Тема: Как увеличить мощь динамика
Как увеличить мощь динамика
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: Как увеличить мощь динамика
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: Как увеличить мощь динамика
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Домашняя страница
- Созданные темы
Re: Как увеличить мощь динамика
Сообщение от remen
Сообщение от BigBug
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Домашняя страница
- Созданные темы
Re: Как увеличить мощь динамика
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: Как увеличить мощь динамика
- Просмотр профиля
- Сообщения форума
- Созданные темы
Re: Как увеличить мощь динамика
При увеличении мощности на динамике растут искажения. И мощность, при которой коэффициент гармоник равен примерно 3% — называется номинальной мощностью.
Паспортная мощность примерно вдвое больше.
Очевидно, что уровень искажений определяется свойствами диффузора, прежде всего — его прочностью!
Вы что же думаете: намотали катушку толстым проводом и проблема решена?
Сначала нужно увеличить прочность диффузора, а потом уже думать об увеличении мощности катушки.
Bang & Olufsen — 9. Увеличение мощности, Финал — Hertz ES200.5 — Перемотка!
Что ж, друзья, пожалуй, эта запись будет финальным отчетом в доработке басовой составляющей отнюдь не дешевой системы Bang & Olufsen, однако, дававшей некогда слабину на низких частотах.
Но не будем о печальном, то в прошлом. Нынче уже совсем другое дело…
И на этот раз был предпринят кардинальный подход. Спустя 5 месяцев размышлений.
Напомню, в оригинале сабвуферный канал штатного усилителя выдавал лишь 120вт.
После электрического вмешательства мощность поднялась до 150вт — стало чуть лучше, но лишь чуть.
Затем последовала замена головки на 4-омный Hertz ES200.5 против 6-омного оригинала — мощность, соответственно, возросла до 220вт, басы появились, но чего-то все еще не хватало…
А не перемотать бы динамик? Да не вопрос! Поехали!
Почему перемотка, еще и нового динамика?
— Усилитель B&O может стабильно работать на нагрузки от 2.2ом и выше — динамика на такое (или близкое) сопротивление не существует
— Нужно было выжать максимум из оригинального исполнения системы
— динамик Hertz устраивал по своему звучанию, но не мог показать себя во всей красе
Соответственно, была предпринята попытка найти толкового мастера по перемотке головок в наших крайях, и он нашелся. Однако, стоимость мероприятия в еще одну головку (60 евро) и месяц очередей не сильно радовали. Потому было предпринято закономерное решение — рискнуть сделать все самому от и до!
Если честно, свои шансы я оценивал не выше 30-40%, т.к. это первый подобный опыт.
Вооружившись накопленными за неделю знаниями, принялся за работу.
Замеряем реальное сопротивление по постоянному току, подавая стабильный ток 1А — 2.9ом (50мОм на проводах) — совпадает с обещанием производителя.
Делаем прощальное фото и приступаем за работу.
Для начала потребуется отклеить подвес диффузора — он посажен на термоклей, хорошо размягчающийся уже при 70-80гр. Фен + пластиковая карточка = работа пошла:
Спустя уже несколько минут показалась центрирующая шайба. Состав, которым она была прихвачена, сразу мне показался подозрительным — он не размягчался растворителями, но все-таки сдался при прогреве до 150-200гр.
Тем не менее, спустя около часа аккуратных манипуляций динамик был успешно располовинен:
Далее — предварительная оценка провода, подбор подходящего чуть большего диаметра и начало процесса перемотки.
В оригинальном исполнении катушка состоит из:
— 4 слоев на алюминиевом каркасе 50мм диаметром
— 166 витков (около 28м провода)
— провод 0.45мм без учета изоляции
— вес обмоточного провода составил 42г:
Далее следовала зачистка каркаса и подготовка к намотке подбором нужного основания (не допустить образование замкнутого витка в пропиле каркаса!):
Провод для перемотки был подобран следующий:
— марка ПЭТВ-2, температурная выносливость 130/180гр
— 0,50мм без учета изоляции для большей выносливости
— около 26м в длине и 48г в весе
— около 155 витков для обеспечения сопротивление 2.3-2.5ом
После предварительной пропитки клеем основания, процесс намотки пошел виток за витком:
С качественным клеем отдельная история.
Требования к нему должны быть примерно следующие:
— отличная адгезия к металлам
— температурная выносливость не хуже 120гр
— относительная эластичность в застывшем виде
— не моментальное застывание, но желательна возможность управляемой вулканизации
По всем этим пунктам идеально подошел Loctite 352, имевшийся под рукой. Клей может часами находиться в полужидком (как свежий мед) состоянии, но, в то же время, при использовании мощной UV лампы застыть за минуту или при запекании при +121гр — в течение получаса — отлично!
Катушка была успешно намотана все в те же 4 полных слоя, на ту же длину намотки, что и в оригинале, и общим числом витков ровно 155 — как в аптеке!
Далее следовало заставить клей застыть — для этого опытным путем была подобрана подводимая к катушке мощность (порядка 16.5вт) так, чтобы температура ее стабилизировалась примерно на уровне требуемых +121гр и, в то же время, лаковая изоляция не повредилась бы. И так пара подходов по полчаса, клей практически затвердел.
Для пущей уверенности была взята UV-лампа от аппарата для проверки купюр на каких-то 4вт, и катушка окончательно отвердела спустя еще с полчаса равномерной неспешной "засветки":
Ну, и момент истины — окончательная пропайка выводов и замер сопротивления:
2.35 Ом с учетом подводимых кабелей (0.05ом)! Ровно то, что и ожидалось, математические подсчеты не подвели, значит, и считать еще не разучился. Усилитель на данной нагрузке способен развить порядка 310вт номинальной мощности.
Далее следовал не менее кропотливый процесс обратной сборки — проклейка центрирующей шайбы и подвеса на свои места. Для начала надо было счистить все остатки клея, слегка прогревая подвес:
А дальше — из серии "как нарисовать сову", поскольку процесс данный был очень муторный и фотографировать толком нечего было. Основная задача была — сцентровать катушку, не имея к ней доступа, ввиду особенности строения динамика.
Данная операция была возможна только при условии подачи слабого НЧ (около 10гц) сигнала на головку и ручной центровки на слух, что выглядело примерно так:
После тщательной центровки все отзвуки пропали и не появлялись при умеренном сдвиге подвеса:
Далее — окончательное прихватывание клеем подвеса и шайбы и подача приличной амплитуды:
Никаких звуков! Такого результата продолжительного процесса перемотки я не ожидал, учитывая отсутствие прежнего опыта. Ждем, пока все окончательно застынет, и беремся за следующий этап:
Меня не устраивало наличие инородной проставки толщиной 10мм, иначе динамик попросту не умещался в корпусе сабвуфера. Раньше. И с этим надо было что-то делать.
Да не вопрос — гулять, так гулять — спиливаем одно из ребер, мешавших динамику полностью погрузиться в корпус:
Каркас стальной, на 4 ребрах никакой деформации не предвидится. хоть пляши на нем.
Ну и еще один мелкий надрез для полного погружения головки:
Как результат, никаких проставок и приличный вид! Хотя сверху все равно идет крышка…
Что из этого всего получилось?
Прежде всего, стоило бы визуально сравнить оригинальный динамик и доработанный Hertz:
Динамики весьма схожи, но преимущество все же на стороне Hertz — это и чуть более толстый магнит, и более мощное исполнение в целом.
Да и банальное "простукивание" наводит на определенные умозаключения:
Разумеется, Hertz и раньше играл интереснее оригинала.
Момент же истины был после установки сабвуфера в авто и первом его включении…
Вообще, человек я очень придирчивый, в особенности к своей работе. Но то, как заиграла система после окончательного апгрейда, отбросило в сторону все сомнения относительно целесообразности данной задумки! Я впервые захотел убавить количество басов просто потому, что их было уже более, чем достаточно!
Да, басов стало именно больше, чем ожидалось! Это непередаваемо. Даже при установке регулятора, как на фото, в спинку каждого из сидений на достаточной громкости отчетливо пробираются те низкие басы, которых раньше было мало, а в оригинале и попросту не было!
Сухие цифры, RMS
До и после — сабвуфер + мидбасы в дверях + 9 сч/вч динамиков по салону
Оригинал — 120+4*40+9*22 = 478вт
Доработка 1 — 150+4*50+9*22 = 548вт
Доработка 2 — 220+4*50+9*22 = 618вт
Финальная доработка — 310+4*50+9*22 = 708вт музыкальной мощности, или ровно в полтора раза выше оригинала, что нельзя не ощутить.
Спустя первые полчаса прослушивания было сделано предположение, что сабвуфер стал играть и заметно ниже. Не поверил. Не поленился, и пошел снимать реальные показания домой.
Были сняты замеры сопротивления относительно подводимой частоты (динамик вывешен в воздухе, подальше от всех предметов), что лишь подтвердило предположение.
В оригинале Fs (резонансная частота динамика) указана на уровне 40Гц и кривая сопротивления выглядит примерно как синий график:
То, что получилось в итоге, меня приятно удивило — Fs значительно упала до 28Гц (во что с трудом верится, но все относительно) и выглядела как оранжевый график. Оно же непосредственно влияет и на увеличенную отдачу на самых низких басах.
20-литровый же корпус результировал в 38Гц настройке (серый график), что не помешало ему ощутимо отыгрывать басы уже начиная с 28Гц в салоне авто, и так вплоть до 60Гц, выше которых уже роль сабвуфера не так важна.
Тут я смог доказать сам себе, что не ослышался, и продолжаю убеждаться при каждом включении системы! Это именно тот случай, когда ты понимаешь, что из системы выжат весь разумный потенциал, которого уже хватает с лихвой на любой жанр музыки, без фанатизма и оглушения прохожих. К слову, проделанная шумоизоляция в авто практически не выпускает звуки наружу, вырывающиеся лишь при открытии двери — это также не может не радовать — работа была проделана отнюдь не зря.
К чему это все? Хозяин доволен, и это главное. Поставленная цель сохранить полностью оригинальный внешний вид топовой заводской акустики была успешно достигнута. Приятно то, что салон наполняется звуками не в ущерб дизайну или полезному объему багажника — ведь все, до единого, динамики размещены под обшивками и не портят вид. Лишь алюминиевые сеточки и выезжающие из приборной панели твитеры как бы намекают, что тут не все так просто…
"Видишь суслика? — Нет. — А он есть…" ©
На этом проект Bang & Olufsen окончен, переходим к осуществлению новых!