Как выровнять заряд в тяговом аккумуляторе
Перейти к содержимому

Как выровнять заряд в тяговом аккумуляторе

Время зарядки аккумулятора

Зарядные устройства используют разные технологии и алгоритмы, отличаются мощностью и размерами, но имеют общий принцип работы — аккумуляторы заряжаются потому, что напряжение на выходе с зарядного устройства выше, чем напряжение на клеммах аккумулятора. Разница напряжений заставляет ток течь от источника (зарядного устройства) к нагрузке (аккумуляторной батарее).

Зарядка тяговых аккумуляторов отличается от зарядки стартовых или автомобильных батарей. Чтобы зарядить 12-вольтовую аккумуляторную батарею зарядное устройство должно обеспечить напряжение не менее 14 вольт. Однако если напряжение превысит 15 вольт, то аккумулятор перегреется, в нем начнется газообразование, испарение электролита и деформация пластин.

Зарядка тягового аккумулятора

Аккумуляторы заряжаются и разряжаются благодаря диффузии – процессу проникновения ионов в активный материал пластин. Диффузия протекает медленно, начинается на поверхности пластины, а затем распространяется вглубь ее активного материала.

На левом графике — зависимость тока, поглощаемого аккумулятором в зависимости от состояния его разряда. На правом графике — ток, получаемый аккумулятором в зависимости от напряжения зарядки

Во время разряда пластины тягового аккумулятора поглощают кислоту из электролита и на них образуется сульфат свинца. Количество электролита в ячейке остается прежним, однако содержание кислоты в нем уменьшается.

При зарядке процесс идет в обратном направлении. Кислота выделяется на обеих пластинах — положительная превращается в оксид свинца, а отрицательная в пористый, похожий на губку свинец. После того, как аккумулятор зарядится, получаемая им электрическая энергия перестает трансформироваться в химическую, а тратится на разложение воды на водород и кислород.

Чтобы диффузии произошла не только на поверхности, но и распространилась вглубь толстых пластин тяговых аккумуляторов, их заряжают в несколько стадий. Эта общепринятая в настоящее время технология заряда основана на способности батарей абсорбировать разный по силе ток в зависимости от состояния заряда.

Стадия насыщения

Кривые изменения тока и напряжения при зарядке тяговых аккумуляторов в три стадии

Первый этап трехступенчатой зарядки –фаза насыщения. Аккумулятор заряжается быстро, выходной ток зарядного устройства максимальный, а напряжение на аккумуляторе зависит от степени разряда батареи. Продолжительность этапа насыщения определяется отношением емкости, которую требуется восстановить, к току зарядки.

Ток заряда во время первого этапа составляет 10 – 100 % от емкости аккумулятора и зависит от типа аккумуляторной батареи. Тяговый аккумулятор воспринимает такой ток до тех пор, пока не достигнет первого контрольного напряжения зарядки и не зарядится до 80% емкости. После этого, его способность усваивать ток резко уменьшается. Это первое контрольное напряжение называется напряжением абсорбции, а следующий этап зарядки – фазой абсорбции.

Во время первой стадии аккумулятору за короткое время передается большое количество энергии, этот этап зарядки очень эффективен и приносит тяговому аккумулятору 75-80% его емкости.

Стадия поглощения

Стадия абсорбции протекает при напряжении, достигнутом в конце первого этапа зарядки, а аккумулятор потребляет только то количество тока, которое может усвоить при этом напряжении. Ток непрерывно уменьшается, до тех пор, пока аккумулятор не достигнет состояния полной зарядки.

Зарядка и разряд аккумулятора — это процесс диффузии внутри батареи. Когда аккумулятор быстро, но не глубоко разряжается, диффузия не распространяется вглубь активного материала аккумуляторных пластин и химические реакции протекают только на их поверхности. После неглубокого разряда вторая фаза зарядки может быть короткой или совсем отсутствовать. Однако при длительном и глубоком разряде требуется продолжительный этап абсорбции.

Стадия абсорбции – это компромисс между высоким напряжением и временем зарядки. Во время нее аккумулятор получает оставшиеся 20-25 процентов энергии и считается заряженным, когда при постоянном напряжении потребляемый ток опускается до 2 процентов емкости.

Поддерживающая зарядка

Третья стадия – это поддерживающая зарядка. После того как потребляемый аккумулятором ток уменьшился до 1-2 процентов от емкости, зарядное устройство понижает напряжение до 13,4 – 13,8 вольт, чтобы не допустить неконтролируемого закипания и вытекания электролита.

Слишком высокое поддерживающее напряжение ведет к ускоренному старению из-за коррозии положительных пластин, а недостаточное не позволяет аккумулятору оставаться полностью заряженным и приводит к сульфатации. Поддерживающее напряжение отличается для тяговых аккумуляторов с жидким электролитом и VRLA аккумуляторов.

Стабилизация

Сульфатация пластин тягового аккумулятора в зависимости от количества циклов заряда-разряда

Фаза стабилизации или выравнивания используется для предотвращения преждевременного старения свинцово-кислотных батарей с жидким электролитом. Это дополнительный, часто пропускаемый этап, который начинается после того как зарядка подойдет к концу. При стабилизации процесс не прекращается, а ток в 4 процента от емкости, продолжает заряжать батарею до тех пор, пока напряжение не повысится до 15,5 -16,2 вольта.

Фаза стабилизации приводит тяговые аккумуляторы к максимальному заряду, контролируемому закипанию электролита и растворению кристаллов сульфата свинца, образовавшихся на поверхности пластин. Стабилизацию батарей с жидким электролитом выполняют каждые 20-50 циклов. Гелевые и AGM батареи стабилизации не подвергают.

Ток и напряжение заряда

Напряжение заряда

Толстые пластины обслуживаемых тяговых аккумуляторов с жидким электролитом допускают повышенное напряжение второй стадии зарядки – 14.8 В. Для AGM, гелевых и необслуживаемых аккумуляторов с жидким электролитом это напряжение — 14.4 – 14,7 В.

Графики заряда аккумулятора с жидким электролитом и гелевого аккумулятора Trojan. Источник http://www.trojanbattery.com/

Гелевые аккумуляторы наиболее чувствительны к повышенному напряжению, поэтому их рекомендуется заряжать в диапазоне 13,8 – 14,4 вольта.

24-вольтовые литий-ионные аккумуляторы заряжаются при напряжении 29.2 вольт, а 12-вольтовые — 14.6 вольт. Напряжение поддерживающей зарядки 26.5 В и 13.25 вольт соответственно.

Тип аккумулятора С жидким электролитом AGM Гелевые
Марка Trojan SCS 150 DEKA DС 31DT DELTA HRL-12-100 Trojan 31-AGM DELTA GX12-100 Trojan 31-GEl DEKA 8G31DT
Напряжение абсорбции, В 14,8 14,8 13,8-14,1 14,1-14,7 13,8-14,1 14,1-14,4 13,8-14,6
Поддерживающее напряжение, В 13,2 13,4 13,4-13,6 13,5 13,4-13,6 13,5 13,4-13,6
Напряжение заряда для тяговых аккумуляторов DELTA, Trojan и DEKA

Напряжение заряда отличается для аккумуляторов разных марок, поэтому в первую очередь руководствуйтесь рекомендациями производителей, а не типом тягового аккумулятора

Ток заряда

Зависит от типа аккумуляторов и определяется в процентах от емкости С20. Чем выше ток, тем быстрее зарядка, но тем больше опасность перегреть и разрушить аккумулятор. Допустимый максимальный ток для разных типов тяговых аккумуляторов:

· Литиевые аккумуляторы – 100% С20

· AGM аккумуляторы – 30-50% С20

· Гелевые – до 30% С20

· Аккумуляторы с жидким электролитом -10-25% С20,

Тип аккумулятора С жидким электролитом AGM Гелевые
Марка Trojan SCS 150 DEKA Marine Master DС 31DT DELTA HRL-12-100 Trojan 31-AGM DELTA GX12-100 Trojan 31-GEl DEKA 8G31DT
Ток зарядки % С20 10-13 10-13 25-30
Ток заряда для тяговых аккумуляторов DELTA, Trojan и DEKA

Время зарядки аккумулятора

Время зарядки тягового аккумулятора зависит от емкости, которую требуется восстановить, типа аккумулятора и тока зарядки. Чем меньше разряжен аккумулятор и выше зарядный ток, тем быстрее батарея будет готова к повторной работе.

На время зарядки влияет продолжительность стадии абсорбции (последние 20% зарядки), которая составляет около четырех часов. Во время абсорбции потребляемый аккумулятором ток не зависит от мощности зарядного устройства, а определяется самим аккумулятором.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Как восстановить аккумуляторную батарею?

отдельных банок, шесть отдельных аккумуляторов и все эти шесть банок работают одновременно.

Но, тем не менее какая-то из банок всегда начинает отставать, как правило, отставать начинает какая-то из крайних банок или та, что возле положительной или отрицательной клеммы, потому что, как правило, у аккумуляторной батареи проблемы всегда начинаются с крайних банок.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Такая отстающая банка очень негативно влияет на работу всей аккумуляторной батареи, она снижает мощность аккумуляторной батареи, снижает ресурс аккумуляторной батареи и приводит к саморазряду аккумуляторной батареи, ну и как следствие она конечно же сульфатируется. Итог в скором времени вам придётся идти в магазин за новой аккумуляторной батареей.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Чтобы значительно продлить ресурс аккумуляторной батареи вам нужно время от времени проводить уравновешивающий заряд всей батареи. То есть в батарее вам нужно отставшие банки подтянуть до уровня исправных банок, ну и конечно же сбить сульфат, который образовался на пластинах даже у здоровых банок, то есть провести анти сульфатацию аккумуляторной батареи.

Заряд этот можно назвать не только восстановительным, но еще и профилактическим. Такой заряд обязательно надо проводить если аккумуляторная батарея простояла разряженной более суток, то есть больше чем 24 часа или когда батарея не полностью заряжалась несколько раз подряд, то есть некоторое время она была не полностью заряженной и это в свою очередь повлекло к тому, что на пластинах аккумуляторной батареи осел сульфат.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

На автомобиле аккумуляторная батарея никогда полностью не заряжается по той причине, что она заряжается там при постоянном напряжении, а при таком напряжении, на автомобиле, зарядить практически никогда нельзя, так вот работа аккумуляторной батареи на автомобиле это и есть как раз тот случай, когда аккумуляторная батарея постоянно находится чуть чуть в не до заряженном состоянии, а раз она не до конца заряжена значит она непременно, частично сульфатирована.

И вот, если вы откроете любую инструкции по аккумуляторной батареи, любого производителя, то увидите, что аккумуляторную батарею рекомендуется заряжать в такие-то периоды, в зависимости от типа аккумуляторных батарей. Допустим для свинцовых, обычных аккумуляторных батарей, которые уже не выпускают — это было три месяца — было написано «заряжать аккумуляторные батареи раз в три месяца». Для гибридных аккумуляторов, как правило писали заряжать аккумуляторные батареи раз в 6 месяцев, для необслуживаемых аккумуляторных батареи сейчас пишут — заряжать аккумуляторные батареи не позже чем раз в год.

Но честно говоря заряд с интервалом раз в год лично я считаю это очень и очень долго, аккумуляторную батарею надо заряжать хотя бы раз в полгода. И вот когда вы в инструкции читаете, что батарею надо зарядить раз в полгода, при том там написано очень хитро, что раз в полгода батарея нуждается в полной зарядке, так вот когда вы это читаете в инструкции, то инструкция как раз таки подразумевает заряд именно вот этим методом, то есть она подразумевает именно восстановительно -профилактический заряд, то есть уравновешивающий заряд.

Как значительно продлить жизнь вашей аккумуляторной батареи вот сегодня и поговорим как это правильно делать.

Итак, батареи условно разделим на два вида, те батареи у которых есть пробки и те батареи у которых нет пробок, то есть не обслуживаемые.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Как провести такой заряд? Для начала берём нашу батарею и просто ставим на заряд как обычно и заряжаем зарядным устройством по максимуму. Заряжаем до того состояния, когда она начнёт кипеть (если у вашей аккумуляторной батареи есть пробки) если это обычная батарея она закипит при 14,4 вольтах, гибридная закипит при 15 с копейками вольтах, кальцевая батарея закипит при 16 с копейками вольта.

Вот когда закипела батарея значит первый этап заряда закончен, если батарея необслуживаемая (пробок нет) значит ей кипеть не надо значит заряжаете как обычно до 14,4 вольта.

После того, как АКБ закипела, значит она уже больше заряда не берёт и весь ток расходуется на электролиз воды, соответственно заряд вы больше дать аккумуляторной батарей не можете, значит вы её отключаете и она у вас просто стоит.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Зачем ей надо дать постоять? Потому что внутри пор активной массы пластин собираются пузырьки газа и вот надо время, для того чтобы эти пузырьки вышли. Принято считать, что эти пузырьки выходят полностью за 8 часов. За это время часть пузырьков из активной массы пластин выйдет и вы снова ставите эту батарею на заряд, но теперь вы ставите её на заряд не нормальным током, как было в первый раз, а теперь вы ставите её на заряд током, который не превышает 10% от нормального, то есть если у вас батарея 60 ампер часов, нормальный ток для нее 6 ампер часов, то вы ставите 10% от 6 ампер, то есть это будет 0,6 ампер. Вот таким зарядным током ставите на заряд дальше.

На таком маленьком токе батарея будет заряжаться довольно продолжительное время, это время зависит от степени сульфатации пластин аккумуляторной батареи и вот этим маленьким током вы заряжаете батарею до того момента, пока она не начнет выделять газ, то есть не начнёт кипеть.

После того, как она закипела вы снова ее отключаете и снова даёте возможность ей постоять несколько часов, для того, чтобы вышли пузырьки и после отдыха опять включаете на заряд этим же малым током. И вот такую процедуру вы повторяете несколько раз, обычно её надо повторить около 5-6 раз.

В итоге после 6 цикла вы должны получить кипящую батарею, притом газовыделение должно идти на обоих электродах положительном и отрицательном, и плотность электролита должна быть постоянной.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

После этого можно считать что вы аккумуляторную батарею зарядили, но тут надо сделать одну оговорку, этот способ подходит только для батарей у которых сульфат, вот только, только сел на пластины, он еще молодой и не стал застарелым, поэтому я сказал, что этим зарядом можно заряжать аккумуляторные батареи, которые находились в разряженном состоянии более 24 часов.

Но этот заряд вам не поможет, если ваша аккумуляторная батарея простояла в разряженном состоянии довольно длительное время, потому что этим зарядом можно сбить только сульфат, который только, только образовался.

Что делать если ваш сульфат уже немножко застарел? Тут есть другой способ, в чём смысл — вы все делаете точно так, как написано выше, но перед тем, как заряжать аккумулятор первый раз нормальным током, вы заливаете в каждую банку дистиллированную воду. Если батарея на 60 ампер часов, то в каждый аккумулятор доливаем 40=50 миллилитров дистиллированной воды, в принципе можно доливать на глаз, но так, чтобы плотность электролита в каждом аккумуляторе (банке) не опускалась ниже 1,25.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Если вы живете где-то в очень жарком регионе, то вам можно доливать воды до плотности 1,23, долили воды и делаете все те же процедуры, которые я вам рассказал, чем меньше плотность электролита, тем легче растворяется сульфат, поэтому уменьшение плотности электролита способствует его растворению, именно для этого вы и доливаете дистиллированную воду.

Так вот этот способ позволяет вам поднять плотность электролита за счет того, что вы растворяете сульфат, который образовался на пластинах.

Как восстановить уравновешивающим зарядом аккумуляторную батарею?

Как визуально можно отличить отстающую банку от нормальных? То есть, во всех банках батарей положительные пластины у меня были темно-коричневого цвета и только в одной банке они были светло-коричневого цвета, почему светло-коричневого цвета, потому что именно сульфат даёт светло-коричневый цвет положительных пластин.

И вот я проводил этот же заряд, малым током, то есть уравновешивающий, но в дистиллированной воде и таким образом в конце все шесть банок стали у меня одинаковым цветом положительных пластин, то есть пластины стали темными, то есть аккумуляторная батарея уравновесилась.

Как заряжать тяговые аккумуляторы

Зарядные устройства используют разные технологии и алгоритмы, отличаются мощностью и размерами, но имеют общий принцип работы — аккумуляторы заряжаются потому, что напряжение на выходе с зарядного устройства выше, чем напряжение на клеммах аккумулятора. Разница напряжений заставляет ток течь от источника (зарядного устройства) к нагрузке (аккумуляторной батарее).

АКБ стартовые и глубокого разряда

Чтобы зарядить 12-вольтовую аккумуляторную батарею зарядное устройство должно обеспечить напряжение не менее 14 вольт. Однако если напряжение превысит 15 вольт, то аккумулятор перегреется, в нем начнется газообразование, испарение электролита и деформация пластин.

Ячейки гелевого, AGM и жидко-кислотного аккумуляторов

Так выглядят ячейки различных свинцово-кислотных аккумуляторов — жидко-кислотного, AGM и гелевого

Аккумуляторы заряжаются и разряжаются благодаря диффузии – процессу проникновения ионов в активный материал пластин. Диффузия протекает медленно, начинается на поверхности пластины, а затем распространяется вглубь ее активного материала. Во время разряда пластины тягового аккумулятора поглощают кислоту из электролита и на них образуется сульфат свинца. Количество электролита в ячейке остается прежним, однако содержание кислоты в нем уменьшается.

При зарядке процесс идет в обратном направлении. Кислота выделяется на обеих пластинах — положительная превращается в оксид свинца, а отрицательная в пористый, похожий на губку свинец. После того, как аккумулятор зарядится, получаемая им электрическая энергия перестает трансформироваться в химическую, а тратится на разложение воды на водород и кислород.

У аккумуляторов глубокого разряда (тяговых) толстые пластины. Именно благодаря толстым пластинам и плотному активному материалу в решетках, тяговые аккумуляторы и держат заряд на протяжении длительного времени. Чтобы диффузия произошла не только на поверхности, но и распространилась вглубь толстых пластин, тяговые аккумуляторы заряжают в несколько стадий. Эта общепринятая в настоящее время технология заряда основана на способности батарей абсорбировать разный по силе ток в зависимости от состояния заряда.

Стадия насыщения

График зарядки тяговых аккумуляторов

Кривые изменения тока и напряжения при зарядке тяговых аккумуляторов в три стадии

Первый этап трехступенчатой зарядки – фаза насыщения. Аккумулятор заряжается быстро, выходной ток зарядного устройства максимальный, а напряжение на аккумуляторе зависит от степени разряда батареи. Продолжительность этапа насыщения определяется отношением емкости, которую требуется восстановить, к току зарядки.

Ток заряда во время первого этапа составляет 10 – 100 % от емкости аккумулятора и зависит от типа аккумуляторной батареи. Тяговый аккумулятор воспринимает такой ток до тех пор, пока не достигнет первого контрольного напряжения зарядки и не зарядится до 80% емкости. После этого, его способность усваивать ток резко уменьшается. Это первое контрольное напряжение называется напряжением абсорбции, а следующий этап зарядки – фазой абсорбции.

Для аккумуляторных батарей емкостью 200 Ач и более используйте такие зарядные устройства:

Как правильно заряжать тяговые аккумуляторы?

Как правильно заряжать тяговые аккумуляторы?

Основные правила зарядки аккумуляторов Rutrike изложены в инструкции по эксплуатации , которая поставляется с каждым нашим аккумулятором, тем не менее не лишним будет напомнить о базовых вещах:

Зарядку следует производить в специально оборудованном для этих целей, хорошо вентилируемом нежилом помещении. Несмотря на то, что наши батареи, в отличие от обслуживаемых аккумуляторов с жидким электролитом, практически не выделяют вредных веществ при зарядке (электролит не закипает и почти не испаряется), мы бы всё же не рекомендовали ставить батарею на зарядку в жилом помещении, а если такая необходимость возникла, лучше обеспечить хорошее проветривание.

Условия хранения и зарядки тяговых аккумуляторов

Никто не отменял законы физики. Как и любым устройствам, тяговому аккумулятору, если он долго находился зимой на улице или использовался при низкой температуре, перед зарядкой необходимо дать «отлежаться», адаптироваться к перепаду температуры, чтобы исключить образование конденсата в процессе зарядки. Также, не стоит заряжать аккумулятор при температуре выше 50С. Оптимальная температура для зарядки 25°С.

Как происходит процесс?

Немного занудной теории: Зарядка аккумулятора происходит за счёт взаимного проникновения молекул или атомов одного вещества и молекулами или атомами другого вещества. Этот процесс называется диффузией (вспоминаем школьную физику и химию), по итогу этого процесса концентрация всех молекул и атомов выравнивается по их общему объёму, становится однородной. Этот процесс весьма не быстрый – сперва он наблюдается только по поверхности свинцовых пластин аккумуляторной батареи, а уже потом затрагивает вещества в глубине активного материала АКБ.

При разрядке аккумулятора (в процессе его работы), свинцовые пластины впитывают в себя состав кислоты из электролита, которым пропитан сепаратор между свинцовыми плюсовыми и минусовыми пластинами и на пластинах появляется белый налет. Этот налёт называется сульфат свинца. А когда мы заряжаем аккумулятор, то всё происходит наоборот – свинец обратно отдаёт кислоту в сепаратор, тем самым обратно восстанавливая его плотность.

Диффузия при зарядке тягового аккумулятора

Тяговые аккумуляторные батареи имеют похожую, но отличную от стартерных аккумуляторов конструкцию. У тяговых свинцовых аккумуляторов Rutrike (вне зависимости от серии) пластины гораздо толще и тяжелее, а электролит находится не в жидком виде, свободно плескаясь внутри, а сгущён до гелеобразного состояния и равномерно распределён в сепараторе между пластинами.

Это ключевой технический момент: благодаря подобной конструкции тяговые аккумуляторные батареи Rutrike способны на протяжении долгого времени равномерно отдавать заряд, поскольку процесс диффузии, о котором мы упомянули в начале статьи в тяговых батареях происходит значительно дольше чем в аккумуляторах с жидким электролитом и тонкими свинцовыми пластинами, которые используются в автомобилях для запуска двигателя.

А теперь непосредственно о зарядке:

По причине того, что пластины толще, а электролит гуще тяговые аккумуляторные батареи нужно заряжать током с меньшим напряжением (чем для стартерных аккумуляторов) для того, чтобы процесс диффузии протекал не на поверхности, а равномерно проникал в глубину более толстых свинцовых пластин.
Не путайте силу тока и напряжение заряда! Сила тока измеряется в Амперах (А), а напряжение в Вольтах (V).
Напряжение заряда критически важно! Высокое напряжение заряда в случае с тяговыми АКБ приводит к быстрому старению активной массы, образуется коррозия в положительных пластинах аккумулятора.

Для зарядки тяговых аккумуляторов ни в коем случае нельзя использовать зарядное устройство для стартерных АКБ.

Мы рекомендуем использовать оригинальные зарядные устройства Rutrike , либо зарядные устройства, поддерживающие 3-х этапную зарядку (об этом подробнее далее), либо зарядное устройство, имеющее регулировку напряжения ( не путать с регулировкой силы тока !).

Напряжение заряда тяговых AGM-аккумуляторов является одним из критически важных значений при зарядке! Если слишком высокое напряжение способно довольно быстро «прикончить» батарею, то недостаточное напряжение при заряде — это губительный механизм замедленного действия. При зарядке с недостаточным напряжением аккумуляторы будут постоянно испытывать недозаряд, что постепенно, но неизбежно приведёт к преждевременной потере ёмкости.

Зарядные устройства Rutrike

Более подробно:

12-Вольтовые тяговые аккумуляторы Rutrike необходимо заряжать в диапазоне напряжения от 14,1 до 14,85 Вольт. Стартерные автомобильные аккумуляторы заряжаются с напряжением 15 V иногда до 16 V и такое напряжение конечно неприемлемо, убийственно для тяговых батарей. При напряжении заряда выше 14,75 — 14,85 V тяговая батарея начинает нагреваться, усиливается процесс газообразования, препятствующий диффузии, в связи с тем, что на поверхности пластин образуются пузырьки. Происходит выкипание электролита, а поскольку тяговые аккумуляторы Rutrike являются необслуживаемыми, то долив воды здесь невозможен – да он и не спасёт – ведь электролит между пластинами находится не в жидком состоянии.

От высокого напряжения заряда неизбежно происходит деформация пластин с осыпанием активной массы. В связи с этим аккумулятор перестаёт выполнять свои функции, накапливать энергию.

Даже одна неправильная зарядка может полностью убить ваш аккумулятор! Батарея может раздуться от газов.
Чтобы процесс диффузии равномерно происходил по всей глубине свинцовых пластин, правильную зарядку необходимо осуществлять в несколько этапов. В основе подобной технология зарядки лежит свойство тяговых батарей поглощать ток с различной силой в зависимости от состояния заряда.

Параметры зарядки 12V тяговой батареи

Фаза насыщения — это первый этап зарядки.

Постепенно от зарядного устройства на батарею подаётся ток с напряжением до 14,85 V и аккумулятор при этом быстро набирает до 80% от своей ёмкости. Продолжительность по времени зависит от ёмкости самого аккумулятора и силы тока, с которой он заряжается. Безопасным считается зарядный ток в 1/10 от ёмкости аккумулятора (некоторые модели допускают быструю зарядку с высокой силой тока до 1⁄2 и выше, от своей ёмкости). То есть, допустим, для аккумулятора Rutrike 6-DZF-20 (с ёмкостью по C20 в 30 Ач) максимальный зарядный ток будет составлять 3 А. После набора ёмкости до 80%, способность усваивать ток у аккумулятора быстро снижается.

Стадия поглощения (абсорбции) – второй этап зарядки.

Протекает при напряжении, которого мы достигли по завершению первого этапа зарядки (до14,6 V для 12 Вольтовых аккумуляторов), при этом батарея потребляет только то количество тока, которое способна усвоить при показателях подаваемого напряжения. По мере достижения полной зарядки сила тока постепенно уменьшается.
Во время стадии поглощения аккумуляторная батарея получает оставшиеся 20% заряда и когда потребляемый при зарядке ток опускается до 2% от емкости, аккумулятор считается заряженным практически полностью.

Поддерживающая зарядка Третья, финальная стадия зарядки тяговых аккумуляторов Rutrike.

Напряжение во время третьей стадии снижается до 13,4 – 13,8 V для того, чтобы исключить кипение электролита. Для чего нужна третья стадия? Дело в том, что, как мы писали выше, недопустимо высокое напряжение неизбежно приведет к быстрому старению пластин вследствие коррозии, а недостаточное напряжение не даёт батарее зарядиться на 100% и поддерживать заряд, что приводит к сульфатации. Потому на третьей стадии, понижая напряжение мы дозаряжаем батарею до 100%.

Поддерживающую зарядку также называют «буфферной». На подобной схеме заряда основана работа блоков ИБП, в которых батареи постоянно находятся в стадии поддерживающей зарядки и могут в таком состоянии функционировать годами. Поддерживающая зарядка не позволяет аккумуляторам перейти в стадию саморазряда и постоянно поддерживает максимальный уровень заряда батарей.

Надеемся, что, прочитав эту статью, у Вас появилось больше информации об устройстве и процессе зарядки и работы наших тяговых аккумуляторов Rutrike.

По статистике, до 80% обращений от покупателей в сервисный центр связано именно с неправильной зарядкой аккумуляторов. Вздутие, потеря ёмкости. К сожалению, подобную батарею в 90% случаев восстановить уже невозможно, и деформация аккумулятора в связи с неправильной эксплуатацией и зарядкой не является гарантийным случаем.

Мы рекомендуем для зарядки использовать оригинальные зарядные устройства Rutrike в соответствии с напряжением и силой тока для вашей модели аккумуляторных батарей.

Комплект аккумуляторов Rutrike с зарядным устройством

Обратитесь к нашим консультантам! 8 800 775-17-46 +7 (495) 374-79-17
Они помогут вам выбрать аккумуляторы и зарядные устройства, ответят на все вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *