Какой персонал относится к квалифицированному обслуживающему персоналу
Перейти к содержимому

Какой персонал относится к квалифицированному обслуживающему персоналу

Какой персонал относится к квалифицированному обслуживающему персоналу

5. Категории персонала

В отчетности по труду предприятий и организаций отдельных отраслей сферы материального производства (промышленности, строительства, транспорта, в совхозах и некоторых других производственных отраслях) численность работников распределяется на две группы: рабочие и служащие. Из группы служащих выделяются следующие категории: руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим.

Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 с 1 января 1996 года введен в действие Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94.

При распределении работников по категориям персонала в статистической отчетности по труду следует руководствоваться Общесоюзным классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), утвержденным Госстандартом СССР 27.08.86 N 016.

ОКПДТР состоит из двух разделов:

классификатора профессий рабочих;

классификатора должностей служащих, который содержит должности руководителей, специалистов и служащих.

33. К рабочим относятся лица, непосредственно занятые в процессе создания материальных ценностей, а также занятые ремонтом, перемещением грузов, перевозкой пассажиров, оказанием материальных услуг и др. В ОКПДТР профессии рабочих перечислены в разделе 1.

К рабочим, в частности, относятся лица, занятые:

33.1. управлением, регулированием и наблюдением за работой автоматов, автоматических линий, автоматических приспособлений, а также непосредственно управлением или обслуживанием машин, механизмов, агрегатов и установок, если труд этих работников оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.2. изготовлением материальных ценностей вручную, а также при помощи простейших механизмов, приспособлений, инструментов;

33.3. строительством и ремонтом зданий, сооружений, монтажом и ремонтом оборудования, ремонтом транспортных средств;

33.4. перемещением, погрузкой или выгрузкой сырья, материалов, готовой продукции;

33.5. на работах по приему, хранению и отправке грузов на складах, базах, в кладовых и других хранилищах;

33.6. уходом за машинами, оборудованием, обслуживанием производственных и непроизводственных помещений;

33.7. проходкой наземных и подземных горных выработок, бурением, испытанием, опробованием и освоением скважин, геологосъемочными, поисковыми и другими видами геолого-разведочных работ, если их труд оплачивается по тарифным ставкам или месячным окладам рабочих;

33.8. машинисты, водители, кочегары, дежурные стрелочных постов, обходчики путей и искусственных сооружений, грузчики, проводники, рабочие по ремонту и уходу за транспортными линиями, линиями связи, по ремонту и уходу за оборудованием и средствами передвижения, трактористы, механики, рабочие растениеводства и животноводства;

33.9. почтальоны, телефонисты, телеграфисты, радиооператоры, операторы связи;

33.10. операторы вычислительных и электронно-вычислительных машин;

33.11. дворники, уборщики, курьеры, гардеробщики, сторожа.

34. К руководителям относятся работники, занимающие должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Должность в ОКПДТР, имеющая код категории 1, относится к руководителям.

К руководителям, в частности, относятся:

директора (генеральные директора), начальники, управляющие, заведующие, председатели, командиры, комиссары, мастера, производители работ на предприятиях, в структурных единицах и подразделениях;

главные специалисты: главный бухгалтер, главный диспетчер, главный инженер, главный механик, главный металлург, главный сварщик, главный агроном, главный геолог, главный электрик, главный экономист, главный научный сотрудник, главный редактор;

К категории руководителей относятся также заместители по названным выше должностям.

35. К специалистам относятся работники, занятые инженерно-техническими, экономическими и другими работами, в частности, агрономы, администраторы, бухгалтеры, геологи, диспетчеры, инженеры, инспекторы, корректоры, математики, механики, нормировщики, редакторы, ревизоры, психологи, социологи, техники, товароведы, физиологи, художники, экономисты, энергетики, юрисконсульты.

К категории специалистов относятся также и ассистенты, помощники названных специалистов.

Код категории специалистов в ОКПДТР — 2.

36. Другие работники, относящиеся к служащим, — это работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание, в частности, агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коллекторы, коменданты, контролеры (не относимые к рабочим), копировщики технической документации, секретари — машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники.

Какие работники относятся к категории обслуживающего персонала?

К категории обслуживающего персонала относятся работники организации, выполняющие функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.

Прямого распределения работников организации по категориям персонала законодательством не предусмотрено. Наименование должностей работников определяется по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367) (далее — ОКПДТР), Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих и Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, а также согласно профессиональным стандартам (ст. 57 Трудового кодекса РФ).

Распределение работников по категориям персонала может осуществляться на основании указанных документов.

В общем понимании к категории обслуживающего персонала относятся работники, осуществляющие функции обслуживания. Данный термин используется в различных нормативных актах, но общий перечень профессий работников обслуживающего персонала законодательно не установлен.

К примеру, в Квалификационном справочнике профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденном Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102 (применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 № 15а), приведен Общий алфавитный указатель профессий рабочих и младшего обслуживающего персонала, оплачиваемых по окладам, но без указания, где профессии рабочих, а где — младшего обслуживающего персонала.

Профессии, которые относятся к обслуживающему персоналу, могут различаться в зависимости от общей сферы той или иной организации.

Как правило, в промышленных организациях к обслуживающему персоналу относят работников, не имеющих прямого отношения к производственному процессу и осуществляющих функции по обслуживанию служебных помещений и персонала организации. Например, к таким работникам могут относиться:

  • уборщики непроизводственных помещений;
  • дворники;
  • курьеры;
  • водители руководства и водители автобусов, перевозящих работников организации, и т.п.

К обслуживающему персоналу в организациях общественного питания относятся основные категории работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей:

  • метрдотель (администратор зала, менеджер зала, менеджер бара);
  • официант (бригадир официантов, старший официант, помощник официанта);
  • бармен (бригадир барменов, старший бармен, помощник бармена);
  • сомелье (заведующий винным погребом);
  • бариста;
  • работник предприятия быстрого обслуживания;
  • буфетчик (старший буфетчик);
  • кассир (старший кассир);
  • хостес;
  • продавец магазина (отдела) кулинарии (п. 4.3 ГОСТ 30524-2013 «Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Требования к персоналу», введен в действие Приказом Росстандарта от 22.11.2013 № 1674-ст).

В организациях торговли к обслуживающему персоналу относят работников, непосредственно участвующих в торговом обслуживании покупателей:

  • заведующий отделом (секцией);
  • администратор торгового зала;
  • продавец продовольственных товаров;
  • продавец непродовольственных товаров;
  • продавец мелкорозничной (торговой) сети;
  • продавец-консультант;
  • кассир торгового зала;
  • контролер-кассир и др. (п. 4.1.1 ГОСТ Р 51305-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации.

Услуги торговли. Требования к персоналу», утвержден и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 770-ст).

В организациях по оказанию гостиничных, специализированных (лечебно-оздоровительных, санаторных, спортивных, туристских и других) услуг перечень должностей обслуживающего персонала зависит от принадлежности к службам, функционирующим в средствах размещения.

Служба приема и размещения (фронт-офис, фронт-деск) включает в себя персонал следующих должностей:

  • администратор;
  • старший администратор;
  • менеджер службы приема и размещения;
  • менеджер/ассистент менеджера по обслуживанию;
  • специалист по размещению и т.д.

Также приводится список должностей обслуживающего персонала в службе бронирования, службе номерного фонда/обслуживания номерного фонда/эксплуатации/хозяйственного обеспечения и обслуживания (хаускипинг), сервисной службе и т.д. (п. 4 ГОСТ Р 54603-2011 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги средств размещения. Общие требования к обслуживающему персоналу», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.12.2011 № 737-ст).

К обслуживающему персоналу исполнителя услуг косметического татуажа относят работников, занятых непосредственным обслуживанием потребителей и осуществляющих технологический процесс исполнения услуг косметического татуажа:

  • мастер косметического татуажа;
  • мастер перманентного макияжа;
  • мастер художественной татуировки;
  • мастер камуфляжного татуажа (разд. 6 ГОСТ Р 55700-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Косметический татуаж. Общие требования», утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 08.11.2013 № 1349-ст).

Таким образом, обслуживающий персонал — это категория работников организации, выполняющих функции по обслуживанию хозяйственной деятельности. В обязанности таких работников входит обеспечение нужд клиентов, забота о чистоте зданий, исправности техники, а также сопровождение различных торговых или производственных процессов.

Следует отметить, что в законодательном регулировании нет общих указаний, в соответствии с которыми работников организации можно отнести к той или иной категории персонала. К примеру, в ОКПДТР указано, что классификатор предназначен для решения задач, в частности, связанных с распределением кадров по категориям персонала, но нет указаний, касающихся распределения рабочих на основной и вспомогательный персонал. Однако отдельные нормативные акты, касающиеся различных видов государственной службы и иных ведомственных и бюджетных учреждений, регламентируют в своих положениях распределение работников по категориям. Например, порядок распределения персонала учреждения культуры по категориям отражен в п. 20 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (Приложение N 5 к Приказу Росстата от 27.12.2018 № 781).

В.И. Неклюдов
Государственная инспекция труда
в Нижегородской обл.

Термин: Квалифицированный обслуживающий персонал

Квалифицированный обслуживающий персонал — что это? Ответ на вопрос, что такое «Квалифицированный обслуживающий персонал» включая области применения можно найти на этой странице или в базе терминов и определений на странице «Термины».
Найдено 1 определений термина «Квалифицированный обслуживающий персонал»

© АО НПО «Техкранэнерго» Нижегородский филиал 2010-2022
Нижний Новгород, ул.Полтавская, д.22, офис 107

квалифицированный обслуживающий персонал

3.11.41 квалифицированный обслуживающий персонал : Специально подготовленные работники, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности), и имеющие группу по электробезопасности, предусмотренную действующими правилами охраны труда при эксплуатации электроустановок.

[ title=»Правила устройства электроустановок», пункт 1.1.14] [5]

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации . academic.ru . 2015 .

Смотреть что такое «квалифицированный обслуживающий персонал» в других словарях:

квалифицированный обслуживающий персонал — Специально подготовленные лица, прошедшие проверку знаний, в объеме обязательном для данной работы (должности), и имеющие квалификационную группу по технике безопасности, предусмотренную Правилами техники безопасности при эксплуатации… … Справочник технического переводчика

Квалифицированный обслуживающий персонал — English: Skilled serviced Специально подготовленные лица, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности), и имеющие группу по электробезопасности (по ПУЭ) Источник: Термины и определения в электроэнергетике.… … Строительный словарь

Квалифицированный обслуживающий персонал в электроустановках — специально подготовленные работники, прошедшие проверку знаний в объеме, обязательном для данной работы (должности), и имеющие группу по электробезопасности, предусмотренную действующими правилами охраны труда при эксплуатации электроустановок.… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО "Газпром". Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Туризм — (французское tourisme, от tour прогулка, поездка) путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного Отдыха. Т. наиболее эффективное средство удовлетворения рекреационных потребностей (см. Рекреация), так как он… … Большая советская энциклопедия

Джалал-Абадская область — кирг. Жалалабат областы … Википедия

Антикризисное управление — (Crisis management) Содержание Содержание 1. Понятие «» 2. Принципы стратегического антикризисного управления 3. Кризисные факторы 4. Направления антикризисного управления 5. Универсальные средства антикризисного управления 6. Смена ориентации… … Энциклопедия инвестора

Детские хосписы в России и мире — Хоспис является базовой структурой паллиативной медицины для оказания помощи тяжелобольным людям в терминальном состоянии (когда поражение органов носит необратимый характер), которым осталось жить скорее дни и месяцы, чем годы. Паллиативная… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Кольская (буровая платформа) — Координаты: 49°31′00″ с. ш. 148°14′00″ в. д. / 49.516667° с. ш. 148.233333° в. д.  … Википедия

Роснефть — (Rosneft) Компания Роснефть, история создания компании Роснефть Компания Роснефть, история создания компании Роснефть, перспективы развития Роснефти Содержание Содержание 1. История 1990 е годы 2000 е годы 2. сегодня География деятельности… … Энциклопедия инвестора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *