Цифровой транзистор что это
Перейти к содержимому

Цифровой транзистор что это

Цифровые транзисторы фирмы ROHM

Фирме ROHM принадлежит первенство в разработке и производстве цифровых транзисторов нашедших широкое применение в аудио/видео аппаратуре и микроконтроллерной схемотехнике. Цифровой транзистор (digital transistor или bias resistor transistor) состоит из биполярного транзистора и цепочки из одного или двух резисторов, либо резистора и стабилитрона. Внутренние резисторы полностью изолированы и являются тонкопленочными. Управляются такие транзисторы непосредственно от TTЛ или KMOП уровней. Применение цифровых транзисторов позволяет сократить затраты на монтаж и уменьшить занимаемую площадь печатной платы. Вид внутренней схемы и номиналы цифрового транзистора определяются по его маркировке.

Рис. 1. Расшифровка маркировки цифровых транзисторов

Для решения прикладных задач выбор цифрового транзистора осуществляется по следующим критериям. Во первых, по току и структуре — 100 мА (PNP/NPN — DTA/DTC-серии), или 500 мА (PNP/NPN — DTB/DTD серии). Во вторых, по номиналу встроенных резисторов — R1 или R2: 1; 2.2; 4.7; 10; 22; 47; 100k . И наконец, по типу корпуса — EMT3 (SC-75A), UMT3 (SOT-323), SMT3 (SC-59), SST3 (SOT-23), MPT3 (SOT-89), SPT (SC-72).

Цифровые транзисторы выпускаются в корпусах для обычного и поверхностного монтажа. На рисунках 2-8 приведены наиболее распространенные корпуса в терминологии фирмы ROHM и их размеры.

Цифровой транзистор

Для усиления сигнала с вывода микроконтроллера часто используют схемы на транзисторах. На рисунке ниже показана классическая схема усиления сигнала с вывода микроконтроллера для управления реле:

Резистор R1 предназначен для ограничения тока, протекающего через базу транзистора. В такой схеме транзистор работает в ключевом режиме, то есть он либо открыт, либо закрыт.

Резистор R2 предназначен для гарантированного запирания транзистора в том случае, когда на входе Vin отсутствует сигнал, то есть вывод микроконтроллера находится в состоянии с высоким входным сопротивлением.

Такое состояние появляется на всех выводах, когда микроконтроллер находится в состоянии сброса. А перейти в состояние сброса микроконтроллер может по разным причинам.

Например, если напряжение питания уходит ниже допустимой границы, то в микроконтроллере срабатывает система мониторинга питания и микроконтроллер переходит в состояние сброса.

Или если в системе предусмотрена кнопка сброса, то при ее нажатии микроконтроллер так же перейдет в состояние сброса и будет оставаться в этом состоянии, пока кнопка нажата.

В общем, в ответственных системах, резистором R2 пренебрегать не стоит.

В итоге получается, что для реализации простой классической схемы с усилением на транзисторе, работающим в ключевом режиме, нужно на плату устанавливать сразу 3 компонента: R1, R2 и VT1

А так как такая схема часто используется на практике, поэтому появились компоненты, которые совмещают в себе три компонента R1, R2 и VT1

Такой компонент получил название цифровой транзистор, хотя по-русски можно было бы назвать и сборкой с биполярным транзистором. В англоязычной литературе такие сборки так и называют digital transistor — цифровой транзистор. Иногда в скобках в документации уточняется with built-in resistors.

В некоторых моделях резистора R2 может не быть. А вместо биполярного транзистора может применяться полевой.

На схемах цифровые транзисторы чаще всего обозначаются как совмещенные в одном корпусе компоненты:

Я с некоторых пор начал очень часто использовать цифровые транзисторы для управления различными нагрузками, которые допускают управление в ключевом режиме, то есть в режиме включено/выключено.

При использовании цифровых транзисторов схема подключения и количество используемых компонентов уменьшается, а надежность увеличивается.

Подключение реле с использованием цифрового транзистора

Мой любимый цифровой транзистор это биполярный DTD114EK
структуры npn.

Транзистор может работать с напряжениями до 50В и током нагрузки до 500 мА. Идеально подходит для подключения к микроконтроллерам с рабочим напряжениями от 3 до 5 В.

Транзистор выпускается только в SMD корпусе. Корпус SOT-346. Такой корпус по размеру чуть больше корпуса SOT-23. Это нужно учесть при разработке печатной платы.

На рисунке ниже слева впаян транзистор DTD114EK в корпусе SOT-346, а справа для примера я приложил транзистор BC817 в корпусе SOT-23, что бы были видны различия в размерах корпусов.

Слева DTD114EK, справа BC817

На aliexpress его можно найти по запросу DTD114EK. Обычно продаются лоты по 100 штук за $5.

Документацию на DTD114EK можно скачать по этой ссылке

Цифровые транзисторы

Фирма ROHM первая разработала и начала производство цифровых транзисторов, нашедших широкое применение в аудио/видео аппаратуре и микроконтроллерной технике. Цифровой транзистор (digital transistor или bias resistor transistor) состоит из биполярного транзистора и цепочки из одного или двух резисторов, либо резистора и стабилитрона. Внутренние резисторы полностью изолированы и являются тонкопленочными. Управляются такие транзисторы непосредственно от TTЛ или KMOП уровней. Применение цифровых транзисторов позволяет сократить затраты на монтаж и уменьшить занимаемую площадь печатной платы. Вид внутренней схемы и номиналы цифрового транзистора определяются по его маркировке. Цифровые транзисторы выпускаются в корпусах для выводного и поверхностного монтажа. В настоящее время цифровые транзисторы выпускаются и другими зарубежными производителями под теми же названиями, но по более низким ценам.

Транзисторные и цифровые усилители — в чём разница?

Строго говоря, вопрос, вынесенный в заголовок, более строго будет звучать так – в чём разница между усилителями, работающими в классе A, либо A/B, и в классе D? Ибо не все транзисторные усилители относятся к первому типу, а называть усилители класса D «цифровыми» можно лишь с оговорками. Итак, в чём плюсы и минусы этих подходов – попробуем разобраться.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Нестареющая классика

Сначала немного истории. В далеком 1916 году американская компания General Electric впервые запатентовала принцип усиления электрического сигнала. В качестве усилительного элемента использовался вакуумный триод, состоящий из размещенных в вакууме катода, анода и управляющей сетки между ними. При подаче напряжения на катод и анод, между ними возникает поток электронов. Расположенная между этими электродами управляющая сетка может регулировать этот поток в зависимости от приложенного к ней потенциала – чем он выше, тем меньше электронов попадает от катода к аноду. Момент, когда поток электронов совсем прекращается, называют закрытием триода. Если к катоду и аноду подключить динамик или акустическую систему, то подав на управляющую сетку сигнал от источника, получаем простейший усилительный каскад, работающий в классе A.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Но сигналы, с которыми работают усилители звука, по сути – переменные, то есть, имеют положительную и отрицательную полуволны. При прохождении положительной полуволны триод будет корректно повторять с увеличенной амплитудой её форму на выходе, но когда положительную сменит отрицательная полуволна – лампа окажется в закрытом состоянии. Чтобы этого избежать «нулевой» уровень входного сигнала смещают в середину рабочего диапазона лампы. Таким образом, при работе с положительной полуволной сигнала триод открывается сильнее, а при обработке отрицательной – лампа будет закрываться от среднего уровня, но полностью не закроется.

Усилительный каскад класса A отлично себя ведет на небольших уровнях громкости, когда рабочий диапазон триода с запасом покрывает амплитуду выходного сигнала. Но по мере приближения амплитуды выходного сигнала к границам рабочего диапазона лампы или транзистора, начинают расти искажения. Причем, растут они по экспоненте по мере приближения к полностью открытому или полностью закрытому состоянию усилительного элемента.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Кроме того, такие каскады отличаются невысоким КПД, который в большинстве реализаций не превышает 20 – 25%. Причиной столь низкого КПД стало потребление триодом энергии при отсутствии полезного сигнала. Напомним, в этом случае триод находится в полуоткрытом состоянии, в результате чего большая часть энергии (до 70 процентов) преобразуется в тепло.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Чтобы этого избежать инженеры предложили отказаться от смещения, а разные полуволны сигнала обрабатывать отдельными усилительными элементами, включенными «зеркально». Так появился усилитель класса B. Отсутствие смещения существенно повысило энергоэффективность усилителя. Кроме того, теперь для обработки каждой полуволны можно использовать весь рабочий диапазон усилительного элемента, а не его половину, что позволяет при применении одинаковых комплектующих поднять выходную мощность усилителя. Однако, здесь возникает проблема переходных процессов из открытого состояния триодов в закрытое, которые требуют времени. В результате возникающие искажения сигнала сделали невозможным использование усилителей, работающих в чистом классе B, для аудио.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Тогда было предложено компромиссное решение, объединившее подходы классов A и B, предсказуемо названное классом A/B. Чтобы избавиться от проблем переходных процессов, характерных для класса B, оба триода в плечах работают со смещением, что предотвращает их полное закрытие и устраняет связанные с этим временные задержки. Но величина этого смещения для класса A/B существенно меньше, чем в классе A. Кроме того, введение смещения позволило на небольших уровнях громкости усилителю по-прежнему работать в чистом классе A, переходя в A/B лишь по мере роста выходной мощности. В результате каскады, работающие в классе A/B, хоть и уступают по величине КПД усилителю класса B, но существенно опережают по этому показателю усилители класса A, достигая в грамотных реализациях КПД 70 процентов. А использование двух усилительных элементов в «зеркале» позволяет существенно повысить выходную мощность.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Свежий взгляд

Так называемые «цифровые» усилители, работающие в классе D, вывели энергоэффективность на недосягаемый для классов A и A/B уровень, позволив отказаться от громоздких систем охлаждения транзисторов выходных каскадов и массивных блоков питания. Такие усилители, как правило, компактны и легки, что вызывает определенный скепсис у консервативных аудиофилов. Здесь для усиления применяется совершенно иной принцип, использующий широтно-импульсную модуляцию (ШИМ). Входной сигнал модулирует несущую частоту, выбранную в сверхвысокочастотной области (сотни мегагерц). Для этого используется СВЧ-генератор импульсов несущей частоты и компаратор. На выходе получается последовательность импульсов равной амплитуды, но различной продолжительности, следующих с несущей частотой. Эти импульсы усиливаются транзисторами, работающими с очень высокой скоростью в ключевом режиме (то есть, находясь лишь в двух состояниях – закрытом или открытом). Далее осуществляется демодуляция усиленного сигнала с помощью обычного LC-фильтра, параллельно отсекающего несущую частоту и высокочастотные шумы.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Ключевой режим работы транзисторов является главной особенностью и преимуществом усиления в классе D. Кстати, именно эта особенность приклеила к таким усилителям ярлык «цифровые» – ключевой режим по сути – двоичный. Использование ключевого режима работы транзисторов теоретически позволяет получить КПД усилителя близкий к 100%. На практике грамотные реализации усиления в классе D показывают КПД, превышающий 90 процентов. Как следствие, для таких усилителей не нужны массивные радиаторы охлаждения выходных каскадов, а мощность блока питания при сравнимой выходной мощности требуется значительно более скромная. Кроме того, усилители класса D характеризуются очень высоким значением коэффициента демпфирования, что позволяет им уверенно справляться с самой «тяжелой» нагрузкой.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

Но повсеместное применение таких усилителей в аудиосистемах, особенно топ-уровня, сдерживает целая группа факторов. Во-первых, соседство СВЧ-генератора, являющегося мощным источником электромагнитных помех, с низкочастотными аудиоцепями не сулит ничего хорошего для звука, что заставляет разработчиков искать методы борьбы с последствиями такого соседства. Кроме того, следствием высокого КПД усилителя стало более сильная, чем у аппаратов, работающих в классе A и A/B, зависимость качества звучания от совершенства блока питания – то есть, от способности этого блока обеспечивать усилитель чистым питанием, лишенным высокочастотных шумов. И здесь перед инженерами открывается широкое поле для творчества – от использования классических линейных блоков питания до разработки малошумящих импульсных, пригодных для работы в аудиокомпонентах без ущерба качеству звучания.

Транзисторные и цифровые усилители - в чём разница?

В последние годы появление более совершенной элементной базы дало толчок практически революционному развитию усилителей класса D, которые заявили о себе в областях, совсем недавно для них недоступных – к примеру, в технике High End. Ломая сложившиеся стереотипы, которые в этом сегменте крайне сильны, они доказывают на практике свое право на жизнь, принося радость самым требовательным к качеству звучания любителям музыки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *