городского транспортного сообщения. Появившиеся омнибусы стали вскоре вытесняться уличными железными дорогами на конной тяге (конками).
Достижения физики в области электричества, развитие электротехники и изобретательская деятельность Пироцкого в Санкт-Петербурге и фон Сименса в Берлине привели к созданию первой пассажирской электрической трамвайной линии.
К концу XIX века уличное движение в центре Берлина было сильно затруднено, так как население города насчитывало более миллиона человек. Электрический трамвай был одним из средств, которое могло бы помочь облегчить обстановку. В это время глава электрической компании инженер Вернер фон Сименс выступил с предложением начать строительство пассажирской электрической линии.
Весной 1879 года Сименс представил на Берлинской выставке первую в мире электрическую железную дорогу — «электролокомотив» с вагонами. Это изобретение стало сенсацией. Поезд из трех вагончиков вмещал 18 пассажиров и двигался со скоростью 7 км/ч. Многие посетители выставки проявили желание совершить поездку в этом удивительном поезде, который двигался «без пара и помощи лошадей».
16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Вагон, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров.
Первый трамвай, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай, как вид пассажирского транспорта, очень быстро распространился по всему миру.