Назад в будущее: что осталось от завода, где делали лампы для кремлевских звезд
Небольшой деревянный домик. Скорее даже — будка: таких, кажется, давно не осталось в столице. Рядом вьются ржавые рельсы. Они выныривают из-под заводских ворот и убегают куда-то в сторону МЦК. Мы стоим у главного входа в готическое здание бывшего МЭЛЗ — Московского электролампового завода. Когда-то здесь кипела жизнь: железная дорога была построена, чтобы вывозить готовую продукцию — например, громоздкие тяжелые трансформаторы. Теперь она выглядит заброшенной, хотя тех, кто попадет на территорию завода, ждет сюрприз: внушительная сеть железнодорожных путей и дремлющий в тупике деревянный снегоочиститель — свидетель советской эпохи.
Пройти через проходную не так просто: нужно, чтобы кто-то сделал пропуск. Огромные здания бывшего МЭЛЗ сдаются в аренду, однако здесь до сих пор находятся предприятия АО «Электрозавод», где производятся трансформаторы. Поэтому правила строгие. К счастью, Музей Москвы в июле запустил экскурсии по зданиям Электрозавода, которые продлятся до 28 августа. Заходим с экскурсоводом через проходную, за нами просачиваются разноцветные аниме-девочки и мальчики: позже мы увидим их в одном из местных лофтов, накладывающими макияж перед фотосессией. По сравнению с другими фабриками, где в последние годы открылись кофейни и коворкинги, здание выглядит обшарпанным и неухоженным. Помпезная парадная лестница, когда-то разделявшая людские потоки (а здесь одновременно могло работать больше 20 тысяч человек), пустая и грязная: на пыльном оконном стекле кто-то нарисовал трогательные сердечки. Разбиты световые панно, изображавшие тружеников завода. Точнее, тружениц: когда-то здесь собирали лампы и кинескопы, и монотонной кропотливой работой занимались в основном женщины. Многие помещения сдаются в аренду: заглянув в открытую дверь, можно обнаружить винтажный магазинчик (с бабушкиными театральными сумками, стоящими, правда, дороже новых) или кофейню с огромным мотоциклом в интерьере.
Судьба этого здания складывалась непросто. Завод начали возводить в годы Первой мировой — когда решили эвакуировать из Риги производство резиновых изделий: немцы активно наступали. Строительство началось в 1915-м, причем архитектор Георгий Евланов, ученик Романа Клейна, задумал необычную готическую постройку — с башенками и стрельчатыми окнами. Однако едва успели завершить три этажа, как грянула революция, а за ней и Гражданская. Строительство остановилось. Лишь в 1925-м, когда руководство страны задумалось об индустриализации, вспомнили про роскошный недострой. Впрочем, денег не было, да и вкусы изменились, поэтому новые этажи возвели в более лаконичном стиле, хотя некоторые готические элементы — те же узкие стрельчатые окна — все-таки можно увидеть на главном фасаде.
В 1926-м здесь разместился завод «Металлист», затем «Прожектор», а в 1928-м состоялся официальный запуск Электрозавода. Между прочим, с ним связана удивительная шпионская история. В СССР не умели делать вольфрамовую нить для электроламп — только угольную, которая служила недолго и к тому же слишком сильно коптила. Запад отказался делиться технологиями с советским государством, и тогда была развернута шпионская операция, которой руководил сам Феликс Дзержинский. С помощью трех немецких рабочих, сочувствовавших коммунистическому движению, — Францу Гайслеру, Вилли Коху и Гансу Ольриху, — удалось выведать нужные секреты. В итоге в СССР тоже стали изготавливать вольфрамовую нить и на Электрозаводе появился вольфрамовый отдел. Иностранных рабочих здесь постепенно становилось все больше: для многих пролетариев молодое советское государство стало символом нового справедливого общества. Однако уже в 30-е ситуация изменилась. Гайслер, Кох и Ольрих, переехавшие в СССР и получившие новые имена, оказались репрессированы, уцелевшие иностранцы уехали: страна бездумно и безжалостно разбрасывалась ценными кадрами.
Об этом мы узнаем, пока идем по мрачным лабиринтам здания. Под ногами — железные плиты, рассчитанные на тяжело нагруженные тележки. Некоторые помещения не сдаются в аренду, но и производства в них тоже нет: световые окошки между коридором и цехами зияют чернотой. Кстати, коридоры здесь бесконечно длинные: проход от одного конца здания в другой займет минут двадцать. И, скорее всего, по дороге вы почти никого не встретите.
А ведь тут в 1937 году сделали электролампы для кремлевских звезд. В 1958-м — первый советский цветной масочный кинескоп. Еще здесь изготавливали трансформаторы для Московского метрополитена, Останкинской телебашни, Кремлевского дворца съездов. В 1990-е все рухнуло. По Сети гуляет цитата из воспоминаний одного из рабочих завода АТЭ-1 (автотракторного электрооборудования), располагавшегося в другом крыле здания. Из комментария можно понять, каким был МЭЛЗ накануне распада СССР, в 1990 году: «…меня потряс огромный, многокилометровый конвейер. Судя по конфигурации тележек, он был предназначен для передвижения кинескопов из одного цеха в другой. Иногда я проходил совершенно пустые, заброшенные помещения под потолком, но даже там то и дело откуда-то из стен, потолков, пола появлялся и исчезал этот конвейер… Однажды я попал в помещение, огромное по размерам, темное — света не было вообще. Мне же приспичило посмотреть, что с другой стороны… Идти на ощупь было страшно — ничего не видно, зато рядом конвейер. И вот я сел на тележку и потянулись минуты полной темноты. Было не по себе и в то же время очень интересно… Я не видел, куда попаду, больше всего боялся, что тележка завернет куда-нибудь в сторону. Или заедет в какую-нибудь печку с горелками для обжигания (я там такие видел). Также там вдоль многих стен была проложена полудюймовая труба, не помню какого цвета, но на ней было иногда написано «Азот» — видимо, кинескопы охлаждали… В тот раз все обошлось, я проехал стены и попал в какое-то очередное помещение. Завод сильно напоминал кадры из научной фантастики, особенно конвейер. Люди в МЭЛЗе ходили в белых халатах кое-где».
Сегодня здесь едва теплится фабричная жизнь: в некоторых цехах с лязгом движутся огромные краны, одинокий рабочий в униформе толкает тележку. На железных дверях — угрожающие надписи: «Внимание! Опасная зона. За дверью — шахта лифта». А по соседству — трогательная морда магистра Йоды и предупреждение «Надень масоньку!». Прошлое и настоящее причудливо перемешалось, хотя запустения все равно больше. Впрочем, для экскурсантов это прекрасная возможность увидеть останки советской эпохи — еще не тронутые «урбаниной». Возможно, скоро все будет по-другому. В конце 2020 года совместное предприятие Сбербанка и АФК «Система» (ООО «Мегаполис-Инвест») стало владельцем группы «Электрозавод». Было объявлено, что на земельных участках группы «Электрозавод» будет реализован девелоперский проект. Пока о строительстве ничего не слышно, но поклонники аутентичности волнуются — сохранится в интерьерах хоть что-нибудь историческое? Хотя, по совести, не очень понятно, как придать запущенным помещениям жилой вид. А может быть, огромное кирпичное здание попросту снесут? Земля здесь дорогая — район тихий и чистый, центр — почти рядом. В любом случае, тем, кому хочется побродить среди призраков истории, визит советуют не откладывать.
«Город на память». 181. Электрозавод
Индустриальный комплекс на Электрозаводской улице составили три предприятия: Московский электроламповый завод (МЭЛЗ), Электрозавод имени В.Куйбышева, производящий трансформаторы и другое энергетическое оборудование, и АТЭ-1, специализирующийся на электрооборудовании для автомобилей и тракторов. Для рабочих каждого из заводов предусмотрены свои проходные, а внутри территория общая для всех.
В 1915 году в Москве неподалеку от устья реки Хапиловки был заложен завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник» (архитектор Г.Евланов). Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Завод был задуман как готический замок с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш, но грянула революция и проект был реализован в упрощённом виде, без сложных готических украшений. Достраивал здание архитектор Г.Шиханов и в 1926 году в нём разместился сначала завод «Металлист», затем «Прожектор».
Московский Электрозавод имени В.Куйбышева создан в 1928 году по решению Государственного электротехнического треста для обеспечения выполнения ленинского плана ГОЭЛРО. Первенец отечественного трансформаторостроения к 1932 году поставил трансформаторы на десятки электростанций, продукция завода направлялась на крупнейшие стройки первых пятилеток: Днепрогэс, Магнитострой, Уралмаш, Горьковский автозавод, Харьковский, Сталинградский, Челябинский тракторные заводы, Саратовский комбайновый, Донбасстрой, первый электрифицированный участок Закавказской железной дороги.
Смотрите старые фотографии: Московский Электрозавод имени В.Куйбышева. 1929 год: https://pastvu.com/p/2890
Смотрите старые фотографии: Московский Электрозавод имени В.Куйбышева. 1930-1940 гг.: https://pastvu.com/p/42735
К праздникам фасад самого старого корпуса украшали лозунгами наглядной агитации и подсвечивали лампочками.
Смотрите старые фотографии: Праздничная иллюминация. 1937 год: https://pastvu.com/p/52557
С 1929 года Лаврентьевская улица носит название Электрозаводская.
Смотрите старые фотографии: Пока речку Хапиловку не спрятали в трубу-коллектор, наводнения здесь были не редкость. Наводнение. 1940-1950 гг.: https://pastvu.com/p/6273
В 1927 году от Черкизово к Электрозаводу была проложена четырёхкилометровая железнодорожная ветка, ставшая одной из первых электрифицированных железных дорог СССР. Для её обслуживания на заводе «Динамо» собраны четыре двухосных электровоза ГЭТ, один из которых впоследствии стал экспонатом железнодорожного музея на Варшавском вокзале в Санкт-Петербурге. На ветке также использовались тепловозы ТГМ1, ТГМ23В, ТГМ40, ЧМЭ2, а с 1986 года от электровозов отказались вовсе. Да и тепловозы тоже встретишь нечасто, в наши дни объёмы производства сократились, демонтированы ответвления на закрывшиеся промзоны (например, по соседству с Электрозаводом находилась фабрика «Освобождённый труд», ныне перепрофилированная в деловой центр).
Будка дежурного по переезду
Мемориал «Героям электрозаводцам от коллектива завода 1941-1945» сооружен 5 ноября 1968 года. 114 фамилий рабочих и служащих Московского электрозавода имени В.В.Куйбышева высечено на мраморных досках, укрепленных на высокой кирпичной стеле. Перед ней с правой стороны установлена бетонная скульптурная группа – девушка провожает на фронт солдата.
В годы Великой Отечественной войны на заводе выпускались снаряды для гвардейских минометов «Катюша», трансформаторы для заградительных сооружений, ремонтировались танки Т-34. 320 электрозаводцев составили ядро дивизии народного ополчения Куйбышевского района Москвы. А всего с завода ушли на фронт 1200 человек.
В послевоенные годы выпуск трансформаторного оборудования на заводе превзошел довоенный уровень в несколько раз. Восстановление народного хозяйства и строительство новых электростанций и линий электропередач требовало наряду с ростом объемов производства увеличения единичной мощности, повышение технического уровня и надежности трансформаторов. Электрозавод стал кузницей кадров отечественного трансформаторостроения, научной и производственной базой развития этой важнейшей подотрасли электротехнической промышленности. Опыт электрозаводцев был использован при проектировании, строительстве и организации производства трансформаторов на Запорожском трансформаторном заводе, «Уралэлектротяжмаше», Тольяттинском электротехническом и других предприятиях.
На Электрозаводе изготавливались трансформаторы для строительства канала Москва-Волга, для Московского метрополитена, высотных зданий Москвы, Останкинской телебашни, дворца съездов в Кремле, храма Христа спасителя. Специалисты, монтажники и рабочие завода участвовали в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обеспечивая работоспособность электрооборудования. В 90-е годы, после перехода на новую систему экономических отношений ОАО «Электрозавод», организованному на базе Московского НПО «Электрозавод», удалось не только сохранить высокий технический уровень производства, квалифицированные кадры, но и успешно развивать накопленный потенциал. Современный ассортимент продукции, как и в прежние годы, пользуется большим спросом. Часть неиспользуемых производственных помещений сдаётся в аренду.
Смотрите старые фотографии: Старое русло Яузы. 1953 год: https://pastvu.com/p/278519 Кадр из кинофильма «Верные друзья». Сейчас на этом месте современные корпуса Электрозавода.
В конце 1950-х годов были произведены работы по спрямлению русла реки, благоустроена набережная.
Смотрите старые фотографии: Яуза. 1954 год: https://pastvu.com/p/277916
Смотрите старые фотографии: Реконструкция набережной. 1957 год: https://pastvu.com/p/277918
Вместо старой застройки выросли новые корпуса Электрозавода
В честь Электрозавода названы станция метро (1944 год) и мост через Яузу (1954). На стенах кассового зала станции «Электрозаводская» расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: Ломоносова, Яблочкова, Попова, Фарадея, Франклина, Гильберта, а в центральном станционном зале 12 барельефов с изображениями трудящихся.
Завод автотракторного электрооборудования АТЭ-1 основан в 1929 году как производственно-технический отдел Электрозавода Государственного электротехнического треста (ГЭТ), в 1932 году получил современное название. Здесь были изготовлены первые советские магнето, началось крупносерийное производство магнето, генераторов, стартеров, реле-регуляторов и другого электрооборудования для легковых, грузовых и специализированных автомобилей, а также для некоторых типов тракторов и комбайнов. В советские годы входил в объединение Союзавтоэлектроприбор.
В начале Великой Отечественной войны около 900 работников завода ушли на фронт, производство было эвакуировано в Куйбышев и перепрофилировано на выпуск военной продукции. В московских цехах также производились боеприпасы и оружие. У проходной АТЭ-1 в 1975 году установили монумент заводчанам, воевавших на фронте и трудившихся в тылу (архитектор С.Бурицкий, скульптор В.Левин).
В 1938 году цеха электрических ламп были выделены в отдельное производство, получившее название МЭЛЗ.
История Московского электролампового завода началась с электроламповой мастерской имени Н.Калманка, организованной в 1906 году и два года спустя ставшей фабрикой, выпускавшей 300 тысяч электроламп в год. В 1913 году фабрика имени Н.Калманка объединилась с Кудринской фабрикой электроламп «Свет», объединённое производство получило название «Русская электрическая лампа». В 1912 году в Москве уже работало пять ламповых фабрик. Предприятия работали на привозном сырье, детали так же поставлялись из-за границы.
С началом Первой мировой войны в 1914 году предприятие оказалось в трудной ситуации: все немецкие мастера были высланы из Москвы, что резко ослабило техническое руководство, был затруднён ввоз в Россию электроламп и тугоплавких металлов – вольфрама и молибдена. При этом спрос на электролампы значительно возрос. В 1918 году все электроламповые фабрики были национализированы и переданы в ведение Электроотдела ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства). Большая часть их бездействовала из-за нехватки сырья и полуфабрикатов в связи с прекращением импорта материалов.
В 1921 году началось восстановление производства. В 1923 году в США было заказано новое оборудование для советских электроламповых фабрик. В объединении открылись химическая, электроиспытательная и производственная лаборатории, организованы технический отдел и конструкторское бюро. Началось становление отечественного электролампового машиностроения. В 1926 году были разработаны конструкции автомобильных и мощных газонаполненных ламп. Кроме вольфрамового и лампового, в состав завода входило еще пять производственных отделов: прожекторный, трансформаторный, трубочный, изоляционный и отдел электропечей.
Постоянный рост выпуска электроламп требовал создания нового оборудования для электролампового производства. Эта задача была поставлена перед машиностроительным отделом завода. Отдел освоил производство ковочных машин и волочильных станков для вольфрамовой проволоки. Для лампового производства изготовлял масляные вакуумные насосы, автоматы вставления держателей, специализированные станки, откачные автоматы и другое оборудование. На первое место выдвигалась задача широкой автоматизации и механизации производства. Завод начал экспортировать свою продукцию. Первый заказ был выполнен для Китая. В дальнейшем электролампы экспортировали в Турцию, Иран, страны Южной Америки, а в 1939 году начался экспорт в Англию.
С началом войны в 1941 году завод перешёл на казарменное положение и работал круглосуточно. Лучшее оборудование демонтировали и эвакуировали на восток страны. В Сибири создавалось электроламповое производство, здесь работали как местные рабочие, так и эвакуированные москвичи. Московская площадка завода также не снижала темпы работы. Был создан новый цех, выполнявший заказы только для фронта.
У проходной МЭЛЗ В 1974 году был установлен памятник 463 рабочим и служащим предприятия, не вернувшимся с фронта. Авторы – скульптор А.Постол, архитектор Ю.Кривущенко. На прямоугольном пилоне из розового тесаного гранита высечен многофигурный барельеф – солдат с автоматом в руке, поднимающий товарищей в бой, профильные контуры бойцов, идущих в атаку, и раненый воин с гранатой в руке. На монументе написано: «Вечная слава работникам завода, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
После окончания войны для восстановления разрушенного народного хозяйства и для дальнейшего развития науки и техники стране были нужны новые, более сложные электронные приборы. Для их разработки и скорейшего внедрения в серийное производство в 1946 году на базе отдела электронно-лучевых трубок было создано особое конструкторское бюро (ОКБ). В 1955 году была разработана поточная линия для производства люминесцентных ламп, в 1958 году выпущен первый отечественный цветной масочный кинескоп 53ЛКЗЦ. В 1960-1970-е годы на первый план выдвигаются задачи повышения качества выпускаемых приборов и уровня автоматизации технологических процессов, которые не могли быть решены без глубоких научных исследований.
Смотрите старые фотографии: В цеху МЭЛЗ. 1952 год: https://pastvu.com/p/314127
В конце 1980-х годов разорение смежников, повышение тарифов на энергоносители и транспортировку грузов, исход за границу поставщиков ключевых материалов привели к существенному сокращению производства. В 1993 году на базе отдела капитального строительства было организовано акционерное общество «МЭЛЗ-Инвест». Новое предприятие было призвано решать вопросы строительства и инвестиций, решения различных задач в условиях отсутствия государственного заказа.
Созданные в середине 90-х годов научно-производственные комплексы смогли начать восстановление производства по тем направлениям, которые составляли славу завода. Будущее ОАО «МЭЛЗ» связано с наукоёмкой продукцией, требующей меньше энергоресурсов и производственных площадей. Сейчас основной товарной номенклатурой стали электровакуумные приборы.
В окрестностях строились ведомственные дома для заводчан. Картуш над подъездом дома № 18 по 2-й Парковой улице напоминает о принадлежности к электроламповому заводу.
А заводской стадион МЭЛЗ – сейчас практически заброшенный – находился на Измайловском острове
В 1903 году по решению городской думы на берегу Яузы был возведен Введенский народный дом (архитектор И.Иванов-Шиц). Такие народные дома в окраинных районах Москвы призваны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения.
Смотрите старые фотографии: Введенский Народный дом. 1913-1914 гг.: https://pastvu.com/p/2471
Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, известный меценат и покровитель театра, собрал театральную труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьезный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.
Смотрите старые фотографии: Скульптурная композиция возле Народного дома (скульптор Иннокентий Жуков). 1922-1925 гг.: https://pastvu.com/p/59540
Народный дом продолжал работать без перерыва после революции как «рабочий дворец». В 1947 году здесь обосновался Театр имени Моссовета, для которого старое здание было надстроено по проекту Б.Ефимовича. С тех пор торжественный облик дворца, напоминающий по конструкции Большой театр, не изменялся. После переезда театра в сад «Аквариум» в здании находился «Телевизионный театр», из которого в 1960-е вплоть до ввода в строй Останкинского телецентра велись телетрансляции концертов. Здесь снимались популярные телепередачи, в том числе «Голубой огонёк» и первые выпуски КВН.
Смотрите старые фотографии: Театр имени Моссовета. 1947 год: https://pastvu.com/p/103943
Дворец культуры МЭЛЗ в 1970-1980-е годы был центром культурной жизни района, но в постсоветский период производство переживало не лучшие времена и здание отдали в аренду Центру Дианетики, впоследствии ставшему Церковью Сайентологии Москвы. С 2008 года отреставрированный зал получил новое название – «Дворец на Яузе» (площадь Журавлёва, дом 1), теперь это прокатная площадка, где есть место драматическому театру, опере, балету, музыке. Во дворце сохранены оригинальные интерьеры, а в ходе реконструкции восстановлена оркестровая яма, не использовавшаяся многие годы.
alekka4alin2012
В 1915 году в Москве неподалеку от устья реки Хапиловки был заложен завод Товарищества русско-французских заводов «Проводник» (архитектор Г.П.Евланов). Это было крупная фирма, производившая изделия из резины и каучука – от галош до автомобильных шин, – а ее отделения и магазины располагались по всей России. Завод был задуман как готический замок с окнами-розами и высокими башнями по образцу средневековых ратуш, но грянула революция и проект был реализован в упрощённом виде, без сложных готических украшений. Достраивал здание архитектор Г.С.Шиханов и в 1926 году в нём разместился сначала завод «Металлист», затем «Прожектор».
Индустриальный комплекс на Электрозаводской улице составили три предприятия: Московский электроламповый завод (МЭЛЗ), Электрозавод имени В.Куйбышева, производящий трансформаторы и другое энергетическое оборудование, и АТЭ-1, специализирующийся на электрооборудовании для автомобилей и тракторов. Для рабочих каждого из заводов предусмотрены свои проходные, а внутри территория общая для всех.
Московский Электрозавод имени В.В.Куйбышева создан в 1928 году по решению Государственного электротехнического треста для обеспечения выполнения ленинского плана ГОЭЛРО. Первенец отечественного трансформаторостроения к 1932 году поставил трансформаторы на десятки электростанций, продукция завода направлялась на крупнейшие стройки первых пятилеток: Днепрогэс, Магнитострой, Уралмаш, Горьковский автозавод, Харьковский, Сталинградский, Челябинский тракторные заводы, Саратовский комбайновый, Донбасстрой, первый электрифицированный участок Закавказской железной дороги.
К праздникам фасад самого старого корпуса украшали лозунгами наглядной агитации и подсвечивали лампочками.
Памятник работникам Электрозавода, погибшим в Великой Отечественной войне.
Электрозаводская ул., 21, стр. 68
Московский Электрозавод
Есть что-то притягательное в старом корпусе этого завода. Мне не одной так кажется?
Судьба здания из непростых: начали строить его в 1915 для французско-русского Товарищества заводов "Проводник". Магазины товарищества были по всей России, а вот заводы — в Риге. Впрочем, начало Первой Мировой всё изменило и для одного из эвакуированных заводов было заложено красное здание в готическом стиле. Успели только фасад и небольшую часть корпуса.
Революция внесла свои коррективы и строительство было заморожено. Возобновить его решили только спустя 7 лет, но с поправками: решено было избавиться от всех "вычурных излишеств".
В 1928 состоялся официальный пуск производства
В годы войны здесь кипела работа: готовили снаряды для знаменитых Катюш, изготавливали противотанковые ежи, ремонтировали танки, которые прямо из заводских ворот уезжали на фронт
В девяностых производство встало. Не хватало сырья, рабочих рук, а потом и денег. Цеха опустели на несколько лет.
В 2006 помещения начали сдавать, и сейчас в здании работают склады, фотостудии, кафе, творческие мастерские, а 6 этаж и вовсе стал жилым
На проходных строгий контроль:пройти можно только по предварительной заявке арендатора и только с паспортом.
Волей случая я оказалась внутри и немного побродила по коридорам когда-то большого и важного Электрозавода
Лестницы выглядят лучше коридоров, и по ним идти даже приятно. На лифте я прокатиться не решилась
Кое-где на стенах сохранились таблички
Есть ощущение, что если вот сейчас подключить снова, запустить новые станки в старых цехах — эти приборы будут работать также, как работали и много лет назад
Кстати. Кто-нибудь знает, зачем эта дверца? Не открывается
Предполагать, что оттуда выходят домовые эльфы, было бы странно
Бонусом в комментариях народное творчество на стенах. Сюда не влезло
P. S. За качество сильно не бейте, руки не из плеч
Баянометр показывает что-то из мира игр и граффити
Заводы стоят, одни гитаристы фотографы в стране — первая ассоциация, когда там побывал в фотостудии)
Сам работаю на четвертом этаже, было неожиданно увидеть родные стены)
Маленькая поправочка, шестой этаж не жилой, там мастерские, репетиционные базы (много их) и несколько студий.
пару недель назад прокатился. Это прям повозка везущая в ад, очень боязно было
крутое место,там очень много молодежи) но туалеты засраны шо пипец, работал там в фанформуле
Sunlight, Moscow и еще вагон студий там) Крутое место.
Столетний домик в Москве
Столетних и даже трехсотлетних домов в столице немало. Возрастом тут никого не удивить. Но деревянных строений таких лет все же немного.
Это пристанционный домик железной дороги, шедшей от казанского (до конца XIX века — рязанского) направления. Эти рельсы использовались на фабрике возле особняка купца и фабриканта-старовера Василия Носова.
Широкой публике его имя не очень известно. Но если сказать, что это дедушка Бахрушина, то многие начинают говорить: «Да-да, Бахрушина конечно знаем». Но это не «тот самый» Бахрушин — меценат, создатель театрального музея. «Тот самый» был лишь зятем Носова.
Если стоять лицом к домику, то сзади будет главный корпус товарищества «Проводник». Построенный в 1915 году, он навсегда испортил виды из окон и с балкона особняка Носова. Это здание известно как бывший «Электрозавод».
Здесь изобрели победит, здесь выпустили лампы накаливания для кремлевских звезд, отсюда экспортировались лампочки в Англию (да-да, не мы у них покупали, а они у нас, причем миллионными тиражами), сюда приезжал общаться с рабочими из заводского литературного кружка сам Бернард Шоу.
А справа от домика — сохранившийся особняк купца Носова. Сейчас от придомовой территории осталось лишь несколько метров по периметру, а до революции при доме были и сад, и оранжереи, и конюшни, и псарня, и пруд, протекала речка Синичка — в общем, полное раздолье.
Вот на этой фотографии видны и домик, и особняк, и Электрозавод. Домик выделен кружочком:
Обычно на экскурсиях его никто не замечает. Все восхищаются особняком и неоготикой бывшего завода, не пережившего лихие 90-е.
Вот я и пытаюсь восполнить этот пробел. Будете в этих краях, загляните за особняк и увидите историю этих мест немного с другого ракурса.
Кстати, у домика есть и адрес. Москва, Электрозаводская улица, д. 12 г, строение 1.
Какие-то шутники прибили возле двери вывеску «проезд Николы Теслы», но это фейковый адрес. Улица Теслы в Москве уже есть и находится на западе столицы в районе Сколкова.