Чем отличается rgb от rainbow
Перейти к содержимому

Чем отличается rgb от rainbow

Как подключать RGB-подсветку на материнской плате без разъёма RGB

Наконец-то настал тот день, когда вы собрались сделать яркое обновление вашей системы, чтобы насладиться сладостной яркой красотой RGB… только чтобы понять, что ваша материнская плата не имеет разъёма RGB.

К счастью, есть разные способы RGBифицировать ваш ПК даже без разъёма RGB на материнской плате, и это именно то, о чем мы здесь говорим!

Что такое RGB-разъём

Начнём с основ – что такое разъёмы RGB?

Большинство современных материнских плат имеют разъём RGB. Он используется для питания устройств RGB, таких как вентиляторы и ленты, с питанием 12 В постоянного тока и для передачи данных для каналов красного, зеленого и синего цветов.

Но, не все разъёмы RGB одинаковы. Между стандартными устройствами RGB, использующими 12 В, и адресуемыми устройствами RGB, использующими 5 В, есть существенные различия:

RGB против ARGB

ARGB (адресуемый RGB) – это более продвинутая версия RGB.

Вот ключевое различие в том, как они работают:

  • Типичная полоса RGB состоит из 50 отдельных светодиодов, но они могут воспроизводить только один и тот же цвет в любой момент времени. Вы не можете управлять ими по отдельности, а это означает, что яркие световые эффекты, такие как синхронизация звука, циклическое изменение цвета и мигание, невозможны со стандартным RGB.
  • Типичная адресная полоса RGB (ARGB) имеет 50 светодиодов, и каждый из этих светодиодов может управляться индивидуально. Вы можете настроить яркий RGB с циклическим изменением цвета, миганием, синхронизацией звука или ручными эффектами, которые управляются с помощью различного программного обеспечения.

Отличия в работе систем подсветки ARGB и RGB

Большинство материнских плат имеют обычные разъёмы RGB (или просто «RGB»). Эти 12-вольтовые разъёмы RGB стали стандартом за последние пару лет.

Поскольку RGB стал настолько популярным, в отрасли был разработан более тонкий способ управления настройкой цвета, и были созданы концентраторы управления ARGB.

Однако, в последнее время мы видим всё больше и больше материнских плат с выделенными разъёмами 5v ARGB. Их можно контролировать с помощью программного обеспечения RGB вашей материнской платы, которое обычно поставляется с более дорогими материнскими платами.

Например, MSI MAG B550 Tomahawk имеет два 4-контактных разъёма RGB и два дополнительных 3-контактных разъёма ARGB, которые называются разъёмами Rainbow LED.

Отличия контактов разъёмов ARGB и RGB

Как видите, устройство 5V ARGB имеет три провода и подключается к трём контактам (1, 2 и 4).

Старый стандарт 12 В имеет четыре провода и использует все четыре контакта, 12 В постоянного тока и по три для каждого из его цветовых каналов – красного, зеленого и синего.

Будьте осторожны: если вы подключите 5-вольтовое устройство ARGB напрямую к 12-вольтовому стандартному разъёму RGB, ваше устройство может быть повреждено.

Что делать, если на материнской плате нет разъёма RGB

Но, эта информация о заголовках RGB и ARGB ничего не значит для вас, если на вашей материнской плате их нет.

Тем не менее, по-прежнему важно знать основные различия между ними, потому что обходные пути для получения RGB на плате без RGB, как правило, сбивают людей с толку.

Есть несколько способов заставить работать RGB.

Эти обходные пути не так дороги:

Контроллеры RGB с питанием от Molex/SATA/USB

Поскольку ваша материнская плата не имеет возможности управлять RGB, вам понадобится контроллер RGB со специальным пультом дистанционного управления. Контроллер RGB позволит вам подключить к нему ваши вентиляторы, а пульт дистанционного управления позволит вам управлять подсветкой вентиляторов.

Имейте в виду, что таким образом вы не можете управлять каждым отдельным вентилятором – контроллер отправляет данные о цвете всем подключенным вентиляторам.

Контроллер RGB LED для светодиодных лент

Питание контроллера RGB осуществляется либо через Molex, либо через SATA.

Некоторые варианты допускают прямое подключение к разъёмам RGB материнской платы, что позволяет программному обеспечению материнской платы управлять данными о цвете.

Адресные контроллеры RGB

Некоторые известные игроки игровой индустрии, такие как Razer, Corsair и Cooler Master, предлагают адресуемые контроллеры RGB, которые работают без разъёмов RGB на материнской плате.

Пример адресного контроллера RGB

Они питаются через SATA или Molex и подключаются к материнской плате с помощью внутреннего разъёма USB.

Настройка адресуемого RGB-контроллера Razer Chroma

Чтобы получить полный контроль над ARGB, вам необходимо загрузить программное обеспечение RGB вашего контроллера (если вы выберете контроллер Razer Chroma ARGB, вам понадобится Razer Synapse).

Имейте в виду, что вам понадобятся вентиляторы ARGB, чтобы получить причудливые эффекты ARGB, такие как «дыхание», циклическое изменение цвета, синхронизация со звуком и многое другое.

Вывод – как добавить управление RGB

Не все материнские платы поставляются с разъёмами RGB. Но это не значит, что вы не можете заставить RGB правильно работать в вашей системе.

Вы можете получить ленты/вентиляторы с питанием от USB с ИК-пультами дистанционного управления или концентраторами ARGB.

Ещё одна вещь, о которой следует помнить, – это разница между разъёмами RGB и ARGB. Многие платы начального уровня либо вообще не имеют разъёмов RGB, либо имеют только один или два стандартных разъёма 12 В. Подключение к ним устройств 5V aRGB не даст хороших результатов, так как они, скорее всего, «поджарятся».

Часто задаваемые вопросы об управлении RGB

Что такое разъём RGB?

Разъёмы RGB рассчитаны на подачу 12 В постоянного тока и используются для питания светодиодных лент RGB.

Если на вашей материнской плате есть этот разъём, вы можете подключить к нему светодиодные ленты.

Разъём материнской платы для подключения светодиодной ленты

Обратите внимание на тип разъёма вашей материнской платы, потому что подключение устройств 5V aRGB к разъёмам 12V RGB может (вероятно, так и будет) их испортить.

Есть ли на моей материнской плате разъём RGB?

Самый простой способ – проверить руководство вашей материнской платы в Интернете и найти упоминание поддержки RGB.

Если информации о ней нет, придётся искать вручную.

Если вы не можете найти фотографии своей материнской платы в высоком разрешении в Интернете, вам придётся открыть корпус вашего ПК и самостоятельно поискать разъёмы RGB на материнской плате. Убедитесь, что вы отсоединили шнур питания, прежде чем начать бродить по внутренностям вашей установки.

Все ли материнские платы поддерживают RGB?

Нет, не все материнские платы поддерживают RGB! Тем не менее, есть обходные пути, которые дают пользователям возможность добавить RGB в свою сборку, либо с помощью лент с питанием от USB с удаленными контроллерами, либо с адресными концентраторами RGB.

Могу ли я иметь RGB на материнской плате без RGB?

Вы можете иметь RGB на материнской плате без RGB, используя светодиодные устройства со специальными пультами дистанционного управления или контроллер (или светодиодные концентраторы), которые подключаются к вашей материнской плате через USB и дают вам доступ к элементам управления RGB.

Свети ярко: все что вы хотели знать об RGB-подсветке в ПК

В 2010-х года энтузиасты и моддеры доказали, что компьютер может быть важным элементом интерьера и его не стыдливо прятать под стол. Спустя 10-лет в стремлении «сделать красиво», рынок комплектующих захлестнула RGB-мания. Материнские платы, мышки, наушники, оперативная память и даже блоки питания поголовно оснащаются как простой RGB-иллюминацией, так и более комплексной адресной подсветкой. И тут возникла новая проблема ― как заставить все эти лампочки мигать, как единое целое? Сказано — сделано, и каждый второй производитель бросился разрабатывать свой программно-аппаратный комплекс для синхронизации подсветки. В итоге этих решений стало настолько много, что у неподготовленного человека голова пойдет кругом. Поэтому в данном материале мы расскажем об особенностях организации подсветки в ПК, а также разберем самые популярные системы RGB-синхронизации на рынке.

Как и зачем RGB-подсветка появилась на рынке ПК

Зачем? Зачем вообще это нужно?! Как сказал бы Квентин Тарантино, «потому что это весело, Дженет»! Если посмотреть на историю дизайна домашнего ПК, можно легко увидеть, что с эстетикой обычно никто не заморачивался. Ребята из Intel, Dell и HP видели в компьютерах рабочие инструменты, а им, как известно, не нужно быть красивыми. Главное ― надежность. Одними из первых, кто стал задумываться над «оберткой», стала компания Apple, которая пыталась придать изюминку внешности угловатым компьютерам iMac. Однако настоящая революция в дизайне произошла тогда, когда производители компьютеров официально разделили ПК на составляющие (корпус, монитор, комплектующие и периферия).

Правда, и производители, и покупатели, долгое время не могли привыкнуть к этому разделению, поэтому все элементы ПК хоть и выпускались отдельно, но как бы шли комплектом друг к другу. Но лед тронулся ― мышки, клавиатуры и остальная периферия обрели первые оттенки индивидуальности. Особенно в этом направлении преуспели компании Logitech и SteelSeries. Одной из первых клавиатур с подсветкой была легендарная Logitech G15, о которой мечтал каждый школьник. Тренд пустил корни на рынок, посыпались девайсы схожего характера с однотонной белой, зеленой, синей и красной подсветкой. Особенной популярностью пользовались последняя из-за чего красный стал неофициальным цветом всех любителей видеоигр.

Настоящая революция произошла на стыке рубеже прошлого десятилетия, когда рынок захлестнули кастомные ПК. Как оказалось, многие геймеры устали от однообразных черных коробок и шутки ради пробовали самостоятельно собрать корпусы из подручных средств. Чаще всего у них получалась чушь, но если проект выстреливал, то фотография заветного корпуса облетела буквально все геймерские сообщества, а желающих записаться в ряды моддеров (прим: моддеры ― это энтузиасты, которые самостоятельно меняют внешность ПК и комплектующих) с каждым днем становилось все больше. Это решение сулило серьезную прибыль, ведь с подсветкой компьютер выглядел внушительнее, даже если содержимое в нем было не самое впечатляющее. Однако далеко не всем хватало знаний и навыков, чтобы сделать красоту самостоятельно. Поэтому производители комплектующих поставили моддинг на поток. А их главным оружием стали корпусы с зеркальными дверцами и смотровыми окнами, а также повсеместная RGB-подсветка.

Как работает синхронизация подсветки

Предлагаем на минутку перенестись на 10 лет назад и почувствовать себя модером. Перед нами стоит шикарный корпус ручной работы: он окрашенный в алый, над дверцей нависает массивный кельтский крест, а сбоку пылает пентаграмма из Diablo. Осталось подключить подсветку и водрузить компьютер на самое видное место. Но как это сделать? Можно самостоятельно протянуть по корпусу RGB-ленту и добавить лампочек, но это будет так себе зрелище. Тут бы пригодился специализированный контроллер, но его не каждый сможет правильно установить и настроить. Да и не очень-то это удобно. Вот тут-то на сцену и выходят системы синхронизации подсветки.

Если вкратце, то нынешние системы синхронизации подсветки представляют собой наборы светодиодов, которые контролируются при помощи специализированного RGB-контроллера и программного обеспечения. В отличие от обычных светодиодных лент RGB-подсветка получает питание с разных каналов ― к примеру светодиоды на системы охлаждения подключаются к реобасу (прим: устройство для управления скоростью вращения вентиляторов), а RGB система — с помощью специального кабеля к контроллеру. Также подсветкой может быть оснащена видеокарта, оперативная память и другие комплектующие.

Почему геймеры так любят разноцветную подсветку? История абсурдного тренда

RazerRazer

Обсессия радужными космическими кораблями.

Вы точно видели примеры геймерской эстетики. Вычурные формы корпусов, закаленные стекла в боковых крышках, трубки водяного охлаждения, аккуратно проведенные провода и RGB-подсветка изо всех щелей стали единогласными требованиями топовых товаров для видеоигр. Это продолжается уже много лет и сложно вспомнить, с чего и когда начался безумный тренд.

Когда-то игровые ПК были скучными

В конце прошлого века компьютерные корпуса сильно отличались от современных даже форм-фактором. Они зачастую были либо моноблоком (то есть нераздельными с дисплеями), либо ставились под мониторы и представляли собой плоскую и довольно безликую коробку.

А вот уже в 2000-х ПК повсеместно приняли форму привычных нам высоких параллелепипедов с дисководами спереди и портами сзади. При этом чаще всего корпусы были белыми или (еще более популярный вариант) бежевыми и довольно безликими по сегодняшним меркам. В некоторых моделях встречались бунтарские вставки, как правило, черных, синих или красных цветов, но в целом дизайн отличался унифицированностью и скромностью.

Самый шик – крошечный дисплей, отображающий тактовую частоту процессора. Функционально!

Производители корпусов не гнались за дизайном, стараясь брать удобством и доступностью, а также наличием приятных фишек вроде индикатора чтения информации с жесткого диска или отдельной кнопки для перезагрузки. В остальном все придерживались острых углов, пластика снаружи и стали внутри – просто потому что это работало и пользовалось спросом.

Первые внешние «навороты» добавили для геймеров

Немного освоившись на молодом рынке ПК, производители железа стали искать способы обойти конкурентов и занять различные ниши. Казуальные пользователи ПК и офисные работники уже были удовлетворены скучными «бежевыми ящиками», а вот более требовательные геймеры вполне могли оценить дополнительное внимание. Ведь логично, что среди играющих людей большей железных энтузиастов, готовых платить за дополнительные фишки.

В 2003-м на рынке появился корпус Antec Super LanBoy, во многом предвосхитивший современные ПК-тренды: алюминий и пластик, LED-подсветка и даже прозрачное окошко на боковой крышке, чтобы хвастаться своим железом!

Были у LanBoy и другие находки в дизайне: крышка, за которой прятались лотки дисководов (целых девять штук), ящичек для мелочевки вроде запасных болтов и, конечно, особое крепление с ручкой для переноски. Как понятно из названия, LanBoy был нацелен на геймеров, участвовавших в набиравших популярность LAN-турнирах. Многие ругали довольно дешевые материалы корпуса, но благодаря ним он и получился довольно легким и относительно портативным.

Antec, конечно, была не единственной компанией, пытавшейся создать и тут же занять геймерскую нишу. Alienware одной из первых стала выпускать именно геймерское железо – до этого она заработала репутацию одной из первой компаний, начавшей выпускать действительно мощные ПК. До 2003-го они почти не отличались от других бежевых ящиков, а затем продукция Alienware обрела собственное лицо. Получился практически космический корабль под названием Predator – такого эксцентризма рынок еще не видел.

Появились у Alienware и геймерские ноутбуки: мощные, но очень тяжелые и громоздкие. В 2011-м их потеснило устройство под названием Razer Blade: относительно компактный гаджет с топовыми характеристиками, RGB-подсветкой и чуть более сдержанным дизайном. Так компания заняла нишу внутри ниши: геймерские гаджеты с намеком на элегантность. На таких и играть приятно, и в общественном месте пользоваться не стыдно.

Так почему геймеры любят все разноцветное, светящееся и вычурное?

Такая культура сформировалась, разумеется, не за один день. Еще в 90-х целое поколение геймеров выросло на рекламных кампаниях, в том числе, консолей Sega и игр Crash Bandicoot для PlayStation. Их объединяла успешность, а еще посыл «видеоигры – это одно из выражений бунтарства». Такой же способ привлечь внимание и выразить себя, как, например, граффити или скейтборд. Логично, что все геймерское должно иметь кричащий вид, полностью противоположный скучным светлым коробкам для офисного планктона и старшего поколения.

Одержимость разноцветной подсветкой можно связать с историей развития самих LED. Так совпало, что в середине 90-х – то есть во время популяризации современных ПК – инженеры научились производить синие LED-светодиоды, а не только красные и зеленые, как раньше. Укрощение синего цвета позволило создавать лампы, светящиеся любым оттенком RGB-спектра – изобретатели синих LED Исаму Акасаки, Хироси Амано и Судзи Накамуре даже получили Нобелевскую премию в области физики в 2014 году.

И раз такая крутая технология вдруг стала массово доступной, почему бы не использовать ее повсюду? Опять-таки, геймеры и гики часто были одними и теми же людьми, а синий искусственный свет традиционно ассоциировался с научно-фантастическими произведениями – прямо бинго трендов.

Сложно оспорить и то, что сборка так называемых боевых станций (battlestation) – неотъемлемая часть айдентики субкультуры геймеров, то есть способ самовыражения и выставления напоказ принадлежности к определенной группе.

Один из докладов на конференции DIGRAAA 2015 был посвящен обсуждению феномена «игровых ПК»: докладчики сравнили такие устройства с тюнингом автомобилей. «Боевые станции – не просто устройства для потребления различных видов медиа, но также средства выражения культуры и народного ремесла. Как и с кастомными авто, вложение долгих часов работы в проектирование боевых станций помогает продемонстрировать техническую подкованность и культурный капитал, являющиеся частью маскулинной субкультуры, находящей удовольствие в персонализированности и перфомативности технологий».

Говоря простым языком: геймеры любят собирать сложные и уникальные железки, потому что такова традиция.

RGB-подсветка же стала самым простым и универсальным способом для производителей железа эту «уникальность» продавать. Ведь возможность выбрать цвет, которым будет светиться ваш сетап – это очень доступный вариант самовыражения.

Наконец, практически конспирологическая теория: современные ПК выглядят так, потому что боятся умереть из-за консолей и смартфонов . Якобы в начале 2010-х производители компьютерного железа почувствовали серьезную угрозу, исходящую от растущего чудовищными темпами рынка мобильных игр, и решили любой ценой удерживать внимание покупателей. Ведь почти все современные смартфоны и планшеты выглядят как прямоугольный бутерброд из стекла и металла (или пластика) – совсем не тот уровень выразительности, какой нужен геймерам.

RGB-мания вряд ли ослабеет в ближайшем будущем

Во время поисков рационального объяснения тому, почему люди готовы платить порой немаленькие деньги за откровенно безвестные дизайнерские решения, я наткнулся на колонку автора The Verge, написанную после посещения выставки CES 2017. Там журналист увидел нелепый геймерский ноутбук от Samsung, чей корпус изуродовали и фейковой решеткой для динамиков, и непонятно кому нужной глянцевой рамкой вокруг тачпада, обрамленной красной светодиодной полоской.

Автор попытался выяснить, почему такие продукты вообще появляются на рынке, и получил ожидаемый ответ: потому что их покупают.

«Я опросил несколько производителей игрового железа, присутствовавших на CES, и хотя их представители пожелали остаться анонимными, большинство из глубоко вздохнули и просто сказали, что RGB LED продаются. Пускай они разноцветные, банальные и оскорбительно броские, люди часто принимают решение о покупке исходя из того, есть ли у кулера внутри корпуса подсветка или нет».

Другими словами, винить в том, что IT-компании тратят чуть ли не больше ресурсов на бесполезные украшательства, чем на характеристики и качество, нам нужно прежде всего самих себя.

Pokemon – самая жуткая из семейных игр. В ней сплошь детоубийства, демоны и прочая нечисть

Вникнуть в историю видеоигр и не умереть от скуки: книга «Hey! Listen! Путешествие по золотому веку видеоигр»

Напоминаем, что у нас есть раздел со скидками, в котором вы сможете найти промокоды Ситилинк.

Цветовые палитры для пространства HSV

«Готовь сани летом» — именно этой пословице мы с другом решили последовать, начав разрабатывать новогоднюю гирлянду на широко известных RGB светодиодах со встроенным драйвером WS2812B.
После того, как было решено, что все программные манипуляции с цветом будем производить в цветовой модели HSV, встал вопрос о конвертере HSV->RGB. Ибо формата отличного от RGB светодиоды не понимают. Использовать готовые конвертеры или тупо переложить в код готовые формулы преобразований, чтобы просто оперировать стандартным пространством HSV — неинтересно. Душа требовала какой-нибудь изюминки. Ну и в общем-то что хотела, то и получила.

О цветовых пространствах

Начать следует наверное с маленького пояснения о цветовых пространствах. Например, можно провести аналогию с радиотехникой. Я думаю, что все кто сидит на we.ee знакомы с обработкой сигналов. И знают, что один и тот же сигнал можно рассматривать через призму разных математических моделей — во временной области, в частотной или вообще в пространстве изображений (Лаплас). И каждое из представлений способно предложить определенные удобства, которые не могут дать другие модели. Аналогично и с цветами. Думаю каждый знаком с цветовой моделью RGB и знает, что для получения необходимого цвета нужно смешать три составляющих (Red, Green, Blue) в определенных пропорциях. Вроде ничего сложного, но это до тех пор, пока не понадобится, например, делать плавное радужное перетекание цветов. Не, ну конечно это реализуемо, ну а если допустим параллельно нужно управлять общей яркостью? Уже чего-то не весело. Но тут на помощью приходят другие цветовые модели.

HSV — Hue, Saturation, Value. А если по-русски то: оттенок(H), насыщенность(S), значение(V, или по-другому яркость). Как видно, здесь уже нет явных компонент цвета, с которыми непонятно что делать в сложных ситуациях, а вполне человеческие характеристики, которыми удобно оперировать.
Любой, кто пользовался растровым редактором сталкивался с этой цветовой моделью. Вот например окно выбора цвета из одной весьма уважаемой программы.

По горизонтальной оси слева направо изменяется H[0;360гр], по вертикальной S[0;100%], шкала рядом регулирует яркость B[0;100%] (это Brightness, тоже самое что и Value).
Ну а теперь попробуем сделать радужный перелив цветов — легко, просто инкрементируем постоянно значение оттенка(H). Нужно изменить яркость? Проще простого, изменим значение V.

Конвертер HSV->RGB

К сожалению, работа с цветовыми моделями, отличными от RGB, подразумевает обратный переход после всех манипуляций, т.к. RGB-светодиоды по другому и не умеют. Как я уже говорил, готовых конвертеров тьма, а формулы перевода можно хоть на той же википедии посмотреть. Так в чем же «изюм»? А в том, что можно сделать свои собственные цветовые палитры сделать! По умолчанию подразумевается палитра вида: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, красный. Вдоль которой мы можем перемещаться изменяя H.
Но можно сделать палитру в синих тонах например (по горизонтали H, по вертикали S).

А можно например реализовать радугу специально для магистра Йоды: «Где Фазан Сидит, Желает Знать Охотник Каждый».

В общем простор для фантазии безграничный.
И под это дело была написана аппаратнонезависимая микробиблиотека на Си, содержащая пару типов и аж одну функцию =)
Вот содержимое hsv_color_pallete.h

Внутреннее устройство библиотеки вполне прозрачно. Есть массив палитр, а по сути массив структур в несколько слоев, которые заполняются данными во время компиляции вполне очевидными макросами. Ну и есть функция преобразования, которая принимает ссылки на структуры источника и приемника данных, а также имя палитры, и затем творит свои темные преобразовательные дела. Вообщем зачем долго говорить, вот содержимое hsv_color_pallete.c

Саму математику преобразования расписывать пока не буду, но если кому-то будет интересно или непонятно, то сделаю это. Там все просто, и по сути к таким расчетам можно прийти чисто эмпирически, если посидеть в графическом редакторе и подергать ползунки HSV, с целью оценить их влияние на RGB.

Ну а в итоге мы получаем кастомизированное цветовое пространство HSV, которое открывает широчайшие просторы для создания эффектных программ свечения RGB светодиодов и лент.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *