Освещение сигнальных приборов
Воздушные линии связи и СЦБ при максимальной стреле провеса должны находиться на высоте не менее:
2,5 м — от земли в ненаселенной местности; |
3,0 м — от земли в населенной местности; |
5,5 м — от полотна пересекаемых автомобильных дорог; |
7,5 м — от верха головки рельса пересекаемых не электрифицированных железнодорожных путей. |
Линии технологической электросвязи при пересечении электрифицированных железнодорожных путей допускаются только в кабельном исполнении.
При повреждении воздушных и кабельных (с металлическими жилами) линий связи их восстановление должно производиться в следующей очередности:
каналы и тракты, обеспечивающие действие поездной диспетчерской связи;
каналы и тракты систем железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, в том числе электрожезловой системы;
каналы и тракты энергодиспетчерской связи, поездной межстанционной связи и телеуправления устройствами электроснабжения;
каналы и тракты магистральной связи;
остальные каналы связи и сигнализации, централизации и блокировки.
При повреждении волоконно-оптических линий связи восстановление сетей должно производиться в следующей очередности:
магистральные линейные тракты и системы передачи;
каналы и тракты магистральной связи;
каналы и тракты оперативно-технологической связи;
остальные каналы связи и сигнализации, централизации и блокировки.
В случае повреждения одновременно двух и более действующих на участке линий связи приоритетность восстановления определяется мощностью линий и должна быть следующей:
волоконно-оптические линии связи;
линии связи на основе металлических кабелей;
воздушные линии связи и сигнализации, централизации и блокировки.
Аппараты СЦБ, при помощи которых осуществляются различного рода зависимости, а также аппараты поездной и станционной радиосвязи должны быть закрыты и запломбированы; вскрытие их допускается производить только уполномоченным на то работником дистанции сигнализации и связи с обязательной предварительной записью в журнале осмотра этих устройств. За целость пломб на аппаратах СЦБ и радиосвязи несут ответственность дежурные работники, пользующиеся этими аппаратами (дежурные по станциям, операторы поста централизации, дежурные стрелочного поста, машинисты локомотивов и др.).
Временные изменения зависимостей устройств СЦБ могут допускаться только на основании решения начальником железной дороги не более чем на пять суток, а на больший срок — начальником железной дороги по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Плановые работы по переоборудованию, переносу, ремонту, испытанию и замене устройств и приборов СЦБ и другие плановые работы, вызывающие нарушение установленных зависимостей или временное прекращение их действия, должны производиться с назначением ответственных руководителей за обеспечение безопасности движения и производство работ в соответствии с графиками, утвержденными начальником железной дороги. В любых случаях такие работы на станциях должны производится с согласия дежурного по станции и с предварительным оформлением руководителем этих работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. На участках с диспетчерской централизацией аналогичные работы должны производиться только с согласия поездного диспетчера.
При расположении устройств на значительном расстоянии от помещения дежурного по станции запись о вводе этих устройств в действие, а также запись о временном выключении этих устройств для производства непредвиденных работ по устранению неисправностей может заменяться регистрируемой в том же журнале телефонограммой, передаваемой дежурному по станции с последующей личной подписью руководителя работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети.
Замена и отключение отдельных устройств и приборов СЦБ, когда установленные зависимости не нарушаются, могут производиться с согласия дежурного по станции (на участках с диспетчерской централизацией — поездного диспетчера) без записи в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи и контактной сети. Перечень работ по замене и отключению таких устройств и приборов устанавливается спец. инструкцией.
Испытания действующих устройств СЦБ во всех случаях должны производиться с согласия и под наблюдением дежурного по станции, а на участках с диспетчерской централизацией — с согласия поездного диспетчера.
Освещение сигнальных приборов должно обеспечивать отчетливую видимость показаний сигналов.
Обеспечение своевременного и бесперебойного освещения возлагается:
светофоров и маршрутных указателей — на начальников дистанций сигнализации и связи;
стрелочных указателей, указателей устройств сбрасывания, путевого заграждения и гидравлических колонок на станциях — на начальников станций;
сигнальных приборов на путях локомотивного, вагонного, путевого и других хозяйств — на начальников соответствующих подразделений.
Электроснабжение устройств освещения сигнальных приборов на станционных путях обеспечивается дистанциями электроснабжения.
Вопросы для самоконтроля
- Требования ПТЭ к связи.
- Порядок пользования межстанционной и поездной диспетчерской связью.
- Поездная радиосвязь.
- Станционная радиосвязь, устройства двусторонней парковой связи и связь для информации пассажиров
- Оборудование радиосвязи системой автоматизированной регистрации переговоров.
- Ремонтно-оперативная радиосвязь
- Информационно-вычислительная система железнодорожного транспорта
- Минимальная допускаемая высота подвески проводов воздушных линий СЦБ и связи.
- Минимальная допускаемая высота подвески кабельных линий связи
- Очередность восстановления линий при повреждении.
- Порядок пользования аппаратами СЦБ. Порядок производства работ при ремонте и переоборудовании устройств СЦБ.
Освещение сигнальных приборов на станции
Перечень источников:
1.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации
2.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ. ЦП-485. М.: Транспорт. 1997.
3.Инструкция по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ. ЦШ-530.М.:Транспорт. 1998.
Сигнальное освещение
Сигнальное освещение применяется для фиксации границ опасных зон; оно указывает на наличие опасности, либо на безопасный путь эвакуации.
Сигнальное освещение устанавливается в верхней части опори так, чтобы обеспечить видимость сигнальных огней во всех направлениях. Число полос каждого цвета должно быть не менее трех.
Сигнальное освещение является частью городского сигнального освещения и чаще всего устраивается в виде особых городских светофоров.
Сигнальное освещение устанавливается в верхней части опоры так, чтобы обеспечить видимость сигнальных огней во всех направлениях. Для дневной маркировки опоры с сигнальным освещением должны быть окрашены полосами не менее 3 цветов шириной от 0 5 и 6 м, причем крайние полосы должны быть окрашены в красный или оранжевый цвет.
Сигнальное освещение антенны служит для безопасности полетов самолетов. В цепь световой сигнализации должны быть включены фильтры для защиты питающих проводов и сигнальных ламп от токов высокой частоты. Это усложняет антенное устройство.
Электроснабжение сигнального освещения производится от местной сети или путем емкостного отбора от линии электропередачи.
Управление сигнальным освещением опор ВЛ, расположенных у аэродромов, осуществляется с центрального поста аэродрома.
При проводке цепи сигнального освещения мачт, стоящих на опорном изоляторе, приходится считаться с возможностью пробоя на высокой частоте изоляции цепи сигнального освещения на землю, так как эта цепь, будучи близкой к мачте, сильно связана с ней. Поэтому приходится применять фильтры высокой частоты, включенные в цепь сигнального освещения мачт, или применять другие специальные методы развязки цепей сигнального освещения.
Сигнальное освещение является частью городского сигнального освещения и чаще всего устраивается в виде особых городских светофоров.
Мачты высотой, большей 50 м, снабжаются защитным сигнальным освещением мачт (СОМ) для указания самолетам на наличие сооружения. Светильниками, располагаемыми вдоль мачты, служат электролампы мощностью 60 и 100 вт. Питание ламп СОМ осуществляют 50-периодным переменным током, при этом цепь сигнального освещения защищают от токов высокой частоты фильтрами из дросселей и конденсаторов.
При выполнении работ кабелеукладчиком в ночное время тракторы должны иметь сигнальное освещение спереди и сзади.
Опоры высотой более 50 м для безопасности полетов самолетов должны иметь сигнальное освещение (светоограждение) и маркировочную окраску. Определение необходимости устройства свете ограждения и маркировочной окраски, а также технические требования к ним устанавливаются по согласованию с местными управлениями ГУГВФ.
При невозможности осуществления электроснабжения по категории 1 для резервирования питания светильников сигнального освещения мачт необходимо сооружение собственной дизельной электростанции.
На ограждении необходимо устанавливать предупреждающие знаки безопасности, а в ночное время — сигнальное освещение.
На ограждении необходимо устанавливать предупреждающие знаки безопасности, а в ночное время — сигнальное освещение.
На ограждении должны быть предупреждающие знаки и надписи, а в ночное время — сигнальное освещение.
На ограждении необходимо устанавливать предупреждающие плакаты и знаки, а в ночное время — сигнальное освещение.
На ограждении должны быть предупреждающие знаки и надписи, а в ночное время — сигнальное освещение.
Перед подъемом по стволу мачты для работы на антенных площадках и для замены светильников сигнального освещения мачт выключают рубильник сети сигнального освещения и вывешивают а нем предупредительный плакат: Не включать.
Опоры высотой более 50 м для безопасности полетов самолетов и других летательных аппаратов должны иметь сигнальное освещение (светоограждение) и маркировочную окраску. Определение необходимости устройства светоограждения и маркировочной окраски, а также технические требования к ним устанавливаются по согласованию с местными управлениями Главного управления гражданского воздушного флота.
После геодезической разбивки трассы теплопроводов, разборки дорожных покрытий, установки ограждений места работ и сигнального освещения производится рытье траншей.
На период сооружения переходов через железные и автомобильные дороги устанавливают соответствующие ограждения, предупредительные знаки и сигнальное освещение, согласованные с организациями, в ведении которых находятся дороги. При сооружении переходов открытым методом участок дороги перекрывают с обеих сторон шлагбаумами с сигнальным освещением в ночное время и поток машин направляют по специально сооруженным объездам.
После окончания профилактического осмотра проверяют работу токоприемников, вспомогательных машин, цепей управления, тормозов, сигнального освещения и звуковых сигналов, пневматических приводов дверей, отопления, вентиляции и выполняют санитарно-гигиеническую обработку пассажирских помещений и кузовов вагонов.
Все траншеи и котлованы должны быть ограждены и иметь предупредительные таблички, а в ночное время — сигнальное освещение.
Деревянные мачты, на которых не допускают подъемных стальных канатов для сети и люльки верхолаза, кабели сигнального освещения опор могут находиться ближе к проводам сети. Полотно антенны в тупом углу крепят к опоре наглухо.
Затруднения, связанные с изоляцией основания антенны-мачты от фундамента, — некоторое упрощение в осуществлении питания ламп сигнального освещения мачт, повышение грозоупорности вследствие заземления опоры — вызвали к жизни антенну-мачту параллельного (шунтового) питания, предложенную в 1937 г. Моррисоном. По напряженности поля и диаграмме направленности шунтовая антенна-мачта не отличается от антенны нижнего питания одинаковой высоты. Наклонные лучи выполняют подобно лучам емкостной шапки антенны-мачты нижнего питания, но с меньшим углом наклона к стволу мачты. Внизу лучи закрепляют на изоляторах к стволу мачты или к невысоким опорам, а по середине присоединяют к стволу. Питающий экранированный фидер подводят к этим лучам. Подвеской наклонных лучей уменьшается волновое сопротивление антенны, что позволяет использовать ее в диапазоне волн.
освещение рабочая зона сигнальное
Перед подъемом по стволу мачты для работы на антенных площадках и для замены светильников сигнального освещения мачт выключают рубильник сети сигнального освещения и вывешивают а нем предупредительный плакат: Не включать.
При проводке цепи сигнального освещения мачт, стоящих на опорном изоляторе, приходится считаться с возможностью пробоя на высокой частоте изоляции цепи сигнального освещения на землю, так как эта цепь, будучи близкой к мачте, сильно связана с ней. Поэтому приходится применять фильтры высокой частоты, включенные в цепь сигнального освещения мачт, или применять другие специальные методы развязки цепей сигнального освещения.
Согласно требованиям Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ на ограждениях должны быть вывешены предупредительные надписи и знаки, а в ночное время — сигнальное освещение.
При большом числе мачт, расположенных на расстояниях, не превышающих высоту мачты, по согласованию с заинтересованными организациями может быть допущено устройство сигнального освещения не на всех мачтах; на крайних в ряду мачтах освещение обязательно.
При строительстве переходов через магистральные шоссе в местах со значительным движением строительная бригада обязана под личную ответственность руководителя данных работ установить ограждение с сигнальным освещением в ночное время.
Место производства работ при рытье котлованов, траншей или ям ограждается с установкой предупреждающих надписей и знаков, а в ночное время на ограждении вывешивается сигнальное освещение.
Место производства работ при рытье котлованов, траншей или ям ограждается с установкой предупреждающих надписей и знаков, а в ночное время на ограждении вывешивается сигнальное освещение.
Место производства работ при рытье котлованов, траншей или ям ограждается с установкой предупреждающих надписей и знаков, а в ночное время на ограждении вывешивается сигнальное освещение.
При рытье котлованов, траншей или ям место производства работ ограждается с установкой предупреждающих надписей и знаков, а в ночное время на ограждении вывешивается сигнальное освещение. Через траншеи прокладываются мостики для пешеходов и транспорта.
Место производства работ при рытье котлованов, траншей или ям ограждается с установкой предупреждающих надписей и знаков, а в ночное время на ограждении вывешивается сигнальное освещение.
Устройство автомобилей
С каждым годом интенсивность дорожного движения, особенно, в крупных городах возрастает, что существенно усложняет условия для безопасного перемещения на транспортных средствах.
И если на заре развития автотранспорта водители автомобилей могли объяснять своим коллегам намерения совершить какой-либо маневр примитивными способами, например, жестами рукой, то в настоящее время такие способы передачи информации на дороге, конечно же, неприемлемы, особенно в условиях недостаточной видимости.
Требования правил дорожного движения к автотранспортным средствам предусматривают обязательную установку светосигнальных устройств, обеспечивающих всех участников движения следующей информацией:
- о состоянии данного транспортного средства (торможение, разгон, стоянка, поворот, обгон, вынужденная остановка из-за неисправности);
- о виде транспортного средства;
- о габаритных размерах транспортного средства;
- о его принадлежности.
Также светосигнальные устройства обеспечивают освещение номерного знака транспортного средства, выделяют среди участников движения автомобили специальных служб, пользующиеся преимуществом движения (полиция, скорая помощь, пожарные службы, МЧС и пр.), и транспортные средства, перевозящие опасные грузы.
Международными и отечественными стандартами установлены перечень и основные параметры обязательных и необязательных, но допускаемых к применению на автомобиле, как осветительных, так и светосигнальных приборов. Следует отметить, что в связи с прогрессивно развивающимися автотранспортными перевозками технические и эксплуатационные требования к транспортным средствам неуклонно растут, поэтому информация, приведенная в данной статье, может быть устаревшей уже через короткое время. Тем не менее, общие требования и перечень обязательных приборов световой сигнализации автотранспортных средств в ближайшие годы вряд ли существенно изменится.
В минимальный комплект светосигнальных приборов для всех автомобилей и автобусов входят:
- габаритные огни – два передних и два задних;
- сигналы торможения – два расположенных сзади;
- указатели поворота – мигающие, два передних, два задних и боковые;
- фонарь освещения номерного знака – два задних световозвращатели.
Некоторые категории автомобилей должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование:
- контурные фонари (грузовые автомобили и автопоезда);
- опознавательные фонари;
- сигнал преимущественного проезда.
К необязательным сигнальным огням, установка которых допускается, относятся:
- задний противотуманный фонарь;
- стояночные фонари;
- дополнительный сигнал торможения (в соответствии с новыми требованиями легковые автомобили, вновь выпускаемые заводами-изготовителями, оснащаются дополнительным сигналом торможения в обязательном порядке);
- боковые (маркировочные) фонари;
- сигнализатор заднего хода;
- указатель траектории.
По характеру работы и особенностям светосигнальные приборы могут быть разделены на две категории:
- с активной светотехнической системой, т. е. фонари, оснащенные источником света (лампочками);
- с пассивной светотехнической системой – светоотражатели, не имеющие собственного источника света и подающие сигнал отражением света фар или других посторонних источников света.
Активные приборы в зависимости от режимов работы подразделяются на фонари продолжительного действия и кратковременного (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет конструкцию и материал приборов.
По условиям применения и степени видимости светотехнические приборы делятся:
- на приборы ночного применения (только для движения в темное время суток или при плохой видимости) – габаритные, контурные, опознавательные, боковые и стояночные огни;
- на приборы круглосуточного применения – сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация.
Данная классификация связана с условиями видимости и силой света приборов. Для обеспечения видимости приборов ночного применения достаточна небольшая сила света от 2 до 12 кд, осуществляемая фонарем простой конструкции и лампами малой мощности.
Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена даже в яркий солнечный день, необходима сила света около 200…700 кд. Кроме того, при ночном движении автомобиля фонари с такой большой силой могут вызвать дискомфорт и даже ослепить других участников дорожного движения.
Принципы нормирования основных характеристик светосигнальных огней в основном определяются особенностями зрения человека. Установленные правила нормы относительно расчетных данных представляют собой усредненные значения максимальных и минимальных величин светотехнических характеристик. При экстремальных условиях видимости и принимая во внимание характеристики транспортного средства, определяются его светотехнические возможности с учетом состояния дорожного полотна, функциональных особенностей транспортного средства и его габаритных размеров.
Правила ЕЭК ООН требуют, наряду с определением наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещение на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопроса цветового различия.
Для обеспечения требований безопасности движения, как в международных, так и отечественных стандартах нормируется число световых приборов на автомобиле. Кроме этого, правилами регламентируются следующие параметры светосигнальных приборов:
- размещение световых приборов по высоте и их установка над уровнем дорожного полотна;
- расстояние от боковой плоскости, т. е. углы геометрической видимости светящей поверхности приборов (как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях);
- цвет приборов.
Общепринятые цвета для наземных транспортных средств:
— для передних огней – белый;
— для задних огней – красный.
Таким образом, габаритные задние огни, задние световозвращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что обеспечивает:
- сохранение ощущения цвета почти до нулевой интенсивности;
- хорошую различимость периферическим зрением;
- достаточную проницаемость сквозь туман и дымку;
- хорошую различимость на фоне других огней и слабую подверженность мешающим эффектам;
- устойчивую чувствительность человека к восприятию данного цвета.
Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода общепринятым является белый цвет, но допускается также желтый селективный.
Для мигающих указателей поворота (передних, задних, боковых) в европейских странах Правилами ЕЭК ООН установили оранжевый цвет.
В США применяют задние указатели поворота красного цвета, а для указателей поворота, как передних, так и боковых указателей – желтые, однако допускается применять и оранжевый цвет.
Для боковых светосигнальных огней во всех странах используется оранжевый цвет.
Для обозначения преимущественного проезда оперативных машин (пожарные, полицейские, скорой помощи) применяются фонари с мигающим огнем синего цвета.
Габаритные огни
Габаритные огни предназначены для обозначения габаритных размеров транспортного средства в ночное время суток или в условиях недостаточной видимости. В обязательный комплект светосигнальных приборов для всех легковых автомобилей включены два передних габаритных огня белого цвета и два задних огня красного цвета.
Для автомобилей и автобусов длиной более 6 м, а также тягачей с прицепами и полуприцепами, кроме перечисленных выше обязательных для всех транспортных средств габаритных огней, проектом R35 Правил ЕЭК ООН предусмотрены также габаритные боковые огни оранжевого цвета, дублирующие боковые светоотражатели.
Учитывая функциональное назначение их устанавливают максимально разнесенными друг от друга по краям транспортного средства.
Габаритные огни имеют активную светотехническую систему, т. е. свой источник света, обычно небольшой мощности – 5 Вт.
Режим работы габаритных огней в отличие от других светосигнальных приборов транспортных средств – продолжительный.
Основным требованием для светосигнальных автомобильных приборов, в том числе габаритных огней, является хорошая видимость. Дистанция видимости с ростом интенсивности автомобильного движения возрастает. Минимальное расстояние видимости светосигнальных огней не должна быть менее 100 м.
Относительно размещения габаритных огней Правилами установлены следующие нормы:
- минимальная высота размещения – 350 мм;
- максимальная высота размещения – 1500 мм;
- минимальное расстояние между парными приборами по ширине – 600 мм (для малогабаритных автомобилей – 400 мм);
- расстояние от плоскости бокового габарита – не более 400 мм.
Для автомобилей со специальным кузовом (таких, как самосвалы, уборочные машины и т. п.) максимальная высота размещения габаритных огней может быть увеличена до 2100 мм.
Сигналы торможения
Сигналы торможения предназначены для предупреждения других участников движения о замедлении хода или остановке автомобиля. В обязательный комплект светосигнальных приборов для всех транспортных средств входят два сигнала торможения красного цвета, устанавливаемые сзади.
Эти сигналы должны быть хорошо видимы днем при ярком солнечном свете. Сила света для них устанавливается выше, чем для сигналов ночного применения, а если учесть, что при ночном движении большая сила света оказывает слепящее действие на других участников движения, то их максимальную силу света ограничивают, либо используют двухрежимную схему их работы (день-ночь).
Размещение сигналов торможения на автомобиле аналогично размещению габаритных фонарей.
Низкое размещение приборов внешней световой сигнализации в случае плотного и интенсивного транспортного потока препятствует получению информации о маневре (торможении) удаленных транспортных средств, которые загорожены соседними автомобилями, что уменьшает запас времени для принятия правильного решения об изменении режима движения. Поэтому на легковых автомобилях устанавливают дополнительный (дублирующий) сигнал торможения красного цвета непосредственно за задним стеклом по центру кузова, который в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709-2001 является обязательным для легковых автомобилей, произведенных после 2001 года.
Указатели поворота и их боковые повторители
Правилами дорожного движения предписано: «Водитель перед маневром обязан подавать сигнал сзади и впереди идущим транспортным средствам». Это обусловило необходимость оснащения автомобилей указателями поворота.
Обязательный комплект светосигнальных приборов для всех транспортных средств в настоящее время включает два передних и два задних мигающих указателя поворота. Правилами предписываются также установка дополнительных указателей поворота – боковых повторителей указателей поворота на боковых сторонах крыльев, кабины или кузова автомобиля.
В Европе оранжевый цвет принят для всех мигающих указателей поворота, как передних и задних, так и для боковых повторителей.
Среди водителей нередко бытует мнение, что боковые повторители являются вспомогательными приборами и если один из них не работает, то ничего страшного в этом нет.
Следует иметь в виду, что если на автомобиле установлены дополнительные указатели поворота (боковые повторители), то они должны быть исправны, чтобы не ввести в заблуждение других участников движения, поэтому перед выездом необходимо убедиться, что все имеющиеся на автомобиле светосигнальные приборы работают в нормальном режиме.
Нормативные характеристики указателей поворота и их боковых повторителей те же, что и у сигналов торможения, с учетом необходимости их видимости при ярком солнечном освещении днем и предотвращения ослепления других участников движения ночью. Усиленное распознавание светового сигнала поворота достигается увеличением силы света и проблесковым режимом.
Частота мигания указателя поворота не меньше 1…2 сек -1 . Сила света передних указателей поворота 175…700 кд, а задних – 50…200 кд. Сила света задних двухрежимных указателей 175…700 кд днем и 40…120 кд ночью.
Аварийная сигнализация – включение всех установленных на автомобиле указателей поворота. Включается при вынужденной остановке автомобиля в неположенном или опасном месте на дороге с целью привлечь внимание других участников движения и исключить риск ДТП.
Водитель транспортного средства, остановивший его в таких условиях, должен принять все меры для быстрейшего освобождения проезжей части.
Опознавательные знаки
В автопоездах обязательно используются опознавательные знаки (рис. 1). При наличии прицепа три рядом расположенных фонаря оранжевого цвета устанавливаются на крыше автомобиля-тягача. Расстояние между фонарями – 150…300 мм.
Углы геометрической видимости по вертикали ±5˚ и по горизонтали ±80˚.
К опознавательным знакам относятся оранжевые фонари с круговой горизонтальной видимостью, обозначающие транспортное средство (как правило, это грузовой автомобиль или автопоезд), перевозящее опасный груз. Такие фонари устанавливаются на крыше автомобиля-тягача и оснащены механизмом вращения светового потока для привлечения внимания участников дорожного движения.
Сзади прицепы и полуприцепы оборудуют габаритными огнями, указателями поворота и сигналами торможения, которые дублируют соответствующие светосигнальные приборы автомобиля-тягача и загораются одновременно с ними.
Фонарь преимущественного проезда
Фонарь преимущественного проезда располагается на крыше автомобиля, пользующегося правом преимущественного проезда перед другими транспортными средствами. Такими фонарями синего цвета оснащаются пожарные и полицейские машины, машины скорой медицинской помощи и т. п. Видимость света фонарей преимущественного проезда в горизонтальной плоскости круговая.
Фонари оснащаются механизмом вращения светового потока.
Виды и требования к аварийному освещению по СП 52.13330 и ПУЭ
Виды и основные требования к устройству аварийного освещения рассмотрены в следующих нормативных документах:
- СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение (СНиП 23-05-95)»;
- Правил устройства электроустановок (7 изд.), утвержденные приказом Минэнерго от 08.08.2002 № 204.
Согласно СП 52.13330.2011:
Виды аварийного освещения приведены в п.7.104 СП 52.13330.2011 «Естественное и искусственное освещение (СНиП 23-05-95)»:
Аварийное освещение подразделяется на эвакуационное и резервное.
Эвакуационное освещение подразделяется на: освещение путей эвакуации, эвакуационное освещение зон повышенной опасности и эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение).
Аварийное освещение предусматривается на случай нарушения питания основного (рабочего) освещения и подключается к источнику питания, не зависимому от источника питания рабочего освещения.
Освещение путей эвакуации (п. 7.105 СП 52.13330.2011) в помещениях или в местах производства работ вне зданий следует предусматривать по маршрутам эвакуации:
- в коридорах и проходах по маршруту эвакуации;
- в местах изменения (перепада) уровня пола или покрытия;
- в зоне каждого изменения направления маршрута;
- при пересечении проходов и коридоров;
- на лестничных маршах, при этом каждая ступень должна быть освещена прямым светом;
- перед каждым эвакуационным выходом;
- перед каждым пунктом медицинской помощи;
- в местах размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации;
- в местах размещения первичных средств пожаротушения;
- в местах размещения плана эвакуации.
Эвакуационное освещение (п.7.107 СП 52.13330.2011) зон повышенной опасности следует предусматривать для безопасного завершения потенциально опасного процесса или ситуации.
Эвакуационное освещение больших площадей (антипаническое освещение) (п.7.108 СП 52.13330.2011) предусматривается в больших помещениях площадью более 60 м 2 и направлено на предотвращение паники и обеспечение условий для безопасного подхода к путям эвакуации.
Резервное освещение (п.7.109 СП 52.13330.2011) следует предусматривать, если по условиям технологического процесса или ситуации требуется нормальное продолжение работы при нарушении питания рабочего освещения, а также если связанное с этим нарушение обслуживания оборудования и механизмов может вызвать:
- гибель, травмирование или отравление людей;
- взрыв, пожар, длительное нарушение технологического процесса;
- утечку токсических и радиоактивных веществ в окружающую среду;
- нарушение работы таких объектов, как электрические станции, узлы радио- и телевизионных передач и связи, диспетчерские пункты, насосные установки водоснабжения, канализации и теплофикации, установки вентиляции и кондиционирования воздуха для производственных помещений, в которых недопустимо прекращение работ, и т.п.
Резервное освещение, как правило, не должно использоваться для целей эвакуационного освещения. Если резервное освещение проектируется так, чтобы быть использованным для целей эвакуационного освещения, то оно должно удовлетворять соответствующим требованиям, установленным выше для эвакуационного освещения.
Согласно п.7.110 СП 52.13330.2011 освещенность от резервного освещения должна составлять не менее 30% нормируемой освещенности для общего рабочего освещения. Необходимость создания для резервного освещения более высоких освещенностей определяется технологами в зависимости от условий функционирования данного объекта.
Резервное освещение должно обеспечивать 50% нормируемой освещенности не более чем через 15 с после нарушения питания рабочего освещения и 100% нормируемой освещенности — не более чем через 60 с, если иное не установлено специальными нормами или соответствующим обоснованием.
Световые указатели (знаки безопасности) устанавливаются (п.7.111 СП 52.13330.2011) :
- над каждым эвакуационным выходом;
- на путях эвакуации, однозначно указывая направления эвакуации;
- для обозначения поста медицинской помощи;
- для обозначения мест размещения первичных средств пожаротушения;
- для обозначения мест размещения средств экстренной связи и других средств, предназначенных для оповещения о чрезвычайной ситуации.
Питание световых указателей в нормальном режиме должно производиться от источника, не зависимого от источника питания рабочего освещения; в аварийном режиме переключаться на питание от третьего независимого источника, например — встроенную в светильник аккумуляторную батарею. Продолжительность работы световых указателей должна быть не менее 1 ч.
Для аварийного освещения следует применять (п.7.112 СП 52.13330.2011):
а) светодиодные источники света;
б) люминесцентные лампы — в помещениях с минимальной температурой воздуха не менее 5 °С и при условии питания ламп во всех режимах напряжением не ниже 90% номинального;
в) разрядные лампы высокого давления при условии их мгновенного или быстрого повторного зажигания как в горячем состоянии после кратковременного отключения, так и в холодном состоянии;
г) лампы накаливания — при невозможности использования других источников света.
п.7.113 Осветительные приборы аварийного освещения допускается предусматривать постоянного действия, включенными одновременно с осветительными приборами рабочего освещения, и непостоянного действия, автоматически включаемыми при нарушении питания рабочего освещения в данной зоне. В случае применения для рабочего и аварийного освещения светильников с однотипным корпусом светильники аварийного освещения должны быть помечены специально нанесенной буквой «А» красного цвета.
Согласно ПУЭ
Требования к аварийному освещению приведено в п. 6.1.21-6.1.29 ПУЭ.
6.1.21. Аварийное освещение разделяется на освещение безопасности и эвакуационное.
Освещение безопасности предназначено для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения.
Светильники рабочего освещения и светильники освещения безопасности в производственных и общественных зданиях и на открытых пространствах должны питаться от независимых источников.
6.1.22. Светильники и световые указатели эвакуационного освещения в производственных зданиях с естественным освещением и в общественных и жилых зданиях должны быть присоединены к сети, не связанной с сетью рабочего освещения, начиная от щита подстанции (распределительного пункта освещения) или, при наличии только одного ввода, начиная от вводного распределительного устройства.
6.1.23. Питание светильников и световых указателей эвакуационного освещения в производственных зданиях без естественного освещения следует выполнять аналогично питанию светильников освещения безопасности (п. 6.1.21).
В производственных зданиях без естественного света в помещениях, где может одновременно находиться 20 человек и более, независимо от наличия освещения безопасности должно предусматриваться эвакуационное освещение по основным проходам и световые указатели «выход», автоматически переключаемые при прекращении их питания на третий независимый внешний или местный источник (аккумуляторная батарея, дизель-генераторная установка и т.п.), не используемый в нормальном режиме для питания рабочего освещения, освещения безопасности и эвакуационного освещения, или светильники эвакуационного освещения и указатели «выход» должны иметь автономный источник питания.
6.1.24. При отнесении всех или части светильников освещения безопасности и эвакуационного освещения к особой группе первой категории по надежности электроснабжения необходимо предусматривать дополнительное питание этих светильников от третьего независимого источника.
6.1.25. Светильники эвакуационного освещения, световые указатели эвакуационных и (или) запасных выходов в зданиях любого назначения, снабженные автономными источниками питания, в нормальном режиме могут питаться от сетей любого вида освещения, не отключаемых во время функционирования зданий.
6.1.26. Для помещений, в которых постоянно находятся люди или которые предназначены для постоянного прохода персонала или посторонних лиц и в которых требуется освещение безопасности или эвакуационное освещение, должна быть обеспечена возможность включения указанных видов освещения в течение всего времени, когда включено рабочее освещение, или освещение безопасности и эвакуационное освещение должны включаться автоматически при аварийном погасании рабочего освещения.
6.1.27. Применение для рабочего освещения, освещения безопасности и (или) эвакуационного освещения общих групповых щитков, а также установка аппаратов управления рабочим освещением, освещением безопасности и (или) эвакуационным освещением, за исключением аппаратов вспомогательных цепей (например сигнальных ламп, ключей управления), в общих шкафах не допускается.
Разрешается питание освещения безопасности и эвакуационного освещения от общих щитков.
6.1.28. Использование сетей, питающих силовые электроприемники, для питания освещения безопасности и эвакуационного освещения в производственных зданиях без естественного освещения не допускается.
6.1.29. Допускается применение ручных осветительных приборов с аккумуляторами или сухими элементами для освещения безопасности и эвакуационного освещения взамен стационарных светильников (здания и помещения без постоянного пребывания людей, здания площадью застройки не более 250 м 2 ).