Датчик температуры окружающей среды автомобиля
Почти во всех современных автомобилях, кроме датчика, показывающего температуру двигателя, есть другой прибор, показывающий температуру снаружи авто. Датчик температуры окружающей среды в машине, входит в систему климат-контроля, а также бортового компьютера. Поступающую информацию можно увидеть на приборной панели.
Для чего нужен датчик измерения температуры окружающей среды
Применение датчика может показаться бессмысленным, так как всегда можно посмотреть погоду с помощью любого гаджета. Это верно, однако, погода имеет свойство меняться, и в обед она будет далеко не такая, как с утра. Особенно полезными показания датчика будут для тех, кто совершает длительные поездки. Это водители такси, междугородних автобусов, дальнобойщики.
Также, основываясь на показаниях датчика температуры наружного воздуха, можно устанавливать необходимую температуру в салоне. Например, если на улице 5 °C, то в салоне можно настроить около 20 °C. Такой подход также поможет сэкономить топливо.
В некоторых моделях, измеритель внешней температуры отвечает и за работу печки. Если датчик не исправен и показывает минусовую температуру, то при включении обдува автоматически включается печка, чтобы прогреть охлаждающийся салон.
Принцип работы датчика
Все датчики измерения температуры имеют одинаковый принцип работы. За основу взят эффект изменения величины сопротивления полупроводникового элемента от температуры: при увеличении температуры, показатели сопротивления уменьшаются. Для наглядного примера можно взять показания счетчика с отечественного ВАЗа:
Все значения специально приводятся с погрешностями, для большей точности измерительного прибора и достоверности его показаний.
Где находится датчик температуры окружающей среды
Как правило, датчик температуры окружающей автомобиля среды, устанавливается за передней решеткой радиатора, либо под бампером (тоже спереди). Данные меры приняты, чтобы минимизировать тепло, поступающее от кондиционера или двигателя, и спрятать измеритель от воздействия теплых солнечных лучей.
Чтобы устройство не нагревалось от теплого асфальта, его прикрепляют на высоте около 30 см над поверхностью. Данное расположение позволяет легко разместить датчик, используя минимум дополнительной проводки. Однако, точное расположение внешнего агрегата зачастую зависит от марки автомобиля.
Примеры зависимости от марки машины:
- Во всех автомобилях фирмы Volkswagen измеритель установлен в задней части переднего бампера. Также, расположение зависит и от модели машины.
- В автомобилях Toyota Prius и Toyota Aqua, датчик находится на нижнем конце передней панели бампера, в тридцати сантиметрах от земли, в то время как в модели Toyota Sienta его можно найти на том же месте, только с небольшим сдвигом в правую сторону.
- В хорошо знакомой для всех линейке российских автомобилей ВАЗ, датчик температуры воздуха крепится почти у самой земли на кронштейн за бампером.
- Немецкие производители BMW помещают устройство возле переднего правого колеса, в подкрылке бампера.
Такое расположение необходимо для достоверных показателей. Помимо этого, на устройство не должен попадать поток встречного воздуха и не должна попадать влага.
Для защиты от вышеперечисленного прибор вставляется в специализированный «кожух»:
Как определить неисправность устройства
Определить, что счетчик сломан, можно по явному несоответствию данных на дисплее с температурой на улице. Наиболее точные показания всегда будут с утра, когда автомобиль еще не прогрелся.
Процедура проверки проста:
- Сперва необходимо сверить показания термометра за окном, с показанием счетчика в непрогретой машине. Они должны быть примерно одинаковыми.
- Следующим шагом нужно завести, прогреть автомобиль и совершить небольшую поездку в пару километров.
- Если на протяжении поездки показания будут изменяться, то скорее всего, в датчик попала влага из-за неправильного расположения прибора.
- В данном случае, после остановки его нужно будет демонтировать из крепления в автомобиле, вынуть из кожуха и протереть сухой тряпочкой.
- Чистый аппарат можно вставить на прежнее место и подключить.
Если после процедуры, показания все-равно будут далеки от достоверных, то легче будет купить новый. Главное при выборе — подбирать прибор, опираясь на марку и модель автомобиля.
Места установки датчиков двигателей ЯМЗ-5340, ЯМЗ-536.
Датчики регистрируют рабочие параметры (давления, температуры, частоту вращения коленчатого вала и др.) и задаваемые величины (положение педали акселератора, положение заслонки рециркуляции ОГ и др.). Они превращают физические (давление, температура) или химические (концентрация вредных веществ в ОГ) величины в электрические сигналы.
Датчики и исполнительные механизмы обеспечивают взаимодействие и обмен информацией между различными системами ТС (двигатель, трансмиссия, ходовая часть) и электронными блоками, объединяя их в единую систему обработки данных и управления.
Места установки датчиков на двигателях семейства ЯМЗ-530 показаны на рисунке. Расположение датчиков на конкретных двигателях может несколько отличаться от того, что показано на рисунке, и зависит от назначения двигателя.
Большинство датчиков и исполнительных механизмов, необходимых для управления работой двигателя, подключено к жгуту датчиков или форсунок. Схема подключения датчиков и исполнительных механизмов к жгуту датчиков и форсунок для двигателей семейства ЯМЗ-530 одинакова. Некоторые датчики и исполнительные механизмы, связанные с электрической схемой ТС, например, датчики педали акселератора, подключены к промежуточному жгуту ТС. Поскольку потребители устанавливают собственный промежуточный жгут, то схема подключения некоторых датчиков в этом жгуте, в зависимости от модели двигателя и ТС, может отличаться.
На схеме контакты (пины) датчиков обозначаются «1.81, 2.10, 3.09». Цифры 1, 2 и 3, стоящие в начале обозначении (перед точкой), указывают наименование жгута, к которому подключен датчик, а именно, 1 – жгут промежуточный (для транспортного средства), 2 – жгут датчиков; 3 – жгут форсунок. Последние две цифры, стоящие в обозначении после точки, указывают обозначение контактов (пинов) в соответствующем разъеме жгута (например, «2.10» обозначает, что контакт датчика частоты вращения распределительного вала соединен жгутом датчиков с контактом № 10 разъёма 2 ЭБУ).
Отказы датчиков.
Отказ любого из датчиков может быть вызван следующими неисправностями:
- Выходная цепь датчика разомкнута или имеет обрыв.
- Короткое замыкание вывода датчика на “+” или на массу аккумуляторной батареи.
- Показания датчика выходят за пределы регламентированного диапазона.
Расположение датчиков на четырехцилиндровых двигателях типа ЯМЗ 5340. Вид слева.
Расположение датчиков на четырехцилиндровых двигателях типа ЯМЗ 5340. Вид слева.
Расположение датчиков на шестицилиндровых двигателях типа ЯМЗ 536. Вид слева.
Расположение датчиков на шестицилиндровых двигателях типа ЯМЗ 536. Вид справа.
Расположение датчиков:
1 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 2 – датчик частоты вращения коленчатого вала; 3 – датчик температуры и давления масла; 4 – датчик температуры и давления воздуха; 5 – датчик температуры и давления топлива; 6 – датчик частоты вращения распределительного вала .
Система охлаждения двигателя паз 3205 схема
Система охлаждения двигателя Д-245.7Е2 / Д-245.9Е2 автобуса ПАЗ 32053-07
Охлаждение дизеля жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Устройство системы охлаждения показано на рисунке 1
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах (85-95) °С.
Допускается повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 105 °С при кратковременной (не более 20 минут) работе на режиме максимального крутящего момента.
Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров.
Внимание! Запрещается эксплуатация дизеля при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости.
Термостат с твердым наполнителем предназначен для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха. Температура начала открытия термостата – (85-89) °С.
Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её нагревании и для удаления воздуха.
Водяной насос и генератор имеют привод от шкива коленчатого вала двигателя через два клиновых ремня. Вентилятор системы охлаждения двигателя приводится от шкива коленчатого вала через шкив промежуточной опоры.
Обслуживание системы охлаждения
При обслуживании системы охлаждения ежедневно проверяется уровень жидкости в расширительном бачке и контролируется герметичность соединений.
Не допускается эксплуатация автобуса с пустым расширительным бачком. Уровень жидкости должен находиться около середины бачка.
В качестве охлаждающей жидкости в системе следует применять низкозамерзающую жидкость.
Следует контролировать плотность низкозамерзающей жидкости перед началом холодного периода года, а также после каждого ремонта системы охлаждения, связанного с утечкой охлаждающей жидкости.
Внешние признаки (цвет, запах и т.п.) не позволяют правильно определить качество охлаждающей жидкости.
Один раз в год осенью, при выполнении сезонного обслуживания охлаждающую жидкость следует заменять. Перед заменой жидкости нужно убедиться в герметичности системы.
Внимание! Применение охлаждающей жидкости недостаточной плотности может стать причиной разрушения дизеля.
Внимание! Пуск и работа дизеля с незаполненной системой охлаждения запрещен.
Натяжение ремня вентилятора между шкивом коленчатого вала и промежуточной опорой выполняется поворотом эксцентриковой оси промежуточной опоры после ослабления гаек её крепления.
Натяжение ремня между шкивами вентилятора и промежуточной опоры выполняется натяжным роликом.
Контроль натяжения осуществляют пружинным динамометром по величине прогиба ремня.
Прогиб ремня под нагрузкой (40±2) Н должен составлять:
— на участке между шкивами коленчатого вала и промежуточной опоры – (14-20) мм;
— на участке между шкивами промежуточной опоры и вала вентилятора – (13-18) мм.
Подшипники водяного насоса, вала вентилятора и промежуточной опоры вентилятора не нуждаются в смазке в течение всего периода эксплуатации.
Смазка «Литол-24» закладывается в подшипниковую полость водяного насоса при сборке и заменяется только после ремонта (разборки) узла.
Для поддержания оптимального теплового режима двигателя при низких температурах все решетки люка радиатора следует закрывать утеплителем, а при необходимости снять ремень привода вентилятора.
Элементы системы охлаждения ПАЗ-3205
Автобусы Павловского автобусного , довольно популярны из-за своей неприхотливости и надежности. Выпускаются они для городских и пригородных пассажироперевозок, а также есть специализированные автобусы, предназначенные для перевозки определенного контингента пассажиров, например школьников.
Автобусы семейства ПАЗ-3205 комплектуются одним из трех двигателей: бензиновый ЗМЗ-672, и два дизельных – ЯМЗ-534 и Cummins ISF.
Для поддержания оптимального температурного режима на всех этих двигателях применяется жидкостная система охлаждения. Основными элементом данной системы является рубашка охлаждения, которая обеспечивает охлаждение цилиндро-поршневой группы и головки двигателя. Во время эксплуатации цилиндры двигателя сильно нагреваются и чтобы предотвратить их выход из строя из-за перегрева, часть тепла забирается жидкостью, которая циркулирует вокруг цилиндров.
А чтобы предотвратить закипание охлаждающей жидкости, на автобус установлен радиатор. Принцип работы радиатора заключаются в следующем: протекая по его трубкам, жидкость отдает тепло, полученное от двигателя окружающей среде. Чтобы обеспечить максимальное охлаждение радиатор состоит из большого количества трубок. Вентилятор, расположенный впереди радиатора, обеспечивает постоянный поток холодного воздуха, который проходит между трубками радиатора.
Для обеспечения циркуляции охлаждающей жидкости по системе используется водяной насос (помпа), которая обеспечивает движение жидкости за счет вращения своей крыльчатки. Привод помпы ременной и осуществляется от шкива коленчатого вала.
Чтобы обеспечить быстрый набор температуры двигателя до оптимального уровня, в систему охлаждения включен термостат. Его задачей является регулирование движения охлаждающей жидкости по системе. Если температура жидкости ниже требуемого уровня, термостат перекрывает канал ведущий в радиатор, и жидкость снова поступает в помпу. Когда температура жидкости становится требуемого уровня, термостат открывает канал и жидкость идет сначала в радиатор, для охлаждения, а затем уже снова в помпу. Для соединения всех элементов между собой, используются патрубки.
В качестве охлаждающей жидкости на автобусах ПАЗ-3205 может применяться вода, Тосол или Антифриз.
Схема охлаждения двигателя паз 32053
ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
Охлаждение дизеля жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Устройство системы охлаждения показано на рис. 3-15.
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах (85.95) 0С. Допускается повышение температуры охлаждающей жидкости до плюс 105 0С при кратковременной (не более 20 минут) работе на режиме максимального крутящего момента. Температура охлаждающей жидкости в системе контролируется по дистанционному термометру, датчик которого установлен в головке цилиндров.
Внимание! Запрещается эксплуатация дизеля при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости.
Термостат с твердым наполнителем предназначен для ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха. Температура начала открытия термостата — (85.89) 0С.
Расширительный бачок предназначен для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её нагревании и для удаления воздуха.
Водяной насос и генератор имеют привод от шкива коленчатого вала двигателя через два клиновых ремня. Вентилятор системы охлаждения двигателя приводится от шкива коленчатого вала через шкив промежуточной опоры.
Рис. 3-15 Система охлаждения 1- пробка наливной горловины; 2-бачок расширительный; вентилятор; 3- пробка радиатора верхняя; 4- радиатор; 5- кронштейн крепления трубы; 6- труба радиатора подводящая; 7, 16- патрубок; 8-кожух вентилятора; 9- шкив вала вентилятора; 10- корпус привода вентилятора; 11- рамка крепления кожуха вентилятора; 12- ремень привода вала вентилятора; 13- вентилятор; 14- ролик натяжной; 15- кронштейн промежуточной опоры; 17- труба отводящая; 18-ремень привода промежуточного вала; 19- корпус термостата; 20-шкив водяного насоса; 21- ремень привода водяного насоса и генератора; 22- шкив коленчатого вала
Система охлаждения двигателя ПАЗ
Во время работы двигателя его детали нагреваются, для их охлаждения используется система охлаждения двигателя.
Существует 3 вида систем охлаждения:
- воздушная(открытого типа);
- жидкостная(закрытого типа);
- комбинированная(воздушная+жидкостная).
Воздушная система охлаждает нагретые части двигателя ПАЗ с помощью потока воздуха; жидкостная – с помощью потока жидкости. Жидкостная система охлаждения наиболее распространена. Она равномерно и эффективно охлаждает двигатель, а также имеет низкий уровень шума.
Система охлаждения двигателя ПАЗ состоит из множества элементов: масляный радиатор, вентилятор радиатора, радиатор охлаждающей жидкости, теплообменник отопителя, центробежный насос, термостат и расширительный бачок.
Система управления двигателем обеспечивает работу системы охлаждения.
№ | Наименование товаров | Ед. | Артикул | № по каталогу | Применяемость |
Система охлаждения двигателя | |||||
1 | Балка крепления радиатора (РАП) | шт. | 3205 | 1302010 | ПАЗ |
2 | Бачок расширительный | шт. | 24 | 1311014-001 | ПАЗ/ГАЗ |
3 | Бачок расширительный в сб. | шт. | 24 | 1311014 | ПАЗ/ГАЗ |
4 | Вал вентилятора н/обр. (РАП) | шт. | 32053 | 1308076 | ПАЗ |
5 | Вал вентилятора ст/обр. | шт. | 3205 | 1308076 | ПАЗ |
6 | Валик водяного насоса со стопорным кольцом (ЗМЗ) | шт. | 14 | 1307019-01 | ПАЗ/ГАЗ |
7 | Валик водяного насоса со ступицей (ЗМЗ) | шт. | 14 | 1307022 | ПАЗ/ГАЗ |
8 | Вентилятор (лопасти) (РАП) | шт. | 3205 | 1308010-10 | ПАЗ |
9 | Вентилятор (лопасти) (РАП) | шт. | 4230-01 | 1308010 | «Аврора» |
10 | Вентилятор в сб.(РАП) | шт. | 32053 | 1309003 | ПАЗ |
11 | Втулка педали акселератора (РАП) | шт. | 3205 | 1108041-10 | ПАЗ |
12 | Горловина радиатора (РАП) | шт. | 3205 | 1301170 | ПАЗ |
13 | Кожух вентилятора (РАП) | шт. | 3205 | 1309019-10 | ПАЗ |
14 | Кожух вентилятора (РАП) | шт. | 4238 | 1309150 | КАвЗ |
15 | Кольцо стопорное пром/опоры (большое) (РАП) | шт. | 3205 | 1308152 | ПАЗ |
16 | Кольцо стопорное пром/опоры (малое) (РАП) | шт. | 3205 | 1308154 | ПАЗ |
17 | Корпус привода вентилятора (РАП) | шт. | 3205 | 1309021 | ПАЗ |
18 | Краник сливной радиатора | шт. | <> | ВС-8-1 | ПАЗ |
19 | Кронштейн крепления натяжного ролика (РАП) | шт. | 3205 | 1308216-01 | ПАЗ |
20 | Кронштейн крепления пром/вала (РАП) | шт. | 3205 | 1308179 | ПАЗ |
21 | Кронштейн крепления пром/опоры (РАП) | шт. | 3205 | 1308176 | ПАЗ |
22 | Крыльчатка вод.насоса (ММЗ) | шт. | 240 | 1307074-В | ЗиЛ «Бычок»/ПАЗ диз. |
23 | Крыльчатка,шайба, манжета (ЗМЗ) | шт. | 13 | 1307016 | ПАЗ/ГАЗ |
24 | Крышка корпуса термостата (ММЗ) | шт. | 245 | 1306025 | ПАЗ/ГАЗ |
25 | Манжета водяного насоса | шт. | 240 | 1307030 | ПАЗ (дизель) |
26 | Муфта привода вентилятора | шт. | 4238 | 020003971 | КАвЗ-4238 |
27 | Муфта привода вентилятора | шт. | 320401 | 20003344 | ПАЗ |
28 | Насос водяной (БЗА) | шт. | 245 | 1307010 А1-01 | ПАЗ ЗИЛ-5301 |
29 | Насос водяной б/шкива (ММЗ) | шт. | 245 | 1307010 А1-04 | ПАЗ |
30 | Насос водяной с п-кой (ЗМЗ) | шт. | 511 | 1307004 | ПАЗ/ГАЗ |
31 | Опора вентилятора усилен. в сб. (РАП) | шт. | 4238 | 1308160 | КАзЗ |
32 | Опора натяжная промежуточная | шт. | 4238 | 1308100 | КАвЗ |
33 | Опора промежеточная с кронштейном (РАП) | шт. | 3205-70 | 1308130 | ПАЗ |
34 | Опора промежуточная в сб. (РАП) | шт. | 32053 | 1308140 | ПАЗ |
35 | Ось пром/опоры в сб. (РАП) | шт. | 3205 | 1308144-30 | ПАЗ |
36 | П-ка водяного насоса | шт. | 66 | 1307048-Б | ГАЗ-53 |
37 | П-ка водяного насоса (ММЗ) | шт. | 50 | 1307048-Б | ПАЗ (дизель) |
38 | П-ка корпуса (ММЗ) | шт. | 50 | 1307048-Б | ПАЗ/ЗиЛ «Бычок» |
39 | П-ка корпуса термостата | шт. | 50 | 1306026 | ПАЗ |
40 | П-ка крышки термостата (ММЗ) | шт. | 50 | 1306023 | ПАЗ/ЗиЛ «Бычок» |
41 | П-ка патрубка водяного насоса | шт. | 50 | 1307049-А | ПАЗ (,дизель) |
42 | П-ка термостата | шт. | 13 | 1008155-01 | ПАЗ/ГАЗ |
43 | Патрубки радиатора (4 шт.) | комп. | <> | ПАЗ | ПАЗ-3205 |
44 | Патрубки радиатора (5 шт.) | комп. | <> | ПАЗ | ПАЗ-3205 |
45 | Патрубки радиатора (6шт.) | комп. | 3205 | полный к-т | ПАЗ-3205 |
46 | Патрубок радиатора (РАП) | шт. | 3205-70 | 1303043 | ПАЗ (дизель) |
47 | Патрубок радиатора верхний D=38 СЗРТ | шт. | 672 | 1303020 | ПАЗ |
48 | Патрубок радиатора нижний D=45 СЗРТ | шт. | 51А | 1303025 | ГАЗ/ПАЗ |
49 | Патрубок радиатора подводящий боковой D=38 (м.) | м | 3205 | 1303051 | ПАЗ |
50 | Патрубок радиатора угловой «Darwin Plus» | шт. | <> | 46х46х135 | КАВЗ-4238 |
51 | Патрубок радиатора угловой «Darwin Plus» | шт. | <> | 65х65х135 | КАВЗ-4238 |
52 | Патрубок радитора (РАП) | шт. | 4230 | 1303017 | Аврора |
53 | Патрубок соединительный D=45 | шт. | А-8286 | ПАЗ-3205 | |
54 | Подушка подвески радиатора | шт. | 21 | 1302045 | ГАЗ/ПАЗ |
55 | Подш-к водяного насоса и натяж. ролика | шт. | <> | 20703 | ГАЗ/ПАЗ |
56 | Подш-к водяного насоса передний | шт. | <> | 20803 | ГАЗ/ПАЗ |
57 | Подш-к пром/вала вентилятора (закр.) метал. | шт. | 180206 (6206) | ПАЗ-3205 | |
58 | Подш-к пром/вала вентилятора (закрытый) пластм. | шт. | <> | 80206 | ПАЗ-3205 |
59 | Подш-к пром/вала вентилятора (п/закрытый) | шт. | <> | 60206 | ПАЗ-3205 |
60 | Пробка горловины радиатора (РАП) | шт. | 652 | 1304052-А2 | ПАЗ-3205 |
61 | Пробка радиатора | шт. | 130 | 1304010 | ЗиЛ/ПАЗ/ЛиАЗ |
62 | Пробка радиатора (4230) | шт. | 5256 | 1304010 | Лиаз, Аврора |
63 | Радиатор охлаждения (3-х рядн. ШААЗ) | шт. | 4238 | 1301010 | КАвЗ |
64 | Радиатор охлаждения (4-х рядн.) г.Лихославль | шт. | 111 | 1301010 | ПАЗ-3205 |
65 | Ремень привода вентилятора «Darwin Plus» (зубч.) | шт. | <> | 1400х12,5 AVX | ПАЗ/ЛиАЗ |
66 | Ремень привода вентилятора «Darwin Plus» (зубч.) | шт. | <> | 1400х13 AVX | ПАЗ/ЛиАЗ |
67 | Ремень привода вентилятора «Rubena» | шт. | 1400х13 SPA | ПАЗ/ЛиАЗ | |
68 | Ремень привода вентилятора «ЯРТИ» | шт. | 1400х11х10 | ПАЗ-3205 | |
69 | Ремень привода вентилятора «ЯРТИ» (зубч.) | шт. | 1400х11х10 | ПАЗ | |
70 | Ремень привода водяного насоса, компрессора «ЯРТИ» | шт. | <> | 1250х11х10 | ПАЗ (дизель) |
71 | Ремень привода водяного насоса,компрессора «ЯРТИ» (зубч.) | шт. | <> | 1250х11х10 | ПАЗ (дизель) |
72 | Ролик натяжной (ЗМЗ) | шт. | 53 | 1308080-12 | ПАЗ/ГАЗ |
73 | Ролик натяжной с кронштейном в сб. (РАП) | шт. | 3205 | 1308067 | ПАЗ |
74 | Ступица вентилятора (РАП) | шт. | 32053 | 1308100 | ПАЗ |
75 | Ступица шкива водяного насоса (ЗМЗ) | шт. | 14 | 1307024 | ПАЗ/ГАЗ |
76 | Термостат (80*С) (ПРАМО) | шт. | ТС108-01М | ПАЗ/ГАЗ | |
77 | Термостат (TOMSON) (80*С) | шт. | ТС108-01 | ПАЗ/ГАЗ | |
78 | Термостат (Электон) | шт. | ТС118-01 | ПАЗ/ГАЗ | |
79 | Труба радиатора отводящая (РАП) | шт. | 4230 | 1303046 | ПАЗ «Аврора» |
80 | Труба радиатора отводящая левая (РАП) | шт. | 3205 | 1303040-10 | ПАЗ |
81 | Труба радиатора отводящая прав. (РАП) | шт. | 3205 | 1303041-30 | ПАЗ |
82 | Труба радиатора подводящая (РАП) | шт. | 3205-70 | 1303012-10 | ПАЗ |
83 | Труба радиатора подводящая верхняя (РАП) | шт. | 3205 | 1303012 | ПАЗ |
84 | Труба радиатора подводящая верхняя (РАП) | шт. | 4230-01 | 1303012 | «Аврора» |
85 | Труба радиатора подводящая верхняя (РАП) | шт. | 4230-02 | 1303012 | «Аврора» |
86 | Тяга радиатора (длинная) (РАП) | шт. | 3205 | 1302035-01 | ПАЗ |
87 | Тяга радиатора (короткая) (РАП) | шт. | 3205 | 1302034-01 | ПАЗ |
88 | Шкив вентилятора (РАП) | шт. | 3205 | 1308085-10 | «Аврора» |
89 | Шкив вентилятора н/обр. (РАП) | шт. | 32053 | 1308085 | ПАЗ |
90 | Шкив водяного насоса (РАП) | шт. | 3205 | 1307184 | ПАЗ |
91 | Шкив пром/опоры (РАП) | шт. | 3205 | 1308132-20 | ПАЗ |
92 | Шкив пром/опоры н/о (РАП) | шт. | 32053 | 1308132 | ПАЗ |
Схема охлаждения двигателя паз 32053
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОБУСА ПАЗ 32053
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости, с термостатом и с расширительным бачком.
Верхняя крышка радиатора 3 герметично закрывает горловину и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через клапаны. Выпускной клапан крышки открывается при повышении давления в системе более (58. 80) кПа и выпускает пар. Впускной клапан открывается при разрежении в системе до (1,0. 12,0) кПа и впускает атмосферный воздух в радиатор.
Наливная горловина 1 радиатора служит для заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения. При заливке охлаждающей жидкости нужно открыть верхнюю крышку радиатора 3, во избежание образования воздушной подушки, которая препятствует заполнению системы.
Для заполнения системы охлаждения двигателя рекомендуется применять низкозамерзающие жидкости ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М, Тосол-ТС Felix-40, Cool Stream Standart 40 с температурой начала кристаллизации минус 40 °С и ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М с температурой начала кристаллизации минус 65°С.
При отсутствии специальной охлаждающей жидкости допускается применение чистой «мягкой» (например, дождевой) воды. Воду при сливе из системы охлаждения следует собирать в чистую ёмкость для повторного использования.
Внимание! Частая замена воды усиливает коррозию и образование накипи. Применение воды вызывает образование коррозии, зарастание (забивание шламом) проток в головке и прокладке головки цилиндров, что приводит к систематическому перегреву и выходу двигателя из строя.
Слив охлаждающей жидкости из системы выполнять при открытой пробке радиатора через три краника: с правой стороны блока, с левой стороны блока и на трубе, соединяющей нижний патрубок радиатора с водяным насосом. При сливе необходимо обратить внимание на чистоту отверстия краников, так как накипь или грязь могут перекрыть отверстия и жидкость не будет слита полностью.
Для поддержания нормального теплового режима двигателя в пределах (80. 95) °С и ускорения его прогрева в системе охлаждения имеются: термостат, установленный в патрубке впускной трубы; шторка, находящаяся между вентилятором и радиатором; съёмный капот (для холодного времени года), который устанавливается на решетку переднего люка радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения на щитке приборов имеется указатель температуры, датчик которого находится в водяной рубашке впускной трубы двигателя.
При повышении температуры охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора до (104.109) °С на щитке приборов загорается сигнализатор перегрева жидкости. В этом случае необходимо выяснить причину повышения температуры и устранить её.
Перед радиатором установлен вентилятор. Привод вентилятора производится ремнями через промежуточную опору.
Рис. 3-18 Система охлаждения двигателя 1- крышка наливной горловины; 2- бачок расширительный; 3- крышка радиатора; 4- радиатор; 5-труба подводящая радиатора; 6- шкив генератора; 7- шкив компрессора; 8- крышка корпуса термостата; 9- шкив водяного насоса; 10- шкив насоса ГУР; 11-ремень привода компрессора и насоса ГУР; 12- направляющая роликов шторки радиатора; 13- вентилятор; 14- шкив вала вентилятора; 15- ремень привода вала вентилятора; 16- шкив натяжного ролика; 17- краник сливной; 18- шкив промежуточной опоры; 19-ремень привода шкива промежуточной опоры; 20- шкив коленчатого вала; 21- труба отводящая радиатора; 22-ремень привода водяного насоса и генератора. А — прогиб обоих ремней (14. 18) мм; Б- прогиб ремней (16. 20) мм
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОБУСА ПАЗ 32053
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости, с термостатом и с расширительным бачком.
Верхняя крышка радиатора 3 герметично закрывает горловину и сообщает систему охлаждения с атмосферой только через клапаны. Выпускной клапан крышки открывается при повышении давления в системе более (58…80) кПа и выпускает пар. Впускной клапан открывается при разрежении в системе до (1,0…12,0) кПа и впускает атмосферный воздух в радиатор.
Наливная горловина 1 радиатора служит для заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения. При заливке охлаждающей жидкости нужно открыть верхнюю крышку радиатора 3, во избежание образования воздушной подушки, которая препятствует заполнению системы.
Для заполнения системы охлаждения двигателя рекомендуется применять низкозамерзающие жидкости ОЖ-40 «Лена», Тосол-А40М, Тосол-ТС Felix-40, Cool Stream Standart 40 с температурой начала кристаллизации минус 40 °С и ОЖ-65 «Лена», Тосол-А65М с температурой начала кристаллизации минус 65°С.
При отсутствии специальной охлаждающей жидкости допускается применение чистой «мягкой» (например, дождевой) воды. Воду при сливе из системы охлаждения следует собирать в чистую ёмкость для повторного использования.
Внимание! Частая замена воды усиливает коррозию и образование накипи. Применение воды вызывает образование коррозии, зарастание (забивание шламом) проток в головке и прокладке головки цилиндров, что приводит к систематическому перегреву и выходу двигателя из строя.
Слив охлаждающей жидкости из системы выполнять при открытой пробке радиатора через три краника: с правой стороны блока, с левой стороны блока и на трубе, соединяющей нижний патрубок радиатора с водяным насосом. При сливе необходимо обратить внимание на чистоту отверстия краников, так как накипь или грязь могут перекрыть отверстия и жидкость не будет слита полностью.
Для поддержания нормального теплового режима двигателя в пределах (80…95) °С и ускорения его прогрева в системе охлаждения имеются: термостат, установленный в патрубке впускной трубы; шторка, находящаяся между вентилятором и радиатором; съёмный капот (для холодного времени года), который устанавливается на решетку переднего люка радиатора.
Для контроля температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения на щитке приборов имеется указатель температуры, датчик которого находится в водяной рубашке впускной трубы двигателя.
При повышении температуры охлаждающей жидкости в верхнем бачке радиатора до (104.109) °С на щитке приборов загорается сигнализатор перегрева жидкости. В этом случае необходимо выяснить причину повышения температуры и устранить её.
Перед радиатором установлен вентилятор. Привод вентилятора производится ремнями через промежуточную опору.
Рис. 3-18 Система охлаждения двигателя 1- крышка наливной горловины; 2- бачок расширительный; 3- крышка радиатора; 4- радиатор; 5-труба подводящая радиатора; 6- шкив генератора; 7- шкив компрессора; 8- крышка корпуса термостата; 9- шкив водяного насоса; 10- шкив насоса ГУР; 11-ремень привода компрессора и насоса ГУР; 12- направляющая роликов шторки радиатора; 13- вентилятор; 14- шкив вала вентилятора; 15- ремень привода вала вентилятора; 16- шкив натяжного ролика; 17- краник сливной; 18- шкив промежуточной опоры; 19-ремень привода шкива промежуточной опоры; 20- шкив коленчатого вала; 21- труба отводящая радиатора; 22-ремень привода водяного насоса и генератора. А — прогиб обоих ремней (14…18) мм; Б- прогиб ремней (16…20) мм
содержание .. 40 41 42 ..
Особенности отопителей салона автобуса ПАЗ-32053-07, ПАЗ-4234
Отопление салона автобуса и рабочего места водителя осуществляется жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя
Отопители салона имеют два режима работы – полный и частичный. Управление ими осуществляется с помощью двухпозиционных клавиш, расположенных на щитке приборов.
Для эффективного обогрева салона и обдува ветровых стекол необходимо поддерживать достаточно высокую температуру охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя и обеспечивать циркуляцию жидкости по трубопроводам, что достигается работой жидкостного подогревателя и циркуляционного насоса, которые должны находиться в постоянно включенном состоянии.
Жидкостные подогреватели Webasto (Spheros) моделей Thermo Е200 и Thermo Е320 устанавливаются соответственно на автобусы ПАЗ-32053-07 и ПАЗ-4234.
Жидкостные подогреватели модели Thermo Е200 и Thermo Е-320 представляют собой автономную отопительную систему, работающую независимо от двигателя.
Отопитель предназначен для поддержания температуры жидкости (антифриза) в пределах достаточных для обогрева салона, размораживания ветровых стекол, предварительного разогрева двигателя.
При нагреве жидкости в котле до 85 °С подогреватель автоматически отключается. При охлаждении антифриза до 72 °С подогреватель включается.
Описание подогревателя содержится в его руководстве по эксплуатации, которое входит в комплект поставки автобуса.
Включение и пуск отопителя
Внимание! Перед включением отопителя следует убедиться в наличии достаточного количества жидкости в расширительном бачке и проверить положение вентильных кранов системы отопления автобуса. Краны перед запуском должны находиться в открытом положении.
При включении отопителя загорается индикатор работы, блок управления запускает режим обычной эксплуатации и проверяет температуру охлаждающей жидкости.
Если температура охлаждающей жидкости ниже верхнего температурного порога, начинается этап предварительного запуска.
Включаются нагнетатель воздуха для сгорания и циркуляционный насос. Примерно через 12 секунд (время предварительного запуска) появляется искра зажигания высокого напряжения.
Примерно через секунду после этого в топливном насосе открывается электромагнитный клапан, и поступающее топливо впрыскивается через распыляющую форсунку высокого давления в камеру сгорания.
В камере сгорания топливо смешивается с воздухом. Эта топливовоздушная смесь зажигается от искры зажигания и сгорает в камере сгорания.
Контроль пламени осуществляется датчиком пламени, встроенным в блок управления. Примерно через 5 секунд после распознавания пламени блок управления выключает генератор запального разряда. До этого момента пламя стабилизируется и подогреватель еще не находится в режиме нагревания.
Работа в режиме нагревания
После стабилизации пламени подогреватель работает в режиме обычной эксплуатации. При превышении верхнего порога включения работа в режиме нагревания заканчивается и начинается этап продувки.
Электромагнитный клапан закрывается, пламя гаснет, но нагнетатель воздуха для сгорания и циркуляционный насос продолжают работать.
Примерно через 120 секунд нагнетатель воздуха для сгорания выключается и этап продувки заканчивается.
Подогреватель останавливается (перерыв в работе). Индикатор работы горит. Подогреватель возобновляет работу в режиме горения при выходе за нижний порог переключения. Выполняются те же операции, что и при включении
Контроль температуры
При недостаточной скорости циркуляции охлаждающей жидкости или некачественном удалении воздуха из контура охлаждения температура при работе в режиме нагревания может подниматься слишком быстро.
Нет в наличии:
№ | Код детали | Наименование | Количество на модель, шт. | |
251086-П29 | Гайка М5 | 2 | Нет в наличии | |
3205-1301006-10 | Радиатор с валом вентилятора в сборе | 1 | Нет в наличии | |
2 | 290789П8 | Болт М10х42 | 2 | Нет в наличии |
3 | 3205-1302035 | Тяга радиатора левая | 1 | Нет в наличии |
4 | 51А-1303025 | Шланг соединительный | 2 | Нет в наличии |
5 | 44-5619 | Хомут червячный | 8 | Нет в наличии |
6 | 672-1302045 | Подушка подвески радиатора | 4 | Нет в наличии |
7 | 20-1302048 | Втулка болта крепления радиатора | 2 | Нет в наличии |
8 | 672-1302033 | Шайба | 2 | Нет в наличии |
9 | 250976-П29 | Гайка М10 | 2 | Нет в наличии |
11 | 3205-1308165 | Шайба 10 | 4 | Нет в наличии |
12 | 672-1302094 | Прокладка | 4 | Нет в наличии |
13 | 20-1001095 | Втулка распорная | 2 | Нет в наличии |
15 | 252136-П29 | Шайба 10 пружинная | 6 | Нет в наличии |
16 | 3205-1302010 | Балка крепления радиатора | 1 | Нет в наличии |
19 | 3205-1303041-30 | Труба отводящая радиатора правая в сборе | 1 | Нет в наличии |
21 | А-8286 | Шланг соединительный наливной боковой горловины радиатора | 2 | Нет в наличии |
23 | 672-1303030 | Хомут крепления отводящей трубы радиатора | 1 | Нет в наличии |
24 | 3205-1303040-10 | Труба радиатора отводящая левая | 1 | Нет в наличии |
26 | 252134-П29 | Шайба 6 | 4 | Нет в наличии |
27 | 3205-1303012 | Труба радиатора подводящая | 1 | Нет в наличии |
28 | 672-1303020 | Муфта соединительная радиатора подводящая | 1 | Нет в наличии |
29 | 3205-1311072 | Хомут | 1 | Нет в наличии |
30 | 201418-П29 | Болт М6х16 | 3 | Нет в наличии |
31 | 252154-П29 | Шайба 6 | 3 | Нет в наличии |
32 | 24-1311014 | Бачок расширительный | 1 | Нет в наличии |
33 | 24-1311065 | Пробка расширительного бачка | 1 | Нет в наличии |
35 | 252155-П29 | Шайба 8 | 2 | Нет в наличии |
36 | 3205-1311071-10 | Шланг | 1 | Нет в наличии |
38 | 288002-П29 | Хомутик | 2 | Нет в наличии |
39 | 220086-П29 | Винт М5х30 | 2 | Нет в наличии |
40 | 52-1304010 | Пробка радиатора | 1 | Нет в наличии |
42 | 44-56/9 | Хомут червячный | 4 | Нет в наличии |
43 | 672-1303010 | Шланг радиатора | 1 | Нет в наличии |
44 | 3205-1303051 | Шланг подводящий боковой | 1 | Нет в наличии |
45 | 3205-1301175 | Кронштейн наливной горловины в сборе | 1 | Нет в наличии |
46 | 3205-1301170 | Наливная горловина радиатора | 1 | Нет в наличии |
47 | 652-1304060 | Уплотнитель пробки | 1 | Нет в наличии |
48 | 652-1304050 | Пробка наливного патрубка радиатора с уплотнителем в сборе | 1 | Нет в наличии |
49 | 224624-П29 | Винт М6х14 крепления панели спинки нижний | 2 | Нет в наличии |
50 | 3205-1302034 | Тяга радиатора правая | 1 | Нет в наличии |
Не можете найти необходимую деталь из группы Радиатор системы охлаждения на ПАЗ-32053? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!
Датчик температуры всасываемого воздуха: проверка, устройство
Современные автомобили содержат большое число средств автоматизации и контроля работы оборудования. Одним из таких устройство является датчик температуры всасываемого воздуха (ДТВВ), контролирующий состояние поступающих воздушных масс из окружающей среды. Что представляет собой это устройство, и с какими неисправностями может столкнуться автовладелец, мы рассмотрим в данной статье.
Назначение и расположение
Термодатчик предназначен для контроля температуры воздуха, поступающего воздуха из окружающей среды. В зависимости от температуры воздуха, изменяется состояние воздушно-топливной смеси и температура ее вспышки в цилиндре. В случае чрезмерного остывания или нагрева воздуха на улице режим движения автомобиля может существенно отличаться. Датчик реагирует на изменение температуры и посылает сигнал на блок управления для изменения действующих параметров работы.
Поэтому прямая функция датчика температуры всасываемого воздуха заключается в измерении текущих параметров. Косвенно он предназначен для повышения или уменьшения объема подаваемой топливной смеси в соответствии с внешними факторами.
Такой датчик температуры устанавливается в системе подачи воздуха автомобиля. Как правило, он располагается в непосредственной близи от воздушного фильтра или на его корпусе, в некоторых моделях может располагаться во впускном коллекторе.
Рис. 1. Место установки датчика воздуха
Способ расположения предусматривает направление чувствительного элемента в струю воздушного потока. Поэтому место установки должно предусматривать четкую фиксацию, так как при смещении сенсора в посадочном отверстии вы получите нечеткие показания.
Устройство и принцип работы
Для лучшего понимания возможных неисправностей и сбоев в работе необходимо разобраться в его устройстве и принципе действия.
Рис. 2. Устройство датчика температуры всасываемого воздуха
Конструктивно датчик температуры для контроля всасываемого воздуха состоит из:
- Контактного разъема – для подключения датчика температуры к внутренней электрической цепи;
- Корпуса – предназначен для защиты от механических повреждений и воздействия внешних факторов на электронные компоненты;
- Чувствительный элемент – для фиксации температуры поступающего воздуха применяется термистор, который, может располагаться как в открытом колпаке, так и в запаянной колбе.
- Посадочного штуцера – элемента оснащенного резьбой для вкручивания в точке контроля температуры воздуха.
Заметьте, для плотного прилегания датчика к монтируемой поверхности между ними располагается уплотнительное кольцо. В противном случае произойдет утечка воздуха из системы.
Принцип работы датчика температуры всасываемого воздуха основывается на показаниях термистора с отрицательным температурным коэффициентом. В соответствии с п.23 ГОСТ 21414-75 это такой нелинейный элемент, омическое сопротивление которого снижается по мере нагревания самого термистора. Положение датчика выбирается таким образом, чтобы сенсор взаимодействовал с движущимся воздухом напрямую, в остальном работа происходит следующим образом:
Рис. 3. Принцип работы датчика температуры всасываемого воздуха
Как видите на рисунке выше, при движении потока всасываемого в систему воздуха, он напрямую воздействует на датчик, обтекая терморезистор. В начале запуска двигателя воздух в патрубке будет холодным и при взаимодействии с термистором его сопротивление будет в пределах нескольких кОм. В случае повышения температуры воздуха в системе сопротивление датчика начнет снижаться, уменьшиться величина падения напряжения и увеличится сила тока. Как только параметр достигнет установленного предела, в цепи управления начнет протекать ток достаточный для команды блоку управления.
В случае прохождения холодного воздуха возникает утяжеляющий эффект, которые требует впрыска большего объема горючего в цилиндр для поддержания нормального режима работы. При повышении температуры, датчик отреагирует пропорциональным снижением сопротивления, и блок управления даст команду на сужение форсунок и уменьшение объема впрыскиваемого топлива. Таким образом осуществляется корректировка работы мотора, в зависимости от температуры подаваемого воздуха. Однако система может давать сбои, существенно отражающиеся на работе транспортного средства.
Признаки и причины неисправности
Для своевременного выявления неполадок, связанных как с самим датчиком, так и с работой системы подачи воздуха. Наиболее распространенными признаками неисправности датчика температуры являются:
- Плохо запускается ДВС в условиях пониженной температуры окружающей среды;
- Двигатель дает сбои при холостых оборотах;
- Заметное превышение расхода топлива;
- Возникают ощутимые перебои в работе мотора;
- Включение световой индикации на приборной панели или отображение сообщения на бортовом компьютере.
Причиной возникновения таких факторов могут быть различные неисправности, как в самом датчике, так и в сопутствующих элементах системы подачи воздуха. Среди причин у автомобилистов часто выявляются:
- Короткое замыкание в цепи датчика;
- Окисление контактов, что вносит ощутимую поправку на измеряемую величину;
- Засорение чувствительного элемента датчика – вместе с всасываемым воздухом по системе могут циркулировать частицы пыли, которые оседают в области термистора;
- Механическое повреждение корпуса или других вспомогательных элементов, что влияет на точность измерений;
- Обрыв в измерительной цепи датчика.
Также заметьте, что причина может быть в засорении фильтра и ухудшении проходимости системы. Но для определения конкретной неисправности необходимо провести диагностику.
Диагностика и замена
Для проверки работоспособности датчика температуры можно воспользоваться как простыми методами, доступными в домашних условиях, так и прибегнуть к помощи СТО. Если вы решили диагностировать устройство самостоятельно, вам понадобиться обзавестись, хотя бы простейшим мультиметром. Процесс проверки состоит из следующих этапов:
- Отключите питающий шнур от блока контактов датчика температуры всасываемого воздуха.
- С помощью мультиметра замерьте величину сопротивления датчика в холодном состоянии.
Если двигатель только заглушили и вы не знаете величину температуры, можете извлечь датчик и принудительно охладить его.
- Затем, с помощью бытового фена или, если конструкция чувствительного элемента выполнена из металла, над газовой конфоркой подогрейте терморезистор.
- Повторно замерьте величину сопротивления электрическому току на выводах датчика.
- Сравните полученные результаты замеров с таблицей для вашей модели датчика
К примеру, рассмотрим ряд температур для датчика от Лада Приора, приведенный в таблице ниже:
Таблица: зависимость сопротивления датчика от температуры
Температура всасываемого воздуха, °С | Сопротивление, кОм |
–40 | 39,2 |
–30 | 23 |
–20 | 13,9 |
–10 | 8,6 |
0 | 5,5 |
+10 | 3,6 |
+20 | 2,4 |
+30 | 1,7 |
+40 | 1,2 |
+50 | 0,84 |
+60 | 0,6 |
+70 | 0,45 |
+80 | 0,34 |
+90 | 0,26 |
+100 | 0,2 |
+110 | 0,16 |
+120 | 0,13 |
Как видите, при измерении сопротивления у холодного датчика, температура которого составляет 0 °С мультиметр выдаст 5,5 кОм. Если сенсор нагреть до +70 °С, то сопротивление составит около 450 Ом. В противном случае устройство неисправно и не может правильно показывать температуру воздуха и требует замены.
Чтобы заменить вышедший со строя датчик температуры, вам необходимо выполнить несколько простых действий. Отключите шнур питания от сенсора и выкрутите его из посадочного места.
Рис. 8. Выкрутите датчик при помощи ключа
Установите в посадочное место новый датчик температуры и плотно закрутите его в корпус. Подключите разъем к блоку контактов – устройство готово к эксплуатации.
Как выбрать новый датчик?
Рядовой автомобилист может потратить уйму времени на поиски нужного сенсора всасываемого воздуха по каталогам интернет магазинов, теряясь в существующем изобилии предложений. Так как неправильно выбранное устройство может не только отказаться взаимодействовать с системами автомобиля, но и не поместиться в посадочное отверстие.
Поэтому при выборе обязательно учитывайте:
- Маку автомобиля и конкретную модель;
- Год ее выпуска;
- Тип и функциональные особенности установленного в машине двигателя.
Такой подход позволит минимизировать вероятность ошибки и предоставит продавцу максимум необходимой информации. Но, если вы новичок, и плохо разбираетесь в подобных вопросах, куда проще будет выбрать нужную модель с помощью VIN-коду.
VIN-код представляет собой уникальный шифр, присущий исключительно вашему прибору. Если вы подберете для замены новый сенсор по VIN-коду, то вероятность ошибки сводится к нулю. Это наиболее точный метод выбора оборудования для вашего авто. Однако, если выбор изделия упирается в нескольких производителей, стоит рассмотреть наиболее известных из них.
Среди зарубежных компаний, выпускающих сенсоры температуры всасываемого воздуха, лучшим качеством обладают японские и германские производители. Среди которых можно выделить Denso, Bosch, Borsehung, но и цена таких моделей относится к премиальному сегменту. Если вы ищите более демократичный вариант, то обратите внимание на отечественную компанию Энергомаш, тайваньскую фирму Vika или итальянский Facet.