Как восстановить аккумулятор шуруповерта своими руками в домашних условиях
Если аккумулятор шуруповерта вышел из строя, не стоит тут же в спешке нести его в ремонт или бежать за новым. В 3/4 случаев элементы зарядных устройств подлежат восстановлению в домашних условиях. Статья расскажет, как разобрать и отремонтировать аккумулятор шуруповерта разными способами, в зависимости от причины неполадки и типа батарей.
Причины поломки аккумулятора шуруповерта
Наиболее часто аккумулятор шуруповерта перестают работать по таким причинам:
- Шуруповерт долго лежал без дела. Простой – такой же враг техники, как и перенапряжение. АКБ (аккумуляторная кислотная батарея) должна стабильно проходить цикл заряжения и разряжения – только так она может прослужить долго.
- Шуруповерт или сам аккумулятор хранился при неподходящей температуре. Стоит избегать мест с высокой температурой. Литий-ионные АКБ, к примеру, лучше держать в холодильнике, но сразу оттуда ставить их на шуруповерт нельзя. Зарядный элемент должен хоть немного прогреться.
- Иногда автоматическая система защиты шуруповерта сама разряжает батареи до упора, а для их «оживления» требуется большая сила входящего тока.
- Регулярное перегревание. Это чревато постепенным испарением воды или электролита из аккумулятора шуруповерта (зависит от типа батареек), что может привести к скоплению газов и деформациям.
Есть также типичные частные причины для каждого типа АКБ. Никель-кадмиевые батареи или Ni-Cd известны так называемым эффектом памяти – потерей большой части энергоемкости со временем. В литий-ионных аккумуляторах типа Li-Ion обычное дело – разложение лития. Это – тяжелый случай, и ремонту лучше предпочесть покупку нового АКБ. В целом, большинство поломок аккумуляторных батарей для шуруповертов подлежит ремонту даже без услуг мастера.
Важно! Если хоть бы одна банка вышла из строя, это сказывается на работе всего аккумулятора шуруповерта. Скоро и остальные элементы начнут приходить в упадок.
Виды батарей для шуруповертов
Главное требование к батарее шуруповерта – она должна быстро восстанавливаться после разряжения. Быстрое восстановление аккумулятора шуруповерта могут обеспечить батареи трех видов.
Никель-кадмиевая (Ni-Cd)
Самый старый из трех видов аккумуляторных батарей шуруповерта. Номинальное напряжение составляет 1,35 В, в конце разрядного цикла – 1 В. Количество циклов – до 900, на это влияет качество сборки и материалов.
- низкое внутреннее сопротивление (до 17 мОм);
- долгая сохранность;
- нет перегрева во время зарядки.
- кадмий – опасный канцерогенный элемент.
- обратимая утрата емкости – т.н. эффект памяти.
АКБ типа Ni-Cd
Никель-металлгидридная (Ni-MH)
Последователь аккумулятора шуруповерта типа ni-cd, призванный восполнить минусы кадмиевого АКБ. Номинальное напряжение – 1,25 В, в конце цикла – 1,1 В. Количество циклов – до 800.
- нет эффекта памяти;
- батареи нового формата Ni-MH LSD почти не разряжаются при хранении и не перегреваются при работе.
- а вот аккумуляторы старого типа разряжаются сами в течение года;
- во время работы выделяется много тепла.
АКБ типа Ni-MH
Литий-ионная (Li-Ion)
Напряжение в литий — ионных аккумуляторах шуруповерта значительно выше, чем у двух предыдущих – 3,7 В в начале разрядного цикла и 2,5 В в конце. Количество циклов – до 600. На этом достоинства заканчиваются, а минусов достаточно:
- при регулярном разряжении до упора прослужат недолго;
- даже при полной зарядке в нерабочем режиме ежемесячно «съедается» больше 1% заряда;
- в целом менее продолжительный срок эксплуатации, чем у Ni-Cd и Ni-MH, и частота использования на это мало влияет;
- стоят дороже, чем два других типа;
- пожароопасные.
Проверка и диагностика аккумуляторной батареи шуруповерта
Причина плохой работы шуруповерта может быть не в аккумуляторе, а в неисправностях мотора, редуктора, блока питания. Надежный способ определить источник проблемы – поставить вместо старой батареи такую же, которая обычно идет в комплекте вторым экземпляром. Прежде чем браться за вскрытие корпуса аккумулятора шуруповерта, его нужно зарядить до максимума. В случае с Ni-Cd устройствами требуется их сначала разрядить в ноль во избежание эффекта памяти. Для проверки и диагностики аккумуляторной батареи шуруповерта применяют 2 способа.
С помощью мультиметра
После того, как аккумулятор шуруповерта полностью заряжен, нужно его разобрать. Верхняя крышка блока обычно зафиксирована либо шурупами, либо клеем.
Здесь крышка приклеена
В первом случае понадобится отвертка, а клееный шов лучше аккуратно разделывать канцелярским ножом. Можно дополнительно вставлять еще какой-то острый предмет – ту же отвертку или саморез. Когда верхняя крышка освободится от склейки, ее будет нетрудно снять. Но нельзя забывать, что после ремонта корпус аккумулятора шуруповерта предстоит заново склеивать, а это не так просто и быстро, как закрутить шурупы.
После снятия крышки можно увидеть все банки, соединенные воедино. Цель – внимательно перебирать их, чтобы определить не исправные.
Так выглядит разобранный АКБ
Иногда испорченную банку аккумулятора шуруповерта выдают визуальные признаки – деформации, окисление и т.д. Может быть видно нарушение целостности соединительных пластин. Впрочем, это не отменяет главного: протестировать на выходное напряжение необходимо каждую банку.
Для этого применяется мультиметр. Каждая банка аккумуляторной батареи шуруповерта аккуратно извлекается из корпуса, и проводятся замеры. Мультиметр нужно переключить в режим постоянного тока, и подвести черный провод к минусовому контакту банки, а красный – к плюсу. Показатели нормального выходного напряжения составляют 1,2 – 1,4 В для никель-кадмиевых и никель-металлгидридных батарей, 3,6 – 3,8 В – для литий-ионных. Полученные от мультиметра значения надо зафиксировать на бумаге или в электронном виде, а еще лучше – написать на каждой батарейке ее значение маркером, это не причинит вреда.
Тестирование батареек мультиметром
Если есть 2 мультиметра, задача немного упрощается: один будет работать как амперметр, второй как вольтметр. Если же прибор только один, его надо настроить в режим измерения напряжения, а в роли амперметра использовать простой провод от мультиметра до источника питания.
Подключение такое:
- два тонких провода (0,25 мм кв) от вольтметра к источнику питания;
- чуть более толстые провода от аккумулятора к амперметру и источнику питания, а также от амперметра к вилке.
Если вольтметр выдает номинальное напряжение, а ток заряда на амперметре не дотягивает до 1 А, то, скорее всего, дело в неисправности какого-то элемента батареи. Тут не получится реанимировать аккумулятор шуруповерта самому в домашних условиях – надо нести в ремонт. Если разряженная АКБ имеет суммарное напряжение 16,8 В, это указывает либо на короткое замыкание, либо на естественное разряжение. Для заряженного аккумулятора шуруповерта упомянутый показатель напряжения означает короткое замыкание элемента: восстановление – не выход, только замена.
Важно! Показатели нормальной работы аккумулятора шуруповерта при зарядке – сила тока больше 1 А и постепенное увеличение напряжения. В конце заряда оно должно стать чуть больше номинального (например, 1,3 В при номинале 1,25 В). Такая батарейка не требует ремонта.
Проверка методом нагрузки
Для этого варианта проверки не надо разбирать аккумулятор шуруповерта. Потребуются автомобильные лампочки. Они служат индикатором силы тока.
Проверка делается так:
- Полностью зарядить АКБ шуруповерта.
- Дать на него номинальную нагрузку. Она рассчитывается делением мощности шуруповерта на номинальное напряжение аккумулятора. Чтобы в цепи появилась необходимая нагрузка, надо подключить автолампочки.
- Если отдача тока от батареи шуруповерта длится несколько минут, напряжение чуть ниже номинального, а яркость ламп не снижается, то аккумулятор в норме. Преждевременное ослабевание тока аккумуляторной батареи шуруповерта типа ni-cd – проявление эффекта памяти. Тогда требуется восстановление.
Способы как отремонтировать АКБ шуруповерта
Для ремонта аккумулятора шуруповерта в домашних условиях своими руками есть несколько методов. Некоторые подразумевают только внешнее воздействие, для других нужно чинить отдельные элементы вручную.
Ремонт никель — кадмиевых аккумуляторных батарей устранением эффекта памяти
Поскольку такой «недуг» характерен лишь для никель-кадмиевых батарей, этот метод применим только к ним.
Суть эффекта памяти АКБ
Понадобятся следующие подручные средства:
- провода (подойдет сечение 0,5 кв мм);
- мультиметр, лучше 2;
- 2 автомобильные лампочки на 12 В.
Алгоритм ремонта никель — кадмиевой аккумуляторной батареи шуруповерта такой:
- Перевести батарейку в режим разряда и наблюдать за показателем мультиметра. При потребляемой мощности шуруповерта, к примеру, 1800 мАч прибор должен показать для каждой «банки» напряжение 1,1-1,3 В. Номинальный ток нагрузки составляет половину потребляемой мощности: в данном примере – 0,9 А. Если сила тока меньше 0,9 А, стоит подключить автолампочки и раскачивать ее.
- Получить от вольтметра показатель минимального напряжения. Оно не должно быть ниже 1 В, иначе велик риск убить батарейку.
- После полного разряжения поставить АКБ заряжаться, также наблюдать за силой тока.
- Получить от вольтметра показатель максимального напряжения.
- Когда батарея будет заряжена до упора, надо на полчаса оставить ее в покое.
- Затем АКБ снова переводится в режим разряда, и все делается заново.
Как устранить эффект памяти, демонстрирует это видео:
Главное! Зарядно-разрядных циклов должно быть не менее 3, а лучше – больше 5. Это делается с каждой батарейкой. По итогу сила тока разряда должна стать меньше номинального тока нагрузки при работе инструмента в нормальном режиме. Если этот эффект не достигнут даже после многих циклов, аккумулятор шуруповерта надо не восстанавливать, а отремонтировать или поменять.
Доливание воды
Батареи типа ni-cd часто перегреваются, а их внутреннее сопротивление возрастает. Для устранения этого необходимо доливать внутрь воду. Чтобы реанимировать никель-кадмиевый аккумулятор шуруповерта в домашних условиях, нужно делать следующее:
- Разобрать аккумулятор, с помощью мультиметра определить проблемный элемент. Нормальное напряжение – 1-1,3 В. Низкий показатель указывает на искомую банку.
- Аккуратно достать ее, не повредив соединительные пластины, аккуратно разрезать и снять бумажный чехол.
- Сбоку около верха или низа банки проделать мини-дрелью отверстие глубиной до 3 мм. Лучше всего использовать сверло толщиной 0,5 мм.
- Шприцем ввести в отверстие 10 мл воды – обязательно дистиллированной.
Важно! Долив дистиллированной воды в аккумуляторную батарейку шуруповерта – не более, чем временный способ решить проблему. Ее все равно придется менять.
- Оставить батарейку на сутки, пока вся она не пропитается водой.
- Зарядить ее до номинального напряжения и оставить в покое на неделю.
- Спустя неделю снова проверяется напряжение. Если показатель не упал, можно запаивать дырочку нагретым паяльником.
- Надеть бумажный чехол назад, тщательно заклеить.
- Соединить починенную банку с остальными, поместить их назад в корпус АКБ.
Внимание! После сборки работу аккумулятора еще раз проверяют. Для хорошей работы в будущем его нужно минимум трижды зарядить и разрядить посредством небольших нагрузок.
Замена не работающих банок
Восстановление и ремонт химических источников тока (тех же батареек) – методы на крайний случай. Лучше всего их утилизировать после выхода из строя и заменить новыми. Таким же способом, как и при доливании воды, с помощью мультиметра вычисляются неработающие банки, и на их место ставят новые. Причем в идеале это должны быть батареи из одной упаковки, с одинаковым сроком годности.
Замена проводится так:
- Разобрать блок аккумулятора, найти не работающие банки.
- Надо оставлять соединительный хвост длинным
- Поставить вместо них новые, соединить пластинами с остальными. Места соединения спаиваются кусками провода.
- Пайка батарей между собой
- Необходимо залудить спаянные участки быстро, но аккуратно.
- Вся конструкция оборачивается воедино скотчем.
- Собрать блок АКБ.
Важно! Условие: при лужении не должно быть перегрева материалов. Во избежание этого лучше использовать флюс. К тому же, в ходе такой пайки выделяются вредные вещества, поэтому работать надо либо с вытяжкой, либо в проветриваемом помещении с открытым окном.
Выпускание газа
Этот вариант восстановления актуален только для ионно-литиевых (Li-Ion) аккумуляторов шуруповерта. Они со временем получают ту же «болезнь», что и никель-кадмиевые – пересыхание, только тут вместо воды электролит. Его начинает недоставать от регулярного перегревания, а внутри банки собирается газ. Переизбыток приводит к вздутию и деформациям. Для откачивания газа из батареи АКБ нужно разобрать корпус, мультиметром отыскать загазованную деталь (напряжения в ней обычно нет вовсе) и достать.
Выпускания газа из банки ионно — литиевой батареи шуруповерта делается двумя способами. Можно взять твердый предмет с тонким изгибом на конце, приложить его к «плюсу» и аккуратно давить на вздувшуюся плоскость. От давления газ сам сделает крошечную дырку в корпусе и выветрится. Но этот вариант восстановления малоэффективен – отверстие ведь никуда не денется, вслед за газом через него постепенно будет улетучиваться электролит, и в один момент батарея сломается.
Второй способ более надежный. Плюсовой контакт банки аккумулятора стоит аккуратно отсоединить кусачками и отогнуть, но не ломать или отрезать. Найдя деформированную пластину, нужно под нее вставить шило или толстую иглу и медленно проталкивать внутрь и газ будет выветриваться. Пластину после этого возвращают на место, дырку заделывают, а «плюс» аккуратно припаивают назад.
Осторожно! Попытки выпустить газ из «банки» аккумулятора шуруповерта непроверенными кустарными методами ни до чего хорошего не доведут. Высок риск возгорания и пожара.
Припаивание контакта на место
Восстановление неисправных батареек аккумулятора шуруповерта
Чтобы восстановить поврежденные банки, на них нужно недолго, до 10 секунд, подавать напряжение в 3-4 В с силой тока 200 мА. После этого мультиметром замеряется выходное напряжение, и если оно дотянуло до 1,2 В для Ni-Cd и Ni-MH или 3,6 В для литиевых, то можно порадоваться – батарейку удалось оживить. Но это, конечно, временно. Лучше при первой возможности заменить ее. Если же этот эксперимент провалился, шансов на восстановление банки нет.
Короткое замыкание
Когда суммарное напряжение аккумулятора шуруповерта в разряженном состоянии равно 16,8 В, это – признак короткого замыкания в одной или сразу нескольких банок. Думать о ремонте такой батарейки – не стоит. Она подлежит замене.
Несколько полезных рекомендаций
В завершение – советы, которыми не стоит пренебрегать, чтобы удачно починить аккумулятор от шуруповерта своими руками:
Восстановление Ni-Cd аккумуляторов шуруповертов
Электрический шуруповерт, необходимый бытовой и производственный инструмент для мелких строительных работ, установки и снятия метизов. Применение аккумуляторов вместо сетевого энергоснабжения позволяет работать в любых условиях, в отсутствие энергии. Чаще всего накопительная батарея инструмента укомплектована Ni-Cd аккумуляторами напоминающими пальчиковые батарейки. При соблюдении условий эксплуатации эти компоненты выдерживают до 1000 циклов зарядки. В некоторых случаях требуется восстановление аккумуляторов шуруповертов.
Особенности эксплуатации никель-кадмиевых и никель-металлогидридных аккумуляторов
Для шуруповерта важно подобрать батарею из аккумуляторов, соответствующую по напряжению выполняемым задачам и с хорошей емкостью. Из стандартных компонентов с напряжением 1,2 В и емкостью 2000 мАч, выполняются все сборки, независимо от страны-производителя инструмента. Для получения нужного рабочего напряжения пакет собирается с последовательным соединением элементов, каждый из которых работает самостоятельно. Задача владельца – выполнить правильное обслуживание инструмента.
Потерять емкость батарея может при условиях:
- Вначале эксплуатации не выполнена «раскачка» батареи – исключение «эффекта памяти».
- Подзарядка инструмента производится в удобное для владельца время, не дожидаясь полной выработки энергии.
- Подзарядка не достигает максимального уровня, останавливается раньше, способствуя снижению емкости.
Поэтому время от времени требуется использовать прошивку, как метод восстановления памяти Ni аккумуляторов.
Шуруповерт с никель-кадмиевой батареей может храниться длительное время в разряженном виде. Причиной потери емкости неработающей батареи пересыхание внутренней активной части. Восстановление емкости произойдет, если в каждую банку добавить воды особым способом.
Однако со временем приходит срок утилизации аккумуляторов с ядовитой начинкой. Именно этот аспект заставил страны Европы перейти на менее вредные, Ni-Mh (никель-металлогидридные) аккумуляторы. Их технические параметры и эффект памяти идентичны никель-кадмиевым, но имеют меньше циклов заряд-разряд и не работают при минусовых температурах. Способ восстановления емкости Ni-Mh аккумуляторов отличается от никель-кадмиевых.
Ni-Cd аккумуляторы – восстановление емкости
Для восстановления никель – кадмиевых аккумуляторов рулонного типа используются импульсные токи. При этом параметр тока превышает емкость в 10 и более раз, импульс составляет 2-4 секунды. Чтобы не повредить структуру элементов, необходимо следовать инструкции, соблюдать последовательность операций.
В первую очередь необходимо выявить в сборке элементы с нулевым зарядом. Эти элементы нужно выпаять и восстановить отдельно. Нет показаний на мультиметре, так как внутри банки произошел разрыв контакта корпуса с положительной обкладкой. Причина – отсутствие или недостаток влаги внутри корпуса. В таких аккумуляторах будет нужно восстановить водно-солевой баланс:
- корпус элемента освободить от упаковки полностью;
- просверлить отверстие в желобке и ввести в полость шприцом около 1 мл воды, медленно и постепенно, если вода не впитывается совсем, отбраковать ячейку;
- дать впитаться воде, сделать начальную подзарядку элемента импульсным током;
- каждый аккумулятор зарядить до 1,2 В, оставить на несколько дней.
Убедившись, что ячейки держит заряд, на корпусах нужно запаять отверстия. Собрать новую батарею, заменив отбракованные элементы.
Бывает, одного кубика воды недостаточно, емкость в элементе не до конца восстанавливается. Можно повторить операцию, пока отверстие открыто. Есть и другие способы реанимации батареи шуруповерта, но этот восстанавливает ячейки надолго.
Ремонт и восстановление Ni-Cd аккумуляторов
Работоспособность любых аккумуляторных батарей со временем начинает ухудшаться, и они приходят к полному состоянию разряда. Причем подзарядка на это состояние не влияет никаким образом. Они просто не могут принять заряд. При этом у батареи еще хватает ресурсов для последующей эксплуатации. Потому были разработаны способы восстановления Ni-Cd аккумуляторов.
Особенности эксплуатации
Во время постоянной эксплуатации Ni-Cd батарей постепенно снижается разрядная емкость и напряжение. Существуют основные причины, которые объясняют эти процессы:
- снижение активной массы и ее последующее распределение по электролитам;
- истончение основной поверхности отрицательных и положительных электролитов;
- изменение размера и консистенции электролита;
- процессы, вследствие которых начинает происходить потеря кислорода и воды;
- появление утечек напряжения по причине появления дендритов в Cd.
Также эти процессы отмечаются, если эксплуатируются Ni-MH аккумуляторы. Отличие заключается лишь в применяемом материале электролита.
Во время эксплуатации батарей по причине распределения активной массы по электролитам начинается изменение размера положительного никелевого электролита и механической прочности. Вследствие этого снижается контакт с активной массой.
Все эти процессы снижают емкость и ухудшают проводимость. В некоторых случаях происходит разрыв контакта отрицательного и положительного электролита. Вследствие этого батарея больше просто не подает никаких признаков жизни.
Причины полной разрядки
Все описанные процессы в Ni-Cd электроде происходят из-за регулярных перезарядок, во время которых на поверхности электролита образуется кислород. Чем чаще происходит процедура разряда-заряда, тем больше отмечается уплотнение кристаллов массы электролита. Потому снижается рабочая поверхность, а, соответственно, и емкость аккумулятора.
На кадмиевом электролите процедура деформации происходит, как правило, по причине перераспределения активной массы. Вследствие этого начинается ее определенная потеря. Помимо этого, масса засоряет пористую поверхность отрицательного электролита. По причине этого осложняется доступ электролита в глубокие слои. Следствием миграции активной массы является увеличение в объеме дендритных мостиков через сепаратор к электролиту, это приводит к множественным замыканиям и повышает время разряда. На кадмиевом электролите во время эксплуатации также происходит повышение активной массы и уплотнение кристаллов.
Помимо описанных выше процессов, в батареях проходит окисление разных примесей, которые находятся внутри. Металлокерамика положительного электролита со временем окисляется по причине потребления воды.
Еще один негативный момент, приводящий к снижению работоспособности аккумуляторной батареи — отбор из сепаратора электрода. Это начинает происходить по причине изменения поверхности электролита и приводит к увеличению сопротивления.
Состав электрода также изменяется через определенное время. В том числе увеличивается объем кристаллов. Снижается электропроводность и ухудшаются все показатели батареи во время разрядки. Этот процесс особенно заметен при пониженных температурах.
Основные способы восстановления
На тему восстановления емкости Ni-Cd аккумуляторов существует довольно большое количество видеороликов. В основном все из них относятся к ремонту аккумулятора от шуруповерта и иного строительного инструмента. Это вполне логично, так как эти батареи довольно дорогостоящие, и часто их еще сложно найти в продаже. Как правило, в проблеме, как восстановить Ni-Cd аккумулятор, применяется несколько основных способов.
Использование повышенного тока
Этот метод восстановления состоит в подаче на батарею повышенного тока с короткими частотами на протяжении 2−3 секунд. Причем ток обязан быть намного выше емкости аккумулятора (более, чем в 10 раз).
Этот вариант восстановления подходит лишь для никель-кадмиевых батарей, и он не применяется для никель-металлогидридных. Изначально он был разработан для рулонных моделей, но, по большому счету, подойдет для батарей любого возраста, и даже тех, которые «потекли». Естественно, чем восстанавливаемый источник питания старше, тем шансы на ремонт значительно снижаются.
Для проведения процесса восстановления будут необходимы:
- кусочки провода, крокодилы. Кусочки провода обязаны быть длиной приблизительно 15 см и иметь сечение не меньше 3 мм;
- другой рабочий аккумулятор с высоким током. Это возможен аккумулятор от автомобиля, батарея от источника постоянного питания и т. д. ;
- индивидуальные средства защиты;
- мультиметр для определения напряжения.
Важно: не стоит пренебрегать индивидуальными средствами защиты. Непременно используйте перчатки и защитные очки, чтобы избежать травм рук или глаз.
Лучше всего производить этот процесс на каждой батарее (1,5 В) отдельно, а не полностью на всей сборке одновременно. В таком случае процесс реанимации аккумулятора происходит гораздо эффективней, и вторую аккумуляторную батарею можно выбрать меньшей мощности (достаточно стандартного аккумулятора от автомобиля или от ИБП).
Этапы выполнения:
- Вначале необходимо у восстанавливаемого аккумулятора найти — и +.
- После при помощи крокодилов и провода нужно соединить минусы двух аккумуляторных батарей.
- Затем к одному из плюсов закрепляется второй кусочек провода.
- После чего необходимо свободным концом прикасаться к свободному плюсовому выходу. В этом случае надо прикасаться быстро и короткое время (несколько прикосновений в секунду). Этот процесс длится около 5 секунд. Самое главное — не допустить приваривания провода на участке касания.
По большому счету советуют проводом прикасаться не к непосредственно выводу аккумулятора, а вначале закрепить к нему пластину либо крокодил. И уже затем прикасаться к ним.
После выполнения цикла этих прикасаний нужно произвести замер напряжения на аккумуляторе, который восстанавливается. Если эти манипуляции не принесли результата, то нужно выполнить повторный цикл. Затем, когда на батарее возникло напряжение, то ее нужно установить на подзарядку до максимального набора емкости. Вероятней всего, напряжение будет ниже номинального значения. Лучше всего еще выполнить 2−3 цикла разряд-заряд для тренировки батареи.
Судя по отзывам об этом способе реанимации, он улучшает состояние только на короткое время. Батарея на самом деле начинает работать, набирать емкость, однако впадает на определенное время «в кому». Это случается из-за того, что не был устранен непосредственно источник проблемы. Вследствие прожига устраняются лишь дендриты, которые вызывали замыкание, и аккумулятор начинает работать. Но так как размер и состав электрода уже нарушен, то батарея через время возвращается в изначальное состояние.
Улучшенный вариант
Если разобрать несколько банок батареи, то в некоторых случаях можно увидеть разрыв отрицательного корпуса с положительным электродом. Это состояние вызывается деградацией электролита.
Как было уже указано, во время эксплуатации процесс окисления происходит из-за потребления воды. Вследствие снижения ее количества в составе электрода изменяются и эксплуатационные свойства.
Способ восстановления:
- прежде чем производить какие-то манипуляции с подачей высокого напряжения и подзарядкой батареи, необходимо убрать из сборки элементы, где находится нулевое напряжение;
- в их корпусе шуруповертом с помощью тонкого сверла необходимо проделать отверстие;
- затем в это отверстие нужно добавить кубический сантиметр воды;
- после чего необходимо элементам дать постоять определенное время и замерить их напряжение;
- затем нужно произвести подзарядку батарей;
- после нужно оставить их на 2−3 дня и заново померить напряжение;
- если элементы восстановились, то отверстия можно запаять или заделать герметиком. Аккумулятор собирается и полностью подзаряжается;
- если напряжение все же так и осталось нулевым, то можно добавить еще «кубик» воды, и процедура выполняется заново до успешного завершения.
Этот вариант ремонта Ni-Cd аккумуляторов более долгосрочный и эффективный.
Реанимация с помощью замораживания
Смысл этого способа заключается в замораживании элементов в морозильной камере на протяжении 2−3 часов. Затем их нужно быстро достать и тут же начать коротко и резко бить с определенной силой. Стучать необходимо по корпусу банки, при этом непосредственно банку нужно нежестко удерживать.
Идея состоит в том, что во время заморозки дендриты становятся хрупкими, и во время резких ударов крошатся и разрушаются, как лед.
Бить необходимо таким образом, чтобы за максимально короткое время передавалась вся энергия удара. То есть быстро и отрывисто жестким, при этом нетяжелым предметом, к примеру, маленьким молотком, карболитовой ручкой отвертки, и т. д. Бить необходимо, пока дендриты не оттают. Повторять процедуру можно до 10 раз.
Пока никель-кадмиевые батареи новые, со склада, их изначально лучше «беречь смолоду», желательно заряжать долго и малым током. Если к ним относится с уважением, то они и прослужат долго. Но все же, скорей всего, у любого человека дома находятся старые аккумуляторы. Попробуйте один из предложенных способов, и они непременно заработают.
Как самостоятельно произвести восстановление аккумулятора шуруповерта
Возможность работать с таким инструментом, как шуруповерт, без подключения его к электросети — это удобно, практично и, главное, необходимо. Ведь часто приходится выполнять какие-либо работы в тех местах, куда дотянуть сетевой кабель практически невозможно. В магазинах строительных инструментов предлагается широкий выбор шуруповертов, в том числе Bosch, а также популярные Хитачи и Макита. Но, к сожалению, срок службы АКБ любой дрели или похожего инструмента невелик — максимум 5 лет. Бывает, что аккумулятор шуруповерта уже не заряжается и через меньший промежуток времени. Срочно покупать новую батарею невыгодно. За такую же сумму можно приобрести новый шуруповерт. Поэтому стоит попробовать такой вариант, как восстановление аккумулятора шуруповерта своими руками.
Виды АКБ, используемых в шуруповертах, и их отличия
Как известно, аккумулятор любого шуруповерта включает в себя несколько батареек, которые соединены в одну цепочку в определенной последовательности. Различают никель-кадмиевые (Ni-Cd), никель-металлгидридные (Ni-MH) и литиевые элементы.
Никель-кадмиевые батареи, в данном случае, являются самыми ходовыми и часто используемыми. Напряжение каждого отдельного элемента составляет 1,2 Вольт, а емкость — 12000 мАч, если мы имеем 12-вольтовый инструмент. Сразу стоит отметить, что, в отличие от литиевых, они подлежат восстановлению, потому что обладают так называемым «эффектом памяти» в виде обратимой потери емкости.
Что касается батареек, в состав которых входит литий, восстановить их емкость с помощью популярного зарядного устройства Imax B6 вряд ли удастся — по причине того, что литий имеет свойство разлагаться с течением времени.
Восстановление аккумулятора шуруповерта аналогичным образом также может не увенчаться успехом и для кадмиевых аккумуляторов. Такая батарея отличается тем, что электролит в них иногда полностью выкипает. Однако в случае с кадмиевыми АКБ шансов «реанимировать» их значительно больше. Но при этом важно не торопиться и не использовать сгоряча распространенные методы «быстрого восстановления» Ni Cd аккумуляторов. Подробнее о том, какой аккумулятор лучше для шуруповерта →
Как восстановить аккумулятор шуруповерта
В Интернете существует большое количество видеороликов, в которых, например, наглядно показывается восстановление аккумулятора шуруповерта Hitachi с помощью Imax B6. Оно заключается в «реанимировании» никелевых аккумуляторов путем подачи больших токов. Оживить АКБ сторонники экспресс-метода восстановления предлагают, воспользовавшись простыми настройками Imax B6. Выставляется режим на никель-кадмий, и батарею можно реанимировать в этом режиме.
Однако прогревание импульсным питанием и последующая зарядка являются довольно рискованными методами для никель-кадмиевых аккумуляторов. Нарушенную связь в элементе не восстановить высокими токами. К тому же, если электролита внутри батарейки мало, либо его совсем нет, высокие токи окончательно «убьют» АКБ. Поэтому, в целях предотвращения необратимой порчи батареек, рекомендуется вначале пополнить их запас электролита дистиллированной водой и только потом заряжать с помощью Imax B6.
Есть экстремальный вариант, как восстановить никель-кадмиевый аккумулятор шуруповерта — можно «дернуть» их большим током. Они начнут заряжаться, но ненадолго. Любители электроники, критикующие этот метод, уверяют, что не было ни одного случая, чтобы импульсный ток надолго восстановил емкость АКБ. Как правило, она поднимется на очень короткое время, а потом, спустя несколько дней, батарея снова «садится».
Можно ли пользоваться методом импульсного тока — решать хозяевам батареек. В Интернете существует много роликов на тему того, как восстановить Ni Cd аккумулятор от шуруповерта. Но есть мнение, что в реальности быстрые способы работают очень недолго. Например, если электролит внутри какой-либо батарейки из связки выкипел, либо высох, импульсный ток «убьет» элемент окончательно.
Если есть возможность, можно аккуратно разобрать каждую никель-кадмиевую батарейку и посмотреть, в каком состоянии находится электролит. Если она окажется сухой, можно воспользоваться методом доливания небольшого количества дистиллированной воды через шприц.
Восстановление с помощью воды
Для того чтобы просверлить аккуратное отверстие в батарейке, понадобится маленькое сверло. Отверстие нужно делать подальше от центра, лучше в верхней боковой части элемента, где находится небольшое углубление. Затем заполнить аккумулятор дистиллированной водой с помощью шприца до последнего.
После этого АКБ можно полностью зарядить Imax B6 и дать ей «отстояться». Процедура долгая. Восстановление 8-,12-, 14-аккумуляторных «банок», в зависимости от вольтажа, может занять много времени. В идеале следует не заряжать их сразу, а дать время «банкам» с водой постоять день. По одному заряжать аккумуляторы нельзя, лучше, чтобы их было, как минимум, три или четыре в связке, для равномерного распределения напряжения.
Кратковременные импульсы тока через сопротивление в 40 Ом на 12 В следует подавать уже после того, как внутрь реанимируемого элемента будет залита вода, а не на «сухую», как это часто делается.
После того, как аккумуляторы постояли сутки, можно приступить к их зарядке. Отверстия пока не закрывать. Подключить к Imax, чтобы устройство их «увидело». Зарядить и снова дать «отстояться» , если какой-то один аккумулятор не восстановился. Слабый элемент в связке найти с помощью мультиметра и снова долить в него воды.
Главная суть этого скурпулезного способа ремонта аккумулятора шуруповерта — восстановить связь пластин батарей с их контактно-переходными шинами (внутреннее устройство Ni-Cd аналогично схеме, по которой изготавливаются солнечные батареи). Главная причина прекращения работы батареек — это отслоение плюсового контакта от их внутренней части.
Отверстия, просверленные в батарейках, не закрывать до тех пор, пока заряд АКБ не будет держаться стабильно. Как только заряд стабилизируется, отверстия аккуратно заклеить силиконом. Воду периодически можно доливать в любое время.
Как уже стало ясно, этот метод не предназначен для ленивых и для тех, кто не желает вникать в тонкости устройства электроники. Однако способ с дистиллированной водой помогает сэкономить много денег и является ответом на вопрос о том, как восстановить аккумулятор шуруповерта наиболее щадящим методом. Обычно в комплектации к шуруповерту входят два аккумулятора. Одним можно пользоваться, а другой постепенно восстанавливать. Такой метод, несмотря на его длительность, представляется более гуманным и безопасным для АКБ.
Восстановление АКБ путем замены нескольких элементов
Восстановление аккумулятора шуруповерта путем замены нескольких элементов может оказаться удачным для всех типов аккумуляторных батарей. Он также не представляет для них никакого риска, как и манипуляции с дистиллированной водой, при условии соблюдения аккуратности во время пайки.
Вначале с помощью мультиметра измеряется выходное напряжение каждой «банки», которое в общей совокупности должно составлять 12-14 В. Соответственно, напряжение одной «банки» должно быть 1,2-1,4 В. Показатели U сравниваются между собой, фломастером отмечаются наиболее слабые элементы. Подробнее о том, как проверить аккумулятор шуруповерта мультиметром →
После этого аккумулятор вставляется в шуруповерт и работает до того момента, когда мощность начнет заметно уменьшаться. Показатели напряжения снимаются заново, и те «банки», разница напряжения которых составляет 0,5-0,7 В по сравнению с более «сильными», следует выпаять, утилизировать и заменить новыми, аналогичными старым, предварительно заказав их в интернет-магазине.
Паять аккумуляторную цепочку рекомендуется точечной сваркой, но, если таковой не имеется, ничего не остается делать, как воспользоваться обычным паяльником и делать все максимально быстро и четко, чтобы, по мере возможности, не допустить перегревания батареи.
«Родные» соединительные пластины аккумулятора не следует терять, их нужно припаять обратно, не перепутав при этом полярность. Кроме этого, все элементы цепочки должны иметь одинаковые показатели емкости.
После окончания пайки вставить аккумулятор обратно в шуруповерт и провести 2-3 цикла полного «заряда-разряда» для уравнивания энергетического потенциала всех батареек. Для того чтобы обновленный аккумулятор прослужил дольше, такую тренировку ему следует проводить 2-3 раза в месяц. О том, как быстро и полностью разрядить аккумулятор шуруповерта →
Восстановление АКБ шуруповерта путем приобретения новых Ni-Cd элементов
В данном случае речь идет о полной замене аккумуляторных элементов и о так называемом «стирании эффекта памяти» с новых батареек в целях обеспечения их более продуктивной работы. Эффект памяти заключается в том, что батарея «помнит» все возможные циклы зарядки, которым она теоретически может подвергаться на производстве до попадания в чьи-то руки. Чем больше в ее «памяти» таких циклов, тем вероятней становится то, что емкость начнет уменьшаться значительно раньше, чем ожидается. Также никель-кадмиевые аккумуляторы любят подобные процессы «раскачки». Если их проводить непосредственно перед использованием, работать они будут гораздо лучше.
Нужное количество аккумуляторов можно заказать в Интернете, к примеру, на Ali-Express. Нужно иметь в виду, что они уже имеют определенный заводской заряд, который желательно «снять» для того, чтобы «сэкономить» силы аккумуляторов во время эксплуатации. Сделать это можно, используя то же зарядное устройство Imax B6, в меню которого несложно разобраться.
Допустим, батарея шуруповерта должна состоять из 10 элементов с такими показателями: выходное напряжение каждого — 1,2 В, а емкость 1200 мАч, что в общей сумме составляет 12 В. Преимуществом полной замены аккумуляторной батареи с последующим «стиранием» заводского «эффекта памяти» является то, что в любом интернет-магазине можно заказать элементы с более высокими показателями емкости, чем старые. Например, 1800 мАч. И аккумулятор будет работать на порядок дольше. Конечно, такие батарейки будут стоит дороже. Но цена их всегда себя оправдывает.
Вначале мультиметром проверяется напряжение на каждой «банке». Это сразу поможет определить, каким качеством обладают новые батарейки и не имеет ли место непорядочность продавцов, которые могли вместо новых продать старые элементы. Уровень напряжения на каждой батарейке должен составлять примерно 1,3 В. При замерах важно не путать клеммы.
Далее «стирание памяти» проводится с каждым элементом поочередно. На зарядном устройстве выставляются следующие параметры заряда: если емкость 1800мАч, ее можно выставить чуть больше — 1900, немного с запасом. Затем следует перейти в режим заряда никель-кадмиевых аккумуляторов. Параметры заряда должны быть такими: показатель тока 0,9 А (половина от емкости 1800).
Каждый новый элемент подвергается тренировке по принципу «заряд-разряд», чтобы убрать заводские параметры. При токе в 1А все АКБ поочередно разряжаются до напряжения в 1 В (минимально допустимое напряжение, чтобы не убить батарейку).
Затем следует перейти в режим цикла «заряд-разряд» и запустить его кнопкой «старт».
После разрядки и снятия заводской памяти уложить аккумуляторы обратно в блок, ориентируясь на то, как раньше туда были уложены старые. Поэтому при разборке пластмассового корпуса нужно запомнить, как батарейки лежали раньше.
Таким образом, существует много способов восстановления аккумулятора шуруповерта своими руками. Каждый из них имеет определенные нюансы, недостатки и преимущества, которые следует учитывать в зависимости от того, как вы восстанавливаете емкость. Иногда следует постараться, чтобы приобрести тот или иной инструмент или необходимый ингредиент (например, дистиллированную воду) для того, чтобы восстановление прошло максимально успешно. Но именно это поможет вам избежать дополнительных расходов в связи с приобретением нового шуруповерта или полностью готового аккумулятора.