Звук в воде
В воздухе звук распространяется со скоростью около 340 м/с. В воде он успевает за это же время пробежать расстояние в 4,5 раза больше. Значит, вода — хороший проводник звука. Правда, его скорость зависит от физических параметров воды: температуры, солености и давления, то есть в конечном счете от ее плотности. В воде с нормальной океанической соленостью при 0°С вблизи поверхности скорость звука составляет 1440 м/с. На глубине 10 км при тех же прочих условиях его скорость возрастает до 1630 м/с. В нагретых до 30°С поверхностных водах тропической зоны океана скорость звука повышается до 1543 м/с.
Ультразвук, то есть акустические волны с частотой свыше 16 000 Гц (16 000 колебаний в се-кунду), не воспринимаемые человеческим ухом, поглощаются водной средой гораздо сильнее, чем звуки более низких частот. Но у ультразвука есть одно ценное свойство: его можно направлять в виде узкого пучка. Такая особенность ультразвуковых колебаний используется в эхолоте — приборе для измерения глубины водоемов. От специального ультразвукового датчика, находящегося на судне, через небольшие промежутки времени вертикально вниз посылается ультразвуковой сигнал. Отразившись от дна, он возвращается обратно и улавливается чувствительной приемной аппаратурой.
Зная скорость прохождения ультразвука и вращением сигнала, можно легко вычислить расстояние от поверхности до дна. С помощью эхолота производят и поиск рыбы в морях.
ЗВУКИ РАЗУМА
Дельфины являются очень умными млекопитающими. У них есть собственный язык, который не уступает нашему в сложности. Он представляет собой не отдельные слова или предложения, а полностью сформировавшуюся систему сигналов. А общение между собой у дельфинов не просто передача сигналов, а непосредственно разговор.
Речь этих «интеллектуалов» состоит из жестов и звуков. Двигая хвостом или всем телом, дельфины обмениваются визуальными сигналами. Язык телодвижений используется только в случае, когда нужно передать особую информацию, в основном же дельфины общаются звуками. Обычно животные свистят, но способны издавать и другие сигналы, скажем, мяуканье или щелканье. Разновидностей свиста много — каждая из них может выражать целое «предложение-ощущение», например боль.
В детстве дельфины выбирают себе уникальные имена-звуки. С этого момента все другие дельфины одной группы используют это личное имя. Например, начиная разговор, они обращаются друг к другу по имени и могут запоминать уникальные имена-звуки, подаваемые старыми друзьями и услышанные ими хоть раз даже 20 лет назад.
Океанология для малышей
— Нельзя говорить, что нет ушей, если их не видно. У птиц и лягушек нет наружных ушей, как у рыб, дельфинов, медуз, а они прекрасно слышат. Сова, например, ночью охотится на мышей только на слух. Но для морских жителей звуки гораздо важнее, чем для наземных обитателей.
— А мне под водой плохо слышно! — сообщил Ваня.
— Ухо человека плохо приспособлено к подводным звукам. К тому же многие звуки, которые используют подводные существа, человек просто не слышит.
— Неслышные звуки? — удивилась Таня.
— Да, бывают на свете неслышные звуки и невидимый свет, — улыбнулась мама. — Неслышные звуки даже бывают двух сортов: ультразвуки и инфразвуки. Ультразвуковые песни поют рыбы и дельфины.
— А зачем они поют, раз мы их не слышим? — спросил брат.
— Они же не для нас поют, а для себя! Поют, например, как птицы щебечут, привлекая к себе внимание, или кричат, сообщая об опасности. А дельфины, кроме того, издают ультразвуки, чтобы ориентироваться и охотиться. Они испускают ультразвуковые щелчки, а потом слушают отражённый звук — эхо. Так они определяют, где находится скала, далеко ли дно и куда плывёт вкусная рыбка…
— А инфразвуки? — спросила Таня.
— Инфразвуки обычно издают крупные животные, например, киты. Кроме того, инфразвуки возникают во время шторма или землетрясения. Именно поэтому подводные и околоводные жители имеют возможность заранее подготовиться к сильному волнению на море. Скорость распространения звука в воде в пять раз больше, чем в воздухе. Рыбы могут услышать ураган, который бушует на расстоянии тысячи километров!
— Тысячи километров! — воскликнул Ваня.
— Да, а киты переговариваются инфразвуками, даже находясь на разных концах океана. Это как если бы мы сейчас могли с папой поговорить безо всякого телефона. Вот мы закричали бы: «Папа, мы по тебе соскучились!» А он бы нам ответил: «И я! Приезжайте скорей!»
Когда-то киты могли «переговариваться» на расстоянии в тысячи километров. Теперь им мешают шумы от океанских судов.
— Как же это может быть?
— Это связано с особыми свойствами океанских глубин. Дело в том, что скорость звука в воде уменьшается, если вода становится холоднее, и увеличивается, если растёт плотность воды. С глубиной уменьшается температура и увеличивается плотность воды, потому что растёт давление. Таким образом возникает звуковой канал: область воды, окружённая сверху водой более тёплой, а снизу — водой более плотной. И выше, и ниже этого канала скорость звука немного больше, чем в нём самом. По этому каналу звук может идти без поглощения и рассеяния от одного берега океана до другого. Люди используют такой же эффект, когда создают оптоволоконные линии связи для Интернета. Только по этой линии не звук распространяется, а свет. Там тоже есть центральный канал и оболочка, в которой скорость света немного выше, чем в этом канале…
— Эх, вот бы с компьютером поиграть, — вздохнул Ваня.
— Давненько ты про него не вспоминал! — улыбнулась мама. — Ничего, уже очень скоро домой поедем. Поэтому идите-ка ещё поплавайте!
И в самом деле, неожиданно пришла пора уезжать…
На поезд их провожал Сергей со своей девушкой, потому что вещей у них прибавилось: мама везла целую сумку сувениров, а Таня и Ваня — по пакету, в которые они сложили свою добычу: камешки, ракушки, веточки. И ещё бутылочку с морской водой для бабушки. Они разместили все свои вещи в купе и вышли на перрон, чтобы попрощаться.
— Мария Анатольевна, я давно хотел у вас спросить, а что это за книжку вы всё время читали? — спросил Сергей.
— Летом учебник читать? Зачем? — изумился Сергей.
— Ну, это очень интересный учебник… Я думаю книжку для детей написать. По океанологии. А я её знаю очень плохо… Вот и решила немного подучиться.
Почему звук в воде распространяется быстрее, чем в воздухе?
В качестве аргумента, Володя, ты приводишь главную причину. Да. Потому что вода — менее сжимаемая среда, чем газ. А твердое тело менее сжимаемо (при распространении волны), чем жидкость. Вода на большой глубине проводит звук быстрее, чем у поверхности, она там сильнее сжата. Между скоростью звука и плотностью среды существует обратно-пропорциональная зависимость. Иными словами, чем менее сжимаема среда распространения волны, тем быстрее эта волна движется.
Я приведу грубую аналогию. Когда поезд трогается с места, по составу пробегает этакая "волна" лязга и последний вагон трогается через какое-то время после того, как начал двигаться локомотив. То же самое, но в обратном порядке происходит во время остановки. А все потому что "среда" сжимаема, между вагонами есть некий зазор, который играет роль "сжимаемости" среды. Если в момент трогания (остановки) весь состав "натянут" или "сжат" (например, находится не на горизонтальной площадке), то последний вагон тронется (остановится) практически одновременно с локомотивом. Среда не-сжимаема и волна распространяется намного быстрее.
Конспект интегрированной НОД «Путешествие с капитаном Врунгелем. Звуки в воде»
Цель: Выявить основы передачи звука на расстоянии. Создать благоприятные условия для того, чтобы ребенок чувствовал себя первооткрывателем в окружающем мире: открывал новое в знакомом и уже знакомое в новом, выявляя простейшие закономерности. Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе. Развивать внимание, связанную речь, умение сравнивать, делать выводы.
1. Уточнять и расширять представления детей о взаимосвязи человека с внешней средой.
2. Объяснить зависимость человека от воды.
3. Продолжать учить бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
4. Воспитывать бережное отношение к природной среде.
5. Развивать внимание, связную речь, умение сравнивать, делать выводы.
6. Осуществлять эмоционально-чувственное познание мира ребёнка;
Модули для постройки яхты, штурвал, металлические емкости с водой, камешки, ракушки, карточки с буквами, экран и видео запись моря, аудиозаписи: «Звуки моря», «Звуки воды», песня «Как вы яхту назовете…»
Глобус, игрушки и муляжи «Жители океана».
Ход деятельности.
Воспитатель (в роли капитана Врунгеля) входит в группу
В: Дети, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся с ними.
В: Хотите сегодня совершить необычное путешествие по морским просторам? (ответы детей)
В: На чем вы желаете отправиться? ( Дети предлагают: на самолёте, на поезде, на машине и т. д.) А на яхте вы когда-нибудь плавали? (ответы детей)
В: Давайте сами построим яхту.
В: На мой взгляд у нас получилось замечательно. Ребята, а чего не хватает нашей яхте?
В: Верно. Нашей яхте не хватает названия. Как можно назвать яхту? Перед вами буквы, они разложены в неверном порядке. Вам нужно восстановить правильную последовательность.
В: Итак прочтите как же называется наша яхта.
В: Ой, дети, кто это?
П. : Это моя яхта.
Д: Нет, это наша яхта.
В. : Что вы это судно построили мы.
П. : Сразитесь со мной. Если вы победите – она ваша.
П: Первый поединок – загадки. Попробуйте отгадать:
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
В море я всегда солена,
А в реке я пресна.
Лишь в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода)
П. : Ладно, с первым заданием вы справились
Сейчас прислушайтесь и скажите, что вы слышите, (Включаем аудиозапись «Звуки воды» (ручей в лесу, водопад, вода из крана бежит, капает, чайник кипит, плеск волны). Дети отгадывают звуковые загадки.
П. : Молодцы! Вы всё угадали! Я сдаюсь. Только мне тоже так хочется отправиться в путешествие по морю. Возьмите меня с собой.
В: Ребята, возьмем пирата с собой?
В. : Мы согласны. Но пообещайте быть добрыми и никого не обижать.
П. : Да, да я обещаю.
В: Сегодня я хочу поговорить с вами о воде. Посмотрите, что у меня в руках? (показывает глобус)
В: А какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)
Голубым цветом отмечены все моря, реки и океаны, которые состоят из воды. (Врунгель с детьми рассматривает глобус).
Сейчас я вас приглашаю к трапу.
Игра – путешествие «По морю»
Дети усаживаются на модули, атрибут штурвал. Звучит музыка.
В: Закрываем глаза и представим, что мы плывем по морю.
В: Мы в путешествие пустились
По океанам и морям.
Пусть волны, солнце, ветер
Сикреты все расскажут нам
Корабль ветер подгоняет,
И паруса полны тепла.
Корма играючи ныряет
В волну. Иная же волна
Ласкает борт и отбегает…
П: Вглядись, вглядись, мой капитан,
Что море взору открывает —
Теперь ты видишь это сам!
Кораллы — персика нежнее,
И рябь от солнца гладит дно.
А вот и рыбка, в самом деле —
В: Ребята, откройте глазки и посмотрите по сторонам. Что вы видите?
Дети (море. Морских обитателей)
В: Кто живёт в воде? (ответы детей в стихотворной форме)
О дельфинах всем известно —
Нет животных интересней :
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
Живет на дне колючка —
За камушки цепляется,
Морской травой питается.
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Кораллы живут на морской глубине
На уютном и синем причудливом дне
В ветвистых кораллах рыбки снуют
Кораллы им дали еду и уют.
-Алло! Это море? Алло! Это море?
Вы слышите, Черное море, меня?
Ракушку я взял и стою в коридоре,
и очень волнуюсь, на берег звоня…
Рапан (или рапана)
Сувенир из океана
Раковина от Рапаны
Мясо её можно есть,
В нем полезностей не счесть!
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
В море – черепахи.
— А ещё в нём живут осьминоги, устрицы, мидии, кальмары. Какое это чудо — вода! Можно ли употреблять морскую воду человеку (ответы детей, почему? (Вода в морях и океанах соленная)
П: Не могу понять никак:
Кто, зачем, когда и как
Воду в море посолил,
Чтоб никто её не пил.
Как же рыбки там живут?
Что они, бедняжки, пьют?
В: Посмотрите внимательно на глобус, как вы думаете, что обозначают тонкие извилистые голубые полоски? Правильно, это изображены наши реки: большие и маленькие. И только воду из этих рек мы можем пить, т. к. вода в реках не солёная, а пресная. Она проходит через специальные очистные сооружения и фильтры, а затем по трубам попадает к нам в квартиры.
П: Вот мы незаметно подплыли к берегу, осталось только сойти с яхты и окажемся на берегу.
П: Что то мы засиделись. Предлагаю немного размяться.
Раз-два – острова! (показывают руками круги)
Три-четыре – мы приплыли! (плавательные движения руками)
Пять-шесть — сходим здесь (топают)
Семь-восемь – столько сосен! (разводят руки)
Девять-десять – мы в пути!
Досчитай до десяти!
В: Ребята, посмотрите какой у нас песочек на берегу! Давайте прогуляемся по берегу и соберем камешки, каждый из вас должен собрать по два камешка и одной ракушке!
(Дети собирают по два камешка разложенные на полу).
В: Давайте проверим все ли собрали по два камешка. Откройте ладошки и покажите ваши камешки.
В: Как вы думаете, вода может проводить звуки? (Ответы детей)
В: Давайте в это убедимся! Нужно кинуть камешек в «море» (наполненные водой металлические емкости, если мы услышим звук удара камешка о дно, значит это действительно так. (Дети выполняют указанные действия, и делают вывод, что вода передаёт звук)
В: — Ребята, как вы думаете, звук удара камешка о дно «моря» мы услышим громче и быстрее если подойдем поближе и приложим ухо к емкости? (Ответы детей)
В: Давайте это проверим! Приложите ухо к емкости и бросьте камешек в воду. Какой стал звук удара? Быстрее вы его услышали? (ребята выполняют второй вариант опыта и сравнивают результаты).Ну а ракушки возьмите домой на память о нашем путешесмтвии.
В: Наша прогулка подходит к концу и нам пора возвращаться! Давайте пройдём на нашу яхту! (Дети садятся на модули, звучат «Звуки моря»)
-Что нового узнали из нашего путешествия?
(Что вода проводит звуки, что воду можно пить только пресную, что ее нужно очищать в фильтре)
— Что вам больше всего понравилось?
-Расскажите об особенностях передачи звука в воде?
— Важна ли для нас вода?
— Правильно, человек без воды не сможет прожить даже двух суток погибнет от жажды.
— А кто ещё не может обходиться без воды? ( Ответы детей: животные, насекомые, птицы, растения)
— А как нужно беречь и охранять воду? (размышления детей)
— Ну вот наша прогулка и подошла к концу, давайте сойдём с яхты.
П: – Из нашего путешествия я понял Все вы смелые и решительные умные, сообразительные и каждый из вас сможет стать капитаном.
Исполняется песня «Капитаны» :
1 куплет: Водят смело капитаны
Корабли по океанам,
Интересно плавать им
По дорогам голубым.
Припев: Дружат с мерем капитаны,
Не страшны им ураганы.
Капитаны – люди дела,
Все моря им по колено.
2 куплет: Море любит сильных, смелых,
Если ты сумеешь делом
Ум и смелость доказать –
Капитаном межешь стать.
П. :Спасибо вам, ребята, за прекрасно проведённое время!
В. Ну вот и все нам пора возвращаться в группу. Давайте попрощаемся с нашими гостями.
«Лето. Море. О безопасном поведении на воде». Инструкция для дошкольников по безопасности на воде Лето. Море. О безопасном поведении на воде. Дельфины в море плавают, И плавают киты, И рыбки разноцветные, А также я и ты. Вот только.
«Морские учения с капитаном Врунгелем и его помощником Ломом.» Цели: • пропаганда здорового образа жизни; • воспитание у детей чувства уважения к Российской армии, любви к Родине; • создание атмосферы.
Конспект интегрированной НОД «Веселое путешествие» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели: познакомить с правилами дорожного.
Фотоотчёт о встрече с капитаном первого ранга ВМФ Поплутиным А. С. В нашем детском саду состоялась встреча воспитанников с капитаном первого ранга ВМФ Поплутиным А. С. фицер-подводник не только рассказал.
Конспект интегрированной НОД «Путешествие в весенний лес» «Путешествие в весенний лес» Тема: «Путешествие в весенний лес» Возрастная группа: старшая группа. Форма совместной деятельности: интегрированная.
Конспект интегрированной НОД «Путешествие в сказки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Конспект занятия с элементами экспериментирования по формированию представлений о воде «Путешествие серебристой капельки» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям: «Познание», «Музыка», «Художественная литература» «Программа.
Конспект занятия по углублению знаний и представлений о воде «Путешествие капельки по голубой речке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 «Золотой ключик» город Шумерля Чувашская Республика. КОНСПЕКТ.
Образовательный долгосрочный проект «Путешествие в небе, на воде, по земле» «Нужно всем участникам движения соблюдать законы уважения» Особенности проекта: • по составу участников: детский — взрослый; • по виду:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки. Речевые и неречевые звуки. Гласные, согласные звуки» Цель: формирование понятий «звук», «согласный звук», «гласный звук». Задачи: • Сформировать понятие «звук». • Осознание детьми фонемной.