Что происходит на щите при срабатывании рпн
Перейти к содержимому

Что происходит на щите при срабатывании рпн

Описать действия проводника при срабатывании РМН, РПН.

Все приборы защиты – реле максимального напряжения (РМН), пониженного напряжения (РПН), плавкие предохранители, автоматические выключатели (предохранители) – находятся внутри распределительного шкафа, открывать который проводнику запрещается (за исключением аварийных ситуаций и выполнения оперативных переключений)

При срабатывании РМН (на щите загорается сигнальная лампа РПН, отключается генератор)требуется вызов поездного электромеханика, который имеет право восстановить РМН только один раз (путем нажатия на кнопку возврат защиты) при скорости движения поезда не свыше 15 км/ч или во время остановки поезда. При повторном срабатывании РМН его включение не допускается до выяснения причин срабатывания.

При срабатывании РПН(при понижении напряжения АКБ: плацкартный вагон — 40В, купейный вагон-100В, на щите загорается лампа РПН), автоматически выключаются все потребители кроме СКНБ, аварийного освещения, хвостовых сигнальных фонарей, и освещения распределительного шкафа. О срабатывании РПН – сообщить поездному электромеханику. РПН включается автоматически после зарядки аккумуляторной батареи и повышения напряжения батареи свыше 40 В.

Правила ведения бланка ЛУ-72.

Во время рейса проводники каждого пассажирского вагона заполняют учетный бланк формы ЛУ -72. Бланки ЛУ-72 в необходимом на рейс количестве выдаются начальнику поезда инструктором или нарядчиком резерва проводников под роспись в журнале учета ЛУ-72, а в маршруте поездной бригады проставляется отметка о выдаче с указанием номеров бланков и даты выдачи. Перед подачей состава на посадку начальник поезда обеспечивает бланками поездную бригаду: по одному бланку на каждый вагон состава. В случае, если бланк ЛУ-72 заполнен полностью, дежурный проводник получает новый, при этом на бланках делаются отметки: продолжение на бланке № . » и «продолжение бланка № ».

Бланк учета (форма ЛУ-72), являясь документом строгого учета, должен быть, заверен печатью отдела учета ЛУ-72 и иметь штемпельный номер.

После получения бланка ЛУ-72 дежурный проводник вписывает названия станций отправления и назначения, фамилии, инициалы начальника поезда и фамилии, инициалы проводников данного вагона.

В графе «получено белья» прописью указывается общее количество комплектов по накладным. При недостаче постельного белья, после общего количества, в скобках указывают: «недостача комплектов», причем проводник должен иметь на руках подписанный начальником поезда экземпляр акта о недостаче. В случае, если полученных на вагон комплектов белья оказалось не достаточно, проводник может взять необходимое количество комплектов из другого вагона. В этом случае в бланках ЛУ-72 он должен сделать отметку: «из вагона № получено комплектов» или «на вагон № выдано комплектов», и делается запись в таблице ЛУ-72.

В графах таблицы «№ поезда» и «Дата» указываются номер поезда и дата отправления из пункта формирования. В графе «№ вагона» через дробь записывается посадочный номер при отправлении из пункта формирования и бортовой номер вагона. В графе «Категория» указываются буква категории вагона и количество мест в вагоне для занятия их пассажирами. Заполнять графу «Код станции назначения для прицепных вагонов» не обязательно.

В графы «Станция посадки» и «Станция высадки» записываются названия станции посадки и высадки пассажиров согласно билетам. При необходимости сокращения названия станции, она может быть поименована только как в проездном документе системы «Экспресс». Заполнение графы «Код станции» не обязательно.

В графе «Всего пассажиров» цифрами указывается количество пассажиров, проезжающих от станции посадки до станции высадки. Арифметические выражения (например, «5 + 2») в этой графе не допускаются.

В графе «Номера занятых мест» перечисляются номера мест, занятых пассажирами согласно билетам. При посадке по билетам без указания мест записываются номера мест, фактически занятые пассажирами после посадки. Они пишутся через точку с запятой. В международном сообщении номера мест с оплатой за пользование комплектом белья через кассу номера мест пишут в каждой строке.

В графе «Выдано постельных принадлежностей» дежурный проводник

перечисляет через точку с запятой номера мест пассажиров, получивших постельное белье, и затем указывает прописью количество выданных комплектов по каждой строке во внутриреспубликанском сообщении, а в международном — указывает номер и серию билета и ставит Уо. Данная графа должна быть заполнена сразу же после выдачи постельного белья всем пассажирам, пожелавшим им воспользоваться. Если пассажир или пассажиры не приобрели постельное белье, то в графе № 7 не делается запись. В случае, когда пассажиры по какой-либо причине приобрели постельное белье позже, то делается новая запись с заполнением всех граф кроме: «всего пассажиров» и «номера занятых мест» — в них ставится прочерк. Такая же запись производится, если в пути следования пассажир по какой-либо причине приобретает новый комплект белья. При нестандартной ситуации, когда постельное белье выдается для использования за пределами данного поезда, составляется акт, в трех экземплярах о передаче постельного белья с указанием причин за подписью трех лиц. Один экземпляр акта подкрепляется к бланку ЛУ-72 вагона, где взято белье, второй — находится у начальника поезда, третий — у лица, взявшего постельное белье. В случае отказа организованной группы пассажиров от приобретения белья в отдельной строке следует указать: «группа, проезжавшая по билету №. от белья отказалась».

Если, когда по какой-либо причине пассажир вышел ранее станции, указанной в билете, в бланке ЛУ-72 ниже заполненных строк необходимо сделать следующую запись: «пассажир с места № сделал остановку на станции». Аналогичные записи делаются при снятии пассажира с поезда «пассажир с места № снят с поезда согласно пункта 66 подпункта А (Б или В) Правил оказания услуг».

В случае, когда пассажир продлевает маршрут следования, делается запись: «Пассажир с места № _ продлил маршрут до станции ».

При переходе пассажира в другой вагон дежурный проводник должен сделать в бланке ЛУ-72 запись следующего содержания:

«пассажир с места №___________ перешел в вагон №___________ (с бельем или без белья)». При переходе пассажира из другого вагона он записывается, как вновь прибывший, но в графе «станция посадки» вместо названия станции делается запись «из вагона №________________________ (с бельем или без белья)».

В пути следования бланк ЛУ-72 ведется только дежурным проводником. При приемке смены заступающий на дежурство проводник должен сделать запись: «Смену сдал время подпись; Смену принял время подпись. Расход комплектов белья. Количество пассажиров чел».

Отметки о расходе также делаются проводниками по прибытии в пункт оборота и формирования после опломбирования белья с дополнительной записью о том, сколько использовано белья для служебного пользования и сколько постельного белья «взято из вагона № или передано в вагон №».

В конце рейса также делается запись с указанием количества проехавших в вагоне пассажиров и считается пассажиропоток за всю поезду и километраж. При утере бланка проводник должен дать письменное объяснение начальнику поезда и получить новый бланк. Утеря бланка ЛУ-72 считается грубым нарушением инструкции проводника вагона.

Бланк заполняется разборчивым почерком только черной или синей шариковой ручкой (заполнение фломастером, маркером или карандашом исключается), исправление и подчистки не допускаются, при наличии исправлений их правильность ЛНП должен заверить рядом своей подписью.

Охарактеризуйте тарифное расстояние, способы его учета.

Тарифное расстояние

Тарифное расстояние – расстояние, которое учитывается при определении стоимости за проезд пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

Защитная аппаратура

Защитная аппаратура предназначена для защиты электрических цепей от опасных превышений электромеханических величин, на которые не рассчитана аппаратура вагона.

Реле максимального напряжения (РМН) выполняет функцию защиты сети от превышения напряжения, которое может возникнуть из-за неисправности РНГ, а также при обрыве цепи АКБ и других аварийных режимах. В случае превышения напряжения в сети РМН действует на цепь возбуждения генератора и отключает его.

Принцип работы РМН (непрерывный контроль напряжения сети вагона)

Принципиальная схема РМН

Превышение установленного значения (свыше 142 В в вагонах с кондиционированием воздуха и свыше 72 В в вагонах без кондиционирования воздуха)

РМН срабатывает, своими контактами разрывает цепь питания обмотки возбуждения и замыкает цепь лампы, сигнализирующей о срабатывании (на щите загорается сигнальная лампа РМН)

Реле пониженного напряжения (РПН). При неработающем генераторе или на стоянке питание осуществляется от аккумуляторной батареи. При этом уровень ее заряда снижается до предельно низкого уровня. Такой чрезмерный разряд батареи допускать нельзя, так как это может привести к повреждениям самой батареи, а также к прекращению электроснабжения цепей освещения, защиты и управления электроотоплением, цепей сигнализации. Кроме того, создаются предпосылки к возникновению режимов, опасных для оказавшегося незащищенным оборудования вагона.

Функциональная схема РПН

РПН из двух ступеней (в современных вагонах):

  • • падение напряжения до 98 В
  • • дальнейшее падение (93 В)

РПН из одной ступени (в вагонах без кондиционирования воздуха и в вагонах прежних лет постройки с кондиционированием воздуха):

при падении напряжения до 98 В (в вагонах с кондиционированием воздуха) или до 47 В (в вагонах без кондиционирования воздуха) Срабатывает РПН1 — отключаются только мощные потребители (кондиционер, кипятильник).

Срабатывает РПН2 (отключаются все остальные потребители).

После срабатывания РПН остаются включенными цепи управления, сиг- нализации и аварийное освещение РПН срабатывает и отключает все потребители, за исключением цепей управления, сигнализации и аварийного освещения

При пуске мощных электродвигателей, чтобы исключить срабатывание РПН, предусмотрена выдержка времени. Время задержки определяется продолжительностью пусковых режимов. После срабатывания РПН и отключения мощных потребителей напряжение аккумуляторной батареи возрастает. Чтобы исключить звонковую работу РПН и потребителей, уставка напряжения для восстановления РПН делается на 20—30 % выше напряжения срабатывания.

Предохранители. Назначение предохранителей — защита электрических цепей от токов короткого замыкания и перегрузок.

Предохранитель ставится в защищаемую цепь так, что весь ток протекает через плавкую вставку. В случае нарушения нормальной работы цепи ток перегрузки или короткого замыкания расплавляет плавкую вставку предохранителя, в результате электрическая цепь разрывается и обесточивается.

Существенный недостаток плавких предохранителей — однократность действия и необходимость смены плавкой вставки предохранителя для восстановления цепи.

В электрических цепях вагонов используются плавкие предохранители:

  • — трубчатого типа;
  • — типа ПК с держателями ДПК-1 или ДПК-2;
  • — фарфоровые (типа ПН-2).

Основные части предохранителя:

1) корпус (патрон);

  • 2) металлическая плавкая вставка (из цинка или луженой меди) в виде проволоки или пластины;
  • 3) контактное устройство.

Предохранители устанавливаются только заводского типа. Запрещается заменять предохранители, находящиеся под нагрузкой. Замену перегоревших предохранителей производит только поездной электромеханик после выявления и устранения неисправности.

Предохранители трубчатого типа ПР-2 (рис. 14.5) чаще всего устанавливаются вертикально.

Устройство предохранителя трубчатого типа ПР-2

Рис. 14.5. Устройство предохранителя трубчатого типа ПР-2:

/ — изоляционная плита; 2 — контактные стойки;

  • 3 пружинящие зажимы (пинцеты); 4 — контактные ножки предохранителя;
  • 5 обоймы; 6 — наполнитель, состоящий из кварцевого песка

и мраморной крошки; 7 — фигурная плавкая вставка с несколькими узкими перешейками; 8— фибровый корпус; 9 — винты

Предохранители типа ПК (рис. 14.6) устанавливаются горизонтально.

Устройство предохранителя типа ПК

Рис. 14.6. Устройство предохранителя типа ПК:

  • 1 выводы; 2 — резьбовая часть корпуса; 3 — гайки; 4 — корпус;
  • 5 металлические колпачки; 6 — плавкая вставка в виде прямой проволочной нити; 7— стеклянная трубка; 8 — завинчивающаяся головка

Предохранители фарфоровые типа ПН-2 на номинальные токи 100—500 А (рис. 14.7) более совершенны, чем предохранители ПР-2.

Устройство предохранителя типа ПН-2

Рис. 14.7. Устройство предохранителя типа ПН-2:

  • 1 нож; 2, 3 — винты; 4 — пластина; 5 — крепежный диск;
  • 6 плавкая вставка; 7— фарфоровая трубка; 8 — контактная стойка;
  • 9 — кольцевая пружина; 10 — Т-образный выступ для рукоятки;
  • 77 — съемная рукоятка; 72— кварцевый песок

Корпус квадратного сечения предохранителя типа ПН-2 изготавливается из прочного фарфора или стеатита. Внутри корпуса расположены ленточные плавкие вставки и наполнитель — мелкозернистый кварцевый песок с содержанием SiO, не менее 98 % и влажностью не выше 3 %. Перед засыпкой песок тщательно просушивается при температуре 120—180 °С. Зерна кварцевого песка имеют высокую теплопроводность и хорошо развитую охлаждающую поверхность. Плавкие вставки привариваются к диску, который крепится к пластинам, связанным с ножевыми контактами. Пластины крепятся к корпусу винтами.

Автоматические выключатели (автоматы) предназначены для автоматического размыкания цепей постоянного и переменного тока при аварийных режимах. Главным отличием от плавкого предохранителя является возможность многократного использования.

Автомат осуществляет коммутацию силовой электрической цепи, подключенной к зажимам А и В, — силовая цепь разомкнута (рис. 14.8). Для включения автомата следует поворачивать по часовой стрелке рукоятку 1. При этом система рычагов 2 перемещается и поворачивает контактный рычаг вокруг оси по часовой стрелке, вследствие чего контакты автомата замыкаются и включают цепь тока.

Конструкция однополюсного автоматического выключателя

Рис. 14.8. Конструкция однополюсного автоматического выключателя:

/ — ручка взвода; 2— механизм включения; 3— контакты (2 шт.);

4— клеммы подключения (2 шт.); 5— биметаллическая пластина теплового расцепителя; 6 — калибровочный винт; 7 — катушка электромагнитного расцепителя; 8 — дугогасительная камера

Электрическая дуга горит в дугогасительной камере, которая предотвращает переброс дуги на окружающие предметы. Во включенном положении автомата контактный рычаг находится в крайнем правом положении и фиксируется в нем специальной защелкой. При включении взводится пружина, которая при подаче команды на отключение отключает автомат. Эта команда может подаваться при срабатывании электромагнитного 7 и теплового 5 расцепителей. Когда по катушке электромагнитного расцепителя проходит ток короткого замыкания, на его якорь действует электромагнитная сила F, переводящая рычаги вверх за мертвую точку, в результате чего рычаг перемещается пружиной влево, и контакты автомата размыкаются. То же самое происходит при срабатывании теплового расцепителя, действие которого основано на нагревании биметаллической пластины, как и в тепловом реле. При срабатывании электромагнитного расцепителя автомат отключается мгновенно, а при срабатывании теплового расцепителя — с некоторой выдержкой времени, зависящей от степени перегрузки.

Пакетные переключатели и выключатели предназначены для переключения в цепях постоянного и переменного тока при номинальных токах до 100 А. Данные аппараты получили название из-за особенностей своей конструкции — они состоят из отдельных пакетов, каждый из которых является самостоятельным полюсом и образует отдельную электрическую цепь. Количество пакетов в переключателе может достигать 10—15 шт. Каждый пакет может быть включен в схему самостоятельно или в комбинации с другими пакетами.

Пакетные переключатели обычно используют в различных цепях управления и измерений. Эти аппараты удобны в работе, так как одним поворотом рукоятки можно осуществить сложные переключения.

Общий вид пакетных переключателей дискового и кулачкового типов представлен на рисунке 14.9.

Пакетный переключатель

Рис. 14.9. Пакетный переключатель:

1 — диски из теплостойкого изолирующего материала; 2 — неподвижные ножевые контакты с винтами; 3 — подвижные контакты; 4 — фибровые шайбы для быстрого гашения дуги; 5 — поворотная четырехгранная ось

Все приборы защиты — РМН, РПН, плавкие предохранители, автоматические выключатели (предохранители) — находятся внутри распределительного шкафа, открывать который проводнику запрещается (за исключением аварийных ситуаций и выполнения оперативных переключений).

РПН ЗАЩИЩАЕТ АКБ ОТ ПЕРЕРАЗРЯДА, СРАБАТЫВАЕТ ПРИ

электрической цепи, при заряде АБ, загорается сигнальная лампочка.

Тирристорная защита – отключает генератор от работы, этим самым генератор не

вырабатывает электрическую энергию – не происходит перенапряжения

электрических цепей, в вагоне.

При срабатывании тирзащиты на пульте управления загорается сигнальная лампочка

«Тирристорная аварийная защита». В этом случае проводник должен вызвать ПЭМА –

с помощью тир защиты отключаются от источников тока все потребители, кроме

аварийного освещения и сигнализации.

В вагонах выпуска 70х годов считается пониженным напряжением ниже — 48 Вольт.

В вагонах выпуска 1999 — 2000 годов пониженным напряжением считается менее 46

В случае срабатывания РПН, вызывается ПЭМ, или сообщается бригадиру поезду.

ОСВЕЩЕНИЕ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА

Назначение: предназначена для освещения всех внутренних помещений вагона в

нормальном и аварийных режимах, также электрическое освещение пассажирских

вагонов создаѐт пассажирам удобство и комфорт в пути следования независимо от

времени суток и наличии естественного света.

Включается освещение различными тумблерами которые предназначены для системы

освещения на пульте в служебном купе проводника.

Цепи освещения питаются стабилизированным напряжением 50 Вольт от

подвагонного генератора или АБ.

В качестве источников света в вагонах применяют лампы накаливания и

ВИДЫ ОСВЕЩЕНИЯ

1.Люминесцентное – мощностью 220 вольт. Люминесцентные светильники

установлены во всех помещениях вагона за исключением туалетов, тамбуров и

котельного отделения. Светильники и люминисцентные лампы устанавливаются в

купе и коридорах бывают двух типов: одноламповые, и двухламповые с мощностью

2.Лампы накаливания – по 20 ватт — лампы по вагону ( в тамбурах, коридорах,

салонах пассажирских), по 40 ватт — в хвостовых сигнальных фонарях, светильники

софиты – 20 ватт.

3. Индивидуальное (софиты).- над каждым спальным местом установлен светильник

местного освещения «Софит» с лампой накаливания мощностью 10 Ватт и со

1. Лампы накаливания;

3. Индивидуальное (софиты).

Режимы работы освещения:

Вечернее – осуществляется лампами люминесцентного освещения с наступлением

темноты до 22 часов.

Ночное – осуществляется лампами накаливания с 22 часов до наступления утра.

Индивидуальное – включается в ночном режиме, каждый пассажир имеет

возможность включить софитную лампу, не мешая при этом соседям.

Дежурное – осуществляется групповыми переключателями: S17; S18 – для включения

освещения в салоне; S26 – для включения освещения в тамбуре

Электрические щиты и шкафы

На всех пассажирских вагонов независимо от типа, завода и страны постройки управление электрооборудованием и системами кондиционирования воздуха производится проводником только с передней панели распределительного шкафа. Открывать двери распределительного шкафа и осуществлять какие-либо включения внутри шкафа проводнику категорически запрещается. На передней панели каждого распределительного шкафа под или над каждым аппаратом, прибором, сигнальной лампой, светодиодом указывается его назначение и действие (включение, отключение). Для подготовки распределительного щита к работе необходимо главный пакетный переключатель поставить в положение «нормальная эксплуатация». После этого необходимо убедиться, что сигнализации работают нормально (сигнализация замыкания на корпус вагона, СКНБ). После проверки работы сигнализаций необходимо проверить заряд аккумуляторной батареи и работу потребителей (система освещения, вентиляции, кондиционирование воздуха, хвостовые фонари, электрокипятильник и т.д.) Для экстренного обесточивания электрооборудования вагона, каждый распределительный щит оборудован аварийной кнопкой красного цвета («Авария», «Защита»). Аварийной кнопкой пользуются в случае возгорания в вагоне, заклинивании и резких колебаниях стрелок электроизмерительных приборов, полном замыкании на корпус вагона. При обесточивании электрооборудования с помощью аварийной кнопки питание подается только на сигнализации вагона, аварийное освещение. После экстренного обесточивания вагона необходимо вызвать поездного электромеханика для выявления и устранения неисправности. Во время работы запрещено хранить около распределительных щитов посторонние предметы – одеяла, мешки с бельем, уборочный инвентарь. Все подходы к щитам должны быть свободны, а сами щиты должны быть опломбированы с целью исключения несанкционированного вмешательства в их работу. Во время поездки включение и выключение потребителей осуществляется по мере необходимости. Во время стоянок, а также при неисправном генераторе или аварийном электроснабжении запрещено эксплуатировать мощные потребители – электрокипятильники, люминесцентное освещение питаемое умформером, кондиционер.

Электрощит купейного вагона 55В производства ГДР

Электрощит купейного вагона 55В производства ТВЗ

Электрощит купейного вагона 110В производства ГДР

Блок контроля доступа в купе с помощью магнитных карт

Электрощит купейного вагона 110В производства ТВЗ

Электрощит плацкартного вагона 55В производства КВЗ

Распределительные устройства Распределительные устройства служат для распределения электрической энергии по потребителям и контроля за режимами работы электрического оборудования вагона. Распределительные устройства выполняются в виде распределительных щитов, шкафов и пультов управления. На щитах, пультах управления размещается регулирующая, коммутационная и защитная аппаратура, а также электроизмерительные приборы и сигнальные лампы.

Регулятор напряжения генератора (РНГ)

Чтобы генератор, приводимый во вращение от колесной пары вагона, при всех режимах эксплуатации выдавал практически постоянное напряжение, его необходимо регулировать. Для этого служит регулятор напряжения, который, воздействуя на величину тока возбуждения, поддерживает напряжение генератора неизменным. Любой регулятор напряжения имеет измерительное устройство (катушка), контролирующее изменение напряжения от заданной величины (установки), и исполнительное (угольный столб, обладающий переменным омическим сопротивлением), которое, получив сигнал от измерительного устройства, воздействует на величину тока возбуждения и приводит напряжение генератора к норме.

Регулятор напряжения сети освещения (РНС) Автоматическое устройство для стабилизации напряжения сети освещения лампами накаливания. Конструкция РНС аналогично регулятору напряжения генератора. РНС работает следующим образом: если напряжение в сети освещения повышается, то якорь электромагнита под действием магнитодвижущей силы поворачивается против часовой стрелке, угольные столбцы разжимаются, их сопротивление увеличивается, что приводит к росту падения напряжения в сети, пока оно не достигнет заданной величины.

Ограничитель тока генератора (ОТГ) Служит для защиты генератора от перегрузки. Режим перегрузки генератора возникает при сильно разряженной батарее, когда ее зарядный ток в два-три раза превосходит номинальную величину, а также при наличии в батарее неисправных аккумуляторов. Принцип работы и конструкция ОТГ аналогичен регуляторам. Коммутационная аппаратура – это электрические устройства, с помощью которых осуществляется включение и переключение электрических цепей (тумблеры, выключатели).

Реле обратного тока (РОТ) РОТ подключает генератор, когда его напряжение становиться выше напряжения аккумуляторной батареи. При этом в момент включения РОТ генератор может отдать номинальную мощность. РОТ отключает генератор тогда, когда напряжение генератора становится меньше напряжения аккумуляторной батареи. Контактор – аппарат, который служит для дистанционного и автоматического включение и отключения электрических цепей с большими величинами тока нагрузки. Контакторы бывают постоянного, переменного тока, рассчитанные на низкое напряжение (до 1000 В) или на высокое напряжение (свыше 1000 В). Реле – аппарат, который замыкает (замыкающие) или размыкает (размыкающие) контакты под действием различных факторов: при подаче напряжения на катушку (промежуточное реле), увеличения тока в цепи сверх заданной величины (токовое реле), повышения или понижения температуры относительно заданной величины (температурное реле) и т.д. Промежуточное реле применяется в автоматических цепях управления вентиляцией вагона, аварийного освещения, контроля букс и т.д. Защитная аппаратура Плавкие предохранители Плавкие предохранители состоят из корпуса, металлической плавкой вставки и контакторного устройства. Плавкая вставка изготавливается из легкоплавкого металла в виде калиброванной проволоки или пластины. Она включается последовательно в защитную электрическую цепь и рассчитывается на определенную величину тока. При перегрузках или коротких замыканиях температура нагрева превышает температуру плавления, вставка плавиться разрывает электрическую цепь. Нижняя панель предохранителей купейного вагона производства ГДР Нижняя панель предохранителей плацкартного вагона производства КВЗ Автоматические выключатели Автоматические выключатели так же, как и предохранители с плавкой вставкой, служат для защиты электрических цепей от токов перегрузки и коротких замыканий. Эти аппараты имеют тепловой и электромагнитный разъединители. От теплового разъединителя автоматически выключатель срабатывает с определенной выдержкой времени при возникновении перегрузки, а от электромагнитного – мгновенно при коротком замыкании.

Реле максимального напряжения (РМН) РМН играет роль защиты сети от превышения напряжения, которое может возникнуть вследствие неисправности регулятора напряжения генератора, обрыва цепи аккумуляторной батареи и других аварийных случаях. Реле при срабатывании в случае превышения напряжения в сети воздействует на цепь возбуждения генератора и отключает его, тем самым предохраняет потребители от перенапряжения.

Реле пониженного напряжения (РПН) РПН защищает АКБ от переразряда, срабатывает при понижении напряжения аккумуляторной батареи до наименьшей допустимой величины (для кислотных АКБ — 47 вольт, для щелочных – 40 вольт), отключая, все потребители, кроме аварийного освещения и сигнализации.

Восстановление РПН и РМН производиться в ручную, когда напряжение повысится или понизиться до номинальной величины. Замену предохранителей, включение автоматических выключателей после их срабатывания, восстановление РМН, РПН и других видов защиты производит поездной электромеханик. Восстанавливать любую защиту разрешается только после выявления и устранения причин его срабатывания.

Наружная вызывная сигнализация Наружная вызывная сигнализация предназначена для вызова проводника снаружи вагона. Она состоит из двух кнопок, установленных у торцевых тамбурных дверей, двух сигнальных ламп и звонка в служебном купе. Внутренняя вызывная сигнализация Внутренняя вызывная сигнализация проводника в купе применяется только в вагонах СВ, мягких и международного сообщения (РИЦ). Сигнализация состоит из нумератора с сигнальными лампами, звонка, кнопки снятия сигнала и вызывных кнопок, установленных в каждом купе. Принцип действия этой сигнализации аналогичный работе наружной вызывной сигнализации.

Сигнализация контроля нагрева букс (СКНБ)

СКНБ служит для обеспечения безопасности движения поезда. Она позволяет постоянно контролировать нагрев букс и предупреждать аварии в результате перегрева и разрушения роликовых подшипников. Электрическая схема сигнализации – двухпроводная, постоянно находящаяся под напряжением. Все термодатчики вкручены в корпус буксы и соединены между собой последовательно. В цепь термодатчиков последовательно включена катушка. Параллельно термодатчикам через два размыкающих контакта реле подключена сигнальная лампа и звонок. Когда катушка реле под напряжением, цепь сигнальной лампы и звонка обесточена. Датчик СКНБ При нагреве корпуса буксы в месте установки термодатчиков до температуры 83-92 С сплав расплавляется и размыкает его контакты. При размыкании цепи реле обесточивается и своими контакторами замыкает цепь звонка и сигнальной лампы. При любом разрыве цепи катушки реле в служебном купе загорается лампа и звенит звонок (сигнал может быть постоянный или прерывистый). Для приведения сигнализации в рабочее состояние пред отправлением в рейс необходимо главный пакетный переключатель поставить в позицию «нормальная эксплуатация». В случае срабатывания СКНБ проводник вагона должен немедленно остановить поезд стоп-краном, оградить красным сигналом. Вызвать в свой вагон начальника поезда и поездного электромеханика. До прихода начальника поезда и поездного электромеханика самостоятельно на ощупь тыльной стороной ладони проверить нагрев всех букс вагона. При обнаружении буксы с температурой выше 70 С (руку на такой буксе не удержишь, а по степени нагрева она отличается от остальных) начальник поезда, поездной электромеханик совместно с машинистом определяют возможность дальнейшего следования поезда.

В настоящее время также применяется позисторная система контроля нагрева букс (СКНБП), которая в случае перегрева буксы дает непрерывный звуковой и световой сигналы, а в случае повреждения самой системы контроля (обрыв цепи термодатчиков, короткое замыкание цепи и др.) – прерывистый звуковой и световой сигналы. Термодатчики СКНБП устанавливаются в корпусе буксы при помощи прижимной планки и болта. Датчик СКНБП Проверка СКНБ и СКНБП производится тумблером или кнопкой на щите управления. При постановке тумблера в положение «проверка» или нажатии кнопки «контроль» звонок и лампа СКНБ или СКНБП должны издать сигнал. СКНБ проверяется при приемке вагона в пункте формирования, при приемке – сдаче смены, при постановке вагона на аварийное электроснабжение (подача или питание), после обесточивания вагона или после восстановления защиты, после длительного отсутствия в вагоне (ресторан и т. д.)

В случае срабатывания СКНБП в пути следования на прерывистый сигнал необходимо немедленно вызвать поездного электромеханика для выявления и устранении неисправности цепи. В случаях, когда неисправность в цепи устранить невозможно в пути следования, поездной электромеханик отключает СКНБП, о чем составляется акт, на каждой станции, где стоянка поезда более 5 минут проводник должен проверять нагрев букс на ощупь. СКНБ может быть отключена при сгорании предохранителей, при постановке главного переключателя режимов работ в нулевое положение, при неправильных действиях при подаче питания.

За отключение СКНБ работника могут уволить с работы на железнодорожном транспорте.

Сигнализация наличия замыкания плюсовых и минусовых проводов на корпус вагона

Сигнализация наличия замыкания плюсовых и минусовых проводов на корпус вагона срабатывает в зависимости от состояния изоляции проводов в случае утечки тока. Схема сигнализации представляет собой специализированную электрическую цепь последовательно соединенных двух ламп или светодиодов, двух тумблеров или кнопок, двух предохранителей. Сигнальные лампы или светодиоды, выключатели или кнопки расположены на пульте управления. При отсутствии замыкания или утечки обе лампы горят в полнакала. При проверке сигнализации переключением тумблеров или нажатием кнопок обе лампы гаснут. В случае наличия утечки тока одна из ламп горит немного ярче другой. При отключении одной из ламп, другая горит без изменения. При возникновении замыкания на корпус вагона одна лампа гаснет, а друга горит полным накалом. В пути следования поезда следует периодически проверять сигнализацию замыкания на корпус вагонов. При обнаружении утечки на корпус вагона необходимо вызвать поездного электромеханика. При обнаружении замыкания на корпус вагона необходимо обесточить вагон путем нажатия аварийной кнопки на пульте управления и вызвать поездного электромеханика.

Пожарная сигнализация (УПС)

Пожарная сигнализация служит для раннего автоматического оповещения об обнаружении признаков возгорания. Сигнализация имеет блок управления, который размещается в служебном купе, датчики, реагирующие на повышение температуры и дым, установленные в распределительном шкафу, служебном, котельном отделении, купе пассажиров, туалетах, а также промежуточное реле. При включенной сигнализации на панели блока управления горит зеленый светодиод «эксплуатация». Возгорание оповещается мигающим световым сигналом двух красных светодиодов «пожар общий» и прерывистым акустическим сигналом динамика. Одновременно на схеме планировки вагона горит один или несколько светодиодов красного цвета, указывающих место очага пожара. При срабатывании пожарной сигнализации с помощью реле автоматически отключается принудительная вентиляция. При неисправности сигнализации горит желтый светодиод «общая неисправность» и непрерывно издает акустический сигнал. Для проверки исправности действия сигнализации нажимают кнопку «проверка», при этом горят желтый светодиод, мигающие все красные светодиоды на планировке вагона и поступает прерывистый акустический сигнал, который отключают кнопкой «отключение АС». По истечении 20 секунд светодиоды гаснут. УПС «Ясень»

Для контроля за состоянием электрооборудования на щите расположены электроизмерительные приборы – амперметр и вольтметр. Шкала вольтметра начинается от 0 и заканчивается величиной 75 или 150 вольт в зависимости от типа вагона. На шкале амперметра ноль расположен посередине прибора, и в обе стороны от него идут деления. Слева от нуля — отрицательные значения тока, справа — положительные. При отклонении стрелки влево (в минус) амперметр показывает разрядный ток АКБ. При отклонении вправо (в плюс) – зарядный ток АКБ. Электроизмерительные приборы вагона производства ТВЗ Монитор электрощита вагона производства ТВЗ

Электроизмерительные приборы вагона производства КВЗ

ПАМЯТКА по заполнению журнала (ВУ-8а) по контролю показаний измерительных приборов (согласно указания МПС № Д — 12650 от 03.12.0) Показания измерительных приборов V и А снимаются: после приемки смены, перед отправлением из пункта формирования, после отправления из пункта формирования, по прибытию в пункт оборота, перед отправлением из пункта оборота, по прибытию в пункт формирования, во время движения поезда не менее 4-х раз в сутки, во время стоянки в пункте оборота и формирования через каждые 4 часа.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Устройство и обслуживание РПН трансформаторов

где WBH И WНH — числа включенных в работу витков обмоток ВН и НН соответственно.

Это позволяет поддерживать на шинах НН (СН) подстанций напряжение, близкое к номинальному, когда первичное напряжение отклоняется по тем или иным причинам от номинального.

Переключают ответвления на отключенных от сети трансформаторах устройствами ПБВ (переключение без возбуждения ) или на работающих трансформаторах под нагрузкой устройствами РПН (регулирование под нагрузкой) .

три однофазных переключателя ответвлений, установленных на крышке трансформатора

Устройствами ПБВ снабжаются почти все трансформаторы. Они позволяют изменять коэффициент трансформации ступенями в пределах ±5% номинального напряжения. Применяются ручные трехфазные и однофазные переключатели.

Трансформаторы с РПН имеют большее число регулировочных ступеней и более широкий диапазон регулирования (до ±16 %), чем у трансформаторов с ПБВ. Применяемые схемы регулирования напряжения на трансформаторах показаны на рис. 1. Часть обмотки ВН с ответвлениями называется регулировочной обмоткой.

Схема регулирования на трансформаторах без реверсирования (а) и с реверсированием (б) регулировочной обмотки

Рис. 1. Схема регулирования на трансформаторах без реверсирования (а) и с реверсированием (б) регулировочной обмотки: 1, 2 — первичная и вторичная обмотки соответственно, 3 — регулировочная обмотка, 4 — переключающее устройство, 5 — реверсор

Расширение регулировочного диапазона без увеличения числа отводов достигается применением схем с реверсированием (рис. 1,б). Переключатель — реверсор 5 позволяет присоединять регулировочную обмотку 3 к основной 1 согласно или встречно, благодаря чему диапазон регулирования удваивается. У трансформаторов устройства РПН обычно включаются со стороны нейтрали, что позволяет выполнять их с пониженной на класс напряжения изоляцией.

Регулирование напряжения автотрансформаторов, осуществляемое на стороне СН или ВН, показано на рис. 2. Устройства РПН в этих случаях изолируются на полное напряжение вывода, со стороны которого оно установлено.

Устройства РПН состоят из следующих основных частей: контактора, размыкающего и замыкающего цепь рабочего тока в процессе коммутации, избирателя, контакты которого размыкают и замыкают электрическую цепь без тока, приводного механизма, токоограничивающего реактора или резистора.

Схема регулирования на автотрансформаторах

Рис. 2. Схема регулирования на автотрансформаторах: а — на стороне ВН, б — на стороне СН

Последовательность работы устройств РПН с реактором (серий РНО, РНТ) и с резистором (серий РНОА, РНТА) показана на рис. 3. Необходимая очередность в работе контакторов и избирателей обеспечивается приводным механизмом с реверсивным пускателем.

В устройстве РПН с реактором реактор рассчитан на длительное прохождение номинального тока. В нормальном режиме через реактор проходит только ток нагрузки. В процессе переключения ответвлений, когда часть регулировочной обмотки оказывается замкнутой реактором (рис. 3,г), он ограничивает до приемлемых значений ток I, проходящий в замкнутом контуре.

Последовательность работы переключающих устройств РПН с реактором (а—ж) и резистором (з—н)

Последовательность работы переключающих устройств РПН с реактором (а—ж) и резистором (з—н)

Рис. 3. Последовательность работы переключающих устройств РПН с реактором (а—ж) и резистором (з—н): К1—К4 — контакторы, РО — регулировочная обмотка, Р — реактор, R1 и R2 — резисторы, П — переключатели (избиратели)

Реактор и избиратель, на контактах которого дуги не возникает, обычно размещают в баке трансформатора, а контактор помещают в отдельном масляном баке, чтобы не допускать разложения электрической дугой масла, находящегося в трансформаторе.

Действие переключающих устройств РПН с резистором во многом сходно с работой РПН с реактором. Отличие состоит в том, что в нормальном режиме работы резисторы зашунтированы или отключены и ток по ним не проходит, а в процессе коммутации ток проходит в течение сотых долей секунды.

Резисторы не рассчитаны на длительную работу под током, поэтому переключение контактов происходит быстро под действием мощных пружин. Резисторы имеют небольшие размеры и являются, как правило, конструктивной частью контактора.

Устройства РПН приводятся в действие дистанционно со щита управления и автоматически от устройств регулирования напряжения. Предусмотрено переключение приводного механизма с помощью кнопки, расположенной в шкафу привода (местное управление), а также с помощью рукоятки. Переключение РПН рукояткой под напряжением не рекомендуется выполнять оперативному персоналу.

Один цикл работы РПН разных типов происходит за время от 3 до 10 с. Процесс переключения сигнализируется красной лампой, которая загорается в момент подачи импульса и продолжает гореть все время, пока механизм не закончит весь цикл переключения с одной ступени на другую. Независимо от длительности одного импульса на пуск устройства РПН имеют блокировку, разрешающую переход избирателя только на одну ступень. По окончании движения переключающего механизма заканчивают перемещение дистанционные указатели положения, показывая номер ступени, на которой остановился переключатель.

Для автоматического управления устройства РПН снабжаются блоками автоматического регулирования коэффициента трансформации (АРКТ) . Структурная схема автоматического регулятора напряжения показана на рис. 4.

Регулируемое напряжение подается на зажимы блока АРКТ от трансформатора напряжения. Кроме того, устройством токовой компенсации ТК учитывается еще падение напряжения от тока нагрузки. На выходе блока АРКТ исполнительный орган И управляет работой приводного механизма РПН. Схемы автоматических регуляторов напряжения весьма разнообразны, но все они, как правило, содержат основные элементы, указанные на рис. 4.

Структурная схема автоматического регулятора напряжения

Рис. 4. Структурная схема автоматического регулятора напряжения: 1 — регулируемый трансформатор, 2 — трансформатор тока, 3 — трансформатор напряжения, ТК — устройство токовой компенсации, ИО — измерительный орган, У — орган усиления, В — орган выдержки времени, И — исполнительный орган, ИП — источник питания, ПМ — приводной механизм

Обслуживание устройств регулирования напряжения

Перестановка переключателей ПБВ с одной ступени на другую в эксплуатации производится редко — 2—3 раза в год (это так называемое сезонное регулирование напряжения). При длительной работе без переключения контактные стержни и кольца переключателей барабанного типа покрываются пленкой окиси.

Чтобы разрушить эту пленку и создать хороший контакт, рекомендуется при каждом переводе переключателя предварительно прокручивать его (не менее 5—10 раз) из одного крайнего положения в другое.

При пофазном переводе переключателей следует проверять их одинаковое положение. Приводы переключателей после перевода фиксируются стопорными болтами.

Устройства РПН должны постоянно находиться в работе с включенными автоматическими регуляторами напряжения. При осмотрах РПН сверяют показания указателей положения переключателей на щите управления и на приводах РПН, так как по ряду причин возможно рассогласование сельсина-датчика и сельсина-приемника, являющихся приводами для указателей положения. Проверяют также одинаковое положение переключателей РПН всех параллельно работающих трансформаторов и отдельных фаз при пофазном управлении.

Трансформаторная подстанция

Наличие масла в баке контактора проверяется по маслоуказателю. Уровень масла следует поддерживать в допустимых пределах. При пониженном уровне масла время горения дуги на контактах может быть недопустимо большим, что опасно для переключающего устройства и трансформатора. Отклонение от нормальной отметки уровня масла обычно наблюдается при нарушении уплотнений отдельных узлов масляной системы.

Нормальная работа контакторов гарантируется при температуре масла не ниже —20 °С. При более низкой температуре масло сильно густеет и контактор испытывает значительные механические нагрузки, которые могут привести к его поломке. Кроме того, возможно повреждение резисторов из-за увеличения времени переключения и более длительного пребывания их под током. Чтобы избежать указанных повреждений, при понижении температуры окружающего воздуха до —15 °С должна включаться система автоматического обогрева бака контакторов.

Приводные механизмы РПН являются наиболее ответственными и в то же время наименее надежными узлами этих устройств. Их необходимо предохранять от попадания пыли, влаги, трансформаторного масла. Дверца шкафа приводного механизма должна быть уплотнена и надежно закрыта.

Телеграмм канал для тех, кто каждый день хочет узнавать новое и интересное: Школа для электрика

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ссылкой на неё в социальных сетях. Это сильно поможет развитию нашего сайта!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *