Все про контроллеры электросамоката | Схема, проверка, ремонт
Электросамокат отличается от обычного самоката наличием дополнительных компонентов. Главные из них – встроенный в колесо бесколлекторный электродвигатель, аккумуляторная батарея и контроллер. Аккумуляторная батарея обеспечивает автономное питание мотора, а коллектор отвечает за его корректное управление и контроль работы. Среди представленных в продаже электронных компонентов есть масса готовых решений, позволяющих снабдить электроприводом как самокат, так и другие виды персонального транспорта.
Предшественники современных контроллеров напоминали массивный реостат. Теперь они компактны, не имеют движущихся элементов и регулируют передачу электроэнергии к двигателю в зависимости от длительности поступающих импульсов. Контроль и управление электросамокатом производится при помощи пульта, закрепленного на руле. Обычно на пульте есть рычаги или кнопки для включения питания и фар, выбора режимов и скорости езды.
На дисплее может отображаться текущая скорость, уровень заряда батареи, пробег и другая информация. При отсутствии дисплея минимальную информацию о работе устройства могут предоставлять светодиодные индикаторы. Многие современные электросамокаты интегрируются со смартфонами, которые берут на себя функции дисплея и пульта управления.
Принцип работы контроллера
Первостепенная задача этого элемента – подавать на электромотор энергию, получаемую от аккумуляторной батареи. Проходящий по обмоткам ток создает магнитное поле, которое взаимодействует с находящимися в мотор-колесе магнитами ротора. В результате колесо приводится в движение, причем частотой вращения управляет контроллер. Принцип работы контроллера электросамоката таков: он принимает сигнал от ручки газа и с учетом продолжительности поступающих импульсов регулирует скорость вращения мотора.
Кроме основной задачи, этот контролирующий и управляющий элемент:
- регулирует скорость вращения электромотора;
- управляет крутящим моментом;
- обеспечивает плавное и мягкое торможение при помощи изменения продолжительности импульсов;
- защищает электродвигатель;
- не допускает глубокой разрядки батареи – выясняет напряжение АКБ и при его критическом снижении отключает мотор от питания;
- при помощи встроенного термодатчика отслеживает температуру и не допускает токовых перегрузок.
Схема подключения и распиновка контроллера электросамоката
К контроллеру подсоединяется электромотор и остальные электрокомпоненты самоката. Для их подключения используются многожильные соединительные провода в термостойкой изоляции из силикона. Совместимость контроллера с электродвигателем и АКБ электросамоката определяется по максимальному току, напряжению батареи и другим рабочим параметрам.
Рассмотрим схему подключения контроллера электросамоката и функции контактов на примере устройства, разработанного для управления трехфазными электромоторами с рабочими параметрами 36 В и 350 Вт. В таблице приведен перечень электрических разъемов контроллера, их назначение и цвета изоляционного покрытия используемых в них проводов.
Подключение к ручкам тормоза и стоп-сигналу. К общему жгуту проводов подключено 2 разъема.
Черный, желтый, красный.
Подсоединение к АКБ.
Ограничение предельной скорости.
2 белых провода.
Подсоединение к датчикам Холла электромотора.
Черный, синий, зеленый, желтый, красный.
Подсоединение к системе помощи педалям PAS.
Черный, зеленый, красный.
Соединение с замком зажигания или пультом управления.
Черный, синий, зеленый, красный.
Подключение к ручке газа.
Зеленый, черный, красный.
Электропитание мотора – используется 3 проводка.
Зеленый, синий, желтый.
Алгоритм подключения и настройки контроллера электросамоката таков:
- Гнездо №9 подключаем к силовым проводам с идентичным изоляционным покрытием на электромоторе, а разъем №4 – к соответствующему ему гнезду от управляющих проводков.
- В случае применения пульта управления – подсоединяем его к штепселю №6. Если пульта управления нет, подсоединяем замок зажигания к красному и синему проводу гнезда №6.
- Ручку газа подсоединяем к штепселю №7, рукоятки тормоза и стоп-сигнал (при его наличии) – к №1.
- Чтобы ограничить предельную скорость, замыкаем 2 белых проводка в разъеме №3. Чтобы иметь возможность управлять возможностью ограничения предельной скорости, подключаем к нему двухпозиционный выключатель К-2Р.
- Для активации круиз-контроля подключаем кнопку на ручке газа к разъему №8. В дальнейшем для активации этой функции достаточно будет нажать и удержать кнопку на пару секунд, а для отключения – нажать на рукоятку тормоза.
- При наличии системы PAS – подсоединяем ее контакты к гнезду №5.
- Подключаем к АКБ разъем №2. Не допускаем замыкания черного и красного проводов питания!
При покупке готового комплекта компонентов для электрификации самоката отпадает вопрос, как проверить контроллер электросамоката и коммутацию его разъемов. Такая проверка выполняется в процессе предпродажной подготовки, и проводки на ответных гнездах подключаемого оборудования соответствуют цветам, обозначенным в схеме.
Вопрос ремонтопригодности
Чтобы понять, подлежит ли вышедший из строя контроллера электросамоката ремонту своими руками или в мастерской, нужно снять его и осмотреть. По внешнему виду деталей несложно понять, какая из них требует замены.
Если поломка существенная, проще и дешевле заменить контроллер идентичной или универсальной моделью с подходящими рабочими параметрами. Обычно они рассчитаны на напряжение 24, 36, 48 В и мощность 200–1000 Вт. При желании можно купить набор электронных компонентов и собрать аппаратную часть контроллера самостоятельно. Но проще и безопаснее приобрести готовое изделие.
Электросамокат не включается. Почему сломался самокат.
Самокат не включается обычно по одной из следующих причин. Это может быть отсутствие заряда или неисправность дисплея, обрыв, замыкание на контактах аккумуляторной батареи.
А также сбой в системе программного модуля, отработавший предохранитель или термодатчик. А теперь рассмотрим каждую из этих ситуаций подробнее. И небольшое видео с объяснением как производить прозвонку.
Сломался дисплей самоката
Во многих случаях проблема заключается как раз в том, что экран не реагирует на манипуляции. После того, как вы нажали кнопку включения, и информация на экране не отобразилась, попробуйте на нем проехаться. Возможно, поломки все таки нет, и требуется диагностика состояния проводов или замена экранного модуля.
Для исправления неисправности потребуется проверка бортового компьютера на наличие влаги, окисления проводов, нагара и прочих следов сопутствующих поломке. Далее просушиваем блок управления, окисление зачищаем и заново подключаем, изолируем.
Отключение контактов
Эту проблемку можно опознать по следующим сигналам: светодиоды светятся, и почти сразу гаснут (чаще всего по одному). Это может происходить несколько раз.
Чтобы решить эту задачу, вам потребуется мультиметр. Для начала в режиме «прозвонки диодов» осмотреть их на обрыв, кз. А уже дальше более детально в режиме проверки сопротивления замеряем утечки. Желательно мегаомметром, но можно и пропустить эту диагностику.
Небольшое видео как прозванивать электросамокат:
Ремонт платы лучше не осуществлять самостоятельно, а обратится в сервисный центр. Необходимы хотя бы минимальные навыки пайки и разбираться в микроэлектронике.
Повреждение предохранителя или термодатчика
Для проверки нужно снять защитную крышку с отсека, где лежит аккумуляторная батарея. Не делайте это сами, если техника ещё на гарантии.
Разъединяем нужные разъемы как показано на фото. Необходимо проверить выходное напряжение на клеммах. Это делается мультиметром.
Отсутствие энергии
Очевидно, когда вы едете и самокат останавливается — он разрядился. При полном заряде у большинства моделей будет светится напряжение выше 50 Вольт (V). Если падает ниже 24, то нужно срочно на подзарядку. Но бывают проблемы серьезнее.
Если электросамокат не видит зарядку, то необходим сброс системы.
Благодаря принудительному сбросу файл с ошибкой будет удален. Именно из-за него программный блок не мог определить подключение к сети. И все, проблема решена!
Ещё один момент — перегрев. При такой ситуации ваш электросамокат будет включаться только при подключении к зарядному устройству. Дайте остыть элементам, иначе будут более серьезные проблемы. Если причина не в перегреве, то сброс системы, а если он не помог, то идем в сервисный центр менять прошивку.
Решение. Как обойти ошибку системы
Если вас самокат не включается и не заряжается — поздравляем у вас ошибка в программном модуле. Два решения проблемы, и первое это принудительная перезагрузка. Выполняем следующие шаги:
- Отключаем зарядку;
- отключаем провода, подающие напряжение на акб;
- подключаем зарядку снова;
- и ещё раз отключаем.
Если данные операции прошли успешно, то светодиод будет гореть красным цветом при включении, а при отключении зарядного устройства – синим.
Дальше приступаем к танцам с бубнами. Подключаем кабель от АКБ к контроллеру обратно и жмем кнопку «вкл». Затем ждем красного сигнала отсутствия заряда батареи. Ну вот и все, включаем в сеть.
Если эти бюджетные бубны не помогли, то переходим ко второму варианту. Придется обращаться в сервис. Там детально проверят каждый проводочек и транзистор. С помощью качественного оборудования, инструментов и новых комплектующих все исправят и перепрошьют.
Не заряжается электросамокат причины
Самокаты
Это базовая технология, которая поможет вам быстро привести ваш скутер в рабочее состояние, но для этого придется потрудиться, и не все причины поломки требуют сложной диагностики и «лечения».
Устройство самоката и поиск причин, по которым он может не заряжаться
Чтобы решить, что делать, если ваш электросамокат не заряжается, необходимо понять, какой компонент электрической системы вышел из строя. Отказ или неисправность могут возникнуть в:
- Кабель для зарядки;
- Сам скутер.
Причиной того, что ваш электроскутер Kugoo или другой марки не заряжается, также может быть неисправная розетка или неисправный аккумулятор. Узнайте, как правильно заряжать электрический самокат.
Проблемы с зарядным устройством
Прежде всего, причину того, что электросамокат не заряжается, следует искать в кабеле и блоке питания. Чтобы проверить это, попробуйте зарядить ТК с помощью другого зарядного устройства. Если процесс пошел — необходимо заменить кабель или попытаться отремонтировать адаптер.
Ремонт платы зарядного устройства скутера Xiaomi.
Не рекомендуется пытаться самостоятельно ремонтировать электрические компоненты самоката (даже на основе обучающих видеороликов), если у вас нет необходимых навыков.
Поломка самоката
Чтобы точно понять, почему не заряжается электросамокат, если кабель и адаптер в хорошем рабочем состоянии, необходимо проверить исправность всех систем. Силовая схема скутера состоит из четырех частей:
- блок управления;
- водитель;
- аккумулятор.
- Плата BMS;
Первое, что нужно сделать, если вы не знаете, почему не заряжается аккумулятор электросамоката Kugoo G1 или M4 PRO, Segway-Ninebot, Halten, Iconbit или скутера любой другой марки, — это проверить контакты аккумулятора. Тогда целесообразно перезагрузить контроллер. Если это не поможет, вооружитесь вольтметром и измерьте напряжение на электрических компонентах.
Если напряжение в точке А на рисунке выше нормальное, то неисправна панель управления или контроллер, а если оно ниже указанного значения — проблема в батарее или плате BMS.
Как устранить проблему с зарядкой электросамоката
После того как вы более или менее выяснили, почему ваш электросамокат не заряжается, необходимо последовательно проверить все его системы и устранить найденные неполадки.
Если на электросамокате горит зеленая лампочка и нет заряда
Если самокат не заряжается, но горит зеленый индикатор, зарядное устройство и транспортное средство могут не видеть друг друга. Сброс настроек скутера поможет исправить ситуацию, для этого необходимо:
- Снова подсоедините кабель зарядного устройства — при отсоединении зарядного устройства индикатор батареи будет мигать красным и станет синим.
- Отсоедините концы кабелей зарядного устройства и аккумулятора (как показано на рисунке выше).
- Подключите зарядное устройство — индикаторы на зарядном устройстве и аккумуляторе должны быть красными (индикатор аккумулятора должен мигать).
- Включите скутер и дождитесь, пока светодиоды перестанут мигать, аккумулятор начнет «мигать» медленнее, а на контроллере загорится красный индикатор.
- Подсоедините кабель аккумулятора.
Если электросамокат не заряжается, но горит зеленый индикатор, проблема также может заключаться в плохом контакте зарядного штекера с входом.
Неплотно прилегают контакты АКБ
Если после включения скутера индикаторы ведут себя некорректно: загораются одновременно, поочередно гаснут, а затем снова загораются все вместе — скорее всего, проблема кроется в контактах аккумулятора. Чтобы исправить ситуацию, вам следует:
- Откройте корпус скутера.
- Отсоедините кабель зарядного устройства и провода, соединяющие аккумулятор с контроллером.
- Измерьте мультиметром напряжение на всех клеммах на выходе аккумулятора. Если значение изменяется, проблема присутствует.
- Если обнаружен плохой контакт, припаяйте его.
Температура паяльника должна быть около 400 градусов, а время выдержки — 2-3 секунды.
Проблемы с предохранителем
Новички редко доверяют инструкциям и работают с новым устройством интуитивно. На самом деле, делать этого не рекомендуется, поскольку такой небрежный подход к гаджету чреват серьезными проблемами. Так, например, возможно, что электроскутер не включается после первой зарядки. Причиной этого, как правило, является перегоревший предохранитель.
Для проверки датчика поможет тестер в режиме поиска сопротивления. Как вы знаете, номинальная стоимость пригодной к использованию части равна нулю. Но если на экране устройства появляется индикатор «1», то без установки нового компонента не обойтись.
Процедура замены предохранителей:
- Снимите плату и освободите поврежденную часть из гнезда.
- Установите новый компонент.
- Убедитесь, что он прочно установлен (при необходимости используйте обычный пинцет, чтобы сжать контакты).
- Установите плату на место и подключите кабели питания (только в обратном порядке).
Будьте осторожны, чтобы не повредить штифты.
Проблемы с проводами аккумулятора
Механические повреждения кабелей аккумулятора встречаются довольно часто. Из-за этого автомобиль может не включаться после зарядки или работать неправильно при подключении к источнику питания.
В этом случае пользователю придется заменить весь комплект. Однако перед этим необходимо провести диагностику с помощью мультиметра. Это делается следующим образом:
- Извлеките аккумулятор.
- Проверьте состояние кабелей.
- Определите значения сопротивления и напряжения.
Если вы обнаружите расхождения в полученных значениях, необходимо будет заменить весь жгут проводов.
Не включается после зарядки
Невозможность включения устройства после полной зарядки вызвана повреждением внутренних деталей. Это может быть не только аккумулятор, но и другие детали:
- блок управления;
- печатная плата;
- водитель.
Чтобы решить эту проблему, необходимо снять крышку электроскутера, чтобы получить доступ к «внутренностям». Здесь стоит отметить то, на что стоит обратить внимание:
- Целостность проводов (в результате «экстремального» вождения или неаккуратной сборки в предыдущих случаях провода могут быть оборваны/потерты);
- Правильность размещения контактов (обратите внимание на наличие неплотно прилегающих контактов);
- состояние деталей (могут быть механические повреждения — царапины, трещины, ржавчина и т.д.; температурный датчик и предохранитель могут быть перегоревшими).
При обнаружении неисправности попробуйте устранить ее самостоятельно: переподключите клеммы — переподключите, замените провода и детали. Если не удается понять причину поломки, стоит обратиться в сервис.
Индикатор зарядки горит зеленым/красным
Непрерывное свечение индикатора или чередование зеленого и красного мигания каждые 5-10 секунд означает:
- отказ зарядного устройства;
- нет контакта между зарядным устройством и скутером;
- Проблема с аккумулятором.
Если индикатор горит зеленым или красным цветом, а зарядка не происходит, сначала замените зарядное устройство. Если это единственная проблема, вам не нужно лезть внутрь электросамоката. В противном случае стоит попробовать вышеуказанные методы.
Индикатор моргает
Как правило, светодиод мигает в начале процесса зарядки, если устройство было полностью разряжено и находилось в таком состоянии несколько дней до этого. Когда заряд гаджета достигнет хотя бы 10%, мигание прекратится.
Если индикатор отображается в течение всего процесса зарядки, ищите проблему в контроллере. Его следует тщательно проверить на наличие механических дефектов. Если они присутствуют, деталь необходимо заменить, если нет — сбросить.
Вы также можете попробовать прошить устройство. Этот способ стоит попробовать только в том случае, если вышеперечисленные методы не помогли, и вы не можете обратиться в сервисный центр.
Где находится предохранитель в электросамокате
- Откройте аккумуляторный отсект и отсоедините АКБ от контроллера (п. 1.1-1.3)
- Открутите 4 болта креплений АКБ, чтобы достать ее.
- Ножом сделайте продольный надрез пленки АКБ. Это позволит аккуратно ее вынуть, вставить обратно и заклеить чем-то вроде скотча.
- Проверьте связку кабелей. Убедитесь, что ни один не поврежден и не сломан. Черный силикон легко удаляется.
Сгорел предохранитель или термодатчик
Характерно для первых выпущенных моделей Xiaomi Mijia M365
Симптомы:
Рекуперация была установлена на средний или максимальный режим. Батарея была полностью заряжена. Производилось длительное торможение или езда на холостом ходу (например, с горки). Модель была произведена в конце 2016г. и кабель внизу рулевой черного цвета . Дату производства можно посмотреть на коробке.
Необходимое оборудование:
- Шестигранник
- Канцелярский нож
- Паяльник (флюс и припой)
- Мультиметр
- Предохранителоь 15А
- Датчик температуры 10кОм
Решение:
- Откройте аккумуляторный отсект и отсоедините АКБ от контроллера.
- Открутите 4 болта креплений АКБ, чтобы достать ее.
- Чтобы убедиться, что это Ваш случай, необходимо исключить другие варианты. Измерьте напряжение на выходе АКБ как в п.1.4 Оно должны быть 3.6В. Измерить напряжение на соединениях, обозначенных оранжевым кругом. Оно должно быть от 35В до 42В. Это означает, что сама батарея не имеет неисправностей и выдает нужное напряжение, а BMS отдает в контроллер только 3.6В. Проблема в BMS. Видео процесса измерений на youtube.
- Необходимо снять датчик температуры в нижней части батареи.
- ——————————————
- ——————————————
- После снятия BMS необходимо проверить предохранитель. Выставляем на мультиметре указанный на фотографии режим и измеряем на соединениях, показанных на фотографии. Если предохранитель исправлен, показатель мультиметра поменяется на 0 или близкое к 0 значение. Если предохранитель не исправен, на мультиметре должна отображаться единица.
- Проверяем NTC (терморезистор, датчик температуры). Необходимо удалить желтый клей, показанный на фотографии. Установите мультиметр на 20кОм. Если результат измерений между 8 и 10, то с термодатчиком все в порядке.
Оба элемента можно купить в магазине радиозапчастей. Они не имеют полярностей. Будьте очень осторожны при снятии и установке предохранителя, чтобы не повредить. Когда Вы подсоедините все обратно, на выходе АКБ к кнонтроллеру должно быть напряжение от 35В до 42В.