Датчик уровня антифриза своими руками
Всем привет. С наступлением "слякотно-грязного" сезона омывающей жидкости стало уходить гораздо больше и не лишним будет сделать контроль над её количеством, чтобы "сюрприз" о её окончании не заставал где нибудь в дороге. Не лишним так-же окажется и контроль об уровне охлаждающей жидкости, а может даже и главнее, так как с грязным стеклом ещё можно доехать, а вот без нужного уровня антифриза уже может сказаться на работе двигателя и доехать может не получиться.) Сначала были приобретены сами датчики от инжекторного семейства и сигнальные лампы
и планировалось внедрять их в уже установленные бачки, но поразмыслив о усилиях в нормальном, без дальнейших разгерметизаций креплении датчиков, а также о будущей без проблемной замене вышедших из строя деталей, решил отказаться от этой идеи и сделать всё максимально простым при возможных поломках, качество даже новых запчастей оставляет желать лучшего. Самый простой вариант сразу установить бачки от этих датчиков, с переносом их креплений. Расширительный бачок 08i отлично подходит для этой цели,
Для контроля работы механизмов и систем автомобиля требуются специальные устройства. Одним из основных подобных приборов является датчик уровня жидкости.
Разновидности
Герконовый датчик уровня охлаждающей жидкости – это устройство, которое необходимо для измерения охлаждающей жидкости в расширительном бачке или другой емкости (ПМП-066, ДРУ-1ПМ и прочие). Принципиально контактный датчик представляет собой геркон с сопротивлением до 3300 Ом. Конструкция прибора представляет собой корпус, пластмассовый поплавок и магнитное кольцо. Его еще называют датчик-реле уровня жидкости (RSF).
Фото — поплавковый датчик ДРУ
Также устройство имеет два контакта, которые в зависимости от уровня жидкости замыкаются и размыкаются. Контакты подключены к монитору, выведенному на приборную панель. При нарушении работу системы, сразу же подается сигнал на этот дисплей. В зависимости от типа Вашего автомобиля, это может быть механический циферблат (ВАЗ-2101, МАЗ) или электронный монитор (Форд Фокус, Kia, Opel Passat, Audi, Mercedes, БМВ, Мазда, Вольво).
Фото — принцип работы датчиков-реле
В быту часто используются электродные датчики уровня жидкости в котле ДУЖЭ, ДУЖ, ДУ-200. Они необходимы для контроля работы котельного оборудования и его настройки. В промышленности необходимы различные индуктивные датчики, которые измеряют уровень электропроводящих жидкостей. Схема их подключения выглядит следующим образом:
Фото — схема подключения индуктивного датчика
Любые датчики омывателя, топлива, охлаждающей жидкости делятся на пороговые и линейные:
- Охлаждающий сигнализатор в автомобиле – это зачастую дискретный магнитный двухпозиционный датчик типа KSL-35 или LFL (BMW, Ford, Rio, Опель Астра и Пассат, Приора, Ауди, Киа, Мерседес);
- Ультразвуковой датчик уровня предельного давления жидкости в резервуаре – это в большинстве случаев, линейный измеритель (сигнализатор аварийного уровня Siemens и т. д.).
Менее распространены вибрационный и гидростатический датчики. Они в основном нужны для измерения уровня давления жидкости.
Принцип действия и измерения
В основном в автомобиле используются поплавковые датчики уровня жидкости. В момент, когда охлаждающая жидкость находится на нормальном уровне, магнитное кольцо воздействует на геркон (это магнитный переключатель, оснащенный контактами). В этот момент контакты датчика размыкаются, сопротивление находится в пределах 3300 Ом. Когда уровень омывающей жидкости падает, то поплавок вместе с магнитом опускается до уровня геркона, и тот замыкается контакты датчика. В этот момент раздается сигнал на приборной панели, контакты которой замыкаются на массе.
Фото — показания датчика
При этом кондуктометрические датчики и прочие измерительные устройства охлаждающей жидкости опрашиваются блоком управления каждую секунду. В случае неисправности измерителя или во время недостаточного сопротивления, для определения уровня не хватает данных.
Фото — датчик уровня топлива
Диагностика и ремонт
Проверить работоспособность датчика довольно просто. В большинстве случаев, система при его неисправности сразу же оповещает при помощи светового сигнала на приборной панели. Типичные признаки неисправности датчика температуры и уровня охлаждающей жидкости:
- Атипичное положение механического указателя или определенные коды при автоматическом контроле автомобиля;
- Перебои в работы двигателе на холостом ходу;
- Невозможность завести мотор;
- При работе горит радиатор;
- Громкие, необычные звуки двигателя при работе.
Емкостные датчики уровня жидкости расположены перед выходом на баке с топливом, иногда он стоит на его входе. Если вовремя не заметить неполадок в его работе, то машина начнет потреблять больше топлива, перегреваться, перестанет работать.
Ремонт датчиков уровня жидкости у многих машин (ВАЗ-2114 и ВАЗ-2110, МАЗ, и прочих) не всегда требует полной замены. Часто проблема заключается в расширении пластмассовых частей, из которых состоит корпус сигнализатора. Во время их нагрева на пластмассе образуются микротрещины, которые пропускают топливо и, соответственно, поплавок датчика всегда опущен. Чтобы это исправить, Вам нужно снять датчик, разобрать его. После места соединения смазать герметиком и прижать для лучшего укрепления. При желании немного обжечь участок вокруг паяльником и ставить на место.
Если проблема заключается в том, что геркон стал пропускать топливо — нужно заменить его. Для этого Вы можете купить специальную деталь для датчика уровня жидкости (продается в ОВЕН-Авто или прочих магазинах) либо поменять эту пластину на пластмассовую. С таким аналоговым устройством работа автомобиля станет более тихой и надежной.
Как сделать датчик самому
Сделать простой датчик уровня жидкости своими руками довольно просто, при этом установка может производиться практически в любой емкости. Конечно, самодельный прибор будет несколько уступать фирменным в точности, но зато он обойдется Вам в копейки.
- Вам понадобятся выпрямительные диоды. Берете ненужные детали и очень осторожно спиливаете с них верхнюю колбу, получается трубчатое соединение;
- Далее, нужно тонким сверлом 1,5 мм проделать отверстие в корпусе трубчатого вывода;
- Взять проволоку и продеть её в трубочку из фторопласта, толщина которой соответствует диаметру отверстия, в нашем случае – это 1,5 мм;
- Один вывод провода нужно запаять, а второй заклеить клеем, чтобы образовалась петля как на фото;
Фото — как сделать датчик своими руками
- При необходимости можно увеличить размер внутреннего проводника.
После датчики такого типа соединяются со схемой и подключаются к индикатору. Для этого можно использовать стрелочный циферблат или специальный монитор. Такой прибор подойдет для контроля уровня воды насоса или бачка. Можно в емкости установить два и более устройства.
В российских автомобилях, к сожалению нет датчиков для контроля тосола и даже не во всех иномарках можно отследить сколько антифриза осталось в бачке, а такая система слежения незаменима для исправной работы автомобиля. Вот несколько схем устройств, которые помогут избежать неполадок и контролировать уровень жидкости в расширительном бачке.
Функционирование первой весьма просто. В бочек с жидкостью подводят электрод, который размыкает электрическую цепь если жидкость опускается ниже контакта. В этом случае срабатывает лампа накаливания, ее-то и необходимо подвести к приборной панели. Но световой датчик вовсе не обязателен, ведь его можно заменить звуковым, который издаст сигнал когда уровень жидкости разомкнет цепь.
С помощью транзисторов “VT2” и “VT3” собирают мультивибраторы, частота которых зависит от номинала в емкости “С1”. Что касается частоты генерации, то она варьируется в районе примерно 1-го Гц. Транзистор “VT1” при удовлетворительном уровне в бачке находится в открытом состоянии. Этим он шунтирует целую транзистор “VT2”, поэтому мультивибратор находится в отключенном состоянии. Но как только жидкость перестает соприкасаться с электродом, транзистор “VT1” закрывается, чем и включает мультивибратор и лампу накаливания или сигнал оповещения.
Транзистору “VT4” отошла ответственность обеспечивать более устойчивую фиксацию транзистора “VT2”, чем и достигается точность.
Если вы решились заменить лампочку на сигнал, то ваша емкость “С1” должна быть примерно 0,5 мкФ. Этот номинал и низкий уровень охлаждающей жидкости, будут включать сигнал с частотой примерно в 1-го кГц.
Контактирующий электропровод сделать легко, а крепить его стоит в самом верху емкости для жидкости или под крышку бочка.
Вторая схема более сложная и построена сразу на двух логических микросхемах, поэтому и позволяет контролировать не только лишь охлаждающую жидкость, но и уровень тормозной жидкости и давление масла в двигателе. Схема выдает сигналы о всех низких уровнях, но на каждый отдельный сигнал или лампу накаливания.
Электрод применяется таким же образом как и в первой вариации датчика. Материал изготавливания, конечно же нержавеющая сталь, которая лучше всего подходит для такой работы и использования в жидкостях. Поскольку охлаждающая жидкость пропускается через радиатор мотора и другие не менее важные металлические части, то значит контачит с массой двигателя, значит второй контакт ненужен. Датчик масла и тормозной жидкости снимается с соответствующей контрольной панели.
Больше ничего делать ненужно, но если схема работает неуверенно и неточно, то добавьте к ней подходящий “R1” резистор. Для звукового прерывания регулируем “R3”, а тон вашего сигнала можно поменять резистором “R4”. В остальном схема неизменна.
И ещё хочу отметить один момент, если у вас автомобиль Kia Спортейдж 3, то могу порекомендовать отличный ресурс, где вы найдёте много чего интересного, чтобы затюнинговать ваш автомобиль, сделать его неповторимым и красивым.
Индикатор контроля уровня охлаждающей жидкости
Любой водитель, как начинающий, так и опытный, прекрасно знает, что самый важный элемент любого автомобиля – это двигатель. Без двигателя ни один автомобиль не поедет. Так как мотор работает с горючими веществами, он подвержен выделению большого количества теплоты. Тепло, полученное от сгоревшего топлива, пагубно влияет на состояние механизмов двигателя и может привести к их преждевременному выходу из строя.
Для исключения перегрева двигателя, в них применяются замкнутые системы охлаждения, которые представляют собой систему патрубков и каналов. В этой системе перемещается охлаждающая жидкость, которая получает тепло от двигателя и охлаждается в радиаторе. После этого, она возвращается обратно в двигатель, и цикл продолжается на протяжении всей работы установки.
Для избавления от избыточного давления в системе охлаждения предусмотрен расширительный бачок. При увеличении температуры охлаждающей жидкости, давление, газ, полученный в результате избыточного давления, выходит через отверстие в расширительном бачке.
Второе назначение этого бачка заключается в контроле уровня охлаждающей жидкости. Именно в нем и устанавливается датчик уровня охлаждающей жидкости.
Общее положение
Ни для кого не секрет, что двигатель в любом автомобиле является главной частью его конструкции. При создании автомобиля инженеры учли все необходимые моменты, связанные с обеспечением безопасности и надежности всех элементов транспорта.
Одной из важных особенностей всей конструкции является датчик уровня охлаждающей жидкости.
Благодаря этой детали обеспечивается надежный контроль необходимого количества антифриза в системе расширителя. Принцип работы этой детали достаточно прост, так как простота конструкции является залогом надежности.
Внутри данной детали находится специальная обмотка, которая создает электромагнитное поле, вокруг данной обмотки закреплен круглый магнит (поплавок), который меняет сопротивление на выходе из обмотки. Такая система получила название «геркон». Главный блок управления следит за показателями данного сенсора и изменяет данные в случае того или иного сопротивления обмотки. Таким образом, происходит тщательный контроль уровня хладагента внутри системы.
Находится данный элемент внутри бачка расширителя, как правило, на дне его корпуса. В результате, когда жидкость превышает порог поплавка, датчик информирует блок управления о том, что уровень имеет положительный допуск. Если объем хладагента в бачке опускается ниже поплавка, датчик меняет сопротивление, тем самым, ЭБУ сообщает водителю о том, что уровень критический и следует восполнить запас антифриза. Такая схема является наиболее распространенной среди современных авто.
Внимание! Доливать антифриз нужно только на остывший двигатель, иначе велик риск повредить целостность системы.
Уровень хладагента необходимо проверять утром на полностью холодном двигателе, так как антифриз имеет свойство расширяться. Также нужно контролировать состояние электрических контактов на схеме, приходящих к данному сенсору. Велика вероятность того, что могут повредиться те или иные провода, с помощью которых датчик осуществляет контроль над уровнем антифриза. Что касается ремонта и восстановления данного агрегата, этот процесс невозможен. Технология производства данного элемента основана на полностью герметичном корпусе, который отливается в специальных формах, и его разборка полностью невозможна. К счастью, стоимость подобных деталей сведена к минимуму, и осуществить ее полноценную замену может практически каждый автовладелец.
Устройство и принцип действия датчика ВАЗ
Датчик устанавливается в расширительном бачке и имеет следующую структуру. В его основе лежит специальный контакт – геркон. На языке электриков, геркон – это контакт, который помещен в герметичную оболочку. Он изготавливается из специального материала, имеющего ярко выраженные ферромагнитные свойства, чаще всего, в роли такого материала применяется пермаллоевая проволока. Также, это устройство имеет специальные пружинные контакты.
При повышении или понижении уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке, изменяется магнитное поле, пружинные контакты соприкасаются и замыкают электрическую цепь. При снижении уровня охлаждающей жидкости, напряженность магнитного поля геркона падает и под действием пружин контакты возвращаются в исходное положение. Таким образом, повышение или понижение уровня, замыкает специальные контакты, которые выполняют следующие функции в электрической цепи:
- Переключения.
- Замыкание.
- Размыкание.
Независимо от функции, срабатывает цепь, которая включает специальную лампу на панели приборов. В настоящее время, данная лампа срабатывает при понижении уровня охлаждающей жидкости, то есть, контакты разомкнулись, включилась цепь лампы. А при их соприкосновении, цепь отключается и лампа гаснет.
Как проверить уровень охлаждающей жидкости?
Водители редко надеются на показания датчика. Опытные автолюбители контролируют уровень при помощи визуального осмотра расширительного бачка. Нормальный уровень охлаждающей жидкости при непрогретом моторе должен находиться между о и «min». В процессе повышения температуры до номинальных (рабочих) отметок допускается незначительное повышение уровня антифриза.
В процессе движения, если произошла утечка охлаждающей жидкости, водитель может об этом и не узнать. Ведь никто не будет останавливаться через определенные промежутки дороги, и осматривать расширительный бачок. В этом случае, датчик сделает всю работу за водителя.
Если произойдет утечка охлаждающей жидкости или понижение ее уровня, ниже минимальной отметки, датчик сработает и водитель, с помощью специальной лампы, узнает о необходимости остановиться и выяснить причину понижения уровня ОЖ. Таким образом, достигается своевременное оповещение и профилактика перегрева двигателя.
Индикатор уровня охлаждающей жидкости своими руками
Вряд ли кому-нибудь когда-нибудь приходило в голову запороть двигатель своего автомобиля. Согласитесь, вывести из строя двигатель совершенно несложно, способов более чем предостаточно. Классикой считается выход мотора из строя по причине незаметного ухода охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Именно по этой причине большинство современных автомобилей агрегатируются не только датчиком температуры охлаждающей жидкости, но и датчиком уровня этой жидкости. Однако, это решение проблемы — спасение для тех, кто купил новое авто, а как же быть тем, чья машина лишена такого полезного недостающего «прибамбаса»? В своей сегодняшней статье я расскажу вам о том, как своими руками сделать датчик, который следил бы за уровнем охлаждающей жидкости.
Свое изобретение я испытал на своем ВАЗ-2104.
Принцип изобретения заключается в том, что при резком снижении уровня «Тосола» будет загораться лампочка на приборной панели.
Сразу успокою, каких-то супер переделок вам делать не придется.
Что вам понадобится для этого:
1. Расширительный бачок (ВАЗ-2110) с датчиком уровня жидкости;
2. Стандартный набор инструментов;
3. Модифицированный (самодельный) ремень крепления.
Итак, приступаем к установке расширительного бачка от «десятки» на «четверку».
Бачок несколько отличается от родного «жигулевского» бачка, «десяточный» имеет три штуцера: два небольших сверху и один побольше — снизу. Один из этих отверстий следует заглушить, поскольку вам понадобится всего два из трех. Верхний шланг (пароотводящий, черного цвета, который связывает расширительный бачок с заливным отверстием радиатора) — от «Оки». На фото изображен доработанный вариант пробки радиатора без клапана, новая «самодельная» схема не предусматривает наличие этого клапана, поскольку его функцию будет выполнять пробка расширительного бачка, в которой имеются клапана.
Большой штуцер, находящийся в нижней части расширительного бачка, соедините с нижним штуцером бачка радиатора, при помощи штатного пластикового шланга автомобиля. Все вроде так, есть лишь одно но. Наш радиатор имеет пластмассовые бачки, следовательно, сечения штуцеров не подходят к «десяточному» расширительному бачку. Что мы имеем? Шланг рыжего цвета нормально стыкуется с нижним штуцером расширительного бачка, однако не подходит штуцеру, находящегося в нижней части бачка радиатора. При этом, шланг черного от «Оки» по сечению несколько маловат для верхнего штуцера радиатора.
Решить эту незадачу удалось посредством покупки специальных металлических штуцеров-переходников. Частично можно увидеть на фото заливной горловины переходник, который в «прошлой жизни» — «волговский» штуцер для прокачки тормозов, который избавлен от конусной части. При помощи напильника ему были укорочены грани, это делалось для того, чтобы пароотводящий шланг сел как можно плотнее. Слив жидкости из радиатора в плас я нарезал при помощи метчика резьбою М10х1. Внимание, данная операция требует исключительной осторожности и аккуратности, в случае трещин на пластике его придется паять, а это дополнительная, ненужная «головная боль», вероятнее всего утечки охлаждающей жидкости вам не избежать. Это также касается и нижнего штуцера радиатора, правда здесь пришлось применить несколько другую конструкцию: в плас я нарезал резьбу М12 и завернул прямой переходник (на этот раз от бензонасоса «Волги»), а после этого вкрутил в него — «угловой». Последний был доработан посредством аккуратного спиливания большой части резьбы, оставлен лишь небольшой поясок, что-то вроде «хампа», предотвращающего отскок рыжего шланга затянутого хомутом.
Важно!
Помните, что все резьбовые соединения перед подключением необходимо обработать герметиком. Монтаж пластикового шланга — дело непростое, иногда шланг очень жесткий, поэтому следует действовать осторожно. В некоторых случаях можно нагреть шланг, как бы то ни было будьте аккуратны, чтобы не сломать детали радиатора! Теперь соберите систему и залейте «Тосол», внимательно осмотрите все соединения на предмет герметичности и отсутствия подтеков. Все что осталось, это определиться с местом под лампочку-индикатор. Например, я не стал заморачиваться и решил использовать незадействованный индикатор пристегнутых ремней безопасности. Снял комбинацию приборов и обнаружил, что к необходимой мне лампочке идут два провода. Пришлось дополнить разъем двумя проводами, а один соединить с цепью зажигания (провод питания вольтметра), а второй вывел к датчику уровня «Тосола». Второй провод датчика подсоединил к «массе».
Схема вышла довольно тривиальной. Помните, что работа индикатора уровня охлаждающей жидкости будет такой же, как и у индикатора уровня топлива в баке: при резких ускорениях и неровностях он будет мигать. Чтобы убрать этот эффект рекомендую долить в бачок немного «Тосола».
Неисправности, ремонт и замена датчика уровня охлаждающей жидкости
Применение датчика существенно упростило процесс контроля уровня охлаждающей жидкости. Но что делать, если датчик вышел из строя?
К сожалению, данное явление абсолютно непредсказуемо, именно поэтому полагаться на датчик можно, только если он новый. Периодичность замены датчика определяется водителем, исходя из опыта эксплуатации. Важно своевременно проводить эту процедуру, до того, как он выйдет из строя. Этим вы продлите жизнь двигателю и избавите себя от постоянных осмотров расширительного бачка.
Определить неисправность геркона можно только одним способом – лампа не загорается при понижении уровня охлаждающей жидкости. В отличительных случаях может не срабатывать лампа, или неисправность кроется в проводке. Однако, если вы уверены в работоспособности последних двух элементов, то это значит, что геркон пора менять.
Датчик уровня охлаждающей жидкости не дай мотору авто закипеть
Датчик уровня топлива ДУТ автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Если датчик уровня охлаждающей жидкости, который располагается в расширительном бачке вашего транспортного средства, находится в неисправном состоянии, риск перегрева двигателя автомобиля увеличивается в разы. По этой причине всегда следует контролировать функциональность указанного элемента.
Датчик уровня антифриза – что он собой представляет?
Самым дорогостоящим и по-настоящему важным узлом любого современного транспортного средства, конечно же, является его двигатель
Все это прекрасно понимают, но далеко не каждый автомобилист уделяет должное внимание мотору своей машины. А ведь выход двигателя из строя влечет за собой длительной простой автомобиля, вызванный необходимостью сложного (и понятное дело дорогого) ремонта
Нередко причиной поломки «сердца» авто становится закипание мотора. Данное явление достаточно легко предупредить, если постоянно следить за сигналами, которые посылает датчик давления охлаждающей жидкости.
Он представляет собой герметизированный переключатель (геркон), изготовленный из специального материала с ферромагнитными свойствами (чаще всего используется пермаллоевая проволока).
Этот механизм располагает пружинными контактами, которые при повышении напряженности магнитного поля соприкасаются друг с другом (происходит замыкание контактов). После того как напряженность поля снижается, отмечается размыкание контактов (пружины вновь занимают свое начальное положение). Существует три типа герконов, которые могут функционировать на:
- переключение электрической сети;
- замыкание сети;
- размыкание сети.
Как проверить уровень охлаждающей жидкости?
Опытные водители достаточно часто проверяют уровень антифриза визуально, не всегда надеясь на датчик. Осуществить такую проверку совсем несложно. Требуется лишь посмотреть на расширительный бачок (в зависимости от транспортного средства он может располагаться в разных местах авто), чтобы определить недостаточный (низкий) уровень охлаждающей жидкости.
На холодном моторе охлаждающий состав должен находиться между минимальной и максимальной отметками, нанесенными на бачок. А на хорошо прогретом двигателе допускается и некоторое повышение уровня над максимальной отметкой. На полностью исправном авто датчик уровня охлаждающей жидкости незамедлительно посылает сигнал о снижении объема антифриза. Водитель видит его на панели приборов (загорается лампочка-сигнализатор) и выполняет доливку тосола или другого охлаждающего состава.
Обратите внимание! Специалисты не рекомендуют доливать в систему охлаждающую композицию на сильно прогретом моторе. Нужно дождаться остывания двигателя, и только после этого добавлять антифриз
Кроме того, нежелательно доливать в бачок исключительно воду. Не пытайтесь сэкономить на антифризе, так как он обладает особыми характеристиками, которые защищают головки блока цилиндров, изготовленные из алюминия, от ржавления.
Датчик уровня охлаждающей жидкости – замена геркона
Если особого желания отправляться на автосервис нет, а герметизированный переключатель вышел из строя, можно самостоятельно выполнить его замену. Сделать это вполне реально. Для этого потребуется:
- слить из расширительного бачка антифриз;
- снять воздушный фильтр;
- вынуть геркон из резинового чехла.
После этого на освободившееся место устанавливают новый датчик, руководствуясь маркировочными символами, которые нанесены на корпус герметизированного переключателя. Все операции выполняются руками и гаечным ключом (для большинства моделей герконов – на «21»).
Датчик уровня охлаждающей жидкости: устройство, ремонт, замена, как сделать своими руками
Популярные датчики уровня антифриза для турбо-инжекторных автомобилей «Стралис», ТГС, «Транспортер» отличаются надежностью. Поломки обычно связаны с обрывом электропитания и легко устраняются. Прибор с нарушенной герметичностью корпуса не подлежит ремонту и требует замены. Измерять антифриз в бачке нужно только при остывшем движке. Поверхность хладагента должна располагаться между рисками-указателями на стенке емкости.
Перегрев двигателя автомобиля может привести к тяжелым последствиям. Для предупреждения о поломке на расширительном бачке находятся датчики уровня антифриза и температуры ОЖ. Сигналы этих приборов контролируют параметры теплоносителя и предупреждают об аварийной ситуации.
Где находится индикатор уровня ОЖ
Устройство контролирует наличие теплоносителя в расширительной емкости автомобиля. При пустом бачке прибор подает аварийный сигнал – загорается индикатор системы охлаждения. Датчик уровня охлаждающей жидкости находится в буферном пластиковом баке. Деталь играет важную роль в защите двигателя автомобиля от перегрева и поломки.
Популярные датчики уровня антифриза для турбо-инжекторных автомобилей «Стралис», ТГС, «Транспортер» отличаются надежностью. Поломки обычно связаны с обрывом электропитания и легко устраняются. Прибор с нарушенной герметичностью корпуса не подлежит ремонту и требует замены. Измерять антифриз в бачке нужно только при остывшем движке. Поверхность хладагента должна располагаться между рисками-указателями на стенке емкости.
Устройство датчика
Электромеханический прибор определяет достаточность объема ОЖ в системе охлаждения автомобиля.
Основные виды контроля объема теплоносителя:
- Герконовый индикатор измеряет положение зеркала устройства при помощи магнитного поплавка. В нижней точке происходит замыкание электрической цепи и включение аварийного сигнала.
- Электродные устройства измеряют проводимость и контролируют объем ОЖ.
- Ультразвуковой датчик уровня охлаждающей жидкости работает, отслеживая высоту зеркала ОЖ. И при отклонении от нормы подает сигнал о неисправности.
- Гидростатические датчики реагируют на изменение давления теплоносителя на дне бачка.
Автомобили обычно оборудованы датчиками уровня антифриза типа «геркон». Надежная конструкция прибора позволяет длительное время работать в химически агрессивной среде.
Датчик уровня охлаждающей жидкости
Основные элементы
Устройство датчика уровня охлаждающей жидкости расположено внутри пластиковой «канистры» с антифризом. Прибор включен в электрическую схему авто и подает аварийный сигнал на панель. Основной элемент устройства – герметичный герконовый индикатор. Объем ОЖ измеряет поплавок, двигающийся вдоль вертикального стержня.
Принцип работы датчика уровня охлаждающей жидкости – в изменении магнитного поля от высоты зеркала теплоносителя в бачке. Контактами управляют пружины, замыкающие цепь при растяжении. В контур также аварийная сигнализация в виде лампочки.
Принцип работы
Защита мотора машины от перегрева – критическая задача, поэтому теплоноситель в буферном баке постоянно контролируют.
Принципы, по которым датчик уровня охлаждающей жидкости работает в системе:
- создание электромагнитного поля в герметичном корпусе прибора;
- изменение сопротивления тока в обмотке при перемещении кольцевого поплавка;
- замыкание контактов пружинами при отсутствии ОЖ в расширительном бачке;
- передача аварийного сигнала на экран.
Автомобили оборудуют чаще герконовыми индикаторами из-за надежности.
Ремонт датчика уровня
Устройство имеет неразборную герметичную конструкцию. Любое механическое повреждение корпуса приводит к неисправности прибора. Обычно в таком случае требуется поменять индикатор на новый. Стоимость устройства значительно меньше, чем ремонт сломанного двигателя автомобиля. Замена датчика уровня охлаждающей жидкости несложная, работу сделать можно самостоятельно.
Ремонт датчика уровня
Если старый прибор не реагирует на изменение объема ОЖ, то нужно осмотреть при хорошем освещении корпус устройства на наличие трещин и сколов. Далее следует проверка целостности проводов и внешних контактов. Если при осмотре основных элементов датчика уровня охлаждающей жидкости не было выявлено поломок, то с большой вероятностью сломан внутренний механизм. В этом случае прибор нельзя отремонтировать и нужно заменить на новый с учетом модели автомобиля.
Диагностика
Проверку индикатора уровня нужно проводить после остывания охлаждающей жидкости. Горячий теплоноситель расширяется, поэтому занимает больший объем в бачке. Если визуально зеркало жидкости стоит ниже отметки «минимум», а сигнальная лампочка не горит, то, возможно, глючит прибор контроля.
Признаком, что система не охлаждает, служит шумная работа двигателя, с частым включением охлаждающего вентилятора. Нужно сделать диагностику электрической цепи, при необходимости устранить обрывы и очистить контакты от окислов. Если старый прибор по-прежнему не работает, то устанавливают новый.
Как заменить
Причиной превышения рабочей температуры двигателя автомобиля может быть сломанный индикатор контроля ОЖ. Неисправное устройство не реагирует на отсутствие тосола или антифриза в расширительном бачке. Прежде всего проверяют электропроводку и корпус прибора на внешние повреждения.
Если отклонения нет, то необходима установка нового датчика. Машину ставят в сухое помещение, где есть хорошее освещение. Далее скидывают клемму аккумулятора, снимают провода со штекера, отсоединяют устройство с бачка. Новый прибор по контролю ОЖ собирают в обратном порядке.
Схема монтажа устройства
Обычно датчик уровня жидкости имеет стандартный выход для подключения к электрической цепи автомобиля. Освобождать от теплоносителя расширительный бачок не требуется. После присоединения к схеме датчика уровня охлаждающей жидкости нужно подключить аккумулятор. Долить антифриз до положения между рисками боковой стенке на емкости. Затем завести машину и убедиться, что нет сигнала об отсутствии ОЖ.
Датчик уровня своими руками
Старые модели автомобилей не имеют устройств измерения объема охлаждающей жидкости. Поэтому существует риск поломки двигателя при потере ОЖ из системы во время движения. Решение этой проблемы – изготовление датчика уровня охлаждающей жидкости своими руками.
Несложная схема устройства – электродная, когда два проводника находятся в проводящей жидкости и размыкают цепь при пустом бачке. Для подачи аварийного сигнала в сеть подключают лампу накаливания или звонок.
Более сложный вариант датчика уровня антифриза выполняют своими руками на микросхемах, с подключением нескольких индикаторов к одному контроллеру. Но эту работу лучше поручить мастерам автосервиса.
Датчик уровня жидкости: устройство, принцип действия, разновидности
Технологические процессы в современном мире требуют частых замеров объема топливных материалов, заполнения водой и другими жидкими веществами. Для осуществления контроля за наполнением любой емкости жидкостью в автоматическом режиме применяется датчик уровня жидкости. В данной статье мы рассмотрим основные виды и принцип разделения уровнемеров.
Устройство и принцип действия
На сегодняшний день существует огромное количество датчиков уровня жидкости, которые отличаются как конструкцией, так и способом выполнения замера. В виду чего рассмотрим устройство на примере наиболее простой поплавковой модели уровнемера. Конструктивно поплавковый датчик уровня жидкости состоит из следующих компонентов:
- поплавок 1 – предназначен для взаимодействия с поверхностью жидкости;
- сильфон 2 – представляет собой чувствительный гофрированный элемент, способный сохранять свои свойства при многократных механических деформациях;
- фланец 3 – используется для соединения с монтажной поверхностью, позволяет увеличить плотность крепления
- микропереключатель 4 – срабатывает от перемещения поплавка в геометрической плоскости, для предотвращения взаимодействия с влагой помещается в герметичный корпус.
- прокладка 5 – используется для герметизации отверстия, предотвращает протекание жидкости из емкости.
Принцип действия такого датчика основывается на архимедовой силе любой жидкости.
Рис. 2. Принцип действия датчика уровня жидкости
При помещении датчика в емкость с жидкостью происходит взаимодействие поплавка с поверхностью. За счет архимедовой силы поплавок выталкивается наружу и находится в том же положении, что и уровень.
При среднем положении жидкости 1 поплавок останется в нейтральном положении, сигнал от переключателя не поступает на пульт управления или панель сигнализации. В случае наполнения резервуара до позиции 2 поплавок поднимется выше и переведет микропереключатель в соответствующее положение. Если жидкость в резервуаре опустится ниже номинального уровня, поплавок переместится в нижнюю позицию 3 и переведет контакты микропереключателя. Каждый раз на выходе датчика будет появляться соответствующий сигнал о степени наполнения, однако принцип действия будет отличаться в зависимости от типа устройства.
Разновидности по типу
Существует широкий спектр критериев, по которым можно разделить датчики уровня. Начиная от принципа действия и, заканчивая, способом передачи сигнала. Однако все сенсоры условно можно подразделить на две большие группы – контактные и бесконтактные.
Контактные
Под контактным датчиком следует подразумевать такое устройство, которому для функционирования требуется физический контакт с измеряемой поверхностью. Как правило, такие датчики применяются в условиях воздействия факторов, которые существенно усложняют измерения – высокая температура или давление. Также их массово используют для работы с пенящимися жидкостями, где верхний слой может вносить ощутимую погрешность при измерениях другими методами. Все контактные приспособления можно разделить на такие виды по принципу действия:
- Емкостные – состоят из двух пластин, погружаемых в жидкость. Измерения производятся по принципу конденсатора, у которого емкость будет изменяться в зависимости от высоты заполнения жидкостью пространства между обкладками конденсатора. Часто применяются для емкостей с небольшим объемом жидкости. Отличаются невысокой точностью замеров, но работают без подвижных частей, что существенно повышает их надежность.
- Гидростатические – основывается на законе Паскаля. Осуществляет измерение разности гидростатического давления в резервуаре, которое зависит исключительно от высоты столба жидкости. Обладают хорошей точностью, но могут применяться только в тех емкостях, где величина давления соизмерима с атмосферным. Они не подходят для жидкостей с переменной плотностью.
- Байпасные – используют принцип сообщающихся сосудов, в таких датчиках информация об уровне измеряемой жидкости отображается наиболее наглядно. При изменении высоты столба в основном резервуаре датчик отобразит эти данные на собственном уровнемере. Однако такие модели не используются в условиях более +250°С и в средах, повышающих собственную вязкость со снижением температуры.
- Магнитные – являются подвидом поплавковых датчиков, так как уровень жидкости измеряется поплавком, перемещающимся по герметично запаянной трубке. Внутри трубки располагается геркон, срабатывающий в случае приближения или удаления поплавка с магнитом.
- Рефлексные микроволновые – принцип действия таких датчиков основывается на технологии рефлектометрии в зависимости от временного промежутка. Направленный волновой излучатель посылает сигнал, а сенсор воспринимает скорость возвращения импульса.
Основным недостатком этих моделей является необходимость погружения устройства по всей глубине, что не всегда удобно для больших резервуаров. Но, в отличии от других датчиков уровня жидкости, рефлексные модели не зависят от наличия или отсутствия пены, твердых частиц, плавающих в толще или на поверхности, диэлектрической проницаемости.
Бесконтактные
Бесконтактные датчики представляют собой такие устройства, которым для функционирования не требуется осуществлять физический контакт с измеряемой поверхностью. Такие устройства применяются в агрессивных жидких средах, где возможен быстрый износ элементов сенсора из-за влияния активных компонентов. Также их устанавливают в тягучие жидкости и среды с большой вязкостью. Все бесконтактные датчики условно подразделяют на такие категории:
- Ультразвуковые – являются одним из наиболее распространенных типов бесконтактных датчиков уровня жидкости. Принцип действия основывается на способности жидкости отражать ультразвуковой спектр излучения. Генератор ультразвука, неслышимого для человеческого уха, посылает сигнал от верхней точки к линии раздела сред. При столкновении с жидкостью сигнал отражается и возвращается к датчику, где он воспринимается сенсором. В зависимости от времени перемещения ультразвука делается заключение об уровне в резервуаре.
- Радарные микроволновые – аналогичен предыдущему варианту, за исключением того, что в качестве объекта измерения выступает не ультразвук, а микроволны.
Существенным недостатком датчиков радарного типа является восприимчивость к газовым подушкам, которые могут скапливаться над поверхностью жидкости.
- Радиоизотопные – используют гамма излучение для контроля уровня жидкости, частицы направляются в контролируемый резервуар.
В связи с опасностью воздействия на живые организмы является самым дорогим и наименее распространенным вариантом. При его использовании обязательно обеспечиваются дополнительные меры безопасности для обслуживающего персонала.
Разновидности по функционалу
Помимо отличий в отношении принципа взаимодействия с измеряемой средой и принципа действия датчики уровня жидкости могут отличаться и по способу передачи сигнала. Все устройства касательно принципа сигнализации об изменении положения уровня подразделяют на уровнемеры и сигнализаторы.
Уровнемеры.
Под уровнемерами подразумеваются такие приборы, которые осуществляют постоянный контроль за текущим положением верхней кромки измеряемой среды. В виду чего они постоянно передают сигнал о проведенных измерениях или выдают данные по шкале. В зависимости от способа отображения информации они бывают цифровыми и аналоговыми.
Сигнализаторы.
Сигнализаторы, в отличии от уровнемеров, не производят постоянный контроль уровня жидкости, а срабатывают исключительно при достижении определенного порогового значения. В таких устройствах жидкость, опускаясь или поднимаясь, перемещает чувствительный элемент. Который в определенной позиции производит срабатывание реле, переключателя или микроконтроллера.
Какой выбрать?
При выборе конкретной модели датчика уровня следует обратить внимание на следующие характеристики: