Кто изобрел первый в мире пригодный для практического применения электрический двигатель?
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Первый практически полезный электродвигатель Якоби
Предыдущая статья данного цикла [1] была посвящена первым лабораторным опытам, показавшим способность электрического тока производить механическое вращение или качение. Однако из-за ртутного коммутатора и ничтожной мощности такие устройства было нереально использовать в приводных двигателях. Первый практически полезный электродвигатель, сразу нашедший свое применение, был создан выдающимся электротехником Б. С. Якоби. В настоящей статье рассматриваются различные конструкции двигателя, а также другие изобретения этого ученого, прославившего российскую науку.
Рис. 1. Борис Семенович Якоби (1801–1874)
Борис Семенович Якоби (рис. 1), в молодости Мориц Герман (Moritz Hermann Jacobi), родился в Потсдаме (Пруссия) в семье преуспевающего еврейского банкира [2 , 3]. Его старший брат Карл (Carl Jacobi) стал знаменитым математиком, имя которого запечатлено в таких понятиях, как якобиан, матрица Якоби и т. д.
По примеру многих своих современников Мориц принял протестантство с именем Борис и впоследствии в России назывался Борисом Семеновичем (по имени отца Симона). Образование получил сначала в Берлинском университете, а затем и в знаменитом Геттингенском, выпустившись с дипломом архитектора. После преподавал вместе с братом Карлом в Кенигсбергском университете, где заинтересовался электротехникой и попытался создать электрический аналог паровой машины.
В 1834 г. он решительно отверг эту идею, построил действующий «магнитный аппарат» вращательного движения и послал его описание в Парижскую академию наук, которое, после благоприятного отзыва Ампера и Беккереля, было опубликовано в трудах академии, а затем и в широкой прессе.
Рис. 2. Электродвигатель Якоби
Действующий образец этого двигателя, хранящийся в московском Политехническом музее, показан на рис. 2, где 1 — обмотка статора с восемью аксиальными полюсами электромагнитов (возбуждение), 2 — ротор, 3 — обмотка ротора также с восемью полюсами (якорь), 4 — щеточно-коллекторный узел (коммутатор), называемый тогда «жиротропом», с четырьмя металлическими контактными рычагами и коллекторными дисками, 5 — вал, 6 — гальваническая батарея. Двигатель развивал мощность 15 Вт при скорости 40 об/мин [3–5].
Рассмотрим принцип действия двигателя для четырех полюсов, как показано на рис. 3, где четыре неподвижных полюса (1) двух электромагнитов статора намагничены N—S—N—S, аполюсы (3) электромагнитов ротора (2) с помощью коммутатора перемагничиваются в зависимости от положения ротора. В положении, показанном на рисунке, угловое положение ротора ? = 45°, разноименные полюса ротора и статора притягиваются и вращающий момент направлен против часовой стрелки. При повороте ротора до угла ? = 90° токи и полюса якоря переключаются на противоположные, что сохраняет знак вращающего момента. Таким образом, двигатель вращается против часовой стрелки.
Рис. 4. Схема двигателя Якоби
Это классический электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со щеточно-коллекторным узлом торцевой конструкции, схема которого в современном начертании имеет вид, показанный на рис. 4, где 1 — обмотка возбуждения, а 2 — якорь со щеточно-коллекторным узлом. Интересно отметить, что щеточно-коллекторный узел двигателя, являющийся, по существу, датчиком положения ротора, реализует принцип обратной связи подобно любой автоматической системе.
Рис. 3. Принцип действия электродвигателя Якоби
Публикации о двигателе Якоби имели далеко идущие последствия [2 , 3]. Сам он получил степень доктора наук и был приглашен профессором в университет Дерпта, входившего тогда в состав Российской империи (ныне это город Тарту в Эстонии). Профессор этого университета астроном Василий Яковлевич Струве вместе со знаменитым электротехником академиком Павлом Львовичем Шиллингом обратили внимание российского правительства на полезность такого двигателя для судостроения. Император Николай I повелел пригласить профессора Якоби для построения «электрохода», на что было ассигновано 50 000 руб. Для оценки внушительности этой суммы можно вспомнить, что, как следует из поэмы Гоголя «Мертвые души», цена крепостного в те времена составляла 100 руб.
Якоби с энтузиазмом принимает предложение, в 1837 г. переезжает в Петербург, становится российским подданным и все последующие тридцать семь лет верой и правдой служит российской науке и технике в составе Петербургской академии наук.
Рис 5. Второй двигатель Якоби
Для построения «электрохода» была учреждена особая «комиссия для применения электромагнитной силы к движению машин по способу проф. Якоби» во главе с адмиралом Иваном Федоровичем Крузенштерном, куда входили ведущие российские электротехники Эмилий Христианович Ленц и Павел Львович Шиллинг [6]. Была выделена шлюпка длиной 8 м, для которой потребовался электродвигатель гораздо большей мощности. Поэтому Якоби создает второй вариант своего двигателя — больших габаритов и со сдвоенным статором, обеспечивающим повышение магнитного потока (рис. 5).
Однако мощность и этого варианта в 120 Вт была явно недостаточна, и Якоби меняет всю концепцию двигателя, перейдя к более компактной конструкции с размещением всех электромагнитов в диаметральной плоскости, показанной на рис. 6, где 1 — два электромагнита статора, 2 — четыре электромагнита ротора, 3 — коммутатор [4, 5]. Принцип действия двигателя в точности такой же, как на рис. 3. Диаметральную конструкцию электродвигателя предложил американский изобретатель Томас Дэвенпорт (Thomas Davenport), о котором будет рассказываться в следующей статье.
Рис. 6. Третий двигатель Якоби
Итак, Якоби собирает сорок таких двигателей на двух вертикальных параллельных валах, соединенных коническими передачами с гребными колесами «электрохода». С 1838 г. начинаются его многомесячные испытания с катанием по Неве до 14 пассажиров со скоростью 3 версты в час, как показано на рис. 7. Питание двигателей осуществлялось от 320 усовершенствованных гальванических цинкоплатиновых элементов весом в 200 кг, благодаря чему мощность гребного привода была доведена до 550 Вт.
Испытания прошли успешно, и о них появляются восторженные отзывы в печати и в научном мире, в том числе и от Фарадея, приславшего личное письмо, в котором он мечтал установить электродвигатели на океанских лайнерах. Однако экономические расчеты самого Якоби показали, что для этого нужны значительно большие мощности и гигантские батареи. Даже для такого «электрохода» реально требовалось не менее 10 л. с., каждая из которых обходилась бы в 12 раз дороже, чем для паровой машины (по некоторым данным — в 40 раз). «Химическая энергия в настоящее время дороже механической», — с сожалением констатировал Якоби [3, 4]. Поэтому в 1842 г. затея была оставлена.
Лишь в 1891 г. на Неве заработал первый буксир с электротягой, построенный известными электротехниками В. Н. Чиколевым и Р. Э. Классоном для буксировки барж с Охтинского порохового завода [7] (применение паровых буксиров в этом случае было бы взрывоопасным). Однако широко гребные электрические установки начали применяться лишь в XX веке, после создания мощных судовых электрогенераторов.
Рис. 7. «Электроход» Якоби
Вклад Бориса Семеновича в электротехнику этим не ограничился [2, 3, 5, 7]. Самым его выдающимся делом считается изобретение в 1837 г. гальванопластики, которую сразу же стали применять для печатания денежных банкнот (в связи с финансовой реформой), а затем гравюр и других художественных произведений. За это Якоби был награжден золотой медалью Парижской выставки, а в России получил от правительства 25 000 руб. (с условием не патентовать, а широко публиковать изобретение), а затем и научную Демидовскую премию в 5000 руб., от которой он, впрочем, отказался в пользу научного фонда.
К другим его известным изобретениям относятся:
- • Усовершенствование телеграфа Шиллинга и установка его в Зимний дворец, а также прокладка первых телеграфных линий: Зимний дворец — Генеральный штаб и Петербург — Царское Село.
- • Применение электричества в военном деле. Якоби создал морские мины с электрическим дистанционным детонатором от магнитоэлектрического генератора, которые успешно использовали в 1865 г. во время Крымской войны для обороны Кронштадта и Севастополя.
- • Создание новых электроприборов (реостат, эталон Ома и др.).
Кроме того, Якоби вместе с академиком Ленцем открыл явления противо-ЭДС и реакции якоря, а также обратимость электрической машины, т. е. использование двигателей в качестве генераторов и наоборот. В 1840 г. Якоби положил начало электротехническому образованию в России, создав в Кронштадте учебную команду лейб-гвардии саперного батальона, изучавшую употребление гальванизма в военном деле. За «усовершенствования по гальванической части» ему была пожалована пожизненная пенсия. Уже в наше время на 7-й линии Васильевского острова Санкт-Петербурга установили памятную доску: «Здесь жил академик Борис Семенович Якоби. 1801–1874. Выдающийся физик и электротехник. Изобретатель гальванопластики, электрического телеграфа, электрических моторных лодок, электрических мин».
История изобретения электрического телеграфа Сэмюэлем Морзе
В октябре 1832 г. на пакетботе «Сюлли», совершавшем регулярные рейсы между Гавром и Нью-Йорком, собралось довольно разнообразное общество пассажиров, многие из которых живо интересовались всевозможными научными и техническими вопросами. Среди них находились двое американцев: малоизвестный художник Сэмюэл Морзе и врач Чарльз Джексон.
Морзе возвращался на родину после трехлетней стажировки в жанре исторической живописи. Что касается Джексона, то он ненадолго приезжал в Париж слушать курс лекций известного тогда физика Пулье об электромагнетизме. Электромагнитные явления, бывшие еще новинкой, настолько занимали воображение молодого врача, что он не удержался и рассказал своим случайным попутчикам об их чудесных свойствах.
Сэмюэл Морзе (1791 — 1872). Фотография сделана Мэтью Брэди в 1857 году.
С особым вниманием к рассказам Джексона отнесся Морзе. Под влиянием услышанного у него возникла мысль об устройстве электромагнитного телеграфа, способного мгновенно передавать сигналы на огромные расстояния.
Сразу по прибытии в Нью-Йорк он начал деятельно работать над своей идеей и спустя три года продемонстрировал нью-йоркской публике первую модель телеграфного аппарата.
Между тем начали приходить все более частые сообщения об успехах, достигнутых в области электротелеграфии немцами Вильгельмом Вебером, Карлом Гауссом и другими европейскими учеными.
Морзе внимательно изучал эти известия и продолжал упорно работать над своим аппаратом, несмотря на то, что он уже получил признание как художник, стал профессором живописи и даже первым президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке.
Первый электрический телеграф
4 октября 1837 г. в здании Нью-Йоркского университета Морзе выставил перед публикой вполне совершенный электротелеграфный аппарат. Однако приходящие депеши так трудно поддавались расшифровке, что прочитать их мог лишь сам изобретатель.
Эта временная неудача не остановила Морзе: не прошло и пяти месяцев, как аппарат был доработан, а главное, за это время Морзе изобрел свою знаменитую составленную из комбинаций точек и тире азбуку, которая по сей день широко применяется в практике.
Достигнув, наконец, желаемого успеха, изобретатель однако еще долгих пять лет добивался согласия конгресса Соединенных Штатов на финансирование строительства телеграфной линии.
Лишь в начале 1844 г. конгрессмены 89 голосами против 83 приняли положительное решение, и Морзе тотчас же приступил к работе.
Вначале строители пытались прокладывать многожильный подземный кабель, заключенный в свинцовую трубу. Для этого инженером Эзрой Корнеллом был даже сконструирован первый в мире кабелеукладчик — специальный плуг, который рыл траншею, укладывал в нее кабель и закапывал его.
Однако подземная прокладка линии оказалась ненадежной. Тогда провода начали подвешивать на столбах. Изоляторами служили бутылочные горлышки (причем острословы утверждали, что использовались исключительно бутылки из-под виски).
По всей видимости, недостатка в изоляторах не было, темпы строительства нарастали, и к концу мая 1844 г. первая в мире телеграфная линия общественного пользования, оборудованная аппаратами Морзе, связала столицу США Вашингтон с расположенным в шестидесяти километрах от нее городом Балтимор. А вскоре телеграфные провода покрыли густой сетью всю страну.
Схема телеграфа Морзе
Кодовая система, разработанная Морзе и его помощником Альфредом Вейлом, охватывала все буквы английского алфавита и позволяла просто передавать сложные сообщения по телеграфным линиям.
Ключевым моментом Морзе при построении кода было рассмотрение того, как часто каждая буква используется в английском языке. Наиболее часто используемые буквы имеют более короткие символы. Так, например, буква «E», которая в английском языке встречается чаще всего, обозначается одной «точкой».
Код Морзе устроен таким образом, что человек может понять его без специального декодера. В экстренной ситуации это делает его универсальным средством связи.
Первое сообщение, отправленное точками и черточками азбуки Морзе на большое расстояние, было отправлено из Вашингтона в Балтимор в пятницу, 24 мая 1844 года.
Конверт с почтовой маркой 1940 года из серии «Великие американцы»
Американская почтовая марка и конверт первого дня 1944 года, посвященный 100-летию первого сообщения отправленного азбукой Морзе
В 1848 г. электротелеграфная связь была введена между германскими городами Гамбургом и Куксхавеном. Спустя три года вступила в строй первая телеграфная линия в России, связавшая Москву и Петербург, а к концу столетия не осталось ни одного сколько-нибудь значительного европейского города, из которого не протянулась бы ко всему остальному миру проволока электрического телеграфа.
Использование азбуки Морзе в первой половине XX века (к 1890 году азбука Морзе уже широко использовалась в радиосвязи)
Сравнительно недолго оставались непреодолимым препятствием для телеграфа и водные преграды. Первый подводный кабель, как и следовало ожидать, был проложен по дну Ла-Манша 25 сентября 1851 г. Он связал Великобританию с Францией.
В течение последующих трех лет «туманный Альбион» был соединен подводными телеграфными кабелями с Ирландией, Бельгией, Германией и Голландией.
В 1854 г. была установлена связь между средиземноморскими островами Сардинией и Корсикой, а затем телеграфный кабель достиг Апеннинского полуострова, соединив эти острова с континентом. На повестку дня вплотную стал вопрос о покорении Атлантики.
Начиная с 1857 г., четыре попытки проложить трансатлантический телеграфный кабель кончались неудачей, и, наконец, в 1866 г. экспедиция на знаменитом левиафане того времени, гигантском пароходе «Грейт Истерн» увенчалась успехом: в течение всего двух недель, с 13 по 27 июля первая телеграфная линия была проложена между западным побережьем Ирландии и канадским островом Ньюфаундленд.
Соединение кабеля (после первой аварии) на борту «Great Eastern» 25 июля 1865 года. Цветная репродукция, Национальный морской музей, Гринвич, Лондон
Даже в самых сокровенных мечтах Сэмюэл Морзе не смел надеяться на столь триумфальное шествие своего детища. На долю изобретателя выпала редкая удача — лично увидеть всеобщее и неоспоримое признание своих заслуг и даже памятник, поставленный в Центральном парке Нью-Йорка.
Статуя Сэмюэля Морзе работы Байрона М. Пикета, Центральный парк Нью-Йорка, 1871 г.
Гораздо менее повезло другому замечательному изобретателю — русскому ученому Павлу Львовичу Шиллингу.
В том же самом октябре 1832 г., когда Морзе на пакетботе «Сюлли» озарила идея создания телеграфного аппарата, аналогичный пригодный для практического применения прибор был уже построен Шиллингом и продемонстрирован петербургской публике. Но, как это часто бывало и с другими изобретениями, несмотря на большой интерес образованного общества к новому прибору, правительство не торопилось с его внедрением.
Только после того, как в сентябре 1835 г. Шиллинг с успехом выступил со своим аппаратом на съезде естествоиспытателей и врачей в Бонне, правительство образовало «Комитет для рассмотрения электромагнитного телеграфа», который поручил Шиллингу устройство телеграфного сообщения между Петергофом и Кронштадтом. Но выполнить эту работу ученый уже не успел: летом 1837 г. он скончался.
Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика
Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!
Тесла, Эдисон и война токов (переменный или постоянный ток)
В период младенчества электротехники специалисты раскололись на два лагеря. Одни видели будущее за постоянным током, другие — за переменным. Бурлили полемические страсти. Дискуссия, по существу, продолжается и сегодня, хотя уже на новом уровне.
100-летний киловольтметр на исторической гидроэлектростанции в Хаймбахе (Германия)
Конец XIX в. ознаменовался бурным развитием электроэнергетики во всем мире. От первых электрических опытов до широкого применения электричества в промышленности прошло почти три столетия.
Уже никого не удивлял электрический телеграф, широко применялась гальванопластика. Появились первые электрические генераторы, приводимые в движение паровой машиной и сделавшие электроэнергию сравнительно дешевой. Были изобретены лампы накаливания. Началось создание первых энергосистем.
Одну из них создал в Нью-Йорке в 1882 г. выдающийся американский изобретатель и бизнесмен Т. А. Эдисон. И сразу же число электростанций его компании стало быстро расти. В 1886 г. их было 68, а в 1887 — около 120, причем они могли питать уже около 325 тыс. электроламп.
Томас Эдисон — американский изобретатель и бизнесмен, выступал за развитие сети постоянного тока
Лампа накаливания Томас Эдисона
Электрический бум вызвал повышенное потребление меди и, как следствие, повышение цен на нее в несколько раз. Это в определенной мере снизило шансы электроэнергетики в борьбе с газовым освещением.
Нужно было искать выход. Он был найден в увеличении питающего напряжения электрических сетей, что могло экономить медь, так как сечение питающих проводов уменьшалось в сотни и более раз.
Однако высокое напряжение увеличивало опасность для потребителей. Это быстро выявил первый опыт эксплуатации электрических сетей. Поиски путей уменьшения опасности привели к развитию техники трансформации напряжения.
Один из первых трансформаторов (изобретатели — Отто Блати, Карой Циперновский и Микша Дери)
Тем не менее, по-прежнему в основном «работал» постоянный ток: электрический телеграф, электрохимия, зарядка аккумуляторов, первые электродвигатели. Правда, для электрического освещения с помощью дуговых ламп переменный ток имел преимущество, так как электроды сгорали более равномерно и не надо было их делать разными по сечению.
Первые генераторы переменного тока для электроосвещения применил ваш соотечественник П. Н. Яблочков. В широких масштабах их начала применять американская фирма «Вестингауз». В 1887 г. она уже, имела мощности, позволявшие питать почти 135 тыс. электроламп. Компания Эдисона получила опасного конкурента.
Никола Тесла с «Теорией натуральной философии…» Руджера Бошковича на фоне катушки ВЧ трансформатора в своей лаборатории на Хаустон-стрит. 20 мая 1896 г. Во время войны токов переменный ток, который предпочитал Тесла, боролся за широкое распространение с постоянным током, который предпочитал Эдисон.
Генератор Westinghouse, конец 1800-х годов. «Вестингауз электрик» — одна из ведущих электротехнических компаний США, существовавшая с 1886 года по 1997 год.
Распределительный щит переменного тока Westinghouse, около 1880-х гг.
В 1888 г. началась яростная полемика между сторонниками постоянного и переменного тока.
Фирма «Эдисон Электрик Лайт Компани» опубликовала Красную книгу под заголовком «Предостережение», в которой переменный ток подвергался резкой критике главным образом из-за его, якобы, повышенной опасности.
Был приложен список людей, смертельно пораженных переменным электрическим током. Описывались другие действительные и мнимые недостатки переменного тока, но особый упор делался все же на опасность его применения.
В борьбу включился инженер Гарольд Браун, который начал эксперименты по воздействию электротока на животных. Иногда опыты делались публичными, и на глазах у публики погибали собаки и лошади. Апогеем этой борьбы стал письменный вызов Брауна Вестингаузу, опубликованный в ряде американских газет.
Демонстрация Гарольда Брауна 22 декабря 1888 года
Он писал: «Я вызываю г-на Вестингауза на встречу со мной в присутствии компетентных экспертов в области электротехники, и пусть через его тело пропускают переменный ток, а через мое — постоянный. Напряжение будет повышаться до тех пор, пока один из нас не закричит и этим публично признает свое поражение.
Однако, я хочу предупредить г-на Вестингауза о том, чтец согласно моим экспериментам, воздействие переменного тока напряжением 160 В в течение 5 секунд приводит к фатальному исходу». (При одинаковом измеренном напряжении переменный ток ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БОЛЕЕ ОПАСЕН ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА.)
Социальная реклама 1889 года против использования переменного тока
Вестингауз вызова не принял. В некоторых штатах США под влиянием общественности были приняты законы, запрещающие применять напряжение переменного тока более 200 В.
Полемика достигла России, где в то время решались вопросы электрического освещения обеих столиц.
В 1889 г. А. Г, Столетов, электротехник высочайшего класса, писал: «Вспоминается та травля, которой подвергались трансформаторы в нашем отечестве. И в ученых (!) докладах, и в газетных статьях система обличалась как нечто еретическое, ненациональное и безусловно гибельное, доказывалось (!), что трансформаторы запрещены во всех порядочных странах Запада и терпятся разве в какой-нибудь Италии, падкой на дешевизну.
Защитники «ненациональности в электричестве» забывали, что первую идею о трансформации тока в технике сами иностранцы приписывают Яблочкову и что на Всероссийской выставке 1882 г. в Москве демонстрировал такую систему г. Усагин.
Знатоки западных порядков проглядели или замолчали, что в это самое время «гибельная» система питала десятки тысяч ламп в лучших частях Лондона, а французы не задумывались применить ее к освещению жилища главы государства».
Ситуация, в общем-то удивительно напоминающая нынешнюю полемику по ядерной энергетике.
Томас Эдисон с сотрудниками, Менло-Парк, штат Нью-Джерси, 1881 год
В борьбу включился Эдисон, опубликовавший статью «Об опасностях электрического освещения». Статья была перепечатана в русском журнале «Электричество».
Автор писал: «Употребление переменных токов высокого напряжения не имеет никакого оправдания ни с коммерческой, ни с научной точек зрения».
Однако в статье были вполне здравые мысли: «Когда нужно было регламентировать давление в паровых котлах, в видах безопасности служащих и публики, то поступали иначе, чем поступают теперь относительно электрического напряжения, а между тем оба случая вполне схожи.
Нужно было бы припомнить те соображения, которые привели к прекрасной системе: к у становлению ПРЕДЕЛЬНОГО давления пара и к периодическому инспектированию котлов. Нужно было бы приложить те же правила, чтобы гарантировать нас против опасностей, представляемых чрезмерным электрическим напряжением».
Сотрудники Edison Electric, около конца 1800-х годов
Сторонники переменного тока на критику отвечали делом и реализовывали все его преимущества. Создание высоковольтных линий передач позволило располагать электростанции на расстояниях от потребителей порядка сотен километров вместо двух-трех на постоянном токе. Это позволило вынести станции за черту города, освободив горожан от копоти и позволив применять энергию рек и водопадов, находящихся далеко от промышленных центров.
Изобретение Теслой и Доливо-Добровольским многофазных систем позволило создать новый тип электродвигателя с вращающимся магнитным полем, который обходился без капризного и ненадежного в эксплуатации коллекторно-щеточного аппарата.
Модель первого асинхронного двигателя Николы Теслы в музее Тесла в Белграде, Сербия
Был сконструирован электрический счетчик ампер-часов переменного тока. Сторонники Эдисона, которые говорили о невозможности такой конструкции, лишились весомого аргумента.
Были созданы новые материалы для изоляции и новые конструкции изоляторов. Разработаны правила безопасности для электропотребителей. Наконец, были разработаны первые выпрямительные установки, которые практически сняли все вопросы оппонентов.
Сторонники постоянного тока в США пошли на отчаянный шаг в дискредитации переменного тока. Для первой легальной смертной казни на электрическом стуле (6 августа 1890 г.) они использовали генератор переменного тока фирмы «Вестингауз», предоставленный Брауном. Но и это не принесло им победу.
К чести ученых и электротехников Москвы, собранных городским головой в мае 1888 г., они утвердили применение переменного тока повышенного напряжения.
Электростанция переменного тока General Electric в США — 1904 год
Машинный зал Гиндукушской ГЭС на реке Мургаб в Туркменистане. Построена в 1909 году. Генератор переменного тока с возбудителем изготовлен в Будапеште (Венгрия) на Ganz Works. Фотография Прокудина-Горского, 1911 год.
Теперь сделаем выводы.
Бурное и плодотворное развитие электротехники в период с 1886 по 1895 гг. обязано жестокой конкурентной борьбе между сторонниками постоянного и переменного тока.
Эта борьба оказала благоприятное влияние на развитие энергетической и светотехнической промышленности. Именно тогда было изобретено электрооборудование, позволившее обеспечить его надежность и безопасность потребителей в приемлемой степени.
Так что споры вокруг атомной энергетики тоже далеко не бесполезны. Пусть оппоненты указывают слабые места каждой системы, а изобретатели и конструкторы их устраняют. Лишь бы методы полемики оставались в рамках приличий. А в результате должны победить приемлемые для всех решения.