Как работает холодильник: принципы, циклы, режимы
Пока техника исправно функционирует, пользователя не интересует, как она устроена. Знания о том, как работает холодильник, понадобятся, когда возникла поломка: помогут избежать серьезной неисправности или быстро определить место. Правильная эксплуатация также во многом зависит от осведомленности пользователя. В статье рассмотрим устройство бытового холодильника и его работу.
Как устроен компрессорный холодильник
«Атлант», «Стинол», «Индезит» и другие модели оснащаются компрессорами, которые запускают процесс охлаждения в камере.
Основные составляющие части:
- Компрессор (мотор). Бывает инверторным и линейным. Благодаря запуску мотора фреон передвигается по трубкам системы, обеспечивая охлаждение в камерах.
- Конденсатор — это трубки на задней стенке корпуса (в последних моделях может размещаться сбоку). Тепло, которое вырабатывает компрессор во время работы, конденсатор отдает окружающей среде. Так холодильник не перегревается.
Вот почему производители запрещают устанавливать технику возле батарей, радиаторов и печей. Тогда перегрева не избежать, и мотор быстро выйдет из строя .
- Испаритель. Здесь фреон закипает и переходит в газообразное состояние. При этом забирается большое количество тепла, трубки в камере охлаждаются вместе с воздухом в отделении.
- Вентиль для терморегуляции. Поддерживает заданное давление для движения хладагента.
- Хладагент — это газ-фреон или изобутан. Он циркулирует по системе, способствуя охлаждению в камерах.
Важно правильно понимать, как работает техника: она не вырабатывает холод. Воздух охлаждается благодаря отбору тепла и его отдаче окружающему пространству. Фреон проходит в испаритель, поглощает тепло и переходит в парообразное состояние. Двигатель приводит в действие поршень мотора. Последний сжимает фреон и создает давление для его перегонки по системе. Попадая в конденсатор, хладагент остывает (тепло выходит наружу), превращаясь в жидкость.
Чтобы установить нужный температурный режим в камерах, устанавливается терморегулятор. В моделях с электронным управлением (LG, «Самсунг», «Бош») достаточно выставить значения на панели.
Переходя в фильтр-осушитель, хладагент избавляется от влаги и проходит по трубкам капилляра. После чего снова попадает в испаритель. Мотор перегоняет фреон и повторяет цикл, пока в отделении не установится оптимальная температура. Как только это случится, плата управления посылает сигнал пускозащитному реле, которое отключает двигатель.
Однокамерный и двухкамерный холодильник
Несмотря на одинаковое строение, различия в принципе работы все-таки есть. Старые двухкамерные модели оснащены одним испарителем для обеих камер. Поэтому, если при разморозке механически убирать наледь и задеть испаритель, из строя выйдет весь холодильник.
Новый двухкамерный шкаф имеет два отделения, каждый из которых оснащен испарителем. Обе камеры изолированы друг от друга. Обычно в таких случаях морозилка находится снизу, а холодильный отсек — сверху.
Поскольку в холодильнике есть зоны с нулевой температурой (читайте, что такое зона свежести в холодильнике), фреон охлаждается в морозилке до определенного уровня, а затем перемещается в верхнее отделение. Как только показатели достигают нормы, срабатывает терморегулятор, и пусковое реле отключает мотор.
Наиболее востребованы приборы с одим мотором, хотя с двумя компрессорами также набирают популярность. Последние функционируют так же, просто за каждую камеру отвечает отдельный компрессор.
Но не только в двухкамерной технике можно отдельно устанавливать температуру. Есть такие приборы («Минск» 126, 128 и 130), где установлены электромагнитные клапаны. Они перекрывают подачу фреона в отделение холодильника. Исходя из показаний регулятора температуры выполняется охлаждение.
Более сложная конструкция предусматривает размещение специальных датчиков, которые измеряют температуру снаружи и регулируют ее внутри камеры.
Как долго работает компрессор
Точные показания не указаны в инструкции. Главное, чтобы мощности мотора хватало на нормальную заморозку продукции. Существует общий коэффициент работы: если прибор функционирует 15 минут и 25 минут отдыхает, тогда 15/(15+25) = 0,37.
Если подсчитанные показатели оказались менее 0,2, значит нужно отрегулировать показания термореле. Более 0,6 указывает на нарушение герметичности камеры.
Абсорбционный холодильник
В данной конструкции рабочая жидкость (аммиак) испаряется. Хладагент циркулирует по системе благодаря растворению аммиака в воде. Затем жидкость переходит в десорбер, а потом в дефлегматор, где снова разделяется на воду и аммиак.
Холодильники данного типа редко используются в быту, поскольку в основе ядовитые компоненты.
Модели с No Frost и «плачущей» стенкой
Техника с системой Ноу Фрост сегодня на пике популярности. Потому что технология позволяет размораживать холодильник раз в год, только чтобы помыть. Особенности функционирования обеспечивают вывод влаги из системы, поэтому в камере не образуется лед и снег.
В морозильном отделении располагается испаритель. Холод, который он вырабатывает, распространяется по холодильному отделению с помощью вентилятора. В камере на уровне полок есть отверстия, куда выходит холодный поток и равномерно распределяется по отсеку.
После цикла работы запускается оттайка. Таймер запускает ТЭН испарителя. Наледь тает, и влага выводится наружу, где испаряется.
«Плачущий испаритель». Название основано на принципе, при котором во время работы компрессора на испарителе образуется наледь. Как только мотор отключается, лед тает, и конденсат стекает в сливное отверстие. Способ оттайки называется капельный.
Суперзаморозка
Функцию также называют «Быстрая заморозка». Она реализована во многих двухкамерных моделях «Хаер», «Бирюса», «Аристон». В электромеханических моделях режим запускается нажатием кнопки или поворотом регулятора. Компрессор начинает безостановочную работу до тех пор, пока продукты полностью не промерзнут как внутри, так и снаружи. После чего функцию нужно отключить.
Рекомендуется включать режим на срок до 72 часов.
Электронное управление автоматически отключает суперзаморозку, согласно сигналам термоэлектрических датчиков.
Электрическая схема
Чтобы самостоятельно отыскать причину неполадки, понадобится знание электрической схемы.
Ток, подающийся на схему, проходит такой путь:
- идет через контакты термореле (1);
- кнопки оттайки (2);
- теплового реле (3);
- пускозащитного реле (5);
- подается на рабочую обмотку двигателя мотора (4.1).
Нерабочая обмотка двигателя пропускает напряжение больше заданного значения. При этом срабатывает пусковое реле, замыкает контакты и запускает обмотку. После достижения нужной температуры, контакты термореле размыкаются, и двигатель останавливает работу мотора.
Теперь вы понимаете устройство холодильника и как он должен работать. Это поможет правильно эксплуатировать прибор и продлить срок его использования.
Замена компрессора в холодильнике своими руками — ремонт мотора, инструкция, советы мастера
Компрессор — это важнейшая часть холодильника, которая отвечает за охлаждение морозильной камеры. Самостоятельно произвести ремонт на дому компрессора достаточно сложный процесс. Здесь необходимо разбираться в тонкостях, уметь пользоваться специализированным оборудованием для тестирования и пайки. Особое значение имеет повторная заправка фреона.
Замена компрессора в холодильнике
Для того чтобы самому заменить, потребуются инструменты и приспособления:
- клещи для обрезки медных трубок;
- кусачки для обрезки капиллярного канала;
- комплект гаечных ключей для снятия болтов крепления;
- набор отверток с плоским или крестообразным жалом;
- комплект б-гранных ключей;
- плоскогубцы;
- заправочная станция для нагнетания хладагента;
- газовая горелка для пайки трубок;
- тестовый прибор;
- металлические экраны для защиты пластиковых деталей от пламени
- горелки;
- соединительные муфты для трубок.
Дополнительно понадобится баллон с газом, пригодным для заправки холодильной установки. Для проверки работоспособности оборудования используется цифровой термометр. Поскольку в контуре охлаждения могут быть трещины, через которые уходит хладагент, то необходим электронный прибор для обнаружения поврежденных участков.
Набор инструментов для замены помпы по стоимости превосходит цену самой установки, поэтому рекомендуется вызвать специалиста. Найти мастера, смотреть отзывы и предложить заказ можно в домовой службе.
Поэтапная смена компрессора
Если владелец оборудования смог достать набор инструментов, то он может самостоятельно отремонтировать оборудование. Перед тем как заменить, необходимо отключить установку от электрической сети и очистить от продуктов.
Оборудование отодвигается от стены, с поверхности трубопроводов удаляется слой пыли. После удаления льда и воды необходимо слить конденсат из ванночки, смонтированной на крышке насосной станции.
Снятие старого
Корпус насоса установлен в нише на специальной траверсе. Опоры оборудованы пружинными и резиновыми амортизаторами, конструкция стянута болтом и гайкой.
Для снятия компрессора необходимо отвернуть точки крепления. Если резьба покрыта ржавчиной, то на поверхность необходимо нанести жидкость WD40.
После удаления изношенного агрегата необходимо зачистить концы металлического трубопровода.
Видео инструкция по снятию:
Установка нового
Поскольку конструкция не предусматривает починку электродвигателя или поршневого насоса, то при поломке деталей необходимо установить новый агрегат.
Корпус установки крепится на траверсе, на трубках установлены заводские предохранительные заглушки. Снимать элементы разрешается непосредственно перед пайкой трубопроводов, при демонтаже проверяется избыточное давление воздуха в корпусе (по свисту выходящего газа).
Если в компрессоре отсутствовал воздух под давлением, то установка подобного агрегата не рекомендуется.
Затем запаиваются магистрали, пламя горелки не должно попадать в полость насосного агрегата. После снятия транспортировочных крышек с корпуса осушителя производится установка капиллярной трубки.
После проверки качества швов выполняется закачивание в контур хладагента, рекомендованного производителем холодильного оборудования.
При заправке производится предварительное вакуумирование системы, при обнаружении трещин в морозилке или соединительных трубках выполняется дополнительная починка.
Проверка работы
После заправки контура хладагентом необходимо установить на штатное место реле и кабели питания, а затем запустить установку. Мотор для холодильника должен включиться, оборудование работает по сигналам от температурных датчиков.
Если агрегат работает постоянно, то следует проверить корректность регулировки, при повышенной температуре в помещении он функционирует дольше, чем при нормальных условиях.
Если насос работает без перерыва 10-15 минут, а температура не падает, то требуется проверить давление в контуре.
Манометр подключается к заливной трубке, нормальное давление находится в пределах 5-6 МПа. Параллельно проверяется корректность подключения реле к мотору и электрической цепи, а также работоспособность изделия.
Замена компрессора в холодильнике своими руками
Пока агрегат работает исправно, его устройство и принцип работы мало кому интересны. Но в случае поломки мы начинаем ломать голову. Как быть? Срочно искать мастера или попробовать разобраться самостоятельно. Как распознать, что проблема именно в компрессоре? Возможен ли самостоятельная наладка?
Давайте рассмотрим подробно каждый из этих вопросов и вы узнаете как это можно отремонтировать самому.
Роль компрессора в холодильнике
Оказывается, агрегат, установленный на нашей кухне, не создает холод, а лишь забирает тепло. Краем уха все мы слышали, что существует такое вещество как хладагент. Что-то он там охлаждает. Осталось понять, что и каким образом.
Хладагентом называют жидкость или газ, чаще всего фреон (хотя существуют агрегаты, работающие и на твердых веществах), которые в процессе испарения и последующем сжатии способны забирать тепло у охлаждающихся продуктов.
Важнейшей частью является компрессор – поршневое устройство, предназначенное для сжатия и перемещения этого самого хладагента. Циркуляция (то есть круговорот) его происходит следующим образом.
Заправленный через металлический бачок, расположенный в самом низу задней стенки хладагент с помощью поршня уплотняется и подается в длинную спиралеобразную трубку, расположенную в задней части, называемую конденсатором.
В процессе такого сжижения происходит нагрев газа (фреона). Далее горячий хладагент (действительно, задняя стенка периодически нагревается) для снижения давления проходит через очень узкую (диаметром около миллиметра) медную капиллярную трубку (дроссель). Из нее газ попадает в испаритель – трубку большего диаметра. Давление продолжает снижаться, фреон остывает и постепенно вновь испаряется (разжижается).
Температура при этом падает, и он начинает забирать тепло из помещенных в холодильник продуктов.
Затем по обратной трубе всасывает разжиженный газ, и процесс начинается заново. Цикл будет повторяться, пока в холодильнике не будет нужной, выставленной нами температуры. Затем он на время отключится или снизит обороты.
Сколько видов компрессоров: плюсы и минусы
Подразделение их на два типа (линейные и инверторные) условно. По сути, это схожие по конструкции агрегаты, работающие по одному и тому же вышеописанному принципу. В основу классификации положена лишь частота вращения вала двигателя и возможность его временной остановки.
Линейные
Работают циклично, то есть периодически включаются-выключаются. Запуск производится только в том случае, если датчик, сопоставив температуру с заданной, определяет, что она повышена. Так как агрегат быстро набирает обороты, охлаждение происходит в кратчайший срок. Как только температура выравнивается, система на время отключается.
Достоинством этого вида компрессоров является максимально быстрое снижение температуры.
Минусом линейного агрегата является повышенная шумность, перенапряжение в сети из-за постоянных включений-отключений, а также значительное потребление энергии.
В последних моделях эти недостатки нивелируются. Холодильник и, в которых установлены менее мощные, запускаются постепенно, в течение нескольких часов, но менее «прожорливы» и потребляют меньше электроэнергии. Модели же, оснащенные системами «тихого старта», шумят не так сильно.
Инверторные
Прибор работает непрерывно, плавно и размеренно. То есть включения-выключения не происходит. При необходимости он просто снижает обороты.
Существенными плюсами инверторных агрегатов является бесшумность и минимальное потребление электроэнергии. Температура в оснащенных подобными системами, всегда стабильна. Однако подобные устройства слишком чувствительны к перепадам напряжения. Да и их стоимость намного выше, чем цена приборов с линейными компрессорами.
Причины выхода из строя
Как и любое другое устройство, подобные системы имеют определенный срок эксплуатации и требуют регулярного обслуживания. Перечислим основные причины неисправности:
Важно! В инверторных типах холодильников за регулировку их работы отвечает автоматика. Самостоятельная починка в домашних условиях при ее отказе невозможен.
Меняем компрессор: поэтапный процесс
Нужно ли менять компрессор: плюсы и минусы
Так как стоимость этого устройства составляет половину стоимости самого холодильника, менять его есть смысл только в том случае, если он проработал не более 5-7 лет. То есть починка будет целесообразна в том случае, если вы твердо уверены, что остальные узлы агрегата не изношены и в ближайшее время не потребуется менять.
Учтите также, что самостоятельно возможно только при точном соблюдении технологии монтажа и обладании определенными навыками. В противном случае вы можете нарушить балансировку или выпустить хладагент. То есть стоимость наладки существенно возрастет.
Итак, мы выяснили, что замена своими руками возможна лишь при наличии определенных навыков. Действовать необходимо предельно аккуратно и осторожно, чтобы не перегнуть трубки и не выпустить фреон. Заправлять маслом 10W40, заправляем аккуратно шприцом и соблюдать все меры предостороженности.
Причины поломки компрессора
- делятся на технические (поломка случается из-за механических повреждений внутри самого устройства) и эксплуатационные (когда нарушены технические предписания завода изготовителя по уходу, эксплуатации и транспортировке устройства). Самой распространенной поломкой является заклинивание поршня двигателя из-за перегрева. Рабочая температура находится в пределах от 60 до 90 градусов Цельсия.
- При нарушениях в работе системы охлаждения, таких как утечка хладагента, некорректная работа термостата или датчика температуры, не герметичное уплотнение двери, мотор для холодильника может работать длительное время без положенной остановки. При этом он перегревается, металл в нем расширяется и происходит сначала выработка трущихся частей, а потом и вовсе клин и остановка.
- Для предотвращения такой ситуации в реле включения двигателя установлен плавкий предохранитель, но и он не всегда способен вовремя разорвать цепь питания и остановить работу. К независящим от пользователя причинам можно также отнести перепад напряжения в сети. Хоть холодильник и оборудован предохранителем, но случается и такое, что при повышении напряжения перегорает обмотка на катушках электродвигателя.
- К нарушениям правил эксплуатации можно отнести постоянно открытую дверь и несвоевременную разморозку (в устройствах, где она необходима). И первое и второе заставляют некорректно работать мотор на пределах своей мощности и в последующем приводит к его поломке.
- Еще одной из немаловажных причин может быть нарушение температурных показателей в месте, где используется холодильник. На каждом устройстве есть предписанные заводом показатели граничных температур. Для более жаркого или более холодного климата существуют специальные аппараты, конструктивно предусматривающие использование в нужных условиях.
Как определить, что сломан именно компрессора
Принимая во внимание тот факт, что прибор является сердцем холодильной установки, о выходе его из строя станет понятно сразу, при повышении температуры в холодильнике, или при потекшей морозилке.
Если в течении длительного времени на кухне отсутствует привычное урчание, но при этом свет внутри горит и индикация присутствует (в устройствах где она имеется), вероятнее всего вышел из строя либо мотор, либо что-то из оборудования его включения (датчики, термостат, реле, электронный модуль).
Выяснить, что требуется замена может специалист, подключив к нему питание напрямую, в обход всех остальных систем. Иногда на поломку двигателя могут указывать периодические попытки запуска и спустя несколько секунд резкие его остановки.
Менять или оставить?
Такая починка, как замена компрессора, является очень дорогим и требует высокой квалификации специалиста, проделывающего эту процедуру.
Дороговизна ремонта обусловлена большой стоимостью самого мотора и необходимостью проведения целого ряда мероприятий по заправке, пайке, смене фильтра и т.д. Многие мастера пренебрегают отдельными тонкостями при проведении работы и очень часто случается так, что новый мотор после такого горе-мастера проработает месяц и тоже выйдет из строя. Такая ситуация может произойти если не поменяли фильтр или не почистили систему от продуктов работы старого мотора (металлическая пыль, смешанная с маслом). Такой мусор, при попадании в новый двигатель, оставляет задиры на поршневой и приводит к существенному понижению производительности или вовсе выходу ее из строя.
Сам по себе мотор довольно надежное устройство и его поломка связана либо с количеством моточасов, которые он отработал (старый холодильник), либо с другой неисправностью, послужившей причиной такому явлению. Поэтому, принимая решение о его обновлении, нужно это учитывать.
Если холодильник уже не новый, то цена такого ремонта может вплотную подбираться к стоимости самого устройства. А если кроме мотора нужна замена испарителя или других элементов, то точно лучше даже не начинать, а ограничится диагностикой и подумать о замене холодильника.
Как показывает практика, цена такого ремонта достигает 70-80% стоимости нового, но никогда не сравниться в качестве комплектующих и заводской сборкой.
Как проверить исправность электромотора
Первый признак, по которому можно определить поломку — скачок температуры в основной блоке. Там может быть настолько тепло, что испортятся все продукты. Есть и другие признаки выхода из строя главной детали холодильника:
Проверка сопротивления и напряжения
Иногда в поломке виноват кабель или обрыв проводки, поэтому перед началом ремонтных работ нужно замерить сопротивление, чтобы обезопасить себя от травм.
Для проверки сопротивления отыщите место, в котором нет краски. Если таких мест нет, сотрите покрытие растворителем. Возьмите тестер и приставьте его щупы к корпусу и контакту. Если ничего не высветилось, то прибор исправен, а если на экране мультиметра есть цифры, ремонтировать мотор для холодильника в домашних условиях очень опасно.
Чтобы проверить ток, убедитесь в работоспособности пускового реле. Возьмите мультиметр с клещами — таким прибором проверять удобнее. Если мощность мотора, к примеру, 140 Вт, измерительный прибор должен показать ток в 1,3 А. Соотношение этих показателей такое же, если мощность двигателя другая.
Как производится замена масла в компрессоре
Если после замены оказалось, что в системе недостаточно масла, значит, нужно заменить или долить его. Перед тем, как сливать, менять или заправлять масло, стоит проконсультироваться с опытным мастером.
Когда еще нужна заливка масла? Мы решили рассмотреть этот вопрос в рамках данной публикации, потому что бывают случаи, когда в новом моторе масло не залито, тогда придется делать это самому.
МАСТЕР ПО РЕМОНТУ ХОЛОДИЛЬНИКА
Телефон: +7 (495) 127-78-55
Как проверить компрессор холодильника рабочий или нет. Неисправности компрессора холодильника, самостоятельное определение поломки по признакам
Для начала кратко о холодильном компрессоре, как о модуле, составляющем часть кондиционера. Это оборудование относится к электромеханическим устройствам, отличительной особенностью которых является полная герметизация внутреннего содержимого.
То есть, на случай каких-либо механических (электрических) неисправностей нельзя просто взять, разобрать такое устройство, как многие другие, чтобы добраться до неисправного узла. Здесь всё намного сложнее. В некоторых случаях даже придется выполнить демонтаж сплит-системы.
Вот почему при серьёзных неисправностях холодильный компрессор сплит системы проще заменить новым, нежели пытаться ремонтировать.
Если рассматривать машину обобщённо, теоретически схема механической части холодильного компрессора напоминает традиционный воздушный компрессор.
Машина также содержит шатунно-поршневую систему, правда, зачастую ротационного типа, подшипниковые узлы, систему клапанов. Но всё это заключено в герметично заваренном металлическом корпусе.
Там же, внутри корпуса, монтируется электрический привод. Система привода сделана таким образом, чтобы обмотка из проводов, не имеющая воздушного охлаждения, получала охлаждение от рабочего хладагента – фреона
Этот достаточно действенный способ внутреннего охлаждения обеспечивает долговечность моторов компрессоров. На практике неисправности электродвигателей отмечаются, но достаточно редко.
Где находится компрессор в холодильнике
Этот узел расположен сзади аппарата в его нижней части . Компрессор относится к главной детали, благодаря которой в тепловой системе циркулирует холодильный агент. В зависимости от назначения в холодильнике могут быть поставлены два узла. В движение компрессор приводит мотор. Современные улучшенные модели приборов комплектуют поршневыми компрессорами, внутри них установлен двигатель.
Поршневые устройства меньше ломаются, потому что в них исключена потеря хладагента.
Что собой представляет компрессор
Принято считать, что компрессор — это сердце холодильника. От его работы будет зависеть работа всего бытового прибора. В холодильнике есть замкнутая система, в которую входит компрессор, испаритель и конденсатор. Благодаря мотору пар охлаждающегося реагента перекачивается по этой замкнутой системе. Устройство компрессора технически сложное, состоящее из реле, электродвигателя и поршня. Если в работе двигателя компрессора возникли неисправности, то срочно нужно выполнить ремонт иначе придется выполнить полную замену.
Компрессор ACC HMK95AA 167w Италия
Отличия в работе моторов
Работа линейных и инверторных компрессоров имеет много отличий. Линейный регулируется при помощи специального реле и при достижении необходимого показателя температуры отключается. При точном прослушивании можно услышать щелчок отключения. Инверторному требуется меньше энергии для поддержания термальных условий в определенном диапазоне.
Линейный компрессор
Новые технологии в виде инверторного компрессора еще не так распространены — новый тип мотора пока является диковинкой. Функции обычного компрессора — это включение работа и отключение. В обычном приборе, для достижения температурного порога, мотор должен развить максимальную мощность, после чего произойдет охлаждение холодильного отделения, и он отключится. В процессе такой работы чередуются щелчки, которые издаются в управляющем реле.
В инверторном компрессоре работа проходит плавным образом, детали не достигают предельной нагрузки из-за включения и отключения. В холодильнике с линейным компрессором установлен датчик измерения температуры. Когда температура падает, мотор включается и снова развивает максимальные обороты, а в процессе этого датчик периодически измеряет температуру. При достижении необходимого показателя мотор выключается. Из-за такого цикла происходит быстрый износ деталей.
Коллекторный нагнетатель воздуха
Получая из источников информацию об инновационных моделях холодильников можно встретить такое понятие, как «обычный» компрессор. Однако, смысл его знает не каждый.
Под этим термином имеется в виду коллекторный механизм, с вертикально установленным валом электромотора. Он монтируется на пружинном механизме и закрыт герметичным коробом, тем самым обеспечивая высокую степень звукоизоляции системы.
В старых моделях использовалась горизонтальная компоновка, что и делало агрегат более шумным — вибрирование отражалось на всем корпусе.
Здесь используется стандартный принцип функционирования и технология, разработанная еще много десятков лет назад – нагнетатель работает до тех пор, пока в холодильном блоке не достигается заданный температурный режим, а потом выключается.
Холодильные агрегаты могут быть укомплектованы одним или двумя коллекторными нагнетателями. Если их два, тогда один поддерживает температуру в морозильном отсеке, а другой – в блоке охлаждения. Сейчас все реже можно встретить двухкомпрессорное оснащение
Обзорными моделями оснащают в основном бюджетные варианты холодильников и в этом их единственное преимущество перед другими представителями вида.
Принцип действия инвертора
При включении холодильника установленный предел температуры достигается очень быстро. После этого, благодаря инверторной системе, поддерживается температура при оптимальной работе мотора. Компрессор плавно снижает обороты до определенного показателя для поддержания установленного температурного режима и не выключается полностью. В результате температура остается неизменной. Мощность усовершенствованного компрессора может варьироваться от 0 до 100% в зависимости от установленной температуры, а в линейном компрессоре — или 0 или 100%.
Ротационный нагнетатель с пластинами
Ротационные (роторные) горизонтально или вертикально позиционированные нагнетатели оснащены одним или двумя роторами и являются аналогами двухшнековой соковыжималки, однако спирали винтового типа неравнозначные.
В зависимости от принципа работы их разделяют на два основных класса: с катящимся и вращающимся валом.
Между поршнем и корпусом компрессора с подвижными пластинами образуется зазор. За счет эксцентричности ротора его величина при воспроизведении вращений меняется, тем самым преграждая переход хладагента из одной зоны в другую
В первом случае агрегат представлен валом двигателя с насаженным цилиндрическим поршнем, находящийся эксцентрично относительно центра, то есть смещен.
Циклы вращения производятся внутри корпуса цилиндра. Зазор, имеющийся между корпусом и ротором, при вращениях меняет свои размеры.
В месте минимального отверстия расположен нагнетающий патрубок, максимального – всасывающий. К оборотному поршню, в свою очередь, посредством пружины прикреплена пластина, которая преграждает пространство между двумя патрубками.
Во втором варианте принцип работы аналогичный с одним отличием – пластины неподвижны и размещены на роторе. В процессе работы поршень вращается относительно цилиндра, а пластины поворачиваются вместе с ним.
Основные преимущества и недостатки
Существует много причин, по которым потребители склоняются к новой технологии:
- Низкое потребление электроэнергии. Большинство производителей утверждают, что экономичность оборудования достигает 40% в сравнении с традиционными установками. Эффект получается благодаря отсутствию циклического процесса включения и выключения.
- Длительность срокаэксплуатации. Благодаря снижению мощности инверторного мотора в холодильнике, нагрузка на механизм снижается. Как результат — детали механизма меньше изнашиваются. Производителями гарантируется бесперебойная работа холодильника не менее 10 лет.
- Отсутствие щелчков управляющего механизма и низкий шум при работе холодильника. пищевых продуктов происходит при лучшихусловиях. Отсутствие перепада установленной температуры из-за включения-отключения, что характерно для линейного компрессора.
- Более точный контроль температуры.
- По сравнению с линейным вариантом осуществляется меньшая нагрузка на электросеть, проблемы с сетью сводятся к минимуму.
Инверторная установка создает меньшую нагрузку на электросеть и приборы, подключенные к ней.
Недостатки инверторных холодильных устройств весьма немногочисленны:
- Стоимость. Цена может быть выше, чем на обычные холодильники, на 30%, при этом экономия электричества незначительна.
- Чувствительность. Эксплуатациядолжна проводится при исправной проводке и постоянном поддержании одинакового напряжения в сети.
Что проверить в первую очередь
Причин, по которым могут возникнуть вышеописанные нарушения в работе, может быть несколько. При наличии хотя бы минимальных знаний строения бытовой техники выявить поломку можно самостоятельно. Профессионалы советуют придерживаться следующего алгоритма работы, однако здесь нужно учитывать разновидность термостата.
У приборов с механическим типом термостата существуют 3 возможные причины поломки:
- повреждение пускового реле;
- выход из строя термостата; компрессора.
Очередность, с которой стоит проверять все перечисленные детали, не имеет большого значения. Можно начать с того узла, который наиболее доступен. Это правило относится к тем приборам, которые стоят у стены или в нише.
Проверять термостат следует после отключения аппарата. Снимаются все те детали, которые могут помешать осмотру. В первую очередь это плафоны и крышки.
Следующий этап — замыкание между собой проводов (тех, которые идут к контактам). Провод заземления в данном случае трогать не стоит (чаще всего его можно узнать по зеленой обмотке). Виды термостатов, располагающихся в осветительном плафоне, обладают и синим проводом, который тоже не задействован. После выполнения такой работы прибор подключают к электросети. Если произошел запуск, то проблема кроется в термостате. Если изменений нет, то переходят к проверке других элементов.
Если на холодильнике есть электронный термостат, то его можно отнести к более сложным приборам. Для выявления неисправностей может потребоваться проверка всего модуля по электрической части. Такую работу стоит поручить специалисту.
Однако некоторые детали можно проверить и своими силами. Это наличие выгоревших элементов, отсутствие повреждений шлейфа, а также прочность контактов. Все эти манипуляции проводят только после отключения прибора от электрической сети.
Если поломка не была обнаружена, и техника не хочет запускаться, то следует переходить к проверке пускового реле.
В этом случае холодильник придется отодвигать. Кроме того, некоторые модели оснащены перегородкой, которая полностью закрывает моторный отсек, — ее необходимо снять. В большинстве моделей реле располагается слева. После открытия крышки можно добраться до внутренней части. Если внешних повреждений не наблюдается, с контактов снимают соединения и проверяют с использованием мультиметр. Проблема может заключаться в обмотке компрессора.
Как проверить компрессор холодильника, рабочий или нет? Причины, указывающие на сгоревший компрессор
При эксплуатации холодильника может возникнуть такая ситуация, когда он перестаёт включаться. В большинстве случаев причина поломки кроется в компрессоре. Для того чтобы проверить «сердце холодильника», узнать рабочий ли он, не всегда обязательно вызывать мастера. Приложив небольшие усилия и набравшись знаний, можно сделать это самостоятельно. Тем самым сэкономив свой бюджет.
Причины, указывающие на сгоревший компрессор
У всех холодильников, независимо от производителя и марки, принцип работы будет одинаков. Он заключается в том, что в системе для создания эффекта охлаждения должен циркулировать газ фреон. Чтобы он двигался внутри трубок, компрессор создаёт определённое давление. Таким образом, фреон или какая-либо другая составляющая перетекает из той части, где он охлаждается и превращается в жидкость, туда, где нагревается и становится вновь паром. Этот цикл должен всё время повторяться, чтобы создавать пониженную температуру внутри камеры холодильника.
Поэтому если давления не хватает, то проблема действительно в компрессоре. Так, стоит обратить внимание на следующие признаки:
- Если в камере резко перестала понижаться температура, значит, компрессор сгорел. с компрессором могут возникнуть из-за того, что вышло из строя реле.
- Проводка, в которой образовались разрывы, также может послужить причиной плохой работы.
- Может происходить утечка газа, о чём будет свидетельствовать понижение давления.
Обратите внимание на звук работающего двигателя. Если он продолжает гудеть, но температура повышается внутри камеры холодильника, то скорее всего, что образовалось утечка фреона. В этом случае придётся вызывать мастера для того, чтобы он подзаправил систему.
Как проверить компрессор холодильника
В домашних условиях определить исправность компрессора можно при помощи такого прибора, как мультиметр. Очень важно в целях безопасности проверить целостность обмотки. Для этого следует 1 щуп мультиметра выставить на корпус, а второй прикладывать сначала к одному контакту, затем к другому. Важно убедиться, что на экране всё время знак «
». Это будет обозначать, что с обмоткой всё в порядке и она не пропускает электрический ток. В противном случае, когда на экране появляются любые цифры – это знак того, что на корпус холодильника может поступать электрический ток, то есть обмотка вышла из строя.
Важно! Перед тем как проводить любой тип ремонта самостоятельно в домашних условиях, необходимо выяснить, какой газ наполняет систему в качестве хладагента. Так как в некоторых случаях он может быть взрывоопасным.
Проверяем кабель холодильника
Прежде чем браться за мотор-компрессор, проверьте кабель оборудования. Иногда сбои в работе связаны с плохим состоянием питающего провода. Осмотрите кабель, ищите разрывы изоляции и сильные перегибы. Повреждение внешней оболочки может говорить о повреждении жил. Если нарушена изоляция или заломана жила, напряжение может падать. Поэтому двигатель запускается с трудом или через раз.
Осмотрите и проверьте вилку. Возможно штыри качаются или выглядят подгоревшими. Это говорит о перегреве и вероятном внутреннем нарушении контактов. Заодно осмотрите розетку. Если она «болтается», то вилка плохо держится, и напряжение периодически падает.
Кабель, вилка и розетка внешне в норме? Тогда будем разбираться с компрессором.
Замыкание на корпус — как можно проверить мотор холодильника
Замыкание на корпус часто становится причиной отказа компрессора. Начальное сопротивление изоляции двигателя равно 1000 МОм, за время работы качество изоляции ухудшается и показатель сопротивления падает до 100 или даже 10 МОм. Когда величина опускается до 1 Мегаома, мотор подлежит замене, а при замере ниже 500 кОм использовать оборудование запрещено.
Поэтому перед диагностикой надо проверить движок на пробой, чтобы не получить удар током от неисправного устройства при проверке тока под напряжением. Для измерения можно использовать мультиметр, омметр или мегаомметр.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель компрессора, если она есть.
- Снимите пусковое или пускозащитное реле с контактов двигателя.
- Переключите тестер на режим измерения сопротивления.
- Поищите место с облупившейся краской на корпусе двигателя. Или зачистите небольшой участок.
- Приложите один щуп прибора к нижнему левому или правому контакту, а второй к корпусу мотора.
- Проверьте показатель. В исправном двигателе тестер покажет величину, как «бесконечность». Если изоляция нарушена, на экране появится значение близкое к нулю. точный показатель даст мегомметр или мультиметр с режимом постоянного напряжения 500 В.
Внимание! Если вы обнаружили пробой обмоток, вызывайте мастера. Пользоваться холодильником с такой неисправностью компрессора опасно для жизни.
Чем отличается замыкание на массу и на корпус? Замкнутый на массу двигатель выдаст полный ноль, и скорее всего не будет работать. При замыкании на корпус сопротивление имеет низкое значение, но отличается от нуля. На такие двигатели не реагирует автомат защиты, но они опасны в работе и требуют замены. УЗО на замыкание на корпус тоже не реагирует, потому что утечки тока в цепи холодильника нет, есть только напряжение на кожухе компрессора.
Тестер показал обрыв? Значит замыкания на корпус нет и можно тестировать дальше.
Как проверить компрессор холодильника без установленного реле
Протестировать ток можно с помощью другого питающего провода и нового реле. Для снятия показаний потребуются токоизмерительные клещи. Они дают более точные показания, чем тестер со щупами.
Внимание! Вы будете измерять ток в проводе под напряжением. Строго соблюдайте технику безопасности. Измеряйте ток на удалении от открытых контактных частей.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель, если она есть.
- Снимите установленное пусковое реле с контактов двигателя.
- Возьмите другое рабочее реле и другой кабель.
- Присоедините контакты кабеля к реле на фазовый выход и рабочую обмотку.
- Включите провод в розетку.
- Замерьте токоизмерительными клещами один провод на участке с изоляцией. Для этого разомкните клещи, пропустите провод внутрь, замкните. Прибор покажет величину тока в контуре.
- Не касайтесь открытых частей! Вы можете получить электротравму.
- Проверьте показание прибора. Величина тока зависит от мощности двигателя. Для 120 Вт ток составит 1.1–1.2А, для 140 Вт норма 1.3А. Если величина ниже нормы, компрессор не может нормально запуститься.
Эти способы подходят для диагностики моторов-компрессоров обычного типа. Для инверторных холодильников нужно использовать другой метод.
Как проверить производительность компрессора холодильника с инвертором
В хладоагрегате инверторного типа из строя чаще выходит не сам компрессор, а токопреобразующий узел. Поэтому сначала проверять нужно инвертор.
Для тестового включения понадобится гирлянда из трёх ламп накаливания мощностью 60 Вт, соединённых треугольником.
Внимание! Вы будете проверять работу инвертора под напряжением. Строго соблюдайте технику безопасности. Не касайтесь проводов и оборудования при включённом генераторе.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель с компрессора, если она установлена.
- Отсоедините инвертор от компрессора.
- Подключите лампочки к выходу инвертора.
- Включите холодильник в сеть.
- При запуске генератора на рабочем инверторе лампочки будут поочерёдно зажигаться и гаснуть. Проследите четыре цикла. Одна лампа должна светить в полную силу, две других вполнакала. Длительность горения примерно 1 секунда.
Если контрольные лампы горят иначе хотя бы в одном из циклов, то нужно искать неисправность в инверторе. Заниматься полной диагностикой должен специалист. Проверить компрессор можно в описанном выше порядке.
Что понадобится для проверки компрессора
Перед тем как проверить работоспособность компрессора холодильника убедитесь, что у вас есть необходимые приборы и инструменты:
- Мультиметр.
- Манометр.
- Паяльная лампа (горелка).
- Кусачки.
- Отвертка.
- Надфиль.
Если у вас нет тестера, демонтаж компрессора нецелесообразен, поскольку вы не сможете выполнить замеры сопротивления.
Мультиметр для проверки работы компрессора холодильника
Порядок проверки мультиметром
Проверку конденсаторов лучше выполнять с изъятием их из электрической схемы. Так можно обеспечить более точные показатели.
Основным свойством всех конденсаторов является пропуск тока исключительно переменного характера. Постоянный ток конденсатор пропускает только в самом начале в течение очень короткого времени. Сопротивление его зависит от емкости.
Как проверить полярный конденсатор?
При проверке элемента мультиметром, нужно соблюсти условие: емкость должна быть больше 0,25 мкФ.
Технология измерения конденсатора для выявления неисправностей мультиметром следующая:
- Берут конденсатор за ножки и закорачивают каким-нибудь металлическим предметом, пинцетом, например, или отверткой. Это действие необходимо для того, чтобы разрядить элемент. О том, что это произошло, засвидетельствует появление искры.
- Устанавливают переключатель мультиметра на прозвонку или замер показателей сопротивления.
- Касаются щупами до выводов конденсатора с учетом полярности — к плюсовой ножке подводят щуп красного цвета, к минусовой — черного. При этом вырабатывается постоянный ток, следовательно, через какой-то временной промежуток сопротивление конденсатора станет минимальным.
Пока щупы находятся на вводах конденсатора, он заряжается, а его сопротивление продолжает расти до достижения максимума.
Если при контакте со щупами мультиметр начнет пищать, а стрелка остановится на нулевой отметке, это указывает на короткое замыкание. Оно и стало причиной неисправности конденсатора. Если сразу же стрелка на циферблате показывает 1, значит, в конденсаторе случился внутренний обрыв.
Такие конденсаторы считаются неисправными и подлежат замене. Если «1» высветится лишь через некоторое время — деталь исправна.
Важно выполнять измерения так, чтобы неправильное поведение не отразилось на качестве измерений. Нельзя в процессе к щупам прикасаться руками. Тело человека обладает очень малым сопротивлением, а соответствующий показатель утечки превышает его во много раз.
Ток пойдет по пути меньшего сопротивления в обход конденсатора. Следовательно, мультиметр покажет результат, к конденсатору не имеющий никакого отношения. Разрядить конденсатор можно и при помощи лампы накаливания. В этом случае процесс будет происходить более плавно.
Такой момент, как разрядка конденсатора, является обязательным, особенно, если элемент высоковольтный. Делают это из соображений безопасности и для того, чтобы не вывести со строя мультиметр. Повредить его может остаточное напряжение на конденсаторе.
Обследование неполярного конденсатора
Конденсаторы неполярные проверить мультиметром еще проще. Сначала на приборе выставляют предел измерения на мегаомы. Далее прикасаются щупами. Если сопротивление будет меньше 2 Мом, то конденсатор, скорей всего, неисправен.
Во время зарядки элемента от мультиметра возможно проверить его исправность, если емкость начинается от 0,5 мкФ. Если этот параметр меньше, изменения на приборе незаметны. Если все же необходимо проверить элемент меньше 0,5 мкФ, то при помощи мультиметра это возможно сделать, но только на короткое замыкание между обкладками.
Если необходимо обследовать неполярный конденсатор с напряжением свыше 400 В, это можно сделать при условии его зарядки от источника, защищенного от к.з. автоматического выключателя. Последовательно с конденсатором подсоединяют резистор, рассчитанный на сопротивление более 100 Ом. Такое решение ограничит первичный токовый бросок.
Существует и такой метод определения работоспособности конденсатора, как проверка на искру. При этом его заряжают до рабочей величины емкости, затем закорачивают вывода металлической отверткой, имеющей изолированную ручку. О работоспособности судят по силе разряда.
Сразу после зарядки и через некоторое время замеряют напряжение на ножках детали. Важно, чтобы заряд сохранялся долго. После нужна разрядка конденсатора посредством резистора, через который он заряжался.
Измерение напряжения мультиметром
Узнать о работоспособности конденсатора можно и путем замера напряжения и сравнения полученного результата с номиналом. Чтобы выполнить проверку, потребуется источник питания. Напряжение у него должно быть несколько меньшим, чем у проверяемого элемента.
Так, если у конденсатора 25 В, то достаточно 9-вольтового источника. Щупы подключают к ножкам, учитывая полярность, и выжидают некоторое время — буквально несколько секунд.
Бывает, время истекло, а просроченный элемент все еще работоспособный, хотя характеристики у него другие. В этом случае его необходимо постоянно контролировать.
Мультиметр настраивают на режим измерения напряжения и выполняют проверку. Если почти сразу же на дисплее появится значение идентичное номиналу, элемент пригоден к дальнейшему использованию. В противном случае конденсатор придется заменить.
Измерение емкости конденсатора
Емкость — одна из ключевых характеристик конденсатора. Ее необходимо измерять для уверенности, что элемент накапливает, и хорошо удерживает заряд.
Чтобы убедиться в работоспособности элемента, необходимо измерить этот параметр и сопоставить его с тем, который обозначен на корпусе. Перед тем как проверить любой конденсатор на работоспособность, нужно учесть некоторую специфику этой процедуры.
Пытаясь выполнить измерение посредством щупов, можно не получить желаемых результатов. Единственное, что удастся сделать — определить, рабочий этот конденсатор или нет. Для этого выбирают режим прозвона и касаются щупами ножек.
Услышав писк, меняют местами щупы, звук должен повториться. Слышно его при емкости 0,1 мкФ. Чем больше это значение, тем звук дольше.
Если нужны точные результаты, лучший выход в этой ситуации — использование модели, имеющей специальные контактные площадки и возможность регулировки вилки для определения емкости элемента.
Прибор переключают на номинальное значение, указанное на корпусе конденсатора. Вставляют последний в посадочные «гнезда», предварительно разрядив его при помощи металлического предмета.
На экране должна высветиться величина емкости, равная примерно номинальной. Когда этого не происходит, делают вывод о том, что элемент поврежден. Нужно проследить за тем, чтобы в приборе находилась новая батарейка. Это обеспечит более точные показания.
Основные причины поломки нагнетателя
Все проблемы в компрессионном узле условно делятся на две основные группы: с работающим и неработающим мотором. Первый вариант выглядит следующим образом: при включении слышно звук от компрессора, горит лампочка на холодильнике. Соответственно, во другом варианте — агрегат вовсе не включается.
Причина #1 — утечка хладагента или дефект терморегулятора
Здесь основная причина может быть заключена в утечке фреона.
Проводить самостоятельную проверку можно таким способом: прикоснуться к конденсатору — его температура будет соответствовать комнатной.
Инспектирование степени нагрева конденсатора может выявить одну из причин поломки холодильника – утечка хладагента. При этом прибор будет функционировать, однако температура в камерах не будет поддерживаться
Возможна и другая причина – выход из строя терморегулятора. При этом сигнал о неправильном температурном режиме попросту не будет поступать.
Причина #2 — проблемы с обмоткой
Если агрегат не включается, то возможной причиной может послужить обрыв цепи обмоток компрессора.
Произойти такая ситуация может как на рабочей, так и на пусковой или же на двух сразу. При включенном в сеть холодильнике, нагнетатель не работает, а температура его блока комнатная.
Причина #3 — межвитковое замыкание
Устройство запускается, однако не более, чем на минуту. А корпус чрезмерно прогревается.
При этом витки обмотки замкнуты, их сопротивление понижено, через релейный блок проходит повышенная сила тока. Реле производит выключение нагнетателя, будет слышен щелчок. После охлаждения пусковика оно снова включает компрессор и так по кругу.
Причина #4 — заклинивание двигателя
При включении слышна работа электромотора, но вращения не происходит, компрессор не осуществляет сжатие, сопротивление обмоток на максимуме.
Причина #5 — поломка клапанов
Потеря холодопроизводительности связана с дефектами клапанов.
В результате такой поломки агрегат работает без отключения и не создает должного уровня компрессии, соответственно, блоки холодильного устройства не набирают нужную температуру.
Нередко в таком случае может быть слышен нехарактерный звон металлических частей при функционировании. Выяснить это можно, определив степень подачи воздуха.
Подтвердить наличие деформации клапанов можно, зафиксировав степень подачи воздуха в компрессор. Для этого потребуется специальное устройство с манометром
Чтобы удостовериться в «диагнозе», потребуется с помощью трубореза отрезать заправочный патрубок. Аналогичные действия проделываем и с фильтром конденсатора.
Теперь на их место подсоединяем манометрический коллектор, включаем нагнетатель и проверяем формируемый уровень воздушной компрессии – норма 30 атм.
Причина #6 — термодатчик или пусковое реле
Также необходимо проверить на дефекты такие элементы, как терморегулирующий датчик и пусковое реле.
При таком сбое компрессор либо не включается, либо включается на 1-2 минуты. При проверке сопротивления обмоток будут фиксироваться номинальные значения.
Как расклинить компрессор холодильника
Первый способ расклинивания компрессора холодильника
Пи устранении заклинивания компрессора при помощи данного приспособления напряжение на обмотки электродвигателя подают кратковременно на 3-5 секунд. Затем повторяют это через 20-30 секунд.
Расклинивающий эффект возникает в результате того, что при подаче тока через диоды на валу электродвигателя возникает знакопеременный вращающий момент. Ротор двигателя начинает вибрировать с частотой 50Гц, вибрация через механику передается на заклиненные элементы компрессора и освобождает их.
Также возможно использование и одного диода вместо двух, расклинивающий эффект будет примерно тот же. Включается он в цепь пусковой обмотки, рабочая обмотка непосредственно подключается к сети, а не через диод.
Расклинивание компрессоров при помощи данного приспособления значительно эффективнее, чем просто подача на электродвигатель более высокого напряжения.
Действие данного устройства при расклинивании компрессоров можно усилить, если подключать его через повышающий трансформатор 1 : 1,2…1,5. Мощность трансформатора — не ниже 50Вт.
Подключение расклинивающего устройства можно осуществить, используя разъем от защитного устройства компрессоров старых моделей холодильников (которые еще без РКТ). Либо с помощью небольших изолированных зажимов. Используемые в расклинивающем приспособлении диоды должны иметь допустимое обратное напряжение не ниже 400В и допустимый прямой ток 10А. Такими характеристиками обладают, например Д246, Д247, Д232А, КД203А (В,Д).
Второй способ, как расклинить компрессор холодильника
Осторожно! Напряжение электрической сети 220 вольт. Это опасно для Вашей жизни. Все операции по подсоединению нужно проводить при отключенном напряжении.
Операция проводится при расклинивании мотор-компрессора, заклинившего из-за пониженного напряжения питающей электросети. Если мотор-компрессор неисправен, данная мера не будет эффективной.
Подключение мотора к сети производится через два диода. Можно использовать любые диоды, рассчитанные на напряжение не менее 400 вольт и тока не менее 10 ампер. Подойдут следующие диоды: Д-232А, Д-233, Д-246, Д-247, КД-203А, КД-206А.
Диоды подключаются к обмоткам мотора по следующей схеме:
Один провод сетевого шнура подключается к общему выводу обмоток мотор-компрессора. На компрессорах марок СК и КВ (моторах производства «Минск-Атлант» и «Красноярского завода холодильников») общий вывод расположен выше остальных.
К проводу сетевого шнура подсоединяется дополнительный провод. Далее к проводам подсоединяются диоды, а вся сборка – к мотор-компрессору, как показано на схеме ниже.
Третий способ, как снять клин компрессора холодильника
Для того чтобы запускать заклиненные двигатели, нам понадобится обыкновенный двухжильный провод, способный проводить 220 Вольт, с вилкой для бытовой розетки на одном конце и двумя контактами на другой.
Один контакт следует вставить на общую точку, второй – на точку рабочей обмотки. Нам понадобится устройство способное замыкать контакты, чаще всего применяют обыкновенную отвертку (отвертка будет работать вместо пускового реле). Отверткой соединяем контакты рабочей и пусковой обмотки, после этого конструкцию следует включить в розетку. После этого устройство начинает работать. Если в таких случаях он не запускается, значит либо неисправен мотор, либо кабель 220 В.
Бывает так, что обмотки обгоревшие, либо компрессор попросту оказывается заклинившим. И тогда ситуация несколько иная.
Очень часто, к мастерам и в сервисы привозят такие холодильники, которые включаются всего на 5-10 секунд (изредка работает до 30 секунд — минуты). В таких случаях процедура диагностики следующая: двигатель подключается напрямую. Следует обязательно смотреть за состоянием проводки, проверять нет ли нагревов. В случае чрезмерных нагревов, цепь следует сразу же разомкнуть.
Прибор подключается напрямую, после чего следует внимательно наблюдать за тем, как намораживает холодильник (как в морозильной, так и в холодильной камерах). Из этого можно сделать вывод – необходима простая замена мотора, либо нужно делать еще что-то. Чаще всего, компрессоры не сгорают просто так, они горят из-за чего-то: из-за перенапряжения (самый положительный исход, ведь требуется просто замена мотора и перезаправка), из-за забитого капилляра (требуется не только замена, но и чистка; диагностировать просто – забитая «капиллярка» имеет место быть при перегретом конденсаторе).
Если холодильник наморозил хорошо, то просто следует заменить двигатель; если в течение часа холода нигде не появилось (или морозилка, например, наморожена, а в холодильной камере холод не наблюдается), то вопрос либо в утечке, либо в забитой капиллярной системе. Также моторы могут гореть от неисправного термостата (термостат не выключает во время холодильник и устройство очень долго работает). Это бывает довольно часто. Однако, как бы там ни было, для полноценной диагностики, мотор желательно подключать напрямую согласно инструкции, которую мы разместили выше.
Замена компрессора холодильника
Замена компрессора – одна из самых сложных и дорогостоящих услуг в сервисных центрах. К тому же и сама запчасть стоит дорого. Опыт мастеров и многолетние наблюдения показывают, что, если в устройстве изношенный узел, наблюдается большая выработка, лучше его сразу заменить на новый. Но в некоторых случаях, например, если изношены прокладки, кольца или отдельные части двигателя, деталь можно отремонтировать. Окончательное решение принимает мастер, исходя из целесообразности процедуры.
Снять компрессор холодильника
- Шаг первый: для начала требуется отсоединить проводники от контактов.
- Шаг второй: теперь необходимо открутить крепежные элементы.
- Шаг третий: далее предстоит определить степень сопротивления контактов. Следует приложить клеммы прибора к контактам на выходе. Если все в норме, то должно получиться значение 30-35 Ом (это зависит от типа устройства). В случае получения значения, которое не соответствует норме, следует заменить компонент. Если значение не отклоняется о нормы, то следует провести тестирование манометром:
- к нагнетателю шланг с отводком.
- Включить двигатель.
- Проверить давление.
Если компрессор работает исправно, то давление будет в пределах шести атмосфер. Поэтому при тестировании следует моментально отключить манометр. Иначе высокое давление станет причиной его поломки. Если компрессор не будет работать, то давление останется в пределах четырех атмосфер, поэтому понадобится заменить компонент.
Если давление остается в норме, а устройство не функционирует, то скорее всего, проблема заключается в неисправности пускового реле.
Измерение сопротивления омметром
Для того чтобы удостовериться в работоспособности комплектующего элемента, мы произведем внешний осмотр, а также опробование и проверку его отдельных компонентов. В первую очередь инспектируем состояние мотора. Это можно сделать, применяя мультиметр или омметр.
Как говорилось ранее, первоначально проверяется питающий кабель. Если он рабочий, обследуем сам нагнетатель. Для этого воспользуемся тестером.
В первую очередь снимаем защитный блок и извлекаем содержание, отключаем от пускового реле. Далее, с помощью щупов мультиметра производим попарный замер проводов.
Полученные результаты сверяем с таблицей, в которой указаны оптимальные показатели именно для этой модели компрессора.
Данные исправного прибора в стандартном варианте будут следующие: между верхним и левосторонним контактом – 20 Ом, верхним и правосторонним – 15 Ом, лево- и правосторонними – 30 Ом. Любые отклонения свидетельствуют о поломках.
Проверяется сопротивление между проходными контактами и корпусом. Показания обрыва (знак бесконечности) указывают на исправность прибора. Если тестер выдает какие-либо показатели, чаще всего это ноль, – присутствуют неисправности.
Проверка силы тока
Проверив сопротивление, необходимо измерить ток. Для этого подключаем пусковое реле и включаем электромотор. Клещами тестера зажимаем один из сетевых контактов, ведущих к прибору.
Сила тока должна быть идентичной мощности двигателя. К примеру, мотор мощностью 120 Вт соответствует силе тока в 1,1-1,2 А.
Установка компрессора холодильника
Замена компрессора – это сложный процесс, который требует от мастера определенных навыков. Тем не менее, если вы решились сделать это самостоятельно, то необходимо следовать этапам инструкции.
- Шаг первый: необходимо подготовить приспособления, которые понадобятся для работы. Сюда относится следующее:
- кислородно-пропановая горелка;
- пассатижи;
- накопитель для фреона;
- вентиля;
- портативные устройства для заправки;
- прибор для резки труб;
- зажимы;
- цилиндрическое приспособление для качественного соединения устройства с патрубком во время заправки;
- трубка из меди;
- фильтр для монтажа в трубопровод;
- баллон с холодильным агентом.
- Шаг второй: далее необходимо высвободить холодильный агент. Сделать это можно следующим способом:
- С помощью пассатижей пережать трубки, которые соединяются с системой охлаждения. При этом проделать такую работу следует аккуратно, ведь если с усилием отпиливать трубки, то образуется пыль, которая может попасть в конденсатор и испортить элементы.
- После чего следует включить холодильник на пять минут. Этого времени достаточно для конденсации фреона.
- Затем к линии заправки следует подсоединить шланг, который идет от баллона.
- После чего следует открыть вентиль на баллоне, чтобы собрать холодильный агент. Как правило, на это уходит меньше 60 секунд.
- Далее необходимо отсоединить блок реле с проводками (темная коробка).
- Оставьте разметку для того чтобы правильно его установить.
- После чего с помощью кусачек необходимо убрать фиксаторы.
- Далее необходимо отсоединить проводку, которая отходит к вилке.
- После чего получится выкрутить прибор.
- Теперь трубки необходимо очистить перед установкой другого устройства.
- Шаг третий: теперь следует снова проверить степень сопротивления. Здесь потребуется омметр. Как и в предыдущем случае, необходимо поочередно прикладывать клеммы прибора к контактам. Получившиеся значения необходимо сверить с номинальными значениями для конкретного устройства. Если измерение производится приспособлением для зарядки, то необходимо выполнить следующие манипуляции:
- Зафиксировать на корпус лампы мощностью 5 В минусовые клеммы.
- Плюсовые клеммы закрепить на обмотке сверху.
- К концам обмотки по очереди дотронуться цоколем.
Если устройство работает, то при прикосновении лампочка должна загореться.
- Шаг четвертый: теперь необходимо замерить силу тока. Сначала с помощью прибора проверяется реле пуска, подключенное к двигателю. После чего клемму необходимо подсоединить к устройству. Полученные значения должны соответствовать мощности мотора. Если его мощность равняется 130 В, то сила тока будет 1,3 А.
- Шаг пятый: установка нового компрессора. Первым делом необходимо зафиксировать новое устройство на поперечной планке холодильного блока. С трубок придется снять затычки, чтобы выполнить установку. Далее предстоит замерить давление. При этом следует помнить, что нарушать герметичность (убирать затычки трубок) устройства следует не раньше, чем за пять минут до монтажа. После чего понадобится стыковать трубки с помощью горелки. В момент пайки следует наблюдать за направлением огня от горелки — направлять его надо во внутреннюю часть трубок. Иначе это приведет к оплавлению деталей из пластмассы. Сначала присоединяют трубку заправки, затем для отвода холодильного агента, а в последнюю очередь – трубку нагнетания.
- Шаг шестой: по завершению монтажа необходимо заправить оборудование холодильным агентом. Для начала необходимо подсоединить устройство к линии заправки с помощью фиксирующей муфты. Затем останется подсоединить контакты и установить реле защиты. После включения агрегата, необходимо наполнить систему холодильным агентом на 45%. Затем следует проверить надежность соединений и отключить от сети. Далее необходимо добиться оптимального давления в 10 Ра, снова включить холодильник и заполнить фреоном. В завершении останется убрать муфту и запаять трубу.
Запуск хладагента в систему
Для заправки холодильной системы фреоном к заправочной линии с муфтой подключаем вакуум. Для первичного запуска довести до давления в 65 Па. Установив на компрессор защитное реле, производится коммутация контактов.
- Подключить холодильник к электропитанию и заполнить хладагентом на 40% от нормы. Это значение указывается в таблице, расположенной сзади устройства.
- Агрегат включается на 5 минут и проверяются соединительные узлы на предмет герметичности. Затем его нужно снова отключить от питания.
- Выполнить второй раз вакуумирование до остаточного значения в 10 Па. Длительность процедуры не меньше 20 минут.
- Включить агрегат и произвести полное заполнение контура фреоном. На финишном этапе консервируем трубку методом пережатия. Снимаем муфту и запаиваем патрубок.
Если вы никогда не занимались подобными работами, рекомендуем более подробно изучить процесс самостоятельной заправки холодильника фреоном.
Выводы и полезное видео по теме
Этот видеоролик снимался специалистами и может стать полезным тем, кто горит желанием отремонтировать компрессор сплит системы, имеющий серьезные повреждения.
Эксплуатация современных сплит систем показывает вполне долгосрочную работу без необходимости ремонта. Тем более, если речь идет о серьезных дефектах, подобных межвитковому замыканию или механическому износу.
Простые неисправности ремонтируются достаточно просто, а в случае сложных дефектов – разумным решением видится замена сплит системы новой. Серьезный ремонт заставит потратить столько же средств, сколько требует покупка новой сплит-системы.
Хотите поделиться методами диагностики компрессора, о которых мы не рассказали в этом материале? Пишите свои замечания, дополнения и рекомендации в блоке, расположенном ниже.
Если же вы пытаетесь самостоятельно разобраться с причиной поломки вашей сплит-системы и оказались в сложной ситуации – не стесняйтесь спросить совет у наших экспертов и других посетителей сайта в комментариях к этой статье.
Как проверить компрессор холодильника
Вы заметили, что мотор холодильника постоянно работает, включается и почти сразу отключается или вовсе не включается? Температура в камерах выше установленной. Вы подозреваете, что причина в компрессоре. Эта статья поможет самостоятельно разобраться с диагностикой этого узла.
Когда следует проверить компрессор — признаки неисправности
Мотор-компрессор — важный рабочий узел холодильника, который обеспечивает циркуляцию хладагента по системе трубопроводов. Мотор расположен сзади в нижней части холодильного шкафа. Он может находится в закрытом отсеке за панелью или в открытой нише.
В большинстве старых и новых моделей стоят линейные компрессоры с подключением через реле.
В улучшенных современных — инверторные с управлением через преобразователь тока.
Мотор на них подключен через клеммную колодку.
По конструкции компрессоры делятся на поршневые, их большинство, и ротационные. Но признаки неисправности у всех общие. В список основных входят:
- повышенная температура только в одном или в обоих отсеках;
- компрессор работает постоянно, с очень короткими промежутками отдыха;
- узел включается, работает несколько секунд, потом щёлкает реле, и мотор отключается, через некоторое время цикл повторяется, корпус компрессора сильно греется;
- мотор не запускается, корпус не греется.
Неисправности могут быть связаны с дефектами пускозащитного реле или компрессора.
Как проверить компрессор холодильника: рабочий он или нет
Неисправный мотор — частая поломка. Поэтому проверять нужно сначала его.
Список стандартных причин неисправности компрессора выглядит так:
- замыкание пусковой или рабочей обмотки;
- обрыв обмоток;
- замыкание на массу (на корпус);
- «клин» компрессора, когда мотор гудит, но не работает;
- повреждение контактов;
- поломка инвертора (в инверторных компрессорах);
- неисправность платы управления холодильника в цепи подключения компрессора.
Начнём разбор поломок с конца. Найти поломку в блоке управления или проверить контакты сможет только мастер. Знаний на уровне «могу поставить розетку» будет мало. Копаясь в схеме, вы рискуете повредить что-то важное, и тогда ремонт понадобится не только неисправному компрессору.
Проверить замыкания и обрывы в двигателе можно самостоятельно. Вам понадобятся тестер с клещами, оммометр или мультиметр и пара часов свободного времени.
Внимание! Отключайте холодильник от сети при любой работе с электрооборудованием.
Это нужно для вашей безопасности и, чтобы сохранить живыми тестеры. Приборы сгорят, если вы будете «прозванивать» контакты под напряжением. Кроме того, на корпусе холодильника может «сидеть» половина напряжения, примерно 110 В из-за фильтра помех (конденсаторе) в схеме, если домашняя проводка не подключена к защитному нулю, обеспечивающему заземление.
Это напряжение не опасно из-за малой силы тока без контакта с другими металлическими предметами и корпусом одновременно. Но передвигая не обесточенный холодильник, вы можете случайно коснуться батареи, стояка или плиты.
Проверяем кабель холодильника
Прежде чем браться за мотор-компрессор, проверьте кабель оборудования. Иногда сбои в работе связаны с плохим состоянием питающего провода. Осмотрите кабель, ищите разрывы изоляции и сильные перегибы. Повреждение внешней оболочки может говорить о повреждении жил. Если нарушена изоляция или заломана жила, напряжение может падать. Поэтому двигатель запускается с трудом или через раз.
Осмотрите и проверьте вилку. Возможно штыри качаются или выглядят подгоревшими. Это говорит о перегреве и вероятном внутреннем нарушении контактов. Заодно осмотрите розетку. Если она «болтается», то вилка плохо держится, и напряжение периодически падает.
Кабель, вилка и розетка внешне в норме? Тогда будем разбираться с компрессором.
Замыкание на корпус — как можно проверить мотор холодильника
Замыкание на корпус часто становится причиной отказа компрессора. Начальное сопротивление изоляции двигателя равно 1000 МОм, за время работы качество изоляции ухудшается и показатель сопротивления падает до 100 или даже 10 МОм. Когда величина опускается до 1 Мегаома, мотор подлежит замене, а при замере ниже 500 кОм использовать оборудование запрещено.
Поэтому перед диагностикой надо проверить движок на пробой, чтобы не получить удар током от неисправного устройства при проверке тока под напряжением. Для измерения можно использовать мультиметр, омметр или мегаомметр.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель компрессора, если она есть.
- Снимите пусковое или пускозащитное реле с контактов двигателя.
- Переключите тестер на режим измерения сопротивления.
- Поищите место с облупившейся краской на корпусе двигателя. Или зачистите небольшой участок.
- Приложите один щуп прибора к нижнему левому или правому контакту, а второй к корпусу мотора.
- Проверьте показатель. В исправном двигателе тестер покажет величину, как «бесконечность». Если изоляция нарушена, на экране появится значение близкое к нулю.
- Самый точный показатель даст мегомметр или мультиметр с режимом постоянного напряжения 500 В.
Внимание! Если вы обнаружили пробой обмоток, вызывайте мастера. Пользоваться холодильником с такой неисправностью компрессора опасно для жизни.
Чем отличается замыкание на массу и на корпус? Замкнутый на массу двигатель выдаст полный ноль, и скорее всего не будет работать. При замыкании на корпус сопротивление имеет низкое значение, но отличается от нуля. На такие двигатели не реагирует автомат защиты, но они опасны в работе и требуют замены. УЗО на замыкание на корпус тоже не реагирует, потому что утечки тока в цепи холодильника нет, есть только напряжение на кожухе компрессора.
Тестер показал обрыв? Значит замыкания на корпус нет и можно тестировать дальше.
Как проверить компрессор холодильника мультиметром на исправность
Выводы контактов двигателя расположены треугольником. Верхний называют общим, левый идёт от пусковой обмотки, правый от рабочей. Величина сопротивления между контактами обмоток примерно равна сумме показателей между парами «верхний общий — пусковая обмотка» и «общий — рабочая обмотка».
Показатели замеряют в таком порядке:
- верхний и левый контакт (пусковая обмотка);
- верхний и правый (рабочая обмотка);
- левый и правый (между обмотками).
Как правило, сопротивление пусковой обмотки выше рабочей, но есть модели с обратным распределением и высоким рабочим сопротивлением.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель, если она есть.
- Снимите пусковое реле с контактов двигателя.
- Переключите тестер на режим измерения сопротивления.
- Замерьте пусковую обмотку.
- Замерьте рабочую обмотку.
- Замерьте сопротивление между обмотками.
- Сравните показатели с таблицей сопротивления. Отклонение может составлять 0.1–5 Ом от табличной величины.
Данные по различным моделям компрессоров и маркам холодильников собраны в таблицах.
Внимание! Если между любыми парами контактов на замере тестер показывает ноль, в двигателе есть межвитковое замыкание одной из обмоток.
Данные из замеров не отличаются от табличных значений? Значит компрессор исправен и возможно причина в том, что электропитание поступает с перебоями. Выявить это поможет проверка тока на компрессор.
Как проверить компрессор холодильника без установленного реле
Протестировать ток можно с помощью другого питающего провода и нового реле. Для снятия показаний потребуются токоизмерительные клещи. Они дают более точные показания, чем тестер со щупами.
Внимание! Вы будете измерять ток в проводе под напряжением. Строго соблюдайте технику безопасности. Измеряйте ток на удалении от открытых контактных частей.
Порядок действий такой:
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель, если она есть.
- Снимите установленное пусковое реле с контактов двигателя.
- Возьмите другое рабочее реле и другой кабель.
- Присоедините контакты кабеля к реле на фазовый выход и рабочую обмотку.
- Включите провод в розетку.
- Замерьте токоизмерительными клещами один провод на участке с изоляцией. Для этого разомкните клещи, пропустите провод внутрь, замкните. Прибор покажет величину тока в контуре.
- Не касайтесь открытых частей! Вы можете получить электротравму.
- Проверьте показание прибора. Величина тока зависит от мощности двигателя. Для 120 Вт ток составит 1.1–1.2А, для 140 Вт норма 1.3А. Если величина ниже нормы, компрессор не может нормально запуститься.
Эти способы подходят для диагностики моторов-компрессоров обычного типа. Для инверторных холодильников нужно использовать другой метод.
Как проверить производительность компрессора холодильника с инвертором
В хладоагрегате инверторного типа из строя чаще выходит не сам компрессор, а токопреобразующий узел. Поэтому сначала проверять нужно инвертор.
Для тестового включения понадобится гирлянда из трёх ламп накаливания мощностью 60 Вт, соединённых треугольником.
Внимание! Вы будете проверять работу инвертора под напряжением. Строго соблюдайте технику безопасности. Не касайтесь проводов и оборудования при включённом генераторе.
- Отключите холодильник от сети.
- Снимите панель с компрессора, если она установлена.
- Отсоедините инвертор от компрессора.
- Подключите лампочки к выходу инвертора.
- Включите холодильник в сеть.
- При запуске генератора на рабочем инверторе лампочки будут поочерёдно зажигаться и гаснуть. Проследите четыре цикла. Одна лампа должна светить в полную силу, две других вполнакала. Длительность горения примерно 1 секунда.
Если контрольные лампы горят иначе хотя бы в одном из циклов, то нужно искать неисправность в инверторе. Заниматься полной диагностикой должен специалист. Проверить компрессор можно в описанном выше порядке.
Почему мотор компрессора в холодильнике выходит из строя
Как любой другой, холодильный мотор-компрессор ломается по четырём основным причинам:
- Неправильная эксплуатация холодильника. Холодильный шкаф установлен рядом с источником тепла: батареей отопления или плитой, поэтому двигатель перегревается. Повышенная температура может вызвать пробой изоляции обмоток. Если холодильник подключён к сети с большими перепадами напряжениями или тока без стабилизатора, скачки электрических величин могут спровоцировать перегрев изоляции. Длительный перегрев нарушает целостность обмоток и приводит к замыканию или обрыву.
- Износ двигателя. У мотора есть рабочий ресурс часов. После его выработки производительность падает и ухудшаются изоляционные свойства обмоток. Двигатель теряет мощность, дольше работает без отдыха, из-за чего перегревается. Сопротивление обмоток становится ниже, изоляция греется и трескается. Из-за этого может возникнуть замыкание, обрыв или пробой на корпус.
- Заводской брак двигателя. Хотя брак редкая причина, но иногда это случается. При сборке изоляцию обмоток, контакты, поршень или клапаны компрессора могут повредить. На тестировании брак не проявится, но при работе холодильника дефекты быстро «вылезут», и технику придётся отдавать в гарантийный ремонт.
Вы проверили мотор холодильника на работоспособность и нашли неисправность? Звоните в «Айс Мэн»! Мастер приедет и установит новый компрессор.
Ремонтируем после заявки в течение 24-х часов, даём гарантию 2 года на установленные узлы, запчасти и обслуживание.