Стажировка в вопросах-ответах
В законодательстве Российской Федерации понятие «стажировка» понимается неоднозначно. Так, стажировка как форма обучения практическим навыкам и умениям непосредственно связана с получением профессионального образования (в том числе дополнительного) или прохождением профессионального обучения и регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами (далее — НПА) Министерства образования и науки РФ[1].
Обратите внимание!
Не путайте стажировку с испытанием при приеме на работу[2], которое проводится для выявления пригодности и установления соответствия работника поручаемой ему работе. Это неравнозначные понятия.
В некоторых НПА есть определение термина «стажировка»:
• обучение персонала на рабочем месте под руководством лица, ответственного за обучение, после теоретической подготовки или одновременно с ней в целях практического овладения специальностью, адаптации к объектам обслуживания и управления, приобретения навыков быстрого ориентирования на рабочем месте и других приемов работы (Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок[3]);
• практическое освоение непосредственно на рабочем месте навыков выполнения работы или группы работ, приобретенных при профессиональной подготовке (Правила работы с персоналом в организациях электроэнергетики РФ[4] и Правила работы с персоналом в организациях нефтепродуктообеспечения РФ[5]).
Стажировка как одна из форм обучения безопасности труда[6] проводится под непосредственным руководством стажирующего лица в целях практического освоения (т. е. передачи практического опыта от стажирующего стажирующемуся) безопасных методов и приемов выполнения работ (для работников рабочих профессий) либо в целях практического освоения передового опыта и эффективной организации работ (для руководителей и специалистов).
К сведению
Стажировка неотделима от обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, но необходима только для работников, выполняющих работы во вредных и опасных условиях труда. Работников с безопасными условиями труда обучают безопасным методам и приемам выполнения работ при первичном инструктаже по охране труда на рабочем месте.
КАКИЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ УСТАНАВЛИВАЮТ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ СТАЖИРОВКИ РАБОТНИКОВ
Прежде всего необходимость стажировки устанавливается в ст. 212 и 225 ТК РФ. При этом в ст. 225 ТК РФ указано, что работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или) опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку
знаний требований охраны труда в период работы.
Аналогичные требования к проведению стажировки содержатся в правилах по охране труда (далее — ПОТ) и типовых инструкциях по охране труда (далее — ТИО), многие из которых к тому же являются НПА.
НОРМАТИВНАЯ БАЗА
Помимо указанных НПА, требования к необходимости проведения стажировки содержатся в следующих документах:
• Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору[8];
• Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением[9];
• Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[10];
• Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей[11];
• МДК 3-02.2001 «Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации»[12];
• Правила технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01)[13];
• Отдельные НПА субъектов Российской Федерации.
К сведению
Отдельно стоит упомянуть ГОСТ 12.0.004-2015, который хотя и имеет статус добровольного применения, но содержит ряд интересных положений относительно организации и проведения стажировки.
В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕОБХОДИМА СТАЖИРОВКА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ
Если в указанных выше НПА условия (категории работников, вид трудовой деятельности и т. п.), при которых возникает необходимость стажировки, довольно четко прописаны, то требования Трудового кодекса РФ и Порядка обучения по охране труда вызывают определенные разногласия среди специалистов по охране труда. Это вызвано неопределенностью в толковании применяемого в этих документах понятия «вредные и опасные условия труда».
С одной стороны, есть Федеральный закон от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 19.07.2018; далее — Федеральный закон № 426-ФЗ), согласно которому условия труда определяются по результатам специальной оценки условий труда.
В то же время ст. 7 Федерального закона № 426-ФЗ не содержит сведений о возможности применения результатов СОУТ для решения вопроса о необходимости проведения стажировки на тех или иных рабочих местах. К тому же с учетом требований отдельных НПА стажировка может быть необходима и при отнесении условий труда на таких рабочих местах к допустимым (2 класс) или оптимальным (1 класс). Следовательно, при решении вопроса о необходимости стажировки следует руководствоваться не только результатами СОУТ.
[1] Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 291 (в ред. от 18.08.2016); Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 27.11.2015 № 1383 (в ред. от 15.12.2017).
[2] Статья 70 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).
[3] Утверждены Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее — ПТЭ ТЭУ).
[4] Утверждены Приказом Минтопэнерго России от 19.02.2000 № 49 (далее — ПРП ОЭ).
[5] Утверждены Приказом Минэнерго России от 17.06.2003 № 225 (далее — ПРП ОНПО).
[7] Утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 (далее — Порядок обучения по охране труда).
[8] Утверждено Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; в ред. от 30.06.2015 (далее — Положение об организации обучения).
[9] Утверждены Приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 № 116; в ред. от 12.12.2017 (далее — ППБ ОПО).
[10] Утвержден Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59 (далее — Порядок отбора и обучения водителей).
[11] Утверждены Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 № 6 (далее — ПТЭ ЭП).
[12] Утверждены Приказом Госстроя России от 30.12.1999 № 168.
[13] Утверждены Приказом Минэнерго России от 01.08.2001 № 229 (в ред. от 17.06.2003).
Н. В. Панфилов,
специалист по охране труда
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Санэпидконтроль. Охрана труда» № 6, 2018.
Энциклопедия решений. Организация и проведение стажировки на рабочем месте
Общие правила обучения безопасности труда в форме индивидуальной стажировки на рабочем месте содержатся в Разделе 9 Межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.004-2015 «Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения» (далее — ГОСТ).
В соответствии с п. 9.1 ГОСТа стажировка на рабочем месте руководителей, специалистов, работников рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала проводится:
— при их поступлении на работу;
— при переводе на другое место работы внутри организации с изменением должности и (или) выполняемой трудовой функции;
— для подготовки к возможному замещению на время отсутствия (из-за болезни, на период отпуска, командировки) постоянного работника.
Необходимость стажировки, ее содержание и продолжительность определяет руководитель подразделения, в котором работает стажирующийся работник, в зависимости от его уровня образования, квалификации, опыта работы и т.п.
— работники рабочих профессий с целью практического освоения безопасных методов и приемов выполнения работ под руководством руководителя работ, или инструктора производственного обучения, либо опытного рабочего, прошедших соответствующее обучение как инструктор по охране труда, имеющих большой практический опыт и обладающих необходимыми качествами для организации и проведения стажировки;
— руководители и специалисты с целью практического освоения передового опыта и эффективной организации работ по охране труда под руководством вышестоящего руководителя либо иного руководителя стажировки, назначаемого решением организатора обучения (п. 9.2 — 9.3 ГОСТа).
Стажировка на рабочем месте по завершении обучения безопасным методам и приемам выполнения работ обязательна для всех работников, принимаемых на работы с вредными и (или) опасными условиями труда. В остальных случаях необходимость стажировки определяется решением руководителя и программой обучения по охране труда исходя из характера выполняемой работы работником (п.п. 9.4, 11.4 ГОСТа), разъяснения специалистов Роструда. Однако в судебной практике встречаются случаи привлечения к административной ответственности работодателя за непроведение стажировки работника — специалиста, принятого на должность с иными условиями труда (не опасными или вредными) (см. решение Емельяновского райсуда Красноярского края от 26.06.2017 по делу N 12-120/2017). В связи с этим, по нашему мнению, во избежание претензий со стороны контролирующих органов, работодателю целесообразно организовывать стажировку после обучения охране труда со всеми работниками независимо от занимаемой должности и условий труда.
Сроки стажировки устанавливаются в зависимости от категории работников, определяются решением руководителя и отражаются в при необходимости соответствующих программах (п. 9.4 ГОСТа), а также приказах.
Срок стажировки (длительность)
Работники рабочих профессий и младшего обслуживающего персонала, имеющие соответствующую требованиям безопасного выполнения порученной им трудовой функции профессиональную квалификацию
от 3 до 19 рабочих смен
(определяется программами стажировки, утвержденными работодателем)
Работники рабочих профессий, не имеющие опыта работы и соответствующей квалификации, для которых проводится профессиональное обучение
от 1 до 6 месяцев
(определяется программами стажировки, утвержденными работодателем)
Руководители и специалисты
от 2 недель до 1 месяца в соответствии с имеющимися у них образованием, подготовкой и опытом работы
(определяется решением руководителя).
В процессе индивидуальной стажировки руководителей и специалистов руководитель стажировки организует:
— составление программы стажировки, в которой должны быть отражены ее конкретные задачи и сроки выполнения с учетом образования, подготовки и опыта работы стажирующегося;
— знакомство стажирующегося со всеми работниками подразделения и условиями их труда, правилами внутреннего трудового распорядка, основными функциями подразделения и требованиями охраны труда при их выполнении;
— ознакомление стажирующегося с пакетом документов, необходимых для работы: должностная инструкция, положение о подразделении, внутренние нормативы и регламенты, локальные нормативные акты по охране труда и безопасности производства;
— наблюдение и контроль за выполнением определенных фиксированных заданий стажирующимся и корректировка его действий;
— оформление отзыва о прохождении стажировки стажирующимся (п. 9.5 ГОСТа).
Как правило, для правильной организации стажировки в организации разрабатывается следующий пакет документов:
— приказ о стажировке;
— положение о стажировке;
— приказ о допуске к самостоятельной работе.
Перед отправкой работника на стажировку работодатель издает приказ, форма которого действующими нормативными актами не утверждена. Как правило, в приказе указывают срок и основания стажировки, перечисляют работников, которые должны ее пройти, назначают наставников. Данным приказом также можно утвердить положение о стажировке, и способ фиксации ее результатов.
В положении о стажировке, как правило, подробно описываются права и обязанности стажирующегося и наставника, сроки и порядок стажировки, ответственность и другие особенности, связанные со стажировкой.
Программа стажировки определяет порядок и продолжительность стажировки по конкретной профессии, типичные действия, которым должен обучиться работник, объем теоретических знаний, которые он должен получить, порядок проведения контрольных испытаний в процессе стажировки и т.п.. Положение о стажировке и программу также необходимо утвердить приказом. Со всеми указанными приказами работник должен быть ознакомлен под роспись.
Завершают стажировку сдачей экзамена. Как разъясняют специалисты Роструда, квалификационные комиссии создаются для подведения итогов стажировки для работников рабочих профессий, а аттестационные комиссии — для подведения итогов стажировки руководителей и специалистов. Действующее законодательство не устанавливает порядка создания комиссий, создаваемых в целях подведения итогов стажировки, не предъявляет каких-либо требований к их составу. Поэтому работодателю при решении указанного вопроса рекомендуется исходить из положений, содержащихся в п. 3.4. Порядка, что комиссия по проверке знаний требований охраны труда должна состоять не менее чем из трех человек, прошедших обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда.
Комиссия оценивает уровень теоретической и практической подготовки стажирующегося, уровень его знаний требований охраны труда по профилю деятельности подразделения на соответствие профессии (должности) и оформляет соответствующий протокол.
При удовлетворительных итогах стажировки руководитель подразделения (организации) издает распоряжение (приказ) о допуске стажирующегося к самостоятельной работе , с которым работник ознакамливается под роспись.
При неудовлетворительных итогах стажировки (экзамена на допуск к самостоятельной работе) стажирующиеся обязаны пройти повторную проверку знаний требований охраны труда в течение одного месяца, до которой оно отстраняется от своей работы (п. 10.13 ГОСТа)
В случае если стажирующиеся повторно получили неудовлетворительную оценку, организатор обучения рассматривает вопрос об их соответствии занимаемой профессии (должности) (п. 9.6 ГОСТа).
Фиксация результатов стажировки
Результаты стажировки фиксируют в журнале первичного инструктажа на рабочем месте. Сведения о стажировке должны быть внесены в личную карточку прохождения обучения безопасности труда (форма А.2 ГОСТа ), если она ведется работодателем.
При этом п. 9.6. ГОСТа указывает на необходимость оформления соответствующих протоколов по окончании стажировки. Однако существует позиция, представителей Роструда, что составление какого-либо протокола о прохождении работником стажировки — процедура сугубо добровольная с учетом добровольного характера применения ГОСТа. Как разъяснили указанные специалисты Роструда, каждое юридически значимое действие работодателя должно оформляться приказом, чтобы зафиксировать факт выполнения того или иного требования законодательства. В данном случае оформление стажировки на рабочем месте может осуществляться, например, путем издания приказа о допуске работника к стажировке после первичного инструктажа на рабочем месте, приказа об окончании стажировки и о допуске к работе с вредными и (или) опасными условиями труда, с которыми работник знакомится под роспись.
При этом нет необходимости указывать в трудовом договоре информацию о стажировке на рабочем месте в целях обучения охране труда. Такую информацию работодатель вправе указать в трудовом договоре по своему желанию (см. разъяснения Роструда).
Как оформить на работу стажера
В летний период организации сталкиваются с наплывом студентов-практикантов и выпускников вузов. Как правильно оформлять стажеров, какой вид трудовых отношений с ними выгоднее заключать, рассказали эксперты Контура.
- Кто такой стажер
- Как оформить сотрудника на должность стажера
- Какой договор оформить
- Как оформлять практикантов
- Можно ли назначить стажеру испытательный срок
- Сколько может длиться стажировка
- Как оформить стажировку в трудовой книжке
- Обязательно ли оплачивать стажировку
Кто такой стажер
В Трудовом кодексе нет определения «стажер». Обычно на это место работодатели принимают студентов-практикантов или претендентов на должность. К последней категории относятся не только выпускники вузов, которые впервые устраиваются на работу. Стажером может стать опытный сотрудник, решивший сменить профессию.
К отдельной группе стоит отнести тех, кто будет трудиться во вредных и опасных условиях труда, а также определенные категории сотрудников (ст. 214 ТК РФ): например, тех, кто работает на высоте или в действующих электроустановках. Самостоятельно трудиться они смогут только после успешного прохождения стажировки. Организовать ее — обязанность работодателя.
Пока порядок проведения стажировки регулирует Постановление Минтруда от 13.01.2003 № 1/29. С 1 сентября 2022 года вступит в силу новый документ. Про организацию и проведение стажировки в нем выделили целый раздел (р. III Постановления Правительства от 24.12.2021 № 2464).
Как оформить сотрудника на должность стажера
Если работодатель устраивает на должность стажера офисного сотрудника, он должен включить такую штатную единицу в штатное расписание. Работодатель сам решает, нужно ли проводить ему экзамен в конце стажировки, закрепить ли за ним наставника или нет. Все правила нужно прописать в локальных нормативных актах.
Со стажером, как и с любым другим сотрудником, нужно оформлять официальные трудовые отношения. Для этого работодатель должен:
- заключить трудовой договор;
- издать приказ;
- познакомить работника под подпись с правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором и другими локальными нормативными актами.
Какой договор оформить
Трудовой договор может быть срочным, бессрочным или ученическим. Подробнее расскажем, в каком случае лучше оформить тот или иной вид трудовых отношений.
Срочный или бессрочный
Срочный трудовой договор можно заключить по любому основанию из ст. 59 ТК РФ. В том числе с теми, кто решил сменить профессию и проходит профессиональное обучение. В других случаях компания может оформить бессрочный трудовой договор.
Что указать в срочном или бессрочном договоре со стажером
Срочный и бессрочный договоры заключают только в письменном виде в двух экземплярах. Документы вступают в силу после подписания обеими сторонами. Содержание срочного и бессрочного трудовых договоров практически ничем не отличается. И в том и в другом должны быть указаны:
- должность;
- место работы;
- условия оплаты и режим труда;
- данные о работодателе и сотруднике.
Если по окончании стажировки работодатель решает оставить сотрудника, то он должен заключить с ним дополнительное соглашение. Для срочного трудового договора — что он стал постоянным. А для бессрочного — что сотрудника переводят на другую должность.
Дальше работодатель издает приказ о переводе. В нем он указывает информацию о должности, ставке, окладе, переводе сотрудника на постоянный договор.
Когда выгодно оформить ученический договор
Ученический договор упрощает взаимодействие со стажером. Например, не нужно подавать сведения о его трудовой деятельности в Пенсионный фонд, а еще для трудоустройства потребуется меньше документов, чем обычно: паспорт, СНИЛС и ИНН.
За стажера по ученическому договору компания не платит страховые взносы (п. 1 ст. 420 НК РФ), но с его стипендии перечисляет подоходный налог в размере 13 %.
Работодатель устанавливает срок действия ученического договора и прописывает его в договоре (ст. 200 ТК РФ).
Как оформить стажера по ученическому договору
Ученический договор — дополнение к трудовому договору (ст. 198 ТК РФ). Поэтому с такими стажерами нужно заключать еще и срочный трудовой договор. Он оформляется по общим правилам. В нем нужно обязательно прописать, что договор заключают с учеником, а также указать место и время обучения.
Ученический договор заключают в письменной форме в двух экземплярах. Согласно ст. 199 ТК РФ, в нем прописывают:
- наименование сторон;
- квалификацию, которую получит стажер;
- срок ученичества;
- обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором;
- обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре;
- размер оплаты.
Как оформлять практикантов
Заключать трудовой договор с практикантом или нет, зависит от того, будет ли он работать или только учиться.
Если студента не планируют привлекать к работе, то заключать трудовой договор с ним не нужно. Достаточно издать приказ о его стажировке.
Если практикант будет выполнять рабочие функции, то работодатель обязан оформить трудовой договор.
Можно ли назначить стажеру испытательный срок
Испытательный срок нельзя устанавливать сотрудникам, которые устроились на работу по специальности и получили высшее или среднее профессиональное образование не больше одного года назад (ст. 70 ТК РФ). А также если трудовой договор заключили меньше, чем на два месяца.
Если работодатель заключил с сотрудником бессрочный трудовой договор, то он имеет право назначить стажеру испытательный срок до трех месяцев. При срочном трудовом договоре от двух до шести месяцев испытательный срок должен длиться не больше двух недель.
Сколько может длиться стажировка
Срок стажировки устанавливает работодатель, конкретных ограничений Трудовой кодекс не предусматривает.
Как оформить стажировку в трудовой книжке
Запись в трудовую книжку стажера вносится по тем же правилам, что и для обычного сотрудника. Главное, чтобы он проработал в компании больше пяти дней (ст. 66 ТК РФ). Если это первое место работы стажера, то заводить бумажную трудовую не нужно, данные в Пенсионный фонд для новых сотрудников подают в электронном виде.
Если стажера оформили по ученическому договору, делать записи в трудовой ему не потребуется.
Обязательно ли оплачивать стажировку
Да. Стажировка — это официально оформленные трудовые отношения, а значит, она должна оплачиваться. Точный размер прописывают в трудовом договоре, но сумма не должна быть меньше минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ).
Дарья Дубровская, старший менеджер по кадровому учету Контура
Евгений Петров, руководитель службы охраны труда в Контуре
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Стажировка продавца: с чего начать и чем закончить Стажировка новых сотрудников
Бытует распространенное мнение, что продавцом может быть каждый, и это правда. Но есть ли смысл предпринимателю брать на работу за прилавок первого встречного? Ведь в итоге можно потерять большинство клиентов, если не весь бизнес. Об этом часто говорят в социальных сетях, взять хотя бы этот комментарий:
«Неделю назад пришлось срочно искать нового продавца, дал объявление, в первый же день пришел на собеседование вроде нормальный парень, поставил его за прилавок. На второй день Вадим уже остался торговать сам. Ассортимент мужской – электроинструмент, поэтому я особо не волновался.
В итоге хороший парень оказался умным, болтливым, но в товаре совершенно не разбирался. Продажи за неделю упали более чем в 2 раза. Кроме того, он натворил чудес в кассовой программе, а вместо перфоратора продал обычную дрель (выбирала женщина на подарок)! Уже сколько раз такие продавцы неблагополучные попадались!»
Ситуации, подобные описанной, являются типичными при отсутствии системного подхода к обучению продавцов. Но такие проблемы легко решаются при проведении грамотной стажировки. Если последовательно пройтись по всем этапам обучения, то за 10-15 дней можно сделать из неопытного человека результативного продавца.
Продавец должен уметь продавать, а не просто быть хорошим человеком
В предложенной статье предприниматель получит ответы на следующие вопросы:
- как правильно оформить работника на стажировку;
- по какому плану обучать нового продавца;
- как избежать типичных ошибок при стажировке;
- какие требования предъявляются к наставнику.
После прочтения статьи предприниматель научится быстро отсеивать неподходящих кандидатов и получит инструменты для эффективного обучения продавца.
Но вначале нужно научиться соблюдать законодательство о труде, чтобы не схлопотать штрафы за неправильно оформленного работника. Этот вопрос раскрывается в первой главе, которая предлагается вашему вниманию
Как правильно оформить стажировку новых сотрудников
Оформить стажировку продавца в магазине лучше в виде срочного трудового договора согласно статье 59 ТК РФ. Если документ составляется на срок до 6 месяцев, то стажировать кандидата можно максимум две недели, если договор на срок более 6 месяцев, то испытательный срок – до 3 месяцев.
Обязательными документами для допуска человека к стажировке являются трудовой договор и приказ о приеме на работу. Но для облегчения процедуры обучения и повышения его эффективности рекомендуется дополнительно составлять Положение о стажировке и Программу стажировки. Как правильно оформить все перечисленные документы будет рассмотрено далее.
Положение о стажировке продавца
В процессе стажировки новых сотрудников магазина задействовано много служб: кадры, бухгалтерия, непосредственные руководители и т.д. Все они должны понимать, на каких условиях принимается стажер, и какие задачи перед ним ставятся.
Положение о стажировке дает стажеру понимание целей, к которым нужно стремиться
Для этого составляется и утверждается Положение о стажировке, регламентирующее следующие вопросы:
- сроки стажировки, в зависимости от должности;
- условия оплаты труда;
- рабочий график;
- обязанности стажера;
- запрещенные стажеру действия;
- навыки, которые должны быть освоены стажером;
- назначение наставников и их обязанности;
- критерии последующего принятия стажера на работу.
Положение о стажировке составляется в произвольном виде и утверждается руководителем. Стажеру этот документ дается для ознакомления перед началом работы.
Договор на стажировку сотрудника
Правильно составленный договор на стажировку сотрудника должен оградить предпринимателя от штрафов за нарушение трудового законодательства. Содержание этого документа отличается от стандартного срочного трудового соглашения только тем, что в нем указаны:
- отдельная должность стажера, например, помощник продавца, младший продавец;
- оговорены сроки стажировки.
В остальном пункты срочного договора со стажером аналогичны таковым в обычном срочном трудовом соглашении. Документ подписывается в двух экземплярах, один из которых получает работник. После успешного прохождения стажировки, человек принимается в штат на стандартных условиях.
Образец срочного трудового договора о проведении стажировки
Предприниматель может подписать со стажером и классический бессрочный трудовой договор, включив в него условие о наличии испытательного срока. Такая возможность предусмотрена статьей 70 ТК РФ. При подписании бессрочного договора, стажер автоматически становится полноценным работником после окончания испытательного срока.
Следует помнить, что кандидат должен получать зарплату на уровне не меньше МРОТ, установленного законом.
Приказ о стажировке
Приступить к работе в магазине новый стажер-продавец может только после утверждения руководителем приказа о стажировке. Он составляется на основании подписанного срочного трудового договора с работником.
Образец приказа на проведение стажировки
В приказе обязательно должны быть оговорены следующие пункты:
- срок стажировки;
- ФИО, должность стажера;
- ФИО, должность наставника.
Стажер в обязательном порядке ознакамливается с приказом под роспись. По запросу работника в течение трех дней предоставляется копия этого документа, служащего доказательством трудоустройства.
Программа стажировки продавца
Пришедший на работу в магазин продавец должен четко понимать, чему он должен научиться за испытательный период.
Примерное содержание программы стажировки нового сотрудника
Для этого составляется программа стажировки, которая должна включать следующие вопросы:
- Календарный план задач для нового работника.
- Изучение правил охраны труда и прохождение инструктажей.
- Знакомство со структурой магазина и будущей зоной ответственности.
- Перечень умений и навыков, которым должен научиться стажер. Сюда можно отнести работу с онлайн-кассой и программой складского учета.
- Задачи наставника.
- Минимальные требования, которые предполагают положительный результат прохождения стажировки.
Программа стажировки нового продавца является рамочным документом и не предполагает ответственности за её нарушение. Окончательное слово о приеме на работу остается за руководителем.
Пошаговый план стажировки нового сотрудника
Стажер должен получить цельное представление о своей будущей работе. Чтобы новая информация в его голове не перемешивалась, а воспринималась последовательно, составляется план стажировки нового сотрудника.
Поэтапный план стажировки нового продавца в магазине
Рассмотрим его возможный вариант:
- Изучение внутренних правил и положений магазина, должностной инструкции, знакомство с сотрудниками магазина, инструктаж по охране труда.
- Изучение ассортимента магазина и продаваемых конкурентами аналогов. Целью этапа является получение знаний характеристик и конкурентных преимуществ по каждой товарной позиции.
- Промежуточные экзамены по ассортименту. Без удовлетворительных знаний характеристик товаров прохождение последующих этапов стажировки будет затруднено и неэффективно.
- Освоение техник и стандартов продаж. Стажер обязан научиться выявлять потребности покупателей, работать с возражениями и результативно продавать. На этом этапе стажеру должен активно помогать наставник.
- Промежуточные экзамены по техникам продаж.
- Изучение программы складского учета и онлайн-касс. Нежелательно предоставлять стажеру доступ к кассовому аппарату с первого дня работы. Выбивать чеки в начале работы может и наставник.
- Самостоятельная работа продавца-стажера с онлайн-кассой и программой складского учета под контролем наставника.
- Первые полностью самостоятельные продажи, отработка техник общения с покупателями.
- Адаптация в торговом зале, работа с выкладкой товаров, консультирование клиентов, оформление продаж под заказ. На этом этапе стажер на практике знакомится с сопутствующими процедурами в магазине.
- Работа в режиме полной нагрузки с постановкой минимального плана продаж.
По итогам прохождения всех десяти этапов руководством принимается решение об успешном выполнении плана стажировки новым сотрудником и его приеме на постоянную работу.
Типичные ошибки стажировки и пути их решения
Стажировка нового продавца не всегда оканчивается положительно. В итоге человек уходит с работы через несколько дней самостоятельно, или работодатель не принимает его на «постоянку» после испытательного срока. В итоге каждый безрезультатно теряет своё время и силы. Избежать этого можно, если знать допускаемые при стажировке типичные ошибки и пути их решения.
Неправильные установки продавцов-стажеров
- «Работа продавца – не престижная». Решение – объяснить, что лучшие продавцы могут получать больше своего наемного руководителя и всегда востребованы на рынке труда.
- «Проявлять инициативу не нужно, покупатели сами подойдут». Решение – объяснить, что многие покупатели стесняются задавать уточняющие вопросы продавцу, и уходят, не развеяв свои сомнения. Поэтому задача работника – первому начать разговор, раскрыть выгоды товара и продать его.
- «Знание ассортимента – главный драйвер продаж». Решение – не затягивать обучение стажера характеристикам товаров и объяснить, что эффективные продажи зависят также от умения общаться с покупателем.
- «Нехорошо стимулировать клиента к приобретению товар». Решение – научить стажера не навязывать продукцию, а выявлять потребность и предлагать человеку только то, что ему нужно.
Неправильные установки руководителей
- «Продавцами рождаются, а не становятся. Нет смысла стараться кого-то обучить». В реальности, руководитель должен понимать, что обучение техникам продаж любого человека способно увеличить выручку на десятки процентов.
- «Стажер должен разобраться во всем, просто наблюдая за работой наставника». В реальности, лучше обучать стажера по стандартному плану, разъясняя все нюансы. Это позволит ему не повторять рабочие ошибки опытного продавца.
- «Деньги – главная мотивация. Предложу процент от продаж – сам всему научится». На самом деле, в рейтинге приоритетов наемных работников уровень зарплаты находится на 4-5 месте. Гораздо важнее для них признание заслуг, постановка достижимых целей и комфортные условия работы.
- «Зачем обучать, если он может уйти? Пока просто присмотрюсь». Необученный продавец принесет магазину мало прибыли, к тому же отсутствие внимания со стороны руководителя может стать самостоятельной причиной ухода стажера до истечения испытательного срока.
- Использование устаревших методов обучения. Стажер никогда не научится хорошо продавать под руководством наставника, не знающего техники общения с покупателями. Решение – руководитель обязан сам изначально обучиться стандартам продаж.
- Игнорирование современных средств учета. Решение – автоматизация торговли за счет применения программы складского учета. Молодые стажеры могут легко обучаться азам работы с современной кассовой техникой. Её использование облегчит работу самим продавцам, руководителю, а также позволит магазину нарастить прибыль.
Наставник и продавец-стажер могут устраивать ролевые игры
Устранение перечисленных неверных установок с большой вероятностью позволит сделать из стажера хорошего продавца. В результате и кандидат, руководитель с пользой потратят время, отведенное на стажировку.
Мотивируем наставника правильно
У каждого продавца-стажера должен быть наставник. В его обязанности входит:
- Обучение работе с оборудованием.
- Оказание психологической поддержки на новом месте работы.
- Разъяснение информации, указанной в бумажных документах.
- Помощь в приобретении навыков и умений.
- Контроль над соблюдением стажёром программы и плана стажировки.
- Наблюдение за стажером.
- Разъяснение принципов работы магазина, взаимодействия с поставщиками.
Наставником не должен быть человек, который в будущем станет конкурентом стажера. В таком случае у него будет прямой мотив саботировать обучение нового сотрудника.
Обучение стажера наставником должно быть последовательным
Работа наставника должна дополнительно оплачиваться. Это может быть премия или отдельная доплата, оговоренная в положении о стажировке. Размер финансового стимула можно привязать к результативности обучения и уровню продаж стажера в первый месяц после прохождения испытательного срока.
От грамотного прохождения и оформления стажировки сотрудника зависит прибыль бизнеса. Ведь в долгосрочной перспективе все работники магазина пройдут через этот этап. Поэтому руководитель должен сделать стажировку новых сотрудников максимально эффективной, чтобы коллектив стал профессиональным и нацеленным на результат.
Читайте также
- Онлайн-касса для интернет-магазинов
- Онлайн-касса для Шоурума и ПВЗ
- Онлайн-касса для курьеров и выездной торговли
- Автоматизация кафе, кофеен и ресторанов быстрого питания
- Онлайн-касса для страховых агентов
- Онлайн-касса для такси и таксопарков
- Контакты
- Доставка и оплата оборудования
- Конфиденциальность данных
- Лицензионный договор
- Условия возврата и приемки оборудования
- Наши партнеры
- Поддержка
- Блог о торговле
Соглашение о конфиденциальности
и обработке персональных данных
1.Общие положения
1.1.Настоящее соглашение о конфиденциальности и обработке персональных данных (далее – Соглашение) принято свободно и своей волей, действует в отношении всей информации, которую ООО «Инсейлс Рус» и/или его аффилированные лица, включая все лица, входящие в одну группу с ООО «Инсейлс Рус» (в том числе ООО «ЕКАМ сервис»), могут получить о Пользователе во время использования им любого из сайтов, сервисов, служб, программ для ЭВМ, продуктов или услуг ООО «Инсейлс Рус» (далее – Сервисы) и в ходе исполнения ООО «Инсейлс Рус» любых соглашений и договоров с Пользователем. Согласие Пользователя с Соглашением, выраженное им в рамках отношений с одним из перечисленных лиц, распространяется на все остальные перечисленные лица.
1.2.Использование Сервисов означает согласие Пользователя с настоящим Соглашением и указанными в нем условиями; в случае несогласия с этими условиями Пользователь должен воздержаться от использования Сервисов.
1.3.Сторонами (далее – «Стороны) настоящего Соглашения являются:
«Инсейлс» – Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус», ОГРН 1117746506514, ИНН 7714843760, КПП 771401001, зарегистрированное по адресу: 125319, г.Москва, ул.Академика Ильюшина, д.4, корп.1, офис 11 (далее — «Инсейлс»), с одной стороны, и
либо физическое лицо, обладающее дееспособностью и признаваемое участником гражданских правоотношений в соответствии с законодательством Российской Федерации;
либо юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства, резидентом которого является такое лицо;
которое приняло условия настоящего Соглашения.
1.4.Для целей настоящего Соглашения Стороны определили, что конфиденциальная информация – это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности (включая, но не ограничиваясь: информацию о продукции, работах и услугах; сведения о технологиях и научно-исследовательских работах; данные о технических системах и оборудовании, включая элементы программного обеспечения; деловые прогнозы и сведения о предполагаемых покупках; требования и спецификации конкретных партнеров и потенциальных партнеров; информацию, относящуюся к интеллектуальной собственности, а также планы и технологии, относящиеся ко всему перечисленному выше), сообщаемые одной стороной другой стороне в письменной и/или электронной форме, явно обозначенные Стороной как ее конфиденциальная информация.
1.5.Целью настоящего Соглашения является защита конфиденциальной информации, которой Стороны будут обмениваться в ходе переговоров, заключения договоров и исполнения обязательств, а равно любого иного взаимодействия (включая, но не ограничиваясь, консультирование, запрос и предоставление информации, и выполнение иных поручений).
2.Обязанности Сторон
2.1.Стороны соглашаются сохранять в тайне всю конфиденциальную информацию, полученную одной Стороной от другой Стороны при взаимодействии Сторон, не раскрывать, не разглашать, не обнародовать или иным способом не предоставлять такую информацию какой-либо третьей стороне без предварительного письменного разрешения другой Стороны, за исключением случаев, указанных в действующем законодательстве, когда предоставление такой информации является обязанностью Сторон.
2.2.Каждая из Сторон предпримет все необходимые меры для защиты конфиденциальной информации как минимум с применением тех же мер, которые Сторона применяет для защиты собственной конфиденциальной информации. Доступ к конфиденциальной информации предоставляется только тем сотрудникам каждой из Сторон, которым он обоснованно необходим для выполнения служебных обязанностей по исполнению настоящего Соглашения.
2.3.Обязательство по сохранению в тайне конфиденциальной информации действительно в пределах срока действия настоящего Соглашения, лицензионного договора на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договора присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ, агентских и иных договоров и в течение пяти лет после прекращения их действия, если Сторонами отдельно не будет оговорено иное.
2.4.Не будут считаться нарушением настоящего Соглашения следующие случаи:
(а)если предоставленная информация стала общедоступной без нарушения обязательств одной из Сторон;
(б)если предоставленная информация стала известна Стороне в результате ее собственных исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, осуществленной без использования конфиденциальной информации, полученной от другой Стороны;
(в)если предоставленная информация правомерно получена от третьей стороны без обязательства о сохранении ее в тайне до ее предоставления одной из Сторон;
(г)если информация предоставлена по письменному запросу органа государственной власти, иного государственного органа, или органа местного самоуправления в целях выполнения их функций и ее раскрытие этим органам обязательно для Стороны. При этом Сторона должна незамедлительно известить другую Сторону о поступившем запросе;
(д)если информация предоставлена третьему лицу с согласия той Стороны, информация о которой передается.
2.5.Инсейлс не проверяет достоверность информации, предоставляемой Пользователем, и не имеет возможности оценивать его дееспособность.
2.6.Информация, которую Пользователь предоставляет Инсейлс при регистрации в Сервисах, не является персональными данными, как они определены в Федеральном законе РФ №152-ФЗ от 27.07.2006г. «О персональных данных».
2.7.Инсейлс имеет право вносить изменения в настоящее Соглашение. При внесении изменений в актуальной редакции указывается дата последнего обновления. Новая редакция Соглашения вступает в силу с момента ее размещения, если иное не предусмотрено новой редакцией Соглашения.
2.8.Принимая данное Соглашение Пользователь осознает и соглашается с тем, что Инсейлс может отправлять Пользователю персонализированные сообщения и информацию (включая, но не ограничиваясь) для повышения качества Сервисов, для разработки новых продуктов, для создания и отправки Пользователю персональных предложений, для информирования Пользователя об изменениях в Тарифных планах и обновлениях, для направления Пользователю маркетинговых материалов по тематике Сервисов, для защиты Сервисов и Пользователей и в других целях.
Пользователь имеет право отказаться от получения вышеуказанной информации, сообщив об этом письменно на адрес электронной почты Инсейлс — contact@ekam.ru.
2.9.Принимая данное Соглашение, Пользователь осознает и соглашается с тем, что Сервисами Инсейлс для обеспечения работоспособности Сервисов в целом или их отдельных функций в частности могут использоваться файлы cookie, счетчики, иные технологии и Пользователь не имеет претензий к Инсейлс в связи с этим.
2.10.Пользователь осознает, что оборудование и программное обеспечение, используемые им для посещения сайтов в сети интернет могут обладать функцией запрещения операций с файлами cookie (для любых сайтов или для определенных сайтов), а также удаления ранее полученных файлов cookie.
Инсейлс вправе установить, что предоставление определенного Сервиса возможно лишь при условии, что прием и получение файлов cookie разрешены Пользователем.
2.11.Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность выбранных им средств для доступа к учетной записи, а также самостоятельно обеспечивает их конфиденциальность. Пользователь самостоятельно несет ответственность за все действия (а также их последствия) в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя, включая случаи добровольной передачи Пользователем данных для доступа к учетной записи Пользователя третьим лицам на любых условиях (в том числе по договорам или соглашениям). При этом все действия в рамках или с использованием Сервисов под учетной записью Пользователя считаются произведенными самим Пользователем, за исключением случаев, когда Пользователь уведомил Инсейлс о несанкционированном доступе к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи.
2.12.Пользователь обязан немедленно уведомить Инсейлс о любом случае несанкционированного (не разрешенного Пользователем) доступа к Сервисам с использованием учетной записи Пользователя и/или о любом нарушении (подозрениях о нарушении) конфиденциальности своих средств доступа к учетной записи. В целях безопасности, Пользователь обязан самостоятельно осуществлять безопасное завершение работы под своей учетной записью по окончании каждой сессии работы с Сервисами. Инсейлс не отвечает за возможную потерю или порчу данных, а также другие последствия любого характера, которые могут произойти из-за нарушения Пользователем положений этой части Соглашения.
3.Ответственность Сторон
3.1.Сторона, нарушившая предусмотренные Соглашением обязательства в отношении охраны конфиденциальной информации, переданной по Соглашению, обязана возместить по требованию пострадавшей Стороны реальный ущерб, причиненный таким нарушением условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2.Возмещение ущерба не прекращают обязанности нарушившей Стороны по надлежащему исполнению обязательств по Соглашению.
4.Иные положения
4.1.Все уведомления, запросы, требования и иная корреспонденция в рамках настоящего Соглашения, в том числе включающие конфиденциальную информацию, должны оформляться в письменной форме и вручаться лично или через курьера, или направляться по электронной почте адресам, указанным в лицензионном договоре на программы для ЭВМ от 01.12.2016г., договоре присоединения к лицензионному договору на программы для ЭВМ и в настоящем Соглашении или другим адресам, которые могут быть в дальнейшем письменно указаны Стороной.
4.2.Если одно или несколько положений (условий) настоящего Соглашения являются либо становятся недействительными, то это не может служить причиной для прекращения действия других положений (условий).
4.3.К настоящему Соглашению и отношениям между Пользователем и Инсейлс, возникающим в связи с применением Соглашения, подлежит применению право Российской Федерации.
4.3.Все предложения или вопросы по поводу настоящего Соглашения Пользователь вправе направлять в Службу поддержки пользователей Инсейлс www.ekam.ru либо по почтовому адресу: 107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12 БЦ «Stendhal» ООО «Инсейлс Рус».
Дата публикации: 01.12.2016г.
Полное наименование на русском языке:
Общество с ограниченной ответственностью «Инсейлс Рус»
Сокращенное наименование на русском языке:
Наименование на английском языке:
InSales Rus Limited Liability Company (InSales Rus LLC)
Юридический адрес:
125319, г. Москва, ул. Академика Ильюшина, д. 4, корп.1, офис 11
Почтовый адрес:
107078, г. Москва, ул. Новорязанская, 18, стр.11-12, БЦ «Stendhal»
ИНН: 7714843760 КПП: 771401001
Банковские реквизиты:
В ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) АО, г.Москва,
к/с 30101810500000000222, БИК 044525222