Важно ли, чем натирали вещество при электризации?
Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.
Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.
Как быстро и эффективно исправить почерк? Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.
Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.
Самостоятельная работа по физике Объяснение электрических явлений для 8 класса
Самостоятельная работа по физике Объяснение электрических явлений для 8 класса с ответами. Самостоятельная работа включает 2 варианта , в каждом по 5 заданий.
Вариант 1
1. Пластмассовая линейка, натертая шерстяной тканью, получила отрицательный заряд. Избыток или недостаток электронов образовался на ткани?
2. Почему незаряженные металлические опилки притягиваются к заряженному телу?
3. Почему заряженное тело притягивает к себе нейтральное тело из диэлектрика?
4. В каком материале — эбоните или шерсти — электроны в молекулах и атомах вещества сильнее удерживаются притяжением атомных ядер?
5. Важно ли, чем натирали вещество при электризации?
Вариант 2
1. Какие вам известны заряженные частицы?
2. Какие частицы переходят от одного тела к другому в процессе электризации? Что происходит с зарядами тел?
3. Чем отличаются электроны в проводниках и изоляторах?
4. Почему мелкие листочки бумаги притягиваются к заряженной расческе?
5. Соломинка притянулась к заряженному предмету. Можно ли утверждать, что соломинка была предварительно заряжена? Изменится ли ваш ответ, если вы наблюдаете отталкивание?
Ответы на самостоятельную работа по физике Объяснение электрических явлений для 8 класса
Вариант 1
1. Заряд ткани будет положительным, так как при трении часть электронов с ткани перешла на линейку, и заряд линейки стал отрицательным. На ткани образовался недостаток электронов.
2. Происходит явление электростатической индукции, и незаряженное тело, вследствие перераспределения зарядов, электризуется. В итоге разноименные заряды начинают притягиваться друг к другу.
3. Притяжение незаряженных тел из диэлектриков происходит вследствие способности их к поляризации.
4. Электроны в эбонитовой палочкой сильнее удерживаются, так как при трении друг о друга палочка приобретает отрицательный заряд. Следовательно, электроны с шерсти стекают легче.
5. Да, важны. Все тела обладают разными силами притяжения. Одни частицы сильнее удерживаются атомными ядрами, другие слабее. От этого будет зависеть знак заряда.
Вариант 2
1. Электроны — отрицательно заряженные частицы, протоны — положительно заряженные частицы.
2. В процессе электризации происходит переход электронов от одного тела к другому. То тело, которое потеряет один или несколько электронов станет положительно заряженным, а то что приобретет — отрицательно заряженным.
3. В проводниках много свободных носителей заряда, электронов. Они свободна перемещаются в нем. В изоляторах электроны закреплены в узлах кристаллической решетки, и поэтому они не способны переносить заряд.
4. При трении о волосы расческа приобрела заряд. Листочки бумаги попали в электрическое поле и произошло перераспределение электронов. Разноименные заряды начали притягиваться друг к другу.
5. Если притянулась, то необязательно она была заряженной, так как заряд она могла приобрести в процессе взаимодействия с электрическим полем заряженного тела. Если отталкиваются, то она была обязательно заряжена одноименным по знаку зарядом.
Секреты электризации тел
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!
- объяснить учащимся механизм электризации тел,
- развивать исследовательские и творческие навыки,
- создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу,
- помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений.
- электрофорная машина,
- электрометр,
- султанчики,
- эбонитовые и стеклянные палочки,
- шелковые и шерстяные ткани,
- электроскоп,
- соединительные провода, дистиллированная вода, парафиновые шарики,
- алюминиевые и бумажные цилиндрики, шелковые нити (крашеные и некрашеные).
- Проводники, изоляторы, смоляной и стеклянный заряды.
- Электроотрицательный атом.
- Электроположительный атом.
- Электризация: — соприкосновение
- — влияние
- — фотоэффект (под действием света).
1. Вступительное слово учителя
В повседневной жизни человек наблюдает огромное количество явлений и, возможно, гораздо большее количество явлений остаются незамеченными.
Существование этих явлений “толкает” человека на их поиски, открытия и объяснения этих явлений. Такое явление как падение тел на землю у человека не вызывает уже никакого удивления. Но, следует заметить, что земля и данное тело взаимодействуют, не касаясь друг друга. Они взаимодействуют между собой самым известным действием – гравитационным притяжением (гравитационными полями). Мы привыкли, что тела действуют друг на друга, в основном, непосредственно. Есть еще и такие явления, известные еще древним грекам, которые каждый раз вызывают интерес у детей и взрослых. Это электрические явления.
Примеры электрических взаимодействий весьма разнообразны и не так хорошо знакомы нам с детского возраста как, например, притяжение Земли. Этот интерес объясняется и тем, что здесь мы имеем большие возможности создания, изменения экспериментальных условий, обходясь несложным оборудованием.
Проследим за ходом выявления и изучения некоторых явлений.
2. Историческая справка (докладывает ученик)
Греческий философ Фалес Милетский, живший в 624–547 гг. до н.э., открыл, что янтарь, потертый о мех, приобретает свойство притягивать мелкие предметы – пушинки, соломинки и т.д. Позже такое явление было названо электризацией.
В 1680 году немецкий ученый Ото фон Герике построил первую электрическую машину и открыл существование электрических сил отталкивания и притяжения.
Первым ученым, аргументировано отстаивавшим точку зрения о существовании двух видов зарядов, был француз Шарль Дюфе (1698–1739). Электричество, которое появляется при натирании смолы, Дюфе назвал смоляным, а электричество, которое появляется при натирании стекла – стеклянным. В современной терминологии “смоляное” электричество соответствует отрицательным зарядам, а “стекольное” положительным. Самым убедительным оппонентом теории существования двух видов зарядов был знаменитый американец Бенджамин Франклин (1706 — 1790). Он впервые ввел понятие о положительных и отрицательных зарядах. Наличие этих зарядов у тел он объяснил избытком или недостатком в телах некоей общей электрической материи. Это особая материя, впоследствии названная “флюидом Франклина”, по его мнению, обладала положительным зарядом. Таким образом, при электризации тело либо приобретает, либо теряет положительные заряды. Нетрудно догадаться, что Франклин перепутал положительные заряды с отрицательными и тела обмениваются электронами (которые несут отрицательный заряд). Во многом благодаря этому факту впоследствии ошибочно за направление тока в металлах было принято направление движения положительного заряда.
Англичанин Роберт Симмер (1707 — 1763), обратил внимание на необычное поведение своих шерстяных и шелковых чулков. Он носил две пары чулок: черные шерстяные для тепла и белые шелковые для красоты. Снимая с ноги сразу оба чулка и выдергивая один из другого, он наблюдал, как оба чулка раздуваются, принимая форму ноги и притягиваясь друг к другу. Однако чулки одинакового цвета отталкивались, а разных цветов притягивались. Основываясь на своих наблюдениях, Симмер стал рьяным сторонником теории двух зарядов, за что был прозван “раздутым философом”.
Выражаясь современным языком, его шелковые чулки имели отрицательные, а шерстяные – положительные заряды.
3. Явление электризации тел
Учитель: Какое тело называется заряженным?
Ученик: Если тело может притягивать или отталкивать другие тела, то оно обладает электрическим зарядом. О таком теле говорят, что оно заряжено. Заряд – свойство тел, – способность к электромагнитному взаимодействию.
(Демонстрация действия заряженного тела).
Учитель: Что называется электроскопом?
Ученик: Прибор, который позволяет обнаружить наличие у тела заряда и оценить его, называется электроскопом.
Учитель: Как устроен и работает электроскоп?
Ученик: Основной частью электроскопа является проводящий изолированный стержень, на котором закрепляется стрелка, способная свободно вращаться. При появлении заряда стрелка и стержень заряжаются зарядами одного знака и поэтому они, отталкиваясь, создают угол отклонения, значение которого пропорционально полученному заряду.
(Демонстрация работы прибора).
- трением,
- ударом,
- соприкосновением,
- влиянием,
- под действием световой энергии.
Рассмотрим некоторые из них.
Ученик: Если потереть эбонитовую палочку о шерсть, то эбонит получит отрицательный заряд, а шерсть – положительный заряд. Наличие этих зарядов обнаруживается с помощью электроскопа. Для этого надо коснуться стержня электроскопа эбонитовой палочкой или шерстяной тряпкой. При этом часть заряда испытуемого тела переходит к стержню. Кстати, в этом случае происходит кратковременный электрический ток. Рассмотрим взаимодействие двух бумажных подвешенных на нити гильз, заряженных один — от эбонитовой палочки, другой – от шерстяной тряпочки. Заметим, что они притягиваются друг к другу. Значит, тела с разноименными зарядами притягиваются. Не каждое вещество может передать электрические заряды. Вещества, через которые могут передаваться заряды, называют проводниками, а вещества, через которые заряды не передаются, называют непроводниками – диэлектриками (изоляторами). Это можно выяснить также с помощью электроскопа, соединяя его с заряженным телом, веществами различного рода.
Белая шелковая нить не проводит заряд, а крашенная шелковая нить проводит. (Рис. А)
Белая шелковая нить Крашеная шелковая нить
Разделение зарядов и возникновение двойного электрического слоя в местах их соприкосновения, всяких двух различных тел, изоляторов или проводников, твердых тел, жидкостей или газов. Описывая электризацию трением, мы всегда брали для опыта только хорошие изоляторы – янтарь, стекло, шелк, эбонит. Почему? Потому что в изоляторах заряд остается на том месте, где он возник и не может через всю поверхность тела перейти на другие соприкасающиеся с ним тела. Опыт не удается, если оба трущиеся тела будут металлами с изолированными ручками, так как мы не можем отделить их друг от друга сразу по всей поверхности.
Вследствие неизбежной шероховатости поверхности тел, в момент отрыва всегда остаются какие-то последние точки соприкосновения – “мостики”, через которые в последний момент сбегают все избыточные электроны и оба металла оказываются не заряженными.
Учитель: Теперь рассмотрим электризацию соприкосновением.
Ученик: Если мы погрузим шарик из парафина в дистиллированную воду и потом вынем из воды то и парафин, и вода окажутся заряженными. (Рис.B)
Электризация воды и парафина произошла без всякого трения. Почему? Оказывается, что при электризации трением мы лишь увеличиваем площадь соприкосновения и уменьшаем расстояние между атомами трущихся тел. В случае вода – парафин всякие шероховатости не мешают сближению их атомов.
Значит, трение не является обязательным условием для электризации тел. Существует другая причина, по которой происходит электризация в этих случаях.
Учитель: Далее рассмотрим электризацию через влияние.
Ученик: На электризации тела через влияние основана работа электрофорной машины. Наэлектризованное тело может взаимодействовать с любым электрически нейтральным проводником. При сближении этих тел, за счет электрического поля заряженного тела во втором теле происходит перераспределение зарядов. Ближе к заряженному телу располагаются заряды по знаку противоположные заряженному телу. Дальше от заряженного тела в проводнике (гильза или цилиндр) располагаются одноименные с заряженным телом заряды.
Так как расстояние до положительных и отрицательных зарядов в цилиндре от шара разное, то преобладают силы притяжения и цилиндр отклоняется в сторону наэлектризованного тела. Если же дальней стороны тела от заряженного шара коснуться рукой, то тело прыгнет к заряженному шару. Это происходит из-за того, что при этом электроны перескакивают к руке, уменьшая тем самым силы отталкивания. Рис. D.
Учитель: Как долго сохранится такое положение? (Рис.D)
Ученик: Через несколько секунд произойдет деление зарядов и цилиндр оторвется от шара. Характер их в дальнейшем будет зависеть от значения суммы их зарядов. Если их сумма равна нулю, то их силы взаимодействия равны нулю. Если Fp < 0, то они оттолкнутся друг от друга, но на меньший угол .
Учитель: Рассмотрим электризацию тел под действием световой энергии (фотоэффект).
Ученик: Направим на цинковый диск (пластину) прикрепленную к электрометру сильный световой луч. Под действием световой энергии из пластины вылетает некоторое количество электронов. Сама пластина оказывается заряженным положительно. О величине этого заряда можно судить по углу отклонения стрелки электрометра. (Рис. Е)
Учитель: Мы убедились в том, что при уменьшении расстояния между атомами явление электризации происходит эффективнее. Почему?
Ученик: Потому что при этом увеличиваются кулоновские силы притяжения между ядром атома и электроном соседнего атома.
Перескакивает тот электрон, который слабо связан со своим ядром.
Учитель: Рассмотрим как располагаются химические элементы в периодической системе химических элементов.
Ученик: Существуют около 500 форм Периодической системы химических элементов. Из них в одной, 18-клеточной, элементы размещены согласно строению электронных оболочек их атомов и приведена в справочнике по общей и неорганической химии Н.Ф.Стась.
С периодическим законом согласуются свойства и характеристики атомов, в том числе электроотрицательность и валентность элементов.
Радиусы атомов и ионов в периодах уменьшаются, т.к. электронная оболочка атома или иона каждого последующего элементов в периоде по сравнению с предыдущим уплотняется из-за увеличения заряда ядра и увеличения притяжения электронов к ядру.
Радиусы в группах увеличиваются, т.к. атом (ион) каждого элемента отличается от вышестоящего появлением нового электронного слоя. При превращении атома в катион (положительный ион) атомные радиусы резко уменьшаются, а при превращении атома в анион (отрицательный ион) атомные радиусы почти не изменяются.
Энергия, затрачиваемая на отрыв электрона от атома и превращение в положительный ион называется ионизацией. Напряжение, при котором происходит ионизация, называют ионизационным потенциалом.
Ионизационный потенциал – физическая характеристика, является показателем металлических свойств элемента: чем он меньше, тем легче отрывается электрон от атома и тем сильнее выражены металлические (восстановительные) свойства элемента.
Таблица 1. Потенциалы ионизации атомов (эВ/атом) элементов второго периода
Элемент J1 J2 J3 J4 J5 J6 J7 J8 Литий 5,39 75,6 122,4 — — — — — Бериллий 9,32 18,2 158,3 217,7 — — — — Бор 8,30 25,1 37,9 259,3 340,1 — — — Углерод 11,26 24,4 47,9 64,5 392,0 489,8 — — Азот 14,53 29,6 47,5 77,4 97,9 551,9 666,8 — Кислород 13,60 35,1 54,9 77,4 113,9 138,1 739,1 871,1 Фтор 17,40 35,0 62,7 87,2 114,2 157,1 185,1 953,6 Неон 21,60 41,1 63,0 97,0 126,3 157,9 Учитель: Существует такое понятие, как электроотрицательность, которое играет определяющую роль при электризации тел. От него зависит знак заряда, получаемый элементом при электризации. Электроотрицательность – что это такое?
Ученик: Электроотрицательностью называется свойство химического элемента притягивать к своему атому электроны от атомов других элементов, с которыми элемент образует химическую связь в соединениях.
Электроотрицательность элементов определяли многие ученые: Полинг, Олред и Рохов. Они пришли к выводу, что электроотрицательность элементов в периодах увеличивается, а в группах уменьшается подобно ионизационным потенциалам. Чем меньше значение ионизационного потенциала, тем больше вероятность потери электрона и превращения в положительный ион или положительно заряженного тела, если тело однородное.
Таблица 2. Относительная электроотрицательность (ЭО) элементов первого, второго и третьего периодов.
Элемент ЭО Элемент ЭО Элемент ЭО По Полингу По Олреду-Рохову По Полингу По Олреду-Рохову По Полингу По Олреду-Рохову H 2,1 2,20 Li 1,0 0,97 Na 0,9 1,01 Be 1,5 1,17 Mg 1,2 1,23 B 2,0 2,07 Al 1,5 1,47 C 2,5 2,50 Si 1,8 1,74 N 3,0 3,07 P 2,1 2,06 O 3,5 3,50 S 2,5 2,44 F 4,0 4,10 Cl 3,0 2,83 Учитель: Из всего этого можно сделать следующий вывод: если взаимодействуют два однородных элемента из одинакового периода, то заранее можно сказать, который из них окажется заряженным положительно, а который отрицательно.
Вещество, атом которого имеет большую валентность (больше номер группы) по отношению к атому другого вещества, окажется заряженным отрицательно, а второе вещество положительно.
Если взаимодействуют однородные вещества с одной группы, то вещество с меньшим номером периода или ряда окажется заряженным отрицательно, а второе взаимодействующее тело – положительно.
Учитель: На этом уроке мы попытались раскрыть механизм электризации тел. Мы выяснили, по какой причине тело после электризации получает заряд того или иного знака, т.е. ответили на главный вопрос – почему? (как, например, раздел механики “Динамика” отвечает на вопрос: почему?)
Теперь перечислим положительные и отрицательные значения электризации тел.
Ученик: Статическое электричество может иметь негативное влияние:
— притяжение волос к расческе;
— отталкивание волос друг от друга, подобно заряженному султанчику;
— прилипание к одежде различных мелких предметов;
— на ткацких фабриках прилипание нитей к бобинам, что ведет к частым обрывам.
Накопленные заряды могут вызвать электрические разряды, которые могут иметь различные последствия:
— молния (приводит к пожарам);
— разряд в бензовозе приведет к взрыву;
— при заправке горючей смесью любой разряд может привести к взрыву.
Чтобы снять статическое электричество, заземляют все устройства и оборудование и даже бензовоз. Используют специальное вещество антистатик.
Ученик: Статическое электричество может принести пользу:
— при окраске мелких деталей краскораспылителем, краску и тело заряжают противоположными зарядами, что приводит к большой экономии краски;
— в лечебных целях используют статический душ;
— для очистки воздуха от пыли, сажи, кислотных и щелочных паров используются электростатические фильтры;
— для копчения рыбы в специальных электромерах (рыба заряжается положительно, а электроды отрицательно, копчение в электрическом поле происходит в десятки раз быстрее).
Объяснение электризации
В § 8-а мы рассмотрели строение атома (положительно заряженное ядро и электронные оболочки) и строение металлов (положительно заряженные ионы и электронный газ). Это позволит нам объяснить явление электризации. Сделаем это.
При трении тел друг о друга «трутся» именно электронные оболочки атомов, из которых тела состоят. А так как электроны слабо связаны с ядрами атомов, то электроны могут отделяться от «своих» атомов и переходить на другое тело. В результате на нём возникает избыток электронов (отрицательный заряд), а на первом теле – недостаток электронов (положительный заряд).
Итак, электризация трением объясняется переходом части электронов от одного тела к другому, в результате чего тела заряжаются разноимённо. Поэтому тела, наэлектризованные трением друг о друга, всегда притягиваются (см. § 8-б). Но, кроме электризации трением, существует электризация индукцией (лат. «индукцио» – наведение). Рассмотрим её на опыте:
В начале опыта имеются два металлических шара, которые касаются друг друга (а). К одному из них подносят, не касаясь его, заряженную стеклянную палочку (б), после чего второй шар отодвигают (в). Теперь палочку можно убрать, – шары будут разноимённо заряжены (г).
Объясним этот опыт с точки зрения электронно-ионной теории.
Сначала металлические шары не были заряжены. Это значит, что электронный газ присутствовал в шарах в равных количествах (а). Поскольку палочка стеклянная, мы считаем её заряд положительным (см. § 8-б). Она притягивает отрицательно заряженные частицы – электроны. В результате электронный газ «перетекает» в левую часть левого шара, и в этом месте образуется избыток отрицательного заряда (б).
Все положительные ионы металла прочно связаны друг с другом (они и есть металл), поэтому никуда не «перетекают». Значит, во всех остальных частях шаров возникает недостаток электронов, то есть положительный заряд. И если в этот момент, не убирая палочку, раздвинуть шары (в) и лишь затем убрать её, шары останутся разноимённо заряженными (г).
Итак, электризация индукцией объясняется перераспределением электронного газа между телами (или частями тела), в результате чего тела (или части тела) заряжаются разноимённо. Однако возникает вопрос: все ли тела поддаются электризации индукцией? Можно проделать опыты и убедиться, что пластмассовые, деревянные или резиновые шары можно легко наэлектризовать трением, но невозможно индукцией. Объясним это.
Электроны в резине, древесине и во всех пластмассах не являются свободными, то есть не образуют электронного газа, который может перетекать в другие тела. Поэтому для электризации тел из этих веществ необходимо прибегнуть к их трению, способствующему отделению электронов от «своих» атомов и переходу на другое тело.
Итак, по электрическим свойствам все вещества можно разделить на две группы. Диэлектрики – вещества, не имеющие свободных заряженных частиц и потому не проводящие заряд от одного тела к другому. Проводники – вещества со свободными заряженными частицами, которые могут перемещаться, перенося заряд в другие части тела или к другим телам. Это иллюстрирует рисунок с электроскопами, пластмассовой линейкой и металлической проволокой (см. выше).