Геймпад
Игровой пульт (геймпад, джойпад) — тип игрового манипулятора. Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками и в то же время можно использовать геймпад который в свою очередь используется одной рукой, для контроля его органов управления используются большие пальцы рук (в современных геймпадах также часто используются указательный и средний пальцы).
Геймпады обеспечивают взаимодействие между игроком и игровой приставкой. Тем не менее, геймпады используются и на персональных компьютерах, хотя пользователи в большинстве случаев предпочитают использовать привычные клавиатуру (обычную или игровую) и мышь. Стандартное исполнение геймпада таково: под левой рукой кнопки направления (вперёд-назад-влево-вправо), под правой — кнопки действия (прыгнуть, выстрелить).
Во многих современных контроллерах совместно с направляющими кнопками используются аналоговые стики. Впервые подобное решение было представлено на контроллере Emerson Arcadia 2001, но обрело популярность среди игроков только после появления консолей Nintendo 64, Sony PlayStation и Sega Saturn.
Содержание
Органы управления
Повсеместно применяемые
- D-pad (англ. direction — направление) — кнопка-крестовина, объединяющая в себе четыре (иногда восемь). Предназначена для управления движением.
- Кнопки действия (англ. action buttons ) — дают возможность взаимодействовать с объектами игрового мира. Взять, кинуть, зацепиться, выстрелить и т. д.
- Триггеры — кнопки, располагаемые под указательными пальцами (часто отвечают за стрельбу). На геймпадах появились с увеличением сложности игр, дабы отделить функцию стрельбы от общих действий. Нередко к триггерам привязываются и другие функции, которые удобно отделять от основных функций, привязанных к кнопкам действия.
- Аналоговый стик — представляет собой выступающую часть на базе контроллера, от положения которой зависит результат управления. Основная функция — ориентирование в трёхмерном пространстве. Лишён каких-либо дополнительных кнопок. Исключение составляет возможность нажатия на сам стик. Данная функция используется для дополнительных действий, расширяя тем самым функциональность устройства.
- Cлужебные кнопки Start, Select, Mode, Back — кнопки, обеспечивающие контроль за самим игровым процессом (пауза во время игры, вызов меню опций игры, смена режима работы геймпада).
Опциональные
- Обратная связь, функция вибрации — предусмотренная в геймпаде возможность, усиливающая активные события в момент игрового процесса (взрывы, удары и пр.) посредством работы вибромотора.
- Некоторые модели, как например Space Orb, имеют встроенный трекбол.
- В некоторых моделях присутствует высокоточная рулевая ось, упрощающая игру в автосимуляторы.
Nintendo
NES: D-pad
Внешне, контроллер NES (Nintendo Entertainmen System) напоминал кирпичик. Техническая реализация была столь же проста, как и его форма. Две кнопки действия (А и B), кнопки Start и Select, и наконец D-pad. Форма кнопки была запатентована и являлась модификацией Milton Bradley’s Cosmic Hunter Dpad. Впервые она нашла применение в серии карманных игр Nintendo «Game and Watch» (в СССР аналогом игр стала серия «Электроника»: Хоккей, Веселый повар, Тайны океана, Автослалом, Ну, погоди!). Ближе к закату эпохи NES, перед выпуском AV Famicom и NES2, «кирпичик» превратился в «собачью косточку», напоминая по форме будущий контроллер для Super Nintendo.
Контроллеры Famicom отличались от NES иным дизайном. На втором контроллере вместо кнопок Start и Select, размещался микрофон, задействованный лишь в нескольких играх. Ко всему прочему, отсутствовала возможность отключения контроллеров от консоли.
Super Nintendo Entertainment System (SNES): Внедрение вспомогательных кнопок
Более скругленная форма «собачей косточки», кнопки X и Y (в дополнение к старым A и B), расположенных ромбом, а также вспомогательные клавиши L и R, под указательными пальцами (с тех пор включенных в конфигурацию многих других контроллеров) — таким предстал перед всеми геймпад для Super Nintendo. Известен тот факт, что версия манипулятора для Северной Америки отличается от подобной для Японии или Европы. В то время как кнопки A,B,X и Y последних имели выпуклую форму и окрашены в разные цвета, в американском варианте, те же кнопки были вогнутыми и ограничивались двумя цветами: фиолетовым (А,B) и сиреневым(X,Y).
Virtual Boy: Двойной D-pad
Весьма интересная разработка геймпада была представлена Nintendo для консоли Virtual Boy. Использовавшая эффект параллакса, для наиболее правдоподобного воспроизведения трехмерной картинки на плоском экране, консоль обладала специальным контроллером, включавшим в себя две кнопки направления движения — D-pad. Один из них отвечал за повороты объекта вокруг своей оси и дополнительные действия, другой обеспечивал движения по плоскости. Подобный принцип двойного контроля (dual control), был использован позднее, в манипуляторах с аналоговыми стиками приставок шестого поколения, и в частности, в системе GameCube.
Nintendo 64: Аналоговые стики на геймпаде
Одновременное использование аналоговых стиков и D-pad, стало доступным на консоли Nintendo 64. Геймпад системы обладал привычными кнопками A, B, L и R, а также триггером на его тыльной стороне. Четыре кнопки, объединенные под маркером «C», отвечали за контроль положения виртуальной камеры в играх. Ко всему прочему, контроллер предоставлял возможность использовать дополнительные устройства, расширяющие его функциональные свойства. К ним можно отнести Rumble Pak, отвечавший за вибрацию геймпада, карту памяти для сохранения игр, а также микрофон.
Форма контроллера была выполнена в необычной форме трезубца, что позволяло держать его тремя разными способами. Наиболее распространенный — левая рука на центральном зубце, её большой палец управляет аналоговым стиком, указательный зажимает «Огонь/Триггер». Правая рука держит правый зубец и отвечает за основные кнопки на лицевой стороне геймпада, а также кнопку R.
GameCube: Два аналоговых стика и беспроводной контроллер
Два аналоговых стика, D-pad и четыре главных кнопки на лицевой стороне. Важное нововведение касалось кнопок L и R, которые теперь обладали повышенной чувствительностью и об их полном нажатии свидетельствовал тихий щелчок. Кнопка Z располагается над клавишей R.
Позже, Nintendo представила Wavebird — беспроводной манипулятор использовавший доработанную радиочастотную технологию (исключив возможное влияние низкочастотных помех на работу устройства) контроллеров Atari Wireless RF. Wavebird отличался от предыдущей модели геймпада отсутствием вибромотора (что позволило сохранить длительность работы батареек). В среднем же, двух источников питания АА хватало примерно на 100 часов игры.
DS: Сенсорный экран
Nintendo DS не первая консоль, в которой был реализован сенсорный экран. Это касается, как средства управления, так и использования сенсорного экрана в видеоигровых системах вообще. Но, безусловно, консоль является одним из ярких примеров подобного решения. Nintendo объединила сенсорный экран со стандартными кнопками управления и используя стило (перо), пользователь получает возможность альтернативного управления.
Wii: Новый тип контроллера
Контроллер Wii в сравнении с другими обладает нетрадиционными чертами. По внешнему виду он больше напоминает пульт дистанционного управления от обычного телевизора (официально он так и называется Wii Remote) и включает целый ряд особенностей, наиболее значимые из которых, сенсор движения и определения положения в пространстве, что позволяет системе распознавать движения по всем осям координат, включая вращение.
Контроллер мультифункционален и обеспечивает возможность подключения различных дополнительных устройств. Для использования другой рукой, аналоговый стик представлен отдельным устройством и обладает двумя триггерами. При этом, было анонсировано приложение в виде традиционного контроллера, которое будет служит не просто дублером «классического контроллера», но ещё и дает возможность использовать сервис Virtual Console. На смену привычным кнопкам Start и Select, пришли кнопки -, home и +.
Sega Master System
Геймпады Master System имеют схожий вид с контроллером NES, но в отличие от него, D-pad выполнен в форме квадрата, а не креста. Кнопок Start и Select нет вообще. Две кнопки отвечающие за действия, пронумерованы как «1» и «2». При этом «1» дублирует кнопку «Старт». Игры на Master System входили в режим паузы только через нажатия специальной кнопки на корпусе консоли. В нескольких ранних моделях контроллеров в середине D-pad был встроено небольшое дополнение, которое при нажатии придавало геймпаду большее ощущение сходства с джойстиком. Обычный же джойстик для системы был выпущен позже. Важно отметить, что, в отличие от Nintendo, Sega использовала для своих контроллеров универсальное соединение DE-9, позволявшее использовать эти геймпады на других игровых системах.
Sega Genesis/Mega Drive
Уже в Mega Drive/Genesis контроллер обладал восьминаправленным D-pad, кнопкой Старт и тремя кнопками действия. Трех кнопок было достаточно для первых аркадных игр вроде Golden Axe. Однако, появление «файтингов» послужило поводом для релиза шестикнопочной версии контроллера. Значительно меньший по размеру, он обладал дополнительными тремя кнопками над рядом основных (так называемая раскладка «Street Fighter»), а также кнопкой Mode располагавшейся под правым указательным пальцем. Её необходимость была обусловлена тем, что некоторые игры были несовместимы с новым контроллером (например John Madden Football and Olympic Gold). В момент загрузки консоли, при демонстрации логотипа Sega, необходимо было нажать эту кнопку. Обе версии геймпадов вновь использовали соединение через стандарт DE-9.
Sega Saturn
Игровой контроллер для Sega Saturn был исполнен восьмью кнопками, шесть из которых отвечали за действия, а оставшиеся две, левая и правая, были дополнительными (плюс кнопка Start). 3D Control Pad с аналоговым стиком (на фотографии) входила в часть комплектов популярной на платформе игры Nights into Dreams. Официально для Sega Saturn были созданы несколько контроллеров: световой пистолет (названный Stunner), рулевое колесо (Arcade Racer), рукоятка для авиасимулятора (Mission Stick), пара аркадные джойстики (Twin Sticks), и привычный аркадный джойстик (Virtua Stick).
Dreamcast
Схожий с 3D Control Pad по дизайну, геймпад для Sega Dreamcast, обладал следующим набором кнопок: D-pad, четыре кнопки на лицевой стороне, кнопка Старт и два аналоговых триггера, впервые представленных на тыльной стороне, с левой и правой стороны. Контроллер также имел два слота, для использования карт памяти, VMU (Visual Memory Unit — модуль, который объединял в себе возможности карты памяти и портативной консоли), или модуль вибрации.
Позднее, слоты для аксессуаров, размещение кнопок и аналоговые триггеры с внутренней стороны геймпада, будут представлены на контроллере для Xbox от Microsoft.
Как и в случае с Sega Saturn, Dreamcast обладал дополнительными контроллерами, включая уникальный контроллер-удочку (для игр Get Bass/Sega Bass Fishing), мышь, клавиатуру, а также световой пистолет, рулевое колесо, аркадный джойстик и маракасы (для игры Samba de Amigo).
Microsoft
Microsoft Sidewinder
Линейка геймпадов Sidewinder от Microsoft, была представлена в 1996 году, и прошла путь от простых игровых джойстиков, до включающих в себя все виды игровых контроллеров, от геймпадов до инновационного Sidewinder Strategic Commander, ориентированного на игроков в стратегии реального времени. В то время, как первые геймпады для персональных компьютеров, брали за основу популярный дизайн Dual Shock от Sony, Sidewinger Gamepad, с десятью кнопками (шесть кнопок действия, две триггера, Mode и Start) и возможностью последовательного соединения до четырёх контроллеров к одному игровому порту, был лидером среди геймпадов для спортивных игр, поэтому многие игры с 1998 по 2002 год разрабатывались с учетом возможностей Sidewinder.
Дизайн контроллера Microsoft Xbox имел общие черты с контроллером Sega Dreamcast. Он включал в себя два слота, шесть аналоговых кнопок, два аналоговых триггера, два аналоговых стика. Восемь цифровых кнопок (четыре из которых можно отнести к D-pad), давали возможность получения вибрации. В отличие от контроллера Sega, Microsoft реализовал правый аналоговый стик, черную, белую и черную (Select) кнопки. Контроллер Xbox прошёл отдельную проверку для японских пользователей ввиду того, что контроллер в комплекте был слишком громоздким (это послужило предметом для насмешек и шуток в сетевых комиксах посвященных видеоиграм). Как результат, был создан геймпад Type-S, который был утвержден Microsoft и позже вошёл в комплект с консолью по всему миру.
Оба контроллера имели слабое место на месте подключения к проводу. Если в норме при выдергивании провода из контроллера, провод должен просто отсоединиться от консоли, после чего игра войдет в режим паузы, то в случае с Xbox, консоль сама падала на пол и могла нанести увечья игрокам.
Xbox 360
Контроллер для Xbox 360 обладает возможностью беспроводного подключения. У него отсутствуют «черная» и «белая» кнопки, вместо них, над каждым триггером размещены кнопки «bumper». При использовании не входящего в основной комплект поставки Xbox 360 специального аккумулятора для беспроводного контроллера, используется USB порт для зарядки от консоли. Данный контроллер является основным геймпадом для операционных систем Windows XP, Windows Vista и Windows 7
22 октября 2007 года [1] выпуск наиболее дешевой версии Xbox 360 с проводным контроллером — Core был прекращён — она была заменена Xbox 360 Arcade с беспроводным геймпадом.
PlayStation
Оригинальный контроллер Sony снабжен четырёхсторонним D-pad и двумя группами цифровых кнопок. Первая, насчитывает 4 кнопки, которые вместо привычных цифр, букв или цветов, промаркированы формами: квадрат ( ) — обозначение кнопки меню, треугольник ( ) — знак движения вперёд, круг ( ) — положительный ответ на вопрос или выбор, а также крест ( ) — отрицательный ответ или отмена (в приставках, выпущенных за пределами Японии, ( ) — положительный ответ, а ( ) — отрицательный). Вторая группа, представлена оставшимися 4-мя, вспомогательными кнопками, которые обозначены как правые и левые триггеры — R1, R2 и L1, L2. Ко всему прочему, на геймпаде размещены кнопки Start и Select. Данный тип контроллера был основным на протяжении всего первого года жизни PlayStation, вплоть до выхода модели Dual Analog.
В конце 1995 года, впервые анонсирована модель Dual Analog. Окончательно представлена на суд общественности она была в ноябре 1996 года, на выставке PlayStation. Внешне контроллеры были очень похожи, различия касались непосредственно конструктивных особенностей. Ручки Dual Analog были чуть длиннее и имели более коническую форму. Главным же отличием стали аналоговые стики, размещенные чуть ниже центра геймпада. Первые версии для Японии обладали режимом вибрации, а аналоговые стики сверху имели вогнутую форму. Под стиками располагалась трех-функциональная кнопка «Mode». Однако, ввиду отсутствия интереса, более поздние модели японских версий Dual Analog, были лишены вибрации.
Dual Shock стал следующей моделью представленной Sony. Устройство вновь обрело режим вибрации (что подчеркивается в названии), внешне были изменены ручки, убран третий режим кнопки «Mode» и добавлены положения «R3 и L3», которые были совмещены со стиками (появилась возможность нажимать на каждый стик до щелчка). В конце 1997 года, в Японии, контроллер поступил как дополнительный аксессуар, а в мае 1998 года — в Северной Америке. Его популярность означала конец Dual Analog, после которого Dual Shock был выбран новым стандартом контроллера, на протяжении большей части оставшейся жизни PlayStation.
PlayStation 2
В дальнейшем, Dual Shock вошёл в комплект с PlayStation 2. Тем не менее, контроллер был слегка изменен и его кнопки стали чувствительнее к силе нажатия. Новый геймпад был назван Dual Shock 2. Если ранее в некоторых играх, была возможность использовать базовый контроллер для PlayStation, то теперь, практически все игры создаются из расчета использования Dual Shock 2.
Какая разница между геймпадом и джойстиком
На бытовом уровне геймпад и джойстик — одно и то же. Если вы так скажете, то вас все равно поймут. Тем не менее, у каждого из терминов есть свое конкретное значение и, к примеру, в магазине нужно четко понимать, что вы имеете в виду. Так, скажете вы консультанту, что нужен джойстик, а на самом деле вы подразумевали геймпад. Давайте разберемся, чем же они отличаются и для каких игр применяются.
Геймпад
Геймпад (от английского gamepad) представляет собой игровой манипулятор. Это как раз то, что все сразу и подразумевают под видом игрового контроллера: крестовина, кнопки, курки.
Изначально геймпады были совсем простыми: с минимальным количеством кнопок и без аналоговых стиков. Характерным примером может служить геймпад от консоли Nintendo Entertainment System, которая на территории бывшего СССР была известна как Dendy. Именно с 90-х за всеми игровыми манипуляторами и закрепилось название джойстик. Ведь в ту пору про такое наименование, как «геймпад» никто, естественно, и не знал. Стоит отметить, что игровой контроллер также может именоваться джойпадом. Но такое название используют крайне редко.
Геймпады используются в современных консолях PlayStation 4 и Xbox One как основное устройство ввода. К персональному компьютеру их тоже можно подключить, но это опционально. Кто-то и вовсе не приемлет такой способ играть, предпочитая мышь и клавиатуру.
Джойстик
Джойстик (от английского joystick) игровой манипулятор в виде рукоятки, который напоминает ручку управления самолётом (РУС). Собственно, это и есть игровая адаптация РУС. По понятным причинам применяется в основном в авиа- или космических симуляторах и плохо подходит для других жанров.
Однако джойстики используются не только в серьезных компьютерных играх. К примеру, именно манипулятор в форме джойстика — основное устройство ввода у классических консолей Atari и их современных инкарнаций Atari Flashback .
Джойстики могут быть как аналоговыми, так и цифровыми. Аналоговый учитывает степень отклонения, цифровой же работает, по сути, как крестовина — наклон до упора равен нажатию кнопки. Последний тип намного проще и не подойдет для серьезных симуляторов, однако может применяться в другой технике.
В широком понимании под джойстиком подразумевается любой орган управления, который представляет из себя рукоять, которую можно отклонить в сторону. Так, джойстиком или мини-джойстиком называют аналоговый стик, расположенный на геймпаде. Кроме того, джойстиком можно назвать и орган управления на некоторых кнопочных телефонах: Sony Ericsson K700i, Siemens CX75 и других популярных в свое время моделях.
Как выбрать геймпад
Кому и для чего геймпад нужен? Многие обожают поиграть в приставку, причем это увлечение характерно для детей, подростков и взрослых людей. Что ж, каждый любит коротать свободное время по-своему. Виртуальные игры – не самый плохой вариант, главное, не отдаваться им сутками и неделями напролет… Сегодня мы поговорим об одной из разновидностей игрового пульта, который помогает заядлым игроманам наслаждаться любимым занятием.
Содержание
Что это такое?
Если говорить простыми словами, геймпад – это «коробочка» с кнопками и стиками, позволяющая взаимодействовать геймеру с игрой на игровой консоли либо на ПК. Он выглядит как пульт. Управление им осуществляется пальцами обеих рук одновременно, чаще всего большими и указательными. Устройство имеет также другие названия – «игровой манипулятор», «контроллер».
Какие бывают геймпады
Производители выпускают разные контроллеры, но стараются делать универсальные модели с поддержкой разных типов устройств: игровой приставки, ПК, мобильных Android и iOS.
Кроме стандартных существуют и специальные игровые манипуляторы, созданные для конкретных целей или определенного жанра: например, авиасимуляторы или «Хитбоксы» для файтингов. Выбор геймпада зависит от возлагаемых на него функций и удобства эксплуатации.
Различия между игровыми аксессуарами
В результате большого количества виртуальных игр появилось большое количество игровых манипуляторов. Это приводит в замешательство многих пользователей: часто они не могут понять между геймпадом и джойстиком разницу. На самом деле они отличаются, внешним видом, способом ввода информации и управления.
Контроллер, как уже говорилось, похож на пульт. С одной его стороны расположены четыре кнопки для управления персонажами (движения вперед/назад, вправо/влево); с другой – кнопки, отвечающие за иные действия (прыжки, бег, удары). Для управления ими задействуются большие и указательные пальцы двух рук.
Джойстик выглядит иначе – как небольшая рукоятка на платформе с набором разных клавиш, курков и кнопок. Им можно управлять одной рукой, он предназначен в основном для игр «авиажанра», в то время как геймпад универсален и подходит для игр разных жанров.
Характеристики игрового манипулятора
При выборе контроллера обратите внимание на такие моменты:
- Материалы и цвет. Чем качественнее пластик, тем устройство долговечнее и удобнее в эксплуатации. Специальное противоскользящее покрытие препятствует скольжению рук по пульту, особенно если они потеют. На пластике хорошего качества не появится сколов и царапин, и он будет дольше служить. Важны дизайн и цветовая гамма устройства, так как красивым и ярким геймпадом гораздо приятнее пользоваться.
- Форма и эргономичность. При внешнем сходстве всех геймпадов между ними все-таки есть явные отличия. Dualshock и подобные ему компактные манипуляторы рассчитаны на небольшую и среднюю ладонь. XBOX и похожие устройства рассчитаны на среднюю и крупную руку. Различаются обе группы по форме, месторасположению аналоговых стиков и крестовин. Отдельная группа моделей совмещает в себе особенности двух видов контроллеров. Так что каждый пользователь может выбрать для себя подходящий вариант.
- Кнопки дополнительные и программируемые. Если первые известны уже длительное время, то вторые используются гораздо реже, хотя приносят существенную пользу. Основные функции дополнительных кнопок – это изменение количества срабатывания клавиш (например, одно нажатие срабатывает как три) и дублирование некоторых элементов управления. Программируемые настраиваются на компьютере с помощью специального ПО и выполняют разные функции: запись и присвоение макроса, дубляж других кнопок, назначение необходимого действия. Они открывают перед пользователем большие возможности, но, к сожалению, дорогие и их ассортимент крайне мал. Если задумались, какой геймпад купить для ПК, выбирайте все же модель с программируемыми кнопками.
- Аналоговые стики. Это устройства, выступающие на поверхности корпуса пульта. Их фиксация в определенном положении влияет на конечный результат управления игрой. На одном пульте может быть один или два стика, это зависит от модели. Некоторые игровые контроллеры не оснащаются ими вовсе, поскольку есть ряд игр, для которых стики не требуются. В то же время, существуют игры, в которые без стика поиграть не удастся. Для удобства пользования аналоговыми рукоятками продаются специальные насадки-«грибки», которые меняют их рельеф и форму и придают им противоскользящий эффект. Как выбрать геймпад для ПК, со стиками или без? Ориентируйтесь на свои возможности и предпочтения.
Контроллеры к консолям XBOX ONE и XBOX 360 хорошо совмещаются с компьютерами на базе Windows – дополнительные драйверы для их подключения не нужны, поскольку и сама консоль, и ОС разработаны непосредственно компанией «Майкрософт».
Как выбрать геймпад для смартфона
Кто бы мог подумать еще несколько лет назад, что сотовый телефон превратится в полноценное игровое устройство наряду с большими игровыми платформами? Однако мобильный гейминг все сильнее набирает обороты. И способствуют этому разработанные мобильные ОС с поддержкой игровых манипуляторов.
Если придется делать выбор между разными моделями игровых пультов, нужно изучить их совместимость с собственным смартфоном (или планшетом) прямо в магазине. Для смартфона больше подойдет беспроводной контроллер, так как с ним легче управляться. Устройства на базе iOS работают только через блютус, а на базе Android имеют оба вида подключения: проводной и беспроводной.
Какой выбрать геймпад: проводной или беспроводной?
Существует две группы игровых пультов, отличающихся способом подключения:
- Проводные. Для соединения с ними в персональных компьютерах используется разъем USB, а в игровой консоли Nintendo Switch – проприетарные разъемы. Этот вид соединения дешевле, чем беспроводной. Он может использоваться там, где недоступны другие виды подключения.
Есть ряд моделей с обоими вариантами подключения. Они наиболее универсальны: не зависят от привязки к определенному месту и не требуют частой подзарядки.
Советы по покупке геймпада от специалистов
Чтобы вам было легче определиться с тем, что именно вы хотите, мы сделали небольшую подборку советов от профи:
- Выбор типа контроллера определяется тем, с чем он будет использоваться. Это может быть одно устройство или сразу несколько (персональный компьютер, игровая приставка, мобильный iOS или Android).
- Обращайте внимание на тип соединения – беспроводной или проводной. Он не должен основываться только на личных предпочтениях и часто зависит от выбранной модели игровой платформы. Добавим, что беспроводные манипуляторы стоят дешевле.
- Следующий важный момент – через какие API (интерфейсы программирования приложений) контроллер посылает сигналы игре. Это могут быть DInput (DirectInput) или XInput, разработанные компанией «Майкрософт». Если XInput хорошо совмещается только с консолями PC и XBOX, срабатывает по умолчанию и поддерживает строго фиксированное количество кнопок, осей, триггеров, то у DInput нет строгих ограничений. И хотя управление им нужно настраивать отдельно к каждой игре, настройки можно менять, как угодно. Если отвечать на вопрос, какие геймпады подходят к ПК, то это однозначно модели с поддержкой XInput: они корректно работают со всеми играми. Существуют и универсальные модели, с поддержкой двух режимов.
- Важно знать: контроллеры для игровых приставок Playstation 3 и 4, а также XBOX ONE совместимы и с другими платформами. А вот игровые манипуляторы Switch, Wii U, Nintendo Classic совместимы только со своими приставками и кардинально внешне отличаются от всех других контроллеров. Выбирая контроллер для ПК, обязательно обратите внимание на список его совместимости с разными платформами.
Уважаемые покупатели, думаем, мы не слишком перегрузили вас информацией, касающейся игровых контроллеров. Надеемся, что она поможет вам окончательно определиться, стоит ли покупать геймпад для ПК.
Как выбрать геймпад
для консоли, ПК и смартфона?
Чтобы выбрать идеальный контроллер, лучше его тестировать. Но перед покупкой этот шанс выпадает редко, поэтому опирайтесь на отзывы.
Мини-джойстики
В этих геймпадах есть небольшие выступы, похожие на «грибочки». Левый джойстик отвечает за перемещение, правый — за прицеливание. Ими легко управлять и поворачивать на 360°.
Цифровые джойстики — в самых доступных геймпадах до 1000 рублей. Они всегда выбирают максимальную скорость перемещения независимо от того, как сильно вы их наклоняете. Прицел перемещается рывками — неудобно наводить на далёкую мишень. Аналоговые стики в моделях дороже 1000 рублей — оптимальный вариант. Чем сильнее вы наклоняете их в стороны, тем быстрее движется персонаж или перемещается прицел. В большинстве игр это имеет решающее значение.
Чтобы понять, какой геймпад лучше выбрать, обратите внимание на люфт, чувствительность и тип отклика. Люфт отвечает за минимальное отклонение, которое не распознаётся датчиками. Норма — 5-10%. Тогда прицел будет точным и не собьётся. Для проверки используйте приложения XInput Emulator или DirectInput Emulator. Чувствительность — субъективная характеристика. Для шутеров желательна высокая чувствительность, для автомобильных симуляторов и MMORPG — средняя, для стратегий — малая. Оригинальные геймпады обычно регулируют силу реакции. Тип отклика гарантирует одинаковый результат, как бы сильно вы не тянули джойстики вбок. Это полезно для стратегий, MMORPG, квестов и аркад. Для шутеров и автосимуляторов подойдёт прогрессивный отклик — он ускорит перемещение.
Кнопки
Отвечают за базовые действия в игре, например, «выбрать» или «добавить в инвентарь». Кнопки должны нажиматься быстро и чётко, не залипая. Обратите внимание на ложные срабатывания. В некачественных геймпадах могут срабатывать сразу два механизма при одном нажатии. Такие лучше не покупать.
Программируемым кнопкам можно присваивать свои команды и даже их последовательности. Вам будет удобнее играть, вы сможете быстрее реагировать на события в игре. Но такие геймпады стоят дороже — от 2500 рублей и более.
Задаёт направление персонажу или переключает меню. К D-Pad те же требования, что и к кнопкам — нажиматься быстро, чётко и не залипать. В бюджетных геймпадах до 1000 рублей D-Pad распознаёт только четыре направления — вперёд, назад, вправо, влево. В моделях от 2000 рублей — их 8, включая диагонали.
Курки
Кнопки на переднем торце геймпада. В шутерах и ролевых играх отвечают за стрельбу, в MMORPG и MOBA — за быстрые команды, в симуляторах — за управление газом и тормозом.
Как выбрать контроллер для игр по куркам? Есть 3 важных параметра:
Тип механизма. У цифрового в геймпадах до 1500 рублей есть два положения — «единица» и «ноль», «да» и «нет». Это подойдёт для стратегий и большинства MMORPG. Аналоговые датчики в моделях от 1500 рублей ориентируются на силу нажатия. Сильнее давите курок — машина едет быстрее. Такие механизмы пригодятся для шутеров и гонок.
Длина хода. В шутерах достаточно 1,5 мм для быстрой реакции и ускорения стрельбы. В автомобильных симуляторах нужно не менее 2,5 мм для управления газом и тормозом. В некоторых геймпадах ход регулируется — по 2-3 положения для разных игр.
Тип сопротивления. Линейное означает, что усилие будет одинаковым по всей длине хода кнопки. Это хороший выбор для стратегий, MMORPG, ролевых игр, квестов и аркад. Прогрессивное увеличивает сопротивление по мере приближения к нижней точке. В гонках это позволяет лучше чувствовать автомобиль, а в шутерах — точнее управлять оружием. Курки с прогрессивным сопротивлением есть в геймпадах от 5000 рублей.
Дополнительные средства управления
Сенсорные панели быстро переместят предмет в инвентаре и приблизят мелкие детали. LED-индикаторы ускоряют вашу реакцию на игровые события. Кнопки захвата делают скрины, записывают видео и запускают онлайн-трансляцию. Во многих беспроводных геймпадах есть динамики, микрофоны и разъёмы для гарнитуры.
Дополнительные органы управления хороши для «консольных» игр. Когда идёт речь о том, какой геймпад выбрать для ПК, то учитывайте: вам противостоят клавиатуры и мышки — они проворнее.
Способ подключения
Проводные геймпады — топ в бюджетном сегменте до 2000 рублей. Они передают сигнал с минимальными задержками (всего 1–5 миллисекунд) и ограничены только длиной провода.
Беспроводные геймпады стоят от 1500 рублей, а оригинальные и сертифицированные — от 3000 рублей и выше. У них полная свобода движений, но весят больше (до 300 г) и работают до 20–30 часов после 2-часовой зарядки.
У беспроводных геймпадов есть 2 способа подключения. Радиоканал передаёт данные с задержкой от 2 до 15 мс. Но они идеально совместимы только с «родными» консолями — для компьютеров и ноутбуков нужны USB-адаптеры. Bluetooth увеличивает задержку до 10–50 мс, но зато без переходников. Это идеальный вариант, если нужно выбрать геймпад для Андроид-смартфона или планшета.
Источник питания
Проводные геймпады работают от USB-порта. У беспроводных моделей — 2 вида источников питания. Чаще встречаются батарейки АА — от 2 до 4 штук. Подойдут модели любых брендов, специфических требований нет. Аккумуляторы заряжаются за 2 часа — этого хватает на 10–20 часов геймплея. Они окупаются за 3–4 месяца — вам не придётся тратиться на батарейки. Есть и комбинированные модели, например, оригинальный геймпад Xbox.
Вибрация
Вибромоторы отвечают за реакцию на ваши действия в игре. Они имитируют отдачу оружия, дрожание руля при разгоне авто, толчки при падениях и тряску от близких взрывов. Чтобы понять, как выбрать геймпад, нужно знать есть ли в нём вибрация и можно ли настраивать её силу. Тут опять же сила на стороне оригинальный геймпадов. В любом случае, вибрацию всегда можно выключить.