Что такое тсо в энергетике
Перейти к содержимому

Что такое тсо в энергетике

Сетевая организация и ее определение

Термин, который представлен в заголовке, имеет множество различных применений. Мы посмотрим на сетевую организацию и в общем, и в частных смыслах. Выделим исходя из этого ее особенности, основные сферы, где она может быть актуальна.

Общее определение

Итак, в самом общем смысле сетевая организация — это учреждение, которое использует в управлении бизнесом и производством именно сетевые отношения, технологии, связи.

Таким образом, форма подразумевает юридическую независимость фирм, которые объединились в сеть. Их взаимодействие при этом зиждется на основе договоров. Перед иными формами организаций она выигрывает из-за обладания общей ресурсной базой и единой информационной сетью.

Подведем итог. Сети — это самые гибкие на сегодня управленческие структуры, которые функционируют за счет совместной базы ресурсов. И ключевой в ней будет именно информация.

сетевая организация

Сетевая форма организации: достоинства и недостатки

Учреждение с сетевой структурой относится к адаптивным. Такая организация демонстрирует один из новейших подходов к департаментализации. Ведь наличие сетевой структуры говорит о доверии большого спектра своих функций независимым контрагентам. Сама же организация в этом случае выступает небольшим головным центром. Ее главная задача — контролировать деятельность своих контрагентов.

Выделим основные достоинства и недостатки сетевой организации.

Плюсы Минусы
Возможность привлечь в определенный момент времени только нужные на тот час ресурсы Нет непосредственного контроля деятельности контрагентов со стороны головного офиса
Повышенная гибкость реагирования на постоянно меняющиеся условия окружающего бизнес-мира Исходя из предыдущего пункта возникает некоторая степень неопределенности при воплощении рабочих задач
Большое разнообразие рабочих заданий Непредвиденный разрыв отношений с субподрядчиком может порой парализовать деятельность всей системы
Повышенный уровень удовлетворенности результатами собственного труда Снижение уровня лояльности работающих в головном офисе — от их услуг всегда могут отказаться в пользу стороннего контрагента

А теперь перейдем к следующей мысли.

Цели создания сетей

Озвучим основные цели основания сетевых организаций:

  • Формирование общей базы ресурсов.
  • Создание общей информационной «копилки» для постоянного обмена знаниями и опытом.
  • Распределение рисков между участниками.
  • Из-за возникновения синергического сетевого эффекта планируется достичь максимизации общей прибыли.

организация сетевого взаимодействия

На устойчивость созданной сети прямое влияние оказывают следующие факторы:

  • Доверие между партнерами, формирование внутрикорпоративной культуры.
  • Как наличие, так и скрупулезное исполнение внутренних стандартов организации всеми участниками.
  • Согласованность действий партнеров.
  • Устойчивость информационных связей между ними — для этого общий сетевой ресурс постоянно должен пополняться новыми знаниями, наблюдениями.

Основные особенности

Перечислим ключевые особенности сетевой организации:

  • Наличие рыночных отношений между основными звеньями: от сырьевых поставок до конечного этапа реализации товара.
  • Основа деловых отношений между поставщиком, производством, структурами сбыта — контракты.
  • На формирование взаимодействий «поставщик-производитель», «производитель-продавец» большое влияние оказывает рынок.
  • Внутри организации формируются команды, задача которых — реализовывать особо значимые проекты.
  • Производитель всегда выбирает поставщика с наиболее выгодными целями, а тот, в свою очередь, фабрику, контракт с которой наиболее комфортен.
  • В общем плане сетевые организации характеризует автономность, гибкость, адаптивность, тяготение к использованию инноваций.
  • Есть тенденция к установлению корпоративных отношений между участниками цепи.

сетевая образовательная организация

Территориальная сетевая организация (ТСО)

Чтобы дать исчерпывающее определение, обратимся к ФЗ №35 «Об электроэнергетике». Исходя из этого акта, сетевая организация, энергия могут быть связаны между собой.

Перейдем к определению. Таковым считается учреждение, которое передает электрическую энергию, используя при этом те объекты электросетевого хозяйства, которые не относятся к общероссийской единой национальной сети.

Лишь только в отдельных случаях, допускаемых ФЗ №35, эта организация имеет право использовать для оказания своих услуг объекты (или какую-то их часть), включенные в единую российскую электросеть.

Давайте разберемся, какая форма по российским законам может считаться электрической сетевой организацией.

электрические сетевой организацией

Что может именоваться ТСО?

Согласно Постановлению российского правительства №184, принятому в 2015-м, ТСО может считаться организация, которая соответствует сразу всем перечисленным ниже критериям:

  1. Имеет ряд силовых трансформаторов, чья общая мощность превышает 10 МВА.
  2. Имеет воздушные или кабельные линии передачи электроэнергии 2 и более уровней напряжения:
      Высокого (110 кВ и более). Первого среднего (35 кВ и более). Второго среднего (1-20 кВ). Низкого (менее 1 кВ).
  3. Отсутствие трех фактов применения корректировки цен или/и понижающих коэффициентов.
  4. Имеет выделенный абонентский номер телефона для обращений потребителей по поводу вопросов о передаче электрической энергии и технологического обслуживания.
  5. Имеет свой официальный сайт.

территориальная сетевая организация

Сетевое взаимодействие

Перейдем теперь к организациям сетевого взаимодействия. Это тесно сотрудничающие между собой образовательные учреждения, объединившиеся для общего использования студентами культурных, познавательных, научных, спортивных ресурсов.

Цели такой формы воплощения образовательных программ следующие:

  • Общее повышение качества образования.
  • Расширение области доступа студентов к современным средствам обучения, технологиям.
  • Предоставление возможности выбора из большего спектра профилей подготовки.
  • Углубленное изучение интересных специализаций, курсов.
  • Совершенствование своей профессиональной компетенции за счет опыта коллег.
  • Эффективное использование образовательных общих ресурсов.
  • Повышение конкурентоспособности выпускных курсов как на российском, так и международном рынке труда.

Регуляция сетевого образования

Деятельность сетевых образовательных организаций регулирует ФЗ №273 «Об образовании в РФ». Последней редакции он подвергся в декабре 2017 года. Согласно этому акту, сетевыми являются учреждения, которые предоставляют своим учащимся освоение программ на основе ресурсов сразу нескольких образовательных организаций. К последним могут относиться также научные, физкультурно-спортивные, медицинские, производственные и иные центры, где возможно проводить обучение, практику для студентов (учебную и производственную) и осуществлять иную полезную для усвоения знаний деятельность.

сетевая организация энергия

Сетевая форма взаимодействия между учебными учреждениями, согласно ФЗ №273, осуществляется на основе договора. Также данные организации должны составить общую образовательную программу.

Что касается соглашения между ними, то оно обязательно должно включать в себя следующее:

  • Направление, вид и уровень общей образовательной программы.
  • Наименование статуса обучающихся в образовательных сетевых организациях, правила приема в данные вузы, колледжи, информация об организации академической мобильности студентов.
  • Порядок и условия осуществления обучения по общей программе: распределение обязанностей между учебными заведениями, объем и характер совместно используемых ресурсов.
  • Информация о документе об образовании (квалификации), который будет выдан студенту по окончании усвоения своего курса в сетевой образовательной организации.
  • Сроки актуальности данного договора. Условия изменения его условий или прекращения действия.

Сетевая модель организации данных

В заключение рассмотрим сетевую организацию данных. Так называется логическая модель последних, которая является расширением иерархического подхода (база данных представляется в виде многоуровневого древа). Это математическая строгая теория обработки данных в их сетевых базах.

Между иерархической и сетевой организацией данных есть ключевое отличие — в первом случае запись-потомок располагает только одним предком, а во втором (сетевом) — любым количеством предков. Таким образом, сетевая база данных состоит из комплекта экземпляров определенного типа записи и комплекта экземпляров определенного типа связей между данными записями.

сетевая форма организации

Плюсом такой модели можно считать имение возможности достаточно эффективной реализации по показателям оперативности и затрат памяти. Минусы — ощутимая жесткость и сложность схем сетевых БД. Недостаток наблюдается и такой: чтобы изменить структуру данных, нужно изменить и само приложение.

На основе сетевой модели организации данных построена сетевая СУБД (система управления базами данных). Ее основными терминами считается элемент (узел), связь и уровень.

Таким образом, мы разобрали общее определение сетевой организации. Это одна из новых и эффективных форм ведения бизнеса со своими особенностями, целями, плюсами и минусами. Актуальны сегодня ТСО в электроэнергетике, образовательные учреждения сетевого взаимодействия. Кроме этого, данная форма характерна и для организации моделей данных.

Территориальная сетевая организация

территориальная сетевая организация — коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети; [Федеральный закон Российской Федерации… … Справочник технического переводчика

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ — коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети … Юридическая энциклопедия

территориальная сетевая организация — 3.1.46 территориальная сетевая организация : Коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Территориальная сетевая организация в энергетике — территориальная сетевая организация коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в… … Официальная терминология

СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ — ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ … Юридическая энциклопедия

Энергоснабжающая организация — предприятие, являющееся юридическим лицом и имеющее в собственности или в полном хозяйственном ведении источники тепловой энергии и (или) тепловые сети. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

ТСО — территориально спасательный отряд ТСО технические средства охраны техн. ТСО тренажёрные системы обучения ТСО технические средства обучения … Словарь сокращений и аббревиатур

Управление — 2 Управление Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояние объекта управления Выбор управляющих воздействий и их реализация (ГОСТ 34.003 90). Применительно к персоналу (как объекту управления) под управлением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

СТО 70238424.29.240.01.003-2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования — Терминология СТО 70238424.29.240.01.003 2012: Единая национальная электрическая сеть. Условия предоставления продукции. Нормы и требования: 3.1.1 аварийный режим работы : Переходный режим работы энергосистемы, характеризующийся повреждением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Что такое тсо в энергетике

Николай Монтиле, эксперт интернет-проекта «Правовые аспекты энергоснабжения»

В своей статье автор рассуждает о проблемах, обусловленных неточностью существующего регулирования в части отнесения субъектов электроэнергетики к категории моносетей, формулирует регуляторные направления решения указанной проблемы.

Постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 г. № 179 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам электроэнергетики» в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178 (далее по тексту – Основы ценообразования), включено приложение № 3 «Критерии отнесения территориальных сетевых организаций к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя» (далее по тексту — Критерии).

В соответствии с первоначальной редакцией приложения № 3 к Основам ценообразования к сетевым организациям, обслуживающим преимущественно одного потребителя, относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно одному потребителю или потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса (монопотребитель), и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из указанных в приложении № 3 к Основам ценообразования критериев.

Общий характер формулировки приложения № 3 к Основам ценообразования в некоторых случаях стал причиной некорректного отнесения территориальных сетевых организаций (далее по тексту — ТСО) к моносетям.

Например, регулирующими органами к моносетям были отнесены ТСО, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно лицу, являющемуся исполнителем коммунальных услуг.

Обоснованием отнесения такой ТСО к моносетям послужило следующее. Исходя из абз. 2 приложения № 3 к Основам ценообразования (в первоначальной редакции) к ТСО, являющимся моносетями, относятся ТСО, оказывающие услуги по передаче преимущественно (А) одному потребителю или (Б) потребителям, входящим в одну группу лиц и (или) владеющим на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, которые используются ими в рамках единого технологического процесса. Таким образом, необходимость оценки отнесения потребителей к одной группе лиц или использования энергопринимающих устройств в рамках единого технологического процесса определена только в случае наличия нескольких потребителей, энергопринимающие устройства которых присоединены к сетям сетевой организации. Для ситуации, когда услуги по передаче электрической энергии оказываются «преимущественно одному потребителю», исключения законодательством не определены (в том числе в отношении потребителей, относимых к категории населения).

Однако такое толкование приложения № 3 к Основам ценообразования нельзя назвать правильным по следующим причинам.

1. Изменения, внесенные постановлением Правительства РФ от 07.03.2014 г. № 179 были приняты во исполнение Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 г. № 511-р. Данная Стратегия предусматривала необходимость исключения в 2013-2014 годах из «котлового» тарифа расходов «моносетей» — территориальных сетевых организаций, обслуживающих преимущественно одного промышленного потребителя и созданных на его базе. Отнесение к монопотребителям потребителей, приравненных к населению, противоречат целям Стратегии.

2. В силу пункта 2 Основ ценообразования значения иных понятий, используемых в настоящем документе, соответствуют принятым в законодательстве Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее по тексту — ПНД) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.

Согласно п. 2 Основных положений розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442 (далее по тексту – Основные положения), потребитель – это потребитель электрической энергии, приобретающий электрическую энергию (мощность) для собственных бытовых и (или) производственных нужд.

В силу пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, потребитель – лицо пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В приложении № 3 к Основам ценообразования не уточнено, о каких потребителях идет речь в Критериях (потребителях услуг по передаче электрической энергии (мощности), потребителях электрической энергии (мощности), потребителях коммунальных услуг или каких-либо иных потребителях).

Однако с учетом вышеприведенных норм в случае, если ТСО оказывает услуги по передаче преимущественно исполнителю коммунальных услуг, потребителем, указанным в Критериях, даже исходя из буквального толкования нужно считать не этого исполнителя коммунальных услуг, а граждан, пользующихся коммунальными услугами электроснабжения и владеющих энергопринимающими устройствами.

Указанных граждан-потребителей коммунальных услуг вряд ли можно квалифицировать как «потребителей, относящихся к одной группе лиц и (или) владеющих энергопринимающими устройствами, используемыми в рамках единого технологического процесса».

3. Отнесение ТСО, оказывающих услуги по передаче электрической энергии преимущественно исполнителям коммунальных услуг, у такой ТСО возникают проблемы с получением платы за услуги по передаче электрической энергии даже по утвержденному для нее в установленном порядке тарифу. Данное обстоятельство обусловлено следующим.

Исходя из п. 15(4) ПНД (в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2015 г. № 680) стоимость услуг по передаче электрической энергии (мощности) для монопотребителей определяется исходя из цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, и цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии прочих сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых используются для передачи электрической энергии такому потребителю.

В силу п. 81 Основ ценообразования расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с монопотребителями моносетевых организаций производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для моносетевых организаций.

Таким образом, законодательством исполнение обязанности по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных моносетевой организацией, обслуживающей преимущественно одного потребителя, было возложено непосредственно на потребителя, пользующегося такими услугами, во избежание несения затрат иными потребителями.

Вместе с тем, исходя из пункта 3 статьи 23.1. Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», подпункта 2 пункта 3 Основ ценообразования цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.

Включение каких-либо дополнительных составляющих в цену (тариф) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в том числе включение цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии для сетевой организации, обслуживающей преимущественно одного потребителя, не допускается. Получение с исполнителя коммунальных услуг платы за услуги по передаче электрической энергии по тарифу, установленному для моносетевой организации, не представляется возможным.

Случаи такого ошибочного отнесения ТСО к моносетевым организациям послужили основанием для внесения в Критерии соответствующих изменений. Согласно абзацу 2 Критериев в редакции постановления Правительства РФ от 07.07.2015 г. № 680 к моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю (за исключением управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, осуществляющих деятельность в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах таких потребителей, при условии соответствия одному из перечисленных в приложении № 3 к Основам ценообразования критериев.

Однако такая формулировка также представляется неточной, поскольку из числа монопотребителей не исключены иные категории потребителей, приравненные к населению, указанные в приложении № 1 тех же Основ ценообразования. Данные потребители также не могут быть квалифицированы как монопотребители по вышеуказанным причинам. Более корректной была бы следующая формулировка абз. 2 приложения № 3 к Основам ценообразования:

«К моносетевым организациям относятся территориальные сетевые организации, оказывающие услу-ги по передаче электрической энергии преимущественно монопотребителю (за исключением населения и потребителей, приравненных к населению, указанных в приложении № 1 Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике) и (или) гарантирующему поставщику (энергосбытовой организации, энергоснабжающей организации), действующему в интересах та-ких потребителей, при условии соответствия одному из следующих критериев»

Электросетевая организация: критерии отнесения к сетевым компаниям

В целях упорядочивания деятельности электросетевых организации на территории России, Правительством РФ утверждены критерии отнесения владельцев объектов электросетей к территориальным сетевым организациям. Указанные критерии утверждены постановлением Правительства РФ от 25.02.2015 №184 и вот эти критерии:

1. Суммарная установленная мощность силовых трансформаторов должна быть не менее 10 МВа (для одного субъекта РФ).

2. Владеть кабельными или воздушными линиями не менее чем 2 классов напряжения (ВН — 110 кВ и выше, СН1 — 35 кВ, СН2 — 1-20 кВ, НН — 1 кВ и ниже).

3. В случае, если для владельца объектов электросетей ранее уже утверждался тариф на передачу электроэнергии (статус электросетевой организации был приобретен ранее), то необходимо отсутствие фактов корректировки тарифа в сторону снижения для электросетевой компании по причине предоставления недостоверных данных и т.д.

4. Наличие телефонного номера для обращения потребителей.

5. Наличие сайта в сети Интернет.

Если какое-либо из приведенных условий не выполняется, то местный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов отказывает такому владельцу объектов электросетевого хозяйства в установлении для него тарифа на передачу электрической энергии. Т.е. такой владелец не имеет права получать статус электросетевой организации.

В случае, если статус электросетевой компании был получен ранее (до вступления в силу указанного постановления), то с 1 января 2016 года такой электросетевой компании будет отказано в продлении тарифа на 2016 год и последующие периоды.

Ниже вот по этой ссылке, размещено информационное письмо от ФСТ России в котором даются ответы на типовые вопросы, связанные с регулированием ТСО в контексте применения вышеуказанных критериев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *