Что такое технология тт
Что такое термотрансферная маркировка? Насколько ее применение обосновано в условиях современного рынка? Каковы перспективы ее развития? Предлагается комментарий специалиста.
Под термотрансферной технологией (ТТ-технологией) понимается оперативная печать информации с помощью специализированных принтеров термо- или термотрансферным способом на рулонных материалах, как правило, на самоклеящихся этикетках. Данная технология незаменима в тех случаях, когда требуется наносить на этикетку переменную информацию с высокими скоростью, качеством и точностью печати, особенно штриховые коды. Ключевая особенность технологии — отсутствие матриц, штампов, печатных форм и, как следствие, возможность быстро и без затрат изменять информацию (вплоть до каждой этикетки).
ТТ-технология является для России новой. До настоящего времени у нас не существует конкурентного западному промышленного оборудования, не производятся термотрансферные красящие ленты и исходные материалы для качественных этикеток; осуществляется только их вырубка и печать.
Оценим ретроспективно основные этапы формирования российского рынка ТТ-технологии.
1993-1995 гг. Единичные внедрения ТТ-маркировки. Часть принтеров поступила в составе комплектных технологических линий и была установлена западными партнерами.
1995-1996 гг. Более широкое применение ТТ-технологии в составе систем автоматизации торговли. В остальных областях единичные внедрения.
1997-1998 гг. Не происходит качественных изменений, добавляются приложения ТТ-технологии в промышленности, складском хозяйстве.
1998-2000 гг. Активное внедрение ТТ-технологии в розничной и оптовой торговле, складском учете, промышленности, банковской деятельности.
Итак, ориентировочно 1998 год можно считать переходом к традиционным рыночным механизмам в области ТТ-технологии. Сформулируем признаки, которые, на наш взгляд, характеризуют этот переход.
Первая стадия имела следующие особенности:
- отсутствие информации и понимания технологии у потенциальных заказчиков;
- значительная часть переговоров посвящалась разъяснению технологии;
- односторонняя схема продвижения технологии: поставщики искали заказчиков, обратные запросы отсутствовали;
- отсутствие у заказчиков альтернативных конкурентных предложений;
- представлено небольшое число производителей оборудования;
- произвольное ценообразование, в его основе — оценка покупательной способности заказчика;
- острый недостаток отечественных поставщиков самоклеящихся этикеток.
Вторая стадия характеризуется нормальными рыночными механизмами:
- представлены ведущие мировые производители оборудования;
- сформировались специализированные компании, продвигающие ТТ-технологию;
- заказчик, как правило, имеет несколько конкурентных предложений и сравнивает детали проектов;
- рыночное регулирование ценообразования;
- сформировался рынок расходных материалов.
Таким образом, можно считать, что в настоящее время установились нормальные рыночные механизмы в области распространения ТТ-технологии. Однако российский рынок имеет существенные отличия то аналогичных секторов рынков западных стран, которые являются поставщиками и «законодателями» ТТ-технологии.
Сферы применения ТТ-технологии
В настоящее время в России ТТ-технология успешно внедряется в следующих секторах рынка:
- торговля,
- промышленность (для маркировки готовой продукции),
- складской учет,
- банковская деятельность.
В западных странах ТТ-технология активно применяется в других, помимо перечисленных, секторах рынка:
- промышленность (для маркировки групповой транспортной тары),
- промышленность (для технологической маркировки комплектующих),
- госпитали и больницы,
- транспорт и перевозки, •почтовые услуги, •инвентаризация и учет основных
- средств.
Различия в сферах применения связаны с недостатком финансирования в отмеченных секторах рынка, и наиболее вероятно, что они будут сглаживаться по мере улучшения общей экономической ситуации в России.
Мотивация использования ТТ-технологии
На рынке западных стран можно выделить следующие основные мотивы внедрения ТТ-маркировки:
- автоматизация производства и учета движения продукции,
- соответствие стандартам маркировки,
- соответствие требованиям законодательства,
- качественная печать штриховых кодов. У российских заказчиков преобладают
- другие мотивы (за исключением применения ТТ в торговле для автоматизации учета движения товаров):
- возможность гибко изменять информацию в условиях нестабильного производства,
- замена типографских этикеток при широкой номенклатуре выпускаемой продукции,
- возможность вносить изменения в зависимости от нормативных требований,
- экспортные заказы.
Таким образом, основная мотивация западных заказчиков — следование традиционным подходам. Заказчика не требуется убеждать в необходимости ТТ-маркировки, требуется лишь предложить выгодные условия поставки. У российских клиентов основным мотивом является оперативность нанесения информации в ответ на динамичные запросы рынка.
Ценовые различия
Стоимость ТТ-оборудования и расходных материалов в России и западных странах примерно одинакова, существующие различия не принципиальны.
Заметное расхождение проявляется в структуре основных и оборотных средств российских и западных предприятий. При существующей структуре цен в России импортное оборудование, в том числе термотрансферное, составляет более весомую часть расходов. Ограниченность оборотных средств предприятий и трудоемкость получения кредитов являются дополнительными препятствиями на пути внедрения ТТ-технологии.
Это же относится и к стоимости этикеток. В западных странах стоимость этикетки составляет доли процента в стоимости готовой продукции, в то время как на российском рынке стоимость этикетки может достигать нескольких процентов в цене конечного продукта.
Менталитет заказчиков
- Технологическая дисциплина. При выборе оборудования западными заказчиками учитываются рекомендуемые нагрузки и производительность оборудования. В случае жестких условий эксплуатации предприятие готово к дополнительным затратам на более надежное оборудование. Российские заказчики часто выбирают минимальную конфигурацию ТТ-оборудования и эксплуатируют его в запредельных режимах.
- Западные предприятия, как правило, имеют долгосрочные перспективы развития, и выбор ТТ-оборудования — часть таких планов. При выборе оборудования ценовой фактор не всегда является решающим. На первый план выходит надежность работы оборудования и качество технической поддержки. Российские предприятия часто ограничиваются временными решениями, и вопрос величины начальных затрат становится основным.
Отношение к программному обеспечению
ТТ-оборудование работает под управлением компьютера и соответствующего программного обеспечения. Программы являются специализированными и достаточно дорогостоящими ($ 400-1200). Более того, в некоторых приложениях роль программного обеспечения является решающей, так как именно оно контролирует автоматизацию процесса, а принтеры выступают лишь исполнительным устройством печати этикеток. Западные заказчики признают роль программного обеспечения и его стоимость в рамках проекта. Российский рынок не готов к высокой цене программных продуктов и, соответственно, к эффективному использованию возможностей ТТ-технологии.
В итоге отметим, что с одной стороны, в России сформировался рынок ТТ-технологии, а с другой — особенности российского рынка сдерживают ее широкое внедрение. Но это противоречие скорее всего относится к «болезни роста», и перспективы развития рынка следует оценивать позитивно. Наш многолетний опыт работы и анализ рынка ТТ-технологий свидетельствует о выравнивании тенденций западных стран и России в данной области.
Технология. Виды, циклы, структура производства и технологических процессов
Основной закон технологии – производство необходимых обществу продуктов потребления должно осуществляться с наименьшими для конкретных условий места и времени затратами труда на единицу продукции.
Причины развития технологий – преобладание потребностей общества над возможностями их удовлетворения.
Технология – средство преобразования сырья и наука, изучающая и анализирующая процессы создания продукта, обладающего потребительской стоимостью.
По функциональному назначению в производственной системе различаются:
- Базовые технологии, решающие непосредственные задачи производственной системы.
- Обслуживающие технологиидля обеспечения базовых необходимыми компонентами.
Технологическая наука и производство решают две задачи:
- создание благоприятных условий для полной реализации возможностей эксплуатируемой технологии;
- разработка новых, более прогрессивных технологий.
2. Виды технологий
Практическая технология – отработанная опытом совокупность процессов по созданию потребительской стоимости. Она объективно существует, т. к. может быть описана, изображена и воспроизведена по данному описанию в конкретных условиях.
Разновидности практических технологий:
- материальные – создают объекты материальной среды;
- социальные – образование, маркетинг, менеджмент;
- духовные.
Характерные черты практической технологии:
- динамизм;
- конкретность, отраженная в целенаправленности ее процессов;
- материальная обусловленность, определяемая наличием компонентов материального мира в процессе создания продукта, обладающего потребительской стоимостью;
- логичность, предполагающая строгую последовательность действий с целью получения продукта, обладающего потребительской стоимостью.
Научная технология (НТ) – изучает и обобщает опыт создания продукта с потребительской стоимостью. НТ призвана заниматься разработкой новых технологий на основе анализа, изучения практических и теоретических технологий.
Предмет изучения НТ – процессы взаимодействия средств и орудий труда с окружающей средой.
Теоретическая технология (ТТ) изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира.
- необходимость перехода от теоретических построений к экспериментальной и опытной проверке;
- объективность источника развития технологии;
- многовариантность;
- экономическая целесообразность;
- соотношение объективного и субъективного;
- движущие силы развития – общественная потребность;
- анализ, предполагающий разложение целого на составные части;
- синтез – соединение составных частей в целое.
3. Жизненный цикл технологии
Технологический процесс охватывает все виды деятельности человека.
В своем развитии технология проходит следующие этапы.
- создание образа продукта, обладающего потребительской стоимостью;
- моделирование и апробация образца в отдельных образцах;
- подбор необходимых средств труда, технологических схем, параметров и инструментария;
- разработка технологии или экспериментальных технологических процессов;
- соединение экспериментальных технологических процессов в единый производственный процесс;
- доведение единого технологического процесса до требуемого уровня;
- выпуск новой продукции согласно разработанному техпроцессу. Для изготовления любого продукта необходимы предмет труда, средства труда, труд.
4. Производственный процесс
Производственный процесс (ПП) – совокупность всех действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии для изготовления или ремонта продукции (ГОСТ 14.004-83).
Производственная система (ПС) – совокупность приемов и средств для реализации технологического процесса (ТП).
В ПС реализуется производственный процесс (ПП). Можно выделить 2 части ПС:
- 1 часть, в которой перенос труда осуществляется непосредственно на продукт;
- 2 часть, где обеспечивается эффективное формирование и развитие систем ПП.
Производственная программа характеризуется номенклатурой выпускаемых изделий и объемом выпуска.
Объем выпуска продукции (ОВП) определяется числом изделий конкретного наименования, типоразмеров, изготавливаемых или ремонтируемых предприятием в течение планируемого периода времени.
Программа выпуска – устойчивый для данного предприятия перечень изготавливаемых или ремонтируемых изделий с указанием ОВП по каждому наименованию на планируемый период.
Состав цехов и служб предприятия с указанием связей между ними определяет производственную структуру. Элементарной единицей структуры предприятия является рабочее место. На рабочем месте размещены исполнители работы, обслуживаемое технологическое оборудование, часть конвейера, оснастка на ограниченное время и предметы труда.
Производственный участок – группы рабочих мест, организованных по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу. Совокупность производственных участков образует цех.
Существует основное и вспомогательное производство.
К продукции основного производства относятся изделия, поставляемые или реализуемые предприятиям или по кооперации.
К продукции вспомогательного производства относятся изделия, не подлежащие реализации или поставкам по кооперации, но предназначенные для обеспечения основного производства.
Одной из основных характеристик типа производства является коэффициент закрепления операций.
Коэффициент закрепления операций – отношение числа всех различных технологических операций, выполненных или подлежащих выполнению в течение месяца, к числу рабочих мест:
(1)
где О – число различных операций; Р – число рабочих мест, на которых выполняются различные операции.
5. Технологический процесс
Технологический процесс является частью ПП и представляет собой совокупность различных операций, в результате выполнения которых изменяются размеры, форма, свойства предметов труда, выполняется соединение деталей в сборочные единицы и изделия, осуществляется контроль требований чертежа и технических условий.
Технологический процесс может быть отнесен к изделию, его составной части или к методам обработки, формообразования и сборки, которые определены ГОСТ 3.1109-82.
К предметам труда относят заготовки и изделия.
- частные – характеризуют особенности ТП и выделяют его из ряда аналогичных ему (температура, давление, скорость, усилие и т. п.);
- единичные – определяют группы однотипных ТП;
- обобщенные – определяют любой ТП и относят к ним живой и прошлый труд.
Живой труд – затраты физической и умственной энергии, расходуемой человеком в процессе производства.
Прошлый труд – произведенная продукция, используемая при производстве вторичного продукта.
6. Виды технологических процессов
Вид технологического процесса определяется количеством изделий, охватываемых процессом (одно изделие, группы однотипных изделий).
Наименование процессов устанавливают по стандартам СРПП (рис. 1).
Рис. 1. Виды технологических процессов
Единичный технологический процесс – технологический процесс изготовления изделий одного наименования, типоразмера и исполнения независимо от типа производства.
Типовой технологический процесс – технологический процесс, характеризуемый единством содержания и последовательности
большинства технологических операций и переходов для группы изделий с общими конструктивными признаками.
Групповой технологический процесс – технологический процесс, характеризуемый единством методов обработки с использованием однородных и быстро переналаживаемых приспособлений для групп изделий даже с разными конструктивными признаками.
Каждый вид ТП характеризуется следующими признаками:
- основным назначением процесса (рабочий, перспективный);
- степенью детализации содержания процесса (маршрутный, операционный, маршрутно-операционный).
Рабочий технологический процесс – ТП, выполняемый по рабочей и (или) конструкторской технической документации, применяемый для изготовления изделий.
Перспективный технологический процесс – ТП, соответствующий современным достижениям науки и техники, методы и средства осуществления которого полностью или частично предстоит освоить на предприятии (используются как информационная основа для разработки рабочих ТП при техническом и организационном перевооружении производства). ТП рассчитан на применение более совершенных методов обработки, более производительных и экономически эффективных средств технологического оснащения и изменения принципов организации производства.
Маршрутный технологический процесс – ТП, выполняемый по документации, в которой содержание операций приводится без указания переходов и режимов обработки, по технологическому маршруту – последовательности прохождения заготовки, детали или сборочной единицы по подразделениям предприятия при выполнении технологического процесса изготовления или ремонта.
Операционный технологический процесс – ТП, выполняемый по документации, в которой содержание операций излагается с указанием переходов и режимов обработки.
Маршрутно—операционный технологический процесс – ТП, выполняемый по документации, в которой содержание отдельных операций излагается без указания переходов и режимов обработки.
Общая схема ТП может быть представлена в виде последовательных этапов приближения сырья к заданным параметрам готовой детали (рис. 2).
Рис. 2. Этапы технологического процесса
7. Типы производства
Различают 3 типа производства:
Единичное производство – производство, характеризуемое широкой номенклатурой изготовляемых или ремонтируемых изделий и малым объемом выпуска изделий. Коэффициент закрепления операций >40.
Серийное производство – производство, характеризуемое ограниченной номенклатурой изделий, изготовляемых или ремонтируемых периодически повторяющимися партиями выпуска.
В зависимости от количества изделий в партии или серии и значения коэффициента закрепления операций различают мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное производства.
Коэффициент закрепления операций в соответствии со стандартом принимают равным:
- а) для мелкосерийного производства – от 20 до 40 включительно;
- б) для среднесерийного производства – от 10 до 20 включительно;
- в) для крупносерийного производства – от 1 до 10 включительно.
Массовое производство – производство, характеризуемое узкой номенклатурой и большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых или ремонтируемых в течение продолжительного времени.
Коэффициент закрепления операций для массового производства принимают равным единице.
Организационные формы ТП
Групповая форма организации техпроцессов характеризуется однородностью конструктивно-технологических признаков изделий, единством средств технологического оснащения одной или нескольких технологических операций и специализацией рабочих мест.
Поточная организация производства характеризуется расположением технологического оснащения в последовательности выполнения операций технологического процесса и специализации рабочих мест (рис. 3).
Рис. 3. Способы поточной организации производства
По результатам анализа классификационных групп изделий и показателей относительной трудоемкости устанавливается профиль специализации каждого структурного подразделения (цеха, участка) и т. д.
(2)
где Kgi – показатель относительной трудоемкости; tшт.i – штучное время i-й деталей операции, нормоминуты; k0 – число операций по технологическому процессу обработки i-го изделия, мин; КВ – средний коэффициент выполнения норм времени; r – такт производства i-го изделия, мин;
8. Структура технологического процесса
ТП изготовления изделия по физическим и экономическим признакам разделяют на операции.
Технологическая операция – законченная часть ТП, выполняемая на одном рабочем месте. Операция – это основной элемент производственного планирования и учета. По ней определяется трудоемкость и себестоимость процесса, необходимое количество рабочих и средств технического оснащения.
Известны следующие технологические операции (ТО): установки, переходы, проходы, позиции и приемы.
Установка – законченная часть ТО, выполняемая при неизменном закреплении заготовки. Установки делят на технологические переходы. Технологический переход – законченная часть ТО, выполняемая одними и теми же средствами технического оснащения при постоянных технологических режимах при одной установке. Переход может выполняться путем удаления одного или нескольких слоев материала за один или несколько проходов.
Проход – заключительная часть технологического перехода, сопровождаемая однократным перемещением инструмента относительно заготовки, при котором изменяется форма, размеры, качество и другие параметры изделия.
Проходы делятся на рабочие и вспомогательные ходы.
Рабочий ход – заключительный технологический переход, сопровождаемый однократным перемещением инструмента с изменением размеров изделия.
Вспомогательный ход предназначен для выполнения рабочего хода.
Все действия при выполнении технического перехода делят на приемы.
Прием – законченная совокупность действий рабочего при выполнении перехода или его части, объединенных одним целевым назначением (закрепление заготовки, смена инструмента и т. п.).
Вспомогательный переход – заключительная часть ТО, необходимая для технологического перехода и не сопровождаемая изменением формы изделия.
Позиция – фиксированное положение, занимаемое неизменно закрепленной заготовкой совместно с приспособлением относительно инструмента (неподвижной части оборудования) при выполнении определенной части ТО.
Средства технического оснащения – совокупность орудий производства, необходимых для осуществления ТП.
Технологическое оборудование – средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части ТП размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, технологическую оснастку.
Стандарты ЕСТД устанавливают следующие основные характеристики ТП:
- цикл технологической операции– интервал календарного времени от начала до конца периодически повторяющейся технологической операции независимо от числа одновременно изготовляемых или ремонтируемых изделий;
- такт выпуска– интервал времени, через который периодически производится выпуск изделий определенного наименования, типоразмера и исполнения;
- ритм выпуска– количество изделий определенного наименования, типоразмера и исполнения, выпускаемых в единицу времени;
- норма времени– регламентируемое время выполнения некоторого объема работ в определенных производственных условиях одним или несколькими исполнителями соответствующей квалификации;
- норма выработки– регламентированное количество деталей, которое должно быть изготовлено в единицу времени;
- штучное время– интервал времени, равный отношению цикла технологической операции к числу одновременно изготовляемых или ремонтируемых изделий или равный календарному времени сборочной операции;
- технологическая себестоимостьизготовления детали по всем операциям технологического процесса (цеховая себестоимость).
(3)
где L – основная заработная плата производственных рабочих; Z – сумма всех остальных цеховых расходов.
9. Виды изделий
Изделием называют любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на предприятии.
Изделия, изготовленные для поставки (реализации), относятся к изделиям основного производства. Изделиями основного производства считают также предназначенные для поставки (реализации), которые одновременно используются и для собственных нужд предприятия-изготовителя.
Если предприятия (объединения) изготовляют изделия только для собственных нужд, то эти изделия являются изделиями вспомогательного производства.
В зависимости от наличия или отсутствия в них составных частей изделия подразделяются следующим образом: неспецифицированные (детали) – не имеющие составных частей; специфицированные (сборочные единицы, комплексы, комплекты) – состоящие из двух и более частей.
В соответствии с ГОСТ 2.101-68 установлены четыре вида изделий:
- Детали– изделия, изготовленные из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций.
- Сборочные единицы– изделия, составные части которых подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе путем сборочных операций (свинчивание, сочленение, клепка, сварка, пайка, склеивание).
- Комплексы– два и более специфицированных изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями, но предназначенных для выполнения взаимосвязанных эксплуатационных функций. Например: цех-автомат, бурильная установка.
- Комплекты– два и более изделия, не соединенных на предприятии-изготовителе сборочными операциями и представляющих набор изделий, которые имеют общее эксплуатационное назначение вспомогательного характера. Например: комплект запасных частей, комплект инструмента и принадлежностей и т. п.
10. Оснащение рабочего места
К оснащению рабочего места относят оборудование, технологическую оснастку и вспомогательные средства.
- Станки широкого назначения(универсальные): используются в мелкосерийном и единичном производстве.
- Станки высокой производительности(полуавтоматы, автоматы): используются в серийном и массовом производствах.
- Агрегатные станки– станки, переделанные из станков высокой производительности, приспособленные для обработки определенной детали или группы деталей. Используются в крупносерийном и массовом производствах.
- Специальные станкипредназначены для обработки конкретной заготовки на конкретной операции: токарные, сверлильные, шлифовальные, фрезерные, электроэрозионные, зуборезные, протяжные и т. п.
Используются в массовом производстве при выпуске одного изделия в течение нескольких лет.
11. Технологическая оснастка
Приспособлением называют дополнительное устройство, не входящее в конструкцию станка и предназначенное для закрепления заготовок.
Вспомогательный инструмент – устройство, не входящее в конструкцию станка и предназначенное для крепления инструмента.
Обрабатывающий инструмент – инструмент, предназначенный для изменения формы, размеров, состояния поверхности обрабатываемой заготовки.
Контрольный инструмент должен обеспечивать необходимую точность измерения при наименьших, экономически целесообразных затратах времени и труда.
К вспомогательным средствам относятся стеллажи, тумбочки, оргтехника и средства технологического оснащения.
Что такое технология тт
Если у вас возникли проблемы с доступом к информации на этом сайте, пожалуйста, сообщите нам, и мы будем работать над обеспечением доступности. Если у вас возникли проблемы при просмотре какой-либо страницы этого сайта, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы мы могли улучшить сайт. Постарайтесь быть как можно более конкретными в описании проблемы (проблем) с которыми вы столкнулись. Спасибо!
Настройте браузер для удобной работы с сайтом
Установите масштаб отображения страниц так, чтобы комфортно читать текст.
Увеличить текст
Зажмите клавишу CTRL,
нажимайте «+»
для увеличения масштаба.
Уменьшить текст
Зажмите клавишу CTRL,
нажимайте «—»
для увеличения масштаба.
Рабочая программа по технологии (ТТ) 5-8 класс
5. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
6. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
К концу обучения в 5 классе ученик получит возможность научиться:
1. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
2. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы;
3. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
4. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов, практическая работа.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Тема 2. Эстетика и экология жилища.
Раздел 3. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Вводное занятие. Охрана труда в мастерских. Что такое творческий проект.
Вводный инструктаж. Правила безопасности на уроке технологии. Что такое творческое проектирование. Обоснование темы проекта. Этапы выполнения творческого проекта.
Древесина и ее применение. Древесина, как природный конструкционный материал.
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Строение древесины. Породы древесины. Текстура древесины. Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера.
Пиломатериалы. Древесные материалы
Пиломатериалы. Древесные материалы. Производство пиломатериалов. Виды древесных материалов: пиломатериалы шпон, фанера. Практическая работа №1: «Ознакомление с породами древесины и пиломатериалами».
Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины
Оборудование мастерской по обработке древесины. Рабочее место. Верстак, его устройство. Инструменты и приспособления для обработки древесины. Правила безопасности при ручной обработке древесины. Практическая работа №2: «Изучение конструкции столярного верстака».
Графическое изображение изделий
Элементы графической грамоты. Технический рисунок. Эскиз. Чертеж, масштаб. Линии чертежа. Чтение графической документации. Практическая работа №3: «Выполнение эскиза или технического рисунка детали из древесины».
Последовательность изготовления деталей из древесины
Приемы и последовательность создания изделий из древесины по технологическим картам. Сборка изделия. Практическая работа №4: «Разработка технологического процесса изготовления деталей из древесины»
Разметка заготовок из древесины
Инструменты и приспособления для разметки древесины. Практическая работа №5: «Разметка заготовок из древесины».
Пиление заготовок из древесины
Практическая работа №6: «Пиление заготовок из древесины».
Строгание заготовок из древесины
Виды стругов: шерхебель, рубанок, фуганок и их устройство. Инструменты и приспособления при строгании древесины. Практическая работа №7: «Строгание деревянных заготовок шерхебелем и рубанком».
Сверление отверстий в деталях из древесины
Инструменты и приспособления при сверлении. Практическая работы №8: «Сверление отверстий в заготовках из древесины».
Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей
Виды гвоздей. Соединение гвоздями деталей. Клещи как инструмент для вытаскивания забитых гвоздей. Профессия плотника. Практическая работа №9: «Соединение деталей из древесины гвоздями».
Соединение деталей из древесины шурупами или саморезами
Виды шурупов и саморезов. Соединение деталей шурупами или саморезами с помощью отвертки или шуруповерта. Практическая работа №10: «Соединение деталей шурупами или саморезами».
Соединение деталей из древесины клеем
Виды клеев. Способы соединения деталей из древесины. Практическая работа №11: «Склеивание изделий из древесины».
Зачистка поверхностей деталей из древесины
Технологии зачистки и полирование поверхностей. Инструменты для зачистки поверхностей деталей. Практическая работа №12: «Зачистка поверхностей деревянных деталей напильником и шлифовальной шкуркой»
Устройство лобзика. Последовательность выпиливания заготовки по внутренним контурам. Практическая работа №13: «Выпиливание лобзиком».
Отделка изделий из древесины
Художественная обработка древесины. Практическая работа № 14: «Отделка изделий из древесины».
Выжигание по дереву
Устройство электровыжигателя. Практическая работа №15: «Выжигание рисунка на декоративной доске».
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Понятие о механизме и машине
Понятие о машине и механизме, составные части машин. Графическое изображение механизмов передач. Типовые детали. Типовые соединения деталей. Практическая работа № 16 «Ознакомление с машинами, механизмами, соединениями, деталями»
Тонколистовой металл и проволока
Металлические сплавы. Свойства металлов. Название металла или сплава. Область применения и получения листового металла и проволоки. Профессии, связанные с металлургической промышленностью. Практическая работа № 17: «Ознакомление с образцами тонколистового металла и проволоки».
Рабочее место для обработки металлов
Рабочее место для ручной обработки металла. Устройство слесарного верстака. Слесарные тиски. Практическая работа № 18: «Ознакомление с устройством слесарного верстака и тисков»
Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки. Изображение деталей из металла
Типы графических изображений. Чтение и изображение на чертежах изделия из тонколистового металла и проволоки. Технологический процесс изготовления изделий. Практическая работа № 19: «Разработка технологии изготовления деталей из тонколистового металла и проволоки».
Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки. Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Способы обработки тонколистового металла: ручная, машинная. Правка металла на плите. Приемы контроля качества правки. Правила безопасной работы, при правке тонколистового металла. Инструменты и приспособления при разметке металлических заготовок. Практическая работа № 20: «Правка заготовок из тонколистового металла и проволоки». Практическая работа № 21: «Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Резание тонколистового металла и проволоки. Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Основные технологические операции обработки тонколистового металла резанием. Опиливание листового металла. Особенности выполнения данных операций. Инструменты и приспособления. Приемы и правила охраны труда. Практическая работа № 22: «Резание тонколистового металла и проволоки». Практическая работа № 23: «Зачистка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки
Сгибание тонколистового металла. Приемы гибки листового металла и проволоки в тисках и с помощью различных приспособлений. Инструменты и приспособления. Правила безопасной работы. Практическая работа № 24: «Гибка заготовок из тонколистового металла и проволоки»
Получение отверстий в металлических заготовках
Приемы пробивания и сверления отверстий. Инструменты и устройства для прибивания и сверления. Устройство и назначение настольного сверлильного станка. Устройство и назначение электродрели. Практическая работа № 25: «Пробивание и сверление отверстий в заготовках из тонколистового металла».
Устройство настольного сверлильного станка. Приемы работы на сверлильном станке
Устройство сверлильного станка, приемы работы на нем. Назначение сверлильного станка. Ременная, реечная и винтовая передачи. Профессия – сверловщик. Практическая работа № 26: «Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка. Сверление отверстий на сверлильном станке».
Сборка изделий из тонколистового металла и проволоки
Способы соединения деталей. Приемы выполнения фальцевого и заклепочного швов. Последовательность получения фальцевого и заклепочного соединений. Практическая работа № 27: «Соединение деталей фальцевым швом и с помощью заклепок».
Отделка изделий из тонколистового металла и проволоки
Способы отделки изделий. Окраска и лакирование изделий. Зачистка деталей перед отделкой. Практическая работа № 28: «Отделка готовых изделий из тонколистового металла и проволоки».
Технологии домашнего хозяйства
Гигиена жилого помещения
Основные приемы ухода за помещениями. Санитарно-гигиенические требования к жилым помещениям. Последовательность уборки жилых помещений.
Уход за одеждой и обувью, хранение книг
Основные приемы ухода за одеждой книгами, обувью. Культура одежды. Алгоритм чистки одежды и обуви.
Организация труда и отдыха. Питание. Гигиена
Правильная организация своего режима работы, учебы, отдыха, питания. Личная гигиена. Практическая работа №30: «Составить памятку о правилах гигиены»
Семейные праздники. Подарки и переписка
Основные правила общения в семье и со сверстниками посредством приема гостей, подарков, переписки. Семейные праздники. Правила поведения при посещении кино, музея, театра и т.д. Правила хорошего тона о подарках.
Понятие «интерьер». Оформление различных помещений. Требования к интерьеру. Мебелирование помещений. Практическая работа №31: «Разработка интерьера жилого помещения».
Технологии Исследовательской и опытнической деятельности. Творческий проект
Исследовательская и созидательная деятельность. Творческий проект
Обосновывать выбор изделия на основе личных потребностей. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выбирать вид изделия. Определять состав деталей. Выполнять эскиз, модель изделия. Составлять учебную инструкционную карту. Изготовлять детали, собирать и отделывать изделия. Оценивать стоимость материалов для изготовления изделия. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта. Оценка проектирования.
Презентация проекта. Оценка проектирования. Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
Рабочая программа
Составитель:
Турушев Андрей Валерьевич
первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 6 классе ученик научится:
1. находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
2. читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
3. выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
4. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;
5. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
6. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
К концу обучения в 6 классе ученик получит возможность научиться:
1. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
2. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы;
3. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
4. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов, практическая работа.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Тема 2. Эстетика и экология жилища.
Тема 3. Технологии ремонтно – отделочных работ.
Раздел 3. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Охрана труда в мастерских. Требования к творческому проекту
Вводное занятие. Содержание курса «Технологии». Задачи и программные требования. Вводный инструктаж. Правила безопасности на уроке технологии. Правила безопасной работы. Что такое творческое проектирование. Выбор проекта.
Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов
Заготовка древесины. Пороки древесины
Древесина и ее применение. Лиственные и хвойные породы древесины. Строение древесины
Породы древесины. Текстура древесины. Виды древесных материалов: пиломатериалы шпон, фанера.
Практическая работа №1: «Определение пород древесины по образцам».
Основные физико-механические свойства древесины. Определение плотности, влажности, прочности, твердости, и упругости древесины. Зависимость области применения древесины от ее свойств. Практическая работа №2: «Определение плотности древесины». Практическая работа №3: «Определение влажности образцов древесины».
Чертежи деталей из древесины. Сборочный чертеж. Спецификация составных частей изделия
Наиболее распространенные формы деталей в деревообработке древесины. Элементы графической грамоты. Сборочный чертеж. Способы соединения деталей. Габаритные размеры – значение. Составление спецификации сборочного чертежа. Практическая работа № 4: «Графическое изображение изделий из древесины». Практическая работа № 5: «Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации»
Технологическая карта-основной документ для изготовления деталей
Понятие что такое технологический процесс и технологическая операция. Понимать содержание технологической карты. Что такое спецификация составных частей и материалов. Практическая работа № 6: « Разработка и составление технологической карты на изготовление изделия».
Основы конструирования и моделирования изделий
Значение конструирования. Вариативность. Элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий. Основные технологические операции при моделировании и особенности их выполнения: разметка, пиление, долбление, сверление отверстий; сборка деталей изделий. Создание изделий из древесины по технологическим рисункам и чертежам. Сборка изделия. Практическая работа № 7: «Конструирование изделий из древесины».
Технология соединения брусков из древесины
Способы соединения брусков. Разметка брусков для их соединения врезкой. Выбор инструментов и оборудования для выполнения изготовления изделия. Практическая работа № 8:« Изготовление изделия из древесины с соединением брусков врезкой».
Технология изготовления цилиндрических и конических деталей ручным инструментом
Освоение техники изготовления цилиндрических и конических деталей ручными инструментами. Основные технологические операции и особенности их выполнения. Назначение плоских и полукруглых резцов. Устройство штангенциркуля и способы выполнения измерений. Практическая работа № 9: «Изготовление изделия цилиндрической и конической деталей».
Устройство токарного станка по обработке древесины
Устройство моделей токарного станка по дереву ТД-120, СТД-120М. Кинематическая схема станка и операции, выполняемые на станке. Виды точений (продольное, поперечное, продольно-поперечное). Практическая работа № 10: «Изучение токарного станка для точения древесины».
Технология обработки древесины на токарном станке
Научить выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки, отбирать режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины; контролировать качество обработанной заготовки. Организация рабочего места токаря. Правила безопасной работы. Практическая работа №11: «Точение детали по чертежу и технологической карте».
Технология окрашивания изделий из древесины красками и эмалями
Приемы окрашивания изделий из древесины. Определение затрат на изготовление изделий и подсчитывание прибыли. Практическая работа №12: «Окрашивание изделий из древесины краской».
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Художественная обработка древесины. Резьба по дереву
Художественная обработка древесины. Традиционные виды декоративно-прикладного творчества. Ознакомить с видами художественной обработки древесины. Ручная художественная резьба. Инкрустирование. Стамески.
Виды резьбы по дереву и технология их выполнения
Знакомство с различными видами резьбы по дереву. Понятие об орнаменте и его роль в декоративно-прикладном искусстве. Практическая работа №13: « Художественная резьба по дереву».
Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов
Составные части машин
Составные части машин, механизмы передачи и соединения колес с валом в машине. Назначение и принцип действия деталей машин передачей (зубчатой, реечной, цепной). Ведомая и ведущая шестерни. Соединения колес с валом (шпоночное неподвижное, скользящее, шлицевое скользящее). Практическая работа №14: «Изучение составных частей машины»
Свойства черных и цветных металлов. Свойства искусственных материалов
Основные механические и технологические свойства металлов и сплавов. Технология обработки металла с элементами машиноведения. Сплавы черных и цветных металлов. Область применения металлов. Влияние технологий обработки материалов на окружающую среду и здоровье человека. Практическая работа №15: «Ознакомление со свойствами металлов и сплавов».
Виды сортового проката. Способы получения сортового проката. Как получают профили сортового проката. Что изготавливают из проката. Применение различных профилей проката. Практическая работа № 16: «Ознакомление с видами сортового проката.
Чертежи деталей из сортового проката
Правила изображения технических рисунков, эскизов и чертежей деталей из сортового проката. Чтение чертежей. Сборочный чертеж. Практическая работа № 17: «Чтение и выполнение чертежей деталей из сортового проката».
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля
Измерение размеров деталей с помощью штангенциркуля. Строение штангенциркуля. Основные правила обращения со штангенциркулем. Практическая работа № 18: «Изготовить деталь, сделать замеры и записать результаты в таблицу».
Технология изготовление изделий из сортового проката
Производственный процесс для превращения заготовки в готовое изделие. Технологическая операция. Технологическая карта. Практическая работа № 19: « Составить технологическую карту на изготовление изделий из сортового проката».
Резание металла и пластмасс слесарной ножовкой
Приемы резания металла слесарной ножовкой. Строение ножовки. Механическая ножовка. Профессия – слесарь. Практическая работа № 20: «Резание металла слесарной ножовкой».
Приемы рубки металла. Зубило. Рубка в тисках и на плите. Практическая работа № 21: «Рубка заготовок в тисках и на плите».
Отпиливание заготовок из металла и пластмассы
Опиливание. Приемы опиливания различных поверхностей сортового проката и пластмасс. Виды напильников. Формы насечек. Надфиль. Практическая работа № 22: «Опиливание заготовок из сортового проката и пластмасс».
Отделка изделий из металла и пластмассы
Отделка. Декоративное и антикоррозионное покрытие. Воронение. Практическая работа № 23: «Отделка поверхностей изделий»
Технологии домашнего хозяйства
Закрепление настенных предметов
Технология закрепления настенных предметов. Инструменты для пробивания отверстий в кирпичной или бетонной стене. Практическая работа № 24: «Пробивание или сверление отверстий в стене, установка крепежных деталей.
Основы технологии штукатурных работ
Штукатурка, штукатурные растворы. Сухая штукатурка. Инструменты для выполнения штукатурных работ. Практическая работа № 25: « Выполнение штукатурных работ».
Основы технологии оклейки помещений обоями
Обои. Виды обоев: негрунтованные, грунтованные, тисненые, рельефные, влагостойкие, звукопоглощающие, пленочные, самоклеящиеся. Линкруст. Филенка. Бордюр. Фриз. Гобелен. Практическая работа №26: «Изучение видов обоев и технологии оклейки ими помещений».
Технологии Исследовательской и опытнической деятельности. Творческий проект
Творческий проект. Основные темы проекта. Выбор лучшего варианта
Требования к проектированию изделия. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Подготовка конструкторской и технологической документации, критериев их выполнения».
Презентация проекта. Оценка проектирования. Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
Рабочая программа
Составитель:
Турушев Андрей Валерьевич
первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 7 классе ученик научится:
1. находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
2. читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
3. выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
4. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;
5. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
6. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.
К концу обучения в 7 классе ученик получит возможность научиться:
1. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
2. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов, имеющие инновационные элементы;
3. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
4. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов
Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, практическая работа.
Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, практическая работа.
Тема 5. Технологии художественно- прикладной обработки материалов, практическая работа.
Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства
Тема 1. Технология ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними.
Тема 2. Эстетика и экология жилища.
Тема 3. Технологии ремонтно – отделочных работ.
Раздел 3. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.
III. Тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Вводное занятие. Охрана труда в мастерских. Этапы творческого проектирования.
Вводное занятие. Содержания курса «Технологии» в текущем году. Вводный инструктаж. Правила безопасности на уроке технологии. Проектирование — технологии изготовления изделия. Проектирование изделий на предприятиях.
Технологии обработки конструкционных материалов
Конструкторская документация. Чертежи деталей и изделий из древесины
Понятие что такое конструкторская документация. Что такое спецификация составных частей и материалов. Практическая работа № 1: «Разработка конструкции и выполнение чертежа изделия, заполнение спецификации».
Технологическая документация. Технологические карты изготовления деталей из древесины
Понятие что такое технологический процесс и технологическая операция. Практическая работа №2: « Разработка и составление конструкторской документации на изготовление изделия».
Физико-механические свойства древесины
Строение древесины. Характеристика основных пород древесины. Основные физико-механические свойства древесины. Практическая работа №5: «Определение плотности древесины». Практическая работа №6: «Определение влажности образцов древесины».
Заточка и настройка дереворежущих инструментов
Заточка лезвия инструмента. Точило и заточный станок. Правка и доводка лезвия. Правила безопасности труда при работе ручными столярными инструментами. Практическая работа №7: «Заточка и развод зубьев пил». Практическая работа №8: «Правка и доводка лезвий ножей для стругов, стамесок и долот».
Отклонения и допуски на размеры деталей
Номинальные и предельные размеры верхних и нижних отклонений. Допустимые отклонения на размеры деталей. Зазоры и натяги в соединяемых деталях. Практическая работа № 10: «Расчет отклонений и допусков на размеры вала и отверстия».
Столярные шиповые соединения
Виды шиповых соединений. Этапы изготовления изделия из древесины с элементами шиповых соединений. Инструменты при разметке гнезда, шипа и проушины. Использование инструментов: долото и стамески. Практическая работа №11 : «Расчет размеров шиповых соединений рамки».
Технология шипового соединения деталей
Последовательность изготовления шипового соединения. Приемы продольного пиления шиповых соединений. Инструменты при разметке гнезда, шипы и проушины. Использование инструментов: долото и стамески. Практическая работа № 12: «Разметка, изготовление и изготовление и сборка шипового соединения».
Технология соединения деталей шкантами и шурупами в нагель
Соединение деталей в полдерева. Изготовление цилиндрического вставного шипа-шканта, ручным инструментом. Соосность. Последовательность соединения деталей шкантами. Соединение деталей шурупами в нагель. Инструменты для данного вида работ. Правила безопасности работы. Практическая работа: № 13: «Соединение деталей в изделии шкантами и шурупами в нагель».
Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины
Изготовление конических и фасонных деталей. Выбор ручных инструментов. Приемы работы на токарном станке. Резцы для вытачивания фасонных поверхностей. Контроль профиля фасонной поверхности предельными калибрами. Технологическая карта. Практическая работа № 14: «Точение ручки для напильника»
Технология точение декоративных изделий, имеющих внутренние полости
Художественное точение изделий из древесины. Резцы и точение фасонных поверхностей. Как выполнить чертеж точеной детали. Контроль размеров полости точеной детали. Размеры на чертеже детали. Практическая работа № 15: «Точение фасонной детали».
Технологии ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов
Классификация сталей. Термическая обработка сталей
Стали: классификация, свойства, применение, маркировка сталей. Виды термообработки. Практическая работа № 16: «Ознакомление с термической обработкой стали».
Чертежи деталей, изготовленных на токарном и фрезерном станках
Графическая документация. Правила чтения сборочных чертежей. Технологическая карта изготовления изделия. Практическая работа № 17: «Выполнение чертежей детали».
Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6
Современные технологические машины. Основные технические характеристики токарно-винторезного станка ТВ-6. Правила охраны труда.
Виды и назначение токарных резцов
Инструмент для обработки детали на токарных станках. Резец и его составные части. Виды резцов. Режущая часть резца. Практическая работа № 18: «Ознакомление с токарными резцами».
Управление токарно-винторезным станком
Управление станком, наладка и настройка станка. Трехкулачковый патрон. Поводковая планшайба. Параметры режима резания: скорость и глубина резания, подача. Практическая работа № 19: «Управление токарно-винторезным станком ТВ-6».
Приемы работы на токарно-винторезном станке
Приемы работы на токарно-винторезном станке. Практическая работа № 20: «Обтачивание наружной цилиндрической поверхности заготовки на станке ТВ-6». Практическая работа № 21 «Подрезание торца и сверление заготовки на станке ТВ-6».
Технологическая документация для изготовления изделий на станках
Операционная карта. Установ. Переход. Рабочий ход. Номинальный размер. Допускаемые отклонения. Наименьший и наибольший предельные размеры. Допуск. Практическая работа № 22: «Разработка операционной карты на изготовление детали вращения».
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка
Устройство настольного горизонтально-фрезерного станка. Практическая работа № 23: «Ознакомление с режущими инструментом для фрезерования и с устройством НГФ-110 Ш».
Резьбовые соединения. Наружная и внутренняя резьбы. Практическая работа № 25: «Нарезание резьбы плашкой и метчиком».
Технологии художественно-прикладной обработки материалов
Художественная обработка древесины. Мозаика
Мозаика на изделиях из древесины (орнамент, инкрустация). Технология изготовления мозаичных наборов. Инструменты для выполнения мозаики.
Мозаика с металлическим контуром. Тиснение по фольге
Мозаика с металлическим контуром. Приемы, последовательность и инструменты для мозаики с металлическим контуром. Накладная филигрань. Ручное тиснение по фольге, давилка, рабочая доска, рельеф.
Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла)
Ажурная скульптура из металла. Приемы и инструменты для работы с проволокой.
Басма. Просечной металл. Чеканка
Басма. Басманная доска. Просечной металл: просечная чеканка, просечное железо. Слесарный лобзик, его устройство. Чеканка, чеканы.
Технологии домашнего хозяйства. Технологии ремонтно-отделочных работ.
Основы технологии малярных работ
Малярные работы. Пигменты. Связующие материалы. Олифа. Масляная краска. Эмаль. Лак. Растворитель. Грунтовка. Виды кистей. Валик, трафарет.
Основы технологии плиточных работ
Основы технологии плиточных работ. Виды плиток. Облицовка. Настилка. Глазурь. Мастика.
Технологии Исследовательской и опытнической деятельности. Творческий проект
Исследовательская и созидательная деятельность
Требования к проектированию изделия. Понятие о техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Основные темы проекта. Выбор лучшего варианта. Выполнение чертежей, эскизов, технических рисунков изделия. Подготовка конструкторской и технологической документации, критериев их выполнения. Изготовление изделия.
Презентация проекта. Оценка проектирования. Промежуточная аттестация в форме защиты проекта.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 17»
Рабочая программа
Составитель:
Турушев Андрей Валерьевич
первая квалификационная категория
I. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К концу обучения в 8 классе ученик научится:
1. находить в учебной литературе сведения, необходимые для конструирования объекта и осуществления выбранной технологии;
2. читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы;
3. выполнять в масштабе и правильно оформлять технические рисунки и эскизы разрабатываемых объектов;
4. осуществлять технологические процессы создания или ремонта материальных объектов;
5. рационально организовывать рабочее место, применять конструкторскую и технологическую документацию;
6. составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта, выбирать сырье, материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
7. конструировать, моделировать, изготавливать изделия.
К концу обучения в 8 классе ученик получит возможность научиться:
1. выполнять по заданным критериям технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования, электроприборов;
2. соблюдать безопасные приемы труда и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, машинами, электрооборудованием;
3. осуществлять визуально, а также доступными измерительными средствами и приборами контроль качества изделия или продукта, находить и устранять допущенные дефекты;
4. грамотно пользоваться графической документацией и технико-технологической информацией, которые применяются при разработке, создании и эксплуатации различных технических объектов;
5. организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учетом имеющихся ресурсов и условий;
6. осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
7. проводить разработку творческого проекта по изготовлению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов; планировать работы с учетом имеющихся ресурсов и условий, распределять работу при коллективной деятельности;
8. планировать и выполнять технологические проекты: выявлять и формулировать проблему, обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ: составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
9. представлять результаты выполненного проекта; пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведенного продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Технологии домашнего хозяйства. Семейная экономика.
Тема 1. Семейная экономика. Понятие «потребность». Виды потребностей. Классификация покупок.
Тема 2. Бюджет семьи, доход, расход. Виды доходов и расходов семьи. Технология совершения покупок.
Тема 3. Технология ведения бизнеса.
Тема 4. Инженерные коммуникации в доме.
Тема 5. Системы водоснабжения и канализации.
Раздел 2. Электротехника
Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии, практическая работа.
Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики.
Тема 3. Бытовые электроприборы.
Раздел 3. Современное производство и профессиональное образование
Тема 1. Сферы производства и разделение труда.
Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера.
Раздел 4. Технология исследовательской и опытнической деятельности
Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, практическая работа, промежуточная аттестация.