Фототропизм*
Опытами Ротерта, продолжившего исследования Дарвина, точно установлено, что «чувствующая» и «двигательная» зоны в органах, реагирующих фототропически на световые раздражения, могут быть отделены друг от друга. Такое разделение особенно ясно выражено на проростках проса и некоторых других злаков. На рис. 1 прилагаемой таблицы буквой А обозначен проросток проса, освещенный со всех сторон приблизительно одинаково. Мы видим у него тонкий стебелек, «подсемядольное колено» (h), несущий на вершине почку, одетую снаружи первичным листочком «семядолей» (с). Рисунки В в С изображают тот же проросток, искривившийся под влиянием одностороннего освещения. Как ясно из этого рисунка, «двигательная зона», — место, в котором происходит изгиб, ограничивается небольшим участком подсемядольного колена. Вместе с тем простой опыт показывает, что это подсемядольное колено не является местом восприятия световых раздражений: стоит закрыть семядолю оловянной бумагой, чтобы проросток совершенно перестал реагировать фототропическими искривлениями на одностороннее освещение. Напротив, если закрыть оловянной бумагой все подсемядольное колено, оставив на свету одну лишь семядолю, растение реагирует точно так же, как будто бы оно целиком было подвержено действию односторонне падающего света. Таким образом, на этом примере с несомненностью сказывается, что способность воспринимать световые раздражения может ограничиваться у растений небольшим участком ткани, превращающимся в нечто вроде органа чувств. Несомненна, далее, передача импульса к «двигательной зоне», которая и производит соответствующее движение. Дальнейшими задачами при изучении Ф. у растений является выяснение вопроса о том, существуют ли у них специальные анатомические приспособления для восприятия и для передачи световых раздражений. Попытки найти такие приспособления у проростков проса и в других аналогичных случаях окончились неудачей. Зато несколько более утешительные результаты дало соответствующее расследование для эвфотометрических листьев (см. «Фотометрические листья»). Габерландт, повторив опыты, доказывающие чувствительность листовой пластинки этих листьев к свету, и убедившись в том, что чувствительность такая действительно существует, задается далее вопросом, где в листовой пластинке надо искать приспособления для восприятия световых раздражений. И как это часто случается в истории науки, одна постановка вопроса сразу осветила ряд непонятных ранее приспособлений в устройстве листа. Наиболее трудно объяснимым было раньше отсутствие хлорофилловых зерен в клетках кожицы наземных растений. Габерландт поставил это в связь с тем, что кожица является местом восприятия световых раздражений, и что присутствие хлорофилловых зерен в клетке препятствовало бы правильному функционированию клеточек в этом направлении. При помощи ряда остроумных соображений Габерландт подтверждает свое предположение, доказывая, что внутренние ткани листа, получающие свет, многократно преломленный и отраженный, совершенно непригодны для восприятия направления падающего света. Обратившись к исследованию кожицы эвфотометрических листьев, Габерландт нашел там разнообразные приспособления, дающие возможность листу «ориентироваться» в направлении падающего света. Один из простейших случаев такого рода приспособлений изображен у нас на рис. 2, А . Здесь нарисована в разрезе одна из клеточек кожицы с листа кислички (Oxalis acetosella). Как ясно из рисунка, клетка представляет собой плосковыпуклую чечевицу, которая, несомненно, будет собирать падающие на нее лучи света, так что на слой протоплазмы, выстилающий заднюю стенку клеточки, будет падать конусообразно суживающийся пучок света. Эта задняя стенка будет освещена, таким образом, неравномерно: середина ее будет освещена очень ярко, тогда как периферические ее части будут находиться в тени. Рис. 2, В, изображает схему прохождения лучей в такой клетке. Если лучи падают на клетку не параллельно ее оптической оси, а под углом, то соответственно переместится конус собираемого чечевицей пучка света, и наиболее ярко будет освещена уже не центральная, а боковая часть задней стенки клеточки с выстилающей ее протоплазмой (рис. 2, В, пунктирные линии). Это освещение «непривычного» участка протоплазмы вызывает в качестве реакции на раздражение соответствующие фототропические искривления, продолжающиеся до тех пор, пока снова наиболее ярко освещенным не окажется центральный участок протоплазмы. Убедиться в том, что клеточки кожицы играют в самом деле роль собирающих чечевиц, очень легко. Для этого бритвой срезают с поверхности листа тонкий слой ткани, заключающий в себе по возможности одну лишь кожицу; положив срезанную кожицу поверхностью среза на покровное стекло, переворачивают его так, чтобы кожица своей наружной поверхностью глядела вниз. Если такое покровное стеклышко прикрепить при помощи восковых ножек к предметному стеклу, так, чтобы между кожицей и этим стеклом оставался слой воздуха, то можно при помощи микроскопа исследовать, как именно освещена задняя стенка клеточек кожицы. Рис. 3 и 4— представляют из себя фотографические снимки с таких препаратов, причем в обоих случаях ясно видны ярко освещенные участки клеточной стенки. Наряду с чрезвычайно просто устроенными чечевицеобразными клоками Oxalis и других растений, существуют другие, гораздо более совершенные приспособления для восприятия световых раздражений эвфотометрическими листьями. На рис. 2, D, изображена в поперечном разрезе клеточка кожицы одного из наших колокольчиков (Campanula persicifolia). В толщу наружной стенки этой клеточки как бы вставлено маленькое двояковыпуклое стеклышко. Это образование в самом деле представляет некоторое сходство с стеклышком, так как составляющий его участок оболочки пропитан кремнекислотой и преломляет свет сильнее, чем вся остальная оболочка. Само собой понятно, что это «увеличительное стеклышко» будет отбрасывать на заднюю стенку клеточки узкий пучок лучей, который и осветит ярко небольшой участок протоплазмы. Далеко не все клеточки в кожице колокольчика обладают этими приспособлениями, которые являются по существу метаморфизированными волосками. Еще резче обособлены органы для восприятия световых раздражений у одного перуанского растения Fittonia Verschaffeltii. Эти приспособления (см. рис. 2, Е), по внешности напоминающие глаз животных, Габерландт назвал «глазками» (ocelli); они разбросаны между обыкновенными клеточками кожицы этого растения и морфологически точно так же соответствуют волоскам. «Глазок» состоит из двух клеточек, из которых верхняя сильнее преломляет свет благодаря свойствам своего клеточного сока. Эта верхняя клеточка играет роль двояковыпуклой чечевицы, ярко освещающей небольшой участок нижней стенки большей клеточки. Существование этой последней является приспособлением к дождливому климату, благодаря которому листья подолгу остаются покрытыми тонким слоем воды. Благодаря размерам нижней клеточки верхняя чечевицеобразная поднята над слоем воды и деятельность ее поэтому водой не парализуется. Точно так же состоят из двух клеточек и «глазки» у Impatiens Mariannae (см. рис. 2, F). — Приспособления, поднимающие чечевицеобразную часть клетки над слоем смачивающей лист воды, весьма распространены в тропических дождливых странах, но по большей части они устроены гораздо проще, чем y Fittonia Verschaffeltii. Обыкновенно желательный результат достигается бархатистостью кожицы. Все клеточки ее вытянуты вверх в виде небольших сосочков (см. рис. 2, С, у Anthurium Warocqueanum), благодаря чему верхняя выпуклая часть клетки приподнята над слоем воды, часто покрывающим лист. И y всех растений, обладающих подобными приспособлениями, смоченная кожица функционирует еще лучше, чем сухая, давая более светлые и более резко очерченные световые пятна на задней стенке клеточек. По-видимому, существование этих защитных приспособлений против смачивающей лист воды натолкнуло Габерландта на производство интересного опыта, подтверждающего правильность его воззрений. Почему вода вредит деятельности «органов светового чувства», как называет Габерландт рассматриваемые приспособления? Да просто потому, что она уничтожает деятельность чечевиц, заключенных в кожице. Подобно тому, как стеклянная чечевица перестает собирать световые лучи, если ее поместить в жидкость, имеющую тот же показатель преломления, что и стекло, точно так же перестают собирать свет в воде те чечевицы «органов светового чувства», преломляющей средой которых является клеточный сок. Этот клеточный сок, представляющий из себя раствор различных веществ в воде, обладает показателем преломления, весьма мало отличающимся от показателя воды. Понятно, поэтому, что такие «водяные» чечевицы не будут собирать свет, если они погружены в воду. Отсюда следует заключить, что листья, поруженные в воду, должны утратить чувствительность к раздражениям со стороны односторонне падающего света, пока они остаются в воде. Опыты Габерландта показали в самом деле, что в погруженных в воду листьях сохраняется лишь фототропическая чувствительность черешков, не нуждающаяся в наличности преломляющих свет чечевиц, тогда как чувствительность листовой пластинки совершенно исчезает до тех пор, пока лист не будет вынут из воды. Далее возникает такой вопрос: если в самом деле растение обладает оптическими приспособлениями, главную часть которых составляет увеличительное стекло, так это стекло может проектировать на задней стенке клетки изображение окружающих предметов; и тогда является мыслимым предположение, что растение не только «определяет» направление падающего света своими «органами светового чувства», но и «видит» окружающие предметы. Ближайшее изучение предмета не оставляет, однако, почвы для такой фантастической гипотезы: главный фокус чечевиц лежит обыкновенно в таких приспособлениях за задней стенкой клеточки, и получение действительных изображений является немыслимым уже просто потому, что в соответствующем месте нет воспринимающего изображение экрана. Только в тех случаях, когда чувствительные клетки очень высоки, как, напр., это бывает у бархатистых листьев (см. рис. 2, С) является возможным получение действительного изображения на задней стенке клетки. Посередине светлых дисков на рис. 4 смутно виднеется силуэт микроскопа. Это Габерландт получил на кожице действительное изображение микроскопа, поставленного между разглядываемым препаратом и окном. Само собой понятно, что этот случай может иметь значение лишь любопытного курьеза. — Воззрения Габерландта на значение вышеописанных структур в кожице, признаваемых им за «органы светового чувства» (Lichtsinnesorgane), пока еще являются несомненно очень шаткими. Но собранные им данные делают уже, однако, невозможным огульное отрицание подобных предположений. По-видимому, здесь найден путь, обещающий в будущем ряд интересных и важных находок.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .
Полезное
Смотреть что такое «Фототропизм*» в других словарях:
фототропизм — фототропизм … Орфографический словарь-справочник
ФОТОТРОПИЗМ — То же, что гелиотропизм. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. фототропизм (см. фото. + тропизм) ростовые движения растений, вызванные односторонним действием на них света (см. также гелиотропизм).… … Словарь иностранных слов русского языка
ФОТОТРОПИЗМ — (от фото. и тропизмы), влияние света на направление движения органов растения. В естественных условиях на открытой местности фототропизм растений, как правило, четко не проявляется, поскольку кроме прямых солнечных лучей на органы растения (их… … Экологический словарь
Фототропизм — Так называется способность органов прикрепленных к почве растений занимать определенное положение по отношению к источнику света. Так как таким источником является почти исключительно Солнце, то Ф. чаще называют гелиотропизмом (см.). В дополнение … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ФОТОТРОПИЗМ — (гелиотропизм), изгибание растущих органов растений под влиянием одностороннего освещения, возникающее в результате увеличения роста КЛЕТОК с теневой стороны растения и заключающееся в искривлении растения в сторону источника света. В этом… … Научно-технический энциклопедический словарь
фототропизм — гелиотропизм, фототропия Словарь русских синонимов. фототропизм сущ., кол во синонимов: 2 • гелиотропизм (1) • … Словарь синонимов
ФОТОТРОПИЗМ — см. Тропизмы … Большой Энциклопедический словарь
ФОТОТРОПИЗМ — (от фото. и тропизмы), ростовые изгибы органов растении под влиянием одностороннего освещения. Стебли обычно обнаруживают положительный ф., корни нек рых растений отрицательный, листья поперечный. Предполагают, что в рецепции света принимают… … Биологический энциклопедический словарь
фототропизм — Реакция растения или животного на источник яркого света, например, ориентация цветущего растения в сторону Солнца, или полет насекомого ночью в сторону света … Словарь по географии
Фототропизм — Основная статья: Тропизмы Фототропизм (от др. греч. φῶς свет и τρόπος поворот) изменение направления роста органов растений или положения тела (органов) у животных, в зависимости от направления падающего света. Содержание … Википедия
Исследовательская работа по теме » Фототропизм растений»
В природных условиях на открытой местности фототропизм растений, как правило, четко не проявляется, так как кроме прямых солнечных лучей на органы растений воздействует сравнительно сильный рассеянный лучистый поток небосвода и облаков.
При одностороннем освещении фототропизм отдельных побегов, даже всей подземной части, проявляется особенно четко – можно наблюдать как растения тянутся к свету. С момента сокращения светового дня организм растений также испытывает ряд изменений.
Смоделировать процессы, происходящие с растениями можно в лабораторных условиях. В данной работе был проведен опыт, на основании которого и изучается явления фототропизма у растений.
Актуальность исследования:
Природа в себе таит много загадок. Одной из которых, являются выработанные в процессе эволюции приспособительные движения растений. Что представляют собой движения растений и чем они определяются? Чтобы ответить на эти вопросы мы решили выполнить ряд исследований и наблюдений за растениями.
Цель: изучить влияние фототропизма на рост и развитие растений.
1. Изучить историю открытия фототропизма;
2. Рассмотреть классификацию фототропизма и его значение ;
3.Выявить влияние фототропизма на рост и развитие растений.
Объект исследования: фототропизм
Методы исследования:
1.Анализ литературных и интернет источников;
Наша работа актуальна не только поэтому, но и прежде всего потому, что играет важную роль в жизни самого растения, а также находит практическое применение, особенно в сельском хозяйстве.
Проделанные опыты помогут садоводу — любителю правильно разместить саженцы для достижения наиболее эффективного роста растения.
Изучение фототропизма позволит каждому не только познакомиться с жизнью растений, но и принять активное участие в преобразовании растительного мира.
Теоретическая часть
Впервые фототропизм упоминал Теофраст (371 до н.э. – 287 до н.э.), который считал, что фототропизм вызывает уменьшение жидкости с освященной стороны стебля растения. Однако существовали другие мнения объясняющие фототропизм, например Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) предполагал, что фототропизм вызван с увяданием. У Джона Рэйя – растения склоняются к более отрицательным температурам, ближе к окну, а Роберт Шаррок (1630-1684) утверждал, что изгибание растения происходит в ответ на «свежий воздух».
В изучении фототропизма внесли огромный вклад Н. Мюллер и Ф. Ольиманс. Они доказали, что положительная и отрицательная реакция растений зависит от степени освещения. В 1876 году О.В Баранецкий обнаружил отрицательный фототропизм миксомицетов, группа слизистых грибов, на ранней стадии развития. Ю. Сакс для устранения одностороннего освещения сконструировал специальный прибор – клиностат, который был усовершенствован В. Пфефером.
Ближе всех к раскрытию истинной природы тропизмов подошел именно Ч. Даривин в 1880 г. Он различал два этапа тропизмов: восприятие одностороннего действия раздражителя верхушками стеблей и корней и изгибание вегетативных органов в силу ускоренного роста клеток в зоне растяжения. Знаменитый опыт Дарвина с канареечной травой показал, что фототропический изгиб – сложное явление, состоящее из нескольких этапов: поступление светового раздражителя появления возбуждения проведения возбуждения конечная реакция (движение вегетативных органов).
Физиологи Н.Г. Холодный и Ф.В. Вент сформулировали гормональную теорию фототропизма, которая используется и в наше время. Суть данной теории лежит о представление фототропизме как о процессе, стимулирующем перераспределение гормонов в верхушке побега. При одностороннем освещении вызывается электрическая поляризация тканей верхушки, а именно освященная сторона получает отрицательный заряд, та которая затемнена – положительный. В результате влияния поляризации ток гормона смещается на затемненную сторону и клетки этой стороны сильнее вытягиваются, чем освященной. И в итоге можно наблюдать изгиб в сторону света. Позднее гормон, ответственный за реакции, которые описаны выше, был выделен и идентифицирован как индолил – 3- уксусная кислота (ИУК). Позднее это вещество назвали гормоном ауксином. [6] Над установлением гормона работали такие исследователи такие, как Ф.Вент, Ф. Кегль, А. Хаген – Смит.
1.2 Влияние света на рост и развитие растений
Свет является важным фактором для жизни растений. Ведь только на свету в листьях в результате процесса фотосинтеза образуются органические вещества, необходимые для роста и развития растения. Для образования органических веществ (сахара и крахмала) из углекислого газа и воды, нужна энергия, и хлоропласты получают ее в виде энергии солнечного луча
В листовой пластинке также идет процесс дыхания. Он представляет собой окисление органических веществ, которые образовались на свету. Окисляясь, органическое вещество, выделяет ту энергию, которую в дальнейшим использует для роста, развития и других процессов жизнедеятельности. И в результате энергия, поглощенная растением при фотосинтезе, не исчезает, а лишь переходит из одной формы в другую: световая – в химическую, а химическая – в механическую или тепловую.
Требования к свету у растений не одинаковые и зависят от вида растения.
Также потребность растений к интенсивному освещению в различные фазы роста и развития разная. В период цветения оно выше, чем во время распускания почек. Ростовые органы менее требовательны к освещению, чем репродуктивные, но при хорошем освещении ростовые процессы активизируются.
Свет оказывает влияние на развитие листьев, а именно на размеры и толщину. У многих видов растений, листья, выросшие при высокой освещенности мельче и толще, тем те которые сформировались при меньшем количестве света. Увеличение толщины световых листьев связано с усиленным развитием паренхимы. Теневые листья не приспособлены к яркому свету, поэтому фотосинтезируют в таких условиях гораздо слабее световых.
В связи с тем, что отношение растений к степени освещенности разное выделяют три группы:
o Светолюбивые – в ним относятся растения пустынь: кактусы, алоэ и другие суккуленты;
o Теневыносливые – разные виды папоротников, хвойные представители;
o Тенелюбивые – мхи, ель.
При недостатке света у некоторых видов растений, особенно у светолюбивых, ростки и листья начинают бледнеть, вытягиваются, искривляются и называют их этиолированными. Такой пример можно наблюдать у двудольных этиолированных растений: светлая окраска, удлинение стебля, уменьшение листовой пластинки. Избыток света, как и недостаток света, также может оказывать губительное влияние, особенно на теневыносливые. Долгое время нахождение на свету приводит к обильному испарению, в то время как корневая система не успевает подавать воду. Происходит закрытие устьиц и наблюдается снижение фотосинтеза, а потом и вовсе его прекращение. [8]
Экспериментальная часть
Выявление влияния фототропизма на рост растений
Опыт 1. Положительный фототропизм
Во влажную ткань поместили по 8-10 семян фасоли, пшеницы, ржи. Положив ткань с семенами в горшочек, поместили его в темное и теплое место на 7 суток, периодически увлажняя ткань.
Таблица. 1 Наблюдение за семенами фасоли, пшеницы, ржи перед посадкой в землю
Условия прорастания
Изменения в семенах
Небольшая влажность, доступ воздуха, оптимальная температура, отсутствие света.
Семена увеличились в размерах
Семена увеличились в несколько раз
Появился первый корешок
Корешок увеличился в размерах
Семена готовы к посадке в почву
Семена посажены в почву
Рисунок 1. Проросшие семена пшеницы, фасоли
После появления корешков, приготовив коробочки с землей, семена были посажены в грунт. Перед тем как поставить семена в темное место предварительно почву увлажнили.
Рисунок 2 Посадка семян в грунт
Для дальнейшего исследования нужно изготовит фототропическую камеру. Для этого выбран картонный ящик, оклеен внутри черной бумагой и проделан узкий прорез на передней стороне для проникновения света в камеру.
Когда выросшие в темноте этиолированные ростки взойдут до 5 см, коробочки поместить в фототропическую камеру, обращенные прорезью к источнику света.
Через двое суток растущие стебли фасоли, пшеницы и ржи изогнулись в сторону источника света, причем изгиб увеличивается с каждым днем больше.
Рисунок 3.Растения помещены в фототропические камеры
Исходя из проделанной работы, было выяснено, при отсутствии освещенности стебли растут значительно быстрее, «тянутся к свету», но проростки и листья на них слабые и лишены окраски – этиолированные ростки. Фасоль, пшеница и рожь, растущая при интенсивной освещенности, имеет хорошо развитые стебли и листья, а также ярко-зеленый цвет.
Рисунок 4 Этиолированная фасоль до и после попадания на свет
По результатам наблюдения за положением стеблей в пространстве, установлено изменение положения растений в пространстве к источнику света. С каждым днем изгиб стеблей увеличивался и можно наблюдать положительный фототропизм.
Рисунок 5 Проявление положительного фототропизма
Положительный фототропизм можно наблюдать у комнатных растений. Примером служат цветы в школьных кабинетах. ( Приложение1 )
Опыт 2. Отрицательный фототропизм
Пророщенные в темноте на влажной ткани в блюдце, 10 семян капусты, были посажены в грунт и предварительно увлажнены. Коробочку с семенами поместили в темное место.
Таблица 2. Наблюдение за семенами капусты перед посадкой в землю
Условия прорастания
Изменения в семенах
Небольшая влажность, доступ воздуха, оптимальная температура, отсутствие света.
Семена увеличились в несколько раз
Появление первых корешков
Корешки увеличились в размерах
Семена готовы к посадке
Семена посажены в почву
Рисунок 6. Проросшие семена капусты
Как только всходы достигли 5 см, ростки достали из почвы и промыли. Обвязав марлей небольшую колбу с водой, вдавили ее внутрь колбы, чтобы она не касалась воды. На мокрой марле зафиксировали 2 ростка, так, чтобы они проникли через марлю и касались воды. Колбу поставили на 2 суток в темное место, а затем перенесли ее в фототропическую камеру в условия одностороннего освещения.
Рисунок 7 Проявление отрицательного фототропизма
По итогам наблюдения верхушка корня образовала изгиб в сторону, противоположную от источника света, а наземная вегетативные органы образовали изгиб к источнику освящения.
Заключение
В результате опыта и наблюдений было установлено следующее:
1. всходы фасоли, пшеницы, ржи при отсутствии света ускоряли рост стебля, наблюдались длинные вытянутые стебли;
2. листья формировались неполноценно, бледно – желтая окраска. После попадания побегов на свет, листья приобретали зеленый цвет;
3. наблюдались изменение положения стеблей в пространстве, образовались изгибы к источнику света – таким образом проявлялся положительный фототропизм, что приводило к неправильному формированию побегов растений.
Однако не все вегетативные органы образовали изгиб стебля к источнику освещения. Корни семян капусты чувствительны к свету. В ходе наблюдений верхушки корней образовали изгибы в противоположную сторону от освещения – в данном опыте проявился отрицательный фототропизм, в то время как у наземных органов проявлялся положительный фототропизм.
В результате наблюдений и опыта было выяснено, что положительным фототропизмом обладают молодые побеги и листья, а отрицательным фототропизмом обладают корешки растений, усики.
В завершении изучения и исследования фототропизма растений, можно сделать вывод, о том, что свет является одним из важных факторов, необходимых для существования жизнедеятельности растений. В первую очередь это важно для успешного выращивания культурных и сельскохозяйственных растений, декоративных растений, при содержании домашних оранжерей и теплиц. Правильная организация освещённости выращиваемых растений будет способствовать лучшему росту и развитию растений.
Литература
1. Анохина, В.С., Бурко, Л,Д., Захаревская, Г.И., Лемеза Н.А. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии / В.С Анохина, Л,Д. Бурко, Г.И. Захаревская, Н.А. Лемеза — М.: «Беларуская Энцыклапедыя», 1998. – с. 53.;
2. Певз-Хоке, К., Цабеля, Э. Биология. Кн.2 / К. Певз-Хоке, Э. Цабеля – Мн.: Нар. асвета, 2004 – с. 292.;
3. Нога, Г.С. Опыты и наблюдения над растениями / Г. С. Нога. — Москва: Просвещение, 1976. — 175 с.;
4. Виленский, Б. Р., Бойко, В. В. Растение раскрывает свои тайны / Б. Р. Виленский, В. В. Бойко— М.: Колос, 1984. — 159 с.;
5. Владимиров, Ю. А., Потапенко, А. Я. Физико-химические основы фотобиологических процессов / Ю. А. Владимиров, А. Я. Потапенко— Высшая школа Москва, 1984. — С. 285.;
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
П.А. Иконников, А.А. Белозерова. Физиология растений:Учебно-методический комплекс. Практикум для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология» и направления 020200.62 «Биология» (бакалавр). Часть III. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 40 с.
Практикум предназначен для выполнения лабораторных работ по курсу физиологии растений. Содержит описание экспериментальных работ, разъяснения основных необходимых понятий и терминов.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология растений [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, зав. кафедрой ботаники,
биотехнологии и ландшафтной
архитектуры, д.с.-х.н., профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.Н. Колоколова, к.б.н., доцент
кафедры ботаники, биотехнологии и
Л.С. Тупицына, к.б.н., доцент
кафедры экологии и генетики
© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011
© П.А. Иконников, А.А. Белозерова, 2011
ТЕМА ВОСЬМАЯ
РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
Явления роста и развития растения не однозначны, они представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса. Нельзя рассматривать рост только как простое увеличение массы и размеров организма. В таком определении не отражены сложные процессы обмена веществ, новообразования элементов структуры, клеток, органов.
Рост — это процесс новообразования элементов структуры организма, сопровождающийся увеличением количественных и качественных показателей, обусловленных доминированием процесса синтеза над распадом.
Развитие — качественные изменения обмена веществ, приводящие к новым формам роста. Процессы роста и развития неразрывно связаны. Однако темпы роста могут не совпадать. Например, озимые культуры, высеянные весной, интенсивно растут, но к репродукции не переходят, или часто при неблагоприятных условиях (засуха, засоление) быстро заканчивают жизненный цикл, но отличаются карликовым ростом.
Все процессы роста и развития осуществляются через деление, растяжение и дифференциацию меристематических клеток, обуславливающих сигмоидную или S-образную кривую роста. На рост и развитие растений оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К важным внутренним факторам относят гормональные вещества: ауксины, гиббереллины, кинины, ингибиторы роста и факторы, обуславливающие метаболические градиенты электричества, давления и газообмена. К внешним факторам относят: интенсивность и спектральный состав света, продолжительность дня и ночи, температуру и влажность почвы и воздуха, условия питания и т.д.
Работа 1. Изучение влияния ростовых веществ на рост
Ауксины играют существенную роль в росте и корреляциях растений. Обычно в высших растениях ауксин обычно образуется в точках роста и в меристемах. Он полярно перемещается и в силу этого оказывает физиологическое влияние на зоны, значительно удаленные от мест его образования (дистанционный характер действия). Увеличение концентрации выше оптимальной приводит к обратному эффекту — резкому торможению роста.
После того, как под действием гормона завершается соответствующая реакция, организм должен так или иначе избавиться от него. ИУК, например, может быть связана путем образования:
1) комплексов с пептидами, сахарами или фенолами;
2) адсорбцией с цитоплазматическими структурами;
3) разрушением ее путем окислительного распада при
участии ИУК-оксидазы.
Образование гормона, его распад или перевод в активную форму путем связывания — рычаги тонкого механизма регуляции роста и развития растения.
Отбираем колеоптили пшеницы, перешедшие в фазу "чистого" растяжения (длина не более 10 мм). У пшеницы клеток продолжается 48 часов, овса 54 часов, кукурузы 72 часа. Затем рост колеоптиля останавливается и лишь увеличивается его масса. 5-7 колеоптилей зажимают между указательным и большим пальцами левой руки, оставив свободными концы. Отступив 4 мм от кончика с помощью линейки, нарезают отрезки длиной 5 мм. Изнутри тупой палочкой выталкивают первичный лист, а полые цилиндрики колеоптилей нанизывают на стеклянные капилляры по 10 штук и измеряют их общую длину. Капилляры с отрезками хранят в дистиллированной воде.
Затем по 2 капилляра размещают в опытные растворы и растворы фитогормонов нужной концентрации. Растворы готовят на фосфатно-цитратном буфере с рН 5,0 с 1%-ной сахарозой. Сосуды с растворами фитогормонов с капиллярами (их можно приметить разноцветным пластилином) помещают в термостат при 25-28°С. Через каждый час в течение 3 часов промеряют длину 10 отрезков (прямо на капилляре) предварительно их сдвинув.
Данные заносят в таблицу:
Влияние ростактивирущих веществ на рост в фазе растяжения
Вариант | № сосуда | Длина 10 колептилей, мм | Прирост в длину, мм | Прирост в % от контроля |
Изображают результат графически по динамике роста (увеличение общей длины) и величине приростков (ритмичность роста).
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант |
1) контроль | 1) контроль | 1) контроль |
2) ИУК 10 -2 | 2)ИУК 10 -5 | 2)НУК 10 -3 |
3) ИУК 10 -4 | 3) кинетин 10 -6 | 3) НУК 10 -5 |
4) ИУК 10 -7 | 4) ИУК 10 -5 | 4) НУК 10 -5 |
Концентрации выражены в молях, контроль — фосфатно-цитратный буфер, ИУК – индолилуксусная кислота, НУК — нафтилуксусная кислота.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1) колеоптили пшеницы в стадии активного роста растения; 2) растворы кинетина, ИУК и НУК; 3) чашки Петри; 4) термостат.
Работа 2. Определение зон роста в органах растений (корень)
Для изучения зон роста растения удобно пользоваться методом нанесения тушью растертой в 5%-ном растворе декстрина, либо маркировочной жидкостью (сажу или активированный уголь растирают с парафиновым маслом).
Для нанесения меток используют тонко заточенную деревянную палочку или нитку. Проращивание семян ведут либо во влажных камерах, либо в стаканчиках с влажными опилками.
Берут семена гороха или фасоли, конских бобов, кукурузы и проращивают во влажных опилках, в которых стеклянной палочкой делают углубления для свободного и строго вертикального роста корня. Затем на небольших (длиной 1,5-2 см) совершенно прямых, предварительно осторожно обсушенных фильтровальной бумагой корнях (3-4 корня), наносят метки, начиная от кончика корня. Расстояние между метками делают 1 мм. Метки должны быть тонкими и хорошо заметными. Далее проростки помещают в благоприятные для роста условия: во влажные камеры, в темные комнаты при температуре 20-25°С. Через сутки измеряют расстояние между метками (при увеличении ширины самих меток измеряют с их середины) и вычисляют средний суточный прирост различных участков корня.
Результаты выражают графически, откладывая на оси абсцисс номера отрезков, а на оси ординат — приросты. Делают выводы о характере роста корня. Результаты опыта записывают по схеме:
№ проростка | Зона прироста (мм) | Примечание |
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1) проростки с длиной корней 1,5-2,0 см; 2) тушь или маркировочная жидкость; 3) препаровальные иглы или тонко заточенные деревянные палочки; 4) миллиметровая бумага; 5) влажные камеры; 6) деревянные опилки.
Работа 10. Фототропизм
Тропизмами называют процессы изгибания органов растений под влиянием односторонне действующих раздражителей. Тропизмы у органов с радиальной симметрией (стебель, корень, колеоптиль) могут быть положительными (изгиб в сторону раздражителя) и отрицательными (изгиб в противоположную сторону).
Тропизмы — ростовые движения, обусловленные неравномерным ростом двух противоположных сторон какого-либо органа, причем быстрее растущая сторона становится выпуклой.
Один из видов тропизмов — фототропизм — изгибание растущих частей растения под влиянием одностороннего (бокового) освещения. Явление фототропизма удобно наблюдать наколеоптилях злаков.
На колеоптили злаков, выращенных в темноте фототропической камеры, быстро нанести метки тушью на равных расстояниях. На верхушки других надеть светонепроницаемые колпачки, обернув кусочек фольги вокруг спички. Поместить проростки в фототропическую камеру так, чтобы нанесенные на колеоптили метки оказались на затененной стороне, т.е. были обращены к стенке противоположной той, в которой имеется отверстие. Поставить камеру на подоконник или перед настольной лампой отверстием в сторону источника света.
Через сутки рассмотреть проростки, обратив внимание на расположение меток. Зарисовать проростки в начале опыта и в конце.
Сделать выводы, ответив на следующие вопросы:
1) Где находится место восприятия одностороннего освещения?
2) В какой зоне происходит фототропический изгиб?
3) Каков механизм фототропического изгиба?
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1) проростки злаков, выращенные в полной темноте в стаканчиках; 2) фототропическая камера — светонепроницаемый ящик с зачерненными внутренними стенками и небольшим отверстием в одной из стенок; 3) фольга; 4) тушь; 5) спички (одна из них заостренная).
Работа 12. Гидротропизм
Тропизм, вызываемый односторонним расположением зоны увлажнения, называется гидротропизмом. Способность к положительным гидротропическим изгибам хорошо выражена у корней, которые при неравномерном распределении влаги в почве направляются в более влажные участки. Причем экспериментально доказано, что фактор увлажнения является более мощным аттрагирующим фактором, нежели, например, элементы минерального питания.
Обернуть стеклянные пластинки фильтровальной бумагой, смочить бумагу водой и разложить на одной стороне равномерными рядками семена льна или горчицы. Семена смачиваются и прилипают к бумаге.
Налить в широкую емкость немного воды и наклонно поставить туда пластинку, так чтобы семена оказались на нижней стороне пластинки. Одну емкость плотно закрыть стеклом, чтобы создать насыщенную водяными парами атмосферу, другую оставить открытой.
Через несколько дней рассмотреть и зарисовать положение корешков в обоих сосудах. В выводах объяснить причины неодинакового роста корней в различных вариантах.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
1) семена льна или горчицы; 2) широкие стеклянные банки или прозрачные пластиковые контейнеры (2 шт.); 3) стекло для накрывания одной из банок или контейнера; 4) стеклянные пластинки (2 шт.); 5) фильтровальная бумага.
ПРИЛОЖЕНИЕ
РАСТВОРОВ И РЕАКТИВОВ
Раствор нейтрального красного. Приготовить 0,1%-ный раствор путем растворения 0,5 г краски в 250 мл дистиллированной воды. Раствор профильтровать и хранить в стеклянной банке из темного стекла. Перед употреблением развести водопроводной водой в 10 раз.
Хлоркобальтовая бумага. Приготовить 5%-ный раствор хлорида кобальта и погрузить в него на несколько минут куски белой фильтровальной бумаги размером 8×10 см. Просушить розовую бумагу между листьями сухой фильтровальной бумаги, а затем на солнце или над электроплиткой до появления голубого цвета. Хранить хлоркобальтовую бумагу следует в эксикаторе над хлоридом кальция.
Стандартный раствор Гетри для определения хлорофилла. Приготовить на дистиллированной воде три раствора: 1) 1%-ный CuSO4×5H2O (брать только синие кристаллы, после растворения профильтровать), 2) 2%-ный К3Сr2О7, 3) 7%-ный аммиак. Перенести в мерную колбу на 100 мл 3-го раствора, довести до метки дистиллированной водой, перемешать и перелить в чистую сухую склянку с притертой пробкой. Раствор Гетри по окраски эквивалентен раствору хлорофилла концентрации 85 мг/л.
Раствор йода в йодиде калия (I в KI). Растворить 2 г KI в 5 мл дистиллированной воды, добавить 1 г металлического йода, после полного растворения последнего долить 295 мл воды. Хранить реактив в темной склянке с притертой пробкой.
Хромовая смесь. Растворить в большой колбе 6 г К3Сr2О7 в 100 мл воды. Добавить 100 мл концентрированной серной кислоты (прилить осторожно малыми порциями, перемешивая и охлаждая колбу струей водопроводной воды). После полного охлаждения перелить в толстостенную склянку. После мытья посуды жидкость сливать обратно в ту же склянку. После долгого употребления раствор приобретает зеленую окраску — такая смесь непригодна для дальнейшего использования.
Раствор едкого бария.Перед тем как приготовить раствор едкого бария, дистиллированную воду необходимо прокипятить. Для приготовления раствора берем навеску 7 г едкого бария, который растворяется в 1 л воды. Реактив приготовляется под тягой. Раствор хранится в герметической закрытой склянке.
Фенолфталеин. 0,5 г растворяется в 50 см 3 спирта и прибавляется затем 5 см 3 воды. Пределы рН: 8,3 -10,0.
Реактив Фелинга. Готовится из двух растворов, которые хранятся отдельно и только перед употреблением смешиваются в равных количествах: 1-й раствор — 40 г медного купороса в 1 л воды, 2-ой раствор — 200 г сегнетовой соли и 150 г КОН в 1 л воды.
Крахмальный агар. Поместить в колбу 2 г мелко нарезанного агар-агара, прилить 100 мл воды и осторожно прокипятить до полного растворения агара, 2 г крахмала размешать стеклянной палочкой с 10 мл холодной воды, вылить в кипящий раствор агара и вновь довести до кипения. Горячую смесь разлить в чашки Петри.
Раствор краски Судан III. Растворить в фарфоровой чашке 0,2 г краски Судан III в 20 мл 96-ного спирта, добавить 20 мл глицерина, тщательно размешать и профильтровать.
Спиртовой раствор гвояколовой смолы. 1 г гвояковой смолы растворить при нагревании в водяной бане в 70 мл этилового спирта, профильтровать и добавить 30 мл дистиллированной воды. Хранить в плотно закрытой посуде в холодильнике.
Раствор β-индолилуксусной кислоты (ИУК). Для стимуляции корнеобразования. Растворить 100 мл ИУК (гетероауксина) в 10-15 мл горячей воды и долить холодной воды до 1 л. Раствор пригоден для употребления только в течении нескольких часов.
Ланолиновая паста с ИУК. Растворить 10 мг ИУК в 50 мл горячей воды. Вылить 5 мл раствора в фарфоровую чашку с 5 г (чайной ложкой) ланолина расплавленного на кипящей водяной бане. Ланолин – высокоочищенный жир из овечьей шерсти, обычно применяемый в косметике. Размешивать стеклянной палочкой не менее 10 минут до получения кремообразной эмульсии. Если к пасте добавить каплю масляной кислоты, то равномерное распределение ИУК происходит быстрее: паста становится мягче, легче стирается и более эффективно проникает в растительные ткани.
Контрольная (водяная) паста готовится также путем растирания 5 г расплавленного ланолина с 5 мл воды: если в ростовую пасту добавляли масляную кислоту, то ее добавляют и к водяной пасте. Хранить пасты следует на холоде.
Приготовление обезвоженного CaCl2. CaCl2 необезвоженный прокаливают на железной сковороде, насыпая слой не более 1-2 см. Прокаливают при сильном нагревании. Сначала он плавится с выделением кристаллической Н2О. Затем с испарением воды обращается в рыхлые комочки. Их дополнительно прокаливают и еще теплыми помещают в герметичный сосуд.
Абсолютный спирт. Обычный спирт-ректификат имеет 96° крепости. Растираем небольшое количество CuSO4 и прокаливаем его в тигле до перехода в белую окраску. Охлаждаем в эксикаторе и высыпаем в спирт. Если последние порции купороса не синеют – значит, в спирте воды нет, т.е. мы получили абсолютный спирт.
Пётр Арамаисович Иконников
Анна Алексеевна Белозерова
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Практикум для студентов
специальности 020803.65 «Биоэкология» и
направления 020200.62 «Биология» (бакалавр)
Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.
Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________
Издательство Тюменского государственного университета
625003, г. Тюмень, Семакова, 10
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
Кафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры
П.А. Иконников, А.А. Белозерова
ФИЗИОЛОГИЯ РАСТЕНИЙ
Практикум для студентов
специальности 020803.65 «Биоэкология» и
направления 020200.62 «Биология» (бакалавр)
Издательство
Тюменского государственного университета
УДК: 581.1(075.3)
ББК: 28.75 я73
Ф 504, И 422
П.А. Иконников, А.А. Белозерова. Физиология растений:Учебно-методический комплекс. Практикум для студентов специальности 020803.65 «Биоэкология» и направления 020200.62 «Биология» (бакалавр). Часть III. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 40 с.
Практикум предназначен для выполнения лабораторных работ по курсу физиологии растений. Содержит описание экспериментальных работ, разъяснения основных необходимых понятий и терминов.
Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология растений [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Н.А. Боме, зав. кафедрой ботаники,
биотехнологии и ландшафтной
архитектуры, д.с.-х.н., профессор
РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.Н. Колоколова, к.б.н., доцент
кафедры ботаники, биотехнологии и
Л.С. Тупицына, к.б.н., доцент
кафедры экологии и генетики
© ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011
© П.А. Иконников, А.А. Белозерова, 2011
ТЕМА ВОСЬМАЯ
РОСТ И РАЗВИТИЕ РАСТЕНИЙ
Явления роста и развития растения не однозначны, они представляют собой две взаимосвязанные стороны единого процесса. Нельзя рассматривать рост только как простое увеличение массы и размеров организма. В таком определении не отражены сложные процессы обмена веществ, новообразования элементов структуры, клеток, органов.
Рост — это процесс новообразования элементов структуры организма, сопровождающийся увеличением количественных и качественных показателей, обусловленных доминированием процесса синтеза над распадом.
Развитие — качественные изменения обмена веществ, приводящие к новым формам роста. Процессы роста и развития неразрывно связаны. Однако темпы роста могут не совпадать. Например, озимые культуры, высеянные весной, интенсивно растут, но к репродукции не переходят, или часто при неблагоприятных условиях (засуха, засоление) быстро заканчивают жизненный цикл, но отличаются карликовым ростом.
Все процессы роста и развития осуществляются через деление, растяжение и дифференциацию меристематических клеток, обуславливающих сигмоидную или S-образную кривую роста. На рост и развитие растений оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К важным внутренним факторам относят гормональные вещества: ауксины, гиббереллины, кинины, ингибиторы роста и факторы, обуславливающие метаболические градиенты электричества, давления и газообмена. К внешним факторам относят: интенсивность и спектральный состав света, продолжительность дня и ночи, температуру и влажность почвы и воздуха, условия питания и т.д.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы
Естественное освещение
Естественное освещение — освещение помещений прямым или отраженным светом, проникающим через световые проемы в наружных ограждающих конструкциях. Естественное освещение должно предусматриваться, как правило, в помещениях с постоянным пребыванием людей. Без естественного освещения допускается проектировать отдельные виды производственных помещений согласно Санитарным нормам проектирования промышленных предприятий.
Виды естественного освещения
Естественного освещения помещений подразделяется на боковое, верхнее и комбинированное.
Боковое одностороннее — когда световые проемы расположены в одной из наружных стен помещения,
Рисунок 2 — Боковое одностороннее естественное освещение
Боковое двухстороннее — световые проемы в двух противоположных наружных стенах помещения,
Верхнее — когда фонари и световые проемы в покрытии, а также световые проемы в стенах перепада высот здания.
Рисунок 3 — Боковое двухстороннее естественное освещение
Комбинированное — световые проемы, предусмотренные для бокового (верхнее и боковое) и верхнего освещения.
Принцип нормирования естественного освещения
При естественном освещении создаваемая освещенность изменяется в очень широких пределах. Эти изменения обусловлены временем дня, года и метеорологическими факторами: характером облачности и отражающими свойствами земного покрова. Поэтому естественное освещение нельзя количественно задавать величиной освещенности. В качестве нормируемой величины для естественного освещения принята, относительная величина коэффициент естественной освещенности КЕО.
КЕО есть выраженное в процентах отношение освещенности в данной точке внутри помещения Ев к одновременному значению наружной горизонтальной освещенности Ен, создаваемой светом всего небосвода;
Таким образом, КЕО оценивает размеры оконных проемов, вид остекления и переплетов, их загрязнение, т.е. способность системы естественного освещения пропускать свет.
С целью создания наиболее благоприятных условий труда установлены нормы естественной освещенности. В тех случаях когда естественная освещенность недостаточна, рабочие поверхности должны дополнительно освещаться искусственным светом. Смешанное освещение допускается при условии дополнительного освещения только рабочих поверхностей при общем естественном освещении.
Для поддержания необходимой освещенности помещений нормами предусматривается обязательная очистка окон и световых фонарей от 3 раз в год до 4 раз в месяц. Кроме того, следует систематически очищать стены, оборудование и окрашивать их в светлые цвета.
СНиП 23-05-95 устанавливают требуемую величину КЕО. в зависимости от точности работ, вида освещения и географического расположения производства. Территория России делится на пять световых поясов, для которых значения К.Е.О. определяются по формуле:
где № — номер группы административно-территориального района по обеспеченности естественным светом;
— значение коэффициента естественной освещенности, выбираемое по СНиП 23-05-95 в зависимости от характеристики зрительных работ в данном помещении и системы естественного освещения.
— коэффициент светового климата, который находится по таблицам СНиП в зависимости от вида световых проемов, их ориентации по сторонам горизонта и номера группы административного района.
Освещенность помещения естественным светом характеризуется коэффициентом естественной освещенности ряда точек, расположенных в пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и горизонтальной плоскости, находящейся на высоте 0,8-1 м над уровнем пола и принимаемой за условную рабочую поверхность.
При боковом естественном освещении минимальное значение освещенности нормируется :
— при одностороннем — в точке, расположенной на расстоянии 1 м от стены, наиболее удаленной от световых проемов;
— при двустороннем — в точке посередине помещения на пересечении вертикальной плоскости характерного разреза помещения и условной рабочей поверхности.
При верхнем и комбинированном естественном освещении нормируется среднее значение КЕО.
Принцип расчета естественного освещения
Расчет естественного освещения производится путем определения КЕО в различных точках характерного разреза, помещения. Учитывается световой поток прямого диффузного света небосвода, а также света, отраженного от внутренних поверхностей помещения и от противостоящих зданий.
Результат расчета естественного освещения — определение площади световых проемов и их размещение.
Для расчета естественного освещения необходимо иметь следующие данные: длину и ширину помещения, количество проемов, значение коэффициента отражения стен и потолка, коэффициентов светопропускания и затенения окон противостоящими зданиями, а также степень точности выполняемой работы.
Для обеспечения нормированного значения КЕО площадь световых проемов определяется по формуле:
— при боковом освещении
где So, — площадь окон и фонарей соответственно, м2;
е№— нормированное значение КЕО,%;
kз — коэффициент запаса (СНиП 23-05-95 Таблица 3);
зо — световая характеристика окна (СНиП 23-05-95 Таблица 26);
Кзд — коэффициент, характеризующий затенение окон от противостоящих зданий (СНиП 23-05-95 Таблица 27); S№— площадь пола, м 2 ;
r1 — коэффициент, учитывающий отражение света от поверхностей помещения и подстилающего слоя, прилегающего к зданию (СНиП 23-05-95 Таблица 30).
— общий коэффициент светопропускания, характеризующий потерю света в материале остекления, определяемый по формуле:
где ф1 — коэффициент светопропускания материала (СНиП 23-05-95 Таблица 28);
ф2 — коэффициент потерь света в переплетах окон (СНиП 23-05-95 Таблица 28);
ф3 — коэффициент потерь света в несущих конструкциях;
ф4 — коэффициент потерь света в солнцезащитных устройствах (СНиП 23-05-95 Таблица 29);
ф5 — коэффициент потерь света в защитной.
Вычислив площадь световых проемов и зная площадь окон. определяют количество оконных проемов.