Что должно быть указано в маркировке
Перейти к содержимому

Что должно быть указано в маркировке

Правильная маркировка товара сокращает время простоев

Правильная маркировка товара сокращает время простоев

Таможенное оформление служит гарантом качества ввозимого товара, позволяя «фильтровать» поток продукции, направляемой в нашу страну. По закону ввоз продукции на территорию России практически не ограничен – импортировать можно любые товары, главное – правильно оформлять на них разрешительные документы. Конечно, есть и исключения (к примеру, продукты, которые попали под эмбарго – их не удастся ввезти в любом случае), но это скорее частности – импорт большинства товаров при грамотном подходе не представляет большой сложности.

Однако, есть ещё одно условие, которое предприниматели должны выполнять – перед транспортировкой через государственную границу каждое изделие должно быть промаркировано в соответствии с установленными законом требованиями. Маркировка продукции является обязательной, и без неё пройти таможенную проверку просто не удастся.

О том, какие виды маркировки бывают, для чего эта процедура нужна и как её осуществить, рассказала Курбатова Екатерина Дмитриевна, руководитель центра по сертификации «Ростест Урал».

Какие виды маркировки являются необходимыми для таможенного оформления?

Каждый товар, который ввозится на территорию Российской Федерации, должен иметь соответствующую маркировку – графическое обозначение, благодаря которому сотрудники таможенных служб, а в дальнейшем и потребители, смогут получить необходимую информацию об изделии. Для каждого типа продукции маркировка своя – то есть, если товар попадает под требования Технического регламента Таможенного союза, то это один вид маркировки, если под требования системы ГОСТ Р, то другой. Кроме того, есть специальные обозначения, которые позволяют получить чёткую информацию о том, как хранить, транспортировать, утилизировать товар.

Какие отличия между маркировкой в системе ГОСТ Р и в системе Технических регламентов?

Если продукция прошла сертификацию в системе ГОСТ Р, то на товаре должен быть изображён знак РСТ, если же на товар оформлен добровольный сертификат, под знаком РСТ располагают надпись «добровольная сертификация». После проведения сертификации в системе Технических регламентов ТС на товаре изображают знак ЕАС. Также можно встретить знак СТР – он свидетельствует о том, что продукция сертифицирована по российскому Техрегламенту (на сегодняшний день действует лишь один такой регламент – «О требованиях пожарной безопасности»).

Есть ли стандарты, которые регулируют правила маркировки продукции? Или ответственность полностью ложится на импортёра?

Конечно, есть специальные нормативы. Например, Технический регламент ТС «Пищевая продукция в части её маркировки». Так, согласно этому регламенту пищевая продукция должна содержать:

  • Точное наименование пищевого продукта;
  • Массу нетто, объём в литрах, количество единиц товара в упаковке;
  • Состав продукции (его не требуется указывать в случае, если он ясен из названия – к примеру «куриная грудка», «филе тунца» и т.д.);
  • Пищевую ценность продукции;
  • Дату изготовления;
  • Срок годности;
  • Наименование и адрес изготовителя;
  • Дату и место упаковки;
  • Наименование и адрес импортёра;
  • Рекомендации по приготовлению;
  • Информацию о наличии в составе продукта ГМО;
  • Ограничения по использованию;
  • Информацию о способах утилизации упаковки.

И, конечно же, изображаются знаки ЕАС, сведения о проведённой государственной регистрации. Очень важно чётко следовать требованиям ТР ТС на маркировку продукции – неправильно оформленная этикетка может стать причиной отказа во ввозе.

А что, если маркировка продукции иностранная? Можно ли такой товар ввезти в Россию?

Если вы ввозите продукцию иностранного производства, то на ней может быть маркировка от производителя (к примеру, знак европейской сертификации СЕ). Однако, это не освобождает от необходимости изображать нашу, российскую маркировку (или маркировку Таможенного союза). Без обозначений РСТ и ЕАС ввезти товар можно, но только если он ввозится для личного пользования, для проведения лабораторных испытаний или вовсе не подлежит обязательной сертификации. Кстати, в последнем случае рекомендую заранее оформлять отказное письмо – этот документ подтвердит, что проведение сертификации для данной продукции не предусмотрено, и позволит избежать простоя на границе.

Нужно ли указывать на товаре (упаковке товара) сведения об импортёре? Или достаточно, чтобы был указан только производитель?

Информацию об импортёре необходимо указывать в обязательном порядке. Это правило регламентируется как ТР ТС 022/2011 (для пищевой продукции), так и банально Федеральным Законом «О защите прав потребителей», который обязывает компании давать потребителю полную информацию о товаре, услуге, работе, в том числе и адрес, фирменное наименование импортёра (статья 10, пункт 2 ФЗ №2300).

Что будет, если выпустить товар без маркировки?

В соответствии с нормами закона и, в частности, статьёй 15.12 КоАП РФ, нарушителей ждут штрафы до 300 тысяч рублей и другие административные наказания.

Как разработать этикетку в соответствии с нормами закона?

Разработкой этикеток занимаются специализированные центры по сертификации. Как правило, в таких центрах могут бесплатно проконсультировать по интересующему вопросу. Рекомендую заказывать макеты этикетки/упаковки именно в таких центрах, а не в дизайнерских студиях, потому что тут нужен профессиональный подход, и даже небольшие отклонения могут стоить часов, а иногда и дней простоя товара на границе. Опять же, недавно был случай, когда клиенты указали на этикетке дату производства масла, но не указали дату розлива – из-за этого у них были проблемы на таможне. Ну и, конечно, советую всегда самостоятельно несколько раз проверять макет, сверять с требованиями ГОСТов, регламентов – если строго следовать букве закона, то удастся избежать подобных трудностей.

Правила и требования к упаковке и маркировке товаров

Правила и требования к упаковке и маркировке товаров

Упаковка и маркировка товара – это мощный инструмент, влияющий на спрос данной продукции. Аккуратная, яркая упаковка и понятная маркировка, сделанные с учетом норм и правил, привлекают внимание. Помогают идентифицировать бренд, познакомиться с характеристиками. Если качество товара внутри не вызывает нареканий, то потребитель выберет именно его, проигнорировав невнятно-серые коробки и кульки.

Требования к упаковке

В условиях свободного рынка и конкуренции, каждый производитель стремится выделиться из основной массы. Лучший способ привлечения внимания потребителей – это упаковка. Крупные производители содержат штат специалистов, занимающихся разработкой дизайна, вида и формы упаковки для продукции.

Существует ряд стандартов, касающихся упаковки продовольственных и промышленных товаров.

Индивидуальные упаковки должны быть чистыми, без повреждений и вмятин. Особенно строгие требования предъявляются к пищевым продуктам. Если пакет или коробка надорваны, а пакеты протекают, такая продукция не принимается на склад и не допускается к продаже в магазине.

Крупногабаритные изделия поставляются на склады в заводских коробках, ящиках.

Хрупкую продукцию предварительно оборачивают в пупырчатую пленку, предотвращающую механические повреждения. Надежно фиксируют в отдельных коробках или общей таре.

Максимальный вес одного товара для складских помещений составляет до 250 кг.

Жидкие продовольственные продукты упаковывают в емкости из стекла, пищевого пластика, мягкие пластиковые пакеты, непромокаемые картонные коробки.

Продукцию химической промышленности выпускают в пластиковой и стеклянной таре, бочках и канистрах, флаконах и тюбиках.

На ценных товарах обязательно наличие заводских пломб. Они гарантируют сохранность продукции, целостность содержимого корпуса во время транспортировки, хранения на складе.

Тип и вид, размер тары выбирают в зависимости от вида и свойств упаковываемого товара. Так, товары, чувствительные к влаге, дополнительно заматывают в пленку или помещают в герметичную упаковку. Деликатную продукцию прокладывают амортизирующими средствами, и снабжают знаком «Осторожно, хрупкие предметы!». На видные места наносят информацию об упакованном изделии, продукте. То есть, производят маркирование. Сведения отпечатывают или гравируют, наклеивают в форме этикетки. Если предметы имеют небольшие габариты, не позволяющие разместить данные, их пакуют в общую тару. Либо снабжают бирками.

Что такое маркировка и в чем ее назначение

Маркировка – это обозначения и сведения, идентифицирующие товар. Для этого используется специальное оборудование, которое крепит или печатает уникальный код на упаковке, этикетке. А также наносит другую необходимую информацию. Данный код позволяет оперативно отслеживать производителя или импортера, поставляющего продукт в страну из-за границы.

На упаковку или этикетку наносятся данные:

товарный знак компании-производителя;

название и адрес фирмы;

краткие потребительские характеристики товара;

условия эксплуатации, хранения и технический регламент;

содержание различных веществ;

сведения о составе продуктов питания, их энергетическая ценность;

используемые в процессе производства материалы, сырье;

основные рекомендации по уходу и использованию товара.

Сведения, которые содержит маркировка, позволяют определить качество продукции, идентифицировать знакомый бренд. Помогают сделать оптимальный выбор среди разнообразного ассортимента. По усмотрению фирмы-изготовителя, может быть нанесена дополнительная информация: короткий текст о преимуществах, пользе продукта, информационные знаки или рисунки.

В разных государствах существуют свои правила и ограничения. Так, в мусульманских странах запрещено печатать изображения женщин, алкоголя, «нечистых» животных. Существенное влияние оказывают различия между метрической и не метрической системами измерений. Обозначения одинаковых размеров обуви и одежды у производителей разных стран существенно различаются.

Требования к маркировке и упаковке продукции установлены ГОСТами и техническим регламентом Таможенного союза. Нарушения правил приводят к административным штрафам и судебным делам.

Обязательная маркировка продукции

Существуют виды продовольственных и промтоварных товаров, чья маркировка обязательна. Их список содержится в ПП за № 982 от 1 января 2009 года.

Сигареты, папиросы, любая другая табачная продукция, включая курительные смеси.

Обувь, одежда, предметы личной гигиены.

Парфюмерные и косметические товары.

Фотокамеры, шины, велосипеды двух- и трехколесные, снабженные двигателем.

Домашний текстиль, включая столовый и кухонный, постельное белье.

Рабочая одежда из кожи или композиционной кожи.

Различные виды сыров, мороженого.

Питьевая и минеральная вода в упаковке.

Над развитием и продвижением данной системы работает ЦРПТ. Уже сейчас запущен единый проект «Честный знак», которым обозначают ответственных и надежных производителей. С помощью уникальных кодов, которые покупают производственные компании, учитывается реальный оборот товаров на территории государства.

Любое юридическое или частное лицо может зайти на сайт платформы «Честный знак», и ввести код с марки интересующего его товара. Система найдет его в едином национальном каталоге. После чего выдаст исчерпывающую информацию о производителе, качестве и оценке продукта. К 2024 году обязательное маркирование планируется распространить на основные категории товаров народного потребления.

Основные правила маркировки

Марки с уникальным кодом обязаны наносить на упаковку российские фирмы-производители или торговые организации, импортеры, при ввозе товара на территорию РФ. Это первая информация, которую видит и воспринимает покупатель, своего рода «лицо» бренда. Поэтому к качеству выполнения и достоверности сведений, предъявляются серьезные требования.

Текст, шрифт и рисунки должны быть разборчивыми, четкими.

При продаже импортной продукции необходим точный перевод данных на русский язык.

Надписи делают контрастным цветом, выделяющимся на фоне цветной упаковки. Таким образом, буквы не сливаются с основным фоном.

Ярлык, краски или этикетка должны быть устойчивы к посторонним воздействиям. Изображения не должны расплываться или стираться, тускнеть под воздействием ультрафиолетовых лучей. Основа должна стойко выдерживать перепады температур, воздействие влаги, прикосновения, механические воздействия.

Товарный знак должен сохранять презентабельный внешний вид в течение всего срока эксплуатации или до окончания срока годности пищевых, лекарственных, косметических товаров.

Этикетка должна содержать все важные сведения: возрастные ограничения, или сокращение срока годности после вскрытия герметичной упаковки.

Состав информации может быть различным, более или менее красочным. Основные требования – это безопасность потребителя при соблюдении инструкций и доведение до его сведения всех существенных свойств, характеристик товара.

Упаковка и носитель информации изготавливаются в соответствии с назначением и типом продукции.

Иногда объем информации не помещается на товаре из-за его небольших размеров или особенностей конструкции, материала. В этом случае ее прописывают в технических паспортах, книжках-вкладышах и на других носителях, приложенных к документации.

В сопроводительных нормативно-технических документах указывают место, дату и время нанесения маркировки. Дают характеристики условных обозначений, номер партии.

Вся информация должна быть однозначной. Это исключает возникновение опасных для жизни и здоровья потребителя ситуаций. Недопустимо использовать расплывчатые определения, слова, имеющие двоякое толкование.

Компания-производитель или лицо, наносящее маркировку на товар, несут полную ответственность за достоверность изложенной в ней информации. В случае введения потребителей в заблуждение, выявления неточностей и нарушения установленных норм, виновные несут ответственность согласно Закону РФ.

Разновидности маркировки товаров

Качественная упаковка и маркировка способствуют реализации продукции. Существует несколько стандартных типов производственной маркировки. Ее наносят компании-изготовители, непосредственно в заводских или фабричных условиях.

Этикетки. Вмещают все полезные и нужные для покупателя данные, указания по эксплуатации. Изготавливаются типографским способом на бумажном или пластиковом носителе. Для жестяных емкостей актуален литографический способ. Также востребована лазерная техника для отдельного отпечатывания сроков годности, номеров и серий партии.

Кольеретки. Разновидность этикеток, которая фиксируется на горлышках бутылок с алкогольными и безалкогольными напитками, молочной продукцией. Стандарты диктуют для них небольшие размеры и фигурную форму. Содержат минимально необходимую информацию – логотип, наименование товара. Формируют определенный образ бренда и отвечают за эстетику.

Вкладыши. Еще одна разновидность товарных знаков. Позволяют покупателям получить исчерпывающую эксплуатационную информацию, характеристики. Часто включают в себя рекламу бренда, сведения о дополнительных товарах и услугах. Используются в том случае, если размеры или тип продукта не позволяют размещать большой объем текста или изображения. Это косметика, сладости, фармацевтическая продукция.

Бирки. Производятся отдельно, из картона, бумаги, пластика или металла. Крепятся к товару с помощью клея, шнуров, специальных фиксаторов и крепежей. Чаще всего используются на одежде.

Ярлыки. Разновидность бирок, имеющая большую площадь. Позволяют указать увеличенный объем информации, включающий время, размеры, марку изделий, из чего произведена продукция.

Контрольные ленты. Небольшие ярлычки, вшитые в обувь или одежду. На них размещают символы и знаки о правилах ухода, часть дополнительной информации. Используются в виде дополнения к основному ярлыку, бирке.

Клейма и штампы. Могут присутствовать как на самом продукте, так и на его упаковке, этикетках. Каждый производитель или организация изготавливают собственные штампы, способствующие их идентификации. Примеры – клейма с пробами драгоценных металлов, знаком качества. А также ветеринарные и товароведческие штампы.

Тип, содержание и размеры маркировки подбираются производителями индивидуально. Выбор зависит от типа продукции, ее назначения, способов раскрутки и подачи в рекламных акциях, поставки в магазины.

В случае нарушения стандартов маркировки, отсутствия обязательных документов и сертификатов к продукту, в силу вступает статья 171.1 УК РФ. Суд принимает решение, в зависимости от тяжести нарушения прав потребителей, вида товара. Наказание может ограничиваться административным штрафом, или включать тюремное заключение сроком до пяти лет.

Обязательная маркировка товаров в 2022 году

С 2019 года в России введена обязательная маркировка товаров. Процесс идет вперед, набирая обороты, и в 2020 году к нему присоединились очередные группы товаров. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности — от сигарет и лекарств до одежды и детского питания.

Рассказываем, как работает маркировка, зачем она нужна и что нужно для подготовки.

Что вы узнаете

Закон о маркировке товаров

В декабре 2017 года правительство объявило о создании Единой системы сплошной маркировки и прослеживаемости товаров. Государство планирует полностью внедрить маркировку к 2024 году.

Процесс регулируют сразу несколько законов:

Распоряжение правительства от 28.12.2018 № 2963-р утверждает Концепцию создания и функционирования системы маркировки. В документе определены цели, задачи и принципы функционирования, описаны требования к маркировке товаров.

Федеральный закон от 25.12.2018 N 488-ФЗ внес изменения в 381-ФЗ о торговле и 54-ФЗ о кассах:

  • вводит понятия — «товары, подлежащие обязательной маркировке», «средства идентификации», «код маркировки», «участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке»;
  • определяет государственную информационную систему мониторинга за оборотом маркированной продукции, порядок доступа к ней, обязанности участников оборота;
  • устанавливает, что ОФД передает данные в систему маркировки.
  • идентификацию каждого товара уникальными кодами,
  • создание единой информационной системы, в которой будут храниться данные, передаваемые всеми участниками оборота,
  • создание Единого каталога товаров.

Специалисты Роспотребнадзора, Честного знака и компании «Тензор», расскажут как работать с маркировкой в полном соответствии с законом.

Зачем нужна маркировка

Маркировка нужна, чтобы государство могло отслеживать полный цикл движения товаров от производителя или импортера до покупателя. Предполагается, что так c рынка уйдет контрафактная продукция, перестанут существовать производители, укрывающие доходы, а покупатель будет получать только качественные товары.

Как работает маркировка товаров

1. Производитель получает коды в системе маркировки и наносит их на упаковку или ярлык каждого товара.

2. При отгрузке производитель отправляет дистрибьютору по ЭДО универсальный передаточный документ (УПД) со списком всех кодов.

3. Дистрибьютор при приемке сверяет коды, указанные в документе, и на товарах, утверждает УПД и передает данные в систему маркировки через оператора ЭДО.

4. Оформление отгрузки дистрибьютором и приемка в рознице проходят аналогично.

5. При продаже кассир сканирует код маркировки с товара, оператор фискальных данных добавляет его в чек и отправляет в систему маркировки. Код выбывает из оборота.

6. В итоге контролирующие органы в любой момент могут установить, где находится определенная товарная единица, а покупатель, считав код через мобильное приложение, быстро удостоверится в легальности покупки.

Ответственность за нарушения

За нарушение правил работы с маркировкой в 2022 году предусмотрена административная и уголовная ответственность. После введения обязательной маркировки Роспотребнадзор будет штрафовать нарушителей и конфисковать нелегальный товар. Полный перечень штрафов — на сайте Честного знака.

Оператор системы маркировки

Правительство определило оператором системы маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). На основе государственно-частного партнерства центр создает Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров — «Честный знак».

ЦРПТ генерирует коды, обеспечивает их защиту, разрабатывает и эксплуатирует платформу системы, ведет список всех участников оборота. А также работает над созданием единого каталога товаров и разрабатывает цифровую платформу для беспрепятственного обмена товарами со странами Евразийского союза.

Что такое Национальный каталог товаров

Национальный каталог товаров – это часть системы «Честный знак». Его задача собрать полную базу товаров, представленных на российском рынке, и защитить потребителей от фальсификата. Каталог открыт, бесплатен и доступен для всех участников оборота.

Из-за отсутствия единства в описаниях товаров, один и тот же продукт в магазинах может называться по-разному, покупателям непонятно – это подделка или просто неверное описание. А с помощью единого каталога у каждого товара появится свой унифицированный профайл с сопроводительными документами, что исключит появление «двойников». Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

Его создание и ведение закреплено в базовых принципах функционирования системы маркировки — Распоряжение Правительства РФ № 791-р от 28 апреля 2018 года. Сейчас в нем уже десятки тысяч наименований товаров, и их число день ото дня растет.

Код маркировки: что это и как выглядит?

Код маркировка товаров на коробке обуви

Каждый товар маркируют уникальным двумерным Data Matrix кодом, его наносят на упаковку, ярлык или прямо на товар. Код выдается ЦРПТ, и он содержит информацию о продукции в базе данных системы маркировки.

Data Matrix код состоит из двух частей:

  • код идентификации: это позиция товара в системе и национальном каталоге товаров;
  • код проверки (крипто-хвост): генерируется оператором.

Код получает и наносит на товар производитель или импортер. Они не бесплатные – их стоимость 50 копеек за 1 шт. Исключение — коды для маркировки жизненно необходимых лекарственных препаратов стоимостью до 20 рублей и предназначенные для медицинского применения.

По коду через мобильное приложение «Честный знак» можно получить всю информацию о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код нельзя подделать, так как в него вложены сложные криптографические технологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *